Научная статья на тему 'Современный порядок списания основных средств в бюджетных учреждениях'

Современный порядок списания основных средств в бюджетных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3092
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНКЦИОНИРОВАНИЕ РАСХОДОВ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / КАЗЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ЛИМИТЫ БЮДЖЕТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ / БЮДЖЕТНЫЕ АССИГНОВАНИЯ / ПРИНЯТЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беспалов М. В.

Одной из особенностей учета в бюджетных учреждениях является необходимость ведения учета санкционирования расходов. При этом учет лимитов бюджетных обязательств, принятых обязательств, бюджетных ассигнований наиболее сложен для восприятия, так как отражает механизм финансового взаимодействия учреждения с учредителем. В статье рассмотрен порядок бухгалтерского учета санкционирования расходов в казенных учреждениях. Для большей наглядности автором приводится как общая корреспонденция счетов, так и практические примеры учета лимитов бюджетных обязательств, а также принятия бюджетных и денежных обязательств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современный порядок списания основных средств в бюджетных учреждениях»

Учет и отчетность бюджетных учреждений

СОВРЕМЕННЫЙ ПОРЯДОК СПИСАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

М. В. БЕСПАЛОВ, кандидат экономических наук, доцент, заместитель главного бухгалтера Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина

Процедура списания основных средств бюджетных учреждений является одной из наиболее доку-ментоемких и продолжительных по времени среди всех операций, отражаемых в бухгалтерском учете. При этом существуют свои особенности списания имущества как у казенных, так и у бюджетных и автономных учреждений. Кроме того, особенности списания существуют в отношении недвижимого и движимого особо ценного имущества. Рассмотрим данные вопросы подробнее.

Если организация не располагает нормами субъекта Российской Федерации, муниципального образования либо ведомственными нормами по порядку списания основных средств, то следует руководствоваться постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N° 834 «Об особенностях списания федерального имущества» (далее — Постановление № 834).

По аналогии с Постановлением № 834 организациями принимается решение о списании имущества в отношении:

— движимого имущества, находящегося у казенных учреждений на праве оперативного управления, — казенными учреждениями по согласованию с учредителем (органами государственной (муниципальной) власти), в ведении которого находятся указанные учреждения;

— недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), находящегося у казенных учреждений на праве оперативного управления, — казенными учреждениями по согласованию с учредителем, в ведении которого находятся указанные учреждения;

— движимого имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетными и автономными учреждениями учредителем, либо приобретенного бюджетными и автономными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, — указанными учреждениями самостоятельно;

— недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), закрепленного за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления, а также особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетными учреждениями учредителем, либо приобретенного бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, — бюджетными учреждениями по согласованию с учредителем, в ведении которого находятся указанные учреждения;

— недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и особо ценного

движимого имущества, закрепленного за автономными учреждениями учредителем, либо приобретенного автономными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, — автономными учреждениями по согласованию с учредителем;

— недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), находящегося у автономных учреждений на праве оперативного управления, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности, а также особо ценного движимого имущества, находящегося у бюджетных и автономных учреждений на праве оперативного управления, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности, — указанными учреждениями самостоятельно.

При этом основаниями для списания бюджетными учреждениями основных средств являются:

— непригодность для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, их длительное неиспользование для управленческих нужд;

— выбытие из владения, пользования и распоряжения вследствие передачи их другому юридическому лицу;

— утрата вследствие хищения, гибели или уничтожения (в том числе помимо воли владельца);

— невозможность установления их местонахождения;

— иные причины (по решению комиссии по выбытию), которые привели к необходимости списания.

Имуществом, пришедшим в негодность, признаются основные средства, имеющие значительный физический или моральный износ, препятствующий эффективному их использованию владельцем по первоначальному назначению, а также не подле -жащие восстановлению (ремонту) основные средства, получившие повреждения в результате пожара, наводнения, крушения, взрыва, и т. д. При этом под физическим износом понимается несоответствие свойств основного средства его первоначальному состоянию, а под моральным износом понимается несоответствие основного средства современному уровню техники или иной области знаний.

