УДК 37.G ББК 74.G6
Н. В. Поповицкая Кандидат педагогических наук
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГУ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВОСПРИЯТИИ
Голос несет важную информацию о человеке: о его психическом состоянии, о его культуре и воспитании, о чувствах и эмоциях, об отношении к предмету речи и собеседнику. Вся педагогическая деятельность осуществляется в процессе общения. Чем богаче, разнообразнее речь педагога, тем сильнее его влияние на мыслительную деятельность учеников, качество их знаний. Совершенствуя уровень речевой и коммуникативной культуры, будущий педагог, педагог, воспитатель, прежде всего, работает, над своей личностью.
Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога, педагогическое общение, речевая коммуникация, голосоречевые возможности педагога.
N. V. Popovitskaia PhD in pedagogy
MODERN REQUIREMENTS TO THE TEACHER IN THE INTERPERSONAL PERCEPTION
Voice carries important information about a person: about his mental state, its culture and education, about the feelings and emotions of the relation to the subject of the speech and the other party. All educational activities are carried out in the communication process. The richer, more varied speech teacher, the stronger its effect on the mental activity of pupils, the quality of their knowledge. Improving the level of verbal and communicative culture, a future teacher, teacher, educator, first of all, working on his personality.
Key words: the professional standard of the teacher, teacher communication, verbal communication, voice-verbal abilities of the teacher.
Педагог - ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.
Федеральный закон № 273-Ф3 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» относит дошкольное образование к одному из уровней общего. В соответствии с
законом, сегодня любая школа вправе реализовывать программы дошкольного образования. Отсюда возникает необходимость единого подхода к профессиональным компетенциям педагога дошкольного образования и учителя.
Любая профессиональная деятельность требует определенной предрасположенности. Для педагогической деятельности необходимы такие качества как воля, терпение, такт, ответственность, художественный вкус, чувство меры и другие личностные характеристики. Помочь, во что бы то ни стало - вот реальный путь к рождению педагогической индивидуальности. К этому прибавляются знания, опыт, интеллект и другие составляющие элементы педагогики и, конечно, речевая культура воспитателя, педагога.
Речь преподавателя, воспитателя, учителя является основным средством воздействия на обучаемого, поэтому должна быть образцовой и безукоризненной. Сочетание звучного, сильного голоса, чёткой, ясной дикции, логически построенной, богато интонированной речи является важнейшей составляющей профессиональной компетенции. Умение преподавателя, воспитателя, учителя грамотно использовать свои голосо-речевые возможности снижает риск возникновения профессиональных заболеваний голосового аппарата, а знание основ работы по постановке голоса, дыхания, дикции и развитию выразительной речи необходимо для проведения работы с различными категориями детей и взрослых. Выразительность рассматривается как качественная характеристика речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Понятие выразительность речи имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные средства (интонационная, лексическая, синтаксическая выразительность) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства речевой коммуникации.
Исследованию речевой коммуникации посвящено множество работ в отечественной и зарубежной психологии, социальной психологии, психолингвистике, социолингвистике, педагогике и ряде других наук. Общение рассматривается в работах К.А.Альбухановой-Славской, Б.Г.Ананьева, Г. М.Андреевой, В.И.Беликова, В.М.Бехтерева , А.А.Бодалева, Л.С.Выготского, А.А.Залевской, И.А. Зимней,
A.А.Леонтьева, А.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова,
B.Н.Мясищева. Как средство и условие формирования, развития и социализации личности, как фактора проявления внешних, значимых для личности отношений с другими людьми, как речевое воздействие.
Характер взаимодействия и взаимопонимания людей, результаты, к которым они приходят в совместной деятельности, существенно определяются тем, насколько качественно человек отражает, идентифицирует и интерпретирует облик, поведение, эмоции другого человека.
