Научная статья на тему 'Современные условия бытования литературно-художественных журналов как типа изданий'

Современные условия бытования литературно-художественных журналов как типа изданий Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
424
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВОЗНАНИЕ / ЖУРНАЛ / MAGAZINE / АУДИТОРИЯ / AUDIENCE / ТИПОЛОГИЯ / SYSTEM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Головин Юрий Андреевич

В статье автор выделяет и анализирует наиболее характерные параметры бытования современных российских журналов и определяет структуру, предназначенную удовлетворить всю полноту интересов личности, общества, государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author picks out and analyze the most typical point of function modern literary-article magazines and gives a view on its structure, that should satisfied all the interests of a person, society, state in the article.

Текст научной работы на тему «Современные условия бытования литературно-художественных журналов как типа изданий»

мова-Персидская. - М.: Музыка, 1994. - 126 с.; Буцкая С. Б. Проблемы партесного многоголосия в России: по памятникам второй половины XVII - XVIII веков: автореф. дис. ... канд. искусствоведения / С.Б. Буцкая. - М.: МГК, 1991. - 24 с.; Виноградова Г. Н. Стилевые особенности партесной концертной композиции переходного периода (на примере трехголосных концертов второй половины XVII - конца XVIII веков): автореф. дис____канд. искусствоведения / Г.Н. Виноградова. - М.: МГК, 1994. - 27 с. и др.

5. См.: ФедоровскаяН. А. Роль риторики в русской духовной певческой культуре XVII -XVIII веков (на примере темы покаяния): автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Н.А. Федоровская. - Владивосток, 2003. - 24 с.; ФедоровскаяН. А. Риторическая традиция в русском певческом искусстве. Риторика в теме покаяния XVII-XVIII веков / Н.А. Федоровская; Дальневосточный гос. техн. ун-т. - Владивосток, 2005. - 61 с.

Ю.А. Головин

СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ БЫТОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЖУРНАЛОВ КАК ТИПА ИЗДАНИЙ

В статье автор выделяет и анализирует наиболее характерные параметры бытования современных российских журналов и определяет структуру, предназначенную удовлетворить всю полноту интересов личности, общества, государства. Ключевые слова: искусствознание, журнал, аудитория, типология.

The author picks out and analyze the most typical point of function modern literary-article magazines and gives a view on its structure, that should satisfied all the interests of a person, society, state in the article. Keywords: magazine, audience, system.

Для выявления системы функционирования литературно-художественных журналов нам представляется необходимым выделить следующие параметры: характер аудитории - предмет или отражаемая сфера действительности - целевое назначение журнала - родовая принадлежность издания - характер изложения. Эта структура предназначена удовлетворить всю полноту интересов личности, общества, государства.

Характер аудитории является краеугольным камнем функционирования журналов. Необходимо иметь в виду, что читательская аудитория - не отдельный читатель, а категория читателей, но при этом - не только категория читателей, но и отдельный читатель. В соответствии с этим аудиторию можно разделить на массовую, специализированную (то есть любительскую, имеющую некоторую подготовку, но и профессионально не занимающуюся данной сферой), профессионально-производственную, научную. В принципе, возможно существование такого количества журналов, сколько можно выделить в обществе

социальных групп, руководствуясь уже сложившимися социологическими критериями. Журнал может обращаться к человеку и как к гражданину, и как к специалисту, и как к семьянину, и как к жителю села, и как к личности определенного возраста или пола. Соответственно, один человек может быть потенциальной аудиторией нескольких изданий. Единственное условие: эта категория читателей должна быть достаточно значительной, чтобы выпуск журнала в прямой или косвенной форме (общественная необходимость, привлечение потенциальных специалистов) окупал расходы на его издание.