Данный порядок применяется в отношении недвижимого имущества, особо ценного движимого имущества организаций (учреждений) и имущества с предполагаемым сроком использования более 12 мес. и стоимостью более 3 000 руб. То есть

данный порядок применяется в отношении основных средств, учитываемых на балансовых счетах, переданных учреждению на праве оперативного управления в безвозмездное пользование, либо приобретенных за счет средств бюджетной сметы или субсидии.

Основными принципами при принятии решения о списании основных средств являются:

— обеспечение достоверности сведений, на основании которых принимается решение;

— приоритет решения о дальнейшем использовании имущества перед решением об его уничтожении;

— направленность на максимальное получение пользы для общества и материальной выгоды для государства от имущества, пришедшего в негодность, в том числе необходимость принятия решения об использовании его частей и материалов;

— надлежащее и своевременное отражение в бухгалтерской и иной отчетности действий, совершаемых с имуществом, пришедшим в негодность.

Общий порядок представления учреждениями документов для согласования решения о списании имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утвержден приказом Минэкономразвития России и Минфина России от 10.03.2011 № 96/30н «Об утверждении Порядка представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления».

Инициатором списания основных средств выступает государственное (муниципальное) учреждение. Списание недвижимого, особо ценного движимого имущества, имущества, приобретенного за счет средств бюджетной сметы или субсидии, проводится только при наличии согласования с учредителем. Поэтому государственное (муниципальное) учреждение готовит и передает учредителю на согласование следующий пакет документов в составе:

— надлежащим образом заверенной копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

— надлежащим образом заверенной копии приказа (распоряжения) о назначении руководителя учреждения;

— надлежащим образом заверенной копии приказа о создании постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании имущества с приложением положения о данной комиссии и ее состава, в случае если такая комиссия создается впервые, либо в случае, если в ее положение и состав внесены изменения;

— надлежащим образом заверенной копии протокола заседания комиссии с принятым решением об основных средствах, пришедших в негодность, с приложением заявления с обязательным указанием согласия на прекращение права оперативного управления или хозяйственного ведения в отношении основных средств, поименованных в протоколе (заявлении), и подписанное руководителем и главным бухгалтером;

— список основных средств, позволяющий однозначно индивидуализировать имущество, пришедшее в негодность, в том числе наименование, индивидуальный номер (заводской, регистрационный, инвентарный и др.), год выпуска и принятия к учету, количество единиц, стоимость, остаточную стоимость, срок полезного и фактического использования. На практике такой список составляется на основе инвентаризационной описи, инвентарных карточек, где все необходимые сведения об основных средствах имеются;

— в отношении объектов недвижимости такие сведения подтверждаются документами технического и кадастрового учета объекта недвижимости, а также кадастровой картой (планом) земельного участка, занятого таким объектом недвижимости и необходимого для его использования;

— в отношении имущества, подлежащего учету в реестре государственной (муниципальной) собственности, сведения подтверждаются надлежащим образом удостоверенной копией выписки из реестра собственности;

— акт (заключение) комиссии о списании основных средств, содержащий сведения о непосредственном осмотре основных средств с использованием при этом документов технического учета (в отношении объектов недвижимости) и данных бухгалтерского учета;

— об установлении факта невозможности восстановления или иного использования имущества;

— об установлении конкретных причин прихода имущества в непригодное состояние;

— о мерах по выявлению лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие имущества

из эксплуатации и предложения по привлечению этих лиц к ответственности, указание причин невозможности привлечения к ответственности виновных лиц;

— о возможности использования составных частей и об их оценке;

— о способах утилизации без вреда для третьих лиц;

— акт (заключение) специализированной экспертизы (возможно, с приложением фото-, кино-, видеоматериалов), позволяющий сделать вывод о возможности (невозможности) и целесообразности (нецелесообразности) дальнейшего использования основного средства или отдельных его составных частей;

— в случае если первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства превышает сумму начисленной амортизации, в пакете документов требуется приложить акт проведения независимой экспертизы. При необходимости наличия у эксперта (физического или юридического лица) лицензии, к акту (заключению) прилагается надлежащим образом заверенная копия лицензии;

— сведения о наличии в основном средстве или его составных частях веществ, свойств, потенциально опасных для человека и (или) окружающей среды, а также цветных, драгоценных или редкоземельных металлов;

— сведения об отнесении основных средств, пришедших в негодность, к числу объектов культурного наследия народов Российской Федерации;

— иные сведения по решению учредителя.

