Научная статья на тему 'Создание макрорегионов как путь для развития туризма в России'

Создание макрорегионов как путь для развития туризма в России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
560
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание макрорегионов как путь для развития туризма в России»

Л ТЕОРИЯМ ТЕХНОЛОГИИ СФЕРЫ УСЛУГ

УДК 379.85 ББК 65.433

СОЗДАНИЕ МАКРОРЕГИОНОВ КАК ПУТЬ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА

В РОССИИ

Н.А. Петрова

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А

Российская Федерация обладает существенными туристскими ресурсами. На ее территории находятся богатые природные и рекреационные ресурсы, объекты культурного и исторического наследия с мировым именем, проходят экономические, культурные, общественные, спортивные события международного масштаба. Многие регионы обладают большим потенциалом для привлечения туристов, который пока не реализован. Дальнейшее развитие туристских объектов и комплексов, а также всей отрасли в целом невозможно без осознания того факта, что туристский продукт - продукт межрегиональный, а значит, базой для его предоставления служат сразу несколько регионов или областей, которые должны сотрудничать, а не конкурировать.

Туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере. При соответствующем развитии инфраструктуры Российская Федерация способна принимать до 40 млн туристов в год. К 2020 году Россия может войти в первую десятку самых популярных стран, посещаемых туристами. Эффективное использование туристских ресурсов при одновременном развитии туристско-рекреационных комплексов и инфраструктуры, грамотный маркетинг территорий, информационная поддержка туризма, повышение качества услуг и привлечение в отрасль высококвалифицированных специалистов в совокупности обеспечат укрепление конкурентных позиций российского туристского рынка.

Индустрия туризма способна играть существенную роль при решении социальных проблем, создавая дополнительные рабочие места, увеличивая рост занятости и повышая благосостояние граждан страны. В настоящее время туризм влияет на рост экономики, в частности, на следующие сферы экономической деятельности: услуги туристских компаний, услуги средств размещения, связи, торговли, транспорта, производства и продажи сувенирной продукции, общественного питания и других сфер, благодаря чему туризм выступает катализатором экономического развития регионов Российской Федерации.

По данным Росстата, Россию в 2010 году посетили с целью туризма 2134 тысяч человек. В 2011 году численность иностранных туристов составила 2336 тысяч. В то же время за границу в 2010 году выехали 12605 тысяч россиян, а в 2011 - 14496 тысяч.

Статистика показывает явную диспропорцию в числе выезжающих на отдых и въезжающих в страну. Для возможности привлечения потока туристов и получения различных видов прибыли необходима продуманная работа по продвижению и созданию брендов регионов. И прежде всего это работа по созданию определенного имиджа России как комфортной, доступной и интересной туристской зоны. Эти усилия должны быть направлены на привлечение не только иностранных туристов, но и граждан страны в первую очередь.

Для развития внутреннего туризма в России должна применяться такая научная дисциплина, как маркетинг территорий. Он предполагает изучение территории как обладающей определенной совокупностью капитала. В рассматриваемом случае под капиталом понимается совокупность географических, климатических, социально-экономических, демографических и прочих ресурсов. Часто выделяют несколько составляющих капитала, а именно: символический капитал, имиджевый капитал, экономический капитал и т.д. Маркетинг территорий рассматривает четыре основных объекта: территориальный продукт (производимые товары, оказываемые услуги, события, образ жизни); цена территории для жителей и туристов; коммуникации территории (бренды, логотипы, слоганы); места и способы продаж (в отелях, в магазинах, на улицах, на входах в офисы). Маркетинг территорий специфичен - он занимается товарными брендами и укрепляет их. Это драйвер развития территории, повышения ее конкурентоспособности.

Эффект маркетинга территорий способен включать рост инвестиций, экономические успехи в индустрии гостеприимства, туризма, общественного питания, развлечений, развитие инфраструктуры, повышение уровня и качества жизни на территории.

С точки зрения рассмотрения территории как обладающей туристической привлекательностью рассматривается несколько типов ситуаций:

1. Туризм становится основой экономики и маркетинга территории;

2. Туризм является фоновым элементом маркетинга территории, основа создания образа территории связана с другими факторами жизнедеятельности, в частности, политикой, экономикой, культурой или социальной сферой.

3. Туризм не является частью маркетинга территории. Он развивается, но стихийно, в регионе не придается значения развитию туризма как определенного ресурса имиджа территории.

