Территория науки. - 2014. - № 1.
совершеннолетия, субсидиарную ответственность несут родители или попечители.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5.
2. Закон РФ «О защите прав потребителей» (закон о правах потребителя) от 07.02.1992 N 2300-1//Собрание законодательства РФ, № 3, 15.01.1996, N 3, Ст. 140.
3. Постановление Правительства от 04 Октября 2012 г. N 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг»// Российская газета.-2012.- N 233.
4. Андреев Ю.Н. Платные медицинские услуги. Правовое регулирование и судебная практика. - М., 2007. - С.151-152.
5. Данилова E.H. «Ответственность должника за действия третьих лиц, участвующих в исполнении договора». - М., 1991. - С.21.
6. Медицинское страхование. Экспертиза качества медицинской помощи в системе ОМС (проблемы задачи и подходы к их решению). Методическое пособие. Под ред. В.Ф. Чавпецова, В.В. Гришина, В.Ю. Семенова, П.П. Глущенко. - М., 1995. - С.26.
Караванов А.А., Устинов И.Ю.
СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ПРОВЕДЕНИЯ РАЗЛИЧИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ГУМАНИТАРНОМ ПРАВЕ
Воронежский экономико-правовой институт Военный учебно-научный центр Военно-воздушных Сил «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
Ключевые слова: международное право, вооруженные силы, гражданские лица.
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы восприятия субъектами легитимного насилия ведущего принципа международного гуманитарного права. Делается комплексный вывод о том, что на практике, чтобы избежать ошибочного или произвольного выбора гражданских лиц в качестве объекта нападения комбатантами должны быть приняты все возможные меры предосторожности.
144
Территория науки. - 2014. - № 1.
Keywords: international law, the armed forces, civilians.
Abstract: This article deals with the problems of perception subjects of legitimate violence guiding principle of international humanitarian law. Is a comprehensive conclusion that, in practice, to avoid erroneous or arbitrary choice of civilians in the targeting of combatants should take all possible precautions.
Как известно, одной из основных целей международного гуманитарного права (МГП) является защита гражданских лиц от любых насильственных посягательств на их жизнь, а равно от пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения. В связи с этим в Дополнительных протоколах I и II к Женевским конвенциям 1949 г. была закреплена базовая норма, в соответствии с которой гражданские лица не могут выступать объектами нападения, «за исключением случаев и на такой период, пока они принимают непосредственное участие в военных действиях» [1, 2].
На современном этапе развития цивилизации наибольшее распространение по всему миру получили конфликты немеждународного характера между правительственными войсками и организованными негосударственными вооруженными группами либо между различными группами подобного рода, ведущиеся для достижения политических, экономических, культурных или иных целей. Это привело к смещению военных действий в центры сосредоточения гражданского населения, участившимся случаям ведения боевых действий в городах, росту «партизанского» движения (когда мирные в дневное время люди ночью становятся активными участниками вооруженных формирований) и, в общем, к беспрецедентному смешению законно воюющих лиц (комбатантов) с невоюющими (нонкомбатантами).
Кроме того, интенсификация процесса профессионализации вооруженных сил во многих государствах способствовала передаче ряда функций по обеспечению жизнедеятельности войск сторонним организациям (аутсорсинг), причем не только в области бытового обслуживания, но и по вопросам поставки вооружения, ремонта военной техники и др.
Не менее значимой проблемой локальных и внутригосударственных вооруженных конфликтов является несоблюдение правил ношения одежды или знаков, позволяющих отличить воюющих от гражданского населения, в том числе правила открытого ношения оружия.
145
Территория науки. - 2014. - № 1.
История человечества наглядно демонстрирует тот факт, что гражданское население всегда вносило определенный вклад в развитие событий любого военного конфликта, оказывая помощь его непосредственно воюющим участникам, например, производя и поставляя оружие, продукты питания, демонстрируя солидарность с целями и способами противоборства путем выражения морального одобрения их действий и т.п. Однако, как правило, эти виды деятельности традиционно осуществлялись вдали от мест сражений, что обусловливало вовлечение в пространство боевых операций весьма незначительной части нонкомбатантов. Тенденцией настоящего времени, напротив, становится ситуация, когда вероятность того, что гражданские лица могут стать жертвами ошибочного или произвольного определения в качестве целей для нападения, возрастает, а вооруженные силы, будучи неспособными к точной идентификации противника, подвергаются риску быть атакованными субъектами, первоначально не воспринимаемыми как источник угрозы.
Данные обстоятельства актуализируют необходимость переосмысления понятия «непосредственное участие в военных действиях», детерминирующего наиболее полную интериоризацию ценности и значимости принципа проведения различия, прежде всего, в правовом сознании военнослужащих, выступающих субъектами легитимного насилия.
Феномен легитимации насилия, реализуемого представителями вооруженных сил, по своей природе прагматичен, поскольку обусловлен тем обстоятельством, что сама военная организация государства является следствием эманации общественного развития.
На наш взгляд, решение обозначенной проблемы возможно посредством поиска ответов на два основополагающих вопроса:
- кто именно в контексте принципа проведения различия должен рассматриваться как гражданское лицо;
- какое поведение индивида может быть оценено как непосредственное участие в военных действиях [3].
Исходя из действующих норм МГП, под гражданскими лицами следует понимать:
а) в международном вооруженном конфликте - всех лиц, не принадлежащих к личному составу вооруженных сил противоборствующих сторон и не являющихся участниками ополчения. В данном случае вооруженные силы - это система всех вооруженных групп и подразделений одной из сторон конфликта,
146
Территория науки. - 2014. - № 1.
