Научная статья на тему 'Создание и становление научной школы «Научные основы применения сил и средств ведения аварийно-спасательных работ при ликвидации ЧС»'

Создание и становление научной школы «Научные основы применения сил и средств ведения аварийно-спасательных работ при ликвидации ЧС» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ ШКОЛА / SCIENTIFIC SCHOOL / ЦЕЛИ / OBJECTIVES / ФУНКЦИИ / FUNCTIONS / ПРИЗНАКИ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ / FEATURES SCIENTIFIC SCHOOLS / ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ НАУЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРАКТИКУ / STAGES OF IMPLEMENTATION OF RESEARCH RESULTS INTO PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорук Василий Савович

В статье анализируется понятие «научная школа», процесс её создания и становления на кафедре; направления и основные результаты научных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION AND ESTABLISHMENT OF A SCIENTIFIC SCHOOL "SCIENTIFIC BASIS FOR THE USE OF FORCES AND MEANS OF RESCUE OPERATIONS IN CASE OF LIQUIDATION OF EMERGENCIES"

The article examines the concept of "scientific school", the process of its creation and development in the department, and the main directions of research results.

Текст научной работы на тему «Создание и становление научной школы «Научные основы применения сил и средств ведения аварийно-спасательных работ при ликвидации ЧС»»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ОБУЧЕНИЯ

УДК 3:001.89

В.С. Федорук

СОЗДАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ «НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СИЛ И СРЕДСТВ ВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ЧС»

В статье анализируется понятие «научная школа», процесс её создания и становления на кафедре; направления и основные результаты научных исследований.

Ключевые слова: научная школа; цели, функции, признаки научной школы; этапы внедрения научных результатов в практику.

V. Евйвтк

CREATION AND ESTABLISHMENT OF A SCIENTIFIC SCHOOL "SCIENTIFIC BASIS FOR THE USE OF FORCES AND MEANS OF RESCUE OPERATIONS IN CASE OF LIQUIDATION OF EMERGENCIES"

The article examines the concept of "scientific school", the process of its creation and development in the department, and the main directions of research results.

Keywords: Scientific School; objectives, functions, features scientific schools; stages of implementation of research results into practice.

Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) [1] определяет основные задачи высшего учебного заведения:

1. Удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования.

2. Удовлетворение потребности общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим профессиональным образованием и научно-педагогических кадрах высшей квалификации.

3. Развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе.

4. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и руководящих работников.

5. Сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества.

6. Распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного

уровня.

Основным структурным подразделением высшего учебного заведения, решающим эти задачи, является кафедра, ядром которой есть научная школа. Научная школа: 1. Направление в области науки. 2. Выучка, достигнутый в чем-нибудь опыт, а также то, что дает такую выучку, опыт [2].

В настоящее время общепринято считать, что существуют три категории понятий «научная

школа»:

формальное объединение, организация научно-образовательного плана различного статуса;

исследовательский (творческий) коллектив, имеющий формальную принадлежность к какому-либо структурному подразделению вуза или научно-исследовательского института;

направление в науке, объединившее интересы группы исследователей, без обязательной привязки к конкретному образовательному или научному учреждению.

Вместе с тем складываются и другие, пространственно распределённые варианты научных школ. Это связано со следующими обстоятельствами: качественное, революционное развитие информационных процессов и технологий вообще и информационного обмена в частности; аналогичное развитие коммуникационных технологий; упрощение миграции людей вообще и учёных в частности; усложнение фундаментальных и прикладных научных задач глобального и регионального характера.

Исходя из вышеизложенного, цели научной школы кафедры аварийно-спасательных работ должны быть следующие: сбор, накопление, создание, развитие и распространение новых знаний в области организации и ведения аварийно-спасательных работ, аварийно-спасательного инструмента и оборудования и технологий аварийно-спасательных работ; накопление интеллектуального потенциала кафедры и Академии и его внедрение в сферы деятельности МЧС России; передача накопленного опыта молодым коллегам и обучающимся; развитие научной работы слушателей, курсантов и студентов.

Началом формирования научной школы является момент формирования группы ученых, реализующих исследовательскую программу. Участники научной школы кафедры аварийно-спасательных работ - это коллектив ученых (различных по возрасту, статусу, образованию, компетентности и т. д.), разрабатывающих под руководством лидера - главы школы - выдвинутую им исследовательскую программу повышения эффективности применения поисково- и аварийно-спасательных служб и формирований.

Научная школа кафедры начала формироваться в 1998 г. В её состав вошли: начальник кафедры, кандидат военных наук, доцент, полковник Федорук В.С. - руководитель научной школы; доцент, в дальнейшем профессор кафедры, кандидат технических наук, старший научный сотрудник Попов П.А. Они подготовили молодых ученых из числа адъюнктов - кандидатов технических наук майоров Залозного В.В. и Чурсина В.Ф. соответственно. В дальнейшем в коллектив ученых научной школы влились: кандидат технических наук, доцент Павлов Л.В., старший научный сотрудник Нестеренко А.Д.

