Научная статья на тему 'Современные условия развития сельских территорий России'

Современные условия развития сельских территорий России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4082
373
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сельские террито- рии / сельское население / условия жизни / государственные программы / стратегия развития / rural territories / country people / living conditions / public programmes / development strategy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скульская Людмила Владимировна, Широкова Тамара Константиновна

Дается комплексный анализ совре-менных условий развития сельскихтерриторий России. Проведен ана-лиз динамики и структуры сельско-го населения. Показаны различия впоказателях сельского и городскогонаселения по ключевым моментам,характеризующим воспроизводст-венные процессы. Отмечается низ-кая результативность государст-венных программ, реализуемых дляразвития сельских территорий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Development Conditions of Rural Areas in Russia

The article gives a comprehensive analysis of the current conditions in the development of rural areas. The dynamic analysis of the structure of rural population was fulfilled. The article shows the differences between rural and urban population in the main points characterizing the production processes. Low effectiveness of public programmes implemented for the development of rural areas is marked

Текст научной работы на тему «Современные условия развития сельских территорий России»

AS- Скульская, ffl.K. "Широкова

СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ

Формирование модели устойчивого и эффективного развития сельского хозяйства и сельских территорий является основной целью государственной аграрной политики, что закреплено в ФЗ от 29 декабря 2006 года «О развитии сельского хозяйства». Проблема развития сельских территорий озвучена и в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 год (Постановление Правительства РФ от 14 июля 2007 г. № 446), которая включала в себя раздел «Устойчивое развитие сельских территорий».

Проблемы устойчивого развития сельских территорий. Внимание к этой проблеме связано с уменьшением численности населения, проживающего в сельской местности; снижением показателей уровня и качества жизни на селе, со слабо сокращающимся разрывом этих показателей в городе и на селе. Так, за последние 14 лет численность сельского населения сократилась на 2,35 млн. чел. и составила в 2014 г. 26% в общей численности населения страны. Сельская местность занимает две трети территории страны, плотность населения здесь низкая - 2,3 чел. на 1 кв. км, что ниже, чем по стране в целом (8,4 чел. на 1 кв. км). Для сельской поселенческой структуры характерно обезлюдевание и запустение сельских территорий. Поселения, где живет до 10 чел., сейчас составляют около 24%. Все это увеличивает интерес сопредельных государств к освоению незаселенных территорий России.

Анализируя уровень и качество жизни на селе отметим, что отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников сельского хозяйства к средней по экономики составляло в 2014 г. всего 52%. Это один из самых низких показателей по видам экономической деятельности. По данным на начало 2014 г. средние располагаемые ресурсы составили в сельских домохозяйствах 14,2 тыс. руб., в городе 22 тыс. руб. За

240

период с 2000 г. уровень среднедушевых ресурсов сельского населения ни разу не перешел планку две трети от уровня городских домохозяйств. Особого внимания заслуживает проблема бедности на селе. В 2013 г. численность россиян с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составила 15,7 млн. чел., а удельный вес малоимущих в общей численности населения - 11%. На сельских территориях в 2013 г. удельный вес всех малоимущих в возрасте 15 и более лет составил 40,5%. Имеется существенная региональная дифференциация доходов сельского населения.

Сокращение сети сельских медицинских учреждений привело к тому, что для большинства сельских жителей стала недоступна даже элементарная медицинская помощь. В последние десять лет сократилась сеть участковых больниц на 32%. Острой проблемой остается дефицит медицинских кадров на селе.

Особенностью российского образования является то, что более половины российских школ сельские, половина из которых малокомплектные. Число школ с 2008 г. сократилось более чем на 12 тыс. в результате их «оптимизации». Сеть дошкольных учреждений по сравнению с 1990 г. уменьшилась на 40%. Обеспечение детей детскими дошкольными учреждениями различно по регионам.

Сеть сельских учреждений культуры также сокращается, на 1 января 2014 г. число учреждений культуры в сельской местности уменьшилось по сравнению с 2008 г. на 9,5 тыс. и составило в 72 тыс. учреждений. Две трети сельских населенных пунктов не имеют учреждений культуры, хотя периферийные клубы являются единственными очагами общественной и культурной жизни на селе. Треть зданий сельских учреждений культуры находится в неудовлетворительном состоянии. Число библиотек сокращается.

Уровень благоустройства жилого фонда достаточно низок. Наиболее насущной проблемой остается сельское бездорожье.

Особенности государственного регулирования. В Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции на 2013-2020 гг. (Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717) устойчивое развитие сельских территорий считается приоритетом первого уровня. Одним из целевых инструментов выступает ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Её основные цели: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности, стимули-

241

рование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности, содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни. Комплексность планирования развития сельских территорий; преимущественное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры сельских населенных пунктов, в которых осуществляется развитие АПК, в том числе реализуются или имеются планы по реализации инвестиционных проектов; предоставление субсидий из федерального бюджета на основе отбора региональных целевых программ устойчивого развития сельских территорий; поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, на основе грантов; популяризация и поощрения достижений в сфере развития сельских территорий - таковы новые подходы и направления развития программных мероприятий ФЦП.

Обеспечение продовольственной безопасности и повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции непосредственно связаны с улучшением жизни в сельской местности.

