Педагогика детства Childhood Pedagogy
УДК 371 ББК Ч31
Наталья Николаевна Абрамова,
учитель русского языка и литературы, МОУ «СОШ № 1» г.Чита (Чита, Россия), e-mail: [email protected]
Создание культурно-образовательной среды в общеобразовательной школе для развития способностей учащихся в контексте взаимодействия участников образовательного процесса
Предлагается и обосновывается один из инновационных подходов к созданию культурно-образовательной среды в общеобразовательном учреждении - организация Родительской академии наук. Данный подход позволяет преодолеть ряд противоречий традиционной системы обучения и реализовать эффективное развитие способных учащихся в школьной практике. Создание Родительской академии наук -один из путей решения проблемы обучения способных школьников через развитие потенциала личности каждого учащегося в образовательном пространстве учреждения, образовательный процесс в этом случае приобретает личностный смысл для каждого ученика. Решаются задачи продуктивной школы, сформулированные Д. Дьюи: ученик получает возможность предъявить свой уровень компетентности перед семьей и сообществом, создаётся система сотрудничества между домом и школой. Родители в данном контексте понимания проблемы - активные участники образовательного процесса своего ребёнка. Повышается мотивация учебной деятельности школьников за счёт оценки качества образовательного процесса, продукта деятельности, в этом заключается результативная особенность Родительской академии наук. Родители выступают в качестве научного руководителя исследовательской деятельности ребёнка, что позволяет организовать данный вид деятельности мобильно и эффективно. Таким образом, Родительская академия наук органично встраивается в Программу развития способностей учащихся в общеобразовательной школе.
Ключевые слова: культурно-образовательная среда; потенциал личности учащегося, эффективное развитие способных учащихся; Родительская академия наук.
Natalia Nikolaevna Abramova,
Teacher of the Russian language and Literature, Secondary Comprehensive School № 1, Chita (Chita, Russia), e-mail: [email protected]
Creation of Cultural and Educational Environment in a Secondary School for the Development of Students’Abilities in the Context of Cooperation between the Participants of the Educational Process
One of the innovative approaches to cultural-educational environment in educational institutions - organization of the Parents’ Academy of Sciences - is proposed and justified in this article. This approach allows us to overcome some of the contradictions of the traditional system of education and to implement effective development of the able pupils in school practice. Creating of the Parents’ Academy of Sciences is one of the ways to solve problems of learning abilities of students through the development of individual potential of each student in the educational space of schools.The educational process in this case has personal meaning for every student.This article solves problems of productive school formulated by J. Dewey: the student has an opportunity to show their competence in front of the family and the community, this is a system of co-operation between home and school. In this context, the parents understand the problem and they are active participants in the educational process of their child.The productive feature of
the Parents’ Academy of Sciences is to motivate students’ learning activity by assessing the quality of the educational process which is the product of the activity. The parents act as supervisors of child’s research activity, enabling the activity to be mobile and efficient. Thus, the Parents’ Academy of Sciences is organically integrated into the program of development of students’ abilities in secondary school.
Keywords: cultural and educational environment, pupil’s potential, effective
development of able students, Parents’ Academy of Sciences.
Культурно-экономические процессы и политические трансформации современной России способствовали усилению внимания правительства к одарённым детям в системе образования. В Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов заявлено, что миссия государства на современном этапе состоит в создании эффективной системы образования через создание условий для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодёжи, их дальнейшей самореализации, независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи [3]. Следовательно, одной из приоритетных задач образования становится создание определённой культурно-образовательной среды для работы со способными учащимися.
В рамках традиционной системы образования эффективное развитие способных детей не может быть реализовано, т. к. возникает ряд противоречий, которые сформулированы А. Э. Безносовым, с опорой на труды Б. Д. Бабаевой, Д. Б. Богоявленской и др.
Первое противоречие между назревшими и актуализирующимися потребностями современного российского общества в развитой, творческой и самоактуализирующей-ся личности и отсутствием достаточной ресурсной образовательной среды, где под отсутствием ресурсов следует понимать не только современные средства обучения, но и высокопрофессиональных творческих педагогов.
Второе противоречие между регламентированностью образовательного процесса и необходимостью его дифференциации и индивидуализации в контексте создания условий для развития одаренности личности [2].
В школьной практике при дополнении второго появляется третье противоречие между необходимостью индивидуализации образовательного процесса и насыщенностью базисного учебного плана учреждения, которое ведёт к часовой перегрузке учите-лей-предметников, и отсутствие необходимого количества учебных кабинетов.
Исходя из данных противоречий современного российского образования, вытекает
проблема обучения способных учащихся в среднем общеобразовательном учреждении.
