5.4. СОВРЕМЕННЫЕ ТОРГОВОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДОГОВОРЫ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Демидова Д. С., соискатель ВГНА Минфина России
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Правовое регулирование международной торговоэкономической, коммерческой деятельности осуществляется международными договорами, актами внутреннего (национального) законодательства, обычаями делового оборота (торговыми обычаями), судебной, арбитражной; практикой и доктриной. Эти источники находятся между собой в сложных юридических взаимоотношениях, обусловленных коллизиями норм различных правовых систем и различной отраслевой принадлежности. Международные торгово-экономические договоры выполняют координирующую функцию в процессе организации правового регулирования торгово-экономических отношений разных стран. Международное публичное право, международное частное право и право международных организаций включают значительный массив международных торгово-экономических договоров, возникающих как из правовой организации международных торгово-экономических отношений, так и из соответствующей компетенции международных экономических организаций их разрабатывающих и внедряющих в мировой хозяйственный оборот. Международные торгово-экономические договоры, как источники международного частного права, помимо координирующей роли в совершенствовании гражданского законодательства национальных государств, признаются авторитетными эталонами оценки уровня его развития1. Это обеспечивается спецификой структуры и содержания международных торгово-экономических договоров, представляющих собой комплекс базовых норм и принципов международной коммерческой деятельности. Известный юрист-международник Усенко Е. Т. отмечал, что когда речь идет соотношениях различных национальных правовых систем, то возникает проблема более сложная, чем регулятивные возможности международного частного и публичного права в международных коммерческих отношениях, поскольку речь идет о категориях различных систем права2. На развитие торгово-экономических договоров оказывают влияние основные факторы современной действительности.
Во-первых, в условиях глобализации и информатизации мирохозяйственных связей значительно возросла роль оборота отдельных видов сырья, товаров, работ, услуг, ранее не игравших доминирующую роль
1 Международный Институт унификации частного права (УНИДРУА) на основе анализа международно-правовой договорной практики выработал Принципы международных коммерческих договоров. М., 1996.
2 Усенко Е. Т. Соотношение категорий международного и национального (внутригосударственного) права // Советское государство и право. 1983. № 10, С. 50.
в мировом хозяйстве (телекоммуникации, информационные технологии, товары массового спроса).
Во-вторых, повышение международного значения фактора миграции рабочей силы в сфере торговли услугами из-за политических, социальных, национальных причин, отсутствия национальных рынков занятости, для получения образования.
В-третьих, проявление новых граней научно - технического прогресса требует активизации обращения к средствам международного частного права, поскольку оно оказывается все более необходимым для предотвращения «столкновения» российских и иностранных законов и формирования унифицированной юридической основы сотрудничества, усиления защиты прав и интересов участников международного гражданского обмена.
Все это имеет принципиальное значение для дальнейшего развития международного частного права и повышения его роли в деле правового обеспечения торговоэкономического, научно - технического сотрудничества между субъектами права различных государствЗ. Состояние действующего российского законодательства в области международного частного права отражает сложившуюся практику включения норм, регулирующих отношения гражданско-правового характера с иностранными элементом, в отраслевые кодификационные акты, например, Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации и другие.
Международно-правовая норма торгово-экономического договора, являясь источником международного частного права, приобретает особую юридическую значимость в сфере внутригосударственной хозяйственной жизни в результате ее трансформации в норму внутригосударственного права. При этом трансформация норм международного договора во внутригосударственное право осуществляется в различных правовых формах, посредством издания внутригосударственных актов, регулирующих коммерческие отношения с иностранным элементом.
Эффективность применения международных торгово-экономических договоров в качестве источников международного частного права зависит от эффективности правовой системы в целом. Это правило по-разному интерпретируется в отечественной доктрине. Высказывается мнение, что целесообразнее перейти к поддержке монистических теорий, суть которых в признании международного и внутреннего права частями единой системы права4. Дуалистическая теория исходит из принадлежности международного и внутреннего права к различным системам права, когда международный договор рассматривается как часть внутренней системы права после его трансформации во внутреннее право государства и установления государством в своем национальном праве общей нормы, придающей международным торгово-экономическим нормам силу внутригосударственного действия5. Содержание российского международного частного права
3 См.: Лисовский В. И. Правовое регулирование международных экономических отношений. - М.: Высшая школа. 1984. С. 43-47; Толстопятенко Г. П. Европейское налоговое право. -М.: Норма. 2001. С. 20-23.