Согласно концепции под сельскими территориями (сельская местность, село) понимаются территории сельских поселений и соответствующие межселенные территории. В свою очередь межселенные территории - территории, находящиеся вне границ поселений. В ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определены только территории сельских поселений: «Один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется или непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления». «Сельские населенные пункты» - поселки, села, станицы, деревни, хутора и т.д., отнесенные независимо от количества проживающих в них людей к сельским населенным пунктам административно-территориальным делением, установленным в субъектах РФ. Сельские территории - это территории населенных пунктов за границей городов. Это сложная экономическая, социальная и экологическая подсистема, в которую входит и функ-

242

ция социального контроля над территорией - содействие сельского населения государственным органам в обеспечении общественного порядка и безопасности в малолюдных поселениях и слабообжитых территориях. Сельское население - это жители, постоянно проживающие во всей совокупности сельских населенных пунктов. Решение проблем сельских территорий непосредственно связано с повышением уровня и качества жизни сельского населения.

В 2015 г. Правительством РФ утверждена «Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» (Распоряжение Правительства от 2 февраля 2015 г. №151-р). Основные цели стратегии следующие: это создание благоприятных социально-экономических условий для выполнения сельскими территориями их общественно значимых функции и для решения задач территориального развития; стабилизация численности сельского населения и создание условий для этого за счет снижения смертности, увеличения ожидаемой продолжительности жизни, уменьшение миграционного оттока населения; обеспечение занятости, повышение уровня и качества жизни сельского населения с учетом требований и стандартов; повышение эффективности сельского хозяйства и вклада территорий в социально-экономическое развитие страны. Предусмотрены два этапа ее реализации: переходный этап (2015-2020 гг.) и основной этап (2015-2030 гг.). Основные механизмы реализации стратегии - государственные программы РФ и государственные программы субъектов Федерации. Отметим также, что развитие сельских территорий входит в состав «зеленой корзины» ВТО, ее финансирование может осуществляться в неограниченном объеме, так как оно направлено на создание благоприятных условий для ведения сельского хозяйства, а не на его развитие. К ним таким условиям относятся развитие инфраструктуры, проведение научных исследований, подготовка кадров, благоустройство районов, программы региональной помощи и некоторые другие. «Планом спасения» предусмотрено введение категории территорий неблагоприятных для ведения сельского хозяйства, тогда они не попадают под штрафные санкции ВТО. В настоящее время утверждены правила отнесения территорий к группе неблагоприятных для производства сельскохозяйственной продукции (утв. Постановлением Правительства РФ от 27 января 2015 г. № 51). Исходя из данного документа, может осуществляться господдержка сельского хозяйства и устой-

243

чивого развития сельских территорий. При определении территорий как неблагоприятных для ведения сельского хозяйства учитываются следующие признаки: состояние почв, природные и климатические условия, социально-экономические факторы.

По данным выборочного обследования населения по видам экономической деятельности в 2014 г. [1] только 22,6% занятого сельского населения занято именно в сельском и лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве, тогда как в 2000 г. эта доля составляла 49,3%. Сокращение в 2,2 раза за четырнадцать лет. Другая часть сельского населения занята в других видах деятельности: в 2014 г. в промышленном производстве - 14,1% (в 2000 г. - 9,5%); в строительстве - 7,7% (в 2000 г. - всего 2,4%, увеличение более чем в 3 раза); в оптовой и розничной торговле, ремонте, а также гостиницах и ресторанах - 14,4% (вместо 6,9% в 2000 г.); на транспорте и связи - 7,7% (4,7% в 2000 г.) и в других видах экономической деятельности занято 33,4% (как в 2000 г. - 27,2%). Принадлежность к сельскому населению определяется по месту проживания человека, но не по месту его занятости. Человек может проживать в сельской местности, но не заниматься сельским хозяйством.

Сельскохозяйственные организации по организационно-правовым формам. Развитие сельского хозяйства возможно, если будут созданы нормальные социальные условия жизни на селе, но в то же время развитие сельского хозяйства может обеспечить развитие социальной сферы села. Россия имеет многоукладное сельское хозяйство, где, согласно статистическим данным, более 41% продукции производится в личных подсобных хозяйствах, более 10% произведенной продукции приходится на крестьянские (фермерские) хозяйства (К(Ф)Х). Сельхозпредприятия производят более 48% продукции, из них же меньше трети рентабельны. Лишь треть фермерских хозяйств используют современные технологии. К(Ф)Х чаще берут в аренду технику у более крупных предприятий. Эффективность личных подсобных хозяйств мала, так как они чаще всего используют примитивные технологии [2]. Если посмотреть структуру сельскохозяйственных организаций по организационно-правовым формам, то основную часть (52,3%) составляли в 2013 г. общества (товарищества) с ограниченной ответственностью (табл. 1).

244

Таблица 1

Структура сельскохозяйственных организаций по организационно-правовым формам, % на начало года

2000 г. 2010 г. 2013 г.

Открытые акционерные общества 3,8 6,6 6,0

Закрытые акционерные общества 14,3 7,7 7,1

Общества (товарищества) с ограниченной ответственностью 13,7 45,0 52,3

Товарищества на вере (коммандитные) 0,9 - -

Ассоциации крестьянских хозяйств 2,5 - -

Сельскохозяйственные кооперативы 33,0 30,0 25,4

Колхозы 13,0 - -

Коллективные предприятия 5,5 1,9 1.4

Совхозы 3,7 - -

Государственные организации 5,3 3,3 2,7

Прочие организации 4,2 5,6 5,3

Справочно: общее число организаций, тыс. 28,5 22,0 21,3

Источник: [3].