Наиболее значительную группу составляют журналы массовые, чье воздействие распространено на многие социально-профессиональные, возрастные, образовательные и прочие группы. Рекреативная периодика, современная журнальная «пресса развлечений» (пласт массовой культуры) дополняет картину «человека в социуме», дает еще один ее срез. Досуг возможен разный, и требования разной аудитории могут

подразумевать, помимо грубой «развлекаловки» и жадного внимания к сплетням и скандалам, — и возможность самообразования, духовного самовоспитания, потребность в эстетических, «логических» удовольствиях, связанных с наслаждением словом и мыслью при неспешном чтении. Тут — одна из причин, почему журнальная периодика, с ее особой периодичностью, увеличенным по сравнению с газетами объемом, особыми условиями восприятия информации (как правило, в относительно спокойной обстановке), столь ветвиста и многова-риантна в сочетаниях «пользы» и «развлечения», чем и объясняется существование своеобразных «парных» (а то и «трехступенчатых») изданий почти во всех сферах. В области культуры это «Театральная жизнь» - «Театр». В области литературоведения и критики: «Литературное обозрение» - «Вопросы литературы» - «Новое литературное обозрение». Не только опыт мировой прессы, но и наш собственный - корректирует задачи развлечения, направляя их в русло аудиторно ориентированных и хобби-журналов, сочетая с рекламно-рекомендательными вариантами. Причем тон развлекательных выступлений вовсе не обязательно вульгарно-примитивен, многие журналы (в отличие от аналогичных газет) демонстрируют явно неплохой вкус.

Расшифровывая понятие «характер аудитории», различные исследователи выделяют по социологическим параметрам ту или иную группу журналов для массовой аудитории, отличающихся некоторыми особенностями тематики и иногда - тона: журналы для городских жителей, для интеллигенции, для юношества и т.п.

Чаще и настойчивее говорят о женских журналах как особом типе, хотя речь идет лишь о группе массовых журналов (не производственных и не научных журналов для женщин) и о некоторых особенностях тематики (женское движение, вязание, мода), о тональности изложения. В принципе, здесь сказывается не столько женская специфика, сколько политика, связанная с эманси-

пацией и феминистскими настроениями. (Аналогичные мотивы служат основанием для суждений о «женской прозе», «женском искусстве», хотя там предполагается не только женская тематика, но и женское авторство.) Поэтому отнюдь не возбраняется особо выделять женские журналы в ряд с другими группами по социологическим и тематическим критериям, но рассматривать их должно внутри характера аудитории, а не как равноправный шестой типооб-разующий фактор, тем более - не разделять журнальный мир на два массива: журналы для всех и журналы для женщин.

С большими основаниями можно пополнить четыре аудиторные группы пятой — детской аудиторией. Детские издания, как и женские, сохраняют общую типологию журналов, определяемую всей совокупностью параметров: есть литературно-художественные и общественно-политические («Мурзил-ка», «Пионер»), технические и научно-популярные («Юный техник», «Юный художник», «Юный натуралист», «Сам», «Левша»), литературно-художественные («Веселые картинки», «Трамвай», «Мы», «Миша»). Но в детских журналах заметно ослаблена функция совершенствования государственного и производственного механизма, зато сильнее воспитательные, когнитивные, рекреационные функции, необходимые для становления человеческой личности во всем богатстве: последовательное открытие окружающего мира и общечеловеческих нравственных ценностей, социализация личности. Кроме того, если цепочка «взрослых» журналов выстроена по принципу все большего знания о предмете (от массовых и популярных изданий к специализированным, профессиональным), то здесь необходимое движение «от простого к сложному» идет по мере взросления, перехода от детства к юности. Чем младше ребенок, тем более важна игровая составляющая: рисунок, шутка, сказка, каламбур. Журналы для юношества («Аврора», «Квант») уже носят «переходный» характер, поскольку та часть юноше-

ства, которую интересует какая-то узкая сфера искусства, науки, техники, уже приобщается к соответствующим журналам для взрослых. Сегодня явно недостаточно развита такая типологическая группа, как журналы для молодежи. По-настоящему нет дифференциации по возрастным группам; наиболее освоен лишь формат изданий для тинэй-джеров, но и тут неоправданно слабо развиваются клубные журналы и хобби-периодика. Популяризация науки, использование естественной для молодости любознательности, тяги к приключениям и путешествиям, проблемам становления личности затрагиваются обычно лишь «по касательной», во многих изданиях не разрабатываются вовсе; ставка делается на «эффект Золушки» -внезапный и неожиданный успех (причем трактуемый лишь как богатство и «звездность»).

Предмет или отражаемая сфера действительности. Сюда относятся в самом широком плане политика, культура, искусство, наука, техника, производство, коммерция, досуг и приватная жизнь.

