Научная статья на тему 'Создание и продвижение инновационного туристского продукта «Центр энергетического просвещения»'

Создание и продвижение инновационного туристского продукта «Центр энергетического просвещения» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1753
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Устойчивое развитие туризма / инновационные стратегические альтернативы / комплексный турпродукт

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солодова Надежда Ивановна, Васильева Мария Владимировна

Статья посвящена проблеме развития туристской отрасли в контексте реализации стратегии устойчивого развития. Рассмотрены инновационные стратегические альтернативы развития регионального туризма. Предложена модель комплексного турпродукта «Центр энергетического просвещения», который будет способствовать решению проблемы информирования населения о глобальной энергетической проблеме и путях ее решения в рамках развития эколого-познавательного туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Солодова Надежда Ивановна, Васильева Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание и продвижение инновационного туристского продукта «Центр энергетического просвещения»»

УДК 338.48(075.8) ББК 65.433+75.81

СОЗДАНИЕ И ПРОДВИЖЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА «ЦЕНТР ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ»

%

Н.И.Солодова, М.В. Васильева

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики Псковский филиал 180000 г. Псков, Ленинградское шоссе, 24

Мировое сообщество осмысливает сегодня пути перехода к устойчивому развитию, стратегия которого направлена на решение глобальных проблем человечества и должна учитываться во всех сферах деятельности. Туризм становится динамично развивающейся отраслью и занимает важное положение в экономике различных стран. С точки зрения реализации концепции устойчивого развития территории можно говорить как о важности развития самого туризма, так и о влиянии этой отрасли на стабильное развитие общества. Устойчивое развитие туризма - это способность данного сектора экономики в течение длительного периода времени сохранять свои количественные и качественные показатели, т. е. оправдывать ожидания резидентов и туристов, не нанося ущерба окружающей среде территории региона [4].

Шведское агентство по защите окружающей среды разработало и приняло «Десять принципов устойчивого туризма» [2]: использование природных ресурсов, не допускающих их истощения; сокращение избыточного потребления и отходов; обеспечение сохранения природного, социального и культурного разнообразия; тщательное планирование, комплексный подход, интеграция экологического туризма в планы регионального развития; поддержка местных экономик; участие местного населения в развитии туризма и получение финансовой выгоды и других преимуществ от этой деятельности; консультирование заинтересованных лиц и общественности; обучение персонала и ответственный маркетинг туризма.

Солодова Надежда Ивановна, кандидат химических наук, доцент.

Тел.: 8-911-356-86-68; e-mail: solodovan@km.ru;

Васильева Мария Владимировна, кандидат экономических наук, доцент.

Тел.: 8-811-262-01-29; e-mail: solndolina@yandex.ru

В контексте представленных принципов для реализации стратегии устойчивого развития регионов России представляется важным потенциал туристской отрасли. В этом смысле развитие российских территорий может осуществляться, в том числе, и за счет роста сектора регионального туризма, который ранее был приоритетом отдельных зон и областей. В табл. 1 мы предлагаем рассмотреть стратегические альтернативные пути развития регионального туризма в России.

Таблица 1

Инновационные стратегические альтернативы развития регионального туризма

Признаки стратегии Стратегические альтернативы развития регионального туризма

Значимость Базисные Улучшающие Копирующие

Цель развития туризма Создать предпосылки для развития территории в целом Создать предпосылки для развития отдельных видов бизнеса на территории Поддержать туристский имидж территории

Место реализации туруслуги Новый территориальный комплекс Рядом с известными территориями Широко известные исторически значимые территории

Глубина товарной инновации Новый турпродукт Новое поколение турпродукта Новый вид турпродукта

Идея продвижения Формирование потребности туриста в новом продукте Привлечение внимания туриста к отдельным видам успешных туров Поддержание спроса на уровне, адекватном предложению

Примерами реализации различных уровней инновационной товарной стратегии могут служить следующие турпродукты:

- копирующая инновация: экскурсия к местам размещения

известных исторически значимых объектов (архитектурный памятник, площадка промыслов);

- улучшающая инновация: экскурсии по вновь созданным или восстановленным историческим объектам («экологическая тропа»);

- базисная инновация: комплексная туруслуга, включающая

музейный объект, площадку промыслов, природный и сельский ландшафт и др.

