Научная статья на тему 'Создание машиностроительных кластеров как направление развития конкурентоспособности производства'

Создание машиностроительных кластеров как направление развития конкурентоспособности производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
592
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАШИНОСТРОЕНИЕ / КОНКУРЕНЦИЯ / КЛАСТЕР / ИННОВАЦИЯ / РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / COMPETITION / CLUSTER / INNOVATION / DEVELOPMENT / REGION / MACHINE BUILDING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Одинцов Д.В., Кузнецова А.И.

В статье описан недостаток существующих методов регулирования в машиностроительном секторе страны, что сказывается нанизком уровне конкурентоспособности даннойотраслина международном рынке. Формирование региональных кластеров приведено как одно из мероприятий целенаправленной промышленной политики. Описаны примеры региональных кластеров России, представлен зарубежный опыт, сделан вывод с рекомендациями автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF ENGINEERING CLUSTERS AS THE DEVELOPMENT OF COMPETITIVE PRODUCTION

This article describes the lacks of existing methods regulation in the engineering sector of country, which affects the low competitiveness of the industry in the international market. Formation of regional clusters is given as one of the measures purposeful industrial policy. Examples of regional clusters of Russia and foreign experience are described, conclusion and recommendations of the author was done.

Текст научной работы на тему «Создание машиностроительных кластеров как направление развития конкурентоспособности производства»

ние объектов инфраструктуры вынуждает к незамедлительному ее развитию. Зарубежный опыт показывает, что действенным инструментом привлечения инвестиций в инновации и восстановление инфраструктурных объектов может выступать частно государственное партнерство (ЧГП), при котором государство приглашает частных инвесторов принять участие в развитие какого-либо общественно значимого направления. Условия ЧГП условно выгоднее для частных инвесторов, чем самостоятельные капиталовложения, потому за рубежом данный инструмент уже зарекомендовал себя как эффективный способ решения инфраструктурных проблем.

Таким образом, мы видим, что при высокой потребности в коммерческих, и социальных сферах во внедрении инноваций в трубопроводной транспортной инфраструктуры, столь необходимое финансирование осложнено рядом структурных для российской экономики проблем. Решение этих проблем, по причине их структурного характера, уже невозможно без участия государства. К числу наиболее перспективных способов привлечения частного капитала в объекты трубопроводной транспортной инфраструктуры на сегодняшний день относят в частно-государственное партнерство при регулирующей роли государства [8].

Литература:

1. Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. N 1734-р

2. Кузнецова А.И. Методологические аспекты совершенствования таможенной ин-фраструктуры. // Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических на-ук. М.; 2002 г.

3. Бессонова Т.Н. Приоритетные направления стимулирования обновления основного капитала в добыче и транспортировке нефти и газа // Вестник Югорского государственного университета. -2007. - Выпуск 7. - С. 25-26

4. А.Кудрин рассказал о масштабах перерасходов в инфраструктурных проектах // РБК Экономика, 02.10.13 - http://top.rbc.ru/ economics/02/10/2013/880218.shtml?utm_source = twitter&utm_medium=group&utm_campaign=tw_rbc

5. Аналитический отчет PWC «Инфраструктурные проекты в странах Центральной и Восточной Европы и СНГ» за 2013 г. - http:/ /www.pwc.ru/en_RU/ru/globalisation/assets/delivery-capital-projects/ russia-supplement-rus.pdf

6. Каранина Е.В. Риск-система предпринимательства: концептуальные основы формирования и оценки с учетом регионально-отраслевых факторов // Власть. - 2011. - № 5. - С. 28-33.

7. Кузнецова О.Н. Методические подходы к оценке и управлению отраслевыми рисками // Российский внешнеэкономический вестник. - 2012. - № 11. - С. 111-114.

8. Скрипник О.Б. Формирование инвестиционной модели для целей финансирования модернизации ЖКХ // Сервис plus. - 2008. -№ 3. - С. 87-94.

