Научная статья на тему 'Современный аспект принципа партнерского взаимодействия с семьей'

Современный аспект принципа партнерского взаимодействия с семьей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
360
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семья / ребенок с особыми образовательными потребностями / инклюзивная группа / партнерские отношения / family / child with special educational needs / inclusive group / partnership.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шерстянных Татьяна Васильевна

Динамичная социальная политика России модернизирует образование в направлении процессов инклюзирования детей с особыми образовательными потребностями в доступный для всех социум. Изменения в слиянии педагогической и детско-родительской направленности имеют положительный прогноз в развитии особого ребенка. Новые тенденции взаимодействия необходимы для того чтобы «ступени» жизни ребенок с ограниченными возможностями здоровья смог пройти без максимальных потерь своего внутреннего потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шерстянных Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ASPECT OF THE PRINCIPLE OF PARTNER INTERACTION WITH THE FAMILY

The dynamic social policy of Russia is modernizing education in the direction of the process of inclusion of children with special educational needs into an accessible society. Changes in the merger of pedagogical and child-parent orientation have a positive outlook in the development of a special child. New tendencies of interaction are necessary in order for the “stage” of life of a child with disabilities to pass without maximum loss of their internal potential.

Текст научной работы на тему «Современный аспект принципа партнерского взаимодействия с семьей»

УДК 376

СОВРЕМЕННЫЙ АСПЕКТ ПРИНЦИПА ПАРТНЕРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ

Шерстянных Татьяна Васильевна.

г. Новосибирск, МКДОУ детский сад № 457, воспитатель, pugacheva_tanya2011@mail.ru.

Аннотация. Динамичная социальная политика России модернизирует образование в направлении процессов инклюзирования детей с особыми образовательными потребностями в доступный для всех социум. Изменения в слиянии педагогической и детско-родительской направленности имеют положительный прогноз в развитии особого ребенка. Новые тенденции взаимодействия необходимы для того чтобы «ступени» жизни ребенок с ограниченными возможностями здоровья смог пройти без максимальных потерь своего внутреннего потенциала.

Ключевые слова: семья, ребенок с особыми образовательными потребностями, инклюзивная группа, партнерские отношения.

MODERN ASPECT OF THE PRINCIPLE OF PARTNER INTERACTION

WITH THE FAMILY

Sherstyannykh Tatyana Vasilyevna.

Novosibirsk, kindergarten № 457, educator, pugacheva_tanya2011@mail.ru.

Abstract. The dynamic social policy of Russia is modernizing education in the direction of the process of inclusion of children with special educational needs into an accessible society. Changes in the merger of pedagogical and child-parent orientation have a positive outlook in the development of a special child. New tendencies of interaction are necessary in order for the "stage" of life of a child with disabilities to pass without maximum loss of their internal potential.

Key words: family, child with special educational needs, inclusive group, partnership.

Семья определяет дальнейшую судьбу «особенного» ребенка и предопределяет весь образ его жизни. Поскольку семья - первичный социальный институт воспитания и от сложившейся в ней благоприятной атмосферы, понимания родителями специфики воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья и организации системы взаимоотношений в семье и дошкольном учреждении зависит успех будущей социокультурной интеграции.

В настоящее время родители, имеющие детей с ограничениями здоровья, все чаще выбирают инклюзивные группы, понимая, что в этом случае, их дети смогут расширить свое общение со здоровыми сверстниками, а они получат возможность сотрудничать с другими родителями и специальными педагогами.

На дошкольные учреждения, как первую ступень образования, возложены большие задачи разработки механизмов эффективного взаимодействия с семьями и педагогами. Для этого, в первую очередь, необходим эмоциональный контакт, доверие, уважение, принятие, поддержка родителей, учет их мнения [1].

В Концепции развития инклюзивного образования одним из основных направлений выступает привлечение родителей детей с особыми образовательными потребностями к участию в учебно-воспитательном, коррекционно-реабилитационном процессе с целью повышения его эффективности. Поэтому в контексте существующего законодательства должностная позиция педагога определяет задачи:

1) предоставлять информацию о содержании и требованиях учебной программы;

2) привлекать родителей к определению особых учебных потребностей детей;

3) подключать родителей к совместному планированию учебной программы для детей с особенностями в развитии и совместной учебно-воспитательной работе;

4) сообщать родителям об изменениях в развитии всех детей, их успехах, поражениях для выработки правильной стратегии учебного процесса;

5) проводить для всех родителей консультативные мероприятия.

