Научная статья на тему 'Создание полимерных композиционных материалов для обеспечения надежности транспортной техники в условиях холодного климата'

Создание полимерных композиционных материалов для обеспечения надежности транспортной техники в условиях холодного климата Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
754
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Охлопкова А. А., Слепцова С. А., Соколова М. Д., Петрова П. Н.

В статье освещены направления решения проблемы обеспечения безопасности и надежности транспортной техники, эксплуатируемой в Республике Саха (Якутия). Проводится анализ климатических факторов, влияющих на работоспособность и долговечность уплотнительных деталей машин. Показано, что безопасность транспорта связана с созданием и внедрением новых морозостойких материалов с высоким уровнем эксплуатационных характеристик. Приведены результаты научных исследований по повышению морозостойкости уплотнительных материалов на основе эластомеров и созданию новых материалов на основе промышленных полимеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Охлопкова А. А., Слепцова С. А., Соколова М. Д., Петрова П. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creation of Polymeric Composite Materials for Maintenance of Transport Techniques Reliability in a Cold Climate

This article covers the decision of safety and reliability of transport maintained in the Republic of Sakha (Yakutia). The authors make analysis of climatic factors influence on details of machines. They describe the connection of the transport safety with creation and introduction of new cold -resistant materials. The article contains researches on elastomeric and polymeric composite materials results.

Текст научной работы на тему «Создание полимерных композиционных материалов для обеспечения надежности транспортной техники в условиях холодного климата»

□

УДК 678.073:678.046:661.481 А.А. Охлопкова, С.А. Слепцова, М.Д. Соколова, П.Н. Петрова

СОЗДАНИЕ ПОЛИМЕРНЫХ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ ТРАНСПОРТНОЙ ТЕХНИКИ В УСЛОВИЯХ ХОЛОДНОГО КЛИМАТА

В статье освещены направления решения проблемы обеспечения безопасности и надежности транспортной техники, эксплуатируемой в Республике Саха (Якутия). Проводится анализ климатических факторов, влияющих на работоспособность и долговечность уплотнительных деталей машин. Показано, что безопасность транспорта связана с созданием и внедрением новых морозостойких материалов с высоким уровнем эксплуатационных характеристик. Приведены результаты научных исследований по повышению морозостойкости уплотнительных материалов на основе эластомеров и созданию новых материалов на основе промышленных полимеров.

Одной из основных проблем безопасности автомобильного транспорта является обеспечение перевозки пассажиров и грузов с минимально возможными материальными, энергетическими затратами без допустимого изменения их состояния, состояния технических средств транспортной системы и населения. Современный уровень техники свидетельствует о возможности использования следующих стратегий обеспечения безопасности транспортного комплекса: стратегии безотказности; стратегии отказа устойчивости; стратегии безопасного поведения при отказе. При этом необходимо иметь в виду, что характеристики надежности определяют конструктивную безопасность только в период нормального функционирования транспортного средства [1].

В Республике Саха (Якутия) роль автомобильного транспорта чрезвычайно велика в силу необходимости организации завоза топлива, продуктов и товаров первой необходимости в труднодоступные арктические и другие районы. За 2003 г. зарегистрировано 174,9 тысяч единиц автотехники, в т.ч.: грузовые - 41,87 тысяч единиц, автобусы - 6,15 тысяч единиц и легковые - 126,9 тысяч единиц [2, 3]. В настоящее время автомобильный транспорт выполняет около 70% объемов перевозок грузов и пассажиров, являясь, по сути, «главным перевозчиком» республики [2].

Развитие стратегии безопасности транспортных средств - это, в первую очередь, создание и внедрение новых материалов с высоким уровнем эксплуатационных характеристик, способных обеспечить надежность и безотказность технических систем, а также развитие инновационных технологий, позволяющих создавать такие материалы.

