Научная статья на тему 'Создание интерактивной среды в ходе проведения семинарских занятий по дисциплине «Основы языкознания»'

Создание интерактивной среды в ходе проведения семинарских занятий по дисциплине «Основы языкознания» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМИНАР / SEMINAR / ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / INTERACTIVE TEACHING / АССОЦИАГРАММА / ТЕКСТ С ПРОБЕЛАМИ / TEXT WITH SPACES / МИНИ-КОНСПЕКТ / ASSOCIATION DIAGRAM / LECTURE MINI-NOTES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайдарова И.Н.

Рассмотрены вопросы создания интерактивной среды на семинарах по дисциплине «Основы языкознания», приведены примеры конкретных упражнений для достижения поставленной цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хайдарова И.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING INTERACTIVE ENVIRONMENT AT THE SEMINARS ON LINGUISTICS

The paper looks at the issue of creating interactive environment at the seminars on linguistics and provides some examples of the exercises aimed at reaching the set goals.

Текст научной работы на тему «Создание интерактивной среды в ходе проведения семинарских занятий по дисциплине «Основы языкознания»»

УДК 378.147.091.32:81 '1

И.Н. Хайдарова

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

СОЗДАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЫ В ХОДЕ

ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ»

Рассмотрены вопросы создания интерактивной среды на семинарах по дисциплине «Основы языкознания», приведены примеры конкретных упражнений для достижения поставленной цели.

Ключевые слова: семинар, интерактивная форма обучения, ассоциаграмма, текст с пробелами, мини-конспект.

Согласно рабочей программе дисциплины «Основы языкознания» целью ее изучения основ языкознания является «ознакомление с важнейшими проблемами современной лингвистики, с подходами и методами их решения в современной науке, создание методологической и теоретической базы для овладения профессией, осуществления будущей профессиональной деятельности, профессионального самосовершенствования и профессиональной самоидентификации [1].

Дисциплина «Основы языкознания» в Пермском национальном исследовательском политехническом университете является частью основной образовательной программы подготовки бакалавров направления 035700.62 «Лингвистика» профиля подготовки бакалавров «Перевод и переводоведе-ние». Аудиторная работа в объеме 94 часов предполагает проведение лекций и практических занятий (семинаров), в том числе в интерактивной форме -20 часов.

Вслед за В.Н. Устьянцевой, интерактивную форму проведения семинаров мы понимаем как «форму взаимодействия, ориентированную на взаимодействие учащихся не только с преподавателем, но и друг с другом, на доминирование активности учащихся в процессе обучения» [2]. Как отмечает исследователь, «интерактивное обучение направлено на одновременное решение трех задач: познавательной (овладение учебной информацией); коммуникативно-развивающей (выработка основных навыков общения); соци-ально-ориентационной (воспитание качеств личности, необходимых для адекватной социализации в обществе)» [2].

Цель данной статьи - показать, как семинар по курсу «Основы языкознания» можно сделать интересным и интерактивным. Продемонстрируем

это на примере семинара, посвященного творческому наследию швейцарского лингвиста Фердинанда де Соссюра. Как и для подготовки к традиционному семинару, студентам предварительно выдается список вопросов для домашней подготовки. Представим возможный список вопросов:

1. Биография ученого.

2. Основные лингвистические труды.

3. Основные идеи.

4. Новаторство ученого.

5. Его последователи.

Традиционный семинар, как известно, предполагает готовые ответы студентов на предварительно выданные вопросы. Чаще всего это происходит в следующей форме: один студент отвечает, преподаватель слушает и задает ему вопросы, остальные студенты в лучшем случае слушают, конспектируют, изредка задают вопросы, причем чаще всего преподавателю, затем слово предоставляется другому подготовившемуся студенту и т.д.

Мы предлагаем использовать следующие виды заданий, призванных обеспечить интерактивность семинара и повысить интерес обучающихся к занятию.

Для подготовки к первому заданию семинара преподаватель предлагает разбиться на мини-группы по 2-3 человека. Задача мини-групп - в течение 10 минут нарисовать ассоциаграмму к ключевому слову «Фердинанд де Сос-сюр». Затем по очереди представители каждой из мини-групп рисуют по одному из элементов ассоциаграммы на доске. В результате общего обсуждения можно получить следующую ассоциограмму (рис. 1):

синтагмати1 и ассоциати

семиоло

Курс общей лингвистики

речевой акт

значение /значимость

языковой знак (означаемое/означающее)

Рис. 1. Ассоциаграмма к семинару «Теоретическое наследие Ф. де Соссюра»

Далее, на основе полученной ассоциаграммы, проводится интерактивное, коллективное (участвует каждый) обсуждение заявленной темы. Даже если студент не готов к занятию, т.е. не подготовил конспекты по заявленной теме, его можно привлекать к обсуждению, задавая ему вопросы по схеме: «А как Вы это понимаете?».

Следует отметить, что такого рода ассоциаграммы можно назвать мини-конспектом к каждой теме. Если составлять подобного рода ассоциаграммы к каждой новой теме, в итоге можно получить сборник мини-конспектов, который можно разрешить использовать студентам для подготовки к традиционному экзамену, который сдается по билетам.

Также одним из заданий, которое может обеспечить интерактивность семинарского занятия, является работа с текстами с пробелами в мини-группах по 2-3 человека. Задание может быть предложено и для индивидуальной работы на семинаре. Текст с пробелами, подготовленный заранее преподавателем, представляет собой отрывок из работы конкретного ученого, исследования которого связаны с обсуждаемой на семинаре темой. Так, например, в ходе обсуждения лингвистического наследия Фердинанда де Соссюра студентам может быть предложен отрывок, представленный на рис. 2.

