Научная статья на тему 'Создание механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)'

Создание механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1539
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
единый цифровой контур / единая государственная информационная система здравоохранения. / single digital circuit / unified state health information system.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — А. О. Гомалеев

В статье анализируются основные возможности и проблемы, связанные с реализацией федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)», направленного на повышение эффективности функционирования отрасли, ее цифровую трансформацию на всех уровнях, на создание условий для широкого использования гражданами РФ электронных услуг и сервисов в сфере здравоохранения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF MECHANISMS FOR THE INTERACTION OF MEDICAL ORGANIZATIONS BASED ON A SINGLE STATE INFORMATION SYSTEM IN THE SPHERE OF HEALTH CARE (EGISZ)

The article analyzes the main opportunities and problems associated with the implementation of the federal project «Creating a single digital circuit in healthcare based on a single state health information system (EGISZ)» aimed at improving the efficiency of the industry, its digital transformation at all levels, creating widespread use by citizens of the Russian Federation of electronic health services and services.

Текст научной работы на тему «Создание механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)»

СОЗДАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ОСНОВЕ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (ЕГИСЗ)

А.О. Гомалеев, канд. экон. наук, доцент

Калужский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Россия, г. Калуга)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10824

Аннотация. В статье анализируются основные возможности и проблемы, связанные с реализацией федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)», направленного на повышение эффективности функционирования отрасли, ее цифровую трансформацию на всех уровнях, на создание условий для широкого использования гражданами РФ электронных услуг и сервисов в сфере здравоохранения.

Ключевые слова: единый цифровой контур, единая государственная информационная система здравоохранения.

Паспорт национального проекта «Здравоохранение» утверждён решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года. Цели и целевые значения показателей, утвержденные рассматриваемым документом, касаются следующих ключевых вопросов: снижения смертности населения трудоспособного возраста; смертности от болезней системы кровообращения; смертности от новообразований, в том числе от злокачественных; снижения младенческой смертности; ликвидации кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь; обеспечения охвата всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами; обеспечения оптимальной доступности для населения (в том числе для жителей населенных пунктов, расположенных в отдаленных местностях) медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь; оптимизации работы этих медицинских организаций, сокращения времени ожидания в очереди при обращении граждан в указанные медицинские организации, упрощения процедуры записи на прием к врачу; увеличения объема экспорта медицинских услуг.

Бюджет национального проекта составляет 1725,8 млрд. руб., при этом источниками финансирования являются: федеральный бюджет (1366,7 млрд. руб.); бюджеты субъектов РФ (265,0 млрд. руб.); государственные внебюджетные фонды (94,0 млрд. руб.); внебюджетные источники (0,1млрд. руб.) [5].

Учитывая безусловную важность поставленных в национальном проекте «Здравоохранение» целей и беспрецедент-ность размера выделенных на их достижение ресурсов, представляется необходимым уделить особое внимание каждому из федеральных проектов, входящих в его состав. Федеральный проект «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)» подразумевает обеспечение взаимодействия ЕГИСЗ с государственными информационными системами в сфере здравоохранения 85 субъектов Российской Федерации, медицинскими информационными системами медицинских организаций, с Единым порталом государственных услуг и функций для предоставления услуг и сервисов гражданам в личном кабинете пациента «Мое здоровье» уже в 2019 г. [6].

Согласно утвержденным планам, 90% медицинских организаций обеспечат меж-

ведомственное электронное взаимодействие, в том числе с учреждениями медико-социальной экспертизы, к концу 2021 г. К этому же сроку во всех субъектах РФ при внедрении и эксплуатации медицинских информационных систем, соответствующих требованиям Минздрава России, в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения будет организовано 820 тыс. новых автоматизированных рабочих мест медицинских работников. Подключение медицинских организаций к единой телемедицинской системе планируется к концу 2022 г.

В итоге, к концу 2023 г., должно быть завершено внедрение государственных информационных систем в сфере здравоохранения, соответствующих требованиям Минздрава России, и подключение к ним всех медицинских организаций субъекта Российской Федерации, создание на их платформе централизованных систем, что обеспечит преемственность оказания медицинской помощи, маршрутизацию пациентов и мониторинг оказания медицинской помощи по отдельным профилям заболеваний. Система электронных рецептов и автоматизированное управление льготным лекарственным обеспечением также должны заработать к концу 2023 г.

Таким образом, федеральный проект «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)» направлен на повышение эффективности функционирования отрасли ее цифровую трансформацию на всех уровнях, на создание условий для широкого использования гражданами РФ электронных услуг и сервисов в сфере здравоохранения. В рамках федерального проекта предстоит решение задач по трансформации процессов организации системы здравоохранения за счет автоматизированного информационного сопровождения, а также мониторинга и анализа использования ресурсов здравоохранения и оказания медицинской помощи пациентам [6].