Для техники, эксплуатируемой в условиях холодного климата, температурный диапазон окружающего воздуха, в котором технические свойства материалов, конструкций и агрегатов должны обеспечивать необходимые показатели надежности и долговечности, обычно принимается от минус 60 до плюс 35°С. Решению вопросов обеспечения надежности техники в северных условиях посвящено достаточно много научных публикаций [4]. В них подробно исследуются и рекомендуются пути повышения технических параметров металлических и полимерных материалов, их соединений, конструкций, двигателей и т.д. Однако проблемы создания морозостойких уплотнительных деталей специально в них не рассматриваются, несмотря на то, что они во многом лимитируют работоспособность и долговечность практически всех управляющих, питающих и силовых устройств современных машин, включая системы подачи топлива, гидравлического привода и смазки узлов трения. Это

обусловлено тем, что уплотнения подвержены воздействию практически всех негативных климатических факторов. При понижении температуры заметно снижается эластичность уплотнительных материалов, при достижении определенных значений эластомеры переходят в стеклообразное состояние, при температурных перепадах происходит замерзание-оттаивание влаги в микротрещинах, конденсация влаги приводит к примерзанию уплотнений к герметизируемым деталям, солнечная радиация интенсифицирует процессы старения и т.д. Соответственно происходит следующее: снижение герметичности уплотнения, хрупкое разрушение уплотнителя, уменьшение прочности, разрушение (отрыв) уплотнительных кромок подвижных герметизаторов в момент страгивания, деструкция полимера и эластомера и снижение механических свойств.

Существуют два направления решения проблемы обеспечения надежности и безопасности узлов трения техники, эксплуатируемой в РС (Я):

1) повышение морозостойкости применяемых в настоящее время уплотнительных материалов на основе эластомеров.

2) создание новых материалов, характеризуемых высокими морозо-, износо-, агрессивостойкостью, в том числе адаптивными к условиям эксплуатации свойствами, на основе промышленных полимеров.

Как один из наиболее эффективных методов модификации свойств резин выбран метод совмещения каучуков с пластиками.

Высокая материалоемкость резиновой промышленности (рецептуры резиновых смесей содержат от 5 до 15 и даже более ингредиентов) вызывает большие трудности при переходе на новые рецептуры. Поэтому модификация серийных резин предоставляет возможность даже мелким производителям при наличии модифицирующих добавок изготавливать РТИ с учетом конкретных условий их эксплуатации. Наиболее успешной можно считать модификацию серийно выпускаемой резины марки В-14 на основе СКН-18 небольшими количествами (до 20%) сверхвысокомолекулярного полиэтилена (СВМПЭ) или фторопласта марки Ф4МБ, проведенную в Институте неметаллических материалов СО РАН. Свойства этих резин представлены в табл. 1. Учитывая сложность процессов, происходящих при понижении температуры, морозостойкость полимеров и композиций на их основе характеризуют с помощью нескольких показателей. При оценке морозостойкости резин, в первую очередь, учитывают условия и режим эксплуатации деталей: для шинных резин наиболее важно оценить морозостойкость при растяжении и влияние низких температур на динамические показатели, для уплотнительных резин - коэффициент морозостойкости по эластическому восстановлению после сжатия и т.д. Таким образом, можно прогнозировать поведение материалов при наиболее распространенных видах деформаций и нагрузок, которые реализуются при эксплуатации конкретных видов изделий. Однако при разработке новых морозостойких материалов необходимо более глубоко изучать поведение материалов при низких температурах.

Таблица 1

Свойства резин на основе смесей бутадиен-нитрильных каучуков с композициями термопластичных полимеров

Показатели В-14 исх. В-14+ 10%СВМПЭ В-14 + 10% (СВПМЭ + р-сиалон +Мо82) В-14 + 10% (Ф4МБ+ +Р-сиалон+ Мо82)

Условная прочность при растяжении, МПа 13,9 13,9 13,8 13,0

Относительное удлинение при разрыве,% 230 173 208 190

Твердость по Шор А, уел. ед. 74 83 82 84

Коэффициент морозостойкости по эласт. восстановлению при -45 °С 0,171 0,208 0,233 0,241

Объемный износ при абразивном истирании, см3 0,203 0,168 0,147 0,161

Степень набухания в масле АМГ-10 при 700 в течение 72 ч -4,38 -3,17 -2,87 -2,59

и 61

Исследование температуры стеклования проведено методами дифференциально-сканирующей калориметрии (ДСК) и термомеханического анализа (ТМА). Анализ термограмм показывает (табл. 2), что при введении в резину

СВМПЭ без добавок температура стеклования модифицированной резины практически не изменяется, в то время как введение композиции СВМПЭ с добавками приводит к снижению температуры стеклования композиции на 3... 5 °С.

