Научная статья на тему 'Современный образовательный инструментарий в профессиональной подготовке студентов профиля «Компьютерная музыка и аранжировка»'

Современный образовательный инструментарий в профессиональной подготовке студентов профиля «Компьютерная музыка и аранжировка» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
742
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕР / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСКУССТВО / МАСТЕРСТВО / ПРИЕМЫ / СПОСОБЫ / ПРОГРАММЫ / COMPUTER / INFORMATION TECHNOLOGIES / TRAINING / MUSIC EDUCATION / ART / SKILL / TECHNIQUES / METHODS AND PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукашева Светлана Сергеевна

Актуальность и цели. Модернизация системы образования России предполагает изменение содержания процесса обучения будущих профессионалов в области компьютерной музыки. При учете специфики подготовки музыкантов преобразуется и подход в выборе современного образовательного инструментария. Это позволяет подчеркнуть особенности профессионального музыкального образования в России в целом. Цель работы охарактеризовать современный образовательный инструментарий, применяемый в профессиональном обучении студентов профиля «Компьютерная музыка и аранжировка». Материалы и методы. Задачи исследования были достигнуты на основе изучения научно-методической литературы фондов Самарской областной научной библиотеки, библиотеки Самарской государственной академии культуры и искусств. Значительное место в аналитическом обзоре литературы заняли опубликованные материалы о применении информационных и компьютерных технологий в образовании. Методологический потенциал включает аналитический метод, который позволяет определить возможности современного музыкального образования с применением информационных технологий. Результаты. Проанализирован современный образовательный инструментарий, позволяющий повысить эффективность учебно-воспитательного процесса. Определены виды технических средств, применяемые в музыкальном образовании. Рассмотрены особенности профессиональной подготовки студентов-исполни­телей. Выводы. Применение информационных технологий в музыкальном образовании системы высшего образования в России позволяет определить образовательный инструментарий, способствующий эффективной подготовке студентов профиля «Компьютерная музыка и аранжировка», и выявить новые направления в изучении научной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лукашева Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN EDUCATIONAL TOOLS IN TRAINIG OF STUDENTS OF THE specialty «COMPUTER-BASED MUSIC AND ARRANGEMENT»

Background. The modernization of the Russian system of education implies the alteration of the structure of the training process of future professionals in the sphere of computer music. Considering the specificity of the musicians training, the approach to the selection of modern educational aids is also transformed. It makes possible to highlight the features of the professional musical education in Russia in general. The goal of the research is to characterize modern educational aids, used in the vocational training of students, specializing in computer music and arrangement. Materials and methods. The goals of the research were reached due to the study of methodological literature, located in the funds of Samara Regional scientific library and in the library of Samara State Academy of Culture and Arts. The analytic review of the literature was considerably influenced by published materials on the usage of information and computer technologies in the educational process. Methodological potential includes the analytic method, which makes it possible to define the opportunities of the modern musical education, using information technologies. Results. The modern educational aids, which allow increasing the efficiency of the training process, were analyzed. The kinds of technical aids, used in the musical education, were defined. The features of the vocational training of musicians were considered. Conclusions. The usage of information technologies in the musical education of the system of higher education in Russia makes it possible to determine the educational aids, increasing the efficiency of the vocational training of students, specializing in computer music and arrangement, and to disco­ver new spheres in the study of the scientific issue.