УДК 334.025

СОЗДАНИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ КАК НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА

Одинцов Д.В., аспирант МУ имени С.Ю. Витте, e-mail:odinec48@mail.ru, тел.: 89645650804 Кузнецова А.И., д.э.н., профессор кафедры ЭГХ и СФ МУ имени С.Ю. Витте

В статье описан недостаток существующих методов регулирования в машиностроительном секторе страны, что сказывается нанизком уровне конкурентоспособности даннойотраслина международном рынке. Формирование региональных кластеров приведено как одно из мероприятий целенаправленной промышленной политики. Описаны примеры региональных кластеров России, представлен зарубежный опыт, сделан вывод с рекомендациями автора.

Ключевые слова: машиностроение, конкуренция, кластер, инновация, развитие, регион.

CREATION OF ENGINEERING CLUSTERS AS THE DEVELOPMENT OF

COMPETITIVE PRODUCTION

Odintsov D., the post-graduate student, Witte Moscow University, e-mail:odinec48@mail.ru, тел.: 89645650804 Kuznetsova A., Doctor of Economics, professor, professor of theeconomy of urban agriculture and the service sector chair, Witte Moscow

University, e-mail: alla.kuznetso@yandex.ru, tel.: 8-915-318-19-48

This article describes the lacks of existing methods regulation in the engineering sector of country, which affects the low competitiveness of the industry in the international market. Formation of regional clusters is given as one of the measures purposeful industrial policy. Examples of regional clusters of Russia and foreign experience are described, conclusion and recommendations of the author was done.

Keywords: Machine building, competition, cluster, innovation, development, region.

Машиностроение является одной из крупных отраслей обра- По данным РИА Рейтинг итоги российской экономики в 2013 батывающей промышленности. Значение машиностроительного году оказались хуже самых пессимистических ожиданий. Никто из

комплекса трудно переоценить. Важнейшая его задача - реализа- экспертов в конце 2012 года не мог предположить, что рост ВВП в

ция достижений научно-технического прогресса, обеспечение ком- 2013 году составит менее 2%. На самом деле он оказался еще ниже плексной механизации и автоматизации производства, снабжение — 1.3%. Если не считать кризисных 1998 и 2009 годов, то темп народнохозяйственных отраслей новой техникой, удовлетворение роста ВВП в 2013 году был самым низким за последние семнад-

населения современными потребительскими товарами. Машино- цать лет.

строение возникло в эпоху научно-технической революции и стало Главный фактор незапланированного резкого торможения рос-

быстро развиваться в десятках стран, поэтому ни одна другая от- сийской экономики — снижение инвестиций в основной капитал.

расль промышленности не может сравниться с ним по распростра- На фоне 2012 года перепад получился довольно резкий. Если в 2012

ненности в мире. В мировом машиностроении лидируют страны: году рост инвестиций составлял 6.6%, то в 2013 зафиксировано США, Япония, Германия, Швейцария и Великобритания. Они же снижение на 0.3%. Сказалась в целом нестабильная ситуация в

имеют наиболее полную номенклатуру машиностроительного про- мировой экономике, а также завершение реализации крупных инф-

изводства, включающую все или почти все его подотрасли. Лиди- раструктурных госпроектов внутри страны — в том числе строи-

рующие позиции эти страны заняли благодаря применению инно- тельство объектов для сочинской Олимпиады.

вационных подходов в машиностроении. На сегодняшний день отечественная экономика испытывает

В настоящее время машиностроительная отрасль России не острую нехватку качественного оборудования имашин собствен-является конкурентоспособной на международном рынке, что в ного производства, что заметно влияет на резкий рост импорта про-

значительной степени обусловлено ее технологическим отставанием дукции. По данным Росстата в 2011 году продукция отечественных

от промышленно развитых стран. машиностроителей составила всего 5% в структуре товарного экс-

порта. В то же время, машиностроение является главной статьёй российского импорта, на его долю приходится 48,2 % всех ввозимых в Россию товаров.Сельскохозяйственная техника отечественного производства не исключение, а скорее яркий пример. По мнению экспертов РБК основным поставщиком в данной отрасли является Германия, кроме того, активно импортируют в Россию сельскохозяйственную технику США и КНР.

