Научная статья на тему 'Современные вузовские педагогические технологии на уроке русского языка в средней школе'

Современные вузовские педагогические технологии на уроке русского языка в средней школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2025
361
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбич О. И.

Автор рассматривает систему школьного обучения, традиционно считающуюся вузовской: уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-зачеты и др., которые проводятся преимущественно в старших классах. Это особые формы учебной работы в школе, которые отличаются от традиционных и дают возможность преподавателю в полной мере реализовывать проблемный подход к изложению материала, способствуют развитию интеллектуальных способностей учащихся, формированию навыка работы с литературой, совершенствованию коммуникативно-речевых качеств личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбич О. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные вузовские педагогические технологии на уроке русского языка в средней школе»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2006. Вып. 3. С. 136-146

Современные вузовские педагогические технологии на уроке русского языка в средней школе

О.И. Горбич

Канд. пед. н., доцент кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина

Автор рассматривает систему школьного обучения, традиционно считающуюся вузовской: уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-зачеты и др., которые проводятся преимущественно в старших классах. Это особые формы учебной работы в школе, которые отличаются от традиционных и дают возможность преподавателю в полной мере реализовывать проблемный подход к изложению материала, способствуют развитию интеллектуальных способностей учащихся, формированию навыка работы с литературой, совершенствованию коммуникативно-речевых качеств личности.

Проблема использования педагогических технологий в преподавании русского языка в школе волнует ученых и педагогов-практиков давно. Например, идеи программированного и проблемного обучения широко обсуждались и внедрялись в преподавание русского языка советскими учителями еще в 60-70-е годы XX в. (теория программированного обучения: В.П. Беспалько, Н.Ф. Талызина и др.; проблемное обучение: М.А. Данилов, В.П. Есипов, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, С.Л. Рубинштейн и др.). Эта дидактическая традиция развивается и находит все большее применение в современной школе. Ориентиры преподавания при этом направлены в сторону развития педагогической теории и практики за счет поиска и внедрения новых идей и технологий.

Процесс технологизации образовательной деятельности в преподавании русского языка в школе естественен в условиях возрастающего объема информации, мощного развития техники, изменения социальных условий. Однако технологизированный подход к обучению, и к обучению, в первую очередь, русскому языку как предмету, имеющему в школе особый статус (предмета обучения и средства по-

знания других предметов), оправдан лишь тогда, когда имеет гуманистический, личностно-ориентированный характер.

Какие же основные педагогические технологии нашли свое место и прочно утвердились на уроках русского языка? В первую очередь, это система обучения, традиционно считавшаяся вузовской: уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-зачеты и др.

Уроки-лекции пришли в практику школьного преподавания русского языка сравнительно давно. Вот что об этой технологии писал двадцать лет назад видный ученый-методист Б.Т. Панов: «В Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы говорится о необходимости более широкого использования в школьном преподавании лекционного способа изложения материала»1.

Обозначим некоторые основополагающие моменты, связанные с современным пониманием возможностей школьной лекции на уроке русского языка.

Сегодня «школьная лекция - это систематизированное, чаще всего проблемное изложение материала по теме или разделу»2. Эта образовательная технология, очевидно, не только имеет сходство с вузовской лекцией, но и отличается от нее.

Рассмотрим черты школьной лекции, схожие с вузовской.

1. Лекция на уроке дает возможность учителю преподнести учебный материал не рассредоточенно, а компактно, блоком, тем самым экономя время урока.

2. Лекция помогает проблемно изложить достаточно сложную научно-учебную проблему.

3. Лекция учит школьников рассуждать логически, грамотно, четко, аргументированно.

4. Лекция развивает умение активно воспринимать учебную информацию, выделяя главное и правильно оформляя конспект.

Черты различия школьной лекции и вузовской.

1. Школьная лекция, в отличие от вузовской, часто перемежается беседой с классом.

2. Во время лекции ученикам могут быть предложены для выполнения в классе задания практического характера.

3. Лекция может сопровождаться заранее подготовленными сообщениями учащихся.

1 Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка: Пособие для учителя. М., 1986. С. 190.

2 Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.; Воронеж, 1988. С. 186.

4. Продолжительность школьной лекции не должна превышать 30 мин. от урока.

Естественно, что лекционную технологию обучения имеет смысл применять, начиная с 8-9 класса, когда у учащихся в достаточной степени сформированы умения внимательно слушать объяснение учителя, выделять в нем главное, правильно оформлять собственные конспекты и т.д. Для лекций могут быть предложены такие темы:

8-й класс - «Второстепенные члены предложения»; 9-й класс -«Сложносочиненные предложения»; 10-й класс - «Текст и его строение»; 11-й класс - «Стили речи» и т.п.

