Научная статья на тему 'Современный подход к организации дополнительного образования'

Современный подход к организации дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1703
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОДХОД / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ / ВИДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ / ADDITIONAL EDUCATION / THE ADDITIONAL EDUCATION ORGANIZATION / THE APPROACH / METHODS OF TRAINING / THE ORGANIZATION FORM / KINDS OF CARRYING OUT OF EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Елена Михайловна

В статье рассматривается современный подход к организации дополнительного образования, обоснована необходимость его использования, а так же приведены различные методы обучения, формы организации деятельности и виды проведения занятий.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the modern approach to the additional education organization is considered, necessity of its use and as various methods of training, forms of the organization of activity and kinds of carrying out of employment are resulted is proved.

Текст научной работы на тему «Современный подход к организации дополнительного образования»

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

ПОПОВА Е.М.

В статье рассматривается современный подход к организации дополнительного образования, обоснована необходимость его использования, а так же приведены различные методы обучения, формы организации деятельности и виды проведения занятий.

В современном обществе растет понимание необходимости восстановления духовнонравственных основ жизни, приходит осознание важности постоянного самообразования и творческого совершенствования, увеличивается роль психологического и личностного фактора в профессиональной деятельности и повседневной жизни.

В плане самореализации и самовыражения человека большими потенциальными возможностями обладает занятие художественным, научно-техническим творчеством, спортом, овладения новыми профессиональными навыками и смежными профессиями, при этом лишь треть детей, включена в деятельность дополнительного образования. Всего 2% из 315 опрошенных студентов осваивают смежные профессии в системе дополнительного профессионального образования колледжа, 26% студентов занимаются творчеством или спортом в секциях, клубах, при этом 6% - по месту жительства (в центрах досуга, спортивных и военно-патриотических клубах). В такой ситуации важно осознавать, что неэффективная организация досуга может стать детерминантой девиантного поведения молодежи.

По мнению Мясищева В.Н. жизнь подростка состоит из «системы отношений» со средой, в которой он формируется, развивается и социализируется. Этой средой является семья, школа-колледж, система дополнительного образования, возможно работа, круг сверстников и т.д. Если среда содержит социально-поддерживающие условия для подростка, то он методом проб и ошибок адаптируется в ней. Если среда проявляет признаки обвинения, неприятия, агрессивности, подросток уходит от контакта и круг его общения деформируется, сужается, чаще всего в узкий сектор группировок и молодежной субкультуры. По мнению исследователей (Малыхина Я.В. и др.) этот суженный сектор общения называется «углом девиации» его поведения. Чем меньше контакт со средой, т.е. чем «острее» угол девиации, тем выше вероятность отклонений в поведении - употребления ПАВ и правонарушений. Поэтому, профилактической задачей является сохранение максимально возможного контакта индивида со средой и создание условий для его адаптации и нормального развития. Решение этих задач во многом зависит от реализации возможностей дополнительного образования, которое является важным фактором гуманизации всей системы образования.

Сегодня в профессиональных образовательных учреждениях дополнительное образование активно развивается, при этом в контексте современной концепции непрерывного образования возрастает роль дополнительного профессионального образования. Эти обстоятельства требуют от руководящих и научно-педагогических кадров повышения компетентности в вопросах организации и развития дополнительного образования. С этой целью нами был разработан учебный курс «Современные подходы к организации работы педагога дополнительного образования» (авторы Попова Е.М., Морозова Н.А.), предназначенный для заместителей руководителей, педагогических сотрудников, методистов, ответственных за блок дополнительного образования в учреждениях среднего профессионального образования.

Данный курс нацелен на приобретение теоретических знаний по проблемам организации и контроля качества, учебно-методического обеспечения образовательного процесса дополнительного образования в учреждениях среднего профессионального образования;

In article the modern approach to the additional education organization is considered, necessity of its use and as various methods of training, forms of the organization of activity and kinds of carrying out of employment are resulted is proved.

освоение психолого-педагогических аспектов деятельности; выработку умений и практического опыта создания нормативной документации и учебно-методических материалов, обеспечивающих образовательный процесс блока дополнительного образования учреждений СПО.

