Научная статья на тему 'Современный подход к проблеме изучения аутистических расстройств'

Современный подход к проблеме изучения аутистических расстройств Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2250
470
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аутизм / ранний детский аутизм / этиология раннего детского аутизма / каннер л

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кренева Е. С.

В статье представлен обзор теорий, объясняющих природу и механизмы возникновения раннего детского аутизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the review of the theories concerning the nature and mechanisms of infantile autism origin.

Текст научной работы на тему «Современный подход к проблеме изучения аутистических расстройств»

E. C. Кренева

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ АУТИСТИЧЕСКИХ

РАССТРОЙСТВ

Работа представлена кафедрой логопедии Московского педагогического государственного университета.

Научный руководитель - кандидат педагогических наук, профессор Л. Б. Халилова

В статье представлен обзор теорий, объясняющих природу и механизмы возникновения раннего детского аутизма.

The article presents the review of the theories concerning the nature and mechanisms of infantile autism origin.

В процессе работы коррекционного педагога с детьми с особенностями развития довольно часто наблюдаются нарушения их поведения, проявляющиеся в виде трудностей социального взаимодействия. Для многих детей с такого рода проблемами характерна асинхрония развития, наиболее типичной моделью которого, можно назвать синдром раннего детского аутизма (РДА).

Клинико-психологическая структура раннего детского аутизма как особой аномалии развития была почти одновременно очерчена Л. Каннер (Ь. Каппег), Г. Аспер-гером и С. С. Мнухиным1.

В 1943 г. американский клиницист Л. Каннер в своей работе2, обобщив наблюдения 11 случаев, впервые сделал заключение о существовании особого клинического синдрома с типичным нарушением психического развития, назвав его «синдромом раннего детского аутизма».

Ранний детский аутизм Л. Каннер отнес к особому расстройству шизофренического спектра, выделив три основных признака, по которым описанное им нарушение отличается от шизофрении: положительная динамика, отсутствие галлюцинаций, «а также то, что эти дети, по-видимому, были больны с первых лет жизни, т. е. снижение способностей не наступало после периода нормального функционирования»3.

На сегодняшний день основные диагностические схемы, используемые в современ-ной практике4, опираются на оценку трех ключевых нарушений, охватываемых триадой Л. Винга (L. Wing5):

• качественное ухудшение в сфере соци-ального взаимодействия;

• качественное ухудшение в сфере вер -бальной и невербальной коммуникации и в сфере воображения;

• ограниченный репертуар видов активности и интересов.

В настоящее время регистрируется уве -личение частоты встречаемости аутизма в популяции 4-26 детей на 10 000 новорожденных, столь высокие показатели можно объяснить лучшей информированностью и более широкими критериями оценки аутизма.

В вопросе об этиологии раннего детского аутизма единств мнений нет. Одно время большую популярность имела теория психогенной природы аутизма. Беттель-хайм (Bettelheim), автор теории «холодной матери», полагал, что развитие у ребенка аутизма есть дезадаптивная реакция на среду и холодное окружение. Однако данных, говорящих о достоверности этой гипотезы, так и не было получено исследователями. Против теорий психогенной природы аутизма свидетельствует тот факт, что среди детей, подвергавшихся жестокому обра-

щению и почти полностью лишенных заботы, повышения числа случаев аутизма не отмечается6.

Существуют веские данные в пользу генетической природы аутизма, хотя конкретная роль генов далеко не ясна7. В своем исследовании П. Шатмари (P. Szatmari) и М. Б. Джонс (M. B. Jones8) пришли к выводу о том, что случаи аутизма этилогически могут быть разделены на три группы:

• экзогенные - возникают под действием внешних факторов, таких как повреждающие воздействия во время беременности;

• аутосомные рецессивные - ген, отвечающий за аутизм, несет не половая хромосома, при этом аутизм проявляется, если две хромосомы несут один и тот же рецессивный ген - один от отца другой от матери;

• сцепленные с Х-хромосомой - ген несет женская половая хромосома.

Ряд ученых предполагает возможность органического происхождения синдрома раннего детского аутизма. В отдельных исследованиях обсуждаются возможности преимущественной мозговой локализации поражения, обусловливающей симптоматику раннего детского аутизма. «Хотя не существует однозначных данных, позволяющих говорить о локализации или о точной природе нарушения нейродинамических механизмов, характерных для аутизма, мы должны согласиться с тем, что причина аутизма лежит на уровне мозговых механизмов»9.

Ряд исследователей пытаются объяснить разнообразные проявления раннего детского аутизма нарушениями определенных психофизиологических механизмов: первичным снижением витального тонуса, нарушением уровня бодрствования. Получено много данных о патологии восприятия у таких людей.