Естественно, что один журнал может вбирать несколько сфер действительности, давая широкий спектр информации. Так, научно-популярный журнал «Наука и жизнь» представляет научно-популярную по изложению информацию о культуре, технике, производстве, досуге. Обычно такие журналы - многосферные, рассчитанные на массового читателя и популярность изложения.

Иногда, как в «Каталоге газет и журналов», предмет разбивают на различные тематические группы (подобно тому, как характер аудитории - на социологические), имеющие некоторое подсобное значение для общего ориентирования и не претендующие на системный характер: рядом с сельскохозяйственными изданиями - научные, рядом со специальными - эротические и т.д. Но сельское хозяйство может включать и в производственные, и в научные, и в общественно-политические тематические группы («Крестьянка», «Сельская

молодежь», которые по социологическим параметрам относятся к женским и молодежным).

Маргинальным типом является и традиционный русский «толстый» журнал, объединяющий эстетическую, общественно-политическую и научно-образовательную сферы. Возможно, этот сейчас широко распространенный вид издания будет вымываться по мере уменьшения литературоцентризма, когда литературный журнал выполняет роль и общественной трибуны, и вечевого колокола, и генератора жизненных идей, будет иметь более синтетический характер, из «толстого» - в классическом понимании, с традиционно четко определенными разделами и рубриками - превратится в синтетический тип.

Целевое (функциональное) назначение журнала образует своего рода треугольник, соотносящийся с триадой общество - государство - личность и разводящий государство и общество, еще воспринимаемые многими как единство. На современном этапе функции журналов можно определить таким образом - журналы предназначены:

- выражать и консолидировать общественное самосознание, воздействовать на деятельность общественных институтов, представлять воззрения различных слоев общества, способствовать упрочению общественно необходимых политических, нравственных, социальных норм;

- содействовать функционированию и совершенствованию государственно-производственного организма, в том числе предпринимательских, научных и коммерческих структур (иногда определяют обобщенно: деловая журналистика). В государственных, производственно-коммерческих и ведомственных изданиях будет по мере разгосударствления, акционирования предприятий, упрочения коммерческих связей ослабевать директивная и усиливаться информативная тональность;

- удовлетворять коммуникативные функции между читателями, между писателем и читателем;

- удовлетворять духовные, профес-

сиональные и приватные запросы личности, связанные с различиями в возрасте, характере увлечений и занятий, потребности в самообразовании и т.д.

Родовая принадлежность издания определяется взаимодействием предмета и цели: журнал общественно-политический, публицистический, литературно-художественный, научный, технический, производственный (методический), рекреативный и т.д.

В одном журнале могут объединяться два или несколько родовых признака: литературно-художественный и истори-ко-краеведческий (например, «Московский журнал»); общественно-политический, научно-популярный, литературно-художественный (например, «Студенческий меридиан»). К основным родовым признакам сводятся в конечном счете самые прихотливые определения: научно-теоретический и критико-публицистический (например, «Балет»), учебно-литературный и политический (например, «Отечественные записки»), художественно-публицистический и литературный (например. «Воскресенье»).

Характер изложения. Привычнее было бы говорить о характере текста, но так как значительное число журналов не является чисто текстовыми, то правильнее всё же говорить о характере изложения. Здесь выделяются следующие виды: популярный, иллюстрированный, публицистический, художественный (сюда же входят и сатирико-юмористические журналы, поскольку сатира и юмор являются одной из форм образного осмысления действительности), практический, теоретический (различаются научно-теоретические, научно-производственные, научно-практические и научно-популярные журналы) и вообще множество более частных сочетаний: производственно-технический (например, «Полиграфия»), литературно-исследовательский (например, «Золотой век») и т.д.

Внутри каждого из пяти типообра-зующих параметров можно, как мы видим, провести ряд последующих разграничений: по социологическим признакам - женские, мужские, детские,

сельские, городские; по темам - экологические, религиозные, краеведческие, медицинские. Равно как возможно большое количество сочетаний различных параметров. Но все это будет лишь дальнейшим уточнением, конкретизацией внутри предложенной сетки, а не образованием равноправных шестого, седьмого и т.д. параметров. Для определения типа журнала достаточно перечисленных параметров. Иногда почти все параметры указаны на титуле журналов: массовый, общественно-политический, иллюстрированный.