Важной особенностью современного понимания одарённости является тот факт, что одарённость не статичный (константный) личностный показатель, это постоянно развивающийся потенциал, существующий только в динамике, постоянно находящийся в движении, в развитии, а потому практически непрерывно меняющийся [2]. В данном контексте возникает проблема развития потенциала личности каждого учащегося в образовательном пространстве учреждения. Решить данную проблему позволяет создание культурно-образовательной среды для развития способностей (одаренностей) учащихся. Каким образом её создать? Автор статьи представляет один из подходов к данной проблеме.
Реформирование системы образования направлено на то, чтобы образование несло в себе личностный смысл для каждого ученика, поэтому предлагаются следующие первоочередные меры по его совершенствованию: вариативность и личностная направленность системы общего образования.
Осуществить вариативность (многообразие) содержания образования педагог-предметник в полной мере не может, т. к. в большинстве школ имеет нагрузку 20-30 часов и связан учебным планом своего учреждения, поэтому выходом из сложившейся ситуации является создание Родительских академий наук. Родители с высоким образовательным цензом могут преподавать детям ту или иную дисциплину в удобное для всех участников образовательного процесса время вне школьного расписания и, возможно, даже не в стенах школы.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая щкола» обозначено, что отдельной задачей современного образования является привлечение в школу людей, не имеющих базового педагогического образования, которые смогут продемонстрировать детям - в первую очередь, старшеклассникам, выбравшим профиль обучения, свой богатый профессиональный опыт [4]. Родительская академия призвана осуществить и эту задачу.
Попутно решаются ещё две задачи продуктивной школы, сформулированные Д. Дьюи (в переводе Гузеева В. В.): преподавание и учебная деятельность должны подтверждаться и оцениваться на основе того, как ученик решает реальные задачи. Ученик должен иметь возможность предъявить свой уровень компетентности перед семьей и сообществом.
Тесное сотрудничество между домом и школой приносит уважение и понимание. Родители становятся активными участниками образовательного процесса, а не сторонними наблюдателями. Они меняют своё отношение к школе на позитивное и заинтересованное в результатах обучения, а педагог тщательно изучает родительский коллектив в контексте создания системы сотрудничества. Результатом сотрудничества родитель- ученик- учитель (где учитель играет роль консультанта и посредника) должен стать образовательный продукт (исследовательская работа, проект, спектакль. статья и т.д). который будет представлен как итог работы на родительском собрании, конференции, на классных часах родительскому коллективу и ученическому сообществу и может иметь выход на участие в конкурсах различного уровня. Обязателен и сертификат прохождения курса для осознания учеником определённого уровня достижения личностных результатов и пополнения портфолио учащегося.
Данный подход продуктивен, согласно закону парадоксальных интенций Франка-Куринского (термин принадлежит В. В. Гузееву): второстепенное работает лучше главного, т. е. хорошо усваивается то, что вокруг, на периферии, что подразумевается само собой. Родитель воспринимается изначально как источник новой и полезной для жизни информации, транслирующий её интересными способами в отличие от педагога - транслятора учебной информации. Следовательно, возрастает учебная мотивация, ученик непосредственно овладевает новыми способами деятельности, новыми знаниями, косвенно приобщаясь к ценностям. Причём, специалисты (не школьные педагоги-предметники) могут обеспечить усвоение тех знаний, развитие тех компетенций, которые необходимы ученику для дальнейшей профессиональной деятельности, а не тех научных понятий, которые изучаются исключительно ради полноты научных знаний.
Развивающая направленность и возрастная адекватность образования. Обозначенная мера совершенствования образования придаёт особую значимость самоценности каждого возраста, т. е. обеспечение
полноты реализации возможностей ребёнка определённого возраста. Исходя из этого, фундаментом эффективного образовательного процесса является групповая деятельность. Для эффективного диалога, по Миллеру, число собеседников должно быть ограничено 7-9; значит, урок не эффективен, если количество участников диалога составляет значительно большее число. Выходом из этой ситуации могут быть элективные курсы, кружки по интересам, где работает группа из эффективного количества собеседников. В данной форме образовательной деятельности в полной мере учитывается и ведущая деятельность и мотивация выделенных в психолого-педагогической практике трёх возрастных групп.
Возрастная категория Младшие школь- ники Подро- сток Юноши, девушки
Ведущая деятель- ность Игра Интимно- личностное общение Личност- нозначи- мая Продук- тивная Деятель- ность
Ведущая мотивация Победа Самоут- верждение самовыра- жение Успех
Мотивация учащихся повышается потому, что отсутствует привычная на уроке оценка процесса учебной деятельности в отметках, здесь будет оценено качество процесса, продукт деятельности (компетенции), успех или неуспех групповой работы.