В машиностроительном комплексе многое зависит от инвестиционного спроса. Впрочем, даже увеличение инвестиций не гарантирует соответствующего роста спроса на российское оборудование вследствие вступления России в ВТО и возросшей конкуренцией. Аналитики РИА Рейтинг сомневаются, что в ближайшие годы произойдет улучшение ситуации. Одной из основных причинтех-нологического отставания от промышленно развитых стран является недостаток существующих методов регулирования в машиностроительном секторе страны, для модернизации которого необходимо ускорить разработку и внедрение комплекса мероприятий, для проведения целенаправленной промышленной политики.

Одним из таких мероприятий автор выделяет создание региональных инновационных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий и формирующихновые модели пространственного развития российской экономики.

Понятие «кластер» приблизилось к пику популярности, что, однако, не придало ему до сих пор терминологической четкости в рамках государственной промышленной политики. Около 30 лет назад, понятие «кластер» (от англ. cluster — сгусток) в отношении нескольких однотипных предприятий, расположенных на одной территории, ввел Майкл Портер, американский экономист, бизнес-консультант и лауреат Нобелевской премии. Именно он обратил внимание, что предприятия одной отрасли, сконцентрированные в одном регионе, как правило, более конкурентоспособны, если работают во взаимодействии. Смысл кластера, в другой трактовке, передал в своем давнем интервью ректор УИТМО Владимир Васильев - «кластер - это особая сеть предприятий, научных учреждений (университетов и НИИ), поддерживающих организации и потребителей, связанных в единую цепочку в целях взаимной выгоды».

На сегодняшний день, в зависимости от структуры взаимодействия элементов, можно выделить несколько разновидностей региональных машиностроительных кластеров. Основные из них представлены в схемах 1, 2 и 3.

Предприятия кластера связывают между собойвыработанные

за годы совместного существования конкурентные преимущества, которые формируются по результатам долгосрочной борьбы на общем рынке. Именно конкуренция является механизмом активного-распространения преимуществ в кластере. В рамках кластеров копирование лучших достижений, трансфер чужих наработок доведены до автоматизма.

Стоит выделить основные преимущества формирования кластеров:

1. Снижают издержки текущей деятельности, повышают гибкость и конкурентоспособность при создании новых продуктов, технологий, освоения новых рынков.

2. Способствуют созданию и реализации развитой инновационной инфраструктуры, т.е. совокупности взаимосвязанных, взаимодополняющих производственно-технических предприятий, организаций, фирм и соответствующих организационно-управляющих систем, необходимых и достаточных для эффективной реализации инновационной деятельности.

3. Наличие в их структуре небольших компаний и фирм, формирующих так называемые инновационные центры. Малые предприятия обладают особыми способностямив сфере реализации нововведений, так как им проще приспособиться к требованиям рынка. Небольшие компании оперативно реагируют на структурные изменения в современной экономике, а также максимально учитывают колебания спроса. Фактор конкуренции заставляет эти фирмы постоянно быть в поиске новых решений и идей, но ограниченность финансовых ресурсов, необходимость разделения рисков при реализации данных идей и достижений, вызывает необходимость объединяться в кластер, что является ихобъективной потребностью. В результате, работая в кластере, малый бизнес направляет движение всего кластера по наиболее перспективной отраслевой тематике, активизируя при этом инновационный потенциал менее подвижных крупных предприятий.

4.Кластеры позволяют использовать преимущества двух способов координации экономической системы:рыночного механизма и внутрифирменной иерархии, формируют особую систему распространения новых технологий и знаний. Кластерная форма организации инновационной деятельности приводит к созданию «совокупного инновационного продукта». Такая форма инноваций является результатом деятельности нескольких предприятий и исследовательских организаций, что позволяет ускорить их распространение по сети взаимосвязей между всеми участниками кластера в общем экономическом пространстве.