В 2013 г. доля сельскохозяйственных кооперативов во всех организациях составляла 25,4%, их доля уменьшилась по сравнению с 2000 г. в 1,3 раза; доля закрытых акционерных обществ в 2013 г. составляла 7,1% (в 2000 г. 14,3%, уменьшение в 2 раза), открытые акционерные общества - 6,0% (в 2000 г. - 3,8%), доля государственных организаций - всего 2,7%, сокращение почти в два раза (в 2000 г. 5,3%), доля коллективных предприятий 1,4% (в 2000 г. - 5,5%), сокращение более чем в 2,5 раза.

Существует и традиционный уклад, основанный на мелкотоварном и нетоварном производстве в форме К(Ф)Х, в которых производится значительная часть сельскохозяйственной продукции и занята заметная часть сельских жителей. В начале 90-х годов XX века в результате приватизации земель и других средств производства, дробления общенародной земельной собственности на индивидуальные частные паи в аграрном секторе в России появилась значимая группа мелких собственников, которым однако не под силу заниматься развитием сельских территорий. Сельское население чаще всего живет за счет личного подсобного хозяйства, число же сельхозпредприятий уменьшается (с 28,5 тыс. в 2000 г. до 21,3 тыс. в 2013 г.). Кроме того, отметим, что все имеющиеся открытые или закрытые общества, работающие в сельском хозяйстве, действуют, прежде всего, в своих интересах и заинтересованы в первую очередь в получении прибыли. Суммарная задолжен-

245

ность сельскохозяйственных организаций в 2013 г. превысила 2 трлн. руб., что в 1,3 раза больше стоимости реализуемой ими продукции и в 20 раз больше получаемой прибыли. Сельское хозяйство как вид экономической деятельности за редким исключением располагается на сельских территориях, но может ли отечественное сельское хозяйство, имея свои проблемы, сыграть роль стабилизатора развития сельской местности. В настоящее время сельское хозяйство оказалось в новой экономической ситуации, когда остро встала проблема обеспечения продовольственной безопасности России в условиях эмбарго на импорт продовольственной продукции. Доля импортной продукции в общих товарных ресурсах в последнее пятилетие сохранялась на высоком уровне - 33-34%. Ухудшаются условия привлечения инвестиций в сельское хозяйство. Продолжается рост цен на материальнотехнические ресурсы для отрасли.

Отметим незащищенность сельхозпроизводителей как от перекупщиков при сбыте продукции, что снижает их уровень дохода, так и от местных властей. Осложняет жизнь сельских жителей коррупция во власти, а также лоббирование своих интересов крупными производителями товаров для сельского хозяйства [4]. В этих условиях с учетом текущей экономической конъюнктуры подъем уровня жизни сельского населения, создание комфортных условий жизни на селе, улучшение жилищных условий сельского населения, рост уровня его обеспеченности образовательными, медицинскими и культурно-досуговыми учреждениями (особенно молодых семей и молодых специалистов) еще больше усложняется.

Особенностью сельского развития в РФ является большое разнообразие типов сельской местности. Как подчеркивается в стратегии устойчивого развития сельских территорий, в нашей стране существует четыре типа и девять подтипов регионов с различным характером освоения, сельскохозяйственного использования, потенциалом и ограничениями развития сельской местности. Внутри каждого региона можно выделить относительно развитые районы, депрессивные территории с существенными социальноэкономическими проблемами и сельские территории переходного типа, причем различия между районами внутри одного региона иногда выше, чем различия между регионами.

Уровень и качество жизни на селе. Низкие уровень и качество жизни в сельской местности отрицательно сказываются на де-

246

мографической ситуации на селе. За последние 14 лет численность сельского населения сократилась на 2,35 млн. чел. При этом практически приостановлена естественная убыль сельского населения. Коэффициент рождаемости вырос с 9,8%о в 2000 г. до 14,7 в 2012 г., а коэффициент смертности снизился с 17,1 до 14,8%о. На 4,3 года увеличилась ожидаемая продолжительность жизни.

В табл. 2 подробно охарактеризованы изменения численности сельского населения по федеральным округам РФ за счет различных компонентов.

Таблица 2

Изменение численности сельского населения по федеральным округам РФ за счет различных компонентов

Регион Численность на начало 2012 г. Изменения Численность на начало 2013 г.

общий прирост в том числе

естественный прирост миграционный прирост администра-тивно-террито-риальные преобразования

рф 37314,4 -85,6 -6,3 -166,6 87,3 37228,8

Центральный 7102,8 -30,7 -45,8 14,5 0,7 7072,1

Северо-Западный 2230,6 -8,2 -9,7 0,023 1,4 2222,4

Южный 5208,4 -10,6 -3,0 -7,0 -0,6 5197,9

Северо-Кавказский 4822,7 24,5 -54,9 -30,6 4847,2

Приволжский 8624,8 -5,1 -19,4 -55,6 69,9 8919,7

Уральский 2416,1 -8,7 3,3 -19,8 7,8 2397,4

Сибирский 5349,3 -32,8 10,9 -46,3 2,7 5316,5

Дальневосточный 1569,7 -14,0 2,6 -22,0 5,4 1555,7

Источник: [3].