4 Карро Д. Жюйар П. Международное экономическое право. -М.: Международные отношения. (пер. с франц.) 2002. С. 8-10.
5 Броунли Я. Международное право (в двух книгах). - М.:
Прогресс (пер. с англ.). С. 73-77.
определяется системой его источников, к которым в Российской Федерации относятся ее Конституции, международные договоры и законодательство, а также признаваемые в Российской Федерации обычаи.
Международное право неспособно регулировать внутригосударственные отношения так же, как механизм действия национального права не всегда подходит для регулирования межгосударственных отношений. Для того чтобы нормы международного права приобрели способность регулировать отношения с участием физических и юридических лиц, они должны войти в правовую систему страны, приобрести юридическую силу национального права. Только в таком качестве нормы международного договора будут регулировать внутригосударственные отношения, устанавливать права и обязанности для физических и юридических лиц этого государства. Правовое регулирование таких отношений в одном государстве затрагивает интересы субъектов национального права других государств и, следовательно, интересы самих государств. Это порождает стремление заинтересованных государств каким-то образом координировать национальное право на международном уровне, в том числе с помощью международных договоров - двусторонних, многосторонних, универсальных. Регулируя отношения между государствами, договоры обязывают государства обеспечить применение предусмотренных в них правовых предписаний в сфере своей юрисдикции. Государство берет на себя обязательство применять все необходимые меры для того, чтобы сформулированные в договоре нормы применялись повсеместно на его территории всеми физическими и юридическими лицами и его правоприменительными органами6. Для осуществления норм международных договоров им следует придать силу национального права. Это сделает их юридически обязательными для участников частноправовых отношений. Юридический механизм данного процесса предусматривается внутренним правом государства и обычно именуется трансформацией международно-правовых норм в национально-правовые. В России основу этого механизма составляет п. 4 ст. 15 Конституции, согласно которому международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.
Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Порядок и правовые формы присоединения России к международным договорам определяются Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» 1995 г. Согласие России на обязательность международного договора выражается либо в форме Федерального закона, либо в форме Указа Президента Российской Федерации или Постановления Правительства Российской Федерации.
Эти акты являются теми правовыми формами, в которых нормы международного договора вводятся в российскую правовую систему. Именно они являются источниками внутреннего права вообще и международного частного права в частности. Международный договор действует как национально-правовой акт, что
6 Богуславский М. М. Международное частное право. - М.: Юрист. 1998. С. 87.
снимает проблему «двойственности» источников международного частного права.
В последние годы состав российских торгово-экономических договоров, как источников международного частного права, существенно изменился. Особенности их заключается в неурегулированности ряда актуальных проблем, множественность пробелов, затянувшийся период их восполнения, существование наряду с недавно принятыми российскими актами устаревших в значительной мере союзных норм. Другая примета, но уже позитивного свойства, характерна для внешних торговоэкономических договоров как источников международного частного права. Речь идет о расширяющейся сфере воздействия международно-правовых договоров на международные коммерческие отношения и международный гражданский оборот в целом. Развитее и обновление таких отношений, потребность в защите прав и законных интересов субъектов международного частного права обуславливает необходимость всестороннего совершенствования применяемых в этой области международноправовых инструментов7.
Общий режим внешних и внутригосударственных торгово-экономических договоров, связанных с иностранным правоприменением международными и национальными судами, регулируется помимо норм законодательства отдельных стран международноправовыми актами такими, как: Международная конвенция о взаимодействие судов и судебно-правовом сотрудничестве по гражданским и коммерческим делам, Гаагская конвенция от 15 ноября 1965 г. о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам, Гаагская конвенция от 18 марта 1970 г. о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам, Луганская конвенция от 16 сентября 1988г. о юрисдикции и приведении в исполнение судебных решений по гражданским и коммерческим делам8, Амстердамский договор, изменяющий Договор о Европейском Союзе (статьи о полномочиях Суда Европейского Союза) Ма-ахстрихтское соглашение 1999 г. о создание Единого Валютного Союза и Европейского Центрального Банка и другие9. Так Маахстрихтское соглашение направлено на пресечение действий стран-участниц, характеризующихся несоблюдением ограничений, накладываемых на страны-участницы в области торгово-экономических отношений и связанных с извлечением политических и экономических преимуществ от членства в ЕС. Соглашение стремится не допустить дестабилизирующего влияния на Европейский Валютный Союз различий, существующих в торгово-экономических договорах различных стран10. Международный торго-
7 Теоретическим проблемам повышения роли внешнеэкономических договоров, как источников международного частного права в последнее время посвящены фундаментальные труды российских ученых таких как: Ануфриева Л. П., Вилкова Н. Г., Дмитриева Г. К., Звеков В. П., Зыкин И. С., Комаров А. С. и другие.
