Научная статья на тему 'Современный инструментарий управленческого анализа'

Современный инструментарий управленческого анализа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1440
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АНАЛИЗА / АНАЛИЗ РЕСУРСОВ / АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ / MANAGEMENT / THE ADMINISTRATIVE ANALYSIS / METHODS OF THE ADMINISTRATIVE ANALYSIS / THE ANALYSIS OF RESOURCES / THE ANALYSIS OF RESULTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клишевич Н. Н., Скачко Г. А.

Разработке стратегии предприятия должно предшествовать исследование внешней и внутренней среды, в которой приходится функционировать предприятию. Идентифицируются сильные и слабые стороны предприятия, оценивается их важность и роль в установлении конкурентных преимуществ. Для этого проводится управленческий анализ деятельности предприятия, который представляет собой комплексный анализ внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявляет стратегические проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern toolkit of the administrative analysis1«The Russian correspondence institute textile and light industry»

Research of the external and internal environment in which it is necessary to function to the enterprise should precede working out of strategy of the enterprise. Are identified strong and weaknesses of the enterprise, their importance and a role in an establishment of competitive advantages is estimated. The administrative analysis of activity of the enterprise which represents the complex analysis of internal resources and the enterprise possibilities, directed on an estimation of a current condition of business is for this purpose carried out, its strong and weaknesses, reveals strategic problems.

Текст научной работы на тему «Современный инструментарий управленческого анализа»

Клишевич СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО

Н.Н., Скачко АНАЛИЗА

Г.А.

12.11. СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Клишевич Н.Н., аспирант, ГОУ ВПО «Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности»,

Скачко Г.А., д.э.н., профессор, ГОУ ВПО «Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности»

Контакты автора: lknikandrova@mail.ru

Аннотация. Разработке стратегии предприятия должно предшествовать исследование внешней и внутренней среды, в которой приходится функционировать предприятию. Идентифицируются сильные и слабые стороны предприятия, оценивается их важность и роль в установлении конкурентных преимуществ. Для этого проводится управленческий анализ деятельности предприятия, который представляет собой комплексный анализ внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявляет стратегические проблемы.

Ключевые слова: менеджмент, управленческий анализ, методы управленческого анализа, анализ ресурсов, анализ результатов

MODERN TOOLKIT OF THE ADMINISTRATIVE ANALYSIS

Klishevich N.N. The post-graduate student of chair of economy and accounting «The Russian correspondence institute textile and light industry»,

Skachko G. A, the professor of chair of economy and accounting, «The Russian correspondence institute textile and light industry»

Annotation: Research of the external and internal environment in which it is necessary to function to the enterprise should precede working out of strategy of the enterprise. Are identified strong and weaknesses of the enterprise, their importance and a role in an establishment of competitive advantages is estimated. The administrative analysis of activity of the enterprise which represents the complex analysis of internal resources and the enterprise possibilities, directed on an estimation of a current condition of business is for this purpose carried out, its strong and weaknesses, reveals strategic problems. Keywords: management, the administrative analysis, methods of the administrative analysis, the analysis of resources, the analysis of results

Рыночные условия функционирования обусловливают необходимость развития экономики в первую очередь на микроуровне, то есть на уровне отдельных хозяйствующих субъектов, так как именно они, независимо от формы собственности или организационноправовой формы, составляют основу экономики государства.

Экономику государства упрощенно можно рассматривать как совокупность хозяйствующих субъектов, находящихся в тесной производственной, коопериро-

ванной, коммерческой и другой взаимосвязи между собой, а также между ними и государством.

В условиях рыночной экономики важной составляющей развития становится налаженная система менеджмента, то есть система управления организации. Для того, чтобы организация работала на рынке эффективно, руководителю нужно конкретизировать цели и средства достижения целей. Для этого необходимо грамотно построить интегрированную систему управления организацией, включающую управление производством, человеческими ресурсами, анализ рынка, конкурентов, внедрение новых информационных, технических и технологических разработок.

