УДК 33
М.М. Селезнева
студент,
Кредитно-экономический факультет, кафедра «Банки и банковский менеджмент», ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»,
г. Москва
СОЗДАНИЕ ОБЩЕЙ ЦЕННОСТИ КАК МОДЕРНИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Аннотация. В статье рассмотрена концепция создания общей ценности, ее отличия от концепции корпоративной социальной ответственности и примеры компаний, которые придерживаются данной концепции. Также рассмотрено, что в России уже сделано для продвижения данной концепции и что необходимо предпринять в дальнейшем.
Ключевые слова: концепция создания общей стоимости, концепция корпоративной социальной ответственности, социально-ориентированный бизнес.
M.M. Selezneva, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow
CREATING SHARED VALUE AS A MODERNIZATION OF CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY
Abstract. The article describes a business concept of creating shared value (CSV), its differences from the concept of corporate social responsibility and examples of companies that follow the concept CSV. The steps, which Russia has already taken to promote this concept and next steps, what it has to do, are also considered.
Keywords: creating shared value (CSV), corporate social responsibility (CSR), socially responsible business.
Кризис обнажает риски и основные проблемы, с которыми столкнулась компания, страна или же мировое сообщество в целом. В то же время он дает и новые возможности. Столкнувшись с новыми вызовами, необходимо формировать новые модели развития, соответственно, необходимо пересмотреть свои стратегии и определить дальнейшие приоритеты развития, с учетом новых условий.
Социальная ориентированность бизнеса продолжает оставаться актуальной в настоящее время как в России, так и во всем мире, в связи с усилением таких глобальных проблем, как, например, экологических: изменение климата, значительная ограниченность природных ресурсов, особенно питьевой воды, стихийные бедствия, и проблем неравенства населения [2].
В этой связи необходима ценностная перестройка, переформатирование бизнес-мышления, то есть необходимо понимание того, что экономическая стоимость компании должна создаваться путем решения социальных проблем. Концепция создания общей ценности (CSV) как раз об этом. Данная концепция нацелена не только на повышение конкурентоспособности компании, но и в то же время на создание более благоприятных социально-экономических условий там, где осуществляется деятельность данной компании; при этом ценность определяется не только полученной выгодой, но и соотношением выгоды и затрат, понесенных для ее получения.
По сути такая модель социально-ориентированного бизнеса, как корпоративная социальная ответственность (КСО) и модель CSV, - об одном и том же, а именно о том, как решать социальные проблемы и о степени ответственности бизнеса. Отличие в том, что при КСО у компании есть выбор, в каких объемах вкладывать средства в социально-значимые проекты. Она может манипулировать бюджетом и, например, в период кризиса направлять меньше средств в такие проекты, то есть в этом случае бизнес ведет себя как спонсор.
Модель CSV принципиально по-новому смотрит на социальную ответственность бизнеса. В основу такой модели положено достижение экономической стоимости компании за счет решения социальных проблем [1]. Создание общей ценности - это и есть суть бизнеса, это кон-
курентное преимущество. Для этого компания формирует бюджет, для этого она соблюдает требования законодательства, внешнюю и внутреннюю политику и процедуры, что определяет специфику бизнеса. Соответственно, производительность компании зависит от степени решения социальных проблем, от наличия квалифицированной рабочей силы, экологии, развитости экономических кластеров, иных социальных факторов. Любое недоразвитие социальных факторов, любая социальная проблема - это издержки бизнеса, и в итоге - уменьшение экономической стоимости компании.
Таким образом, стратегия КСО предполагает жертвование компанией значительных объемов средств на благотворительность и социальные цели, это является частью ее бренда. Она позиционирует себя как социально-ориентированную компанию, в то время как CSV предполагает, что бизнес самостоятельно решает, что он может более эффективно использовать ресурсы на решение социальных проблем, нежели это делают традиционные институты для таких целей, в том числе государство, и экономическая стоимость компании достигается за счет решения социальных проблем.
Данная концепция внедрена в таких компаниях, как Nestle, Unilever, Johnson & Johnson, Novo Nordisk [5], и работает она весьма эффективно, соответственно необходимо развивать ее и в России.
