Научная статья на тему 'Создание единого информационного пространства агропромышленного кластера важный фактор повышения качества управления в АПК'

Создание единого информационного пространства агропромышленного кластера важный фактор повышения качества управления в АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
268
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание единого информационного пространства агропромышленного кластера важный фактор повышения качества управления в АПК»

Основными направлениями развития информатизации деятельности Кировского регионального ИКЦ на базе Института переподготовки и повышения квалификации кадров АПК в настоящее время являются:

1) модернизация технической базы: замена устаревших ПК, модернизация компьютерных сетей на основе Wi-Fi технологий, доступ в высокоскоростной Интернет;

2) создание, пополнение и сопровождение информационных баз данных, в частности: нормативно-правовых, инженерно-технического обеспечения, ценового мониторинга, экономико-статистических показателей, оперативной информации (например, по объемам производства с.-х. продукции и продажам), о новых технологиях в растениеводстве и животноводстве, о товарах и товаропроизводителях и другие.

3) создание сети районных отделений ИКЦ и обеспечение оперативного консультирования специалистов организаций АПК;

4) расширение практики проведения ве-бинаров с привлечением высококомпетентных специалистов.

Обобщая изложенное, можно сделать вывод о необходимости построения концептуально новой модели ИКС, которая потребует решения следующих задач:

— создание условий для эффективного взаимодействия органов государственного управления сельским хозяйством разных уровней между собой и с товаропроизводителями на основе широкого внедрения информационно-компьютерных технологий;

— формирование и использование информационных ресурсов: создание интегрированных справочно-информационных фондов, создание информационно-мониторинговых систем, подготовка и издание печатной информационной продукции (каталогов, справочников, журналов, бюллетеней, учебно-методической литературы для консультантов и др.);

— мониторинг различных категорий пользователей ИКС и удовлетворение их информационных потребностей;

— целенаправленный поиск, апробация и внедрение инновационных технологий, обобщение и распространение передового производственного опыта;

— активное взаимодействие с научными и учебными центрами, продвижение результатов их исследований в производство;

— использование современных информационных технологий для активного обновления информационных баз и оперативного консультирования потребителей услуг.

Раздел 2.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ ОБЪЕКТАМИ АГРАРНОЙ ЭКОНОМИКИ

2.1 Проблемы и информационные технологии планирования и управления агропродовольственными системами разного типа

в рыночной среде

СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КЛАСТЕРА - ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ В АПК

И.В. Щетинина, д.э.н., проф., зав. отд., М.В. Стенкина, зав. сектором Сибирский НИИ экономики сельского хозяйства

Для развития АПК и повышения его конкурентоспособности необходимы изменения в управлении организациями, технологическими процессами и ресурсами. Эффективность управления во многом зависит от наличия оперативной и достоверной информации, активного использования современных информационных технологий. Специалисты всех уровней

управления в АПК должны располагать в наиболее полном объеме информационными ресурсами, отвечающими требованиям оперативности, достоверности, надежности, комплексности, доступности и т.д.

Информатизация в сфере агропромышленного производства направлена в РФ на обеспечение участников агропродовольствен-

ного рынка и органов управления АПК информацией об объемах производства и реализации (закупок), спросе и предложениях, ценах и тенденциях цен на сельскохозяйственную продукцию, продукцию пищевой и перерабатывающей промышленности, материально-технические ресурсы и услуги для села, др. [1].

Однако в настоящее время обеспечение хозяйствующих субъектов информационными услугами, а также современными информационными технологиями в сфере АПК недостаточно.

В регионах РФ принимаются меры для совершенствования информационного обеспечения системы управления аграрно-промыш-ленным производством и взаимодействия между государственными и муниципальными органами управления, а также организациями АПК с использованием современных информационных технологий. Для этого, например, в Новосибирской области в 2009 г. было создано Государственное автономное учреждение «Инновационно-консультационный центр агропромышленного комплекса» (ГАУ ИКЦ АПК НСО). Наряду с консультационной деятельностью, в ГАУ ИКЦ АПК НСО планировалось формирование информационных ресурсов, а также содействие внедрению новейших разработок науки и техники, инновационных технологий, в том числе в управлении аграрно-промышленным производством. Но деятельность ГАУ ИКЦ АПК НСО в настоящее время по различным причинам прекращена [2].

