Научная статья на тему 'Создание механизма привлечения прямых иностранных инвестиций для развития горнопромышленного региона Восточной Сибири'

Создание механизма привлечения прямых иностранных инвестиций для развития горнопромышленного региона Восточной Сибири Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / УГЛЕДОБЫВАЮЩАЯ ОТРАСЛЬ / ГОРНОПРОМЫШЛЕННЫЙ РЕГИОН / ТЕРРИТОРИАЛЬНО-КОРПОРАТИВНЫЙ КОМПЛЕКС / FOREIGN DIRECT INVESTMENT / COAL MINING INDUSTRY / MINING REGION / TERRITORIAL CORPORATE COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буньковский Владимир Иосифович, Щадов Иван Михайлович

Дана характеристика Восточно-Сибирского экономического района России. Рассмотрены перспективы развития топливно-энергетического комплекса Иркутской области. Отмечено, что в Иркутском угольном бассейне существуют все предпосылки для создания благоприятного инвестиционного климата по привлечению прямых иностранных инвестиций. Указано, что для повышения заинтересованности в притоке прямых иностранных инвестиций в угольную отрасль региона необходимо создание, с участием местных органов власти, территориальной финансово-промышленной корпорации. Для успешного привлечения прямых иностранных инвестиций с целью развития территориального корпоративного комплекса предлагается использовать: соглашения о разделе продукции, концессионные договоры, выпуск казначейских валютных облигаций, законодательно устанавливаемые льготы для инвесторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Буньковский Владимир Иосифович, Щадов Иван Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING A MECHANISM TO ATTRACT DIRECT FOREIGN INVESTMENT FOR EAST SIBERIAN MINING REGION DEVELOPMENT

The characteristic of the East Siberian economic region of Russia is given. The development prospects of fuel and energy complex of the Irkutsk region are considered. It is noted that there are all conditions to create favorable investment climate for attracting direct foreign investment in Irkutsk coal basin. To raise the interest in the inflow of foreign direct investment in the coal industry of the region it is necessary to create together with local authorities a territorial financial and industrial corporation. For the successive attraction of direct foreign investment in order to develop the territorial corporate complex it is proposed to use: production sharing agreements, concession agreements, issue of T-currency bonds, statutory privileges for investors.

Текст научной работы на тему «Создание механизма привлечения прямых иностранных инвестиций для развития горнопромышленного региона Восточной Сибири»

Библиографический список

1. Винокуров М.А. Иркутская область: освоение территории, экономико-географическая характеристика, население, гидроэнергетика и топливно-энергетические ресурсы, электроэнергетика. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1998.

2. Винокуров М.А., Суходолов А.П. Экономика Иркутской области. В 4 т. Иркутск: Изд-во БГУЭП (ИГЭА), 2002. Т. 2. 432 с.

3. Черемховское угольное месторождение (технико-экономический очерк) / Акулов М.И., Еремин Г.А., Карнаухов С.В. и др. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1968. 116 с.

4. Экономическая стратегия России на период до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.atominfo.ru/files/strateg/strateg.htm

УДК 622.33:338.45

СОЗДАНИЕ МЕХАНИЗМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГОРНОПРОМЫШЛЕННОГО РЕГИОНА ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ

1 9

В.И. Буньковский1, И.М. Щадов2

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Дана характеристика Восточно-Сибирского экономического района России. Рассмотрены перспективы развития топливно-энергетического комплекса Иркутской области. Отмечено, что в Иркутском угольном бассейне существуют все предпосылки для создания благоприятного инвестиционного климата по привлечению прямых иностранных инвестиций. Указано, что для повышения заинтересованности в притоке прямых иностранных инвестиций в угольную отрасль региона необходимо создание, с участием местных органов власти, территориальной финансово-промышленной корпорации. Для успешного привлечения прямых иностранных инвестиций с целью развития территориального корпоративного комплекса предлагается использовать: соглашения о разделе продукции, концессионные договоры, выпуск казначейских валютных облигаций, законодательно устанавливаемые льготы для инвесторов. Табл. 1. Библиогр. 4 назв.

Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции; угледобывающая отрасль; горнопромышленный регион; территориально-корпоративный комплекс.

CREATING A MECHANISM TO ATTRACT DIRECT FOREIGN INVESTMENT FOR EAST SIBERIAN MINING REGION

DEVELOPMENT

V.I. Bunkovsky, I.M. Shchadov

National Research Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The characteristic of the East Siberian economic region of Russia is given. The development prospects of fuel and energy complex of the Irkutsk region are considered. It is noted that there are all conditions to create favorable investment climate for attracting direct foreign investment in Irkutsk coal basin. To raise the interest in the inflow of foreign direct investment in the coal industry of the region it is necessary to create together with local authorities a territorial financial and industrial corporation. For the successive attraction of direct foreign investment in order to develop the territorial corporate complex it is proposed to use: production sharing agreements, concession agreements, issue of T-currency bonds, statutory privileges for investors. 1 table. 4 sources.

