Научная статья на тему 'Современный Российский бизнес: специфика ценностной системы'

Современный Российский бизнес: специфика ценностной системы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2259
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценности / ценностные принципы / бизнес / бизнес-деятельность / социальная ответственность бизнеса / ценностная система
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современный Российский бизнес: специфика ценностной системы»

УДК 316.334.23 К89

Кузеванова Ангелина Леонидовна

кандидат социологических наук, доцент кафедры экономики и управления Волгоградского института бизнеса angelina2000@list.ru

СОВРЕМЕННЫЙ РОССИЙСКИЙ БИЗНЕС:

СПЕЦИФИКА ЦЕННОСТНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация:

В статье на основе данных авторского социологического исследования рассматриваются ценностные представления современных российских бизнесменов, принципы их профессиональной деятельности. Автор выявляет особенности ценностной системы отечественного бизнеса на современном этапе.

Ключевые слова: ценности, ценностные принципы, бизнес, бизнес-деятельность, социальная ответственность бизнеса, ценностная система.

Культура бизнеса, формирование которой происходит в современных российских условиях, оказывает значительное влияние на моральное сознание и духовную жизнь общества, охватывая все сферы экономической деятельности, во многом определяя характер моральных норм, складывающихся в других социальных группах. В связи с этим актуальной становится проблема изучения особенностей ценностной системы бизнеса, чья субкультура воздействует на культурные основы взаимодействия людей в рамках социальных общностей. Подчеркнем, что именно бизнес-слой катализирует процессы формирования обновленной общественной морали, основные черты которой во многом противоречат устоям традиционной культуры. Новые этические принципы взаимоотношений людей возникают на фоне кризисных явлений в обществе, связанных с низким уровнем жизни, высокой степенью социальной напряженности, проблемами в обеспечении занятости и функционировании гражданского общества. В общественном сознании укрепляется представление о значимости индивидуалистической практики, признающей личность главным действующим субъектом экономической деятельности, основными качествами которого должны стать инициативность, самостоятельность в принятии решений, активность в достижении поставленных целей, настойчивость.

Этические установки бизнес-деятельности в современной России формируются под влиянием двух основных идеологических парадигм, первая из которых связана с распространением в деловой среде идей правового нигилизма, предполагающих рассмотрение норм закона как барьеров на пути реализации экономической активности. Успешное игнорирование правовых норм становится одним из способов для повышения социального статуса индивида в бизнес-сообществе, при этом значение таких качественных характеристик, как позитивная репутация и положительный имидж, недооценивается и не обнаруживается их прямая связь с увеличением доходов фирмы. Для сторонников подобного подхода к организации и ведению бизнеса характерна ситуационная, а не правовая реакция на воздействие со стороны внешней среды, отношение к государственным органам как к противодей-

ствующим структурам, взаимодействие с которыми следует свести к минимуму. Вторая парадигма связана с рассмотрением бизнес-слоя как ведущей силы в экономическом развитии страны, отличительной характеристикой которой является проявление частной инициативы, нуждающейся во всемерной поддержке со стороны общества и государственных органов. При таком подходе признается необходимость теоретического осмысления проблем, связанных с развитием бизнеса в России и его нравственной реабилитации в глазах общества. В связи с этим актуализируется проблема изучения и адаптации в российских условиях зарубежного опыта организации и управления бизнесом.

Как отмечают исследователи, формирующаяся бизнес-культура большинства российских компаний характеризуется отсутствием четкой формулировки миссии организации, что влечет за собой возникновение конфликтных ситуаций на основе несогласованности ценностных установок бизнеса и конкретных технологий управления [1, с. 36]. Специфичным для российской бизнес-практики является и понимание сущности делового контракта, заключаемого с сотрудником и рассматриваемого как имеющее формальный характер соглашение, отражающее лишь общие принципы взаимоотношений с руководством. При этом реальная трудовая нагрузка, круг обязанностей работника могут существенно отличаться от тех, что прописаны в трудовом договоре.