Схема 1. Однородный кластер

Схема 2. Фокальный кластер

Схема 3. Сетевой кластер

Таблица 1. Факторы, способствующие и препятствующие развитию кластеров в России.

Препятствующие факторы Способствующие факторы

- Отсутствие механизма формирования и функционирования кластера. - Отсутствие поддержки со стороны государства. - Неадекватность образовательных и научно-исследовательских программ потребностям промышленности и рынка. - Слабые связи между высшими и средними профессиональными учреждениями, НИИ и бизнесом. - Низкое качество бизнес-климата для возникновения и развития малого и среднего бизнеса (административные барьеры, финансовые ресурсы и др.). - Низкая конкурентная искушенность большой части российских предприятий Краткосрочный горизонт планирования у большинства российских предприятий, когда реальные выгоды от развития кластера появляются только через 5-7 лет. - Российский менталитет и психология менеджеров. - Доступность поставщиков и мобильность в использовании местных ресурсов. - Доступность инженерного и научного персонала. - Научный потенциал высшей школы - Традиции научно-производственной кооперации.

5. Снижает «триггерный эффект», возникающий в тех случаях, когда для осуществления первичной инновации необходимо произвести множество вторичных изменений, что значительно повышает затраты на реализацию базисной инновации. В кластере предприятия имеют возможность минимизировать затраты на подобные вторичные изменения, что позволяет им внедрять различные эффективные идеи и нововведения.

6.За счет расширения масштабов производства, роста специализации, технологической экономии, неделимости производства формирование кластеров позволяет снизить издержки и компенсировать дополнительные расходы, связанные с инновационной деятельностью.

7.Объединение предприятий в кластеры является стратегической инновацией. Благодаря интеграции научного,производствен-ного, кадрового, ресурсного и инфраструктурного потенциалов, а также с помощью административного ресурсаэта территориальная научно-производственная система нового типа обеспечит в перспективе решающие конкурентные преимущества не только для всех участников кластера, но и для региона в целом.

В настоящем времени использование кластерного методауже заняло одно из ключевых позиций в стратегиях социально-экономического развития ряда субъектов Российской Федерации.Неко-торые проекты региональных кластеров осуществляются в инициативном порядке. На федеральном уровне уже сформирован определенный ряд механизмов, позволяющих обеспечить гибкое финансирование мер по развитию кластеров.

Создание производственных кластеров в машиностроении юга России,повышающих конкурентоспособность за счёт кооперации, стало ответом предприятий отрасли на экономическую рецессию и вступление России в ВТО. Ожидается, что это позволит удержать рыночные позиции машиностроения южного направления и наладить выпуск дефицитных видов продукции.

На фоне практически нулевого роста российской промышленности несколько южных регионовпродемонстрировали весьма оптимистичные индустриальные показатели. По данным Эксперт ONLINE абсолютным лидером среди российских регионов стал Дагестан — в 2013 году индекс промышленного производства в этой республике составил 137,5%; очень высоки показатели промышленного роста в Астраханской области (125%) и Северной Осетии — 121,7%. Ростовская область, флагман южной промышленности, также продемонстрировала зримый рост в этой сфере: по итогам 2013 года индекс промпроизводства составил 104,4%, а в этом году, по прогнозу донского Минпрома, объём промпроиз-водства планируется увеличить не менее чем на 5%.

Основной вклад в такие результаты вносят обрабатывающие производства, в первую очередь, машиностроение. Масштабная госпрограмма перевооружения армии уже обеспечила крупными заказами, а в судостроении, ещё одном динамичном сегменте, ис-

точником роста являются проекты по добыче углеводородов на каспийском шельфе. Во всех этих подотраслях машиностроения рост сопровождается объединением активов.

На юге России пилотным регионом в станкостроении новой генерации стала Ростовская область, где на базе азовского завода кузнечно-прессового оборудования "Донпрессмаш" началось создание станкостроительного кластера. Ожидается, что тренд на кооперацию в этой сфере должен привести к объединению региональных производителей станкоинструментального оборудования, научных и образовательных учреждений, инжиниринговых ком-паний.По замыслу разработчиков проекта, в Азове начнут производить металло-обрабатывающие станки с числовым программным управлением, токарные станки для полного цикла металло--обработки, применяемые во всех отраслях машиностроения (автомобильной, авиационной, энергетической, судостроительной, инструментальной).

