Научная статья на тему 'Создание благоприятных условий для инновационного развития аграрно-промышленного комплекса'

Создание благоприятных условий для инновационного развития аграрно-промышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
481
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / AGRICULTURE / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / STATE SUPPORT / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FOOD SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абакарова Рабият Шамсудиновна

В основе устойчивого роста аграрного сектора экономики должно лежать освоение научно-технического прогресса и инноваций, которые позволят вести расширенное воспроизводство и улучшить социальные условия жизни людей на селе. Отечественное сельское хозяйство переживает инновационный кризис, который связан с отсутствием необходимых условий для развития сельского хозяйства за счет освоения научно-технических достижений. В статье перечислены факторы, сдерживающие развитие сельского хозяйства, а также необходимые условия для модернизации и перевода АПК на инновационный путь развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF FAVOURABLE CONDITIONS FOR AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX INNOVATIVE DEVELOPMENT

Development of scientific and technological progress and innovation that allow to expand reproduction and improve social conditions of living in rural areas is supposed to form the foundation of the sustainable growth of the agricultural sector. Domestic agriculture is experiencing innovative crisis, which is associated with the absence of the conditions necessary for agriculture development resulting from the implementation of scientific and technical achievements. The article lists the factors hindering agricultural development and shows conditions required for agro-industrial complex modernization and transition into the innovation-based growth.

Текст научной работы на тему «Создание благоприятных условий для инновационного развития аграрно-промышленного комплекса»

УДК 338.43

СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АГРАРНО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

© Р.Ш. Абакарова1

Дагестанский государственный институт народного хозяйства, 367008, Россия, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Д. Атаева, 5.

В основе устойчивого роста аграрного сектора экономики должно лежать освоение научно-технического прогресса и инноваций, которые позволят вести расширенное воспроизводство и улучшить социальные условия жизни людей на селе. Отечественное сельское хозяйство переживает инновационный кризис, который связан с отсутствием необходимых условий для развития сельского хозяйства за счет освоения научно-технических достижений. В статье перечислены факторы, сдерживающие развитие сельского хозяйства, а также необходимые условия для модернизации и перевода АПК на инновационный путь развития.

Ключевые слова: сельское хозяйство; инновации; модернизация; государственная поддержка; конкурентоспособность; продовольственная безопасность.

CREATION OF FAVOURABLE CONDITIONS FOR AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX INNOVATIVE

DEVELOPMENT

R.Sh. Abakarova

Dagestan State Institute of National Economy, 5 D. Atayev St., Makhachkala, Republic of Dagestan, 367008, Russia.

Development of scientific and technological progress and innovation that allow to expand reproduction and improve social conditions of living in rural areas is supposed to form the foundation of the sustainable growth of the agricultural sector. Domestic agriculture is experiencing innovative crisis, which is associated with the absence of the conditions necessary for agriculture development resulting from the implementation of scientific and technical achievements. The article lists the factors hindering agricultural development and shows conditions required for agro-industrial complex modernization and transition into the innovation-based growth.

Keywords: agriculture; innovation; modernization; state support; competitiveness; food security.

В России в течение последних 20 лет неуклонно уменьшается площадь пашни и возрастает площадь брошенных земель. Посевные площади сократились с 117 млн га в 1990 г. до 75 млн га в 2010 г., или на 42 млн га, то есть из сельскохозяйственного оборота выведен каждый третий гектар земли, из них более половины уже заросли кустарниками и деревьями. Сокращение посевных площадей произошло повсеместно, практически во всех регионах страны.

Главная задача на ближнюю перспективу - сохранение имеющихся в обороте 75 млн га посевных площадей, предотвращение их дальнейшей деградации, повышение плодородия. Однако существует опасность, что к 42 млн га посевных площадей, выбывших из сельскохозяйственного оборота, уже в ближайшее десятилетие может добавиться еще столько же: на половине используемых ныне площадей за 20 последних лет практически не вносились минеральные и органические удобрения, не проводились известкование, фосфоритование и гипсование почв, другие агрохимические мероприятия. В результате урожайность снижается до уровня естественного плодородия - 7-10 ц/га, при котором безубыточное ведение сельскохозяйственного производства невозможно. А это значит, что будут разорены и обанкротятся тысячи пока еще функционирующих хозяйств.