Имеются данные об особенностях нарушения речи при аутизме: наличие дисфазии, по Д. Веберу, трудности понимания значений слов отмечены в исследованиях Б. Хер-мелина, М. О. Коннера и Д. Б. Черчилля. М. Раттер говорит о неспособности таких

людей к усвоению грамматических правил языка. Ряд исследователей рассматривает перцептивные и речевые трудности в контексте более общих интеллектуальных на -рушений10. Б. Хермелин и М. О. Коннер оценивают нарушение речи у детей, страдающих аутизмом, как одно из проявлений недостаточности мышления, а именно невозможности использования знаков и символов.

Значительный интерес у нас вызывает этологический подход к исследованиям аутичного ребенка. Работы этого направления дают характеристику поведения аутичного ребенка в социальной ситуации, в условиях его вовлечения во взаимодей-ствие. Показано, что аутичный ребенок имеет особенно низкий порог социального избегания, который закрепляется с возрастом по мере накопления несостоятельности контактов со взрослым.

Разработано множество психологических теорий, пытающихся объяснить природу аутизма. В некоторых из них основной акцент делается на эмоциональные нарушения, им отводится ведущая роль в развитии аутистических проявлений11. Согласно концепции В. В. Лебединского и О. С. Никольской, биологическая недостаточность создает особые патологические условия, к которым вынужден приспосабливаться аутичный ребенок. С момента рождения он испытывает на себе влияние двух патоген -ных факторов, которые создают предпосылки усиления самозащиты ребенка от внешнего мира:

• сниженный жизненный тонус, обуславливается нарушением возможности активно взаимодействовать со средой;

• снижение порога аффективного дискомфорта в контактах с миром, проявляющееся в болезненных реакциях на обычные раздражители и повышенной ранимости при контактах с другим человеком.

Исходя из этого, авторы считают, что аутизм - это результат включения защитных и компенсаторных механизмов, позволяющих ребенку устанавливать относитель-

но стабильные, хотя и патологические, взаимоотношения с миром. О. С. Никольская выделяет четыре уровня аффективной регуляции, которые позволяет очертить весь спектр проявлений аутизма.

Согласно другим теориям, к анализу которых нам хотелось бы обратиться, нарушение именно когнитивной сферы и есть источник отклонений при аутизме.

Одна из наиболее известных концепций данного направления - теория У. Фрит (U. Frith12). В ходе проведения экспериментального исследования автором были получены данные, свидетельствующие о сни-женных возможностей людей с аутизмом. У них возникали трудности при выполнении проб, направленных на запоминание предложений, классификацию лиц по эмоциональному выражению, узнавание правильно ориентированных изображений. Однако наряду с этим были выявлены специфические способности: высокие показа-

тели при запоминании слов, не связанных по смыслу, умение воспроизводить бессмысленные звукосочетания, умение узнавать перевернутые и зашумленные изобра-жения, выделять второстепенные признаки при классификации лиц.

Анализируя полученные данные, автор высказывает предположение о наличии специфического дисбаланса в интеграции информации у людей с аутизмом. По мнению У. Фрита, процесс переработки информации (в норме) заключается в способности сводить разрозненную информацию в единую картину, связанную общим контекстом или «центральной связью» (central coherence). В случае же аутизма, вероятно, нарушается именно это универсальное свойство процесса переработки информации человеком.

Считаем необходимым подчеркнуть, что каждое из рассмотренных выше направлений исследований внесло свой вклад в понимание проблемы аутизма.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Kanner L. Autistic disturbances of affective contact // Nervous Child. 1943. № 2. P. 217-250; Asperger H. Autistischen Psychopathen. 1944. P. 76-136; Мнухин С. С., Зеленецкая А. Е., Исаев Д. Н. О синдроме «раннего детского аутизма», или синдроме Каннера у детей // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1967. № 10.

2 Kanner L. Op. cit. P. 217-250.

3 Anne Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. С. 22.

4 Diagnostic and statistic manual of mental disorders, четвертый пересмотр - DMS-IV-R, American Psychiatric Association 1994; International classification of diseases, десятый пересмотр - ICD-10, Word Health Organization, 1990.

5 Rutter M., Schopler E. Autism and pervasive developmental disorders: conceptual and diagnostic issues. P. 159-160.

6 Clark A.M., Clark A. D. B. Formerly isolated children. In Early experience: myth and evidence, London, 1976. P. 27-34.

7 Rutter M., Macdonald H., LeCouteur A., Harrinton R., Bolton P., Bailey A. Genetic factors in child psychiatric disorders: II. Empirical findings // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1990. N 31. P. 39-83.

8 Szatmari P., Jones M. B. IQ and the genetic of autism // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1991. N 32. P. 897-908.

9 Steffenburg S., Gillberg C. The etiology of autism. In Diagnosis and treatment of autism. New York, 1990. P. 63-82.

10 Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.

11 Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма. 1991. С. 14.

12 Манелис Н. Г. Ранний аутизм. Психологические и нейропсихологические механизмы // Школа здоровья. 1999. № 2. С. 6-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.