Якорным инвестором кластера является компания ООО "МТЕ Ковосвит МАС" — совместное станкостроительное предприятие, созданное на паритетной основе в июле 2012 года российской группой МТЕ и чешской Kovosvit MAS, a.s., одним из ведущих европейских производителей токарных и фрезерных станков, обрабатывающих центров и технических решений. По информации генерального директора группы МТЕ Дениса Волкова, на первом этапе в течение двух лет предполагается добиться стабильной сборки 50 станков в год; уровень локализации в нынешнем году составит 40%. А к 2018 году "МТЕ Ковосвит МАС" должен выйти на целевые объёмы продаж — 320-340 станков в год, из которых 318 будут изготовлены в Азове (локализация 90%).(100%)

Резидентами кластера уже стали чешская компания Pegas-Gonda, российские ЗАО НПО "Станки и гибкие автоматические системы", ОАО СП "Донпрессмаш", ООО "Савёловский машиностроительный завод". В его работе также принимают участие отраслевые вузы — столичный МГТУ "СТАНКИН" и ростовский ДГТУ. По сообщению правительства Ростовской области, в проект уже инвестировано 400 млн. руб., персонал прошёл обучение на чешских предприятиях. Создан инжиниринговый центр, предназначенный для внедрения новых технологий и обучения персонала, которому предстоит стать региональным "СТАНКИНом". Для обеспечения кластера энергоресурсами строится мини-ТЭС мощностью 12 МВт. В Азове планируется открытие лаборатории резания — центра обучения студентов машиностроительных специальностей, в котором ежегодно будут проходить подготовку 200 специалистов.

Кроме юга России, активность кластерной политики в машиностроении наблюдается и в других регионах, одним из примеров является Санкт-Петербург. В своей статье «Машиностроительный кластер: умение играть в команде»П. Г. Плавник кандидат экономических наук описывает опыт предприятия на котором он

является генеральным директором:«Завод «ЗВЕЗДА» — один из инициаторов создания инновационно-технологического кластера машиностроения и металлообработки — смог пережить тяжелый переходный период в экономике России и продолжает достаточно успешно работать. Это было бы невозможно без изменения ряда существенных характеристик предприятия и подхода к управлению бизнесом в целом.

Если переоборудование цехов — преимущественно вопрос денег, то изменение способа мышления — более комплексная задача. Выживая в одиночку, заводу в свое время пришлось взять на себя ряд непрофильных видов производства. Условие простое — для выпуска одного дизельного двигателя «ЗВЕЗДА» необходимо около двух с половиной тысяч различных видов деталей. Дело дошло до того, что к 2000 году 95% этих деталей завод выпускал сам,-что было далеко не самым эффективным способом производства. Межзаводские связи советского периода разрушились. В какой-то-момент ОАО «ЗВЕЗДА» встало перед острой необходимостью налаживания новых кооперационных связей, поставило целью довести объем производства деталей для собственного изделия до 30% и приступило к активным действиям. Постоянная заинтересованность в новых поставщиках у завода настолько высока, что поиском предприятий, способных произвести необходимые детали занимается отдельное подразделение — центр субконтракции, который в том числе производит технический аудит предприятия, претендующего на изготовление деталей. Завод стремится работать напрямую с производителем, посреднические фирмы исключаются по максимуму. ОАО «ЗВЕЗДА» сертифицировано в соответствии со стандартом ISO 9001, поэтому поставщики обязаны иметь все необходимые лицензии и сертификаты. Так на практике реализуется принцип «передачи конкурентоспособности» сверху вниз. Предприятие-контрагент вынужденно подтягивать свой технологический уровень, если претендует на хороший контракт».