Применение минеральных удобрений - не единственное, но главное средство повышения урожайности сельскохозяйственных культур. В среднем по стране за счет рационального применения минеральных удобрений может быть получено до 50-60% прироста урожая сельскохозяйственных культур.

По объемам производства минеральных удобрений Российская Федерация уже в 2005 г. превзошла дореформенный 1990 г. и занимает четвертое место в мире после Китая, США и Индии. Но если другие страны основную часть производимых удобрений используют в своем сельскохозяйственном производстве, то Россия - главный экспортер удобрений в мире, занимает первое место по экспорту азотных и третье - калийных удобрений, внутри же страны их используется лишь 10-12%. За последние 5 лет, хотя и увеличилось применение удобрений в 1,5 раза, это был рост от очень низкого уровня, и дозы внесения остаются невысокими: по этому показателю мы отстаем от США и Индии в 5 раз, от Китая и развитых стран Европы - в 10 раз.

С урожаем сельскохозяйственных культур ежегодно выносится до 10 млн т питательных веществ, расходуемых на его формирование, а вносится только 22,5 млн т д.в., то есть 60-70% урожая формируется за счет истощения почв.

1Абакарова Рабият Шамсудиновна, преподаватель кафедры налогов и налогообложения, тел.: (8722) 565669, 89884689571, e-mail: abakarovarabiyat@mail.ru

Abakarova Rabiyat, Lecturer of the Department of Taxes and Taxation, tel.: (8722) 565669, 8(988)4689571, e-mail: abakarovarabiyat@mail.ru

Для перехода от нынешних (по преимуществу экстенсивных) технологий к интенсивным надо увеличить потребление удобрений в стране с 2,5 до 9 млн т д.в. Это минимальная потребность в удобрениях, обеспечивающая бездефицитный баланс содержания питательных веществ в почве.

Чтобы восстановить утерянную продовольственную безопасность страны, хотя бы сохранить используемые сейчас посевные площади, предотвратить дальнейшую деградацию сельскохозяйственных земель и повысить их плодородие, необходимо наращивать объемы внесения удобрений по 0,7-1 млн т д.в. ежегодно. И под эти объемы в федеральном бюджете должны быть предусмотрены субсидии.

Ведущие экономисты страны на протяжении многих лет говорят о необходимости полного списания всех долгов сельскохозяйственных организаций, так как они возникли вследствие допущенного государством диспаритета цен и общей фискальной макроэкономической политики по отношению к селу. Этот шаг по отношению к отечественным сельхозтоваропроизводителям не только оправдан, но и справедлив.

Государство, не имея средств на выполнение своих обязательств, объявляло о сокращении или прекращении их финансирования. Так было со всеми федеральными национальными программами «Плодородие» с 1991 г., программами «Социально-экономическое развитие села» и другими. Однако политической воли не хватает на признание, что обанкротившееся не по своей вине село не имеет средств на выполнение обязательств по выплате долгов и что они должны быть списаны полностью и безотлагательно. По примеру Китая, где уже несколько лет отменены все налоги на селе, надо ввести налоговые каникулы для всех российских сельхозтоваропроизводителей, что особенно актуально в связи со вступлением РФ в ВТО [2].

Ежегодно повышая на 15-20% цены естественных монополий (а главный монополист - само государство, фактически владеющее контрольным пакетом акций монополий на средства производства для села) и искусственно сдерживая цены на продукцию сельского хозяйства, государство создает трудности для развития отечественного сельскохозяйственного производства. Доступ к государственным субсидиям имеет ограниченное число хозяйств, а от перекосов в ценовой политике страдают все сельхозтоваропроизводители.