Поскольку основные типы изданий складывались исторически и параллельно во многих странах, то, как правило, в типовых особенностях сохраняются жизнеспособные и ценные традиции, которые материализуются во внешнем облике, формате, объеме, структуре издания. Скажем, формат иллюстрированных журналов (будь то элитный «Империал», массовый «Огонек» или искусствоведческий «Декоративное искусство») во всем мире примерно одинаков, что вызвано не только выигрышным размером для фотографий, но и потребностями транспортировки, продажи, стандартами полиграфического оборудования и т.д.

Добавим, что тип издания выступает в диалектической взаимосвязи стабильного и динамического, консервативного и новаторского. В одних случаях журнал стремится сохранить сложившийся статус по всем параметрам, в других -совершать новаторскую работу под воздействием перемен в общественном сознании и вкусах. Поэтому каждый журнал - внутренне противоречивый организм, развивающийся в тесной зависимости от этого противоборства.

Также следует сказать о периодичности изданий, как чрезвычайно важной характеристике журналов, и их тиражах, то есть параметрах, которые сегодня, безусловно, относятся к числу типо-образующих.

Существует определенная сетка периодичности выхода журналов, обусловленная мировой практикой и отечественной традицией.

Наиболее оперативные журналы -еженедельники. Их появляется все больше. Это и общественно-политические «Новое время», «Эхо планеты», и иллюстрированные «Огонек», «Столица», и развлекательные «7 дней», «ТВ-Парк» и др. Хотя до количества еженедельников-газет - журналам еще далеко. Здесь множество вариантов: и в двух тетрадках, наподобие «ЛГ», и восьмиполосные, и четырехполосные, и в половину газетного формата. Большинство вновь возникших еженедельных газет не являются общественно-политическими (хотя есть и такие, как «Россия»), и даже не ведомственными (за исключением газет типа «Коммерсанть» - «для деловых людей»), они тематические: «Обыватель», «Домострой», «Экран и сцена» и т.п.

Но если полагать, что первое отличие журналов от газет заключается в том, что газетная информация является, прежде всего, общественно-событийной, а журнальная - тематически познавательной, то значительная часть еженедельных газет половинного формата тяготеет к журнальному типу (и даже первая полоса обычно держится, как в журнале, на полосной фотографии или рисунке), и лишь относительная дешевизна и простота издания газеты, сравнительно с журналом, удерживает -пока удерживает! - от превращения в журнал. Некоторые газеты даже установили вполне журнальную периодичность: «Меломан», «Мирянин», «Карусель», «Планета любви» и мн. др. - выходят раз в месяц; «Красная бурда», «Астролог» - раз в два месяца. Здесь, очевидно, еще предстоит дальнейшее упорядочивание - как во всякой пограничной зоне.

Невелико и число журналов с двухнедельной периодичностью (опять-таки в отличие от газет). Перешли в 90-е годы прошлого века на ежемесячный выпуск прежние двухнедельные массовые журналы по искусству: «Театральная жизнь», «Музыкальная жизнь», «Экран», молодежная «Смена», «Крокодил», ранее выходивший трижды в месяц. Остались, собственно говоря, два военных издания: «Армия» и «Собесед-

ник воина», информационный «Налоги» и сатирический «Чаян» в Казани.

Основной журнальный вид - ежемесячники всех типов:

- общественно-политические («Международная жизнь», «Профсоюзы», «Век XX и мир»);

- «толстые» литературно-художественные, включая молодежные, меньшие по объему («Юность», «Аврора»);

- научно-технические и научно-гуманитарные («Вопросы истории», «Архитектура и строительство России»);

- научно-популярные («Здоровье», «Квант»);

- иллюстрированные досуговые («Домовой», «Попкорн»).

Существует и довольно мощный пласт журналов с периодичностью один выпуск в два месяца. Это, главным образом, научные журналы («Известия Академии наук»), а также узкоспециализированные или сложные по полиграфическому исполнению (журналы мод, «Балет», «Декоративное искусство»).