При разработке стратегии предприятия менеджеры должны исследовать внешнюю среду и ситуацию внутри предприятия. Необходимо идентифицировать те внутренние переменные, которые представляют сильные и слабые стороны предприятия, оценить их важность и установить, какие из этих переменных могут стать основой конкурентных преимуществ. Для этого проводится управленческий анализ деятельности предприятия. Он играет существенную роль в развитии бизнеса, т.к. представляет собой комплексный анализ внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявляет стратегические проблемы.

Необходимость проведения управленческого анализа проявляется в следующих обстоятельствах:

- при разработке стратегии развития предприятия и в целом для реализации эффективного менеджмента, поскольку является важным этапом управленческого цикла;

- для оценки привлекательности предприятия, с точки зрения внешнего инвестора, определения позиции предприятия в национальных и иных рейтингах;

- выявить резервы и возможности предприятия, определить направления адаптации внутренних возможностей предприятия к изменениям условий внешней среды.

В результате проведения управленческого анализа предприятия можно выявить переоценивает или, наоборот, недооценивает предприятие свои возможности и возможности своих конкурентов, каким требованиям рынка оно придает чересчур большое или, наоборот, слишком малое значение.

Анализ (от греческого «анализ» - расчленение) в узком смысле слова представляет собой разделение явления или предмета на составные элементы для изучения их как частей целого. Такое расчленение позволяет исследовать внутреннюю сущность явления или предмета, определить роль и значение каждого элемента, сопровождается комментариями и суждениями аналитика.

Анализ в широком смысле слова - это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей.

Экономический анализ подразделяется на финансовый и управленческий. Финансовый (внешний) анализ поставляет информацию преимущественно таким категориям пользователей, которые не управляют организацией непосредственно. К ним можно отнести, прежде всего, банки, поставщиков, держателей обли-

гаций, инвесторов, налоговые органы, страховые компании, профсоюзы и др. Их интересует, насколько успешна деятельность организации. Определенная ограниченность возможностей финансового анализа объясняется содержанием финансовой отчетности, на данных которой он основан: во-первых, она позволяет анализировать только ретроспективные события, во-вторых, ее «открытость» для внешних пользователей означает лишь возможность получения информации, но не доступность источников достижений в бизнес-деятельности.

Управленческий (внутренний) анализ предназначен компенсировать недостатки финансового анализа, он позволяет принимать обоснованные решения внутренними пользователями (менеджерами организации и специалистам определенных категорий).

Существенные классификационные признаки, которые отличают финансовый и управленческий анализ, приведены в табл.1.

Управленческий анализ - это анализ бизнес-деятельности с целью принятия оптимальных управленческих решений, в ходе которого решаются следующие основные задачи:

- качественная оценка достоверности и полноты используемой информации;

- аналитическая интерпретация информации, имеющейся в финансовой, управленческой, статистической, производственной отчетности для получения достоверных выводов с позиций основных групп пользователей;

- оценка показателей и параметров издержек, доходов и финансовых результатов для обоснования управленческих решений;

- мониторинг развития деятельности для выявления неиспользованных возможностей повышения конку-рентоустойчивости организации.

Таблица 1 - Отличительные признаки видов экономического анатшза

Классифика- ционный признак Финансовый анализ Управленческий анализ

Доя внешних пользователей Доя внутренних пользователей

Цель Оценка финансового состояния и финансовой состоятельности Экономическое обоснование управленческий решений

Объект Организация в целом и по видам деятельности Организация в цепом, структурные подразделения, аспекты видов деятельности

Исполнители Аналитики и менеджеры заинтер есов энных контр агентов и самой организации Аналитики и менеджеры самой организации

Информационная база Бухгалтерская (финансовая) отчетность, нормативносправочная информация. Открыта для пользователей Бухгалтерская, налоговая, статистическая, производственная отчетность, данные первичного учета, нормативно-справочная информация, акты инвентаризации и внутреннего аудита. Преимущественно является коммерческой тайной

Степень систематизации Системно организованный (используются типовые формы бухгалтерской отчетности) Не обязательно систематизированный (используются данные любой, в том числе внутренней управленческой отчетности)

Измерители Пр еимугц ественно стоимостные Стоимостные, натуральные, трудовые

Методы Сравнительный, структурный, динамический, коэффициентный, матричный и ДР- Статистические, экономико-математические, факторный, графический, матричный, сравнительный, структурной динамики, коэффициентный и др.