В последние годы убыль сельского населения резко снизилась, а на первое место вышел фактор уменьшения численности сельского населения - миграционный отток. Правда, в 2011 г. изменилась методика учета мигрантов, если ранее в их число включались лица, зарегистрированные по месту жительства, то теперь также лица, зарегистрированные по месту проживания на срок 9 месяцев и более. В отчетный период численность сельского населения уменьшилась во всех федеральных округах, но продолжает расти в Северо-Кавказском ФО. В наибольшей мере сократилась численность сельского населения в Дальневосточном ФО. Число выбывших из сельских поселений увеличилось с 2000 г. по 2013 г. в 1,7 раза и

247

составило 1,46 млн. чел., в том числе 616,2 тыс. чел. (42,2%) в возрасте 15-29 лет. Наибольший коэффициент миграционного прироста (свыше 70) сложился в 4 регионах: Курской, Ленинградской, Московской и Ярославской областях. Наибольший механический отток сельского населения (коэффициент миграционной убыли свыше 70) сложился в 41 субъектах РФ.

Занятость на селе. Гендерная структура сельского населения ухудшается. Так, численность женщин в расчете на 1 тыс. мужчин несколько сократилась по сравнению с 2000 г., особенно численность трудоспособных женщин на 1 тыс. мужчин и увеличилась численность женщин в расчете на 1 тыс. мужчин старше трудоспособного возраста.

О замедленных темпах экономического развития сельских территорий свидетельствует и соотношение между городом и селом в росте уровня занятости населения в трудоспособном возрасте. Численность экономически активного сельского населения уменьшилась во всех федеральных округах РФ, что обусловлено в первую очередь снижением общей численности сельского населения в возрасте 15-72 лет, а также переходом части активного населения в категорию экономически неактивного. Удельный вес экономически активного населения повысился только в двух федеральных округах - Центральном и Приволжском, в СевероКавказском ФО он остался без изменений, а в остальных округах снизился. Наиболее высокая доля неактивного сельского населения в Южном и Сибирском ФО. Уровень занятости до 50% сложился в трех субъектах РФ - республиках Ингушетия, Тыва, Чеченская. В 39 регионах уровень занятости превысил 60%.

Демографическая нагрузка на население трудоспособного возраста выше на селе, чем в городе. В 2014 г. она была наибольшей в Сибирском и Уральском ФО, о чем свидетельствуют данные табл. 3.

Как показывают данные табл. 3 на 1 тыс. жителей трудоспособного возраста приходится лиц нетрудоспособного возраста больше среди сельского населения, в том числе детей и подростков (0-15 лет) и лиц старше трудоспособного возраста. Соотношение этих показателей по сельскому и городскому населению на 1 января 2014 г. отражено в трех последних столбцах по федеральным округам.

248

Таблица 3

Демографическая нагрузка на население трудоспособного возраста в 2014 г. (на начало года, чел.)

Сельское население Городское население Коэффициенты соотношения демографической нагрузки на селе и в городе

в том числе в том числе в том числе

Регион На 1 тыс. жителей трудоспособного возраста приходится лиц нетрудоспособного возраста Детей в возрасте 0-15 лет Лиц старше трудоспособного возраста На 1 тыс. жителей трудоспособного возраста приходится лиц нетрудоспособного возраста Детей в возрасте 0-15 лет Лиц старше трудоспособного возраста На 1 тыс. жителей трудоспособного возраста приходится лиц нетрудоспособного возраста Детей в возрасте 0-15 лет Лиц старше трудоспособного возраста

рф 765 347 418 662 272 390 1,16 1,27 1,07

Центральный 773 274 499 668 244 424 1,16 1,12 1,18

Северо- Западный 755 291 464 654 249 405 1,15 1,17 1,08

Южный 753 326 427 688 267 421 1,09 1,23 1,15

Северо- Кавказский 712 457 255 635 351 284 1,12 1,30 0,90

Приволжский 778 327 451 674 279 395 1,15 1,17 1,14

Уральский 796 371 425 649 301 348 1,23 1,23 1,22

Сибирский 800 397 403 652 295 357 1,23 1,34 1,13

Дальнево- сточный 685 359 326 615 279 336 1,17 1,34 1,03

Источник: [6].

Уровень безработицы среди сельского населения превышает уровень безработицы городского населения. Уровень безработицы в России в 2014 г. всего населения - 5,2%, для городского -4,3%, а для сельского населения - 7,9%. Средний возраст всех безработных в январе 2015 г. составил 35,7 года. В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в январе 2015 г. составил 15,1%, в том числе среди городского населения 13,5%, среди сельского населения 19,7%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы населения в возрасте 30-49 лет составлял

249

3,4 раза, в том числе среди городского населения 3,7 раза, сельского населения - 2,8 раза.

Образовательный уровень сельского населения. Образовательный уровень городского населения выше, чем сельского. Имеют место различия в структуре рабочих мест, в хозяйственной деятельности на селе. В структуре занятого сельского населения по уровню образования сохранилась тенденция повышения доли занятых с высшим образованием. При этом существенно увеличился удельный вес лиц со средним (полным) общим образованием, но не с общим профессиональным (хотя оно является более востребованным), о чем свидетельствуют приведенные в табл. 4 данные.

Таблица 4

Структура занятого населения по уровню образования (в среднем за учетный период, %)

Показатель Городская местность Сельская местность

2011 г. 2012 г. измене-нения (+ /- п.п.) 2011 г. 2012 г. измене-нения (+/ - п.п.)