Текст научной работы на тему «Современный образовательный инструментарий в профессиональной подготовке студентов профиля «Компьютерная музыка и аранжировка»»

УДК 37

С. С. Лукашева

СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПРОФИЛЯ «КОМПЬЮТЕРНАЯ МУЗЫКА И АРАНЖИРОВКА»

Аннотация. Актуальность и цели. Модернизация системы образования России предполагает изменение содержания процесса обучения будущих профессионалов в области компьютерной музыки. При учете специфики подготовки музыкантов преобразуется и подход в выборе современного образовательного инструментария. Это позволяет подчеркнуть особенности профессионального музыкального образования в России в целом. Цель работы - охарактеризовать современный образовательный инструментарий, применяемый в профессиональном обучении студентов профиля «Компьютерная музыка и аранжировка». Материалы и методы. Задачи исследования были достигнуты на основе изучения научно-методической литературы фондов Самарской областной научной библиотеки, библиотеки Самарской государственной академии культуры и искусств. Значительное место в аналитическом обзоре литературы заняли опубликованные материалы о применении информационных и компьютерных технологий в образовании. Методологический потенциал включает аналитический метод, который позволяет определить возможности современного музыкального образования с применением информационных технологий. Результаты. Проанализирован современный образовательный инструментарий, позволяющий повысить эффективность учебно-воспитательного процесса. Определены виды технических средств, применяемые в музыкальном образовании. Рассмотрены особенности профессиональной подготовки студентов-исполни-телей. Выводы. Применение информационных технологий в музыкальном образовании системы высшего образования в России позволяет определить образовательный инструментарий, способствующий эффективной подготовке студентов профиля «Компьютерная музыка и аранжировка», и выявить новые направления в изучении научной проблемы.

Ключевые слова: компьютер, информационные технологии, профессиональная подготовка, музыкальное образование, искусство, мастерство, приемы, способы, программы.

S. S. Lukasheva

MODERN EDUCATIONAL TOOLS IN TRAINIG OF STUDENTS OF THE SPECIALTY «COMPUTER-BASED MUSIC AND ARRANGEMENT»

Abstract. Background. The modernization of the Russian system of education implies the alteration of the structure of the training process of future professionals in the sphere of computer music. Considering the specificity of the musicians training, the approach to the selection of modern educational aids is also transformed.

It makes possible to highlight the features of the professional musical education in Russia in general. The goal of the research is to characterize modern educational aids, used in the vocational training of students, specializing in computer music and arrangement. Materials and methods. The goals of the research were reached due to the study of methodological literature, located in the funds of Samara Regional scientific library and in the library of Samara State Academy of Culture and Arts.

The analytic review of the literature was considerably influenced by published materials on the usage of information and computer technologies in the educational process. Methodological potential includes the analytic method, which makes it possible to define the opportunities of the modern musical education, using information technologies. Results. The modern educational aids, which allow increasing the efficiency of the training process, were analyzed. The kinds of technical aids, used in the musical education, were defined. The features of the vocational training of musicians were considered. Conclusions. The usage of information technologies in the musical education of the system of higher education in Russia makes it possible to determine the educational aids, increasing the efficiency of the vocational training of students, specializing in computer music and arrangement, and to discover new spheres in the study of the scientific issue.

Key words: computer, information technologies, training, music education, art, skill, techniques, methods and programs.

Начало ХХ1 в. ознаменовалось глобальными изменениями, связанными со способами передачи и представления информации. Компьютерные и коммуникационные технологии все глубже проникают в различные сферы человеческой деятельности. Зачастую от реализуемых технологий зависят качественные показатели любой профессиональной деятельности. Так, в педагогической практике использование информационных и компьютерных технологий позволяет более динамично выстроить процесс обучения. Современный образовательный инструментарий - технические средства, компьютерное программное обеспечение - дает возможность повысить эффективность учебно-воспитательного процесса. В культуре как сфере деятельности, как образовательном пространстве особенно стремительно развиваются компьютерные технологии в области музыкального творчества и широко используются при подготовке студентов профиля «Компьютерная музыка и аранжировка». Система профессионального музыкального образования нуждается в изменении в соответствии с необходимостью, вызванной развитием информационного общества, в связи с чем образовательные учреждения должны предоставить обучающимся условия, отвечающие современным требованиям к организации учебно-воспитательного процесса. Достижения в области звукозаписи, технологии создания музыкальных композиций в сочетании с новыми возможностями средств массовой информации определили не существовавшие ранее области развития и распространения музыки, которые предполагают другие способы понимания музыки и требуют такие знания у музыкантов, получивших традиционное музыкальное образование, какими они не обладают. Новые информационные технологии, ориентированные на современное музыкальное образование, создают необходимые условия для подготовки музыкального деятеля, владеющего, кроме традиционных музыкальных дисциплин, информационными и компьютерными технологиями как новым музыкальным образовательным инструментарием. Преподаватели вузов культуры и искусств, сознавая все трудности и проблемы использования информационных и компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе, постоянно работают над изучением новых концепций развития и совершенствования профессионального музыкального образования.