Для того чтобы овладеть технологией речевого воздействия, необходимо иметь общее представление о произносительном аппарате человека и процессе речеобразования, а также о таких ключевых понятиях, как дикция, голос, интонация. Кроме того, нужно знать орфоэпические нормы языка и способы исполнения речи перед аудиторией, включая стандарты телесных движений (мимики, жестов, позы). Здесь недостаточно филологической подготовки, надо знать театральную педагогику, необходимо разобраться в
психологических закономерностях общения. Умение ориентироваться в интонационном многообразии и разноголосице человеческой речи необычайно ценно для учителя, воспитателя, поскольку львиная доля его труда связана с воздействием словом. Слово, адресованное к сознанию ученика, влияет на его деятельность, на его поведение. Однако, проблема, что будущих педагогов этому не «учат»! Голос, в большей мере, чем речь имеет значение для преподавателя как инструмент в его профессиональной деятельности. В физическом смысле под голосом понимается совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков. Умение владеть голосом
- важный показатель ораторского мастерства и предпосылка убедительности речевой коммуникации. Необходимыми качествами голоса являются: красивый тембр (в любой ситуации), сила, полетность, выносливость, большой диапазон. К недостаткам голоса относятся неприятный тембр, хрип, сип, малый диапазон, напряженное звучание. Театральные педагоги (А.М.Бруссер, М.П.Оссовская,
А.И.Савостьянов, А.П.Ершова, И.Ю. Пром-това) считают, что хороший природный голос необходимо тренировать, чтобы он стал выносливым, готовым к большим нагрузкам. Регулярно занимаясь, можно его развить, усилить, расширить диапазон, заставить звучать резонаторы и тем самым улучшить тембр, сделать своим помощников в профессиональной деятельности.
Большое значение имеет охрана голосового аппарата. В связи с этим наиболее актуальными являются вопросы сохранения голосового здоровья при помощи специальных мероприятий, упражнений. Повышенная голосовая нагрузка вредный производственный фактор. Многими научными трудами (Л.Б. Рудин, З.И.Аникеева, М.С. Агин, И.И. Силантьева) доказано, что правильное использование техники голосообразования является мощным средством профилактики нарушений голосовой функции людей речеголосовых профессий. И даже если эти навыки привиты в большей или в меньшей степени, это уже оказывает положительное действие.
Анализ различных подходов позволил выделить следующие критерии сформирован-ности речевой коммуникации в процессе работы над дыханием, слухом, совершенствованием артикуляционного аппарата, снятием зажимов и избавлением от неуверенности, которые мешают в работе над голосом:
• приобретение и использование навыков правильного свободного дыхания;
• раскрытие и развитие голосовых воз
• можностей каждого слушателя;
• приобретение безупречной дикции;
• овладение правильным произношением, согласно современным нормам русского языка;
• освоение основ словесного действия и взаимодействия;
• развитие речевого слуха;
• приобретение навыков работы с текстом;
• партнерское взаимодействие
Предложенный адаптированный курс для
студентов педагогических вузов, преподавателей, направлен на совершенствование коммуникативных навыков и умений, проявляющихся в правильной дикции, орфоэпической культуре речи, в интонировании и расстановке словесного и логического ударения во фразе даст возможность повысить культуру педагогического общения.
Программа «Совершенствование речевой культуры преподавателей» была представлена на международной научно-практической конференции «Единое образовательное пространство: взрослые и ребенок», где получила положительную оценку преподавателей, но, к сожалению, реализовать в педагогических вузах, училищах нет возможности.
На курсах повышения квалификации преподавателей ФГАОУ АПК и ППРО был проведен опрос, анкета содержала следующие вопросы:
1. Является владение своим голосом частью вашей профессиональной подготовки? 87 % - НЕТ
2. Вы когда-нибудь посещали речеголосовые тренинги? 87% - НЕТ
3. Вы когда-либо испытывали нарушения голосовых функций, вызванных вашей работой? 68% -ДА
4. Считаете ли вы, что курсы помогающие владеть своим голосом для преподавателей, должны быть обязательными? 87% - ДА
Можно сделать вывод, что такой курс будет востребован для успешной профессиональной педагогической деятельности, имиджа педагога в межличностном восприятии.
Процесс обучения правильной речи можно разделить на два этапа.
Первый этап направлен на то, чтобы обучающийся услышал свои ошибки, уделять внимание именно внешней технике речевого действия. Что входит в понятие внешняя «техника речевого воздействия», каковы действительные функции её элементов?
Голос, дикция, произносительная и языковая культура речи, языковая и интонационная выразительность, владение жестовомимическими средствами выразительности
- все это элементы внешней техники речевого действия.
Второй этап - развитие коммуникативной активности, когда ошибки услышаны, зафиксированы и начинается творческая работа, и это правильно, потому что в любом искусстве, в том числе и искусстве речи, техника должна опережать творчество. Техника нужна для того, чтобы забыть о ней в моменты творчества. А забудется она лишь тогда, когда станет рефлексом, второй натурой, естественностью поведения.
Задачами курса являются:
1. Совершенствование правильного произнесения звуков и звукосочетаний, на основе овладение правильным брюшно-диафрагмальным дыханием, снятием мышечного зажима для активизации речевых навыков;
2. Овладение нормами орфоэпии, в целях для умения создания правильного рит-мическо-мелодического рисунка речевого высказывания;
3. Развитие умений владения культурой слухового восприятия, речевого- фонематического слуха в условиях устного взаимодействия ( в контексте непосредственного общения).