Классическая школьная лекция имеет четкую структуру, например, такую.

1. Актуализация темы, определение задания.

2. Слушание лекции учителя (20-30 минут).

3. Активная работа учащихся в соответствии с индивидуальными или фронтальными заданиями учителя.

4. Обсуждение выполнения заданий.

5. Подведение итогов.

6. Рекомендация дополнительной литературы3.

Однако практика использования современных педагогических технологий в школе в последние годы предлагает не только традиционную лекцию, но и другие ее формы: лекцию-дискуссию, лекцию-консультацию, лекцию-беседу, лекцию с обратной связью.

Лекция-дискуссия нужна учителю, когда он ставит целью урока не только развитие критического мышления школьников, но совершенствование коммуникативных умений учащихся во время свободного обмена мнениями и развитие их креативности. Например, в 9-м классе он может организовать ее по темам, которые повторяются и глубоко осмысливаются в конце учебного года: «Роль языка в жизни общества» или «Место русского языка среди языков мира». На сегодняшний день у учеников накоплены объемные, достаточно противоречивые, часто почерпнутые из средств массовой информации сведения по этим проблемам. Учитель, понимая явную дискуссионность проблем, может прочесть лекцию-дискуссию.

При чтении такой лекции он делает дискуссионные паузы между изложением крупных блоков учебного материала для того, чтобы школьники свободно высказывались по заинтересовавшим их проблемам. Если класс не в состоянии начать дискуссию самостоятельно, учитель подбирает вопросы. Вопросы соответствуют интеллектуальному уровню аудитории.

3 Левитес Д.Г. Указ. соч. С. 187.

Дискуссия может проводиться и по итогам всей лекции.

Если учащимся было дано опережающее задание на изучение проблемы, связанной с темой предстоящей лекции, можно организовать дискуссию в начале урока, потом дать возможность детям, слушая лекцию, уточнить некоторые свои позиции и завершить урок опять же дискуссией. Такая форма работы может осуществляться в сильном классе и требует от учителя дополнительной подготовки, так как во время первой дискуссии он должен выявить объем знаний учеников и при чтении лекции, не повторяясь, акцентировать внимание на главном, дать значительно большее количество материала, чем нашли ученики, и постараться привести их к правильному ответу, устраняя неточности и ошибки в их рассуждениях.

В конце лекции-дискуссии обязательно звучат выводы.

Лекция-консультация организуется, если учитель ставит целями занятия усвоение теоретического материала для его дальнейшего практического применения и формирование коммуникативного умения правильно формулировать и задавать вопросы. В таком случае 50% учебного времени учитель отводит на собственно лекцию, а в оставшееся время отвечает на вопросы. При этом содержание лекции ориентировано на дальнейшее практическое применение знаний учениками. Например, после чтения учителем в 11-м классе лекции на тему «Официально-деловой стиль речи» вопросы могут быть такие: «Все ли бумаги, написанные официально-деловым стилем, имеют долженствующе-предписывающий характер?» или: «Может ли в официальных документах присутствовать описание?» и т.п.

Однако такая форма организации лекции-консультации не единственная. Например, исследователь А.К. Колеченко предлагает совместить ее с дискуссией. За несколько дней до занятия учитель знакомит слушателей с темой и собирает вопросы в письменном виде. Первая часть занятия проводится в виде изложения основных положений темы и ответов на вопросы слушателей. Развивая и дополняя их, учитель излагает материал. Вторая часть занятия проходит в форме свободного обмена мнениями по данной проблеме и ответов на дополнительные вопросы слушателей. В заключение лектор подводит итоги дискуссии4.

Лекция-беседа наиболее часто используется в школьной аудитории. Основное ее назначение состоит в привлечении внимания учащихся к самым значимым вопросам лекции путем непосредственного контакта. Учитель побуждает школьников искать ответы на по-

4 Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб., 2005. С. 267-268.

ставленные им вопросы, размышлять вместе с ним, осваивая новую для них ценность участия в научной беседе. Коммуникативная направленность лекции-беседы придает обучению личностно-значимый смысл.

Для организации лекции-беседы подходит практически любой программный материал по русскому языку в старших классах («Сложные предложения» - 9-й класс; «Морфология и орфография»- 10-й класс; «Жанры публицистического стиля» - 11-й класс и

др.).

