Научная статья на тему 'Создание предметно-развивающей среды территории дошкольных учреждений как средство экологического воспитания дошкольников'

Создание предметно-развивающей среды территории дошкольных учреждений как средство экологического воспитания дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
603
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипова Ольга Геннадьевна, Соколова Любовь Александровна, Кириллова Оксана Петровна, Альмагамбетова Лейла Сериковна, Кужракаева Алма Койшиевна

В работе описано проектно-исследовательская деятельность по созданию предметно-развивающей среды на территории «Ясли-сада «Нұр бөбек», г. Петропавловска. В ходе реализации проектно-исследовательской деятельности педагогическим коллективом яслей-сада совместно с родителями и детьми была создана среда, позволившая повысить уровень экологического воспитания дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание предметно-развивающей среды территории дошкольных учреждений как средство экологического воспитания дошкольников»



SCIENCE TIME

СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕИ СРЕДЫ ТЕРРИТОРИИ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ как средство ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Осипова Ольга Геннадьевна, Соколова Любовь Александровна, Кириллова Оксана Петровна, ГККП я/с «Щр бвбек», Казахстан г. Петропавловск

Альмагамбетова Лейла Сериковна, Кужракаева Алма Койшиевна, ФАО «НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по СКО, Казахстан, г. Петропавловск,

E-mail: LeeLoo4891@list.ru

Аннотация. В работе описано проектно-исследовательская деятельность по созданию предметно-развивающей среды на территории «Ясли-сада «НР бебек», г. Петропавловска. В ходе реализации проектно-исследовательской деятельности педагогическим коллективом яслей-сада совместно с родителями и детьми была создана среда, позволившая повысить уровень экологического воспитания дошкольников.

Ключевые слова: экологическое воспитание, предметно-развивающая среда, трудовое воспитание.

В последнее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. В последние годы интерес к проблемам экологии растет. Н . Назарбаев в своих выступлениях подчеркивает, что Казахстану необходимо переходить на зеленую энергетику. Чтобы такой переход был выполнен на качественном уровне, необходимо, чтобы каждый казахстанец понимал и осознавал значимость окружающей среды, ее ресурсов. Это в свою очередь требует формирования экологического сознания начиная с дошкольного возраста.

Так в казахстанских программах дошкольного воспитания ставится цель: формирования у дошкольников системы ценностей, способствующей осознанию представления о человеке как части природы, о зависимости его жизни от её состояния, о необходимости жизни в гармонии с окружающим миром.

В связи с этим, на базе ГККП яслей-сада «Нр бебек» г. Петропавловска, Северо-Казахстанской области (Республика Казахстан) в период с сентября 2013 года по март 2014 года был реализован исследовательский проект экологической направленности «В некотором царстве, в некотором государстве».

В работе по реализации проекта приняли участие 12 воспитателей всех возрастных групп с высшей и первой квалификационной категорией.

Цель проектно-исследовательской деятельности - формирование и развитие знаний детей о природе Северо-Казахстанской области, повышение экологической культуры и ответственного отношения к окружающей среде детей и родителей.

Для реализации данного проекта перед нами были поставлены следующие задачи:

- привлечение родителей для создания комфортной ландшафтной зоны;

- установление взаимодействия с общественными организациями при создании комфортных условий для прогулок детей и осуществлении экологического воспитания;

- пропаганда охраны окружающей среды и формирование экологической культуры населения.

Специфика нашей деятельности заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия детей и взрослых с окружающим миром. По нашему мнению, оформленная окружающая среда может предоставить детям богатейший познавательный материал, а педагогу возможность для реализации полноценного экологического воспитания. Для этого необходимо создать комфортную ландшафтную зону: продуманное расположение растений, малые скульптурные формы, объекты.

Для реализации проектно-исследовательской деятельности были учтены условия: хорошая материальная база, методическое и дидактическое сопровождение, сотрудничество со станцией Юных юннатов, Ботанический сад.

При реализации проекта предусмотрено ресурсное обеспечение:

- приобретение: рабочий инвентарь, лакокрасочные материалы, кустарники, древесные растения, цветы;

- изготовление: малые скульптурные формы, декоративные объекты;

- оформление: элементы на асфальте.

Для реализации социального заказа проведено анкетирование с родителями и педагогами дошкольной организации. Данное анкетирование показало, что большинство родителей (87%) положительно относятся к идее привлечения

своих детей к оформлению территории яслей-сада. Большая часть родителей изъявила желание принять актвное участие в работе над реализацией проекта.

