Научная статья на тему 'Современные тенденции внешнеэкономической деятельности'

Современные тенденции внешнеэкономической деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4964
516
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ПОЛИТИКИЛИБЕРАЛИЗАЦИИ И ПРОТЕКЦИОНИЗМА / ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ / FOREIGN ECONOMIC POLICY / POLITICALMILITARY AND PROTECTIONIST POLICY OF IMPORT SUBSTITUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чумакова Наталья Анатольевна, Сапрыкина Вера Юрьевна

В статье дана общая характеристика основным направлениям развития внешнеэкономической деятельности России, проведена оценка ее внешнеторговой деятельности, выявлены факторы, оказывающие влияние на внешнеторговую политику страны, проведен анализ экспортно-импортных операций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чумакова Наталья Анатольевна, Сапрыкина Вера Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRENDS OF FOREIGN TRADE ACTIVITIES

The article describes the main directions of development of foreign economic activity of Russia, conducted the evaluation of its foreign trade, the factors affecting the foreign trade policy of the country, the analysis of export-import operations.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции внешнеэкономической деятельности»

УДК 338.2 ББК 65.4 Ч 9C

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(Рецензирована)

Чумакова Наталья Анатольевна,

старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (918) 490 90 42, е-mail: orinat@mail.ru

Сапрыкина Вера Юрьевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры международного бизнеса Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (918) 456 31 73, е-mail: wera01@mail.ru

Аннотация. В статье дана общая характеристика основным направлениям развития внешнеэкономической деятельности России, проведена оценка ее внешнеторговой деятельности, выявлены факторы, оказывающие влияние на внешнеторговую политику страны, проведен анализ экспортно-импортных операций.

Ключевые слова: внешнеэкономическая политика, политикилиберализации и протекционизма, политика импортозамещения.

MODERN TRENDS OF FOREIGN TRADE ACTIVITIES

Chumakova Natalia Anatolievna,

senior lecturer of department of Accounting, analysis and audit of Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (918) 490 90 42, е-mail: orinat@mail.ru

Saprykina Vera Yurievna,

candidate of Economic Sciences, associate professor of International business Department of the Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (918) 456 31 73, е-mail: wera01@mail.ru

Summary. The article describes the main directions of development of foreign economic activity of Russia, conducted the evaluation of its foreign trade, the factors affecting the foreign trade policy of the country, the analysis of export-import operations.

Keywords: foreign economic policy, politicalmilitary and protectionist policy of import substitution.

Начало нового тысячелетия сопровождалось углублением процессов международной интеграции как для нашей страны, так и для мирового сообщества в целом. Это способствовало расширению границ мирового рынка товаров и услуг и активному перемещению факторов производства, капитала, технологий и трудовых ресурсов. Такое явление нуждается в управлении и контроле со стороны каждой страны-участницы международных отношений. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности представляет собой внешнеэкономическую политику, занимающуюся данными вопросами и проблемами с целью

улучшения экономических отношений с другими странами.

Внешнеэкономическая политика напрямую связана с внутренней экономической политикой государства, поэтому она находится под влиянием задач экономического роста и социально-экономической политики государства. Из этого вытекают цели внешнеэкономической политики:

- обеспечение взаимовыгодного сотрудничества с другими странами;

- поддержание конкурентоспособности отечественных производителей на международной арене;

- обеспечение экономической безопасности страны;

- обеспечение сбалансированности платежного и торгового балансов.

Также есть ряд факторов, связанных с усилением интернационализации хозяйственных связей и научно-технических процессов:

- обострение конкуренции на мировом рынке;

- дестабилизация курсов валют, увеличение количества неравновесных платежных балансов;

- наличие внешних долгов, особенно у развивающихся стран.

В связи с указанными процессами, политики либерализации и протекционизма находятся в постоянном взаимодействии. Протекционизм может привести к чрезмерному ограждению национального хозяйства от здоровой конкуренции, а либерализм - к перенасыщению рынка зарубежным товаром, что может губительно повлиять на национальных производителей.