Таблица 2

Температуры стеклования модифицированных резин

Вид наполнителя Содержание наполнителя,мас. % Температура стеклования, °С,

по методу ДСК по методу ТМА

Исходная резина 0 -48 -48

СВМПЭ 10 -50 -48

СВМПЭ+добавки Р-сиалона и Мо82 10 -52 -53

Одной из наиболее вероятных причин снижения Т следования модифицированных резин подтвердили нали-

может являться образование развитого переходного слоя чиє развитого переходного слоя при введении неоргани-

между двумя несовместимыми полимерами, какими яв- ческих добавок в СВМПЭ (рис. 1).

ляются СКН иПЭ [5]. Электронно-микроскопические ис-

Рис. 1. Фотографии резины В-14, модифицированной:

а - СВМПЭ без добавок,

б - с добавками Ь-еиалона и дисульфида молибдена

Уплотнения подвижных соединений чаще всего эксплуатируются в условиях смазки (для резин наиболее распространенными смазками являются различные масла), поэтому особый интерес представляет изучение изменений морозостойких свойств при длительном воздействии сре-

ды. Выдержка в агрессивной среде и последующее исследование морозостойких свойств исследуемых материалов показали, что резины, модифицированные СВМПЭ, имеют более высокий уровень морозостойкости после длитель-ной (в течение 7 недель) выдержки в среде смазки (рис. 2).

Рис. 2. Зависимость морозостойкости модифицированных резин от времени выдержки в среде масла АМГ-10: исходная резина В-14; — резина, модифицированная композицией СВМПЭ с неорганическими добавками

При разработке морозостойких уплотнительных материалов исследование адгезии примерзания может служить одним из важных критериев оценки работоспособности уплотнений в условиях эксплуатации на Севере [6].

Исследования адгезии при примерзании резин с раз -личным содержанием СВМПЭ к металлической поверх-

ности (рис. 3) показали, что адгезия при примерзании уменьшается с увеличением наполнения резины полиэтиленовой композицией, причем, чем ниже температура, тем больше разница ее значений (при -450С значение адгезии для модифицированной резины меньше по сравнению с исходной в 3 раза).

Рис. 3. Зависимость адгезии примерзания модифицированных резин к металлической поверхности (^) от содержания композиции СВМПЭ с Ь-сиалоном и МоБ2

и 63

Стендовые и опытно-промышленные испытания уплотнений из модифицированной резины проведены в условиях зимы РС (Я). Динамические испытания были проведены в объеме 9000 циклов возвратно-поступательного движения для каждого уплотнения. На рис. 4 представлены зависимости утечек от наработки для уплотнений “Бронзтефлон” (Германия) и “Честертон” (Англия) и уплотнения из модифицированной резины на основе

СКН-18. Проведенные испытания различных по конструкции и применяемым материалам уплотнений силовых гидроцилиндров показали, что в условиях естественнонизких температур наибольшую герметичность обеспечивают уплотнения, выполненные из морозостойкого эластомерного материала, модифицированного композицией СВМПЭ с добавками сиалона и дисульфида молибдена.

Рис. 4. Зависимость утечки от числа циклов возвратно-поступательного движения штока уплотнениями:

1 - “Честертон 10000”,

2 - “Бронзтефлон”,

3 - резина, модифицированная композицией СВМПЭ

Таким образом, расширенные испытания резины В-14, модифицированной термопластами, показали, что введение СВМПЭ и Ф-4МБ в серийную резиновую смесь В-14 позволило получить резины с улучшенным комплексом низкотемпературных свойств. Опытно-промышленные испытания показали высокую герметизирующую способность разработанного материала.