Понятные должностные отношения сегодня приняты педагогами, но в

большей мере это партнерские отношения. Принцип партнерского взаимодействия на сегодняшний день самый необходимый элемент в работе с семьей ребенка с особыми образовательными потребностями. Данный принцип позволяет сделать общение конструктивным и продуктивным: доброжелательность, приветливый взгляд, улыбка, обращение по имени и отчеству, соблюдение правил этикета, сразу характеризуют и символизируют внимание и уважение к собеседнику.

Современным родителям с особым ребенком нужно четко понимать свое предназначение не в жертвенности, а в оптимистическом настрое, союзничестве с обществом, образовательной организацией, ее специалистами. В тоже время, ученые отмечают, что позиции законных представителей дошкольников с отклонениями в развитии часто демонстрируют тотальное незнание психических и физических особенностей своего ребенка. Родители нередко неразборчивы в воспитательных моментах. Поэтому планомерно необходимое включение родителей в структуру мероприятий дошкольного учреждения даст возможность стать компетентными в вопросах собственной значимости [2].

Особо необходима консультативная и просветительская помощь родителям, дети которых поступили в инклюзивную группу впервые. Создать условия формирования у них психолого-педагогической культуры, как одного из самых действенных факторов развития, воспитания и социализации их ребенка, является наипервейшей совместной задачей деятельности образовательной организации и семьи. Целью данной деятельности является изменение психологических взглядов и установок родителей на роль семьи в образовательном учреждении

(инклюзивной группе); осуществление коррекция взаимоотношений с особым ребенком; использование педагогических задатков семьи.

Семья, в которой есть «особый ребенок» требует пристального внимания со стороны сотрудников образовательной организации. Получив информацию о такой семье, составляется план сопровождения по оказанию поддержки и помощи, специалистами разрабатываются методические рекомендации, например, по уходу за таким ребенком, на что больше обращать внимание в ранний период.

Т.Д. Яковенко считает, что консультирование может помочь родителям преодолеть неконструктивные установки, стереотипы и страхи, разобраться и понять причины трудностей в развитии и поведении ребенка, спрогнозировать возможные варианты его индивидуального развития и, главное, внутренне принять рекомендации специалиста, как инструмент собственной деятельности по воспитанию и развитию своего ребенка [4].

В инклюзивной группе с ребенком должно взаимодействовать достаточно многочисленное сообщество специалистов: учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, воспитатель, инструктор по лечебной физкультуре, массажист. Это самый лучший вариант для осуществления адаптации и реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Однако, намного чаще, не все нужные специалисты в дошкольном учреждении могут сопровождать развитие такого ребенка. В этом случае главенствующую роль приобретает совместная деятельность воспитателя и педагога-психолога. Только их слаженная непрерывная системная работа с семьей и ребенком, союз «семья - особый ребенок - педагоги», может раскрыть социальную ситуацию успеха. Педагоги являются «проводником» гармоничного взаимодействия коллектива детей и родителей - единомышленников и помощников положительного результата.

Очень много описывала в своих работах доктор психологических наук В.В. Ткачева, ныне действующий преподаватель МГПУ, о психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии. Автор осветила такую скрытую проблему, как психологическое самочувствие родителей, степень удовлетворенности своей жизнью, во многом односторонняя «отдача» себя в воспитании особого ребенка. Описала методы психологического изучения семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья, представила технологию психологического консультирования, выделила особенности ценностных ориентаций и мотивационных установок родителей, предложила модели воспитания в семьях [3].

Педагоги стараются включать в свою деятельность как можно больше разноплановых техник, методик, форм работы с семьями.