Как мы видим, студенты получают рабочий лист с текстом с пробелами и список пропущенных слов в именительном падеже в алфавитном порядке. Задача, которая перед ними стоит, - заполнить пробелы пропущенными словами, не нарушая смысла. При решении этой задачи студенты опираются на знания, полученные как в ходе домашней подготовки к семинару, так и во время обсуждения, на самом семинаре. Обычный объем предлагаемого текста составляет 1-1,5 стандартные страницы по 1800 знаков с пробелами. Работа с подобного рода текстами с пробелами позволяет студентам: а) получить представление о работе лингвистов не по учебникам, а на основе реальных трудов ученых; б) закрепить полученные знания. Очевидно, что такое задание лучше давать в конце семинара. В итоге у студентов остается заполненный текст, отрывок из работы ученого, который они могут использовать для подготовки к зачету и экзамену.

Еще одним интерактивным заданием нам видится составление мини-кроссвордов в мини-группах по пройденным темам. Поясним, что такая работа проходит не на каждом семинаре, а после изучения 4-5 тем, с целью закрепления пройденного материала. Студенческая группа разбивается на 4-5 мини-групп по 2-3 человека (в зависимости от количества проведенных семинаров и количества студентов в группе) и получает задание составить кроссворд по определенной теме при помощи компьютерной программы Eclipse Crossword. Программа бесплатная, легко скачивается, позволяет автоматически составлять кроссворды на любом языке, вставлять полученные результаты в текстовые файлы, публиковать их в Интернете.

Слова в именительном падеже в алфавитном порядке: коллектив, природа, реальность, речь, схема, условия, факт, человек, явление.

1. Избегая бесплодных дефиниций слов, мы прежде всего выделили

внутри общего ..................., каким является речевая деятельность, две ее

составляющих (facteur): язык и речь. Язык для нас — это речевая деятельность минус ....................Он есть совокупность языковых навыков, позволяющих отдельному....................понимать других и быть ими понятым.

2. Но такое определение все еще оставляет язык вне социальной.................................. , оно представляет его чем-то нереальным, так

как включает лишь один аспект реальности, аспект индивидуальный: чтобы был язык, нужен говорящий...................... Вопреки видимости, язык никогда не существует вне общества, ибо язык - это семиологическое явление.

Его социальная ...................... - одно из его внутренних свойств; полное

его определение ставит нас перед лицом двух неразрывно связанных явлений, как это показано на нижеследующей.....................:

Говорящий коллектив

Но в этих.......................язык только жизнеспособен, но еще не живет; мы приняли во внимание лишь социальную реальность, но не исторический ..........................

Рис. 2. Рабочий лист студента. Задание к теме: «3. Теоретическое наследие

Ф. де Соссюра»

В качестве примера кроссворда приведем работу студентов дневного отделения, обучающихся по специальности «бакалавр лингвистики» в Пермском национальном исследовательском политехническом университете (рис. 3).

По горизонтали

3. Эволюция языка во времени.

6. Наука о знаковых системах, разработанная Ю. Лотманом.

10. То, что выступает в нашем сознании в качестве представителя предметов, событий, действий.

11. Одна из наиболее распространенных схем называется семантический

14. Акустический ...................

15. Свойство языкового знака, в силу которого язык представляет собой свободную систему.

По вертикали

1. Социальная...................- одно из внутренних свойств языка.

2. Предмет, обозначаемый собственным именем некоторого языка.

4. Переводчик «Курса общей лингвистики» на русский язык.

5. Вне.....................времени языковая реальность неполна. (Им.падеж!)

6. Множество отношений между элементами системы.

7. Для того чтобы был язык, нужен говорящий....................

8..................- это знаковая система.

9. Рассмотрение состояния языка как установившейся системы в целом.

12. Индивидуальный акт воли и понимания.

13. Понятие - это....................

Рис. 3. Кроссворд с ответами к семинару «Теоретическое наследие Ф. де Соссюра» (сост. студенты гр. ПР-13-1б: О. Тютюнщикова, Н. Гусева, 08.10.2015 г., ред. И.Н. Хайдарова)

Таким образом, использование представленных выше заданий способствует формированию творческой, интерактивной среды обучения на семинарских занятиях по курсу «Основы языкознания» в рамках программы подготовки специалистов «бакалавр лингвистики» в ПНИПУ.

Список литературы

1. Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы языкознания». Рабочая программа дисциплины [Электронный ресурс]. - URL: http://pstu.ru/files/file/annotacii_rpd_uop/gumf/iyalp/pr_bacalavry/035700_62_osn ovy_yazykoznaniya.pdf (дата обращения: 18.10.2015 г.).

2. Устьянцева В.Н. Применение интерактивных методов обучения на семинарах по теории и методике преподавания математики // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2012. - № 8. - С. 277-278.

3. Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. - М.: Прогресс, 1977. -С. 109-110.

Получено 18.10.2015

I.N. Khaidarova

CREATING INTERACTIVE ENVIRONMENT AT THE SEMINARS ON LINGUISTICS

The paper looks at the issue of creating interactive environment at the seminars on linguistics and provides some examples of the exercises aimed at reaching the set goals.

Key words: seminar, interactive teaching, association diagram, text with spaces, lecture mini-notes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.