По данным Минсельхоза России, внутренние цены на зерно в 2011 г. были в 2 раза ниже мировых. Это преподносится как забота об отечественном потребителе, ведь хлеб - стратегически важный товар, и цены на него государство должно сдерживать. А бензин, электроэнергия, газ - это не стратегически важные товары? Именно от их ежегодного роста на 15% и более растут цены на всю промышленную и сельскохозяйственную продукцию, а инфляция в стране не опускается ниже 10%. Но монополисты поддерживаются государством, имеют своих лоббистов на всех уровнях, поэтому цены на их продукцию неуклонно стремятся к мировому уровню.

Мировые цены соответствуют платежеспособному спросу населения развитых стран, то есть высокому уровню заработной платы, чего нет сегодня в России. Практически правительство страны решает продовольственную проблему не за счет нефтяников и банкиров и даже не за счет всего общества, а исключительно за счет крестьян. Такая политика фактически означает перераспределение средств бедных крестьян в пользу более состоятельных горожан, бедной, нуждающейся в инвестициях отрасли в пользу Газпрома, Роснефти, металлургических и химических предприятий.

Наша страна имеет отличные условия для развития животноводства, но гигантские площади лугов и пастбищ заброшены. При этом Россия завозит мясную и молочную продукцию из всех частей света, из десятков стран Западной Европы, Северной и Южной Америки, Австралии, Новой Зеландии. В первую очередь нам везут все то, что трудно продать в своих странах: сильно замороженное мясо, пролежавшее в резервах несколько лет, мясо, полученное от скота и птицы, выращенных с применением антибиотиков, гормональных препаратов, обработанных хлором. Везут через ряд стран, по поддельным сертификатам, контрабандой. При таком обилии импорта проверить каждую партию продукции наша таможня не в состоянии.

Государственная поддержка аграрного сектора экономики в России на порядок ниже, чем в странах ЕС и США. А ведь в этих странах она направлена на поддержку хорошо развитого сельскохозяйственного производства. Нам же надо разрушенное сельское хозяйство развивать во всех направлениях: радикально обновлять материально-техническую базу, семенной фонд, решать проблемы истощения плодородия земель и вывода их из оборота, кадровую проблему и, главное, кардинально улучшать социально-экономические условия жизни на селе. Для этого потребуются средства, большие, чем в западных странах. Это надо делать безотлагательно. Необходимо выводить сельское хозяйство из перманентного системного кризиса, иначе окончательно потеряем продовольственную, а следовательно, национальную независимость страны [3].

Сложившаяся экономическая ситуация, резкое снижение платежеспособного спроса на научно-техническую и наукоемкую продукцию обусловили задержку развития инновационного процесса. Вместо технико-технологической модернизации и совершенствования производства на основе освоения нововведений в некоторых регионах имеет место вынужденный возврат к несовершенным методам и технологиям, что фактически означает отход от курса на создание наукоемкого производства как важного направления развития сельского хозяйства и других отраслей АПК.

Противоречивость современного состояния АПК заключается и в том, что государственная научно-техническая и инновационная политика отрасли должным образом не реализуется. Все проблемы, связанные с практическим использованием научных достижений, сельскохозяйственные товаропроизводители

чаще всего вынуждены решать самостоятельно, без помощи государства.

Общая невысокая инновационная активность -следствие значительного сокращения финансирования науки в 1990-е годы, кадрового оттока исследователей, ухудшения материально-технической базы научных и образовательных организаций отрасли. Продолжающийся спад производства в ряде отраслей АПК, дефицит финансовых средств у производителей аграрной продукции, недостаточная финансовая поддержка со стороны государства и высокая стоимость нововведений не позволяют активизировать инновационную деятельность. Даже имеющийся инновационный потенциал АПК России используется не в полном объеме [4].

Назовем ряд факторов, снижающих эффективность реализации государственных программ и проектов, направленных на технико-технологическое переоснащение сельского хозяйства:

1. Низкий уровень информированности специалистов и руководителей о реализуемых государственных проектах и программах развития сельского хозяйства.

2. Отсутствие специалистов, способных подготовить комплект документов, необходимых для получения государственной субсидии или кредита в банке на покупку сельскохозяйственной техники.

3. Недостаточное число квалифицированных специалистов в большинстве сельскохозяйственных организаций, способных подобрать оптимальный комплекс сельскохозяйственных машин для действующей или новой технологии, что значительно снижает эффективность эксплуатации покупаемой техники, негативно сказывается на финансовых результатах организаций.