Через несколько лет коллектив научной школы пополнили молодые ученые: кандидаты технических наук подполковники Хамитжанов И.Х., Желтов В.Г., Ткаченко П.Н., капитаны Александров К.В., Самойлов С.В., Лавриненко Д.Ф., Мясников Д.В.

Основные направления научных исследований коллектива:

1. Развитие теории и методов применения аварийно-спасательных служб и формирований (АСС, АСФ) и поисково-спасательных служб и формирований (ПСС, ПСФ).

2. Совершенствование организации первоначальной и профессиональной подготовки спасателей.

3. Развитие методов оценки готовности ПСС, ПСФ к действиям в ЧС.

4. Совершенствование организационных основ организации и ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР).

5. Совершенствование методов работы начальника ПСС и АСС по выработке решения на проведение АСДНР.

6. Развитие способов и приемов выживания человека в экстремальных условиях.

7. Совершенствование методов, способов и технологий ведение АСДНР при ликвидации ЧС на воздушном, железнодорожном и автомобильном транспорте и при разрушениях зданий и сооружений.

8. Внедрение инновационных технологий применения гидравлического аварийно-спасательного инструмента в учебный процесс.

9. Повышение эффективности применения сил и средств ликвидации ЧС.

Главная функция научной школы - исследовательская, однако необходимым условием её существования и развития является функция «обучения творчеству», реализуемая не только главой школы, но и всеми ведущими сотрудниками. Осуществление этого возможно как в процессе реализации научно-образовательной и педагогической функций, так и в процессе неформального общения, являющегося условием продуктивной работы научной школы, и предполагает построение её организации по такому принципу, который обеспечивает прямые контакты между всеми членами научного коллектива.

Одним из результатов «обучения творчеству» является работа научного кружка кафедры, члены которого - слушатели, курсанты, студенты, - проводя сбор, накопление информации, её творческую обработку, превращают её в научные доклады, статьи, на заключительном этапе выполняют выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. С первого выпуска Академии по выпуск этого года под руководством участников научной школы кафедры обучающиеся подготовили и успешно защитили 357 выпускных квалификационных работ, в т. ч. 3 магистерские диссертации. Среди дипломников кафедры - Герой России, Заслуженный спасатель России, спасатель международного класса Владимир Данатович Легошин; Заслуженный спасатель России, спасатель международного класса, заместитель директора Департамента пожарно-спасательных и специальных формирований Андрей Данатович Легошин; золотые медалисты капитан 1-го ранга, заместитель начальника Главного морского спасательного координационного центра Гаврилов И.Н., помощник заместителя министра МЧС России-статс-секретаря Залозный В.В. и др.

Особенностью большинства современных научных школ является их научно-практический, прикладной характер. Фундаментальные вопросы рассматриваются в связи с прикладными вопросами, которые черпаются из практического опыта. Практический опыт научно-педагогический состав кафедры приобретал, принимая участие в: ликвидации последствий аварии на ЧАЭС; разминировании территорий и акваторий от взрывоопасных предметов; ликвидации последствий взрыва на железнодорожной станции Арзамас-1; оказании интернациональной помощи в республике Афганистан; ликвидации последствий землетрясения в Армении; проведении поисково-спасательных работ при авиакатастрофе в районе г. Черкесск; ликвидации последствий двух терактов в г. Москве на улице Гурьянова и на Каширском шоссе в 1999 г.; наведении конституционного порядка в Чеченской Республике и Республике Таджикистан; тушении лесных пожаров в Подмосковье и в Республике Башкортостан; ликвидации последствий аварии с обрушением здания аквапарка в г. Москве; доставке гуманитарных грузов; ликвидации последствий наводнения в г. Крымск и на р. Амур и других ЧС.

Научные идеи черпаются из этого опыта и реализуются в той или иной мере. Одним из самых продуктивных видов внедрения научных результатов в практику является процесс адаптации их в учебный формат и вхождение в ту или иную образовательную программу по тому или иному направлению подготовки и квалификации. Это сложный, трудоёмкий и длительный процесс. Первый этап такого внедрения - включение новых научных сведений в качестве дополнительного, факультативного или иного вспомогательного материала для любой формы и уровня образовательного цикла. Вторым этапом является вхождение материала в программы и контент дополнительного

профессионального образования послевузовского уровня. Третий этап - появление новой тематики в государственном образовательном стандарте основного профессионального образования. Так, например, в программу подготовки специалистов по направлению «Техносферная безопасность» были внедрены инновационные технологии применения гидравлического аварийно-спасательного инструмента отечественного и импортного производства.

С 2000 по 2015 г. г. научной школой выполнено 29 научно-исследовательских и научно-практических работ. В них основное внимание уделялось проблемам, поставленным в основных направлениях научных исследований коллектива: путям повышения эффективности применения ПСС и АСС при ликвидации ЧС; анализу показателей, определяющих готовность ПСС к выполнению задач по предназначению; направлениям дальнейшего развития ПСС и созданием на её базе Федеральной аварийно-спасательной службы; анализу и оценке применения аварийно-спасательного инструмента; созданию мобильного автономного универсального источника электропитания для АСР; анализу ЧС, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов; разработке и обоснованию нормативно-методических документов по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов; разработке требований, предъявляемых к готовности АСС и её оценке; методике оценки готовности ПСС МЧС России к выполнению задач в ЧС; участию в разработке проекта Федерального государственного образовательного стандарта нового (третьего) поколения; разработке проекта приказа МЧС России по нормам наработки (срокам службы) до планового ремонта и списания техники и вооружения спасательных воинских формирований и др.