Кроме того, результативная особенность Родительской академии наук заключается в том, что родители могут выступать в качестве научного руководителя исследовательской деятельности ребёнка. Такая организация исследовательской деятельности мобильна и эффективна потому, что родитель и ребёнок не ограничены временем и пространством школы, возрастает и ценностная значимость такого взаимодействия, оно сближает поколение отцов и детей не только родственными узами, но и совместной деятельностью, взаимными интересами, радостями совместных побед.
В этом случае работает один из критериев российской эффективной школы - целесообразность: обучать и воспитывать должен один и тот же человек [2].
Преподавание в Родительской академии наук строится на основе программ элективных курсов или спецкурсов, студий, которые разработаны родителями-преподавателя-
ми на основе педагогических требований к структуре, содержанию, технологиям обучения и прошли стороннюю экспертизу.
Таким образом, Родительская академия наук - один из элементов создания культурно-образовательной среды, который органично встраивается в Программу развития способностей (одаренностей) учащихся в общеобразовательной школе. От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система отношений школы и общества, насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать общее образование, за-
висит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений, благосостояние России в целом. [4]. Следовательно, миссия государства и передовой российской школы на современном этапе состоит в создании эффективной системы образования в контексте изменившегося социального заказа к конечному образовательному результату.
Предлагается образец перечня элективных курсов, спецкурсов в МБОУ «СОШ № 1» г. Читы, реализуемых в 2012-2013 учебном году.
Расписание элективных курсов Родительской академии на 2012-2013 учебный год для учащихся 6 В класса МБОУ «СОШ № 1»
№ Название курса Цель курса ФИО родителей, образование, должность Сроки
1 «Школа юного редактора» (10 ч) Сформировать практические навыки выпуска газет разного вида (тематических, праздничных и т. д.) - от замысла до воплощения, навыки оформления школьных стендов ФИО родителя Образование: высшее педагогическое, учитель истории 2 раза в месяц. С 27.10.12 в 17-00
2 Театральная студия «Вдохновение» (8 ч) Научить основам сценического искусства, сформировать навыки публичного выступления ФИО родителя Образование: высшее педагогическое, учитель математики. Рязанский педагогический университет, факультет Дополнительных педагогических профессий, руководитель самодеятельного театрального коллектива 1 раз в н е д е л ю . С 30.10.12 в 16-00
3 «Навыки общения» Познакомить с эффективными приёмами общения в социуме ФИО родителя Образование: высшее психологическое, кандидат педагогических наук 1 раз в неделю 2 четверть
4 «Сокровища культуры Древней Руси» МХК (8 ч) Познакомить с истоками самобытной русской культуры ФИО родителя, доцент кафедры философии, теории и истории культуры Заб ГУ, кандидат социологических наук Январь-март
5 «Памятники природы Забайкалья» (Алханай) 8 ч. Продолжение курса 2011-2012 г. Титовская сопка Знакомство с историей родного края ФИО родителя Образование: высшее педагогическое, учитель географии и биологии, магистрант кафедры социальной политики ЗабГУ Руденко Юрий Тимофеевич, занимавший должность старшего преподавателя кафедры географии ЗабГГПУ, краевед Февраль- март
Список литературы
1. Безносов А. Э. Генезис и эволюция инновационных подходов в работе педагогов с одарёнными учащимися: общеметодический аспект исследования // Наука и школа. № 1. М.: Прометей, 2011. С. 125-129.
2. Гузеев В. В. Лекции. Деятельностно-ценностная парадигма. Образовательная технология ТОГИС. Версия 2010. Чита. Ноябрь. 2012.
3. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов от 03.04.2012. URL: http://kremlin.ru/news/14907 (дата обращения: 01.12.2012).
4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», 2010. Пр-271.
References
1. Beznosov A. E. Genezis i evolyutsiya innovatsionnykh podkhodov v rabote pedagogov s odaryonnymi uchashchimisya: obshchemetodichesky aspekt issledovaniya // Nauka i shkola. № 1.
M.: Prometey, 2011. S. 125-129.
2. Guzeyev V. V. Lektsii. Deyatelnostno-tsennostnaya paradigma. Obrazovatelnaya tekhnologiya TOGIS. Versiya 2010. Chita. Noyabr. 2012.
3. Kontseptsiya obshchenatsionalnoy sistemy vyyavleniya i razvitiya molodykh talantov ot 03.04.2012. URL: http://kremlin.ru/news/14907 (data obrashcheniya: 01.12.2012).
4. Natsionalnaya obrazovatelnaya initsiativa «Nasha novaya shkola», 2010. Pr-271.
Статья поступила в редакцию 10.12.2012