Стимулирование кластерных механизмов роста конкурентоспособности за последние полвека неоднократно становилось основой выдвижения целых стран в ряд наиболее развитых в мире. Наиболее ярким примером резкого роста международной конкурентоспособности на основе государственной поддержки кластеров является опыт Финляндии. В последние годы эта страна регулярно занимает первые места как в рейтинге перспективной конкурентоспособности (GrowthCompetitiveness Index), так и в рейтинге текущей конкурентоспособности стран (Business Competitivenesslndex), обгоняя такие ведущие индустриальные державы, как США, Япония, ФРГ. При этом политика -подъема конкурентоспособности в Финляндии совершенно официально опирается на кластерную теорию (портеровская модель «Даймонд», усовершенствованная финскими экономистами за счет включения блока «Международная деловая активность»).

Авторпредлагает объединить в кластер и некоторые предприятия других регионов. Например, в Воронежской области объединение в кластер таких предприятий как ФГУП "Воронежский механический завод", ЗАО «ТЯЖМЕХПРЕСС», НПО "Электроника", ООО «Воронежсельмаш» может положительно повлиять на уровень конкурентоспособности сельскохозяйственной техники отечественного производства.

Кластер объединяет владельцев инновационных технологий-независимо от форм собственности и размера предприятий, формирует единую технологическую платформу машиностроения и металлообработки на базе лучших мировых технологий. Ведется активная совместная работа с органами государственной законодательной и исполнительной власти по вопросам развития инновационной деятельности. Именно кластер, как форма организации взаимно ответственных предприятий, является оптимальной базой для реализации конкретных проектов в рамках частно-государственного партнерства.

Вывод: кластерная форма объединения предприятийснижает издержки текущей деятельности; способствует созданию, развитию и реализации инновационных мощностей; стимулирует выпуск дефицитных видов продукции; повышает инвестиционный спрос; способствует развитию конкурентоспособности машиностроительного производства и выводу отечественной продукции на международный уровень.Создание инновационных кластеров является не только одним из эффективных методов ускорения модернизации машиностроительного сектора страны, но и фундаментом для формирования новых моделей развития экономики в целом.

Литература:

1. «В 2014 году рост ВВП не превысит 1,5%».Портал машиностроения. Источник информации: РИА Рейтинг,19 февраля 2014 г.

2. «Вступление России в ВТО» РБК, Руководитель проекта: Патрикеев Денис. Москва 2013

3. Мызрова О. А. Диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук на тему «Инвестированиеинноваци-оннойдеятельностипредприятиймашиностроенияна основекластер-ногоподхода: теория, методология».Саратов 2011.

4. Иванченко О. Г., Паклина М. С. «Инновационное развитие машиностроения современные оценки и методы достижения».В-ласть и управление на востоке России: научный журнал № 3 (56) 2011.

5. КовальчукК.Н.«Кому он нужен этот кластер?». Журнал "Экспертный союз" № 2 07.06.2012.

6. «Машиностроениеюга России повышаетконкурентоспособ-ностьза счет кооперации». Портал машиностроения. Источник информации: Эксперт ONLINE.26 февраля 2014

7. ПлавникП.Г. «Машиностроительный кластер: умение играть в команде». Журнал "Экспертный союз" № 017.06.2012.

8. Российский статистический ежегодник 2011г.

9. Тихомиров Е.Ф. Финансовый менеджмент - М.: 2007 г.

10. Балабанов И. Т. Финансовый менеджмент. -М.:Финансы и статистика, 2006 г

11. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия - М.: ИНФРА-М, 2006 г

12. Гатовский Л. М. Экономические проблемы научно-технического прогресса в сфере машиностроения. М.: Наука, 2008.

13. Сорокин Н. Т. «Проблемы и тенденции развития российского машиностроения». Автомобильная промышленность № 1. 2009.

14. Подзираев О.С. «Совершенствование управления машиностроительными предприятиями в условиях вступления России в ВТО». Вестник экономической интеграции №3 2012.

15. «Региональная экономика», под редакцией проф. Т.Г. Морозовой, М. 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.