Для автономных учреждений потребуется

еще утверждение (одобрение) списания наблюдательным советом, поскольку контроль за использованием имущества входит в его компетенцию. Форма утверждения (одобрения) устанавливается учредителем, он же делегирует в наблюдательный совет своего представителя.

Срок рассмотрения представленного учреждением пакета документов и подготовки заключения определяется локальным нормативным актом учредителя. В случае обнаружившихся противоречий, неточностей либо недостаточности представленных документов учредитель вправе приостановить рассмотрение вопроса и возвратить учреждению документы для устранения противоречий, неточностей либо недостаточности сведений и документов. В представляемых учреждением документах запрещены любые помарки, исправления, подчистки.

При отсутствии претензий к представленному

пакету документов учредитель в установленном им порядке подготавливает заключение и в составе пакета документов государственного (муниципального) учреждения направляет их в соответствующий орган государственной (муниципальной) власти, осуществляющий ведение реестра государственного (муниципального) имущества. При этом установленной формы заключения учредителя нет, однако оно должно содержать:

— информацию о владельце основных средств (учреждении или предприятии, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления или хозяйственного ведения);

— информацию об обстоятельствах, подтверждающих возможность (невозможность) и целесообразность (нецелесообразность) дальнейшего использования основных средств, в том числе другим лицом;

— предложения о наиболее целесообразном способе утилизации и за чей счет она будет осуществлена;

— информация о дальнейшем использовании составных частей (если такое предложение учреждения содержалось);

— предложения о дальнейшем использовании земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, в отношении которого принято решение об уничтожении имущества, пришедшего в негодность;

— предложения о мерах, необходимых для привлечения лиц, виновных в приведении имущества в негодность, к ответственности (в случае установления вины).

С 01.01.2013 Минздрав России приказом от 17.12.2012 № 1059н «О перечне документов, необходимых для согласования решения о списании движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за подведомственными федеральными государственными унитарными предприятиями или на праве оперативного управления за подведомственными федеральными государственными учреждениями» утвердил конкретный перечень представляемых документов, чем значительно упростил учреждениям сбор материалов обоснования списания имущества.

Так, для списания особо ценного движимого имущества (от 200 000 руб.) учреждение должно представить вместе с протоколом комиссии и списком имущества:

— копии инвентарных карточек;

— копии отчетов о техническом состоянии объекта движимого имущества, подтверждающего его непригодность к дальнейшему использованию, т. е. экспертное заключение.

При списании транспортного средства помимо указанных выше документов учреждение представляет:

— заверенную копию паспорта транспортного средства;

— заверенную копию свидетельства о регистрации транспортного средства;

— заверенную копию документа о прохождении последнего техосмотра;

— заверенную копию отчета об оценке рыночной стоимости транспортного средства, произведенной не ранее чем за 3 мес. до представления отчета (с приложением копий документов, подтверждающих право организации, проводившей оценку рыночной стоимости транспортного средства, заниматься оценочной деятельностью).

При списании относящегося к недвижимому имущества в связи со строительством, реконструкцией, сносом (кроме указанных выше документов) учреждение должно представить:

— сопроводительное письмо с указанием года постройки объекта недвижимого имущества с обоснованием причин его списания и с приложением документов, являющихся составной частью проектной документации;

— копию свидетельства о государственной регистрации права учреждения на объект недвижимого имущества;

— выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объект недвижимого имущества;

— копию правоустанавливающих документов на земельный участок, занятый объектом недвижимого имущества (с приложением копии кадастрового плана земельного участка);

— выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок, занятый объектом недвижимого имущества;

— копию технического паспорта или кадастрового паспорта на объект недвижимого имущества, подлежащий списанию, выданного организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации по результатам технической инвентаризации, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 № 921;

— выписку из реестра федерального имущества, предусмотренную постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № 447.