В Новосибирской области был создан также АНО «Информационно-консультационный центр крестьянских (фермерских) хозяйств» (АНО ИКЦ К(Ф)Х), который имел разветвленную региональную сеть информационно-консультационных пунктов, позволяющую обеспечить соответствующими услугами фермерские хозяйства на всей территории области. Но в связи с переходом к конкурсному принципу подбора негосударственных структур для оказания информационно-консультационных услуг АНО ИКЦ К(Ф)Х было ликвидировано.

В рамках Госпрограммы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» в Новосибирской области разработана ведомственная целевая программа «Создание Единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса в Новосибирской области (2009-2011 годы)» (ЕСИО АПК). В рамках данной программы создана ведомственная выделенная корпоративная сеть на основе исполь-

зования спутниковой системы связи для обеспечения взаимодействия между Министерством сельского хозяйства России и Министерством сельского хозяйства Новосибирской области с предоставлением точек доступа муниципальным районам. Целью данной программы явилось формирование региональных государственных информационных ресурсов в сфере АПК и обеспечение доступа к ним государственных органов управления всех уровней, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов для повышения эффективности управления [3].

В результате реализации ЕСИО АПК в Новосибирской области с 2009 г. по 2011 г. организованы точки доступа информационно-телекоммуникационной системы и созданы цифровые каналы связи в 23 муниципальных районах. В продолжение программных мероприятий предполагается охватить информационно-телекоммуникационными услугами остальные муниципальные районы области. Но при этом сельскохозяйственные и другие предприятия АПК подключать к данной сети не планируется. Кроме того, подавляющее большинство сельскохозяйственных организаций не имеют современных компьютеров с лицензионным программным обеспечением и не подключены к сети Интернет. Аналогичные проблемы имеются и у остальных организаций АПК (перерабатывающих, агросервисных и др.).

Отсутствие комплексной системы информационного обеспечения АПК и аграрной науки, как основы инновационного развития экономики; существенные проблемы с поиском, обработкой, хранением и получением информации, проблемы с оперативным доведением принимаемых управленческих решений до исполнителей с последующим их контролем приводят к снижению эффективности производства в АПК. Для повышения качества управления аграрно-промышленным сектором экономики необходимо изменение традиционных методов и форм информационного обслуживания, структуры и организации информационных потоков, создание условий для использования новых информационных технологий в АПК.

Исходя из того, что для принятия управленческих решений в рыночных условиях необходима не только информация агропромышленного сектора, но и других отраслей и сфер экономики, то для оперативного получения достоверной информации необходимо формировать единое информационное пространство на базе агропромышленного кластера. Состав

агропромышленного кластера, в отличие от АПК, более широк и включает в себя не только производственные, перерабатывающие, обслуживающие отрасли, рыночную инфраструктуру, но и потребителей, партнеров, образовательную, научную, финансовую сферы, другие заинтересованные структуры. В целях активизации внедрения инноваций в организациях АПК в составе единого информационного пространства должны быть широко представлены также разработки научно-исследовательских учреждений Россельхозакадемии.

Использование кластерного подхода при формировании информационных ресурсов позволит создать основу для принятия более обоснованных управленческих решений, развития коммуникаций укрепления взаимовыгодных отношений между хозяйствующими субъектами, потребителями, органами управления всех уровней и другими заинтересованными субъектами развития аграрно-промышленного сектора и сельской экономики, позволит повысить конкурентоспособность хозяйствующих субъектов особенно в условиях вступления России в ВТО.

Для формирования единого информационного пространства необходимо создать разветвленную коммуникационную сеть по сбору данных с единым сервером для аккумулирования и хранения информации. Такая сеть может быть сформирована на базе информационно -консультационных центров в форме холдинга. Учредителями головного Информационно-консультационного центра агропромышленного кластера России (ИКЦ АПКл России), созданного в форме открытого акционерного общества, могут выступить заинтересованные государственные, коммерческие и некоммерческие структуры. В регионах могут быть созданы дочерние организации ИКЦ АПКл России также в форме открытых акционерных обществ с участием заинтересованных государственных и негосударственных структур регионального агропромышленного кластера с сетью информационно-консультационных центров в районах с созданием или без создания юридического лица (рис. 1). Ведущую роль в этом процессе целесообразно играть государственным и муниципальным структурам.