Эта же категория журналов имеет ежеквартальную периодичность («Живая старина» - журнал о русском фольклоре и традиционной культуре, «Московский стиль», «Дискретная математика» и т.д.).

Можно попытаться найти некоторые примечательные особенности в каждой ячейке периодичности: наличие оперативной информации и актуальных откликов в еженедельниках, основательность подготовки статей в научных журналах, но это будет все-таки описанием уже существующих журналов, а не наставлением для вновь создаваемых. Нет, например, обязательного уложения для выпуска научных журналов 12, 6, 4 раза в год («Журнал общей биологии» выходит раз в два месяца, «Журнал общей химии» - раз в месяц, часть «Вестников Московского университета» выходят раз в два месяца, а примерно треть - раз в квартал). «Вопросы литературы» перешли на шесть выпусков вместо прежних 12 номеров. Получила широкое распространение практика выпуска сдвоенных номеров.

Нынешняя периодичность, продиктованная, прежде всего, финансовыми возможностями и частично несущая следы «родимых пятен» прошлого, наглядно демонстрирует относительность ее критериев: только бывший «Коммунист», ныне «Свободная мысль», так и продолжает, единственный в государстве, выходить 18 раз в год.

Если прежде для издания журнала и его периодичности нужно было получить в ЦК (или соответствующем региональном партийном комитете) разрешение и полагающиеся материальные фонды, то теперь требуется найти учредителей или спонсоров, владеющих необходимыми финансовыми ресурсами. Поэтому прежде журнал, возникнув по решению «инстанций», мог быть ликвидирован по каким-либо причинам -обычно идеологическим или в связи с реорганизацией управленческих структур, теперь же журнал (и его спонсор) может элементарно оказаться банкротом и самоликвидироваться, или изменить временно или постоянно периодичность изданий.

Есть случаи, когда, продолжая именоваться журналом, издание переходит фактически на положение альманаха со своеобычной периодичностью (что лишает их возможности проводить подписку). И если прежде альманах мог перерасти в журнал по специальному постановлению инстанции, то теперь никаких препятствий для взаимоперехода не существует - весь вопрос в финансовом обеспечении. Так, прекратил издание журнал для собаководов «Ника», после двух выпусков исчез журнал «Ниагара», всего один номер осилил «толстый» журнал «Воскресенье» - история, привычная для рынка.

И, видимо, процесс «утрясания» периодичности сохранится в обозримом будущем, хотя и никак не повлияет на сетку периодичности в целом.

Сходное положение и с тиражами. Критерий массовости не может служить решающим критерием ни эффективности, ни успеха журнала, ибо всё определяется установкой на характер аудито-

рии - от массовой до узкоспециализированной, у каждой из которых есть свои оптимальные величины потенциальной аудитории. Свои лидеры есть у «толстых» журналов, свои - у детских, свои - у академических. И когда объявляют тиражи типообразующим фактором, то ставят вопрос с ног на голову: не большие тиражи предполагают массовую аудиторию и популярность изложения, а установка на массовую аудиторию предполагает большие тиражи. И успех оценивается тем, как будет реализовы-ваться эта установка.

Впрочем, сегодня, как и в прежние годы, далеко не все определяется потенциальным спросом. Хотя сейчас тиражи стали гораздо более четко отражать свободное читательское волеизъявление -особенно с ликвидацией ведомственной подписки, основательно «подпитывавшей» многие издания, - но непомерно высокая цена за бумагу, полиграфию, доставку искажает и сегодня картину: потенциальный спрос намного выше наличного спроса, ибо определяется возможностями семейного бюджета. Таким образом, можно сформулировать: тиражи определяются непосредственно читательским спросом, но в конечном счете зависят от платежеспособности аудитории.

Завершая обзор современного состояния журнальной прессы, можно утверждать, что, с одной стороны, журнальная периодика России все более приближается к структурам, распространенным в мировой практике (система становится все более «стройной»), а с другой - постепенно преодолевает тягу к непременному копированию западных образцов. Необходимо продолжать тщательное изучение направлений и методов профилирования и внутри-групповой дифференциации; сравнительный анализ с целью выявления общих (типологических) и особенных (профильных) черт изданий каждой группы. Это важно и для уточнения работы, коррекции концепций как уже существующих изданий, так и вновь возникающих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.