Одним из важнейших объектов государственного регулирования и инструментов проведения внешнеэкономической политики является торговая политика. Торговая политика государства - система мер воздействия на развитие отношения с иностранными государствами. Внешняя торговля привносит в государственный бюджет дополнительные средства для развития национальной экономики и здоровую конкуренцию в ряды отечественных производителей. Также импорт и экспорт товаров способствует росту национального дохода и валового национального продукта (ВНП) [3].

Регулирование внешнеторговых отношений осуществляется экономическими и административными методами. Административные заключаются в ограничительных и разрешительных мерах, основывающихся на правовых нормах и законах (акты правового регулирования торговых отношений, таможенный кодекс, правила, постановления и др.). Самая эффективная мера - таможенное регулирование, включающее в себя таможенный кодекс, отражающий функции, принципы и задачи таможенного обложения, структуру таможенных органов, порядок разработки и утверждения тарифов и т.д.

На эффективность внешнеторговой политики оказывают влияние процессы, протекающие в системе мирового хозяйства и внутри национальной экономики: степень открытости экономики, экономическая интеграция государств, конкурентоспособность производимых товаров и услуг, наличие транснациональных и многонациональных компаний, военно-политические и социально-экономические процессы в мире и т.п. [1].

Внешнеторговая политика России направлена на всестороннее экономическое развитие страны и

активное взаимодействие с другими государствами. Как и для многих других стран, в настоящее время происходит наращивание международных отношений в сфере торговли, а это напрямую связано с ввозом и вывозом товаров, услуг, технологий или определенных видов работ. В свете нынешних отношений со странами Европы и с Северной Америкой, национальные предприниматели и Правительство работают со странами, не выдвигающими экономические и политические санкции в адрес России. Среди таких стран Китай, Македония, Андорра, Монако, Сербия и т.д.

Контроль осуществления стратегии внешнеторговой политики России, развитие внешнеторговых связей и соблюдение принципов ведения внешнеторговой деятельности возлагается на органы государственной власти России и субъектов Российской Федерации (ФЗ № 164 от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и т.д.). Порядок регулирования и развития внешнеэкономический деятельности постоянно совершенствуется; цель -усиление позиций России в глобальной экономике, повышение вклада внешнеэкономической сферы в развитие отечественных производителей и улучшение качественных параметров ВЭД в целом.

Следует отметить, что внутренняя и внешняя политики России изменились в связи со вступлением во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) в 2012 г. Были утверждены новые ставки экспортных таможенных пошлин на товары, вывозимые из РФ за пределы Таможенного Союза.

Для выравнивания экономической ситуации, наступившей после введения санкций, Россия выдвинула ответное слово - «эмбарго» на продукцию стран-оппонентов. Учитывая нынешние отношения с Украиной, через которую поставлялся газ в Европу, Правительству России пришлось искать другого партнера для поставки. Им оказался Китай. Проект «Сила Сибири» обсуждается еще с первой половины 2015 г. Магистраль данного проекта рассчитана примерно на 3 тысячи километров до границы Китая и ещё 3 тысячи со стороны провинции Шанхай. Строительство началось с обоих концов и к 2018 г. планируется свести газопровод в единую магистраль.

Данный контракт принадлежит ПАО «Газпром», но в свете последних событий, касающихся стоимости барреля нефти, стоимость контракта падает и его подписание откладывается, так как Китай платить по старой цене не будет (350 долл. за 1 тыс. куб. м газа), а нынешняя рыночная цена газа не превышает 200 долл. за 1 тыс. куб. м. Объем поставки по контракту - 38 куб. м газа в год на протяжении 30 лет. Старая цена - 400 млрд долл.

На сегодняшний день сложно сказать, что импортируют и экспортируют отечественные предприятия, так как отчет Федеральной таможенной службы за весь 2015 г. будет составлен и опубликован лишь к концу первой четверти года. Но по данным за первую половину года видно, что основа экспорта - топливно-энергетические товары: сырая нефть, электроэнергия, нефтепродукты (керосин, дизельное топливо и т.д.), каменный уголь, природный газ. Также экспортируют металлы и изделия из них, продукцию химической промышленности, машины и оборудование, продовольственные товары и сырье для их производства. Список завершает лесоматериалы и целлюлозно-бумажные изделия (таблица 1) [4].