Key words: foreign direct investment; coal mining industry; mining region; territorial corporate complex.

Одним из приоритетных направлений развития как экономики России в целом, так и её отдельных регионов, является инновационный путь развития.

Важное направление инновационного типа развития - разработка механизма привлечения негосударственных инвестиций в стратегические инновации, в промышленную сферу. Решение данной проблемы, по нашему мнению, заключено в привлечении прямых

иностранных инвестиций.

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) - форма участия иностранного капитала в реализации инвестиционных проектов на территории страны - реципиента инвестиций, которая характеризуется активным участии инвестора (или его представителей) в деятельности организации. ПИИ - наиболее востребованная форма капиталовложений для развивающихся

1 Буньковский Владимир Иосифович, доктор экономических наук, профессор кафедры управления промышленными предприятиями, тел.: 89645492005, e-mail: bunker59@mail.ru

Bunkovsky Vladimir, Doctor of Economics, Professor of the Department of Management of Industrial Enterprises, tel.: 89645492005, e-mail: bunker59@mail.ru

2Щадов Иван Михайлович, доктор технических наук, профессор, зав. кафедрой управления промышленными предприятиями, тел.: 89025770740, e-mail: c12@istu.edu

Shchadov Ivan, Doctor of technical sciences, Professor, Head of the Department of Management of Industrial Enterprises, tel.: 89025770740, e-mail: c12@istu.edu

экономик, так как позволяет реализовывать крупные и важные проекты, и кроме того, в страну поступают новейшие технологии (например, при создании производств), новые практики корпоративного управления и т.п. [3].

Восточно-Сибирский экономический район является традиционно сырьевым регионом России. Он входит в число территорий-доноров, за счет которых формируется основная часть федерального бюджета. Индекс промышленного производства в Иркутской области в 2010 году составил 116,2 %, что выше среднероссийского показателя на 7,4% [4].

На долю угледобывающей отрасли приходится 28,4% добычи всех полезных ископаемых области, при этом Иркутская область является одним из крупных производителей и потребителей угля. В пределах бассейна известно около 40 месторождений, различных по величине, качеству угля и горно-геологическим условиям [1]. Наиболее значимыми являются 17 месторождений (таблица), из которых разрабатывается только четыре - Черемховское, Азейское, Ишинское и Нукутское.

ционного климата по привлечению прямых иностранных инвестиций:

• наличие устойчивой минерально-сырьевой базы;

• перспективы расширения рынков сбыта угля и традиционных сфер использования угля;

• развитая производственная и социальная инфраструктуры;

• квалифицированная рабочая сила;

• достаточный уровень финансового, инновационного и институционального потенциала, который по своим показателям близок к среднероссийскому.

Для повышения заинтересованности в притоке ПИИ в угольную отрасль региона, на наш взгляд, необходимо создание, с участием местных органов власти, территориальной финансово-промышленной корпорации, включающей угольный разрез, отделение железной дороги и теплоэлектростанцию. Данная корпорация способствовать снижению себестоимости добычи и транспортировки угля, производства электро- и теплоэнергии, увеличению платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.

Финансово-промышленная корпорация (ФПК)

Основные угольные месторождения Иркутского угленосного бассейна

Месторождение Вид угля Запасы, млн т

А+В+С1 С2 Забалансовые

Черемховское каменный 218,8 - 207,3

Азейское бурый 369,0 25,2 20,8

Ишинское каменный 91,1 559,6 94,7

Нукутское каменный 2,8 2,3 0,6

Мугунское бурый 1725,3 433,0 74,7

Вознесенское каменный 515,1 13,2 109,9

Ишидейское каменный 831,7 17,6 259,4

Головинское каменный 193,6 - 356,0

Каранцайское каменный 3080,5 032,0 7602,9

Новометелкинское каменный 662,8 13,6 657,2

Глинкинское каменный - - 90,3

Каратаевский участок каменный 0,34 - 0,03

Тарасовское каменный 6,5 - 17,4

Бозойское каменный 0,3 - 0,2

Забитуйское каменный 12,2 - 9,7

Алюйское бурый - 25,5 25,4

Будаговское бурый - - 37,2

Итого 7 730,5 4122,0 9563,7

Перспективы развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) Иркутской области связаны с:

- формированием объединённой энергосистемы Восточной Сибири и Дальнего Востока;

- масштабным освоением ресурсов региона;

- наращиванием генерирующих мощностей за счёт реконструкции и модернизации действующих ТЭС;

- проведением активной энергосберегающей политики по повышению эффективности использования топлива и энергии;

- стабилизацией и развитием добычи угля;

- увеличением экспорта угля.