Согласно представленной в июле 2009 г. в Институте современного развития (Москва) «Концепции стратегии социально-экономического развития Псковской области», одна из «точек роста» региона связана с социально-экономическим развитием сферы туризма. При этом область претендует на роль одного из опорных регионов Российской Федерации в данном секторе экономики. В работе над этим направлением будут

использованы исторический и культурный потенциал, существующий в Псковской области.

Но, на наш взгляд, одним из перспективных направлений развития региона может стать эколого-познавательный туризм, предлагающий турпродукт особого комплексного назначения, который будет содержать важную информацию о глобальных проблемах человечества в научно -популярной форме. Как известно, одной из важнейших проблем человечества является энергетическая проблема. В одном из стратегических документов, принятых на конференции по окружающей среде и развитию (КОСР-2, Рио-де-Жанейро, 1992 г.), «Повестка дня на XXI век» отмечается: «Энергетика имеет важное значение для экономического и социального развития и улучшения качества жизни. Однако большая часть мирового производства и потребления энергии не сможет оставаться неизменной, если технология останется прежней, а общий объем производства и потребления энергии значительно возрастет. Сокращения атмосферных выбросов парниковых и других газов и веществ во все большей степени следует добиваться за счет повышения эффективности производства, распределения и потребления энергии, а также за счет использования экологически обоснованных энергетических систем, особенно действующих на основе новых и возобновляемых источников энергии». Необходимо «разрабатывать национальные программы действий, направленные на содействие комплексной разработке энергосберегающих технологий» [6]. Таким образом, сегодня особенно актуальна позиция энергосбережения во всех сферах человеческой деятельности, и, в связи с этим, возрастает важность просветительской работы по вопросам экологии и перспективам энергетики. Вместе с тем на региональном туристском рынке Псковской области отсутствуют продукты, содержащие подобную информацию.

В качестве основы региональной комплексной туруслуги может быть предложено создание «Центра энергетического просвещения». Центр должен знакомить туристов со способами получения энергии на основе традиционных и альтернативных источников (действующие макеты), а также путем энергосбережения (выставочный комплекс).

Основой решения любых вопросов, связанных с выведением на рынок инновационного продукта, является априорная оценка его условий, позволяющая сформировать комплекс мероприятий, способствующих продвижению услуги на региональном рынке. Проведенное нами исследование востребованности туристских услуг показало, что около 85% респондентов (235 чел.) готовы к приобретению комплексного турпродукта «Центр энергетического просвещения». В табл. 2 нами обобщены требования респондентов к его содержанию.

Таблица 2

Требования современных туристов к содержанию турпродукта

Портрет респондента (сегмент туррынка) Вид туризма Требования к площадке для проведения мероприятий тура Требования к размещению Предпоч- тительные сроки туров Требования к сопутствующим услугам

Жители городов с ослаблен-ным здоро-вьем и ту-ристы-экст-ремалы Экологиче- ский Природный заповедник Отдаленность от индустриальных центров Всесезон-ный спрос Использова-ние энергии на основе альтернативных природных источников

Дети и молодежь Познавате- льный 1.Территория музея, парка-заповедника и пр. 2.Наличие современных программных средств для ознакомления туриста с местом экскурсии (тура) 1.Близость к исторически значимым местам; 2.Развитая транспортная сеть; З.Отели и гостиницы 3-5 *• • 4.Круглосуто чное обслужи- вание Канику- лярный период 1.Наличие ознакомительных этнографических экскурсий (ремесла, сельские работы и пр.) 2.Информаци-онное сопровождение; 3.Наличие инфраструктур-ных элементов (связь, Интернет)

Жители крупных индустриальн ых центров в возрасте 3040 лет с детьми Сельский 1.Близость к месту проживания (в иде-але место размещения); 2.Наличие современных инфраструктурн ых элементов связи 1.Близость к исторически значимым местам; 2.Отдален-ность от ин-дустриаль-ных центров; 3.Имитация сельских условий проживания; 4.Развитая транспортная сеть Сезон сбора урожая 1.Технологичес кое сопровождение (практическое руководство по выполнению работ); 2.Знакомство с укладом жизни сельского жителя

Бизнесмены Корпоративн ые мероприятия (Events) Близость к месту события (деловое совещание, концерт, спортивная площадка) 1.Отели и гостиницы 3-4*, все включено; 2.Развитая транспортная сеть От 1 до 3 суток, насыщенность программ-мы зависит от события, которое реализуется в данном туре 1.Эксклюзивнос ть программы дополнительны х услуг; 2. Познавательный элемент в программе тура

Создание и продвижение инновационного туристского продукта _______________________________________________«Центр энергетического просвещения»

Обобщенное мнение респондентов позволило нам определить место и характеристики комплексного турпродукта в системе регионального туризма (рис. 1, 2).

