шжурсUlu
Дискурс мобильности
УДК 316
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ
Кочнева Елена Дмитриевна,
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина,
Институт социально-политических наук,
магистрант,
г. Екатеринбург, Россия. E-mail: [email protected]
Аннотация
Студенческая мобильность рассматривается как тренд эпохи глобализации. В статье проводится анализ моделей рекрутинга студентов для обучения за рубежом, отмечается доминирование рыночных целей в университетских программах академического обмена.
Ключевые слова:
студенческая мобильность, глобализация, высшее образование, мировой образовательный рынок, модель рекрутинга.
В последние годы студенческая мобильность является неотъемлемой частью жизни практически любого университета. Индикаторы и показатели мобильности рассматриваются в качестве индикаторов эффективности деятельности университета. При всей неоднозначной оценке академическим сообществом Болонских принципов эти самые принципы внедряются постепенно в университетскую жизнь, отчасти меняя ее формы и содержание.
Развитие студенческой мобильности в Европе обусловлено появлением Европейского союза - своеобразного государства без географических границ, с единой валютой, высоким уровнем международного разделения труда и трудовой миграции во всех сферах промышленного производства. Но при этом остаются существенные различия в языках и культуре. Словом, в Европе академическая мобильность является востребованным
политическим, социальным и экономическим процессом, который приносит результаты. Финансовое обеспечение является важной составляющей программ студенческого обмена, без которого тот рискует превратиться в «утечку интеллектуального капитала».
За последнее десятилетие количество студентов, путешествующих в другую страну в целях получения высшего образованием увеличилось более, чем на 95% - около 4,1 млн. студентов по всему миру [4, с. 214]. Глобализация стала основной движущей силой, которая оказала влияние на быстрый рост студенческой мобильности и на изменение мирового образовательного рынка. Традиционный поток студентов из востока на запад и из юга на север стал более разносторонним, несмотря на стремление все большего количества студентов получить «нетрадиционное» образование за рубежом [3, с. 117]. Мобильность создает много преимуществ
Дискурс мобильности
IЩЩи
и возможностей, однако многие студенты не возвращаются в родную страну, и подобная «утечка умов» является большой потерей для экономики их стран.
Новые информационные и коммуникационные технологии также способствуют мобильности. Эти технологии облегчают внедрение совместных программ и проведение совместных исследований, смягчая негативные последствия «утечки умов». Например, в 2006 году ЮНЕСКО и компания Hewlett Packard запустили совместную программу по превращению «утечки умов» в «приток умов» [7]. Этот проект основывался на результатах ранее проведенного эксперимента в странах Южной и Восточной Европы и использовал новые информационные и коммуникационные технологии для общения ученых, которые остались в стране, с учеными, которые уехали из страны.
Развивающиеся страны наравне с западноевропейскими соперничают за место в мировом рынке международного образования. Например, Иордания нацелена на привлечение 100 тыс. иностранных студентов к 2020 году. Сингапур стремится открыть двери для 150 тыс. иностранных студентов к 2015 году. Япония планирует привлечь 300 тыс. иностранных студентов к 2025 году. Однако самую амбициозную задачу поставил перед собой Китай - привлечь около 500 тыс. иностранных студентов к 2020 году. Согласно Project Atlas [1], в 2010 году в Китае уже обучалось более 265 тыс. иностранных студентов, включающих в себя как студентов, приехавших по обмену, так и студентов, получающих академическую степень. Для достижения своей задачи Китай уже предпринял шаги в сторону повышения институционального потенциала вузов для приема иностранных студентов на обучение. Также Китай выделил специальные средства в виде грантов для иностранных студентов.
У ряда развивающихся стран, стремящихся стать популярными для обучения, возникает дилемма по поводу способности приема студентов извне. Во-первых, необходимо обе-
спечить высшим образованием подрастающее население собственной страны, а, во-вторых, нужно создать условия для приема иностранных студентов и активного вовлечения в международный образовательный обмен.
В настоящее время Индия и Китай становятся все более влиятельными не только в мировой экономике, но и в усилении глобальной мобильности студентов. За 5 лет (в период с 2004-2009 гг.) соотношение индийский и китайских студентов среди международных студентов выросло на 5%. Такой рост объясняется следующими основными факторами: растущее благосостояние населения, благодаря которому можно позволить образование за рубежом, и увеличивающаяся ценность качества образования. Согласно отчету о благосостоянии азиатско-тихоокеанского региона в 2012 году в Китае количество миллионеров увеличилось на 5.2%, что в итоге составило 562,4 тысячи человек [2].
Четвертый год подряд Китай находится на первом месте по числу студентов, приезжающих для обучения в США (23,1% или 194,029 человек), и это число растет быстрыми темпами [6, с. 93-94]. Несмотря на то, что происходит сокращение бюджетных средств в университетах США, они энергично набирают и принимают иностранных студентов. Качество, разнообразие, пропускная способность и доступность американских университетов являются достаточно убедительными факторами, которые делают университеты США привлекательной целью для зарубежных студентов, которые не получают федеральную финансовую помощь.
Рыночные факторы, влияющие на потоки зарубежных студентов, не являются исчерпывающим объяснением того, почему студенты едут учиться в США. Правительственные инициативы по отправке студентов за границу в целях упрочения академических навыков и знакомства с разными культурами также оказывают существенное влияние на потоки зарубежных студентов.