В наши дни в Российской Федерации происходит переход от ситуации 3 к си-

туации 2. Преобладающая часть территории Российской Федерации имеет длительную историю существования, в которой соединяются различные доминанты отдельных периодов, к примеру, как индустриальной опоры России, как транспортного узла, но редко, когда указанные территории воспринимались как туристская зона.

Наше время позволяет зафиксировать следующую тенденцию: привлечение инвестиций в страну или регион тесно связано с формированием имиджа страны или региона. Причем туризм оказывает важное влияние на маркетинг территории, так как наличие туристского потока свидетельствует о признании безопасности и доступности, открытости и комфортности данной территории, особенно для привлечения иностранных туристов.

Таким образом, одним из путей улучшения имиджа России на международной арене может быть использование ресурса туристской привлекательности регионов Российской Федерации. Более того, чем шире будет представлена география российских регионов, тем более открытым и понятным будет образ, или имидж, страны. В массовом сознании иностранцев Россия - закрытая и чужая страна, где существует много опасностей, кроме того, достаточно дорогая.

Исходя из вышеуказанных тезисов необходимо предложить такой продукт, который бы позволил все затраты и препятствия по приобретению туристского продукта преобразовать в высокий уровень удовлетворенности от реализации тура. Этот эффект может быть достигнут благодаря использованию нескольких принципов. Прежде всего, необходимо создавать макрорегиональные туристские продукты по типу автобусных туров в Европу. Данные маршруты могут носить линейный или кольцевой характер. В турах также необходимо сочетать разные виды туристской активности. Кроме того, временной диапазон туров должен включать стандартные варианты (туры выходного дня, туры на 7, 10, 14 дней).

Рассмотрим критерии включения регионов и областей в макрорегион.

Макрорегионом можно назвать объединение административно-хозяйствен-

ных образований на основе пространственной близости, необходимой логистики, ресурсной общности, совместного выполнения хозяйственных функций национального масштаба и их роли в обеспечении взаимодействия с внешней средой. Туристский макрорегион как социально-экономическая система состоит из двух субсистем: субъект - турист, потребитель туристских услуг и объект - туристская индустрия рассматриваемого макрорегиона.

В макрорегион предполагается включать субъекты Федерации, отвечающие соответствующим критериям. Механизм объединения продиктован не политическим решением и не изменением административного деления страны. Это определение туристской специализации крупных регионов. Исходя из рассматриваемой специализации может быть выстроена долгосрочная стратегия развития отрасли, ориентирующаяся на создание межрегиональных продуктов.

Критерии включения территории в систему макрорегионов:

1. Уровень цен - это ценовые показатели, определяющие туристический продукт или траты на реализацию туристической активности населения, а именно: покупка тура, стоимость экскурсионного обслуживания, стоимость билетов на различные виды транспорта, стоимость питания и прочее;

2. Уровень сервиса - это показатель уровня обслуживания в туристской отрасли: оценка компетентности гидов, обслуживание в объектах туристического показа, на транспорте, в средствах размещения и общественного питания и прочее;

3. Уровень доступности - это показатель развития системы транспортного сообщения, возможность воспользоваться авиасообщением, железнодорожными и автомобильными ресурсами и прочее;

4. Уровень безопасности - это показатель, позволяющий продемонстрировать основной принцип развития туристической привлекательности региона —

возможность реализации туристической деятельности в безопасных условиях как с точки зрения обеспечения безопасной поездки туристическими агентствами и операторами, так и уровень безопасности региона в целом;

5. Степень уникальности - это показатель-стимул, позволяющий оценить, насколько данный регион является неповторимым с точки зрения наличия и уровня представленности объектов туристического показа.

Критерии сравнения макрорегионов по фактору туристской привлекательности:

1. Климатические условия - это показатель, позволяющий зафиксировать влияние климата на туристическую привлекательность региона, уникальность климата, благоприятность климатических условий для реализации разнообразных видов туризма;

2. Условия въезда (виза) - этот показатель позволяет расширить представление об уровне доступности региона, наличии административных и иных преград для разных категорий туристов - иностранных туристов прежде всего, но и внутренних туристов (необходимость регистраций и проч.);

3. Степень административного благоприятствования - этот показатель позволяет получить экспертную оценку наличия и уровня взаимодействия различных субъектов туристской индустрии и государственной власти, на уровне региона в первую очередь;

4. Разнообразие видов туризма -этот показатель позволяет оценить каждый регион исходя из возможности реализации различных видов туризма, то есть определение суженной модели регионов (реализация только узкого набора видов туризма) и расширенной модели регионов (реализация широкого набора видов туризма);

5. Развитость инфраструктуры (события, развлечения и прочее) - этот показатель позволяет оценить наличие и степень представленности и развитости инфраструктурных элементов туристской индустрии [1].