Федеральным проектом «Создание единого цифрового контура в здравоохране-

нии на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)», на который в ближайшие пять лет будет выделено более 177 млрд. руб., предусмотрено внедрение медицинских информационных систем (МИС) во всех медицинских организациях. Минздравом РФ уже разработаны единые требования к медицинским информационным системам, ожидается, что в ближайшее время будет издан соответствующий приказ. Очевидно, что при этом МИС должны стать не только учетными системами, в которых врач заполняет какие-либо формы, а обеспечивать его информационную поддержку и помогать лечить пациента. А вот отчетные формы должны заполняться автоматически.

Директор Департамента цифрового развития и информационных технологий Минздрава России Елена Бойко в одном из своих выступлений констатировала, что на региональном уровне медицинские информационные системы субъектов РФ должны стать не просто интеграционными шинами, а цифровыми платформами, объединяющими все региональные сервисы в области здравоохранения: медицинскую помощь, лекарственное обеспечение, социальную поддержку. Соответственно, в ЕГИСЗ будет содержаться единая нормативно-справочная информация (НСИ), федеральные реестры врачей, медицинских организаций, оборудования и т.д., а также храниться обезличенная информация из медицинских карт для проведения глубокой аналитики и выработки новых алгоритмов лечения.

Планируется, что в перспективе к Единому цифровому контуру подключатся также частные и ведомственные медицинские организации. В конечном итоге интеграция с ЕГИСЗ станет необходимым условием получения лицензии на медицинскую деятельность.

Если говорить о конечном потребителе медицинских услуг, то к 2024 г. число граждан, воспользовавшихся услугами (сервисами), доступными в Личном кабинете пациента «Мое здоровье» на Едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ), должно составить 50

млн. человек. То есть треть населения России должна воспользоваться возможностью получать свои электронные медицинские документы и распоряжаться доступом к ним в электронном же виде. При этом к тому же отчетному году доля медицинских организаций, обеспечивающих доступ к электронным медицинским документам, должна составить 100%.

Данные задачи предполагается реализовать через два сервиса ЕГИСЗ: Федеральная интегрированная электронная медицинская карта (ИЭМК) и Федеральный реестр электронных медицинских документов (РЭМД). Преимущественно статус этих двух подсистем определен Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» [3] и Постановлением Правительства РФ от 5 мая 2018 г. № 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения» [4].

Изучение данных документов позволяет сделать вывод о том, что базовая концепция рассматриваемой системы кардинально изменилась. Если до 2017 г. центральным звеном ЕГИСЗ можно было считать ИЭМК как централизованное федеральное хранилище деперсонифицированной медицинской информации для анализа, обработки и использования, то сегодня таким звеном становится РЭМД - средство обмена медицинской информацией, хранящейся распределенно (в РМИС и МИС) для целей преемственности лечения.

Таким образом, очевиден переход от централизованной модели, выбранной в 2010 г., к децентрализованной. Согласно Постановлению Правительства № 555, РЭМД представляет собой подсистему, содержащую сведения о медицинской документации в форме электронных документов, по составу которых невозможно определить состояние здоровья гражданина, и сведения о медицинской организации, в которой такая медицинская документация создана и хранится [4]. При этом необходимо признать, что само наличие в профильных медицинских организациях

(психиатрия, онкология и т.д.) электронных документов гражданина вызывает вопрос о том, свидетельствует ли это в какой-либо мере о том или ином состоянии его здоровья.

Также РЭМД призван обеспечивать:

- получение, проверку, регистрацию и хранение сведений о медицинской документации в форме электронных документов, которая создается и хранится медицинскими организациями;

- преемственность и повышение качества оказания медицинской помощи за счет предоставления медицинским работникам с согласия пациента или его законного представителя доступа к медицинской документации в форме электронных документов вне зависимости от места и времени ее оказания;

- предоставление пациенту доступа к медицинской документации в форме электронных документов, в том числе с использованием единого портала государственных услуг;

- представление медицинской документации в форме электронных документов в государственные информационные системы, ведение которых осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерации, государственными внебюджетными фондами и организациями.

В настоящее время Минздрав РФ разрабатывает Порядок организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения документации в форме электронных документов (Порядок обращения медицинских документов в электронной форме). Существует обоснованное мнение, что РЭМД, в соответствии с данным Порядком, будет выполнять функции «электронного нотариата». Т.е. электронный медицинский документ будет становиться легитимным только после того, как он зарегистрирован в РЭМД, и пройдены проверки подлинности как подписавшего этот документ врача, так и медицинской организации, его предоставившей, а также принадлежности данного врача к данной медицинской организации. При необходимости корректировки документов предполагается регистрация его

новой версии в РЭМД, при этом старая версия также будет сохранена.

Рассмотрим вопрос о доступе самих медицинских организаций к электронным медицинским документам. Если ранее, в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», данный доступ был возможен в целях проведения лечения и оказания медицинских услуг, то после появления РЭМД доступ к документам будет осуществляться самим пациентом или его законным представителем [2]. Потенциально «раздача прав» может быть также реализована через функционал Личного кабинета «Мое здоровье» на ЕПГУ. Ситуация является неоднозначной, несмотря на то, что мировая практика подтверждает факт возможности движения электронных медицинских документов через пациента.