Рис. 1. Место турпродукта «Центр энергетического просвещения» в сфере

регионального туризма

Рис. 2. Характеристика турпродукта «Центр энергетического просвещения»

Одним из направлений настоящего исследования стало изучение возможного позиционирования комплексной туруслуги на рынке Псковской области. Нами предлагается карта позиционирования комплексного турпродукта. Выявлено пять основных позиций (рис.3).

Культурноисторическая значимость +

Объем

информации -

Культурноисторическая значимость -

Объем информации +

1

2

4

5

Рис 3. Позиционирование турпродукта «Центр энерге тического просвещения» на рынке

регионального туризма

Обоснованность используемых критериев обеспечивается размером и качеством выборки респондентов, а также методикой анализа (применялась модель Фишбейна). Полученные результаты указывают на возможность и востребованность развития на территории Псковской области комплексного турпродукта «Центр энергетического просвещения» как продукта, обладающего значительными конкурентными преимуществами.

Для продвижения данного Центра на выбранные выше целевые сегменты (табл. 2) следует использовать концепцию ФОССТИС (Формирование спроса и стимулирование сбыта) [1: 460]. Ее применение позволит заинтересовать покупателя не только во время непосредственного выбора тура (когда потребитель уже готов купить, но еще не определился с конкретным турпродуктом), но и в процессе осознания своих потребностей, когда еще только формируется система предпочтений.

Следует учитывать, что потребление тура может опираться как на рациональный, так и эмоциональный подход.

К рациональному подходу можно отнести потребление продукта -музейной экскурсии, позволяющей увеличить объем информации туриста по

интересующему вопросу или приобретение товаров промыслов, которые далее будут использоваться в быту. Рациональный подход определяется следующей стандартной процедурой: осознание проблемы, поиск вариантов, принятие решения о покупке, реакция на покупку [3]. Для этого случая подходят все известные маркетинговые средства, такие как реклама и статьи в печатных и электронных изданиях (газетах, каталогах, дисках).

Приобретение тура «эмоциональной» направленности, обеспечивающего возможность созерцать природный исторический ландшафт или участие туриста в процессе создания товаров промыслов, больше основывается на эмоциональном подходе, когда очень важно воздействовать не на сознание потребителя, на его подсознание, при этом маркетинговые мероприятия должны стать косвенными. Здесь мы рекомендуем обратить внимание на удобство размещения «Центра энергетического просвещения», наличие интересных туристу сопутствующих объектов, квалификацию персонала, обеспечивающего информационное сопровождение продукта и др. (табл. 3).

Таблица 3

Мероприятия ФОССТИС комплексного турпродукта «Центр энергетического просвещения»

Значимые Задачи формирова- Мероприятия Задачи стимули- Мероприятия

мотивы при- ния спроса по рования сбыта по стимули-

обретения формированию рованию

турпродукта спроса сбыта

Источник І.Участие Формирование 1.Создать

знаний о турфирмы в потребительской собы-тие,

технологиях ярмарках- лояльности за незабы-ваемое

получения выставках; счет: для

энергии 2.Публикации в - эмоциональной потребителя;

(78%) каталогах приверженности; 2.Скидки для

1.Информирование ярмарки - самоутвержде- определенных

о: (выставки) ния потребителя; категорий

- существовании -приверженно- сегментов

Культурно- турпродукта; Реклама в при- сти в силу удоб- 1.Скидки;

историческое - сфере примене- ложениях и ка- ства места и 2.Организация

наследие ния талогах к кар- времени приоб- широких рас-

(22%) 2. Предоставление там следования ретения продаж тура;

доказательств туристов; турпродукта З.Вирусный

уникальности тура реклама в маркетинг;

З.Снижение ба- гостиницах, 4.Организация

рьера недоверия местах детских кон-

общественного курсов, олим-

питания; пиад;

организация 5.Участие

продаж тура турфирмы в

через сеть ярмарках-

гостиниц выставках

Для усиления психологического воздействия в процессе реализации комплексного турпродукта мы рекомендуем использовать концепцию AIDA: Attention - Interest - Desire - Action.