Из таблицы 1 видно, что доля экспорта по сравнению с 2014 г. изменилась и стоимостной объем, в

основном, снизился. Что же касается стран СНГ, то объем экспорта в том направлении предоставлен в таблице 2.

Что же касается импорта, всем известно, что Россия крайне зависит от него. И данные на начало 2015 г. сообщают, что он составил 103,6 млрд долл., что на 40% ниже данных января-июля 2014 г. В 2015 г. импортировали то же, что и экспортировали за исключением небольших изменений (таблица 3).

Из стран СНГ были ввезены практически те же категории товаров, что из дальнего зарубежья.

Анализируя данные по экспорту и импорту можно отметить две общие тенденции (таблица 4):

- сокращение стоимостного объема, напрямую связанного с курсом доллара;

- сокращение доли экспорта и импорта в целом по отношению к данным 2014 г.

Таблица 1

Экспорт российских товаров в январе-июле 2015 г. в страны дальнего зарубежья

Вид товара Доля экспорта в 2015 г., % Доля экспорта в 2014 г., % Стоимостной объем, %

Топливно-энергетическая промышленность 68,5 75,6 -36,6

Металлы и изделия из них 9,6 7,4 -9,4

Химическая промышленность 6,5 4,9 -7,1

Машины и оборудование 5,0 3,0 + 16,9

Продовольственные товары и сырье 3,2 2,7 -18,4

Лесоматериалы 2,6 2,0 -11,7

Вид товара Доля экспорта в 2015 г., % Доля экспорта в 2014 г., % Стоимостной объем, %

Топливно-энергетическая промышленность 41,5 48,8 -45,0

Машины и оборудование 15,6 14,9 -32,5

Химическая промышленность 12,6 10,1 -19,5

Металлы и изделия из них 10,8 9,4 -26,1

Продовольственные товары и сырье 8,9 7,1 -19,0

Лесоматериалы 3,9 3,8 -35,1

Таблица 3

Импорт товаров дальнего зарубежья в январе-июле 2015 г.

Вид товара Доля импорта в 2015 г., % Доля импорта в 2014 г., % Стоимостной объем, %

Машины и оборудование 47,2 51,0 -44,1

Химическая промышленность 19,4 16,5 -28,7

Продовольственные товары и сырье 13,8 13,6 -39,0

Текстильные изделия и обувь 6,2 5,8 -35,5

Металлы и изделия из них 5,8 5,5 -36,3

Таблица 2

Экспорт российских товаров в январе-июле 2015 г. в страны СНГ

Таблица 4

Импорт товаров из стран СНГ в январе-июле 2015 г.

Вид товара Доля импорта в 2015 г., % Доля импорта в 2014 г., % Стоимостной объем, %

Машины и оборудование 19,2 26,9 -57,6

Металлы и изделия из них 11,6 15,0 -54,3

Прод. товары и сырье 19,4 17,0 -5,5

Топливно-энергетические товары 12,5 7,7 -3,5

Но все не так плохо. Сокращение импорта - не минус, а возможность внедрить политику импор-тозамещения, направленную на развитие и поддержание национального производства. Полное замещение импорта в России невозможно, но в этом и нет необходимости. Зарубежные предприятия, работающие на российском рынке, создают здоровую конкуренцию отечественным производителям и обеспечивают внутренний рынок огромным ассортиментом товаров, как это и должно быть в рыночной экономике любого государства. По данным 2015 г. наиболее зависимыми от импорта были следующие отрасли:

- станкостроение;

- тяжелое машиностроение;

- промышленность (радиоэлектронная, пищевая, легкая, фармацевтическая, медицинская) и др.