Межрегиональное взаимодействие с точки зрения организационного уровня включает в себя несколько основных факторов:

1. Уровень информированности и связка в единый туристский продукт туристических объектов разных регионов (собственного и соседей);

2. Налаживание транспортного сообщения (возможность без пересадок добраться в различные регионы);

3. Создание сети согласования и координационных советов для эффективного взаимодействия всех участников.

Объединение в макрорегионы - это не только аналитическая попытка связать соседние регионы, но это также реальная связка их истории, культуры, природы.

Макрорегиональные туры имеют гибкий характер реализации. Это связано с возможностью выбора различных видов туризма на территории региона, с возможностью сокращения или увеличения продолжительности тура, добавления вариативности составляющих тура, привлечение дополнительных или замещающих точек туристского показа, использования различных видов транспорта с целью расширения кругозора и придания турам уникальности.

Задачей формирования макрорегио-нальных туристских продуктов является попытка доказать возможность совершенствования предложений на рынке внутреннего туризма, а также придание импульса для активизации региональной коммуникации по этому вопросу.

В настоящий момент многие соседние регионы страны имеют схожие параметры, что часто обусловливается их географической близостью. Действующая модель развития туристской отрасли, ставка на «регионализм» делают такие регионы конкурентами. Причем конкурируют они основываясь на сильных сторонах, оставляя без должного внимания интересные, перспективные, но требующие серьезных вложений ресурсы. Развитие же макрорегионов способствует ослаблению внутренней конкуренции между областями и становлению крупных межрегиональных брендов.

Большинство регионов России рассматриваются как монотуристские регионы, причем туристский поток носит сезонный и слабый характер. Обобщенно развитие туризма в регионах страны оценивается как низкое. Причины связаны с организационными моментами - предложениями туристских фирм, и инфраструктурными - уровнем оказания услуг и спектром развлечений в туристской дестинации.

Для внутреннего туризма основным сдерживающим фактором является низкая информированность населения о туристских маршрутах и предложениях в регионе и ставшее привычным восприятие России как нетуристической зоны. При реализации туров наиболее серьезным недостатком является неразвитость инфраструктуры на всем протяжении туристских маршрутов. То есть при достаточно серьезных совокупных затратах на транспортные услуги турист сталкивается с бедностью объектов туристического показа (не объектов как таковых, а уровнем их демонстрации и представленной информации). В такой ситуации наблюдается слабый туристский поток внутри одного либо нескольких соседних регионов и областей [2].

В то же время опыт европейских стран показывает, что при наличии комфортных кемпингов и возможности формирования длительного маршрута с регулярным посещением различных достопримечательностей, встречающихся по ходу движения, увеличивается интерес со стороны потребителей к внутреннему туризму, так как он отвечает потребительским предпочтениям. Ценность объекта туристского показа должна быть выше, чем стоимость транспортных услуг. Эта ценность создается через становление и развитие рекламы определенных территорий и объектов показа.

Для улучшения ситуации в индустрии туризма необходимо, как минимум, улучшить туристское обслуживание, сервис в турфирмах и создать серию информационных ресурсов для информирования россиян, желающих путешествовать самостоятельно. Разработать рекламные

материалы, виртуальные сервисы, позволяющие узнать не только о туристских ресурсах, но и о возможности забронировать места в гостинице, связаться с турбазами, санаториями, музеями и пр.

Анализируя основные тенденции развития регионального туризма, можно выделить позитивные и негативные явления.

Негативные факторы: степень компетентности представителей туристской индустрии разных уровней не всегда соответствует заявленным требованиям; туристские объекты и территории имеют неравномерный характер развития; для туристской индустрии России характерны низкий уровень коммуникации и низкий уровень открытости; отсутствие системности и организованности в использовании и позиционировании территорий; политика ухода от ответственности, когда власть ждет инициативы от тур-бизнеса, а предприниматели надеются на финансирование и организацию отрасли государственными органами; недостаточная развитость внутреннего туризма по сравнению с международным выездным; ограничения, связанные с климатическими условиями и сезонностью.

Позитивные факторы: практически каждый регион страны обладает туристским потенциалом, есть реальные ресурсы для развития; существует определенный спрос туристов, как внутренних, так и иностранных; разрабатываются актуальные и интересные проекты по развитию туризма в стране («Серебряное кольцо России», «Серебряная подкова Дона» и тд.).