Использование информационных и компьютерных технологий при подготовке студентов профиля «Компьютерная музыка и аранжировка» но-

сит пока проблемный характер. Данный процесс характеризуется множеством противоречий, основными из которых являются:

- разрыв между концептуальными инновациями общей педагогики, ориентированной на широкое использование современных образовательных технологий, и музыкальной педагогикой, реализующей традиционные принципы организации обучения;

- разрыв между возможностями музыкально-компьютерных технологий и их реальной востребованностью в системе профессионального музыкального образования;

- рассогласование между учебно-методическим обеспечением общеобразовательных и музыкальных школ, музыкальных училищ и вузов культуры и искусств.

Один из путей решения обозначенных противоречий заключен в поиске новых педагогических технологий, которые позволят оптимизировать учебный процесс, сделать его высокохудожественным и высокотехнологичным, соответствующим современным условиям, адекватным характеру труда и основным направлениям человеческой деятельности сегодняшнего дня. Это позволит совершенствовать процесс обучения музыкальным дисциплинам, создавать музыкальные программы, которые реализовали бы возможность гибко и разносторонне использовать богатый педагогический инструментарий традиционного обучения музыке и огромные возможности музыкального компьютера как профессионального инструмента будущего специалиста.

Подробнее остановимся на основных понятиях изучаемой проблемы. Обзор исследований о применении информационных и компьютерных технологий в музыкальном обучении студентов названного профиля в вузах культуры и искусств определил необходимость анализа понятий «технология» и «информационные технологии».

При изучении данного вопроса выявлено, что единого понимания в определении концепта «технология» нет.

Технология - совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. По мнению доктора философских наук, профессора, заслуженного деятеля науки В. М. Шепеля, технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния [1, с. 14].

По Д. Гелбрейту, технология - это систематизированное применение научного (организованного) знания для решения практических задач [2].

Технология - это совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов, при которых происходит качественное изменение обрабатываемых объектов [3, с. 9].

Рассматривая во взаимосвязи все перечисленные определения, можно выделить три основных блока, характеризующих понятие «технология»:

1) образование (педагогическая инновация, предметная область), приоритет которого - знания;

2) научная деятельность, основой которой являются процесс и результаты теоретического и практического исследования (систематизированное применение научных знаний);

3) практическая деятельность, предполагающая процесс рационального применения ресурсов.

Необходимо отметить, что нельзя провести четкие границы между всеми приведенными блоками и их элементами. Ведь научные знания и результаты исследования используются как в образовательном блоке, так и в практической деятельности, а без знаний невозможно заниматься ни наукой, ни какой-либо деятельностью, т.е. каждый компонент представленных обобщений связан с другим технологической основой и является только частью одного целого понимания.

Подчеркнем большие возможности современных информационных технологий, применяемых в музыкальной практике. Цифровые методы обработки информации, используемые в компьютерной технике, позволяют существенно ускорить многие технологические (и творческие) процессы, практически свести к нулю ошибки при передаче, хранении и воспроизведении огромных объемов информации.

Информационные технологии (в образовании) рассматриваются как методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации в учебно-воспитательном процессе [4, с. 216].

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационные технологии - это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации, методы взаимодействия людей с вычислительной техникой и производственным оборудованием, их практические приложения, а также социальные, экономические и культурные аспекты данной проблемы [5, с. 29].