Высшее профессиональное 33,7 34,3 0,6 17,2 17,4 0,2

Среднее профессиональное 27,7 26,8 -0,9 24,6 24,3 -0,3

Начальное профессиональное 19,1 19,3 0,2 20,4 20,2 -0,2

Среднее (полное) общее 16,9 17,1 0,2 28,5 29,1 0,6

Основное общее 2,5 2,4 -0,1 8,4 8,3 -0,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не имеют основного общего 0,1 0,1 0,0 0,9 0,8 -0,1

Источник: [3].

Сельское население превосходит городское по доле лиц не выше начального образования. Доля сельского населения со средним и начальным профессиональным образованием выше, чем городского населения, но доля их сокращается. Доля сельского населения с высшим профессиональным образованием почти в два раза ниже на селе, чем в городе.

В настоящее время реализуются региональные программы поддержки сельского учителя. Специальные программы строительства жилья, льготная ипотека, дополнительные выплаты тем выпускникам педвузов, которые едут работать на село. Обучающиеся за счет государства студенты не спешат ехать на работу в село. Для решения проблемы закрепления специалистов на селе важно, чтобы студенты проходили учебную и производственную практику на сельхозпредприятиях. Не менее актуальна для закрепления молодежи на

250

селе задача профессиональной ориентации обучающихся в сельских школах. Отметим небольшую популярность сельскохозяйственных профессий среди молодежи, общий низкий уровень подготовки абитуриентов, слабую материальную базу образовательных учреждений. Акцент должен быть сделан на целевом обучении студентов.

Дефицит профессиональных кадров в АПК не уменьшается, а их качественный состав не улучшается, несмотря на то, что в последнее время предпринимаются шаги про закреплению молодых специалистов (единовременные пособия, жилье). Проблемы, касающиеся кадров в АПК, - это их старение, нежелание молодежи оставаться работать на селе, слабая профессиональная подготовка и высокая сменяемость специалистов и руководителей, несовершенство существующих методик оценки образовательных потребностей и финансовых ресурсов на селе. Так, в руководящем составе АПК в 2013 г. доля кадров пенсионного возраста составляла 14%, в свою очередь доля кадров в возрасте до 30 лет всего 4%, среди специалистов среднего звена соответственно 11% и 6%. Недостаток кадров отмечается как в бюджетной сфере (учителя, врачи), так и среди таких рабочих профессий как операторы сельхозтехники и механизаторы, специалисты тепличных хозяйств и многие другие.

Разговор об образовании будет неполным без дошкольного образования. В настоящее время в РФ функционируют более 25 тыс. дошкольных организаций, расположенных в сельской местности, с контингентом 1,2 млн. воспитанников. Сеть дошкольных учреждений по сравнению с 1990 г. уменьшилась на 40%. Имеется значительная региональная дифференциация в обеспеченности детскими дошкольными учреждениями.

Медицинское обслуживание на селе. Система медицинской помощи на селе в предыдущие годы была практически уничтожена. В последние десять лет сократилась сеть участковых больниц на 32%. Обеспеченность сельского населения врачами в 4,4 раза ниже, чем городского. Дефицит медицинских кадров на селе остается острой проблемой. В рамках реализуемой федеральной целевой программы выполняются мероприятия по развитию сети фельдшерскоакушерских пунктов - (ФАП) или офисов общей практики в сельской местности. С 1 января 2012 г. начала работу федеральная программа «Земский доктор», направленная на комплектацию кадрами сельских районов, где существует острая нехватка медицинского персонала. Программа нацелена на врачей-интернов, студентов

251

старших курсов медицинских институтов, а также дипломированных специалистов. Для улучшения кадрового потенциала сельской медицины медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим после окончания учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта, выплачиваются компенсационные выплаты. Каждому молодому доктору, готовому ехать работать на село сроком на 5 лет, выплачиваются подъемные в размере 1 млн. рублей. Это позволяет молодой семье приобрести новый дом, улучшить свои жилищные условия. С 2013 г. в сформулированный для этих целей перечень населенных пунктов включаются не только села и деревни, но и также и рабочие поселки. Это позволило привлечь в них на работу в 2012-2013 гг. почти 12 тыс. медицинских работников. В 2015 г. на работу в села и рабочие поселки планируется привлечь более 6 тыс. врачей в возрасте до 45 лет (ранее возраст ограничивался 35 годами, а с 2015 г. 45-ю).

Сеть сельских учреждений культуры. Уровень обеспеченности субъектов РФ учреждениями культуры, по отношению к утвержденным Правительством РФ социальным нормативам и нормам, составляет по культурно-досуговым учреждениям - 55%, по библиотекам -63%. Две трети сельских населенных пунктов (105 тыс.) не имеют учреждений культуры. Материально-техническая база сельских учреждений культуры была сформирована в 1970-1980-е годы и не обновлялась в 42% этих учреждений. В тоже время число музеев выросло на 66 и составило 719. С 2013 г. в рамках федеральной целевой программы «Культура России в 2012-2018 годах» намечены мероприятия по модернизации учреждений культуры.

Улучшение жилищных условий в сельской местности. В результате реализации мероприятий ФЦП «Социальное развитие села до 2013 г.» 265,7 тыс. сельских семей улучшили жилищные условия, в том числе 91,7 тыс. молодых семей и молодых специалистов.