Личность формируется и проявляет себя в системе социальных отношений, в общении. Живя в обществе, вступая в разнообразные отношения, человек постоянно осуществляет речевую деятельность, а вместе с этим использует и язык. Следовательно, значение речевой деятельности и знаков языка в формировании личности и в её деятельности чрезвычайно велико. Рассматривая речевую коммуникацию как специфический вид деятельности, посредством которого происходит взаимодействие между людьми, В.М.Бехтерев характеризует его как «механизм осуществления совместной деятельности и формирования её коллективного субъекта», «механизм объединения людей в группы».
В настоящий момент педагогика и психология считают становление самобытности личности, ее самореализацию и самоактуализацию важнейшими условиями профессиональной деятельности. При этом наблюдается слияние общественного и личностного смыслов: обществу нужно развитие индивидуальности учителя в своих целях, а следовательно, в целях самой личности, так как она испытывает удовлетворение, является обретением смысла своей жизни в процессах самоопределения, самоактуализации и самореализации. То есть ее личностные цели и смыслы будут общественно значимыми, а индивидуальность считается не только как личностная, но и социальная, в том числе профессиональная ценность.
Овладение нормами педагогической профессии происходит во время приобщения преподавателя к человеческой и педагогической культуре. На основе этого формируется личная и профессиональная культура. Слово «культура» воспринимается человеком как улучшение, достижение им высот в жизнедеятельности и приобщении к системе нравственных ценностей.
Культура может быть как вне человека, так и в нем самом. Культура - это целое, органичное сочетание множества сторон человеческой деятельности, отсюда можно поделить культуру на общественную и индивидуальную. Началом определения культуры, ее сути выступает мировоззрение, самосознание создателей этой культуры, каждый из нас является носителем культуры своего времени.
Основой становления культуры педагога выступает его общая культура. Культура педагога проявляется в многосторонности, эрудиции во многих областях, высоком духовном развитии. А также в потребности общения с искусством, людьми, в культуре мышления, труда, общения. Она же является основой профессиональной педагогической культуры.
Главное культурное качество человека - это универсальность. Однако общая культура -это не просто универсальность и разносторонность человека. Чтобы дать определение истинно культурного человека, чаще употребляют такие понятия, как «духовность» и «интеллигентность», которые проявляются в общении, через голос, выражая внутреннее состояние.
Духовность - характеристика качеств человека, сознания и самосознания личности, которая отражает единство и гармонию внутреннего мира, умение преодолевать себя и быть в гармонии с окружающим нас миром. Духовность характеризуется не только образованностью, широкими и глубокими культурными требованиями, но и включает в себя непрекращающийся духовный труд, понимание мира и себя в нем, тягу к улучшению себя, перестройке своего внутреннего мира, расширению своего кругозора.
Интеллигентность - это качество культурного человека. Оно не заключается в приобретении высшего образования и умственной специальности. Интеллигентность заключается не только в познаниях, но и в умении понимать и принимать индивидуальность другого человека. Интеллигентность выражается в тысяче тонкостей: в умении вежливо спорить, неприметно помогать другим, восхищаться всеми красками природы, в своих собственных культурных достижени-
ях. Истинно интеллигентный человек должен полностью нести ответственность за свои слова и поступки, уметь ставить перед собой жизненные цели и достигать их.
Все эти понятия должна включать в себя и культура профессионального педагога. Педагог, воспитатель - это первый эталон социальной культуры в жизни ребенка. Именно с него ученики, воспитанники берут пример, стараются быть как он и отвечать всем запросам социального общества.
Педагогу следует объективно оценивать собственные возможности, знать свои слабые и сильные стороны, значимые для данной профессии: особенности саморегуляции, самооценки, эмоциональные проявления, коммуникативные способности, которые в полной мере проявляются в педагогическом общении.
Педагогическое общение одновременно реализует коммуникативную, перцептивную и интерактивную функции, используя при этом всю совокупность вербальных, изобразительных, символических и кинетических средств.
Речевая коммуникация - это такой набор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.
Из чего же слагается общение, каковы его выразительные средства? Прежде всего, это голос, взгляд, слово, интонация, жест. Эти знаки общения могут много рассказать о том, кто ими пользуется. Например, взглядом легко обидеть, оттолкнуть человека, если взгляд иронический, циничный, презрительный, надменный или хмурый. Напротив, открытый, ласковый, легкий, приветливый взгляд располагает к общению, настраивает на доверительное отношение к человеку. Интонация в голосе также значима в общении. Она заключает тот скрытый смысл, подтекст, который порой важнее открытого текста. Самые правильные слова могут показаться обидными, оскорбительными, если они звучат пренебрежительно. Интонацией можно поддержать, ободрить, вселить надежду, поднять настроение. Макаренко тренировал себя, работал над тоном, интонацией. Фразу «Иди сюда» заставлял себя произносить по 15-20 раз, вкладывая в неё разный педагогический смысл, а значит, и разную интонацию.