Показательным, на наш взгляд, является сравнительный анализ бизнес-культуры дореволюционной и современной России, демонстрирующий ряд существенных отличий. В первую очередь, различными являются мотивы экономической активности: передовые представители российской деловой среды второй половины XIX - начала XX вв. руководствовались в своей деятельности целями долгосрочного развития, для современного же бизнеса характерна ориентация на максимально высокую прибыль в короткие сроки. Во-вторых, деятельность российских представителей деловой среды дореволюционного периода строилась на основе национальной специфики: религиозных представлений, устоявшихся традиций ведения дел, принятых в купеческой среде обычаев. Современная практика бизнеса характеризуется склонностью бизнесменов к космополитизму и стремлением к использованию зарубежного опыта управления и организации деятельности, связанной с получением прибыли. В-третьих, как отмечалось выше, для купцов XIX века особую значимость имело соблюдение принципа «чистоты» происхождения богатства, в то время как в современном российском обществе сложилось устойчивое представление о незаконном характере происхождения состояний нынешних бизнесменов.

Выявляя специфику ценностной системы современного российского бизнеса, следует отметить, что существует несколько основных видов ценностей этого вида социально-экономической активности:

1) экономические ценности, в которых выражено отношение бизнеса к уровню рентабельности, темпам роста, стратегическому планированию деятельности, формированию комплекса конкурентных преимуществ бизнес-организации, внутреннему содержанию мотивационного механизма бизнес-деятельности;

2) социальные ценности, отражающие осознание бизнес-слоем своей роли и значения в жизни социума, представления о том, на каких основаниях должны строиться отношения бизнеса и общества, о механизмах реализации этого взаимодействия;

3) политические ценности, основное содержание которых связано с восприятием бизнесом своей политической активности, «выстраиванием» взаимодействия с государственными структурами, представлением своих интересов на уровне законодательных органов;

4) культурные, к которым можно отнести этические, морально-нравственные, духовные ценности, определяющие мировоззренческие основы бизнес-деятельности,

их нравственную окраску, оценку деловой практики в системе координат «допустимо -недопустимо», «мораль-но - аморально», «одобряемо - неодобряемо» и т. д.

Отметим, что ценности бизнес-деятельности, обладая конкретным содержанием, имеют свою внутреннюю структуру. Так, ценность свободы приобретает значение социокультурного условия существования бизнеса и может быть рассмотрена как единство двух составных элементов: во-первых, внешней свободы от ограничений и запретов на ведение бизнеса, а во-вторых, внутренней свободы бизнесмена, предполагающей его способность к деятельному осуществлению своих рыночных инициатив. Значение ценностей бизнес-деятельности для ее субъектов определяется рядом выполняемых ими функций, к которым следует отнести: мотивационную функцию, связанную с формированием мотивов и целевых установок этого вида экономической активности, направленного прежде всего на извлечение прибыли; когнитивную функцию, в основе которой - детерминация когнитивной работы бизнесмена с поступающей извне информацией, ее переработка и осмысление, формулирование выводов и выбор стратегии будущих действий; ориентирующую функцию, заключающуюся в выработке конечных ориентиров профессиональной деятельности бизнесмена, определяющих ее направленность, характер, масштаб, специфику; регулирующую функцию, связанную с выполнением ценностями роли регулятора экономического поведения субъекта бизнес-деятельности, находящегося в условиях определенного этапа развития рыночных отношений.

Используя предложенное М. Вебером понятие «экономическая релевантность», объясняющее ситуацию, при которой неэкономические институты в соответствующих обстоятельствах могут оказывать определяющее влияние на развитие экономики [2, с. 361], представляется возможным разделить факторы, имеющие решающее значение для развития бизнес-деятельности, на две группы: социальные и гуманитарные. Первая группа представлена социально-политическими и социально-экономическими факторами (модель общественного развития, характер политического режима, особенности воздействия органов государственной власти на деятельность бизнес-структур и т. д.), вторая связана с духовной жизнью общества (религиозные представления и нормы морали, нравственные ориентиры жизни индивида в обществе, доминирующий стиль мышления и т. п.).

Анализируя данные социологического исследования, проведенного нами среди представителей бизнес-слоя Москвы, Волгограда и Сочи ^ = 1050, тип выборки - маршрутно-квотная, квота по полу, возрасту, размеру бизнеса) с применением метода анкетирования в январе - августе 2008 года, мы приходим к выводу о том, что ведущими для отечественного бизнес-сообщества являются ценности, связанные с материальной обеспеченностью, реализацией личностного потенциала, благополучием близких, самостоятельностью и независимостью в принятии решений. Материалы социологического опроса и глубинных интервью показали, что в основе ценностно-мотивационного механизма российской бизнес-деятельности лежит направленность на извлечение прибыли, стремление к самореализации и самостоятельности, желание повысить свой социальный статус.