Успешная пропускная система целого ряда университетов была бы не осуществима
IЩЩи
Дискурс мобильности
без внедрения новых моделей международного рекрутинга. Эти новые модели включают в себя рекламирование он-лайн, систему выплат комиссионных агенту - поставщику студентов. Например, такие Интернет-сайты, как Chasedream.com в Китае и Pagalguy.com в Индии помогали молодежи в принятии решения обучаться за границей. В настоящее время многие учебные заведения используют веб-сайты для своей рекламы и достигают большого расширения услуг для своих будущих студентов. В борьбе за привлечение лучших талантов эффективными и экономически выгодными оказываются такие модели международного рекрутинга студентов, в которых коммерческие цели доминируют над академическими ценностями образования.
В то же время, многие ведущие принимающие страны (США, Великобритания), продолжают заниматься вопросами «выталкивания» еще большего количества студентов на обучение за рубеж. В частности, в 2009 году Барак Обама инициировал программу «100,000 Strong Educational Exchange Initiatives», направленную на поддержку обучения 100 000 американцев в Китае [5]. Финансирование программы предполагается не из государственного бюджета, а за счет средств частных компаний.
В последние годы термин «мобильность» расширяется с традиционного географического понятия до более широкого толкования: студенты, а также ВУЗы и образовательные программы стали мобильными. Мобильность теперь воспринимается в форме дистанционного и виртуального обучения (например, веб-семинары, веб-лекции). Появляются модели филиалов ВУЗов, а также региональные образовательные «хабы» - «Город знаний» (Knowledge City) в Дубае, «Город образования» (Education City) в Катаре и «Всемирная школа» (Global Schoolhouse) в Сингапуре.
Для государства академическая мобильность позволяет создавать эффективный региональный рынок труда, обмениваться квалифицированными человеческими ресурсами, перераспределять ограниченные бюджетные средства, готовить когорту лидеров в различных областях, формировать взаимное доверие
элит стран, а также, повышать конкурентоспособность национальной системы образования.
Причинами роста численности студентов, обучающихся за границей, все больше являются рыночные процессы, а не государственная политика или вопросы оказания помощи. Международный рынок образовательных услуг превращается в стремительно развивающийся сектор экономики, центральными элементами которого являются международный маркетинг образовательных учреждений и целенаправленный набор иностранных студентов.
1. Институт международного образования: Project Atlas China [Электронный ресурс]. URL: http://www.iie.org/ Services/Project-Atlas/China.
2. Исследование Capgemini: мировое благосостояние в 2012 году [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket. ru/news/2012/06/20/4443.
3. Тремблэй К. Интернационализация: Формирование стратегий в национальном контексте // Вестник международных организаций. 2010. № 3 (29). С. 117.
4. How many students study abroad? // OECD Factbook 2011-2012. Economic, Environment and Social Statistics. 2011. P. 214.
5. Official website of U.S. Department of State: «100,000 Strong Educational Exchange Initiatives» [Электронный ресурс]. URL: http://www.state.gov/100k/.
6. Trends in International Migration. Continuous Reporting System on Migration. Annual Report. OECD 2011 Edition. Pp. 93-94.
7. UNESCO. Education today: from brain drain to brain gain [Электронный ресурс]. URL: http://unesdoc.unesco.org/ images/0014/001477/147739e.pdf.
1. Institut mezhdunarodnogo obrazovaniya: Project Atlas China [E'lektronnyj resurs]. URL: http://www.iie.org/Services/ Project-Atlas/China.
2. Issledovanie Capgemini: mirovoe blagosostoyanie v 2012 godu [E'lektronnyj resurs]. URL: http://gtmarket.ru/ news/2012/06/20/4443.
3. Tremble'j K. Internacionalizaciya: Formirovanie strategij v nacional'nom kontekste // Vestnik mezhdunarodnyx organizacij. 2010. № 3 (29). S. 117.
4. How many students study abroad? // OECD Factbook 2011— 2012. Economic, Environment and Social Statistics. 2011. P. 214.
5. Official website ofU.S. Department of State: «100,000 Strong Educational Exchange Initiatives» [E'lektronnyj resurs]. URL: http://www.state.gov/100k/.
6. Trends in International Migration. Continuous Reporting System on Migration. Annual Report. OECD 2011 Edition. Pp. 93-94.
7. UNESCO. Education today: from brain drain to brain gain [E'lektronnyj resurs]. URL: http://unesdoc.unesco.org/ images/0014/001477/147739e.pdf.
Дискурс мобильности
тщрПи
UDC 316
CONTEMPORARY TRENDS OF STUDENT MOBILITY
Kochneva Elena Dmitrievna,
Ural Federal University, named after the First President of Russia B.N. Yeltsin,
Institute of social-political sciences,
magistrant,
Ekaterinburg, Russia.
E-mail: [email protected]
Annotation
The student mobility is regarded as a trend of the epoch of globalization. The article presents an analysis of the recruiting models of student education abroad, notes the domination of market targets in University programs of academic exchange.
Key words:
student mobility, globalization, high education, world educational market, recruiting model.