1. На первом этапе требуется привлечь внимание представителя целевого сегмента, заинтересовать его уникальностью центра;

2. На следующей стадии общения с покупателем нужно выяснить его потребности. Какие бы интересы покупатель при этом ни выказывал, требуется вести себя доброжелательно;

3. Далее требуется вызвать желание приобрести турпродукт, используя красочные постеры или видеофильм о центре;

4. На последнем этапе продажи комплексного турпродукта требуется оформить сделку, предлагая различные механизмы оплаты тура (кредит, со скидкой, наличными и т.д.).

Для большей эффективности стратегии продвижения турпродукта мы рекомендуем представителям центра принимать участие в ярмарках (выставках), имеющих статус межрегиональных или международных. Участие в таких мероприятиях требует значительных финансовых и творческих вложений, но оно же и обеспечивает наиболее эффективный выход на новый рынок, помогает в поиске потенциальных потребителей, а присутствие прессы генерирует возможность дополнительного информирования.

Применяя современные методики планирования, например, сетевое планирование [5: 59], мы можем выделить наиболее важные мероприятия в процессе подготовки к участию в ярмарке-выставке. В табл. 4 представлены процессы, требующие управления при подготовке руководителя к участию своего предприятия к выставке-ярмарке.

Таблица 4

Подготовительные процессы участия в ярмарке-выставке с целью продвижения турпродукта «Центр энергетического просвещения»

Наимено- вание процесса Процесс Предше- ственник Продол житель-ность в днях

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

A Получение приглашения для участия в мероприятии - 1

B Решение вопросов по выбору, бронированию и оплате выставочной площади A 1

C Уплата регистрационного сбора и предоплаты А 1

D Заполнение анкеты на участие в каталоге выставки и оплата А 1

E Решение вопросов ассортиментного набора А 2

F Создание стенда для выставки B,C,D,E 5

G Решение вопросов исследования потребительских предпочтений и организация потребительской лояльности (печать анкет и рекламных буклетов) B,C,D,E 1

H Установка стенда и размещение товара F,G 1

Сетевой план на 11 календарных дней, предусматривающий подготовительный этап подготовки к участию в ярмарке, изображен на рис.

4. Для участия «Центра энергетического просвещения» в выставке требуется ответственно подойти к созданию выставочного стенда, который обычно называют «визитной карточкой экспонента». В нашем случае этот стенд должен представлять собой динамический макет комплексного турпродукта и видеоряд экскурсионной деятельности в комплексе.

Рис. 4 Схема сетевого плана подготовки к участию в ярмарке

Создание «Центра энергетического просвещения» в составе инновационного комплексного туристского продукта Псковской области будет способствовать продвижению в обществе идей устойчивого развития и обеспечит значительное конкурентное преимущество и высокий уровень доходности сектора регионального туризма. При этом будут решаться задачи диверсификация экономики региона, что должно переломить ситуацию нахождения Псковской области на периферии национальной экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беляев В. И. Маркетинг: основы теории и практики: учебник/ В. И. Беляев. - М.: КНОРУС, 2005.

2. Ледовских Е.Ю., Моралева Н.В., Дроздова А.В. Экотуризм на пути в Россию. Принципы, рекомендации, российский и зарубежный опыт. - Тула: Гриф и К, 2002.

3. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебник / под ред. проф. В. А. Алексунина. - М.: ИТК «Дашков и К», 2005.

4. Новиков В.С. Характерные черты туризма XXI века - устойчивое и инновационное развитие. Электронный ресурс, режим доступа: http://www.intacadem.ru

5. Ульянова М. Н. Системный анализ в экономике: учеб. пос. для студентов вузов / М. Н. Ульянова. - СПбГУСЭ, 2008.

6. «Повестка дня на XXI век». Электронный ресурс, режим доступа www.un.org/russian, www.gerhardt.com.ua

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.