Решение данных проблем возможно путем привлечения специалистов консалтинговых фирм или информационно-консультационных центров, которые планируется создать к 2020 г. в каждом регионе страны. Как правило, услуги эти организации оказывают на платной основе, и обходятся они сельскому хозяйству довольно дорого.

Факторы, сдерживающие развитие отрасли следующие: либерализация рынка энергоресурсов, рост цен на материально-технические средства, потребляемые в отрасли; дефицит квалифицированных работников и недостаточный качественный потенциал трудовых ресурсов сельского хозяйства; продолжающееся отставание технико-технологического уровня массового агропромышленного производства, стагнация сельскохозяйственного машиностроения и других отраслей промышленности и сферы производственного обслуживания аграрного сектора, обеспечивающих рост производительности труда и конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; усиление дифференциации сельскохозяйственных товаропроизводителей по уровню доходов, банкротство значительной их части; возрастающее отставание социальной инфраструктуры сельских территорий от инфраструктуры городов, доходов работников, занятых сельскохозяйственной деятельностью, от доходов работников других сфер

экономики, падение престижа сельскохозяйственного труда; неразвитая инфраструктура агропродоволь-ственного рынка, высокие издержки и сложность доступа к ней сельскохозяйственных товаропроизводителей, монополизация его крупными торговыми сетями, рост импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия, усиление конкурентного давления со стороны зарубежных производителей; несовершенство земельных отношений в аграрной сфере; ухудшение экологического состояния агропромышленного производства [5].

Кроме того, на развитие агропромышленного производства оказывают влияние такие факторы, как динамика, уровень и дифференциация доходов по группам населения, платежеспособный спрос на продовольствие, рост мирового потребления продовольствия, конъюнктура мирового рынка, адаптация отечественного АПК к условиям ВТО.

В решении проблем аграрного сектора важнейшая роль принадлежит инвестиционной деятельности и ее ориентации на освоение инноваций, способных обеспечить непрерывное обновление технической, технологической, организационной базы сельскохозяйственного производства и получение новой конкурентоспособной продукции. Очевидно, что без научно обоснованной и сбалансированной государственной инвестиционной политики и системных механизмов, гарантирующих инвестиционное и научно-техническое обеспечение производства, невозможно превратить аграрный сектор экономики в динамично развивающуюся и эффективно управляемую отрасль.

Практика подтверждает, что и в годы подъема экономики, и во время кризиса «крайним» оказывается сельское хозяйство. В период подъема ему достается малая доля от роста совокупной прибыли, в кризисные годы оно более всех страдает от снижения цен реализации сельскохозяйственной продукции, еще в большей степени страдает, когда резко ухудшаются погодные условия, что произошло в 2010 г. Негативное влияние на развитие сельского хозяйства и уровень его доходности было бы меньшим, если бы внедрялись и соблюдались научные системы ведения хозяйства и были больше востребованы инновации, в том числе разработки агроэкономической науки.

Низкая доходность сельскохозяйственного производства остается главной проблемой, вызывающей негативные тенденции, вследствие чего основная часть сельскохозяйственных товаропроизводителей неспособна использовать научно-технические достижения для повышения эффективности и конкурентоспособности производимой ими продукции, модернизации производства. В сочетании с ухудшением макроэкономической ситуации это повлекло за собой существенный спад инвестиций в основной капитал сельского хозяйства.

Для модернизации и перевода АПК и в первую очередь его базовой отрасли - сельского хозяйства -на инновационный путь развития необходимо создание в стране следующих социально-экономических условий:

- наличие развитой, соответствующей мировому

уровню фундаментальной и прикладной науки, ориентированной на инновационное развитие агропромышленного комплекса, а также механизмов и инфраструктуры для доведения новаций до потребителей;

- опережающее развитие научных исследований, совершенствование системы подготовки кадров;

- достаточная доходность, прежде всего сельского хозяйства, необходимая для освоения новаций, наличие инвестиционных возможностей сельскохозяйственных товаропроизводителей, необходимая государственная поддержка модернизации и инновационного развития производства, социального развития сельских территорий;

- относительно высокие темпы развития сфер экономики, определяющие модернизацию и иннова-ционность функционирования АПК; наличие адекватного организационно-экономического механизма развития инновационных и инвестиционных процессов.

