Научная статья на тему 'Современный подход к формированию компетенций студентов при изучении систематики растений'

Современный подход к формированию компетенций студентов при изучении систематики растений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / АТЛАС-ГЕРБАРИЙ / TECHNICAL EDUCATION METHODS / INTERACTIVE ELECTRONIC TEXT-BOOK / ALBUM-HERBARIUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Качкин Константин Вячеславович, Круглов Дмитрий Семенович, Макарова Дарья Леонидовна, Ханина Миниса Адбуллаевна

В статье рассматриваются особенности структуры и возможные способы использования в качестве технического средства обучения в системе высшего образования интерактивного электронного учебного пособия «Атлас-гербарий лекарственных, декоративных и дикорастущих растений Сибири».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Качкин Константин Вячеславович, Круглов Дмитрий Семенович, Макарова Дарья Леонидовна, Ханина Миниса Адбуллаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL APPROACH TO STUDENTS` COMPETENCE FORMATION IN PLANTS SYSTEMATICAL STUDY

The article shows the interactive electronic text-book «Medical, decorative and wild Siberian plants Album-herbarium», its characteristic structure and every possible use as technical education method.

Текст научной работы на тему «Современный подход к формированию компетенций студентов при изучении систематики растений»

№ 2 - 2010 г. 13.00.00 педагогические науки

УДК 378.147:58

ШВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СИСТЕМАТИКИ РАСТЕНИЙ

К.В. Качкин, Д.С. Круглов, Д.Л. Макарова, М.А. Ханина

ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Росздрава»

(г. Новосибирск)

В статье рассматриваются особенности структуры и возможные способы использования в качестве технического средства обучения в системе высшего образования интерактивного электронного учебного пособия «Атлас-гербарий лекарственных, декоративных и дикорастущих растений Сибири».

Ключевые слова: технические средства обучения, интерактивное электронное учебное пособие, атлас-гербарий

Качкин Константин Вячеславович - кандидат биологических наук, доцент кафедры фармакогнозии и ботаники ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Росздрава», e-mail: kkachkin@ gmail.com

Круглов Дмитрий Семенович - кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры фармакогнозии и ботаники ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Росздрава», рабочий телефон: (383) 225-07-13

Макарова Дарья Леонидовна - кандидат фармацевтических наук, преподаватель кафедры фармакогнозии и ботаники ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Росздрава», рабочий телефон: (383) 225-07-13

Ханина Миниса Адбуллаевна - доктор фармацевтических наук, профессор, заведующая кафедрой фармакогнозии и ботаники ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Росздрава», рабочий телефон: (383) 225-07-13

Процесс обучения в традиционном его понимании - это процесс обмена информацией между тем, кто учит и тем, кто учится. Для интенсификации и повышения качества данного процесса используются многочисленные средства обучения, без которых процесс образования в современном обществе стал просто невозможным. Самым массовым и привычным средством обучения является книга. Однако книга при всех своих неоспоримых преимуществах имеет значительные недостатки, к числу которых можно отнести: ограниченность объема, затруднительность использования полноцветных

изображений с высоким разрешением, сложность поиска необходимой информации и др. В связи с этим в дидактике, наряду с печатными средствами обучения, издавна используются и дополнительные технические средства обучения (ТСО), которые прошли свою эволюцию от диафильмов и телепередач к интерактивным мультимедийным средствам, реализованным на базе персональных компьютеров. По мере расширения технических возможностей компьютерного оборудования и носителей информации доля непосредственно текстовой информации имеет тенденцию к уменьшению, в то время как доля информации, преподносящейся аудиовизуальным способом, растет. Связано это, в первую очередь, с лучшим усвоением обучающимися учебного материала, который поступает через разные каналы восприятия и препятствует быстрому утомлению [1]. Однако использование персонального компьютера далеко не панацея, так как многие электронные пособия до сих пор являются простым переносом текста на экран монитора. Никаких дидактических преимуществ перед печатными учебниками такие пособия не имеют. На сегодняшний день в связи с активным развитием компьютерных технологий стало возможно использование большого объема дополнительных возможностей, которые представляет персональный компьютер.

Курс ботаники в вузах включает в себя раздел «Систематика растений», где студенты вместе с теоретическими знаниями приобретают умения и навыки по определению растений и изучению морфологических особенностей представителей наиболее распространенных и значимых семейств флоры Сибири. В ходе определения растений студенты работают с гербарными экземплярами, на которых изучают особенности морфологии растения и их диагностические признаки. В то же время, гербарные образцы не дают возможность получить представление о местах произрастания и его облике в живой природе. Это осложняется еще и тем, что систематика растений изучается в зимний период, когда студенты не имеют возможности познакомиться с живыми экземплярами растений. Все вышеперечисленное делает актуальным создание современных ТСО с целью повышения качества образования.