Перспективным направлением создания полимерных композиционных материалов (ПКМ) герметизирующего назначения является модификация промышленных полимеров. Для ее реализации практически не требуется создания дополнительного технологического оборудования и принципиальных изменений в технологии. Ярким примером этого подхода является модификация политетрафторэтилена (ПТФЭ) коксом (такой композит выпускается промышленностью под маркой Ф4К20). По сравнению с исходным полимером он обладает повышенной в 100-1000 раз износостойкостью, и узлы трения - подшипники скольжения, изготовленные из него, имеют значительно больший ресурс.

Согласно данным, приведённым в [7], при разработке новых материалов использование приема модифицирования полимеров составляет 74%, а применение различных добавок в качестве модификаторов - 3 8% от общего объёма проводимых исследований, на которые тратится ежегодно 15,4 млрд долларов США.

Перспективным направлением этой технологии является использование нетрадиционных модификаторов: газообразных, жидких, жидкокристаллических, твердых наносоединений, обеспечивающих уникальные сочетания в ПКМ электрических, магнитных, тепловых, механических и других свойств, которые невозможно реализовать в обычных наполненных полимерах [8].

Одним из научных направлений кафедры высокомолекулярных соединений и органической химии Якутского университета имени М. К. Аммосова является разработка новых триботехнических материалов для узлов трения техники, эксплуатируемой в условиях холодного климата. Исследования по разработке и совершенствованию полимерных антифрикционных материалов развиваются по следующим основным направлениям:

- оптимизация химического состава полимерных композиций;

- улучшение механических показателей материалов (коэффициент трения, износостойкость, прочность и т.д.);

- изучение механизмов изнашивания полимерных материалов и поиск методов их регулирования;

- разработка новых технологий переработки ПКМ;

- поиск путей оптимального использования антифрикционных полимерных материалов.

Установлен основной фактор, определяющий ближайшие перспективы модифицирования термопластов, -

структурно-морфологический. В качестве модифицирующих агентов ПТФЭ и СВМПЭ выбраны наноразмерные неорганические соединения, в том числе керамики (НК), обеспечивающие максимальное структурирование полимерной матрицы на различных уровнях структурной организации.

Применение НК в качестве антифрикционной добавки практически не исследовано. В последние 2-3 года появился ряд работ, связанных с нанометровыми модификаторами полимеров [9]. В основном их используют как присадки к маслам для обеспечения низкого коэффициента трения. Малочисленность работ, посвященных применению НК в триботехническом материаловедении, связана с технологическими сложностями формирования ПКМ с нанометровыми частицами ингредиентов.

На основании результатов экспериментальных исследований и их теоретического обобщения развиты представления о физико-химических процессах формирования ПКМ, наполненных НК, включающие новые закономерности влияния поляризационного заряда, фазового соста-

ва, электронодонорных свойств наполнителей на структуру и служебные характеристики композитов [10, 11]. Показано, что НК изменяют механизм кристаллизации полимеров благодаря наличию на частицах поляризационного заряда, в поле которого происходит поляризация и структурирование связующего. Кинетика кристаллизации и преобразование надмолекулярной структуры обусловлены формированием межфазных слоев на границе полимер-НК [12]. В отличие от известных материалов, содержащих традиционные наполнители типа кокса и дисульфида молибдена, структура ПКМ с НК характеризуется как более совершенная, мелкосферолитная, с высокой плотностью упаковки структурных элементов. Это приводит к существенному повышению износостойкости композитов при сохранении присущих исследованным полимерам морозостойкости, прочности, эластичности и химической стойкости. В результате формируется непрерывная «сетка» из наночастиц в граничных областях ПКМ, идентифицированная как кластерная структура (рис. 5).

Рис. 5. Влияние содержания НК на надмолекулярную структуру и скорость изнашивания ПТФЭ

и 65

В табл. 3 приведены основные физию-механические и триботехнические характеристики разработанных материалов. Сравнение их со свойствами исходного ПТФЭ и выпускаемых промышленностью композитов на его основе показывает, что практически при одинаковой прочности и

эластичности разработанные ПКМ имеют в сотни раз повышенную износостойкость. Это обеспечивает возможность создания надежных и долговечных морозостойких уплотнений с высокой степенью герметичности, перспективных для широкого применения в северных условиях.