К сожалению, приходится констатировать факт отсутствия необходимой поддержки инноваций и модернизации в сельском хозяйстве. Речь идет о создании специальных институтов технико-технологической модернизации. За последний период неплохо отработаны механизмы модернизации в птицеводстве и свиноводстве. Но для восстановления десятков тысяч хозяйств, большинство из которых убыточно или малорентабельно, нужны другие механизмы инвестирования и инновационного развития. Состояние большинства сельхозорганизаций таково, что их надо возрождать заново: в них деградирована материально-техническая база, отсутствуют квалифицированные

кадры, нет инфраструктуры переработки и сбыта продукции.

Членство России в ВТО, мировые продовольственный, экологический, финансовый и экономические кризисы требуют применения более эффективного механизма защиты отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей и перехода АПК к инновационно-инвестиционной модели развития [1].

Сельское хозяйство - не саморегулирующаяся система. Высокая капиталоемкость сельского хозяйства, относительно низкая доходность и низкая инвестиционная привлекательность, зависимость от природных условий не позволяют отрасли на равных участвовать в межотраслевой конкуренции. Без существенной государственной поддержки сельское хозяйство любой страны выжить не может.

Современной России нужна глубокая и последовательная аграрная реформа, а также обновление стратегии развития села в целом. Исчезновение с карты страны десятков тысяч деревень, вывод из оборота 1/3 сельскохозяйственных угодий, пущенные под нож 2/3 поголовья скота - такой невероятный урон может быть преодолен только в течение десятилетий. Каждый год бездействия усугубляет ситуацию и может сделать процесс необратимым.

Сельское хозяйство должно стать национальным приоритетом не на ближайшие годы, а на все времена: в России сосредоточено 10% сельхозугодий мира, и она исторически складывалась как сельскохозяйственная, земледельческая цивилизация.

Статья поступила 5.02.2015 г.

Библиографический список

1. Абакарова Р.Ш. Состояние материально-технических ресурсов в зерновой отрасли // Вестник ИрГТУ. 2014. № 6 (89). С. 190-194.

2. Алтухов А. Аграрная экономическая наука - агропромышленному производству // АПК. 2012. № 3. С. 18-31.

3. Павлова Г. Сохранить сельскохозяйственные угодья Рос-

сии // АПК: Экономика. Управление. 2012. № 5. С. 18-24.

4. Сандру И., Рыженкова Н. Инновационное развитие сельского хозяйства до 2020 г. // АПК 2012. № 2. С. 9-13.

5. Стадник А., Матвеев Д., Крохта М., Холодов П. Техническое и технологическое переоснащение сельского хозяйства необходимо // АПК. 2012. № 5. С. 68-71.

УДК 343.971

К ВОПРОСУ О ЗНАЧЕНИИ ПОТЕРПЕВШЕГО ПРИ СОВЕРШЕНИИ КРАЖ НА ПАССАЖИРСКОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

© С.А. Аверинская1

Восточно-Сибирский институт МВД России, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110.

Изучалась виктимологическая характеристика потерпевших от краж, совершаемых на пассажирском железнодорожном транспорте. По результатам исследования определены наиболее типичные виды поведения потерпевших от рассматриваемого преступного посягательства, выявлены социальные, нравственные, психологические, половозрастные характеристики, а также виктимогенные факторы, детерминирующие совершение краж на пассажирском железнодорожном транспорте.

Ключевые слова: виктимность; виктимологическая характеристика; потерпевший от краж на пассажирском железнодорожном транспорте.

1Аверинская Светлана Александровна, кандидат юридических наук, начальник кафедры общеправовой подготовки, тел.: 89086428878, e-mail: aver27@mail.ru

Averinskaya Svetlana, Candidate of Law, Head of the Department of General Legal Training, tel.: 89086428878, e-mail: aver27@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.