При создании единого информационного пространства государственным и муниципальным органам управления необходимо: определить его участников; принять законодательно-нормативные документы, устанавливающие рег-

ламент формирования информационных ресурсов; предоставить возможность предприятиям формировать эти ресурсы в требуемом объеме и в определенном формате; организовать обучение специалистов для работы с новыми информационными технологиями; определить права и степень доступа участников к информации и др.

На период становления указанных информационно-консультационных структур (3-5 лет) целесообразно ввести для них льготный налоговый режим («налоговые каникулы»), а также оказывать бюджетную поддержку в форме государственных и муниципальных субсидий на организацию деятельности.

Формирование единого информационного пространства в агропромышленных кластерах требует наличия у его участников компьютеров, лицензионного программного обеспечения, подключения к сети Интернет и соответствующих специалистов. Однако, как показали проведенные исследования, сложное финансово-экономическое положение многих товаропроизводителей делает проблематичным выполнение данных условий. Так, рентабельность сельскохозяйственных организаций Новосибирской области в 2006-2010 гг. с учетом субсидий составляла лишь от 8 до 19%. Производство некоторых видов продукции было убыточным (табл. 1). Доля убыточных предприятий пищевой промышленности в 2008-2010 гг., несмотря на снижение по сравнению с 2003-2006 гг., составляла в среднем более 22% от общего числа предприятий пищевой промышленности Новосибирской области. Это свидетельствует о серьезных проблемах для ведения даже простого воспроизводства и отсутствии ресурсов у многих предприятий для внедрения новых информационных технологий.

Решение указанной проблемы и обеспечение вычислительной техникой и программными продуктами организаций АПК можно осуществить следующим образом.

1-й вариант. Выделение целевого бюджетного финансирования в соответствии с программами развития АПК на приобретение компьютеров, лицензионного программного обеспечения и подключения предприятий к единому информационному пространству через Интернет. На эти цели, например, для 580 организаций АПК Новосибирской области потребуется 26 млн р., которые могут быть выделены пропорционально действующей программе из областного бюджета в размере 19 млн р., и из муниципального - 7 млн р.

Ордынский район

Купинский район

Искитимский район

Краснозерский район

Тогучинский район

Сузунский район

Черепановский район

Татарский район

Здвинский район

Но восибирск ий район

Убинский район

Кочковский район

Доволенский район

Чистоозерный район

Баганский район

Усть-Таркский район

ДОАО ИКЦ АПКл Новосибирской области

Болотнинский район

Маслянинский район

Северный район

Кыштовский район

Венгеровский район

Коченевский район

Куйбышевский район

Барабинский район

Карасукский район

Чулымский район

Колыванский район

Каргатский район

Мошковский район

Чановский район

Рисунок 1 - Предлагаемый охват районов Новосибирской области услугами сети ДОАО ИКЦ агропромышленного кластера

Таблица 1 - Уровень рентабельности сельскохозяйственной продукции,

Продукция 2000 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Зерно 102,3 40,4 46,2 3,7 18,4 42,9 52,9 24,5 13,9

Картофель 20,6 141,1 49,3 12,4 52 11,2 55,4 34,4 27,3

Овощи 34,9 101,1 38,5 16,7 26,6 19 52 17,9 31

Молоко 24,1 23 21 23,2 23,5 34,8 38 16,4 43,8

Круп. рог. скот -23,9 -26 -22 -8,3 -8,9 -10,4 -12,7 -11,2 -10,1

Свиньи -23,5 -6 -14 11,8 25,7 9,2 20,9 30 24,2

Овцы и козы -28,3 -15 -3 -14,5 -35,5 -22,7 67,4 -4,9 31,5

Птица -5,3 -6 -2 5,4 6,1 -21,6 -3,8 32,3 50,8

Яйцо 15,8 24 27 24,0 19,3 28,9 16,7 24,6 15,3

Шерсть -63,9 -76 -78 -88,6 -91,1 -92,5 -95 -95,1 -91,8

2-й вариант. Предоставление товаропроизводителям через ОАО «Россельхозбанк» льготных кредитов с субсидированной процентной ставкой. Бюджетное финансирование погашения процентной ставки по кредиту составит 12 млн р.

Выбор варианта будет зависеть от финансовых возможностей региона.

Формирование единого информационно -го пространства в агропромышленном кластере и внедрение информационных технологий позволит повысить эффективность управления в

АПК, снизить издержки производства на 610%, обращения - на 7-20% [4, 5]. Для сельского хозяйства Новосибирской области это могло бы составить в ценах 2010 г. 1,8 млрд р.