Под информационной технологией также понимается совокупность методов, аппаратных и программных средств сбора, хранения, обработки, передачи и представления информации, позволяющих расширить знания людей, повысить надежность и оперативность управления техническими и социальными процессами, снизить трудоемкость процессов использования информационных ресурсов [5, с. 29].

В теории и практике работы высших школ сегодня реализуются различные педагогические технологии, позволяющие эффективно осуществлять профессиональную подготовку студентов (в том числе и музыкальную).

В настоящее время в педагогике используются такие понятия, как «педагогические технологии», «технологии обучения», «образовательные технологии».

В своих исследованиях В. П. Беспалько, определяет, что педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса [6].

И. П. Волков дает определение педагогической технологии как описание процесса достижения планируемых результатов обучения [7].

М. А. Чошанов считает, что технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы [8].

В. М. Монахов рассматривает педагогическую технологию как продуманную во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя [9].

ЮНЕСКО определяет педагогическую технологию как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и ус-

воения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования [10].

Наиболее приемлемым для процесса подготовки студентов профиля «Компьютерная музыка и аранжировка» в вузах культуры и искусств является определение Б. Т. Лихачева: «Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса» [11, с. 166].

В педагогической практике информационные технологии обучения предполагают использование специальных технических средств (ЭВМ, аудио-, видеосредства) и связаны с компьютерным программным обеспечением [1, с. 114].

Обучение студентов профиля «Компьютерная музыка и аранжировка» в вузах культуры и искусств невозможно без использования современных средств обучения, которые необходимо использовать в процессе реализации компьютерных и информационных технологий. Наряду с традиционными музыкальными инструментами, на которые ориентировано музыкальное обучение студентов, в учебно-воспитательном процессе применяют электромузыкальные инструменты (синтезаторы), работающие с помощью компьютерных технологий.

Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не полностью исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер [1, с. 114].

Компьютерная технология может реализовываться в следующих трех вариантах: 1) как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач); 2) как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей; 3) как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом опираются на применение компьютера) [1, с. 114].

Музыкальное образование использует разные виды технических средств, в том числе: синтезатор, компьютер, электронные учебники, интернет-технологии. Применение современного образовательного инструментария компьютерных технологий оптимизирует традиционное обучение музыке. Новые информационные технологии, ориентированные на современное музыкальное образование, создают условия для подготовки музыкального деятеля, владеющего, кроме традиционных музыкальных дисциплин, музыкальным компьютером как новым музыкальным инструментом. Они позволяют осуществлять педагогический процесс на основе электронных учебников, которые предоставляют информацию, дают возможность осуществлять проверку знаний.

Одним из инструментов информатизации музыкального обучения студентов профиля «Компьютерная музыка и аранжировка» в вузах культуры

и искусств выступает клавишный синтезатор, который в большинстве случаев предназначается для исполнительской деятельности и является дополнением к компьютеру в качестве периферийного устройства [12, с. 130].

К средствам информатизации относятся и электронные образовательные ресурсы, в частности электронный учебник, который является источником информации нового поколения. Он объединил в себе достоинства традиционных учебников и возможности компьютерных технологий. Электронные учебники - это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи.

Электронный учебник, как правило, представляет собой самостоятельное мультимедийное средство обучения, имеющее особую, качественно новую структуру.

Такой учебник обладает рядом отличительных особенностей, которые объясняют целесообразность разработки и использования его как самостоятельного средства обучения.

Одним из основных элементов электронного учебника являются фрагменты лекций лучших преподавателей. При этом изложение учебного материала построено так, что появляется возможность увидеть структуру лекции, а обучаемые могут повторить любой фрагмент лекции. Обязательным элементом электронного учебника является дополнительная видеоинформация или анимированные клипы, сопровождающие разделы курса, трудные для понимания в текстовом изложении. Видеоклипы позволяют изменять масштаб времени и демонстрировать явления в ускоренном или замедленном темпе.