8 Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации / Специальное приложение. № 10. 2000. С. 7-61.
9 См. Еигореап Community Law Selected Documents (Including European Union Materials) / Bermann G. A., Goebel R .J., Davey W.J., Fox E.M. eds. St.Paul, Minn., 1997; Proceedings of the Court of Justice and Court of Frist Instance of the European Communities. Luxembourg, 1996-1999.
10 Орлова Т. А. Международные соглашения в области бюджетной политики // Финансы. № 4. 2003. С. 77-78.
во-экономический договор становится договором Российской Федерации, включается в ее правовую систему и приобретает значение источника права при соблюдении следующих условий.
Во-первых, необходимо согласие Российской Федерации на обязательность для нее международного договора. Такое согласие может быть выражено путем подписания договора, обмена документами, образующими договор, ратификации договора, его утверждения, принятия, присоединения к договору либо применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились стороны. Решения о согласии на обязательность для Российской Федерации международных договоров принимаются органами государственной власти в соответствии с их компетенцией (ст. 6 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации»). Конституционные нормы об опубликовании законов и о порядке применения нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (ч. 3 ст. 15) имеют прямое отношение и к международным договорам РФ.
Во-вторых, требуется, чтобы международный договор вступил в силу в порядке и сроки, предусмотренные в договоре или согласованные между сторонами (ст. 24 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.)11.
При рассмотрении торгово-экономических договоров не могут быть обделены вниманием и средства так называемого негосударственного регулирования. Вырабатываются они самими участниками коммерческого оборота или непосредственными организациями и носят рекомендательный характер. Средства негосударственного регулирования многочисленны - это своды единообразных правил, общие условие, типовые контракты, кодексы поведения, руководства по совершению сделок и др12.
Расширение рамок государственного регулирования в сфере торгово-экономических договоров, где действуют начала свободы договора, автономии воли и имущественной самостоятельности участников коммерческого оборота, диспозитивности, представляется естественным. Этому в немалой степени содействуют гибкость средств государственного регулирования к их быстрым, отвечающим интересам оборота, изменениям.
В Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ предусмотрено: участие РФ в международных экономических санкциях в отношении одного государства или ряда государств и введении этих санкций в действие определяются Указами Президента РФ.
Специфика правового регулирования торговоэкономических договоров определяется наличием разных по своей природе источников права. Государство принимает специальное законодательство по вопросам внешних экономических связей, нормы которого не сливаются с другими нормами внутренней системы права, а носят обособленный характер. Особенности источников той или иной системы зависят от
11 Международное публичное право. Сборник документов. Том. 1. - М.: БЭК. 1996. С. 67-87.
12 Звеков В. П. Международное частное право: Курс лекций. М., 1999 г. С. 115.
сущности природы этого права, которая определяется сущностью регулируемых общественных отношений.
В доктрине широко распространено мнения о « двойственной» природе торгово-экономических договоров, согласно которой к ним относятся как национальноправовые, так и международно-правовые формы. С помощью коллизионно-правового и материально-правового методов коммерческое и международное право объединяет в себе нормы внутригосударственного законодательства, международных договоров и обычаев.
Общепризнанным в современной доктрине является положение о том, что роль международных договоров как источника международного частного права повышается. Международные договоры являются результатом согласования различных государств, принимающих участие в них. Таким образом, договоры представляют собой соглашение государств относительно содержания договорных норм и относительно признания таких норм в качестве юридически обязательных для государств - участников договора.
По существу международные договоры в области международного частного права регулируют отношение с участием юридических и физических лиц - субъектов внутреннего права, но обязательства по договору возлагаются и на государства участвующее в нем, которые несут ответственность за приведение своего внутреннего права в соответствии со своими международными обязательствами.
Федеральный закон, разработанный на основе конституционных положений и норм международного права «О международных договорах РФ», исходит из значения международных договоров как существенного элемента стабильности международного правопорядка, функционирование правового государства. Стабильность международных отношений - важный фактор устойчивого развития деловых контактов граждан и организаций различных стран, международного общения в целом.