Реализация проекта включила в себя 3 этапа:

- организационно-подготовительный (подбор литературы, беседы и консультации с родителями, педагогами), составление паспорта озеленения, плана альпийской горки;

- основной (озеленение территории, оформление зон, посещение библиотеки, музея, акция «Экологический праздник», акция «Трудовой десант»);

- заключительный (творческий отчет педагогов, анализ и обобщение результатов).

В яслей-саду «Нр бебек» разработан единый перспективный план по экологическому воспитанию дошкольников. В каждой группе организованы уголки природы (создание условий: аквариумы с рыбами, комнатные растения, паспорта, различные картотеки и др.). Ежедневно в детском саду организовываются наблюдения за объектами живой и неживой природы, целевые прогулки и экскурсии на территории детского сада и за его пределами, экологические досуги и праздники, осуществляется работа на экологической тропе. Регулярно в детском саду ведется работа по повышению профессиональной компетентности педагогов (семинары-практикумы «Детское экологическое экспериментирование», «Основные направления по обновлению содержания экологического воспитания», консультация «Методы и приемы ознакомления дошкольников с окружающим миром», педсовет «Воспитание экологической культуры у дошкольников» и т.д.). Для создания условий на территории детского сада разбиты цветники на групповых участках и центральной территории детского сада.

Рис. 1 «Мир цветов», группа №1

Согласно плану проектно - исследовательской деятельности, каждый участок яслей-сада «Н^р бебек» был оформлен в соответствии с определенной тематикой:

а) зона «Солнечное джайляу» передает национальный характер;

б) зона «Там, на неведомых дорожках» предполагает тропу по сказкам с малыми скульптурными формами сказочных героев;

в) огород «Овощной калейдоскоп» с оформленными грядками и дорожками между ними. Овощи были подобраны в соответствии с программными задачами, а сказочные персонажи помогли детям в формировании трудовых навыков;

Рис. 2 «Овощной калейдоскоп» г) клумбы «Разноцветные капельки».

Особое внимание уделялось созданию перголы - зеленой уютной зоны для отдыха. И самая большая работа - это создание «альпийской горки», которая стала украшением территории и познавательной зоной для детей.

Рис. 3 «Альпийская горка»

Рис. 4 Ознакомление детей младшей группы с альпийской горкой

Также на асфальте яслей-сада были изображены символы, рисунки, знаки, имеющие определенное значение (разметки спортивных дорожек, игры на асфальте, ПДД и др.).

Важно учесть, что при реализации проектно-исследовательской деятельности предусмотрен экономный подход в расходовании финансовых средств. В частности, использование бросового материала, своих семян, собственной рассады. Это позволило существенно сократить материальные затраты.

SCIENCE TIME

Реализация проекта позволила не только изменить внешний вид территории, но и послужила средством выполнения программы по экологическому воспитанию и обучению детей в дошкольной организации. Так за счет оформления тематических зон на каждом участке, озеленения территории, создания альпийской горки и клумбы «Разноцветные капельки», благоустройства огорода «Овощной калейдоскоп», оформления развивающей среды на асфальте у детей были систематизированы и углублены знания о растениях, их значении в жизни человека, особенностях ухода за ними. Кроме того, все это способствовало развитию познавательного интереса и формированию трудовых навыков.

Созданная материальная база позволит и в дальнейшем эффективнее осуществлять работу по экологическому воспитанию. Окультуренная ландшафтная зона и озеленение прогулочных участков будут пополняться, обновляться игровым и спортивным оборудованием.

Дошкольная организация продолжает активно взаимодействовать с Ботаническим садом города, станцией Юных юннатов, школами №10 и №40 г. Петропавловска. На данный момент педагогический коллектив организовывает походы и экскурсии за территорию детского сада (р. Ишим, городской парк культуры и отдыха, озеро Пестрое, конная база «Спортландия» и др.).

На сегодняшний день детский сад ведет активную пропаганду среди населения по охране окружающей среды, проводя акции «Елочка - зеленая иголочка», «Берегите птиц!», «Не рвите первоцветы».

В дальнейшем планируем проведение еще ряда исследовательских проектов по развитию экологической культуры дошкольников.

Рис. 5 «Разноцветные капельки»

Литература:

1. Богданец Т. «Экологические знания - первое представление о мире» // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 12. - С. 18-21.

2. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. М.: Педагогика, 2010. - 250с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.