Таблица 3

Физико-механические и триботехнические характеристики модифицированного ПТФЭ

Состав Приоритет Предел прочности при растяжении, ур, МПа Относительное удлинение при разрыве, ^ % Скорость изнашивания массовая, Іф 10-6 кг/ч Коэффициент трения, г г

ПТФЭ 20-22 300-320 70-75 0,04

ПТФЭ+кокс 16-18 290-300 12-16 0,15-0,30

ПТФЭ+Мо82 18-20 160-180 40-45 0,20-0,30

ПТФЭ+С0А12О4 Патент РФ №2099365 19-25 330-400 0,2-2,6 0,15-0,18

ПТФЭ + З^-А^Оэ-АМ А.с.1198939 18-25 275-330 0,8-8,0 0,17-0,19

ПТФЭ + 8і3К4-У2О3-УК А.с.1582600 19-24 260-310 0,4-3,6 0,16-0,18

ПТФЭ + 8і3К4-Б2О3-БК А.с.1717602 16-18 200-250 0,4-2,6 0,16-0,18

ПТФЭ + УДА Патент РФ №2114874 20-25 260-320 3,2-3,6 0,20-0,22

ПТФЭ + 2Mg0-2Al20з-5Sl02 Патент РФ №2177962 22-23 310-320 6,0-6,4 0,18-0,19

ПТФЭ + Сг203 Патент РФ №2178801 22-24 320-330 1,8-2,8 0,22

ПТФЭ + Zr02 Патент РФ №2178801 22-24 300-320 2,8-3,2 0,20

Использование в качестве полимерной матрицы и модифицирование СВМПЭ отечественного производства и фирмы “Ное^Г марок Hostalen GUR-412 и Hostalen GUR-415 (Германия) нанокерамиками позволило получить материалы с более высокими деформационно-прочностными характеристиками (на 20-40%) и износостойкостью (в 1,5-2,5 раза) по сравнению с исходными полимерами. В связи с тем, что СВМПЭ в настоящее время является широко используемым конструкционным полимером в силу высоких прочностных характеристик, низкого коэффициента трения подобные разработки представляются весьма перспективными (табл. 4) [13].

Исследование влияния химической природы наношпинелей на триботехнические характеристики выявило преимущество шпинели меди в качестве наполнителя СВМПЭ. ПКМ, содержащие этот наполнитель, характеризуются более высокой износостойкостью.

Исследованные наполнители характеризовались оди-

наковым размером частиц, удельной поверхностью, но отличались химической природой, а именно природой оксидов. Структурные исследования показали, что происходит трансформация фибриллярной структуры исходного СВМПЭ в кристаллические образования в виде симметричных многогранников, идентифицированных как несовершенные сферолиты (рис. 6).

Размеры сферолитов и их геометрическая форма зависят как от химического состава, так и от времени активации наполнителя. Наиболее упорядоченная структура, характеризуемая мелкими сферолитами одинаковых размеров и форм, зарегистрирована для композита, содержащего активированную в течение 2 мин шпинель меди. Именно для этого композита получены более высокие противоиз-носные и прочностные свойства. Изменения свойств для всех исследованных ПКМ коррелируют со структурными преобразованиями в связующих, протекающими под действием НК.

Таблица 4

Физико-механические и триботехнические характеристики модифицированного СВМПЭ

Состав Предел прочности при растяжении, ур, МПа Относительное удлинение при разрыве, ер, % Скорость изнашивания массовая, Іф 10-6 кг/ч Коэффициент трения, г

СВМПЭ 34,0 320 0,14 0,15

СВМПЭ + 813Ы4-А12О3-АШ 30,5 325 0,06 0,19

СВМПЭ + З^-А^-АМ 30,5 300 0,05 0,20

СВМПЭ + АМ 34,5 320 0,01 -

СВМПЭ + М082 28,0 290 0,62 0,25

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СВМПЭ + Мо82 26,5 270 0,81 0,30