По субъектам РФ в наилучшем состоянии жилищный фонд сохраняется в республиках Адыгея и Башкортостан, Ставропольском крае и Московской области, где доля жилья с низким износом превышает 60%, а с высоким не достигает 25%. В самом плохом состоянии остается жилищный фонд Республики Тыва. Наибольшую обеспеченность жильем по-прежнему имеют жители Северо-Западного (32 кв. м) и Центрального (32,9 кв. м) ФО, а

252

наименьшую - Северо-Кавказского (16,5 кв. м). Обеспеченность жильем ниже общероссийской имели 46 субъектов РФ.

Обеспечение жильем является одним из приоритетных направлений деятельности названной ФЦП, где важны мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов. Для них предоставляется безвозмездная субсидия на приобретение (строительство) жилья в размере 70% от расчетной его стоимости. Наиболее активно реализация таких мероприятий осуществляется в Оренбургской обл. (14 тыс. семей обеспечены жильем), в Татарстане (1040 семей), в Баш-корстане (300 семей), в Республике Саха (Якутия) - (300 семей), Ямало-Ненецком автономном округе (200 семей) и Ростовской области (190 семей). Обеспеченность жильем сельского населения увеличилась с 20,7 кв. м в 2002 г. до 24,8 кв. м в 2013 г. В 62 субъектах РФ приняты региональные программы по улучшению жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в сельской местности.

Инженерная инфраструктура на селе. Всеми видами коммунальных услуг одновременно (водоотведением, отоплением, водоснабжением, электроплитами) в сельской местности оборудованы только 24,8% общей площади жилых помещений, тогда как в городе 77,4%. Ввод в действие отдельных объектов инфраструктуры в сельской местности представлен в табл. 5.

Таблица 5

Ввод в действие отдельных объектов инфраструктуры в сельской местности

Показатель 2000 г. 2010 г. 2013 г.

Ввод в действие в сельской местности

водопроводных сетей, км 636,4 1522,0 1646,2

газовых сетей, км 16,2 11,1 9,1

АТС, тыс. номеров 148,4 102,5 49,9

Линий электропередач для электрификации, с/х, тыс. км

напряжением 0,4 кВ 2,7 3,4 8,9

напряжением 6-20 кВ 3,0 2,9 5,9

Автомобильных дорог с твердым покрытием:

общего пользования, местного регионального и меж-

муниципального значения, тыс. км 5,6 1,5 2,0

необщего пользования в с/х, км 327,3 13,7 33,1

Источников].

253

Как видно из данных табл. 5, уровень 2000 г. по вводу в действие большинства представленных в таблице объектов инфраструктуры не достигнут. Рост отмечается только по вводу водопроводных сетей (в 2 раза), линий электропередач для электрификации сельского хозяйства. Данные табл. 6 отражают также одну из важнейших проблем сельских территорий, без решения которой не может развиваться нормальная жизнь на селе - это строительство дорог. По вводу автомобильных дорог самая печальная картина. Состояние автодорог остается неудовлетворительным. В 62-х регионах более 50% автомобильных дорог, находящихся в собственности субъектов РФ, не отвечают нормативным требованиям. За последние годы автобусное обслуживание сельских территорий заметно ухудшилось, число маршрутов сократилось.

Уровень обеспечения питьевой водой сельского населения составил в 2013 г. 59,6%. Благоустройство жилищного фонда в сельской местности гораздо ниже, чем в городе. Так, удельный вес площади оборудованной водопроводом в сельской местности 49%, а в городе 90%. Водоотведением в 2012 г. обладали в сельской местности лишь 40% жителей, в городе 88% жителей. Отоплением оборудовано 61% жилой площади в сельской местности, 92% - в городе. Удельный вес жилой площади, оборудованной горячим водоснабжением, всего 27% на селе и 80% в городе.

Обеспеченность современными услугами связи сельского населения остается ниже, чем городского. В 2013 г. от общего числа пользователей сети Интернет только 20% жители села (в городе 69%).

Местные инициативы граждан. В федеральных целевых программах предусматривается расширение масштабов поддержки местных инициатив сельских сообществ. Так, для поддержания гражданских инициатив Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020года» предусмотрело грантовую поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности.

Квалифицированную консультационную помощь сельские жители могут получить в 50 субъектах РФ. Там функционируют 64 региональные и более 560 районных организаций сельского консультирования, в них работают 3,5 тыс. консультантов. В 2013 г. оказано 770 тыс. консультационных услуг, 60% консультационных услуг по разным направлениям получили фермеры и владельцы приусадеб-

254

ных хозяйств. Однако наблюдается нестабильность в финансовом обеспечении консультационной деятельности.

Развитие кооперации. Решение задачи повышения занятости и доходов сельского населения требует поддержки малого и среднего бизнеса, кооперации, развития несельскохозяйственных видов деятельности на селе. Подробно данная тема уже была нами рассмотрена в 2014 г. [7]. Система сельскохозяйственных кооперативов и союзов обеспечивает занятость и повышение доходов в сельской местности, способствует повышению качества жизни, а значит и привлечению молодежи в сельскую местность. Сельская потребительская кооперация способствует активизации экономических связей в муниципальном образовании. Ведомственная целевая программа «О развитии сельскохозяйственной кооперации на 2014-2016 годах» и «Концепция развития кооперации на селе на период до 2020 годах» содержат основные пути развития кооперации на селе. Число зарегистрированных сельскохозяйственных потребительских кооперативов первого уровня на 1 января 2015 г. составило 5649, в том числе 1691 кредитных. Количество же работающих из них кооперативов всего 63%. Сдерживающими факторами развития кооперации в сельской местности являются: недостаточная господдержка, несовершенство действующих правовых, организационно - экономических и социальных механизмов, отсутствие или слабость кооперативной структуры на региональном уровне, низкие информированность и знания сельских производителей, недостаток необходимой инфраструктуры, отсутствие квалифицированных кадров, многое зависит и от понимания главами регионов значения кооперации.