Более 50 % опрошенных считают, что занятость в сфере бизнеса обеспечивает достижение конкретных целей и приобретение самостоятельности в определении объема и содержания деятельности. Для 40 % российских бизнесменов очевидным является тот факт, что их профессиональная деятельность формирует чувство ответственности за принимаемые решения; 38 % респондентов рассматривают в качестве перспективы возможность приобретения новых знаний, умений и навыков. Потребительские мотивации доминируют в деятельности представителей российского бизнеса: анализ социологических данных показывает, что главными статьями в структуре расходов являются забота о собственном здоровье и обучение детей. Жизненный успех в восприятии тех, кто зани-

мается бизнес-деятельностью, ассоциируется с материальной обеспеченностью, семейным благополучием и наличием перспективной и интересной работы. Полученные в ходе авторского исследования данные демонстрируют наличие у бизнесменов установки на самостоятельное и независимое решение финансовых или иных проблем, возникающих в процессе создания своего дела. Большинство представителей российского бизнес-сообщества (73 %) уверены, что главным предназначением бизнеса является удовлетворение потребностей общества в товарах и услугах, и более 50 % опрошенных видят свою миссию в обеспечении трудовой занятости населения, создающей основания для определенного уровня их материального благополучия.

Результаты исследования убедительно свидетельствуют о том, что в среде российского бизнес-сообщества идет процесс ценностной дифференциации, связанный с формированием групп бизнесменов, ценностные представления которых существенно отличаются друг от друга. Так, приоритетными для малого и среднего бизнеса являются ценности материального характера, для крупного - ценности, связанные с личностным ростом и повышением социального статуса. Кроме того, в отличие от представителей двух других групп, в оценке перспектив бизнес-деятельности почти каждый второй крупный бизнесмен высоко оценил наличие непосредственной связи между занятостью в бизнесе и пополнением объема своих знаний и навыков. Если в анализе общественных функций бизнеса иерархическая последовательность выбранных представителями малого и среднего бизнеса позиций совпала (на первом месте - удовлетворение потребностей общества, на втором - обеспечение занятости населения, на третьем - формирование основы среднего класса), то крупные бизнесмены третьей по значимости посчитали такую функцию, как содействие экономическому развитию общества, продемонстрировав тем самым более широкий, нацеленный на перспективу подход к рассмотрению предназначения своей профессиональной деятельности в жизни общества. Отвечая на вопрос о политической деятельности представителей бизнес-сообщества, московские бизнесмены в подавляющем большинстве указали на необходимость проявления активности в сфере политики. Наименьшее количество сторонников активной политической позиции бизнеса оказалось в г. Волгограде, где более половины участников опроса не видят смысла в том, чтобы заниматься политикой. Среди московских бизнесменов в два раза больше число тех, кто считает необходимыми расходы на поддержку социальных учреждений. Таким образом, факторы, связанные с размером бизнеса и местом жительства бизнесмена, выступают в роли дифференцирующих признаков.

Диапазон ценностных принципов современной российской бизнес-деятельности характеризуется прежде всего реализацией принципов полезности (61 % участников опроса считает основной перспективой своей деятельности достижение конкретных целей); самостоятельности и независимости (именно самостоятельность, по мнению 65 % опрошенных бизнесменов, является одной из основных перспектив, открывающихся в бизнесе); успешности (79 % респондентов считают, что нацеленность на успех способствует эффективному ведению дел). Осознание важности роли персонала в деле успешного развития бизнеса стимулирует бизнесменов к соблюдению этических норм во взаимодействии с наемными работниками. Большинство опрошенных бизнесменов заявили о своем стремлении придерживаться принципов уважительного отношения к сотрудникам и их правам, содействия развитию и личностному росту кадров, справедливости в материальном и моральном стимулировании работников.

Анализ материалов глубинных интервью показал, что взаимодействие с деловыми партнерами основывается прежде всего на соблюдении принципа взаимополезности, что большинство бизнесменов строят свои взаимоотношения с клиентами, опираясь

на принцип максимально лояльного к ним отношения, предполагающий ориентацию на следующие приоритеты: соблюдение требований потребителей в процессе торговли, стремление к высокому уровню обслуживания клиентов, уважение их человеческого достоинства и нацеленность на компромисс в разрешении конфликтных ситуаций. В основе выбранной бизнесменами модели поведения по отношению к персоналу и клиентам лежит не столько альтруистическая, сколько прагматическая мотивация, связанная с осознанием значимости роли кадрового потенциала и позитивного отношения покупателей для процветания бизнеса.