Результаты научных исследований и личный опыт каждого члена коллектива реализованы на практике - разработано и выпущено 65 учебных изданий, в т. ч. 1 - монография, 12 - учебников, все из них имеют гриф МЧС России; 29 - учебных пособий, из них 12 имеют гриф МЧС России; 23 учебно-методические пособия для курсантов, студентов и слушателей по дисциплинам кафедры: «Организация и ведение аварийно-спасательных работ», «Безопасность спасательных работ», «Технологии аварийно-спасательных работ». Преподаватели участвовали в качестве соавторов в издании учебных пособий для слушателей Института развития МЧС России, Академии государственной противопожарной службы МЧС России и специалистов диспетчерских служб системы МЧС России, а также в сборнике нормативов по подготовке спасательных воинских формирований. Основные учебные издания научной школы:

1. Попов П.А., Федорук В.С., Харитонов С.А., Дёмин А.Ю. Организация и ведение аварийно-спасательных работ. Учебник. Часть 1. Основы применения аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в ЧС мирного времени.

2. Федорук В.С., Попов П.А., Пилькевич А.В. Организация и ведение аварийно-спасательных работ. Учебник. Часть 2. Аварийно-спасательные службы РСЧС.

3. Федорук В.С. Организация и ведение аварийно-спасательных работ. Учебник. Часть 3. Аварийно-спасательный инструмент и оборудование. Книга 1, 2.

4. Федорук В.С., Попов П.А., Пилькевич А.В. Организация и ведение аварийно-спасательных работ. Учебник. Часть 4. Технология проведения АСДНР в условиях разрушения зданий и сооружений.

5. Федорук В.С. Монография. Основы применения гидравлического аварийно-спасательного инструмента.

Научно-педагогический состав и члены научного кружка кафедры активно участвуют в научно-практических конференциях Академии, МЧС России, Всероссийских и Международных симпозиумах, выставках, в подготовке конкурсных научных студенческих работ, в разработке электронных учебных пособий. Члены научного кружка под руководством преподавателей

принимают активное участие в открытых конкурсах Министерства образования РФ «За лучшую научную студенческую работу». Выполненная на кафедре конкурсная работа курсанта Мурмыло Е.В. была удостоена медали Министерства образования. Подготовлено и по результатам выступлений на российских и международных конференциях, симпозиумах, научных семинарах опубликовано 73 статьи в научных журналах «Технологии гражданской безопасности», «Научные и образовательные проблемы гражданской защиты», «Системы безопасности» и др.

Конкурсы и награды. Лауреатами конкурса научно-педагогического состава Академии на лучшую научную разработку стали и награждены медалями «За научную разработку»: Федорук В.С. и Павлов Л.В. (2009 г.); Попов П.А. и Федорук В С. (2012 г.).

Создание и развитие научных школ характеризуется в том числе подготовкой кандидатов наук и консультированием докторов наук; участием в работе диссертационных советов; изданием (переизданием) монографий, учебников и учебных пособий с грифом государственных органов печати, сборников научных трудов и т. д. На кафедре защищена 1 докторская и 6 кандидатских диссертаций.

Таким образом, основными признаками, которыми наделен коллектив, называемый научной школой, являются:

1. Научная школа рассматривается как «элементарная эволюционирующая единица» науки, её модель, выполняющая все функции научной деятельности: производство знаний (исследование), их распространение (коммуникацию) и воспроизводство - как знаний, так и самого научного сообщества.

2. Одновременно научную школу можно рассматривать как неформальное творческое содружество исследователей разных поколений, сплоченных общим стилем исследовательской деятельности и добившихся значительных научных результатов.

3. Основными признаками научной школы являются: минимальный цикл, позволяющий фиксировать существование школы - это три поколения исследователей (основатель, последователь-преемник, ученики преемника); наличие лидера - крупного ученого, обладающего педагогическим мастерством и личным авторитетом; сохранение в научной школе атмосферы творчества, общей программы исследований и подхода к изучаемым проблемам; формирование и постоянное пополнение группы последователей лидера, поддерживающих с ним контакты, разделяющих ценности и традиции школы, способных к самостоятельному поиску.

В настоящее время научная школа кафедры - два поколения, поэтому процесс становления продолжается. Пройдет еще несколько лет и можно будет сказать о сформировавшейся научной школе, но для этого коллективу кафедры необходимо приложить много усилий - защитить 2-3 докторские и 3-5 кандидатских диссертаций.

Литература

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)».

2. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Под ред. Шведовой Н.Ю. - 17-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1985.

Рецензент: кандидат химических наук, доцент Глотов Е.Н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.