В целом ряде работ (А.Б.Бельский,
В.А.Артемов, Л.Д.Ревдова, В.И.Кадомцев) были сделаны попытки классифицировать все многообразие речевых действий. Исследователями выделены коммуникативные
Перспективы Науки и Образования, 2013, №5
задачи (словесные действия) говорящего вычайно актуальна, поскольку определяет
(например, сообщение, убеждение, побуж- почти 40 процентов его профессионального
дение, внушение, одобрение, объяснение, успеха.
опровержение, доказательство, вопрос и Голос несет важную информацию о че-
др.), которые несут наибольшую функцио- ловеке: о его психическом состоянии, о
нальную нагрузку в педагогическом обще- его культуре и воспитании, о чувствах и
нии. Коммуникативные задачи говорящего эмоциях, об отношении к предмету речи и
более изучены, чем коммуникативные за- собеседнику. Вся педагогическая деятель-
дачи слушателя. Устное выступление перед ность осуществляется в процессе общения.
аудиторией является неотъемлемой частью Чем богаче, разнообразнее речь педагога,
речевой коммуникации преподавателя. Как тем сильнее его влияние на мыслительную
известно, впечатления людей от общения деятельность учеников, качество их зна-
друг с другом на 55 процентов основаны на ний.
языке тела, на 38 процентов на тембре голоса Совершенствуя уровень речевой и коми дикции и лишь на 7 процентов на словах, муникативной культуры, будущий педагог,
которые они произносят, поэтому проблема педагог, воспитатель, прежде всего, рабохорошего голоса для преподавателя чрез- тает, над своей ЛИЧНОСТЬЮ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.200 с.
2. Зарецкая, И.И., Бруссер, А.М., Оссовская, М.П. Устная речь в деловом общении. - М.: Дрофа, 2009. - 221с.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2001. - 384с.
4. Рудин, Л.Б. Основы голосоведения. - М.: Граница, 2009. - 104 с.
5. Поповицкая Н.В. Коммуникативная культура: основы, методика, условия: Монография LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011г. - 185 с.
6. Поповицкая Н.В. Познавательно-речевая активность младших школьников: Монография. - М.: АПК и ППРО, 2012. - 168с.
7. Поповицкая Н.В. Совершенствование речевой культуры преподавателя. Программа повышение квалификации. - М.: АПК и ППРО, 2011. - 24 с.
REFERENCES
1. Bodalev A.A. Vospriiatie i ponimanie cheloveka chelovekom [The perception and understanding of the human person]. Moscow, Izd-vo Mosk. Un-ta, 1982. 200 p.
2. Zaretskaia I.I., Brusser A.M., Ossovskaia M.P. Ustnaia rech' v delovom obshchenii [Speaking in business communication]. Moscow, Drofa, 2009. 221 p.
3. Zimniaia I.A. Pedagogicheskaiapsikhologiia [Educational psychology]. Moscow, Logos, 2001. 384 p.
4. Rudin L.B. Osnovygolosovedeniia [Basics voicings]. Moscow, Granitsa, 2009. 104 p.
5. Popovitskaia N.V. Kommunikativnaia kul'tura: osnovy, metodika, usloviia: monografiia [Communicative culture: the basics, methods, conditions: monograph]. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. 185 p.
6. Popovitskaia N.V. Poznavatel'no-rechevaia aktivnost'mladshikh shkol'nikov: monografiia [Cognitive-speech activity of younger schoolboys]. Mosocwm, APKiPPRO, 2012. 168 p.
7. Popovitskaia N.V. Sovershenstvovanie rechevoi kul'tury prepodavatelia. Programma povyshenie kvalifikatsii [Improvement of speech culture of a teacher. Professional development program]. Moscow, APKiPPRO, 2011.24 p.
Информация об авторе Поповицкая Наталья Владимировна (Московская область, г.Красногорск) - Кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального и дошкольного образования. Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (г. Москва). E-mail: popovickaya@apkpro.ru
Information about the author Popovitskaia Natal'ia Vladimirovna (Moscow region, Krasnogorsk) - PhD in pedagogy, assistant professor of the derartnent of elementary and early childhood education. The Academy of Professional Development and Retraining of Education (Moscow). E-mail: popovickaya@apkpro.ru