В Иркутском угольном бассейне существуют все предпосылки для создания благоприятного инвести-

представляет собой организационную форму соединения капитала с промышленным производством крупного масштаба. Принципиальная её особенность и целевая направленность состоят в том, что привлечение финансовых ресурсов совмещается с процессом их вложения и концентрации на направлениях, обеспечивающих закрепление и расширение производственного сектора.

Стержнем ФПК, на который «нанизывается» вся её организационная структура, является система финансовых инструментов и экономических отношений, возникающих при их использовании. ФПК - прежде всего инвестиционно-финансовый институт, а не производственно-технологический комплекс [2].

Благодаря созданию ФПК финансовые инструменты, которые каждое отдельно взятое предприятие или

финансово-кредитное учреждение стараются использовать в своей работе, приобретают системный характер. ФПК, с точки зрения инвесторов, представляют собой весьма значительный элемент инфраструктуры, обеспечивающий и объект вложения капитала, и финансовый механизм осуществления инвестиций и всех расчётов по ним, и гарантии надёжности вложений. По существу, ФПК имеют возможность предоставить гарантии четырёх степеней:

во-первых, гарантии государства (особый порядок регистрации, особый государственный реестр);

во-вторых, гарантии органов власти и управления регионов, на территории которой расположены предприятия и организации, входящие в ФПК (согласование намерений в создании ФПК, земельные отношения);

в-третьих, залоговые гарантии имущественных прав (значительный суммарный объём, высокая ликвидность);

в-четвертых, контрактные гарантии.

ФПК образуется из двух тесно связанных подсистем - финансово-кредитной и производственно-технологической. Каждая из этих подсистем включает такой набор организаций, учреждений, предприятий той или иной формы собственности (бизнес-единицы), который полностью обеспечивает замкнутый цикл расширенного финансового и товарного воспроизводства - от первоначального финансирования производственного цикла до получения прибыли и её рефинансирования.

Организационно-правовой формой ФПК является открытое акционерное общество, которое учреждается участниками в соответствии с действующим законодательством, но подлежит предварительному согласованию с органами государственного управления и специальной регистрации путём внесения в особый, Государственный реестр ФПК для целей государственного контроля. Однако корпорация может иметь и неформализованную структуру, объединяя бизнес-единицы под эгидой управляющей компании - «мягкий холдинг».

В регионе для успешного привлечения ПИИ с целью развития территориального корпоративного комплекса необходимо использовать следующие инструменты:

1. Закон «О соглашениях о разделе продукции (СРП)». Основной принцип СРП заключается в замене налогов разделом произведённой продукции (добытого минерального сырья). Инвестор, за исключением налога на прибыль и платежей за право пользования недрами, освобождается от взимания всех остальных налогов, сборов, акцизов и иных обязательных платежей. Это обеспечивает как инвестору, так и региону стабильность экономических условий на весь период действия соглашений и индивидуальный подход к конкретному инвестиционному проекту. При этом, чем выше доходность деятельности инвестора, тем больше доля произведенной продукции, получаемой регионом в результате её раздела. Согласно закону инвестор приобретает право пользования недрами на основании соглашения о разделе продукции (п. 1 ст. 4),

в соответствии с которым РФ предоставляет инвестору исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счёт и на свой риск (п. 1 ст. 2). К числу основных недостатков Закона относится необходимость утверждения федеральными законами перечней участков недр, предоставляемых в пользование на условиях СРП. Но эта проблема разрешима.

2. Применение концессионных договоров. Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» «по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счёт создать и (или) реконструировать определённое этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности».

Ключевая цель принятия закона состоит в переходе от лицензионного принципа регулирования деятельности инвесторов к договорному, обеспечивающему более благоприятные условия разработки и реализации инвестиционных проектов. Закон о концессиях имеет большое значение для эффективного управления государственной собственностью, в которой находятся полезные ископаемые, под контролем государства без передачи её в частную собственность.

3. Выпуск и размещение казначейских валютных обязательств (КВО). Гарантом данных ценных бумаг должно выступить государство в лице Правительства РФ. КВО выпускаются Министерством финансов РФ в бездокументарной форме. Финансовым агентом, осуществляющим размещение и погашение казначейских обязательств, выступает уполномоченный региональный банк. Размещаются и обращаются обязательства путём ведения соответствующих записей на счетах «депо» в центральном региональном Депозитарии ценных бумаг. КВО размещаются среди инвесторов по дисконтированной цене, определяемой аукционным методом. Владельцы КВО вправе производить с ними следующие операции: погашать кредиторскую задолженность, оплачивать без ограничений товары и услуги, продавать их юридическим и физическим лицам-резидентам, совершать залоговые операции, обменивать на казначейские налоговые освобождения и, наконец, погашать с получением процентов.