Педагог может активизировать участие аудитории в беседе, подбирая достаточно сложные, проблемные вопросы или вопросы, содержащие парадоксальное знание. Например, при чтении в 9-м классе лекции на тему «Русский язык как развивающееся явление» ученикам могут быть предложены такие вопросы: «Почему Н.В. Гоголь охарактеризовал язык словами «живой, как жизнь»? Можно ли применить это высказывание к так называемым «мертвым языкам»?»

Лектор может считать свою задачу организации лекции-беседы выполненной, если он слышит активные высказывания учеников по теме лекции, так как в данном случае его слова не повисают в воздухе, аудитория мыслит, рассуждает, делает выводы.

Лекция с обратной связью дисциплинирует учащихся, активизирует их внимание, часто делает процесс запоминания более эффективным.

Учащиеся знают, что в начале и в конце каждого крупного информационного блока они получат контрольные вопросы с вариантами ответов. Первые нужны учителю для того, чтобы проверить степень осведомленности аудитории по проблеме и не давать лишнюю информацию в лекционном сообщении. Если ответы слабые, лектор подробно излагает материал и в конце повторяет вопросы.

Лекцию с обратной связью удобно проводить в компьютерном классе, так как использование компьютера значительно сокращает время на получение и обработку информации учителем.

Однако описанные нами виды лекций не исчерпывают классификационный ряд этого вида вузовской технологии в школе. Существует мнение, что в проблемно-развивающем обучении есть своя собственная типология школьных лекций (С.В. Кульневич, Т.П. Лакоце-нина5). Познакомимся с ней.

5 Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов-на-Дону, 2001. С. 20.

Проблемная лекция. В ней моделируются противоречия реальной жизни через их представленность в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции - приобретение знаний учащимися как бы самостоятельно.

Лекция-визуализация. Основное содержание лекции представлено в образной форме (в рисунках, графиках, схемах и т.д.). Визуализация рассматривается здесь как способ передачи информации с помощью разных знаковых систем.

Лекция вдвоем. Представляет собой работу двух учителей (учителя и ученика), читающих лекцию по одной теме и взаимодействующих на проблемно-организационном материале как между собой, так и с учащимися. Проблематизация происходит как за счет формы, так и за счет содержания.

Лекция пресс-конференция. Содержание оформляется по запросу (по вопросам) учащихся с привлечением нескольких учителей.

Лекция-консультация близка по типу к лекции пресс-конференции. Различие: приглашенный (специалист, профессионал) слабо владеет методами педагогической деятельности. Консультирование через лекцию позволяет активизировать внимание учащихся и использовать его профессионализм.

Лекция-провокация (или лекция с запланированными ошибками). Формирует умения учащихся оперативно анализировать, ориентироваться в информации и оценивать ее. Может использоваться в качестве метода «живой ситуации».

Лекция-диалог. Содержание подается через серию вопросов, на которые ученик должен отвечать непосредственно в ходе лекции. К этому типу примыкает лекция с применением техники обратной связи, а также программированная лекция-консультация.

Лекция с применением игровы/х методов (методы «мозговой атаки», методы конкретных ситуаций и т.д.). Школьники сами формулируют проблему и сами пытаются ее решить.

Как мы видим, многие положения такой типологии перекликаются с классическим, уже сложившимся в дидактике пониманием особенностей школьной лекции как современной технологии обучения (лекция пресс-конференция похожа на лекцию-консультацию, а лекция-диалог - на лекцию-беседу). Однако педагогический поиск современных ученых и учителей-практиков дает возможность развития и усовершенствования ставшей традиционной технологии обучения, тем самым продляя и делая более интересной и плодотворной практику ее применения в школе.

Используя вузовскую лекционную технологию обучения в стар-

шей школе, наиболее успешно работают учителя, совмещающие чтение лекций с проведением семинарских занятий. Эту систему обучения называют лекционно-семинарской.

Урок-семинар - это форма самостоятельной работы, которая способствует воспитанию коллективизма в овладении знаниями, глубокому изучению материала, развитию интеллектуальных способностей учащихся, формированию навыка работы с литературой, совершенствованию коммуникативно-речевых качеств личности.

Школьный семинар так же, как и лекция, имея определенное сходство с вузовским, все-таки сильно отличается от него.

Отметим сходные черты. Школьный семинар:

— развивает самостоятельность;

— помогает творчески переосмысливать прочитанную литературу;

— формирует навыки диалогической и монологической речи;

— использует опережающий характер домашних заданий.

Отличаются школьные семинары от вузовских

— во-первых, помощью учителя или учеников-консультантов при подготовке материалов к уроку (индивидуальные и групповые консультации; собеседования; предварительный просмотр материалов, подготовленных к уроку школьниками, учителем или его помощниками);

— во-вторых, более длительным временем подготовки к семинару (как правило, тема будущего семинара объявляется в начале изучения темы);

— в-третьих, изменением форм работы на самом семинаре (работа в парах, групповая работа, коллективная подготовка ответов, использование игровых форм работы и т.д.).