В процессе изучения данного курса применяются различные методы обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский) в сочетании с различными формами организации познавательной деятельности (индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная) на аудиторных учебных занятиях по различным видам их проведения (лекция, практические и семинарские занятия, в формате круглого стола и др.). Основные вопросы программы интерпретирует преподаватель, читая лекции, но на семинарских и практических занятиях он выступает в роли фасилитатора, организатора творческой деятельности слушателей в форме семинаров-дискуссий, бесед, организатора деловых и ролевых игр, анализа проблемных ситуаций, подготовки проектов решения актуальных педагогических проблем, возникающих в процессе их профессиональной деятельности в системе дополнительного образования. Контроль качества процесса обучения осуществляется промежуточным и итоговым контролем в форме контрольных опросов, тестирования. Высоко оцениваются результаты самостоятельной работы слушателей.

Учебный курс, рассчитанный на 72 часа (36 часов теоретических и 36 часов практических занятий), содержит три раздела.

Первый раздел раскрывает сущность, основные понятия, психолого-педагогические принципы и условия реализации дополнительного образования; описывает структурноорганизационные модели, направления и виды дополнительного образования; разъясняет нормативно-правовую базу дополнительного образования.

Второй раздел раскрывает особенности организации дополнительного образования в профессиональном образовательном учреждении; знакомит с требованиями к содержанию, оформлению и технологией разработки образовательных программ дополнительного образования; раскрывает вопросы, связанные с проблемой качества и оценкой профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.

Третий раздел содержит психолого-педагогические основы деятельности педагога дополнительного образования: психологические аспекты межличностного взаимодействия педагога и воспитанника; учет психологических и личностных особенностей воспитанников и особенности работы с обучающимися девиантного поведения; профессиональный портрет педагога дополнительного образования; социально-педагогические и информационные технологии в дополнительном образовании. Данный раздел раскрывает сущность экспериментальной и инновационной деятельности педагога дополнительного образования.

В результате изучения курса слушатель овладевает компетентностью, основными составляющими которой в соответствии с требованиями Единого квалификационного справочника должностей работников образования (приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.08.2009 г. № 593) являются профессиональная, правовая, информационная, коммуникативная компетентности. Профессиональная компетентность включает знание теоретических основ организации дополнительного образования; современных психолого-педагогических и социально-педагогическиех технологий педагога дополнительного образования; умение своевременно решать управленческие проблемы и типичные профессиональные задачи; владение современными технологиями управления качеством дополнительного образования, коллективом обучающихся. Правовая компетентность подразумевает, что слушатель знает основные нормативные и правовые документы, регламентирующие деятельность дополнительного образования; владеет практическим опытом работы с учебно-методическими материалами, обеспечивающими образовательный процесс блока дополнительного образования в учреждении СПО. Информационная компетентность подразумевает навыки структурирования информации, ее адаптации к особенностям

педагогического процесса и дидактическим требованиям дополнительного образования, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами. Коммуникативная компетентность - это умение вырабатывать стратегию, тактику и технику педагогических взаимодействий, организовывать совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; уметь убеждать, аргументировать свою позицию; владеть ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

Вопрос организации дополнительного образования приобрел в колледжах особую актуальность с 1 января 2011 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 08.05.2010 № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Данный закон поставил перед государственными учреждениями, в том числе профессиональными образовательными учреждениями, цели усиления финансовой самостоятельности и расширения деятельности, приносящей доход. Как показывает наш опыт, организация дополнительного профессионального образования является одним из главных источников расширения образовательных услуг и возможности пополнения внебюджетных средств колледжа.

Повышение компетентности педагогов дополнительного образования, заместителей директора (руководителей структурных подразделений) по учебно-воспитательной работе, методистов является необходимым условием эффективной организации дополнительного образования в колледже. Освоение современных подходов к организации дополнительного образования способствует как достижению воспитательно-профилактических целей педагогического коллектива, так и возможности организации деятельности, приносящей доход, путем введения дополнительных образовательных услуг.

Библиографический список:

1. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2005. - 288 С.

2. От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей. Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 544 С.

3. http://www.consultant.ru/law/ Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Ключевые слова: дополнительное образование, организация дополнительного образования, подход, методы обучения, формы организации, виды проведения занятий.

Keywords: additional education, the additional education organization, the approach, methods of training, the organization form, kinds of carrying out of employment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.