Лифлет-холдеры для родителей - одна из актуальных форм наглядной стендовой информации для родителей. Лифлет, в переводе с английского «лист», «листовка», считается не только самой современной, но и наиболее удобной формой размещения просветительской информации для родителей воспитанников, посещающих образовательную организацию. Лифлеты располагаются в местах приема детей, демонстрируя на уровне глаз родителей необходимую литературу, полезные рекомендательные сведения. Такие

современные стенды позволяют создавать тематические экспозиции, размещать программы, путеводители, буклеты, памятки, материалы экспресс-консультаций, а также индивидуальные творческие выставки. Своей популярностью обязаны за простоту использования: возможность взять лифлет домой, в котором кратко, сжато и лаконично представлена информация и ознакомиться с ним в более удобной, комфортной и спокойной обстановке

Также стали широко и активно внедряться нетрадиционные формы и методы проведения родительских собраний. Их оригинальность, особый доброжелательный настрой, откровенность разговоров активизирует «эмоционально выгоревших» родителей. Тематика может говорить сама за себя, например: «Искусство быть собой», «Ребенок и общество». Целью данных встреч является помощь родителям увидеть в своем особом ребенке то главное и неповторимое, что характеризует его как особую уникальную личность, со своими желаниями, мечтами, которые имеют место быть в реальной жизни, если общество научится принимать всех детей такими, какие они есть! Это могут быть презентации, Арт-выставки творческих способностей семейных союзов (родитель - ребенок) такие как: «Новая идея», «Под жарким солнцем» и т.д.

В дошкольном учреждении № 457 г. Новосибирска, воспитателем и педагогом-психологом проводятся тематические недели, участниками которых являются все родители и все дети. Предварительно составляется творческий план. Уникальность заключается в том, что как родители, так и дети являются свободными участниками по интересам. В самом начале недели родители получают добровольное «домашнее задание», при условии, что оно будет обязательно выполнено совместно с ребенком. Например: к теме недели «Животные жарких стран» детьми совместно с родителями изготавливалось любое животное жарких стран из бросового материала (гофрированной коробки, фольги, крышек от бутылок и т.д.). Также, в качестве домашней работы было дано задание и рекомендация прослушать песенки о животных, почитать стихи, сказки, загадки. Параллельно в группе в течение недели проводились артикуляционные и нейрофизиологические гимнастики, с целью преодоления имеющихся нарушений у детей, предупреждения развития патологических состояний, укрепления здоровья. Наиболее доступные и простые по использованию с детьми дошкольного возраста это комплексы кинезиологических упражнений, которые объединяют тело и ум, как считают авторы-разработчики. В конце недели организовывалась Арт-выставка творческих работ по данной теме.

Непрерывные тематические недели активизировали и способствовали проявлениям хорошего потенциала особых детей. Систематическое повторение, эмоциональное удовлетворение от тактильных ощущений, поведенческая направленность в сторону усидчивости, коммуникативное оживление раскрывались в детях с речевыми нарушениями, с эмоционально-волевой нестабильностью. Все участники могли рассказать и показать историю создания своего творения, причем, в данном случае, здесь все будут равны - и ребенок с особыми потребностями, и дошкольник нормы развития. Для всех детей и их родителей создана «ситуация успеха» - главная цель дальнейшего развития и «вживления» ребенка в окружающее пространство социума. В этом случае важно

не сформировать привычное, постоянное ожидание только положительного результата, что может отрицательно сказаться на развитии волевых и личностных качеств, в дальнейшем уклонения от преодоления трудностей, отказ от действий в сложных учебных и жизненных ситуациях.

Таким образом, только по принципу партнерского взаимодействия с семьей, возможно, создать Модель комплексного партнерского взаимодействия дошкольного образования и семейной ячейки, приоткрыть двери в общество всем детям, проявить безграничные возможности развития психологической помощи семейному благополучию и образовательной компетентности родителей.

Библиографический список:

1. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: учебник для студентов учрежд. высш. образования / [В.В. Ткачева, Е.Ф. Архипова, Г.А. Бутко и др.]; под ред. В.В. Ткачевой. - М.: Академия, 2014. - 272 с.

2. Социализация детей с ОВЗ на современном этапе: научно-методический и прикладной аспекты: Сборник научно-методических материалов / Под ред. А.Ю. Белогурова, О.Е. Булановой, Н.В. Поликашевой. - М.: Спутник +, 2014. -335 с.

3. Ткачева В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. - М.: Национальный книжный центр, 2014. -160 с.

4. Яковенко Т.Д. Психологическое консультирование семей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: материалы международной научно-практической конференции (г. Москва, 20-22 июня 2011г.). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Портал психологических изданий PsyJournals.ru - http://psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/44070.shtml (дата обращения: 15.03.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.