Результаты авторского исследования свидетельствуют о том, что этические принципы современной российской бизнес-деятельности далеки от высоких этических стандартов: в деловой практике 72 % респондентов имели место случаи уклонения от уплаты налогов, каждый второй бизнесмен подкупал должностных лиц, каждый третий в интересах дела предоставлял партнерам ложную информацию.

Проведенный анализ социологических данных позволяет сделать вывод о том, что в ходе формирования и реализации ценностных принципов современной российской бизнес-деятельности наблюдается процесс ценностной дифференциации, обусловленный влиянием факторов, связанных масштабом профессиональной деятельности, местом жительства бизнесмена, его половой принадлежностью, стажем работы в сфере бизнеса. Так, по сравнению с малым и средним бизнесом среди субъектов крупномасштабной бизнес-деятельности в семь раз меньше тех, кто рассчитывает на государственную поддержку. В понимании основного содержания успеха в бизнесе обнаружились определенные различия между московскими, сочинскими и волгоградскими бизнесменами. По сравнению с мужской частью респондентов среди женщин, занимающихся бизнесом, почти в два раза меньше тех, кто идет на обман партнеров, почти в три раза меньше подделывающих документы. Распределение ответов бизнесменов с учетом стажа их профессиональной деятельности показывает наличие следующей тенденции: чем меньше стаж работы в бизнесе, тем более оптимистичен респондент в своих оценках этичности и законности российской бизнес-деятельности.

На основе изучения вторичных социологических данных мы приходим к заключению о том, что процесс институционализации социальных практик отечественного бизнес-сообщества находится в стадии становления [3]. Для современного российского бизнес-сообщества типичной является противоречивая модель поведения, которую, с одной стороны, характеризует стремление ограничиться социальной активностью лишь в среде собственного предприятия, а с другой - понимание необходимости реализации социальных инициатив. У бизнесменов нет сформированного представления о том, что социально ориентированное поведение коммерческой организации является мощным фактором ее успешного развития. Социальная активность рассматривается ими как этически окрашенный вид деятельности, связанный с нравственными принципами конкретного руководителя.

Современный этап реализации принципа социальной ответственности бизнеса характеризуется отсутствием планирования социальной активности, осуществлением благотворительной деятельности, направленной на удовлетворение немедленных нужд просителей, а не на социальное инвестирование. В отличие от США и экономически развитых стран Европы реализация принципа социальной ответственности в России пока еще не стала ключевой идеологией развития бизнеса. Процесс реализации принципа социальной ответственности бизнеса в России находится под влиянием ряда факторов, имеющих как сдерживающий, так и способствующий развитию характер.

К первой группе следует отнести наличие сформировавшейся в обществе негативной оценки характера бизнес-деятельности, целого комплекса многочисленных социальных, экономических и культурных проблем, характерных для современной российской ситуации, сложной нравственной атмосферы, возникшей на базе системного кризиса, отсутствие устоявшихся традиций взаимодействия бизнеса и общества, вызванное установлением коллективных форм хозяйствования и искоренением частнопредпринимательской инициативы в советский период, несформированность ценностно-мотивационного механизма бизнес-деятельности, отсутствие продуманной программы государственной поддержки социальных проектов бизнеса.

К факторам, способствующим внедрению идеологии социально ответственного бизнеса, следует отнести фиксируемый социологическими исследованиями общероссийского масштаба общественный запрос на модель социально ориентированной компании, участие которой необходимо в разрешении общественно значимых проблем. Важной предпосылкой формирования корпоративной социальной ответственности в современной России является исторический опыт благотворительности и меценатства купцов второй половины XIX века, чья деятельность могла бы стать ориентиром для дальнейшего развития социальной активности нынешних бизнесменов.

Таким образом, использование опыта меценатов прошлого в сочетании с формированием основ социальной толерантности представляет собой основу для создания системы эффективного взаимодействия бизнеса и общества, имеющего социально направленные устои и нравственные императивы, требующие от бизнеса соблюдения норм социального партнерства.

Ссылки:

1. Шилкина Ю.А. Корпоративная культура в России и западные технологии // Актуальные проблемы современной науки. 2004. № 5. С. 33-37.

2. Вебер М. Избранное. М., 1990. 808 с.

3. Крупный российский бизнес: социальная роль и социальная ответственность (позиция населения и оценки экспертов) // Благотворительность в России. Исторические и социально-экономические исследования. СПб., 2005. С. 211-271.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.