Научная статья на тему 'Создание национальной письменности и ее роль в культурном развитии ТНР'

Создание национальной письменности и ее роль в культурном развитии ТНР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
343
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ / КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / БУКВАРЬ / ШКОЛА.IN ARTICLE CREATION OF NATIONAL WRITING IN THE TUVA NATIONAL REPUBLIC / MEASURES FOR ELIMINATION OF ILLITERACY OF THE POPULATION / WRITING DISTRIBUTION IS CONSIDERED / ITS ROLE IN CULTURAL DEVELOPMENT OF THE TUVA PEOPLE IS SHOWN / NATIONAL EDUCATION / ILLITERACY ELIMINATION / NATIONAL WRITING / CULTURAL DEVELOPMENT / ABC-BOOK / SCHOOL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сат Алина Кара-ооловна

В статье рассматривается создание национальной письменности в Тувинской Народной Республике, меры по ликвидации неграмотности населения, распространению письменности, показана ее роль в развитии культуры тувинского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF NATIONAL WRITING AND ITS ROLE IN CULTURAL DEVELOPMENT OF TNR

In article creation of national writing in the Tuva National Republic, measures for elimination of illiteracy of the population, writing distribution is considered, its role in cultural development of the Tuva people is shown

Текст научной работы на тему «Создание национальной письменности и ее роль в культурном развитии ТНР»

26. ГАРТ. Ф. 93. Оп.1. Д. 10. Л. 26-28

27. Там же.

28. Там же.

29. ЦАДПОО ГАРТ. Ф. 32. Оп. 1. Д. 114. Л. 56.

30. АВП РФ. Ф. Референтура по Туве. Оп. 7. Д. 2. П. 3. Л. 168.

31. Сердобов H.A. Коминтерн и революционная Тува. Кызыл. 1985. С. 91-92.

32. ГАРТ. Ф. 100. Оп. 1. Д. 38. Л. 24.

33. Там же.

УДК 003.01 + 37 + 371.97 + 379.2(571.52) + 947.1/9(571.52)

СОЗДАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И ЕЕ РОЛЬ В КУЛЬТУРНОМ РАЗВИТИИ ТИР

Сат А.К.

Тувинский государственный университет, Кызыл

CREATION OF NATIONAL WRITING AND ITS ROLE IN CULTURAL

DEVELOPMENT OF TNR

Sat A.K.

Tuvan State University, Kyzyl

В статье рассматривается создание национальной письменности в Тувинской Народной Республике, меры по ликвидации неграмотности населения, распространению письменности, показана ее роль в развитии культуры тувинского народа.

Ключевые слова: Народное образование, ликвидация неграмотности, национальная письменность, культурное развитие, букварь, школа.

In article creation of national writing in the Tuva National Republic, measures for elimination of illiteracy of the population, writing distribution is considered, its role in cultural development of the Tuva people is shown

Key words: national education, illiteracy elimination, national writing, cultural development, abc-book, school.

В начале XX века большая часть тувинского населения была неграмотной. Лишь небольшая часть феодалов и духовных лиц знали монгольскую грамоту.

Уже в 1920-е гг. перед молодой республикой стояли задачи построения новых структур власти Так в 1925 году при Министерстве внутренних дел ТНР был образован отдел народного образования для руководства и осуществления всей работы народного образования [1]. Для государственного строительства нужны были кадры. Подготовка специалистов осуществлялась в учебных заведениях центральных городов страны - Москвы, Ленинграда, а также городов Сибири -Новосибирск. Иркутск. Абакан и др. Прием в вузы проводился на льготных условиях: бронировались места в учебных заведениях, практиковалось

ш

Тувинский государственный университет_

внеконкурсное зачисление национальной молодежи, организовывались подготовительные отделения, курсы, проводились консультации, оказывалась материальная помощь. Тем самым создавались реальные условия для ускоренной подготовки специалистов из населения национальных регионов.

В целях ускоренной подготовки кадров из ранее отсталых народов в стране была создана система специфических учебных заведений. В их числе -Коммунистический университет трудящихся Востока (КУТВ), институт народов Севера, национальные отделения во многих институтах. Открытый в 1921 г. в Москве КУТВ был центром подготовки национальных кадров Выпускники университета направлялись на руководящую партийную и советскую работу. В 1925 г. в КУТВ было направлено из Тувы 10 человек. В 1929 г. КУТВ закончили 2 человека, 1931 г. - 2, 1932 г. - 6 , 1933 г. - 17 [3]. Тувинское правительство в 1930 г. приняло декрет о введении новой государственной письменности на основе новотюркского латинизированного алфавита.

К составлению основ тувинской письменности были привлечены видные советские ученые-тюркологи, что позволило в короткий срок создать письменность тувинского народа. Проекты тувинского алфавита и первого букваря были составлены при участии тувинских студентов КУТВ и обсуждены в Институте языкознания Академии наук СССР, в Научно-исследовательской ассоциации по изучению национальных и колониальных проблем (НИАНКП) и в Коммунистическом университете трудящихся Востока. В апреле 1930 г. на совещании научных работников при НИАНКП был утвержден проект тувинской письменности. При его создании широко учитывался опыт латинизированных письменностей тюрко-язычных народностей Советского Союза.