Вид Внешний ретроспективный Внутренний ретроспективный, оперативный и стратегический (п ер сп ективный)

Надежность Преимущественно субъективен Преимущественно объективен

Область принятия' решения Внешняя бизнес-среда Внутренняя бизнес-сред а

Управленческий анализ проводят все службы предприятия с целью получения информации, необходимой для планирования, контроля и принятия управ-

ленческих решений и т.д. В нем интегрируются три направления внутреннего анализа: ретроспективный, оперативный и перспективный, каждому из которых свойственно решение собственных задач.

Два первых направления (ретроспективный и оперативный анализ) были свойственны внутреннему анализу в условиях плановой экономики. Необходимость проведения перспективного анализа, возникшая с переходом российских организаций на рыночные условия хозяйствования, переводит внутренний анализ в новое качество, доводя его до уровня управленческого анализа. В рамках перспективного анализа следует выделить краткосрочный и стратегический подвиды, имеющие свои цели и методы их достижения.

К особенностям управленческого анализа следует отнести комплексное изучение всех сторон деятельности организации; интеграцию учета, анализа, планирования и принятия решений в организации; использование всех доступных источников информации; ориентацию результатов анализа на принятие руководством организации эффективных управленческих решений; отсутствие внешней регламентации; максимальную закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны. Направлениями управленческого анализа предприятия являются анализ ресурсов [1, 2, 3] и анализ результатов [5, 6].

На каждом из этапов анализа применяют соответствующие методы, совокупность которых можно назвать инструментарием управленческого анализа. Перечислим основные из применяемых в управленческом анализе методов.

Метод сравнения. Данный метод позволяет определить общее и специфическое в экономических явлениях, изучить изменения исследуемых объектов, тенденции и закономерности их развития. Метод сравнения используется в следующих типичных ситуациях:

- оценка выполнения плана - сопоставление плановых и фактических значений показателей;

- определение тенденции развития экономических процессов - сравнение фактических значений показателей со значениями прошлых отчетных периодов;

- управление затратами - сравнение фактических значений показателей с нормативными;

- выявление неиспользованных резервов - сопоставление значений показателей разных предприятий одной отрасли со средними данными (по материалам государственной статистики или рейтинговых агентств);

- выбор наилучшего управленческого решения - сопоставление вариантов управленческих решений;

- расчет количественного влияния факторов на результативный показатель - сравнение результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора.

Метод цепных подстановок - универсальный метод детерминированного факторного анализа, позволяющий выявить влияние изменения факторных показателей на колебания результативного показателя. Применение способа цепных подстановок требует знания взаимосвязи факторов, их соподчи-ненности, умения правильно их классифицировать и систематизировать, поскольку от порядка постановки зависят результаты расчетов.

Метод абсолютных разниц применяется для расчета влияния факторов на прирост результативного показателя в детерминированном анализе. При его использовании величина влияния факторов рассчитывается умножением абсолютного прироста значения иссле-

Клишевич СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО

Н.Н., Скачко АНАЛИЗА

Г.А.

дуемого фактора на базовый уровень факторов, которые находятся справа от него, и на текущий уровень факторов, расположенных слева от него в модели. Хотя его использование ограничено, но благодаря своей простоте он получил широкое применение в экономическом анализе.

Метод относительных разниц применяется для расчета влияния факторов на прирост результативного показателя в детерминированном анализе. При этом используются индексы факторов, последовательно влияющие на результативный показатель.

Интегральный метод применяется для измерения влияния факторов в различных моделях. Использование этого способа позволяет получать более точные результаты расчета влияния факторов по сравнению со способами цепной подстановки, абсолютных и относительных разниц, поскольку дополнительный прирост результативного показателя от взаимодействия факторов присоединяется не к последнему фактору, а делится поровну между ними.