Коллективом кафедры фармакогнозии и ботаники фармацевтического факультета Новосибирского государственного медицинского университета разработан «Атлас-гербарий лекарственных, декоративных и дикорастущих растений Сибири», который включает систематизированный и аннотированный список 104-х видов высших сосудистых растений, входящих в 98 родов и 41 семейство (рис. 1). Все виды растений произрастают или культивируются в Сибирском регионе. Атлас-гербарий построен по принципу многостраничного интерактивного справочника. Каждому виду растений посвящена отдельная страница, которая включает подробное описание семейства, рода и вида с указанием их полного русского и латинского названий, а также цифровую фотографию высокого разрешения, на которой изображено растение в естественной среде обитания (рис. 2). Особо стоит отметить, что все фотографии, приведенные в атласе-гербарии, выполнены авторским коллективом и студентами кафедры фармакогнозии и ботаники НГМУ во время летних учебных полевых практик и экспедиций. Атлас снабжен приложением, включающим цифровые фотографии и краткие характеристики 10-ти наиболее характерных для региона растительных сообществ, справочную информацию о строении цветка покрытосеменных растений, формулы и диаграммы цветков растений ведущих семейств. Отдельная страница приложения рассказывает о великом шведском ученом, основоположнике современной систематики растений Карле Линнее.

Программа записана на диск в виде исполняемого файла и не требует инсталляции. В программе заложена система общего поиска, позволяющая быстро перейти к искомому термину. Минимальные системные требования к компьютеру, на котором установлен справочник, позволяют комфортно использовать его даже на очень старых компьютерах.

Привычный интерфейс Windows облегчает работу и не требует специальной подготовки пользователя.

Интерфейс представляет собой систему иерархического меню, включающего соподчиненные компоненты в виде таксонов (семейство, род, вид). Проходя по каждой ветке меню, обучающийся приходит к странице растения, с которой интерактивные ссылки ведут на страницы приложения (строение цветка, формулы и диаграммы ведущих семейств, фитоценозы, в которых встречается данный вид). Путем встроенного механизма программной оболочки пользователь может в любой момент вернуться на страницу выше или выбрать другой таксон из иерархического меню. В программе предусмотрено два меню: с русскими и латинскими названиями растений, которые ведут на одну и ту же страницу. Фотографии растений и фитоценозов размещены на страницах в виде «превью» с целью ускорения работы приложения и удобства чтения страницы. При необходимости более детального рассмотрения растения или фитоценоза можно перейти на фотографию более высокого разрешения.

Рис. 2. Страница посооня Ахктя\emaiis Ь -Го риивет весенний

Материалы атласа внедрены в учебный процесс на кафедре фармакогнозии и ботаники НГМУ в курсах ботаники и фармакогнозии у студентов фармацевтического факультета, а также в курсах ботаники, экологии растений и географии растений у студентов экологического факультета. Фотографии используются в качестве иллюстративного материала на лекциях. Коллекция печатных версий фотографий используется как наглядное пособие. Справочная информация и ботаническое описание таксонов применяются во время лекций и лабораторно-практических занятий. Данное учебное пособие востребовано и активно используется студентами для самостоятельной работы при выполнении домашнего задания, для подготовки к практическим и семинарским занятиям.

Интерактивный атлас-гербарий может быть использован студентами вузов, учащимися среднеспециальных учебных заведений и старшеклассниками при изучении биологических дисциплин, в том числе самостоятельно при использовании технологии дистанционного образования.

Список литературы

1. Коджаспирова Г. М. Технические средства обучения и методика их использования / Г. М. Коджаспирова, К. В. Петров. - М. : Изд. центр. «Академия», 2001. -352 с.

ACTUAL APPROACH TO STUDENTS' COMPETENCE FORMATION IN PLANTS SYSTEMATICAL STUDY

K.V. Kachkin, D.S. Kruglov, D.L. Makarova, M.A. Khanina

SEE HPE «Novosibirsk State Medical University Rushealth» (c. Novosibirsk)

The article shows the interactive electronic text-book «Medical, decorative and wild Siberian plants Album-herbarium», its characteristic structure and every possible use as technical education method.

Keywords: technical education methods, interactive electronic text-book, album-herbarium

About authors:

Kachkin Konstantin Viacheslavovich - candidate of medical sciences, assistant professor of pharmakognosis and botany department SEE HPE «Novosibirsk State Medical University Rushealth», e-mail: kkachkin@gmail.com

Kruglov Dmitry Semenovich - candidate of technical sciences, senior teacher of pharmakognosis and botany department SEE HPE «Novosibirsk State Medical University Rushealth», office telephone: (383) 225-07-13

Makarova Darja Leonidovna - candidate of pharmaceutical sciences, teacher of pharmakognosis and botany department SEE HPE «Novosibirsk State Medical University Rushealth», office telephone: (383) 225-07-13

Khanina Minisa Abdullaevna - doctor of pharmaceutical sciences, professor, head of pharmakognosis and botany department SEE HPE «Novosibirsk State Medical University Rushealth», office telephone: (383) 225-07-13

List of the Literature:

1. Kodzhaspirova G.M. Technical education means and methodics of their use / G.M. Kodzhaspirova, K.V. Petrov. - M.: Publ. centr. «Academy», 2001. - 352 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.