находящихся под командованием лиц, ответственных перед этой стороной за поведение своих подчиненных. Ополчение - население незанятой территории, которое при приближении неприятеля в условиях отсутствия времени для объединения в регулярные вооруженные подразделения добровольно берется за оружие, при этом носит его открыто и соблюдает законы и обычаи войны;
б) в немеждународном вооруженном конфликте - всех лиц, не принадлежащих к личному составу вооруженных сил и не являющихся участниками организованных вооруженных групп. При этом важно отметить, что вооруженные группы могут оцениваться как вооруженные силы негосударственной стороны в конфликте только в том случае, когда их члены реализуют непосредственное участие в военных действиях на постоянной основе (т.е. выполняют боевые функции не спорадически по принципу «выстрелил и исчез», а обозначают себя открыто, при этом представляют собой организованную структуру).
Именно по отношению к данным категориям лиц принцип различения должен применяться в полном объеме, особенно в части защиты их от любых насильственных посягательств на жизнь или человеческое достоинство.
Что касается гражданских служащих и лиц, занятых в системе обеспечения вооруженных сил (субъектов аутсорсинга), то нам представляется правомочным относить их к вышеуказанным объектам МГП с единственной оговоркой о том, что суть реализуемой ими деятельности имманентно увеличивает степень риска случайной гибели. При этом ведущими условиями риска выступают географическая и организационная близость гражданских служащих и субъектов аутсорсинга к зоне ведения боевых действий.
Более сложной, по сравнению с предыдущей, является задача определения непосредственного участия лица в военных действиях, поскольку однозначное толкование данного понятия не может быть напрямую выведено из существующих норм МГП.
Проведенный анализ действующих источников МГП позволяет нам сделать вывод, что релевантным критерием непосредственного участия лица в военных действиях является совершение им в индивидуальном порядке конкретных враждебных актов в рамках боевой деятельности сторон вооруженного конфликта.
Показателями предлагаемого критерия выступают следующие: - вероятным результатом поведения лица является воздействие на военные операции или военный потенциал одной из сторон вооруженного конфликта, выражающееся в причинении смерти или
147
Территория науки. - 2014. - № 1.
ранения лицу противостоящей стороны, а равно в разрушении объектов ее инфраструктуры (объективность и значимость принесенного вреда, связь с одной из воюющих сторон);
- между воздействием и принесенным вредом существует причинно-следственная связь, обусловленная выполнением лицом конкретного приказа в рамках скоординированного действия или военной операции (непосредственное подчинение).
Учет приведенных показателей позволяет провести границу между такими действиями, как, например, участие индивида в строительстве фортификационных сооружений, присвоение собственности в интересах одной из сторон конфликта и бомбардировка или артиллерийский обстрел района противника.
Таким образом, МГП не запрещает непосредственного участия гражданских лиц в военных действиях, но и не создает для них никаких привилегий. Следовательно, нонкомбатанты обретают защиту от непосредственного нападения в полном объеме снова только тогда, когда они перестают быть членами организованных вооруженных групп и слагают с себя постоянные боевые функции. При этом необходимо учитывать, что, не обладая привилегией комбатанта, гражданское лицо может быть привлечено к ответственности по национальному уголовному праву за деяния, совершенные во время его непосредственного участия в военных действиях или членства в вооруженной группе. Более того, наравне с лицами из состава государственных вооруженных сил или организованных вооруженных групп, принадлежащих сторонам в вооруженном конфликте, нонкомбатанты, принимающие непосредственное участие в военных действиях, обязаны соблюдать нормы МГП, и могут быть в индивидуальном порядке привлечены к ответственности за военные преступления.
Предпринятый нами экскурс в проблематику восприятия субъектами легитимного насилия ведущего принципа МГП позволяет сделать комплексный вывод о том, что на практике определение непосредственного участия гражданских лиц в военных действиях является достаточно трудным и неоднозначным вопросом. Чтобы избежать ошибочного или произвольного выбора гражданских лиц в качестве объекта нападения комбатантами должны быть приняты все возможные меры предосторожности. При этом в случае сомнения соответствующее лицо должно считаться обладающим защитой от любых насильственных посягательств и унижающего человеческое достоинство обращения.
148
Территория науки. - 2014. - № 1.
Список литературы
1. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) / Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. - М. : Юридическая литература, 1990. - С. 570-635.
2. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II) / Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. - М. : Юридическая литература, 1990. - С. 647-658.
3. Устинов И. Ю. Правоведение: уголовное, гражданское и
международное право: учеб.
пособие / В. А. Зайцев, В. И. Иванов, И. Ю. Устинов; под общ ред. Г. В. Зиброва - Воронеж : ВАИУ, 2009. - 295 с.
Каширина Ю.П.
ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: индивидуальный предприниматель,
гражданско-правовая ответственность, договорная ответственность, ответственность без вины, ограниченная ответственность.
Аннотация: в статье рассматриваются предусмотренные
гражданским законодательством отличительные особенности гражданско-правовой ответственности предпринимателей,
обусловленные осуществлением ими предпринимательской деятельности
Key words: individual entrepreneur, civil liability, contractual
liability, no-fault liability, limited liability.
Abstract: The article considers the civil legislation of distinctive aspects of individual entrepreneur civil liability because of the entrepreneurial activity conduct.
Меры гражданско-правовой ответственности индивидуальных предпринимателей строятся на основе общих положений норм гражданского права об ответственности, но с учетом особенностей,
149