Индексный метод. Индекс - это показатель относительного изменения данного уровня исследуемого явления по сравнению с другим его уровнем, принятым за базу сравнения. В качестве такой базы может быть использован уровень за какой-либо прошлый период времени (динамический индекс) или уровень того же явления по другой территории (территориальный индекс).

Индексы являются незаменимым инструментом исследования в тех случаях, когда необходимо сравнить во времени или пространстве две совокупности, элементы которых непосредственно суммировать нельзя.

Применение индексного метода позволяет получить характеристику общего изменения уровня сложного социально-экономического явления; провести анализ влияния каждого из факторов на изменение индексируемой величины путем элиминирования воздействия прочих факторов; изучить анализ влияния структурных сдвигов на изменение индексируемой величины.

Средние величины используются в комплексном экономическом анализе для обобщения количественной характеристики совокупности однородных явлений по определенному признаку.

При проведении комплексного экономического анализа используют практически все виды средних величин: среднюю арифметическую простую, среднюю арифметическую взвешенную, среднюю геометрическую, среднюю хронологическую, среднюю гармоническую.

Использование средних величин в управленческом анализе имеет свои сильные и слабые стороны. Преимущество заключается в том, что расчет средней величины позволяет получить обобщенную характеристику, а значит, выявить определенные тенденции и закономерности в развитии экономических явлений. Недостаток заключается в том, что средние величины сглаживают отдельные негативные и позитивные тенденции в деятельности внутри исследуемого периода, поэтому, используя при проведении комплексного экономического анализа средние величины, следует раскрыть их содержание, дополняя среднегрупповыми показателями, а при необходимости - индивидуальными.

Относительные показатели показывают соотношение величины изучаемого явления с величиной какого-либо другого явления или с величиной этого явления,

но взятой за другой период или по другому объекту. Их получают в результате деления одной величины на другую, которая принимается за базу сравнения.

Группировка - это метод деления массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам. Аналитические группировки используют для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями. По сложности построения группировки бывают простыми и комбинированными.

Простые группировки позволяют изучить взаимосвязь между явлениями, сгруппированными по одному избранному аналитиком признаку. С помощью комбинированных группировок исследуются сложные связи между явлениями. Для этого совокупность данных делится на группы по одному признаку, а затем внутри каждой группы - по другому признаку.

Балансовый метод служит главным образом для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественными. Он широко используется при анализе обеспеченности предприятия трудовыми, финансовыми ресурсами, сырьем, топливом, материалами, основными средствами производства и т.д., а также при анализе полноты их использования. Как вспомогательное средство балансовый метод используется в анализе для проверки правильности определения влияния различных факторов на прирост величины результативного показателя. В детерминированном анализе алгебраическая сумма величины влияния отдельных факторов должна соответствовать величине общего прироста результативного показателя

Имитационное моделирование. Решение многих задач управленческого анализа возможно лишь при использовании экономико-математического моделирования, построения имитационных моделей и систем, позволяющих прогнозировать финансовые результаты в условиях неопределенности и риска. Развитие информационных технологий позволяет воспользоваться для целей проведения управленческого анализа результатами исследований в области построения имитационных моделей, способных решать слабострукту-рируемые задачи. Имитационное моделирование (метод сценариев, ситуационный метод,

позиционирование) предоставляет возможность экспериментировать с производственно-финансовыми процессами (существующими или предполагаемыми) в тех случаях, когда делать это на реальном объекте либо невозможно, либо нецелесообразно.

Имитационное моделирование в значительной степени опирается на теории вычислительных систем, математику, теорию вероятностей и статистику. В процессе построения имитационной модели вместе с тем могут применяться регрессионный и корреляционный виды анализа. Имеющиеся в этой области научные результаты также необходимо использовать в системе управленческого учета.

Математическое программирование - метод исследования операций, при помощи которого решаются проблемы, связанные с тем, что оптимальная стоимость стандартно является предметом определенных ограничений. Математическое программирование включает в себя линейное, квадратичное и динамическое программирование.