Развитие сельского туризма. В силу сезонности аграрного труда развитие несельскохозяйственных видов деятельности является важным источником занятости и доходов сельского населения. В числе этих видов деятельности: сельский туризм, промыслы и ремесла. Развитие их как несельскохозяйственного сектора позволит снизить безработицу и диверсифицировать источники дохода для сельских жителей, поспособствует росту их благосостояния и сохранению населенных пунктов. Развитие сельского туризма рассматривается и как форма отдыха городского населения, и как форма деятельности сельских жителей в целях дополнительного заработка. Развитие агротуризма в настоящее время - это одно из основных направлений сохранения и разви-

255

тия сельских территорий. По официальной статистике сегодня в России всего 1500 сельских гостевых домов, по неофициальной -приемом туристов на селе занимаются около 4 тыс. частных хозяйств. Развитие сельского туризма будет способствовать также сохранению так называемого сельского наследия (деревенской архитектуры, культуры, пейзажа), которое, как известно, утрачивается. Сельский туризм стимулирует развитие малого бизнеса на селе и инфраструктуры (дороги, водоснабжение, торговля и т.д.).

Основные виды малого бизнеса на селе - это народные промыслы и ремесла, производство сувенирной продукции, торговля и социально-культурное обслуживание, заготовки и переработка дикорастущих плодов и ягод, лекарственных растений, заготовка и переработка древесины, производство строительных материалов, строительство, перевозка пассажиров и грузов. Народные промыслы - это симбиоз культуры, производства и предпринимательства, альтернативная занятость сельского населения [8].

Местное самоуправление. В сельской местности действует двухуровневая модель местного самоуправления, включающая сельские поселения и муниципальные образования. В России в сельской местности действует 29,2 тыс. местных образования, в том числе 1,8 тыс. муниципальных районов и 18,4 тыс. сельских поселений, объединяющих 153 тыс. сельских населенных пунктов. В среднем на один муниципальный район приходится примерно 10 сельских поселений, 84 сельских населенных пункта и 31,5 тыс. жителей, а на одно сельское поселение - около 8 сельских населенных пунктов и 1835 жителей. Более половины сельских поселений имеют число жителей от 0,5 до 2 тыс. чел., а 25% сельских поселений - 2 тыс. чел. и более [9]. Малочисленные поселения часто не в состоянии решать отведенные к их ведению вопросы местного значения. Имеется существенная дифференциация бюджетных ассигнований муниципальных районов и сельских поселений. Согласно «Стратегии устойчивого развития сельских территорий до 2030 года» доходная база муниципальных образований сокращается, доля местных бюджетов в доходах консолидированного бюджета имеет тенденцию к сокращению.

Развитие сельских территорий находится по действующему законодательству в компетенции и в зоне ответственности субъектов РФ. В помощь их развитию действуют федеральные программы.

256

ФЦП реализуется за счет средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников. Средства федерального бюджета предусматриваются на финансирование мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов; на развитие социальной и инженерной инфраструктуры и комплексное обустройство площадок под компактную жилищную застройку. Средства направляются на реализацию указанных мероприятий в населенных пунктах, расположенных в сельской местности, в которых осуществляются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса. Прогнозируемые в рамках Программы объемы софинансирования за счет указанных средств определены на основе анализа прогнозных показателей, представленных субъектами РФ. Предоставление субсидий бюджетам субъектов РФ осуществляется по результатам отбора государственных программ субъектов РФ (подпрограмм), направленных на развитие сельских территорий и разработанных исходя из перспектив развития агропромышленного комплекса.

Реализуемая в настоящее время ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по многим направлениям социального обустройства села не носит даже восстановительного характера, не обеспечивает возврат к предреформенным рубежам [10].

Кроме того, проведенный Счетной палатой РФ анализ выполнения «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.», а также оценка достижений ее целевых показателей, показали «отсутствие взаимосвязи объемов финансирования мероприятий и показателей госпрограммы, что и привело к тому, что расходы по направлению «Устойчивое развитие сельских территорий» были осуществлены в объеме немногим более 30% плана» [12]. Перспективы и прогноз развития сельских территорий в значительной степени определяются состоянием агропромышленного комплекса и в первую очередь развитием сельского хозяйства. Наступивший 2015 г. для сельского хозяйства будет не простым в решении конкретных задач по импортозамещению. Из-за повышения цен на семена, минеральные удобрения и ГСМ, возросшие банковские ставки, затраты сельхозпроизво-

257

дителей возрастут. Кредитные ресурсы будут доступны для аграриев, но процентные ставки будут великоваты.