Рис. 6. Надмолекулярная структура СВПМЭ: а) исходного; б) наполненного неактивированной шпинелью меди; в) наполненного активированной в течение 2 мин шпинелью кобальта; г) наполненного активированной в течение 2 мин шпинелью меди. Увеличение х300

Следующим направлением научных изысканий в области создания триботехнических материалов являются исследования механизмов изнашивания полимерных композитов. Повышенная износостойкость ПКМ, содержащих НК, связана с формированием на поверхности трения кластерных структур из частиц НК, локализующих сдвиговые деформации и предохраняющих поверхностный слой материала от разрушения. Распределение кластеров на поверхности трения и высота образу-

емых ими микронеровностей зависит от химической природы наполнителя. На электронных микрофотографиях структуры поверхностей трения ПКМ (рис. 7) видно, что ПКМ, содержащие неактивированные НК, представляют собой ориентированные вдоль направления скольжения слои композита. Введение активированных НК обеспечивает сохранение сферолитной структуры, зарегистрированной в объеме материала и на поверхностях трения.

Рис. 7. Структура поверхностей трения ПКМ на основе ПТФЭ: а - 2 мас.% НК, б - 2 мас.% НК, активированная в течение 2 мин

Как правило, НК синтезируют с использованием дорогостоящих технологий: плазмо- и механохимии, крио-и детонационного синтеза. В связи с происшедшими в последние десятилетия изменениями в экономической и экологической обстановке актуальным является разработка новых технологий получения и длительного сохране-

ния соединений в ультрадисперсном состоянии. В этой области активно ведутся исследования различных способов активизации компонентов ПКМ с использованием технологии механической активации, осуществляемой предварительно или в процессе совмещения полимера с наполнителем (рис. 8).

Технологические приемы получения композитов

Активация полимера

наномодификаторов в композит

Активация

наполнителей

Совместная активация полимера и наполнителя

Рис. 8. Технологические приемы получения композитов

На рис. 9 представлена диаграмма, иллюстрирующая изменение свойств ПКМ при использовании технологии механоактивации наполнителей. Видно, что предварительная механоактивация НК в планетарной мельнице приводит к повышению износостойкости материалов при нагрузке 67 Нв 2 раза, при нагрузке 1600 Нв 3 раза, эластичности в 1,5 раза по сравнению с показателями для ПКМ, полученными обычным смешением в лопастном смесителе.

Полученные результаты свидетельствуют о перспективности использования технологии механоактивации

компонентов ПКМ, что позволило создать материалы, работоспособные в условиях повышенных нагрузок и скоростей скольжения. Износостойкость ПКМ при нагрузках до 1,6 кН возросла в 2-3 раза, прочностные показатели на 40-50 % по сравнению с композитами, содержащими неактивированный наполнитель той же концентрации. Особенно интересными являются результаты перевода обычных соединений, в том числе природного происхождения (цеолиты, отходы алмазного производства), в ульт-радисперсное состояние с высокой реакционной способностью.

Рис. 9. Влияние механоактивации НК на свойства ПКМ на основе ПТФЭ (время активации - 120 с):

1 - износостойкость при нагрузке 67 Н; 2 - износостойкость при нагрузке от 1000 до 1600 Н; 3 - относительное удлинение при разрыве; 4 - прочность при растяжении

Разработанные материалы успешно используются в узлах трения различных машин, эксплуатируемых на предприятиях АК «Золото Якутии», «Алмазы России-Саха», «Якутуголь», в нефтегазодобывающих организациях НАК «Саханефтегаз» и др., в том числе в технике зарубежного производства - карьерных автосамосвалах «М-200» и «НД-1200», экскаваторах «Марион» и бульдозерах «Комацу».

Таким образом, альтернативным подходом, обусловливающим повышение безопасности и надежности техники, является использование в узлах трения материалов нового поколения, характеризуемых повышенными моро-зо-, агрессиво-, износостойкостью.