Важной в электронном учебнике является аудиоинформация (звуковые эффекты, мелодические фрагменты).

Каждый раздел курса заканчивается практическими и контрольными заданиями.

Широкое распространение в качестве средства информатизации музыкального образования получил Интернет. Будучи глобальной средой обмена информацией, он все более становится и всеохватной образовательной средой [12, с. 234].

Специфика технологий Интернета заключается в том, что он предоставляет большие возможности выбора источников информации: базовая информация на серверах сети, оперативная информация, пересылаемая по электронной почте; разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных и учебных центров, музеев; информация о компакт-дисках, музыкальных видео- и аудиокассетах, книгах и журналах.

Чаще всего в обучении студентов эстрадных отделений вузов культуры и искусств используется музыкальный компьютер, представляющий собой комплекс аппаратно-инструментальной базы и специального программного музыкального обеспечения.

Рассмотрим некоторые характеристики основных технических средств, связанных с информационными технологиями, которые используются в под-

готовке педагога-музыканта. Вся работа по созданию музыкального произведения - от выбора звукового материала и эскизов будущей композиции до выбора акустических эффектов - осуществляется на компьютере. Неотъемлемой частью любой звукозаписывающей студии является компьютер как мультитембральный инструмент.

Владение современными музыкально-компьютерными технологиями значительно расширяет возможности музыкально-образовательного процесса на разных его этапах и направлениях, что в целом позволяет приобщить к профессиональной музыкальной культуре студентов.

Кроме названных современных технических средств, в обучении студентов музыкальных отделений применяются и различные компьютерные музыкальные программы. С. П. Полозов классифицирует применяемые в обучении музыкально-компьютерные программы по трем уровням: 1) на верхнем находятся обучающие и учебные программы. Отнесение той или иной из них к определенному типу определяется ролью, в которой предстает компьютер, -наставника или инструмента познавательной деятельности; 2) обучающие программы, по его классификации, делятся на презентативные, тренажерные и тестовые, а учебные - на справочные, креативные и исследовательские, что соответствует форме учебной работы; 3) относящиеся к обучающим презен-тативные программы в свою очередь подразделяются на инструктивные, сюжетные, моделирующие и демонстрационные; тренажерные - на линейные, прогрессирующие и игровые; тестовые - на адаптивные, блиц-опрос, контрольные, музыкальный диктант и викторину. А относящиеся к учебным справочные программы - на гипертекстовые и реферативные; креативные -на музыкальный редактор и компьютерный синтезатор; исследовательские -на статистические и моделирующие, что отражает характер среды обучения [12, с. 236].

Современный образовательный инструментарий информационных и компьютерных технологий обеспечивает доступ студентов профиля «Компьютерная музыка и аранжировка» вузов культуры и искусств к качественной информации в области музыкальной подготовки. Он позволяет оптимизировать процесс обучения в рамках традиционных практических занятий не только за счет активизации учебных занятий, но и самостоятельной познавательной деятельности студентов. Кроме того, использование информационных и компьютерных технологий значительно расширяет границы обучения и самообучения, делает учебно-воспитательный процесс более эффективным и результативным.

Список литературы

1. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / Г. К. Селевко. - М. : Народное образование, 1998.

2. Гэлбрейт, Дж. Новое индустриальное общество / Дж. Гэлбрейт. - М. : АСТ, 2004.

3. Коджаспирова, Г. М. Технические средства обучения и методика их использования : учеб. пособие / Г. М. Коджаспирова, К. В. Петров. - 4-е изд. - М. : Академия, 2007.

4. Рапацевич, Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия / Е. С. Ра-пацевич. - Минск : Современное слово, 2005.

5. Киселев, Г. М. Информационные технологии в педагогическом образовании : учеб. / Г. М. Киселев, Р. В. Бочкова. - М. : Дашков и К°, 2012.

6. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М. : Педагогика, 1989.