Таким образом, информатизация АПК и создание единого информационного пространства в агропромышленном кластере позволит его участникам оперативно владеть достоверной информацией, быть в курсе передовых технико-технологических, экономических и других достижений науки и практики, принимать оптимальные управленческие решения,

повышая тем самым эффективность деятельности в аграрно-промышленном секторе экономики России.

Источники

1. Скрынник Е. Государственная стратегия модернизации АПК // АПК: экономика, управление. - 2010. - № 6. - С. 27- 30.

2. О ликвидации государственного автономного учреждения Новосибирской области "Инновационно-консультационный центр агропромышленного комплекса»: Распоряжение Правительства Новосибирской области от 23.05.2011 № 185-рп. - [Электронный ресурс]: http://www.regionz.ru/index.php?ds= 1141275

3. Создание Единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса в Новосибирской области (2009-2011 годы): Ведомственная целевая программа. - [Электронный ресурс]: http://mcx.nso.ru/Documen-tation/ zel/obl-prog/Pages/default.aspx

4. Отчет о научно-исследовательской работе «Анализ состояния и объемы информационных ресурсов сельскохозяйственных предприятий в Интернет-пространстве» / ГНУ ВИАПИ. -[Электронный ресурс]: http://www.viapi.ru/ science/result/

5. The Economist Intelligence Unit. - [Электронный ресурс]: http://www.eiu.com

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Н.Ф. Зарук, д.э.н., проф., зав. каф., А.В. Носов, к.э.н., доц. Пензенской государственной

сельскохозяйственной академии

В современной инновационной экономике усилилось и в дальнейшем будет еще больше усиливаться влияние на воспроизводственный процесс в сельском хозяйстве такого фактора как информационное поле. Информация об инновациях, новых технологиях, продуктах, системах налогообложения, источниках финансирования и т.д. позволит снизить издержки и получать дополнительную прибыль. Сегодня возрастает потребность сельскохозяйственных товаропроизводителей не только в объеме информации, но и в ее разнообразии. Это касается такой информации, как рынки сбыта, маркетинг, цены и т.д. Кроме того, немаловажной информацией являются нормативно-правовые документы, обеспечивающие правильное использование законодательной базы, как в целом, так и, например, в области налогообложения, страхования, кредитования, ценообразования, программах развития сельского хозяйства, разработанных, как на федеральном, так и на региональном уровне, программных продуктов управления бизнесом и т.д. Инициативное использование информационных ресурсов, например, при исполнении налоговых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, позволит руководителям владеть ситуацией и принимать грамотные управленческие решения, с целью обеспечения условий расширенного воспроизводства.

В современных условиях налоговое прогнозирование становится неотъемлемой частью бизнеса, видом финансово-управленческой деятельности. В 2010 г. сельскохозяйственные организации Пензенской области перечисли-

ли всего налогов, сборов и других обязательных платежей в размере 2412 млн руб., что в 3,1 раза больше, чем в 2004 г. Полнота уплаты налогов и сборов в 2010 г. составила 104,8%, хотя в 2009 г. она составляла только лишь 84,2%, в 2008 г. -109,99%, 2005 г. - 100,65%, в 2007 г. - 101,5% , так как кроме текущих платежей предприятия выплачивают долги по налогам за предыдущие годы, в том числе и реструктурированную задолженность. Рассматривая уровень налоговой нагрузки, следует отметить, что начиная с 2007 г., нагрузка увеличивается. Так, например, по методике Департамента налоговой политики Минфина РФ, которая является официальной, налоговая нагрузка в 2010 г. увеличилась на 2,3 процентных пункта по сравнению с 2009 г. и составила 20,1%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, в условиях высокого уровня налогообложения неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям в отношении хозяйствующего субъекта.

Нами предложена методика прогнозирования налоговых платежей сельскохозяйственных организаций, которая основывается на следующих положениях. Разработка прогнозов осуществляется на основании показателей бухгалтерского и налогового учета, из которых формируется налогооблагаемая база по отдельным видам налогов. Прогнозы налоговых платежей, поступающих в бюджетную систему Российской Федерации, разрабатываются с распределением по уровням бюджета.

При этом в ходе разработки прогноза, следует учитывать особенности отдельных налогов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.