В настоящее время на территории РС (Я) функционируют два ООО «Нордэласт» (ИПНГ СО РАН) и «Технопласт» (БГФ ЯГУ), занимающиеся внедрением научных разработок учредителей этих предприятий: морозостойких резино-технических изделий и полимерных композиционных материалов для узлов трения транспорта и техники, эксплуатирующихся в условиях северных регионов. Создание предприятий по производству наукоемкого продукта имеет большое значение для развития экономики региона и требует поддержки на правительственном уровне. А организация производства, кроме поддержки в виде

налоговых льгот, требует немалых финансовых вливаний. Стимулом для организации этих предприятий стала победа в конкурсе грантов по Программе «Старт», проводимом Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. В данной Программе предполагается, что процесс становления малой инновационной компании займет до 3-х лет. Первый этап реализации проекта (до 1 года) является «посевным», когда заявители за 750 тыс. руб., предоставляемые Фондом на безвозвратной основе, осуществляют ряд действий, которые позволят убедиться в реальности (или нереальности) коммерциализации результатов научных исследований. Со второго года реализации проекта заявители обязаны привлечь стороннего инвестора, в таком случае Фонд софи-нансирует проект вместе с внебюджетным инвестором. ООО «Нордэласт» вышел на второй этап, а ООО «Технопласт» завершает первый и готовится выйти на второй этап. Таким образом, можно надеяться, что коммерциализация научных разработок в области полимерного материаловедения имеет под собой реальную почву и созданные предприятия смогут наладить эффективную схему по производству и сбыту изделий, конкурентоспособных на существующем рынке аналогичных изделий.

Литература

1. Белый О.В., Скороходов Д.А. Проблемы безопасности транспорта. О безопасности - теория и российская действительность // Вестник Евроазиатского транспортного союза. 2004. Вып. № 12-13. С. 18-36.

2. Аристакисян Г. Самый доступный, надежный и незаменимый // Обзоры. Экономика и финансы. 2006. № 2.

3. Писаревский О. Наземный транспорт республики // Новости Якутии / Республиканский информационно-аналитический портал. 03.06.2005.

4. Старостин П.П. Основы тепловой диагностики эксплуатационных параметров в опорах скольжения без смазки: Дис. ... докт. техн. наук. М., 1999. 280 с.

5. Шварц А.Г., Динзбург Б.Н. Совмещение каучуков с пластиками и синтетическими смолами. М.: Химия, 1972. 224 с.

6. Попов СП. Морозостойкие подвижные уплотнения для машин в северном исполнении: Автореф. дис. ... докт. техн. наук. Новосибирск, 1996. 32 с.

7. Трибология. Исследования и приложения: опыт США и стран СНГ / Под ред. В.А. Белого, К. Лудемы, Н.К. Мышкина. Машиностроение. М., 1993.

8. Зубов В.И. Некоторые размерные эффекты и свойства уль-традисперсных систем// Журн. ВХО им. Д.И. Менделеева. 1991. Т. 36. № 2. С. 133-137.

9. Металлополимерные нанокомпозиты (получение, свойства, применение) / В.М. Бузник, В.М. Фомин, А.П. Алхимов, А.А. Охлопкова и др. Новосибирск: Изд-во СО ГАН, 2005. 260 с. (Интеграционные проекты СО РАН. Вып. 2).

10. ОхлопковаА.А., ВиноградовА.В, ПинчукЛ.С. Пластики, наполненные неорганическими соединениями. Гомель: ИММС НАНБ, 1999. 164 с.

11. Пинчук Л.С., Гольдаде В.А. Электретные материалы в машиностроении. Гомель: Инфотрибо, 1998.

12. Липатов Ю.С. Физико-химические основы наполения полимеров. М.: Химия,1991. 260 с.

13. Андреева П.П., Веселовская Е.В., Наливайко Е.И. и др. Сверхвысокомолекулярный полиэтилен высокой плотности. Л.: Химия, 1982. 80 с.

A.A. Okhlopkova, S.A. Sleptsova, M.D. Sokolova, PN. Petrova

Creation of Polymeric Composite Materials for Maintenance of Transport Techniques Reliability in a Cold Climate

This article covers the decision of safety and reliability of transport maintained in the Republic of Sakha (Yakutia). The authors make analysis of climatic factors influence on details of machines. They describe the connection of the transport safety with creation and introduction of new cold -resistant materials.

The article contains researches on elastomeric and polymeric composite materials results.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.