Данную политику применяли во многих странах в разное время. Например, в Китае и Бразилии. Также, после распада СССР и во время кризиса 2008-2009 гг. осуществлялась данная политика на территории России. В целом, политика ни в коем случае не должна нарушить принципов международной экономической интеграции, а наоборот, вести к созданию устойчивой экспортно ориентированной экономики. При этом, планируется стимулирование «глубокой» локализации, предполагающей развитие кооперационных связей, использование отечественных комплектующих, а так же передачу ключевых технологий и формирование необходимого кадрового и научного потенциала. Опыт показывает, что импортозамещение изначально должно опираться на частную инициативу, поддерживаемую государством, так как малый и частный бизнес легче подстроить под современные экономические тенденции и такие организации сами учтут национальную специфику при соответствующих переменах в регулировании внешнеэкономической деятельности.

Что касается данных за 2016 г., то согласно оценке Министерства экономического развития РФ внешнеторговый оборот (по методологии платежного баланса), в первом полугодии 2016 г. составил 211,3 млрд. долл., уменьшившись на 22,9 % относительно января-июня 2015 г., при этом экспорт

снизился на 29,7 %, импорт - на 9,5 %. В общем объеме товарооборота в январеиюне 2016 г. на долю экспорта приходилось 60,4%, импорта - 39,6 %. Снижение объемов экспорта вследствие более низких по сравнению с 2015 г. цен на энергоносители и замедление темпов сокращения импорта обусловили уменьшение положительного внешнеторгового сальдо, которое к январю-июню 2015 г. снизилось на 50,6 % до 44,1 млрд. долл.

В первом полугодии 2016 г. по сравнению с сопоставимым периодом 2015 г. наблюдалась отрицательная динамика цен на мировых рынках сырьевых товаров. Вместе с тем во втором квартале 2016 г. произошел разворот цен на важнейшие сырьевые товары: по сравнению с 1 кварталом 2016 г. цены на нефть выросли на 36,7 %, алюминий - на 3,8 %, никель - на 3,7 %, медь - на 1,3 % [2]. Как считают эксперты, данные цифры могут свидетельствовать о появлении долгосрочного растущего тренда, это касается в первую очередь металлов, что связано со значительным сокращениемих запасов на мировых товарных биржах и сокращением производства.

Координационный орган при правительстве по вопросам импортозамещения возглавляет Дмитрий Анатольевич Медведев, нынешний премьер-министр Российской Федерации. Одна из задач данного органа - отбор инвестиционных проектов для дальнейшего бюджетного финансирования. Минпромторг подготовил проект федерального закона, ориентированного на применение новых инструментов реализации промышленной политики. Один из таких инструментов - специальный инвестиционный контракт, заключающийся между правительством и инвестором, принимающим на себя обязательства по созданию или освоению производства промышленной продукции на территории РФ.Срок действия такого контракта равен сроку выхода проекта на операционную прибыль плюс 5 лет, но не более 10 лет.

К типам специальных инвестиционных контрактов относят: создание или модернизацию промышленного производства; внедрение наилучших доступных технологий; освоение производства промышленной продукции, не имеющей аналогов в РФ.

Тем не менее, пока депутаты и Правительство занимаются политикой, отечественные предприятия стараются обеспечить население товарами, на которые наложено «эмбарго». Это мясные и молочные товары, определенные разновидности морепродуктов, овощи, фрукты и орехи, ввозимые из Европейского союза, Америки, Австралии, Канады, Норвегии и ряда других стран. Отметим, что не все участники рыночных отношений считают санкции наказанием, для многих - это возможность развития собственного бизнеса.

ИСТОЧНИКИ:

1. Амирова Д.Р., Гудкова В.С. Современные особенности внешнеэкономической деятельности Российской Федерации // Гуманитарные научные исследования. - 2014. - № 12

2. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/

3. Сапрыкина В.Ю. Экономика России - дальнейшие сценарии развития // Научный вестник Южного института менеджмента. - 2014. - № 3. - С. 12-16.

4. Официальный сайт Федеральной таможенной службы [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://http.customs.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.