Согласно антикризисному плану Правительства РФ АПК наравне с ОПК объявлен приоритетной отраслью. Регионы вслед за федеральными разрабатывают свои антикризисные программы. Они декларируют, что намерены полностью выполнять социальные обязательства, бороться с безработицей, одновременно сократить на 5-15% госрасходы.

Во многих российских регионах при существующей низкой плотности населения имеются значительные неиспользуемые или неэффективно используемые площади сельскохозяйственных угодий. Предлагается направить средства на вовлечение в оборот заброшенных за годы реформ более 40 млн. га пахотных земель. На это ориентирует и Доктрина продовольственной безопасности страны. Решение данной проблемы потребует весьма значительных затрат, так как большую часть этих земель надо осваивать заново, создавать необходимую инфраструктуру, строить жилье, дороги (для справки, по оценкам, чтобы заросшую лесом землю вернуть в оборот, надо потратить на 1 га минимум 10 тыс. долл.) [13]. В настоящее время в сельском хозяйстве еще не решены старые проблемы: нет достаточного насыщения внутреннего рынка отечественной сельскохозяйственной продукцией и, следовательно, сохраняется его зависимость от импорта; увеличивается разрыв в оплате труда в аграрном хозяйстве и промышленности; во многом, поэтому продолжается отток сельского населения в города, особенно в областях Нечерноземной зоны; сокращаются посевные площади, не развивается социальная сфера в большинстве сельскохозяйственных районов; самое главное, экономическая эффективность земледельческого труда остается по-прежнему весьма низкой. Наблюдается весьма заметное сокращение ресурсов труда и площади возделываемой земли [14].

Сокращение платежеспособного спроса населения в результате девальвации рубля, безусловно, скажется на объемах продаж на внутреннем рынке, ускорится инфляция, девальвация снизит доступность кредитов, а стоимость реализации новых инвестиционных проектов возрастет. Все это не может не сказаться на развитии сельскохозяйственного производства, что, в свою очередь, еще более усугубит обеспечение динамичного развития сельских территорий.

258

Какие моменты в развитии сельских территорий заслуживают внимание. Первое - это нехватка рабочей силы на селе, которая может быть решена, как нам видится, тремя путями: за счет закрепления кадров на селе, притока населения из городов, и иммигрантов. Первые два пути трудно реализуемы (не комфортные условия жизни на селе, бедность, безработица, проблемы с образованием и медициной, преступность, рейдерство и коррупция), остаются мигранты из ближнего и дальнего зарубежья. Миграция рабочей силы влияет на социальную структуру, культурный и образовательный уровень населения в районах, куда происходит приток мигрантов. Мигранты часто своим подходом к жизни мешают местному населению, создавая трудности и со сбытом продукции местного населения. Кроме того отношение их к обрабатываемой земле просто хищническое. Потоки иммигрантов на сельском рынке труда должны быть управляемыми.

Второе, - это усиление мер по предупреждению коррупционных правонарушений, обеспечение прозрачности, объективности и оперативности при принятии управленческих решений в аграрной сфере.

Третье - это необходимость изменения принципа распределения средств на социальное и инженерное обустройство по сельским поселениям. В настоящее время эти средства направляются только в населенные пункты, осуществляющие инвестиционные проекты в сфере АПК и создающие высокотехнологичные рабочие места. Раньше они направлялись туда, где в них была наибольшая необходимость для развития социальной и инженерной инфраструктуры. Существующий сегодня принцип ведет к еще большему углублению региональной и поселенческой дифференциации в социально-экономическом развитии села.

В настоящее время сельское хозяйство не может обеспечить устойчивое развитие сельских территорий, так как само нуждается в крупных государственных инвестициях, ибо на селе не достигнуты равные с городом условия получения доходов и общественных благ.

Литература и информационные источники

1. Социальное положение сельской России. Занятость населения. 2014. http://www.gks.ru

2. Гайсин Р.С. От мотыги к нанотехнологиям. [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/expert/2013/03/ot-motyigi-k-nanotehnologiyam/

3. Статистические материалы развития агропромышленного производства России. М.: Россельхозакадемия, 2014.

4. Румянцева Е.Е. Нравственные законы экономики. М.: Инфра-М, 2009.

259

5. Численность населения по полу и возрасту на 1 ян. 2014. htth //www. gks. ru.

6. Российский статистический ежегодник.2014. [Электронный ресурс]. URL: htth //www. gks. ru.

7. Скульская Л.В., Широкова Т.К. Проблемы и направления развития кооперации на селе //Научные труды ИНП РАН. М.: Макс Пресс, 2014.

8. Скульская Л.В., Широкова Т.К. Сельский туризм и народные промыслы как дополнительный источник дохода сельского населения // Научные труды ИНП РАНМ. Макс Пресс, 2011.

9. Распоряжение Правительства РФ от 2 фев.2015 №151-р/ [Электронный ресурс]. URL: http:// mcx. ru

10. Ушачев И. Основные направления социально-экономических исследований в аграрном секторе России //АПК: экономика, управление. 2014. № 4

11. Адулов Р, Адулов А., Юсуфов Р. Формирование личностно ориентированной модели управления сельскими территориями //АПК: экономика, управление. 2014. № 8.

12. http: //www. agronews. ru/news/detail/13577

13. Иванова В., Гончаров В. Реструктуризация продовольственного комплекса // Экономист. 2014. № 3.

14. Денисов В.И. Приоритеты совершенствования аграрной политики в России // Экономическая наука современной России. 2014. № 2.

260

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.