Необходимо перечислить внешние факторы, способствующие функционированию и развитию внутреннего туризма в Российской Федерации:

1. Снижается уровень безопасности многих международных территорий, в том числе и туристских зон (беспорядки и забастовки в Европе - Франции, Испании, Греции);

2. Реализован пик популярности направлений Турция и Египет;

3. Усиление угрозы терактов в местах массового скопления людей в мегаполисах;

4. Усиление страха авиаперелетов в связи с участившимися случаями крушения самолетов с гибелью всех пассажиров;

5. Участившиеся случаи смерти россиян на курортах за границей.

Для развития макрорегиональных туристских продуктов в Российской федерации, способных привлечь как иностранных, так и внутренних туристов, должны быть приложены существенные усилия, а именно необходимо:

• сформировать новые маршруты и направления развития туризма;

• строительство новых средств размещения для различных категорий туристов (реконструкция или ремонт объектов, не соответствующих требованиям туристов)

• внимание властей к отрасли туризма (включение туризма в приоритетные направления развития имиджа регионов);

• создание инвестиционных проектов туристского значения для привлечения инвестиций и повышения уровня комфорта и сервиса в регионах;

• формирование системы доступности территорий (различные виды транспортного сообщения);

• формировать все атрибуты туристской зоны, не только достопримечательности, но и сервис рядом с ними.

Подводя итог, необходимо отметить, что современное состояние туристической сферы в стране характеризуется, в лучшем случае, становлением туристской индустрии. Большинство регионов находится на стадии туристического потенциала, а не туристической зоны, в группе риска.

Происходит формирование восприятия туризма как экономической отрасли, а также переход на клиенториентирован-ные технологии в развитии индустрии. Но это трансформация в большей степени носит декларативный характер и пока мало проявляется в реформировании системы развития туризма в регионах. Внут-

ренние туристы, как и иностранные, имеют схожие предпочтения и восприятие комфорта. Необходимость формирования в каждой туристической зоне объектов как экономкласса, так и высокого уровня обслуживания целесообразна, так как каждый объект будет сообразен своим сегментам туристов.

На текущем этапе становления в первую очередь необходимо отслеживать не экономические показатели развития отрасли, а имиджевые. Туризм в большинстве регионов страны не может претендовать на значительный вклад в экономику. Необходимость имиджевой составляющей связана с ответом на вопрос, насколько регион воспринимается в сознании населения как туристская зона. Продвижение и развитие туризма в России возможно при осознании того факта, что туристский продукт - продукт межрегио-

нальный. Соответственно, и развивать нужно не конкретную область, а территории в комплексе.

При объединении нескольких регионов в макрорегион появляется возможность поддержать слаборазвитые за счет сильных регионов-«локомотивов», которые будут обеспечивать турпоток по маршрутам макрорегиона благодаря своей аттр активности.

Создание туристских макрорегионов способно снизить межрегиональную конкуренцию и перенаправить расходуемые ресурсы на развитие туризма в целом. Сотрудничество краев и областей в сфере туризма позволит создать качественные, конкурентоспособные туристские продукты, что способно катализировать развитие всей отрасли в целом и становление Российской Федерации как страны с позитивным туристским имиджем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Итоговый аналитический отчет по результатам комплексного исследования по теме «Динамика предпочтений населения страны относительно развития внутреннего туризма» // Сайт международного фонда «Достояние». [Электронный ресурс]. URL: http://analytical-report.ru/2011/ (дата обращения

07.11.2012 г.) ’

2. Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» (2011-2016 годы): сайт Предпринимательское право. [Электронный ресурс]

URL: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_169537.html (дата обращения

12.11.2012 г.)

УДК 631.145 ББК65.206-2

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГ^ЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СУЩНОСТИ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА

М. Г. Клевченков

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А

Туризм является одной из отраслей экономики, бурное развитие которой обеспечивает не только создание значительного количества рабочих мест для трудоспособного населения, развитие инфраструктуры, существенное увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, развитие смежных отраслей и видов деятельности, но и установление прочных межкультурных связей

между различными регионами мира, повышение образовательного и культурного уровня людей. Современная туристская отрасль является одной из крупнейших и динамично развивающихся сфер деятельности. Численность занятых в этой отрасли составляет около 8% от общего показателя занятости в мире [2].

В настоящее время туристская деятельность представлена различными ви-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.