В Иркутской области к разработке на условиях соглашения о разделе продукции или концессионного соглашения могут быть приняты Мугунское, Ишидей-

ское, Каранцайское, Вознесенское и Новометелкин-ское месторождния угля, а также Ковыктинское газо-конденсатное месторождение (запасы газа (С1+С2) -1,4 трлн м3).

Для стимулирования привлечения иностранных инвестиций в горнопромышленный регион Иркутской области необходимо использовать следующие законодательно устанавливаемые льготы:

- временное полное или частичное освобождение от уплаты налогов в региональный бюджет (на срок окупаемости проекта) (включает льготы по налогу на прибыть в части, зачисляемой в региональный бюджет, по налогу на имущество и по платежам в территориальные дорожные фонды, по налогу на земельные участки и по налогу на добавленную стоимость при приобретении технологического оборудования);

- отсрочка или рассрочка уплаты налогов в региональный бюджет;

- предоставление инвестиционных налоговых кредитов;

- предоставление бюджетных ссуд, льготных займов (кредитов);

- предоставление инвесторам гарантий и поручительств региональной администрации (сюда входят гарантии от важнейших некоммерческих рисков (национализации, ущерба от неправомерных действий или бездействия должностных лиц), гарантия неизменности условий хозяйственной деятельности инвесторов (стабилизационная оговорка);

- оказание помощи по созданию инфраструктуры бизнеса, получению в аренду и приобретение в собственность земельных участков и объектов жилого фонда.

Вопреки часто высказываемым опасениям предоставление льгот иностранным инвесторам не ведё к подрыву доходной базы регионального бюджета, поскольку налоговые платежи предприятий с иностранными инвестициями, как правило, превышают объём предоставленных им льгот.

Представим отдельные инструменты механизма привлечения ПИИ в регион.

1. Преимущества, получаемые регионом от привлечения ПИИ.

- расширение налогооблагаемой базы;

- приток новых технологий;

- создание новых рабочих мест.

2. Мотивация привлечения иностранных инвесторов:

- доступ к новому ёмкому рынку;

- возможность получения высокой отдачи на вло-

женный капитал (включает покупку ценных бумаг государства, региона, предприятий региона).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Привлекательность инвестиционного режима региона:

- стабильность регионального законодательства;

- предоставление инвесторам гарантий (имея ввиду гарантии от важнейших некоммерческих рисков - национализации, ущерба от неправомерных действий или бездействия должностных лиц), гарантия неизменности условий хозяйственной деятельности инвесторов (стабилизационная оговорка);

- упрощение региональных процедур разрешения хозяйственно-правовых споров и повышение статуса арбитража.

4. Каналы продвижения инвестиционных проектов:

- организация специальных презентационных мероприятий: конференций, симпозиумов, «круглых столов» и т.п.;

- Интернет;

- организация выставок, ярмарок;

- прямая рассылка инвестиционных проектов по финансовым институтам.

5. Региональное законодательство:

- временное полное или частичное освобождение от уплаты налогов в региональный бюджет, на срок окупаемости проекта (включает льготы по налогу на прибыть в части, зачисляемой в региональный бюджет, по налогу на имущество и по платежам в территориальные дорожные фонды, по налогу на земельные участки и по налогу на добавленную стоимость при приобретении технологического оборудования);

- отсрочка или рассрочка уплаты налогов в региональный бюджет;

- отсрочка или рассрочка уплаты налогов в региональный бюджет;

- предоставление инвестиционных налоговых кредитов;

- предоставление бюджетных ссуд, льготных займов, кредитов;

- оказание помощи по созданию инфраструктуры бизнеса, получению в аренду и приобретению в собственность земельных участков и объектов жилого фонда;

- использование закона «О соглашениях о разделе продукции»;

- применение концессионных договоров.

Таким образом, одним из локомотивов инновационного развития Восточной Сибири может стать угледобывающая отрасль Иркутской области.

Библиографический список

1. Винокуров М.А., Суходолов А.П. Экономика Иркутской области. В 2 т. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1998. Т. 1. 276 с.

2. Масленченков Ю.С., Тронин Ю.Н. Финансово-промышленные корпорации России: организация, инвестиции, лизинг. М.: ДеКА, 1999. 448 с.

3. Прямые иностранные инвестиции [Электронный ресурс]. иР1_: ru.wikipedia.org.

4. Российский статистический ежегодник. 2011: стат. сб. М.: Росстат, 2011. 795 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.