Еще один системный вопрос, требующий уточнения - взаимодействие ЕГИСЗ с другими государственными информационными системами по поводу представления медицинской документации в форме электронных документов (например, ПФР, органы соцзащиты и проч.). Необходимо ли для этого согласие гражданина (пациента) - в действующих документах вопрос не урегулированный.

П. 44 Постановления Правительства № 555 гласит, что «Представление в единую систему сведений, содержащих информацию, относящуюся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу, осуществляется с согласия такого лица и с учетом требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных» [4]. Т.е. фактически необходимо отдельное согласие пациента на регистрацию касающегося конкретно его документа в РЭМД. Но гарантировать такое согласие нельзя, а, следовательно, и легитимность данного документа для целей преемственности лечения ставится под сомнение.

Отдельной темой является вопрос об использовании медицинскими работниками т.н. усиленных электронных подписей (УКЭП). Без дополнительной регламентации будет необходимо ежегодно для каж-

дого врача приобретать до 3-х УКЭП, причем во всех медицинских организациях, где он работает. При численности медицинских работников в 600 тыс. по стране и стоимости выпуска электронных подписей в пределах 1,5-3 тыс. руб. данные расходы являются значительными и ложатся на бюджеты регионов. Таким образом, представляется необходимым определить порядок использования единой (личной) УКЭП медицинского работника для подписания всех видов документов в любых медорганизациях, где работает врач. При этом личная УКЭП врача должна выполнять функцию аутентификации, а авторизация, обеспечение тех или иных прав на юридически значимые действия от имени медицинской организации, должна обеспечиваться той медицинской информационной системой, в которой создается, хранится или обрабатывается документ.

Возвращаясь к возможности дальнейшего использования такого отработанного и зарегулированного нормативно и методически инструмента, как ИЭМК, необходимо отметить, что он останется подсистемой, предназначенной для сбора, систематизации и обработки структурированных обезличенных сведений о лицах, которым оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования, посредством информационного обмена с государственными информационными системами в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинскими информационными системами медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

Однако на сегодняшний момент нормативно не закреплен перечень субъектов, которые могут подключиться к обработке этих больших данных, обезличенных сведений по отдельным нозологиями профилям оказания медицинской помощи. Цифровая медицина - это не самостоятельная отрасль, и создание инструментария для участников системы здравоохранения неразумно отделять от этих самых участников. Речь, в первую очередь, идет об орга-

низациях, развивающих технологии искусственного интеллекта в медицине, проектирующих системы поддержки принятия врачебных решений, мобильного мониторинга состояния здоровья и др.

По результатам проведенного исследования представляется возможным сформулировать следующие выводы и рекомендации.

1. Можно констатировать, что с выходом 555-го Постановления произошла смена концепции электронной медицинской карты.

2. В максимально короткие сроки необходимо утвердить Порядок организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения документации в форме электронных документов, определяющий, в том числе, порядок обмена и доступа к медицинским документам в электронной форме.

3. Представляется необходимым определить порядок использования единой (личной) УКЭП медицинского работника

для подписания всех видов документов в любых медицинских организациях, где он работает. При этом личная УКЭП должна выполнять функцию аутентификации, а авторизация, обеспечение тех или иных прав на юридически значимые действия от имени медицинской организации, должны обеспечиваться той медицинской информационной системой, в которой создается, хранится или обрабатывается электронный медицинский документ.

4. Для дальнейшего эффективного использования ИЭМК необходимо обеспечить доступ заинтересованных субъектов к обработке больших массивов уже сформированных и формируемых ежедневно на регулярной основе обезличенных сведений по отдельным нозологиями и профилям оказания медицинской помощи с целью развития технологий искусственного интеллекта, проектирования системы поддержки принятия врачебных решений, мобильного мониторинга состояния здоровья и др.

Библиографический список

1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

2. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья».

4. Постановление Правительства РФ от 5 мая 2018 г. № 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения».

5. Национальный проект «Здравоохранение» (инфографика). - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://static.govemment.ru/media/flles/TVIdAva2IHGtqxvRQAQlzABZ2dAna23R.pdf - (дата обращения: 10.06.2019).

6. Паспорт федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)». - [Электронный ресурс]. - Режимдоступа: Ы*р://хп--80aavcebfcm6cza.xn--p1ai/upload/iblock/8d6/pfp_edinyy_tsifrovoy_kontur_14.12.2018.pdf -(дата обращения: 10.06.2019).

CREATION OF MECHANISMS FOR THE INTERACTION OF MEDICAL ORGANIZATIONS BASED ON A SINGLE STATE INFORMATION SYSTEM IN THE

SPHERE OF HEALTH CARE (EGISZ)

A.O. Gomaleev, candidate of economic sciences, senior lecturer

Kaluga branch Russian academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation (Russia, Kaluga)

Abstract. The article analyzes the main opportunities and problems associated with the implementation of the federal project «Creating a single digital circuit in healthcare based on a single state health information system (EGISZ)» aimed at improving the efficiency of the industry, its digital transformation at all levels, creating widespread use by citizens of the Russian Federation of electronic health services and services.

Keywords: single digital circuit, unified state health information system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.