Школьное семинарское занятие обычно состоит из вступительного слова учителя; сообщений учащихся; обсуждения сообщений; подведения итогов семинара.

Существуют ли в современной школьной практике применения вузовских технологий обучения иные варианты организации семинарских занятий? Несомненно. Обратимся вновь к опыту исследователей С.В. Кульневича и Т.П. Лакоцениной. Они предлагают все школьные семинары разделить на следующие типы.

Семинар — развернутое собеседование. Все учащиеся готовятся по всем вопросам плана, максимально вовлекаются в обсуждение темы. Этому помогают заранее подготовленные развернутые выступления по каждому вопросу.

Семинар - обсуждение докладов и рефератов. Каждому выступаю-

щему назначается оппонент из числа одноклассников. Остальные школьники знакомятся с основной литературой, чтобы быть готовыми к дискуссии по докладу, план которого и основные проблемы известны заранее.

Семинар-диспут, основанный на дискуссии (хотя элементы ее есть на любом семинаре). Каждый учащийся должен определить свое отношение к предмету диспута. Учителю не стоит излишне вмешиваться в ход семинара, но следует направлять его путем постановки специальных провокационных вопросов. Знания, усвоенные в ходе дискуссии, более прочны.

Семинар с преобладанием самостоятельной работы учащихся. Он начинается со вступительного слова учителя, который знакомит класс с темой, учебными задачами, стереотипами их решения и дополнительными сведениями. Далее отдельным учащимся или группам предлагается на выбор несколько различных по уровню сложности заданий. Работа длится около двадцати минут, в ходе ее школьники могут обращаться за помощью к учителю. Завершается семинар коллективным обсуждением результатов деятельности групп и выполнением упражнений, закрепляющих полученные знания и умения6.

Необычный подход к организации урока-семинара находим в книге В.В. Шогана «Технологии личностно ориентированного урока»7. Автор называет его «урок — театрализованный семинар».

На таком уроке учитель перевоплощается в другое лицо, например, в ведущего театрального форума, а учащиеся становятся артистами - участниками форума из трех городов. Каждая группа предлагает свой театрализованный номер, от каждой группы приглашаются по два человека в жюри, для которого выделяется специальное судейское место. Участники-зрители в конце занятия определяют приз зрительских симпатий для выступающих. Кроме того, в конце урока подводятся итоги, делаются заключительные выводы. На это отводится 10 минут.

Очевидно, что и такая форма проведения семинара может иметь место в школьной практике. Однако отметим, что в подготовке урока - театрализованного семинара присутствует элемент репетицион-ности, что нежелательно при постановке целей развития самостоятельности и индивидуальных способностей при осмыслении теоретического материала.

6 Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Указ. соч. С. 84.

7 Шоган В.В. Технологии личностно ориентированного урока: Учебно-методическое пособие для учителей, методистов, классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ростов-на-Дону, 2003. С. 85-92.

Говоря об уроках-семинарах по русскому языку, заметим, что на них должны рассматриваться как репродуктивные, так и проблемные вопросы. Например, при подготовке в 11-м классе семинара по теме «Употребление знаков препинания» следует подготовить вопросы типа: «Какой из знаков препинания ставится сначала при их сочетании- вопросительный или восклицательный?»; «Употребление кавычек и других знаков препинания» и др.; ученики ответят на них при помощи соответствующего параграфа учебника. При этом очевидно, что должны быть и другие вопросы, нацеливающие на самостоятельный поиск ответа, на работу с дополнительной литературой: «Есть ли такие знаки препинания, которые могут играть в предложении синонимичную роль?»; «Найти в тексте (определенного литературного произведения) предложения с тире, объяснить, почему автор использовал именно этот знак препинания» и т.д.

В связи с актуальностью, в современной школе практической направленности обучения широкое распространение получили уроки-практикумы, или практические уроки. Приобретенные знания, безусловно, должны находить реальное применение во всех деятельных сферах жизни учеников. Это относится, в первую очередь, к знанию русского языка, и одной из основных задач школы является обучение детей умению использовать приобретенные знания, чтобы их вхождение в жизнь не было проблемным и сложным.

Урок-практикум, как правило, проводится в конце изучения темы с целью систематизации и обобщения знаний. При подготовке к такому уроку школьники дома читают пройденный теоретический материал, готовятся к выполнению практических заданий. Учитель подбирает разнообразный дидактический материал, от качества которого во многом зависит результативность урока-практикума.