Ситуационный метод - оценка возможных изменений в деятельности фирмы с учетом влияния действующих внешних факторов, т.е. факторов, на которые данная фирма повлиять практически не может. Также ситуационный анализ - стадия процесса планирования маркетинга, на которой происходит понимание внешней среды и рынка, выявление возможностей и угроз, оценка конкурентной позиции фирмы.

Позиционирование - последний этап принятия стратегических решений, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка. За этим этапом следует непосредственная разработка комплекса маркетинга. Также позиционирование - это маркетинговые и рекламные мероприятия по обеспечению компании, товара, услуги определенным местом, нишей на рынке, конкурентоспособностью, расширением клиентуры, возможными потребителями.

Анкетирование - средство получения информации для обследования, применяется в экономических, социологических, социально-психологических, демографических исследованиях. При анкетировании каждому лицу из группы, выбранной для анкетирования, необходимо ответить на вопросы анкеты. Вопросы бывают открытые (дается свободный ответ) и закрытые (ответ состоит в выборе из нескольких предлагаемых в анкете утверждений).

Опрос - способ получения социологической информации о различных потребностях или удовлетворенности опрашиваемых групп. Опросы могут проводиться методом анкетирования или методом интервьюирования.

Также с помощью опроса потребителей определяется, с какими качествами, возможностями ассоциируется у потребителя марка известного товара.

Таким образом, аналитическое исследование, его результаты и их использование в управлении производством должны быть направлены на повышение экономической эффективности принимаемых управленческих решений.

Список литературы:

1 Баканов М.И., Мельник М.В., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - М.: Финансы и статистика, 2005.

2. Банк В.Р., Банк С.В., Тараскина А.В. Финансовый анализ: учеб. пособие: М.: Проспект, 2006.

3. Бороненкова С.А. Управленческий анализ: учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003.

4. Вахрушина М.А. Управленческий анализ: учебное пособие. - 5-е изд., стереотипное. - М.: Изд-во «Омега-Л», 2008.

5. Маркарьян Э.А., Маркарьян С.Э., Герасименко Г.П. Управленческий анализ в отраслях: учебное пособие. - М.: ИКЦ «МарТ», 2004.

6. Соловьева О.В. Управленческий анализ в отраслях: учебное пособие. - М.: Экономистъ, 2006.

References:

1. Bakanov M. I, Melnik M. V, Sheremet A.D. The theory of the economic analysis. - М: Finance and statistics, 2005.

2. Bank V R, Bank S.V., Taraskina A.V. Financial the analysis: studies the grant: М: the Prospectus, 2006.

3. Boronenkova S.A. Administrative the analysis: studies the grant. - М: Finance and statistics, 2003.

4. Vahrushina M. A. Administrative analysis: the manual. - 5 publication, stereotypic. - М: Publishing house “Omega-l”, 2008.

5. Markarjan E.A., Markarjan S.E., Gerasimenko G.P. Administrative analysis in branches: the manual. - М: “March”, 2004.Solov'eva O.V. Administrative analysis in branches: the manual. - М: Economist, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Н.Н. Клишевич, аспиранта кафедры Экономики и бухгалтерского учета ГОУ ВПО «Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности» Современный инструментарий управленческого анализа

Представленная на рецензирование статья написана на актуальную в настоящее время тему, так как повышение эффективности деятельности любого хозяйствующего субъекта в условиях рыночных отношений возможно лишь на базе результатов управленческого анализа, позволяющего в оперативном порядке выявлять причины отставания основных показателей деятельности предприятий от плановых заданий.

В статье рассматриваются применяемые управленческим анализом методы исследования развития основных показателей, характеризующих деятельность организации. Выбор применяемых методов и методик из многообразия существующих зависит от цели и задачи исследования, которые определяются менеджерами предприятия.

Изложение материала отличается логичностью и доступностью для понимания. Работа в полной мере отвечает требованиям ВАК и может быть опубликована в журнале «Бизнес в законе», который включен в рекомендуемый перечень

Московский государственный университет печати, кафедра бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности, профессор, доцент,

к.э.н. Л.К. Никандрова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.