2007 - №2
Энциклопедия гуманитарных наук 231
Современный иудаизм
Иудаизм Средневековья закончился в XVIII веке под влиянием идей Просвещения, осуществленных в нем Мендельсоном, а также с развитием хасидизма Баал Шем Това (Мастера Доброго (Святого) Имени — Израэля бен Элиэзера). Ортодоксальный иудаизм сохранялся, прежде всего, благодаря гаону (руководителю) из Вильнюса Элие бен Шлому. Эти три человека со своими приверженцами предопределили основные направления современного иудаизма.
Мендельсон отрицал исключительность Торы как вечной истины. Вечные истины — бытие Бога, его доброта, бессмертие души и др. — всеобщи, и могут быть добыты силой свободного разума. Поэтому иудей должен подчиняться не только Торе, но и тому разумному, что есть в стране проживания (законодательству, обычаю). Просвещение, препятствовавшее в идее «вечных истин»
обоснованию избранности евреев, повлекло идеи культурной ассимиляции и реформ (XIX век, особенно в Германии и Франции): сокращение субботних служб (и вообще принижение ритуального закона сравнительно с моральным), отвержение национализма и сионизма, отвержение устной Торы и представление Талмуда лишь как ритуального закона, представление иудаизма лишь как религии... Сейчас этот реформаторский иудаизм (также под именем либерального) широко распространен в США и Великобритании (в этой стране особенно чрезвычаен: практикует нестрогое соблюдение пищевых законов, перенос празднований Субботы на воскресенье и т. д.).
Напротив ортодоксальный иудаизм утверждает строгую традицию: равноценность Торы во всех подробностях, Тора — с небес (min ha-shamayim). Ортодоксы также отвер-
гали сионизм — дело человеческое, а не Божье (сейчас они признают государство Израиль как «начало спасения» — аЛака ё1-§еи11аЬ). Очень влиятельны в Израиле.
Под влиянием реформаторов обособились неоортодоксы во главе с Самсоном Р. Гиршем (Франкфурт-на-Майне), выдвинувшие идею сочетания Торы и ценностей Запада (светского общества, образования и свобод), осмысленную ввиду немецкой культуры. Консерватизм («исторический иудаизм»), сформулировавший эту же идею всецело внутри иудаизма (в единстве традиции иудаизма и ее развития) вне однокультурных привязанностей, распространился гораздо шире — в Европе и США. Однако с середины XX века неоортодоксия поддержана в США — внутри консерватизма и вне его — особенно богатой частью населения, для которой возврат к еврейской традиции не был социально труден.
Хасидизм как особое направление и философия сформировался во второй половине XVIII века, распространяется на Украине (в Подолии, где жил бен Элиэзер) и в странах Восточной Европы. Хасидизм преобразует идеи каббалы (учения иудаизма, начавшегося от средневековых книг «Бахир» (Свет) и «Зохар» (Блеск), написанных во Франции, последняя, в том числе, предположительно Симеоном Бар-Иохаем, может быть Моисеем Лионским, и эсхатологически
развитого Лурией Ашкенази в XVI веке) к большей этической значимости и понятности. Атрибуты (или сосуды Бога) — сефиро-ты, образовавшие изначального человека, через которого люди общались с Богом, разбились, и Божественные искры этих сосудов разлетелись по всему миру. Исполняя Тору с особым духовным настроем люди должны разжечь эти искры в мире (освободить свет из осколков), восстанавливая связь с Богом — изначального человека, Божественный мир: единство первого и последнего сефиротов — ничто и бытия (ayin и yesh). В мире нет ничего исконно злого — все происходит от Бога и может быть преобразовано. Мир (и человек) необходимо проходит через тьму, чтобы ярче был свет. Достигшие наибольшего совершенства в этом восстановлении — праведники (цаддики) — составляют династии помогающих и другим достигнуть праведности, в которой человек — участник Божественного. Хасидизм — наиболее влиятельное направление современного иудаизма (особенно в Израиле).
Лит.: Contemporary Jewish Religious Thought (Original Essays on Critical Concepts, Movements, and Beliefs). New York; London, 1988; Heshel A. Between God and Man (An Interpretation of Judaism). New York, 1959.
И. В. КИРСБЕРГ