При списании имущества, у которого срок фактической эксплуатации не превышает срока полезного использования, помимо прочего учреждения должны дополнить пакет документов:

— актом проверки, проведенной учреждением, о ненадлежащем использовании либо хранении федерального имущества с указанием виновных лиц;

— письмом о принятых мерах в отношении виновных лиц, допустивших повреждение либо утрату федерального имущества.

В случаях же списания федерального недвижимого имущества, пришедшего в негодное состояние в результате стихийных бедствий или иных чрезвычайных ситуаций, пакет представляемых на согласование документов дополняется копией акта о причиненных повреждениях (следственных органов, служб МЧС, и т. д.) и справкой учреждения о стоимости нанесенного ущерба.

Как правило, в нормативных актах РФ и субъектов РФ на рассмотрение, обработку и издание распоряжения устанавливается срок «в течение одного месяца». В реальности этот срок с учетом доведения до учреждения заверенной копии распоряжения растягивается до двух месяцев. Это необходимо учитывать, определяя сроки списания. Так, списание основных средств по результатам инвентаризации по состоянию на 1 декабря текущего года для целей составления годовой отчетности произойдет фактически только в I кв. следующего финансового года. До тех пор имущество находится на балансе учреждения.

Таким образом, до утверждения собственником списания основных средств реализация мероприятий, предусматривающих утилизацию и отражение в бухгалтерском учете, не допускается.

Если собственник в составе пакета документов на списание основных средств не требует сразу оформления акта о списании, то только после издания им распоряжения заявитель — государственное (муниципальное) учреждение оформляет акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. ОС-4) или акт о списании автотранспортных средств (ф. ОС-4а), которые утверждаются его руководителем. Один экземпляр утвержденного акта о списании, а также акта об утилизации направляется собственнику в том случае, если речь идет об имуществе, включенном в реестр собственности.

В свою очередь процедура списания основных средств при передаче их другому юридическому лицу схожа с вышеописанной. Различия заключаются только в составе пакета представляемых на списание документов.

Если передача имущества осуществляется внутри одного ведомства, то в состав документов должны быть включены:

— письмо заявителя о передаче основных средств с указанием причины передачи (например, изменение видов деятельности, реорганизация, ликвидация) и согласием на прекращение права оперативного управления или хозяйственного ведения в отношении основных средств;

— письмо принимающего юридического лица с указанием причин приема, согласием на прием в оперативное управление или хозяйственное ведение основных средств;

— список основных средств, позволяющий однозначно индивидуализировать каждый объект учета, который оформляется грифами согласования передающей и принимающей сторон, а также грифом утверждения учредителем в лице руководителей этих трех организаций;

— в отношении объектов недвижимости такие сведения подтверждаются документами технического и кадастрового учета объекта недвижимости, а также кадастровой картой (планом) земельного участка, занятого таким объектом недвижимости и необходимого для его использования;

— в отношении имущества, подлежащего учету в реестре государственной (муниципальной) собственности, сведения подтверждаются надлежащим образом удостоверенной копией выписки из реестра собственности;

— письмо (заключение) учредителя на имя должностного лица собственника.

На основании распоряжения собственника организация, передающая имущество, также составляет акт о списании (ф. ОС-4 или ОС-4а). В строке «Причина списания» указывается «Передача основных средств (наименование принимающей организации) на основании распоряжения (наименование органа государственной (муниципальной) власти». Физическая передача основных средств осуществляется по договоренности между учреждениями не позднее 1 мес. с момента издания распоряжения собственника.

Также отметим, что в случаях невозможности установления местонахождения основных средств, например в результате хищения после несанк-

ционированного проникновения на территорию учреждения неустановленных лиц или недостачи, выявленной после форс-мажорных событий (аварии, крушении здания и т. д.), процедура списания имущества аналогична описанной выше. Однако помимо указанного перечня пакет документов на списание должен быть дополнен надлежащим образом заверенными копиями заявления государственного (муниципального) учреждения в органы внутренних дел и постановления об открытии уголовного дела и розыске заявленного имущества, а также документами завершенного внутреннего расследования комиссией обстоятельств утраты в результате форс-мажора.