В качестве примера можно привести деятельность компании «Ново Нордиск» в Китае. Данная компания в качестве цели своей деятельности определила решение следующей актуальной для Китая социальной проблемы - катастрофического роста больных диабетом. Программы развития здравоохранения для предупреждения и решения этой проблемы формулируются государством, но и бизнес при этом не остается в стороне. «Ново Нордиск» для решения этой проблемы инвестирует средства в обучение сотрудников в сфере здравоохранения, в обучение больных диабетом с точки зрения образа жизни и приема лекарств. В итоге китайский бюджет экономит сумму, инвестированную компанией для подобных целей, но при этом число тех, кто ежегодно выздоравливает, существенно растет, и культура образа жизни меняется. При этом компания получает экономическую выгоду, состоящую в том, что компания достигла 63% доли рынка Китая, значительных объемов продаж лекарств и укрепления доверия как китайских регуляторов, так и системы здравоохранения, персонала и тех, кто принимает эти лекарства, что обеспечивает серьезные конкурентные преимущества [4].
Также отдельно стоит сказать про компанию «Нестле», поскольку появление концепции CSV было обусловлено, помимо прочего, опытом данной компании в социальной сфере в странах Латинской Америки. Компания определяет для себя на данный момент пять областей, где, исходя из своего бизнеса и своей бизнес-аудитории, они уделяют внимание социальным вопросам: питание, развитие сельских регионов, управление водными ресурсами, устойчивость окружающей среды, права человека и соответствие законодательству. В конечном итоге от того, насколько эффективно развиваются указанные направления, зависит успех деятельности компании, а кроме того, от этого выигрывает и общество.
Рассмотрим, что в России уже сделано для продвижения концепции CSV, чтобы определить, что необходимо предпринять в дальнейшем.
Во-первых, в России открыто представительство британской компании Evolution & Philanthropy, цель деятельности которой связана с развитием среды для социальных инноваций и измерением социальных результатов. Данная компания является официальным представителем профессионального сообщества консультантов, которое способствует продвижению концепции CSV на международном уровне (APC Network). Деятельность APC Network связана с углублением теоретической основы концепции, систематизацией практического опыта в данной сфере и разработкой подходов к измерению результатов применения концепции.
Во-вторых, Ассоциация менеджеров России также занимается изучением данной кон-
цепции и консультирует бизнес с точки зрения создания среды для социальных инноваций.
В-третьих, концепция CSV была представлена в МИРБИС и Высшей школе экономики, что важно для подготовки управленцев нового формата. Однако стоит отметить, что для того, чтобы концепция по-настоящему заработала, необходимо привлекать и другие вузы страны для формирования у нового поколения новых компетенций.
Таким образом, профессиональным сообществам и вузам необходимо продолжить изучение лучших практик в области CSV, а компаниям необходимо пересмотреть свои стратегии, поскольку в России можно выделить достаточно много проблем социального характера, которые может решить бизнес: уровень жизни, вопросы, связанные со здравоохранением, вымирание населения, социальное сиротство и другие. В этой связи это должно быть осознанным решением бизнеса, что он сможет более эффективно использовать ресурсы на решение социальных проблем, чем традиционные институты для таких целей, в том числе и государство. Экономическая ценность бизнеса при этом формируется за счет решения социальных проблем. И для того, чтобы заинтересовать бизнес в концепции CSV, необходимо в дальнейшем разработать инструментарий для точной оценки взаимосвязи между вкладом в социальное развитие и показателями основного бизнеса.
Список литературы:
1. Мартыщенко С. Создание общих ценностей: роль бизнеса в обеспечении устойчивого развития [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mirbis.ru/data/File/Martichenko% 20prezent.pdf (дата обращения: 7.05.2015).
2. Пан Ги Мун: нам необходим эффективный механизм финансирования развития 09.04.2015 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/2015/04/at-thematic-debate-un-chief-urges-efficient-private-sector-funding-for-post-2015-development/ (дата обращения: 7.05.2015).
3. Социальные отчеты компании «Нестле Россия» [Электронный ресурс] - URL: http://www.nestle.ru/sharedvalues/social-reports (дата обращения: 7.05.2015).
4. Novo Nordisk: Changing Diabetes in China [Electronic resource]. - URL: https://sharedvalue.org/groups/novo-nordisk-changing-diabetes-china (дата обращения: 7.05.2015).
5. Shared Value Initiative [Electronic resource]. - URL: http://www.sharedvalue.org/ (дата обращения: 7.05.2015).