7. Волков, И. П. Цель одна - дорог много: проектирование процессов обучения / И. П. Волков. - М. : Просвещение, 1990.

8. Чошанов, М. A. Гибкая технология проблемно-модульного обучения : метод. пособие / М. А. Чошанов. - М. : Народное образование, 1996.

9. Монахов, В. М. Теория педагогических технологий: методологический аспект / В. М. Монахов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки». - 2006. - № 1.

10. Михайленко, О. И. Общая педагогика / О. И. Михайленко // Сайт КабардиноБалкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова. - 2008. - URL: http://kpip.kbsu.ru/pd/

11. Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. - 4-е изд. - М. : Юрайт-М, 2001.

12. Красильников, И. М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования / И. М. Красильников. - Дубна : Феникс+, 2007.

References

1. Selevko G. K. Sovremennye obrazovatel’nye tekhnologii: ucheb. posobie [Modern educational technologies: tutorial]. Moscow: Narodnoe obrazovanie, 1998.

2. Gelbreyt Dzh. Novoe industrial’noe obshchestvo [New industrial society]. Moscow: AST, 2004.

3. Kodzhaspirova G. M., Petrov K. V. Tekhnicheskie sredstva obucheniya i metodika ikh ispol’zovaniya: ucheb. posobie. 4-e izd. [Technical means of teaching and methods of usage thereof: tutorials. 4th edition]. Moscow: Akademiya, 2007.

4. Rapatsevich E. S. Pedagogika. Bol’shaya sovremennaya entsiklopediya [Pedagogics. Large contemporary encyclopedia]. Minsk: Sovremennoe slovo, 2005.

5. Kiselev G. M., Bochkova R. V. Informatsionnye tekhnologii v pedagogicheskom obra-zovanii: ucheb. [Information technologies in pedagogical education: textbook]. Moscow: Dashkov i K°, 2012.

6. Bespal'ko V. P. Slagaemye pedagogicheskoy tekhnologii [Components of pedagogical technology]. Moscow: Pedagogika, 1989.

7. Volkov I. P. Tsel’ odna - dorog mnogo: proektirovanie protsessov obucheniya [One goal - many ways: planning of educational processes]. Moscow: Prosveshchenie, 1990.

8. Choshanov M. A. Gibkaya tekhnologiya problemno-modul’nogo obucheniya: metod. posobie [Flexible technology of problem-module education: methodological handbook]. Moscow: Narodnoe obrazovanie, 1996.

9. Monakhov V. M. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo uni-versiteta. Seriya «Pedagogicheskie nauki» [Proceedings of Volgograd State Pedagogical University. Series “Pedagogical sciecnes”]. 2006, no. 1.

10. Mikhaylenko O. I. Obshchaya pedagogika [General pedagogy]. 2008. Available at: http://kpip.kbsu.ru/pd/

11. Likhachev B. T. Pedagogika. Kurs lektsiy: ucheb. posobie dlya studentov ped. ucheb. zavedeniy i slushateley IPK i FPK [Lection course: tutorial for students of pedagogical institutions and advanced study students]. Moscow: Yurayt-M, 2001.

12. Krasil'nikov I. M. Elektronnoe muzykal’noe tvorchestvo v sisteme khudozhestvennogo obrazovaniya [Electronic musical creativity in the system of artistic education]. Dubna: Feniks+, 2007.

Лукашева Светлана Сергеевна аспирант, Самарская государственная академия культуры и искусств (Россия, г. Самара, ул. Фрунзе, 167)

E-mail: sveta_konfffeta@bk.ru

УДК 37 Лукашева, С. С.

Современный образовательный инструментарий в профессиональной подготовке студентов профиля «Компьютерная музыка и аранжировка» / С. С. Лукашева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2013. - № 4 (28). - С. 187-195.

Lukasheva Svetlana Sergeevna Postraduate student, Samara State Academy of Culture and Arts (167 Frunze street, Samara, Russia)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.