На практике списание имущества можно проводить при наличии документа органов внутренних дел о безуспешных результатах розыска. Как и в двух предыдущих случаях, списание можно оформить лишь после издания соответствующего распоряжения собственником.

Кроме того, отметим, что списание инвентарных объектов основных средств, в том числе объектов движимого имущества стоимостью до 3 000 руб. включительно, учитываемых на забалансовом учете, проводится на основании решения комиссии, оформленного в установленном порядке соответствующим первичным учетным документом — актом. Однако в соответствии с п. 52 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, к отражению в бухгалтерском учете принимаются акты при наличии согласования решения о списании объекта основного средства с собственником имущества (с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя и (или) собственника имущества) и утверждающей надписи руководителя учреждения на акте.

При этом в соответствии с п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого

имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если речь не идет о крупной сделке, размещении денежных средств на депозитах кредитных организаций, а также о наличии заинтересованности в сделке, о которой собственник должен знать.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Собственником имущества автономного учреждения являются соответственно Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование.

Пример. В бюджетном учреждении после проведения процедуры списания с балансового и забалансового учета списаны следующие основные средства:

— вследствие физического износа списана дрель, приобретенная за счет средств от приносящей доход деятельности, стоимостью 2 800руб.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— вследствие физического износа списан телефон стоимостью 4 500руб. и суммой начисленной амортизации 4 500 руб., приобретенный за счет средств от приносящей доход деятельности;

— списан персональный компьютер, пришедший в негодность по причине морального и физического износа, стоимостью 28 000 руб. и суммой начисленной амортизации 26 000руб., приобретенный на средства субсидии собственника.

Следовательно, дрель и телефон списаны учреждением самостоятельно в соответствии с общим порядком списания основных средств. Для списания персонального компьютера применена процедура согласования и утверждения списания.

Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение может распоряжаться самостоятельно.

Поскольку на балансовом учете учреждений находятся и основные средства, полученные от собственника на праве оперативного управления, и основные средства, приобретенные в ходе осуществления деятельности, приносящей доход, то при

оформлении документов на списание и далее при отражении хозяйственных операций по выбытию основных средств следует указывать, за счет какого финансового обеспечения основные средства были приобретены: приносящей доход деятельности (собственные доходы учреждения) или субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.

Список литературы

1. Беспалов М. В. Анализ изменений законодательства в области бухгалтерского, налогового учета и страховых взносов в 2011 г. // Налоги и финансы. Санкт-Петербург. 2011. № 1.

2. Беспалов М. В. Реформирование учета в бюджетных организациях // Налоговый вестник. 2011. № 6. Июнь.

3. Беспалов М. В., Абдукаримов И. Т. Анализ эффективности использования средств, инвестированных в основные фонды компаний. М. Финансы: планирование, управление, контроль. 2011. № 5. Сентябрь.

4. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

5. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ.

7. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

8. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 3.11.2006 № 174-ФЗ.

9. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157.

10. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от

16.12.2010 № 174н.

11. Об утверждении Порядка представления федеральными го сударственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления: приказ Минэкономразвития России и Минфина России от

10.03.2011 № 96/30н.

12. Петрова В. И. , Петров А. Ю. , Сорокин А. Н., Суглобов А. Е. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях (Россия) . М. : КноРус, 2010.

13. Полещук Т. А., Митина О. В. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. М. : Инфра-М, 2010.

14. URL:http://www.consultant.ru.

15. URL:http://www.garant.ru.

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» ИнфорМИруеТ

о продолжении подписки на I полугодие 2014 г.

Все издаваемые журналы и отдельные статьи, публикуемые в наших изданиях, доступны и в электронном виде на сайте интернет-магазина www.dilib.ru.

По всем вопросам подписки либо приобретения предыдущих выпусков журналов

обращаться в отдел реализации.

(495) 989-96-10 podpiska@fin-izdat.ru

www.fin-izdat.ru

«_У

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.