На практических уроках используется разного рода вспомогательная литература: словари, справочники, таблицы, учебные пособия.

Для проведения урока-практикума подходит практически любая программная тема по русскому языку: «Простое предложение» -

8-й класс; «Сложные предложения с различными видами связи» -

9-й класс; «Принципы русской орфографии» - 10-й класс; «Сложное предложение» - 11-й класс и многие другие.

Работа на таких уроках может быть организована по-разному: самостоятельная, парная, в группах, коллективная. В помощь учителю для оперативной проверки заданий привлекаются ученики-консультанты, назначенные из числа школьников, справившихся до зачета со всеми разделами программы на «отлично».

Схема урока-практикума может быть такой.

1. Повторение теоретических сведений по проблеме.

2. Повторение алгоритмов выполнения разного рода практических заданий (графический разбор, составление схем, морфемный разбор, редактирование текста и т.д.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Собственно практикум с использованием словарей, справочников, учебных пособий. Работа ведется по карточкам.

4. Контролирующее задание для всего класса. Выполняется с самоконтролем по словарю или справочнику.

5. Задание на дом.

При такой организации практикума могут быть реализованы все цели урока: познавательная, развивающая и, в первую очередь, практическая.

Еще одной формой занятий, которая пришла из вуза в школу, является урок-зачет. Этот урок заранее включается учителем в календарно-тематическое планирование и проводится тогда, когда нужно повторить и обобщить изученный материал не только по большой теме программы, но и за четверть или за весь учебный год, а также при осуществлении контроля за знаниями учащихся.

Конечно, школьный урок-зачет мало похож на зачет вузовский. Сходной является лишь функция итогового контроля. В остальном же - в подготовке и проведении - урок-зачет очень специфичен, а работа на нем организуется по особой схеме.

Уже в начале учебного года учитель определяет, по каким темам программы он будет проводить урок-зачет. Например, в 10-м классе это будут две-три наиболее сложные темы: «Повторение пройденного за курс девятилетней школы», «Текст и его строение», «Основные виды переработки текста». Теоретики и практики преподавания русского языка в школе не рекомендуют проводить урок-зачет чаще, чем два-три раза в год. Объясняется это тем, что такие уроки требуют большой подготовки как от учителя, так и от учащихся, а также немалых временных и эмоциональных затрат.

О предстоящем уроке-зачете ученики оповещаются заранее, например, перед изучением темы или в начале четверти, если зачет предполагается провести по материалу, изученному в течение всей четверти. В целях оптимизации подготовки к уроку-зачету класс делится на группы, назначаются старшие групп. В кабинете русского языка учителем оформляется стенд «Готовимся к зачету», материал на котором обновляется в течение всего периода подготовки к зачету. На стенде - вопросы, образцы выполнения упражнений и задач и сами (дифференцированные) упражнения и задачи, схемы разбора, списки

дополнительной литературы, перечень умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся к концу изучения темы.

На протяжении всей подготовки к зачету ученики в любой момент могут обратиться за помощью или консультацией к учителю или к ученикам-консультантам.

На всех этапах подготовки к зачету используется контроль и самоконтроль. Контроль осуществляет как сам учитель, так и его помощники - ученики-консультанты. Проводится урок-зачет, как правило, по следующей схеме.

1. Проверка знаний (устных и письменных) учителем и ученика-ми-консультантами.

2. Выставление оценок за каждое выполненное задание в «Лист оценки знаний», который перед уроком вывешивается на стенд.

3. Выставление ученикам по результатам выполнения всех заданий итоговой оценки, которая соответствует реальному уровню знаний, умений и навыков каждого ученика.

4. Подведение итогов урока.

Итак, рассмотрев основные из используемых в современной школе при преподавании русского языка вузовских педагогических технологий: уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-зачеты, - мы можем сделать вывод о несомненной их ценности в плане обеспечения мыслительной активности каждого ученика, развития самостоятельности школьника, повышения для него авторитета знаний.

Up-to-date pedagogical technologies common in Higher education institutions that can be used

AT LESSONS OF RUSSIAN IN SECONDARY SCHOOLS

O.Gorbitsh

The author analyzes some aspects of teaching methods used in secondary schools in terms of their similarity to those practiced in higher education institutions, namely lectures, seminars, practical classes, term papers, etc. Generally, such classes are conducted in high-school forms. They differ from traditional school lessons and allow a teacher to offer a problematic approach to the subjects taught. Such methods of teaching also enable students to develop their intellectual abilities, they help them to find better ways of working with reading material and improve their communicative and speaking skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.