Прибывшая в начале июня 1930 г. в Туву научная экспедиция НИАНКП изучала местные тувинские диалекты и обсуждала в республиканских организациях алфавит тувинского языка. В состав экспедиции входил тюрколог проф. А.А Пальмбах. который активно участвовал в создании и распространении тувинской письменности и в дальнейшем возглавил работу по ее развитию и совершенствованию. Большую историческую роль в создании национальной письменности тувинцев сыграл и лама верхнечаданского хурээ Лопсан Чимит.

Вскоре на страницах выходившей в Кызыле на монгольском языке газеты «Унэн» (орган ЦК ТНРП и правительства ТНР) было опубликовано постановление о введении в Туве национальной письменности и напечатан тувинский алфавит с краткими правилами правописания. Создание тувинской письменности явилось одним из необходимых условий для процесса консолидации тувинской народности в социалистическую нацию. Письменность содействовала формированию и развитию единого литературного языка, национальной художественной литературы

Была проведена огромная работа по ликвидации неграмотности среди населения и распространению новой письменности. Появились добровольцы активно включившиеся в работу по ликвидации неграмотности среди населения.

которые за короткий период обучались и направлялись в хошууны в качестве учителей кружков и школ.

Были изданы первые буквари и учебные планы ликпунктов. а также были напечатаны правила тувинской орфографии, учебник арифметики, практическое пособие по тувинскому языку, брошюры «Учитель Ленин», «Современная и старая Тува». «Октябрьская революция и освобождение Тувы», «Конституция (Основной закон) Тувинской Народной Республики», «О работе среди женщин-араток» и др Эти издания, подготовленные группой энтузиастов во главе с С. К. Тока и А. А. Пальмбахомг моментально расходились среди аратов.

Уже в октябре 1933 г. грамотных среди взрослого населения было около 40%. Письменность на родном языке явилась мощным средством повышения культурного уровня местного населения.

Таблица 1

Сравнительная таблица грамотности населения Тувы

Год Всего тувинцев Владеющих тувинской письменностью Владеющих русской письменностью Владеющих монгольской письменностью Владеющих тибетской письменностью

1931 64 911 3622 16 367 185

1940 73 114 38729 752 784 658

В 1931 г. в республике насчитывалось 64 911 тувинцев, из которых были грамотными 4190 чел. (6,4 %). в том числе тувинской письменностью владели 3622 чел. (5,6%), русской —16 (0,02%), монгольской — 367 (0,56%), тибетской — 185 чел. (0.28%). В 1940 г. численность тувинцев достигла 73 114 чел., из которых грамотные - 40923 (59%), из них родной письменностью владели 38 729 (53%), русской -752( 1,02%), монгольской — 784 (1,07%), тибетской — 658 чел. (1%) [ 1 ]. Рост численности тех, кто владел тибетской грамотой объяснялся неполнотой учета 1931 г. Что касается роста знающих монгольскую письменность, то он явился результатом того, что в ряде учебных заведений СССР, где обучались тувинские студенты, занятия велись на монгольском языке.

Члены партии проявляли наибольшую заинтересованность в грамотности, учились сами и возглавляли движение масс за овладение родной письменностью. К сентябрю 1935 г. уровень грамотности членов ТНРП повысился до 75,3%. К 1938 г. все члены Тувинского революционного союза молодежи (ТРСМ) стали грамотными, многие из них (1936) обучили грамоте 2111 неграмотных аратов. К 10-й годовщине тувинской письменности грамотность тувинских женщин достигла 76,6% [2].

Борьба за всеобщую грамотность населения вызвала большой морально-политический подъем в широких кругах тувинской общественности. С первых же дней после создания тувинской письменности народно-революционная партия и правительство ТНР начали создавать народные школы, следует отметить, что на этапе становления системы образования было немало трудностей — нехватка педагогических кадров, школьных зданий, учебников и оборудования. Необходимо было создать совершенно новую систему народного образования, которая бы по

ш

Тувинский государственный университет_

своей сущности, принципам, организации и задачам коренным образом отличалась от ламской.

Советский Союз оказывал огромную помощь в развитии народного образования ТНР Тува получает долгосрочный кредит у Советского Союза в сумме 150 тыс. руб. на постройку четырех типовых школ с интернатами для 400 детей.

В системе народного образования ТНР существовало три типа школ: школы-интернаты, летние школы и школы приходящего ученичества. Создание школ-интернатов вызвано было тогда кочевым образом жизни тувинских аратов. Дети аратов-кочевников могли жить в таких школах в течение всего учебного года. Эти школы открывались в хошунных и сумонных центрах.

Для дальнейшего развития национальной школы и усиления руководства делом народного образования в 1930 г. на VII Великом Хурале было создано министерство культуры, на которое было возложено также руководство здравоохранением и политпросветработой. В 1941 г. на X Великом Хурале министерство культуры было разделено на два министерства — министерство народного просвещения и министерство здравоохранения, причем в первом имелись отделы школ, политпросветработы, науки и издательского дела [4].

Система народного образования в ТНР была построена по примеру СССР на принципах всеобщего обучения (охват школой всех детей школьного возраста без различия национальной, классовой и религиозной принадлежности), равного права на образование лиц обоего пола и, наконец, на принципе светского образования (отделение школы от церкви и устранение влияния религии на воспитание учащихся).

Библиографический список:

1. ЦАДПОО Ф.1.0п.1.Д,158. Л. 1,3.

2. ЦАДПОО Ф.1.0п.1.Д. 159. Л.З.

3. ЦАДПОО Ф.1.0п.1.Д. 1612. Л. 1,3

4. История Тувы: В 2 т. - Т. II. - М.: Наука, 1964.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.