Торгово-экономические договоры в системе международных договоров, опосредующие коммерческие обязательства воздействуют на поведение субъектов международного частного права, к которым относятся граждане и юридические лица. Механизм действия торговоэкономических договоров в коммерческой деятельности, объясняется известной доктриной трансформации международных коммерческих норм во внутреннее коммерческое право, основные положения которой сводятся к следующему:
1. Международно-правовая норма приобретает юридическую силу во внутригосударственной сфере, в результате ее трансформации в норму внутреннего права.
2. При трансформации международный договор как акт международного права остается формой правовой связи заключивших его государств.
3. «Трансформированная» норма отличается определенной автономией в системе внутригосударственных норм, что объясняется связью этой нормы с породившим ее международным обязательством.
4. Выбор той или иной формы трансформации зависит от содержания международного договора и характера регулируемых отношений.
5. Трансформация норм международного договора во внутригосударственное право осуществляется в
различных правовых нормах, посредством издания различных внутригосударственных актов.
Стороны международного торгово-экономического договора находятся на территории: разных государств и в связи с этим имеют ограниченный доступ к информации о торговом обороте в государстве партнера. Поэтому в международной торговой практике достаточно четко подчеркивается обязанность сотрудничества сторон с целью надлежащего исполнения обязательств. Принципы УНИДРУА предусматривают, что каждая сторона должна сотрудничать с другой стороной, если такое сотрудничество можно разумно ожидать в связи с исполнением обязательств этой стороны13.
Основным принципом исполнения коммерческих сделок является принцип надлежащего исполнения, который закреплен ст. 309 ГК РФ. Он означает, что обязательства должны исполняться в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями делового оборота и иными обычно предъявляемыми требованиям. То есть обязательство должно быть исполнено надлежащим должником, надлежащему кредитору, в надлежащий срок, в отношении надлежащего предмета, в надлежащем месте и надлежащим способом. Конкретные правила, касающиеся надлежащего исполнения отдельных видов обязательств, складываются под влиянием договорной практики, обычаев международной торговли. Способ исполнения обязательств определяется унифицированными обычаями международного торгового оборота (ИНКОТЕРМС) и иными публикациями Международной торговой палаты, а также рядом Типовых контрактов и Руководств по заключению различного рода международных договоров.
Принципы УНИДРУА раскрывают содержание надлежащего исполнения международного коммерческого договораю. Так, ст. 6.1. содержит правила определения срока исполнения обязательства. Место исполнения обязательства может быть определено договором. Если в договоре оно не установлено или не может быть определено исходя из договора, то исполнение должно быть произведено по денежному обязательству. Принципы УНИДРУА определяют правила исполнения денежного обязательства. В соответствии с ними, если денежное обязательство выражено в иной валюте, чем валюта мест платежа, оно может быть
исполнено должником в валюте места платежа. Исключением из этого правила являются случаи, когда валюта платежа не является свободно конвертируемой или когда стороны договорились, что платеж должен быть осуществлен в валюте, в которой выражено денежное обязательство.
Если же денежное обязательство не выражено в конкретной валюте, платеж должен быть совершен о валюте места, где должен быть совершен платеж (ст. 6.1.5 0). Платеж в валюте места платежа должен быть совершен в соответствии с применимым курсом обмена валюты, превалирующим в этом месте при наступлении срока платежа. Если в этот срок должник не совершил платеж, то кредитор потребовать совершить платеж в соответствии с применимым курсом обмена валюты. Принципы УНИДРУА устанавливают следующую очередность погашения требований кредитора: платеж погашает сначала любые расходы, затем подлежащие уплате проценты годовых и в заключении основную сумму долга.
Принцип реального исполнения обязательств (исполнение обязательства в натуре) остается дискуссионным как в российском, так и в иностранном праве. Немецкое и французское право наделяют участников договора правом на предъявление иска об исполнении договора в натуре. Англо-американская система права занимает иную позицию, когда при невыполнении договорных обязательств, право потерпевшей стороны ограничено иском об ущербе из нарушения условий договора.
Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров занимает компромиссную позицию и допускает исполнение договоров в натуре. Однако ст. 28 Венской конвенции в значительной мере «отменяет» право покупателя требовать реального исполнения договора. Согласно этой статье, суд не будет обязан выносить решение об исполнении договора в натуре, кроме случаев, когда он сделал бы это на основании своего собственного закона в отношении аналогичных договоров купли-продажи, не регулируемых Венской конвенцией. Это означает, что английский судья может отклонить иск об исполнении в натуре договора международной купли-продажи товаров, в то время как тот же самый иск по идентичному делу будет удовлетворен французским судом.
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
13 Принципы международных коммерческих контрактов. -М.: Международный центр финансово-экономического развития. 1996.