Научная статья на тему 'Современные тенденции в технологии инженерного образования'

Современные тенденции в технологии инженерного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
940
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Микитянский Владимир Владимирович, Микитянская Людмила Михайловна

Обсуждается новый подход к технологии инженерного образования, который назрел в современном рыночном обществе и который требует пересмотра старых существующих методов подготовки инженеров. Анализ недостатков современной системы инженерного образования позволил авторам выделить направление развития и совершенствования современной технологии подготовки инженеров, позволяющее выйти на новый уровень качества системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Микитянский Владимир Владимирович, Микитянская Людмила Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции в технологии инженерного образования»

НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

УДК 37. 022

В. В. Микитянский, Л. М. Микитянская

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ТЕХНОЛОГИИ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Введение. Стратегия развития системы образования в первую очередь определяется направлениями политического и социальноэкономического переустройства общества. Избранный путь экономического развития оказывает особое влияние на высшую школу, наиболее тесно связанную с формированием интеллектуального потенциала.

Как известно, в настоящее время переход к рыночной экономике является государственной политикой. В этой связи изменения, проектируемые в структуре высшего образования, должны в наибольшей степени способствовать становлению новой экономической модели общества, его гуманизации и демократизации. Предполагается, что в условиях рыночных отношений (после завершения переходного периода) к высшей школе будут предъявляться следующие требования. Образование должно способствовать интеллектуальному и нравственному самосовершенствованию личности. Оно должно стать жизненной базой, определяющей возможность получения различной профессиональной подготовки и переподготовки, необходимость которой диктуется складывающейся конъюнктурой рынка труда, для чего необходимо формирование способности к самостоятельной, творческой работе по овладению знаниями в течение всей жизни.

Высшее образование должно быть доступным каждому в соответствии с его возможностями, для чего должны быть установлены различные по сложности, срокам обучения и уровню квалификации образовательные программы, выбор которых осуществляет студент.

Полученное высшее образование должно быть качественным и иметь общественную значимость. У вуза должен быть «портфель заказов» на специалистов соответствующего профиля и квалификации как основа для заключения трудового договора студента с работодателем.

Должен быть обеспечен рост образованности народа, являющейся залогом демократизации общества, воспроизводства его культуры.

Высшая школа должна гибко и оперативно реагировать на потребности рынка труда в специалистах по номенклатуре специальностей, характеру будущей профессиональной деятельности, уровню квалификации.

Необходимо обеспечить высокий профессионализм специалистов, их способность к системной деятельности.

Наконец, необходимо создать условия в сфере образования, способствующие интеграции в мировое экономическое сообщество, для чего приблизить действующую структуру высшего образования к наиболее известным системам развитых стран Запада и создать условия для признания эквивалентности дипломов. Таким образом, в настоящее время система высшего образования находится на пороге радикальных реформ.

2. Задачи, стоящие перед инженерным образованием. Проектируемые изменения в структуре универсального образования должны в наибольшей степени способствовать становлению новой экономической модели общества, его гуманизации и демократизации. Это длительный, многогранный процесс, требующий глубоких преобразований не только в организации учебного процесса, но и в психологии студентов и преподавателей. Мы считаем, что должна быть разработана совершенно новая программа развития университетского образования, которая предусматривает изменение многих сложившихся форм: здесь и новый подход к постановке и ведению научных исследований и, главное, повышение их роли в деятельности университета; объективная и демократическая система отбора студентов, предусматривающая целый комплекс мер по «облагораживанию» абитуриентов; реальное обеспечение свободного выбора направления обучения и, наконец, создание многоуровневой системы высшего образования, представляющей собой совокупность взаимосвязанных общеобразовательных и профессиональных программ разного уровня.

Современный подход к высшему инженерному образованию предусматривает следующие функциональные основы:

Обучающая функция. Знания, накопленные человечеством, передаются в процессе обучения, который носит активный характер, для чего формы и методы активизируются.

Исследовательская функция. Процесс обучения напрямую связывается с процессом исследования, которое ставится во главу угла образовательного процесса. В структуру образовательного процесса закладываются исследовательские программы. Высшее образование на верхней ступени - не что иное, как сотрудничество ученых-исследователей с учени-ками-исследователями, когда параллельно обучению, приводящему к накоплению знаний, проводится обучение искусству поиска, исследования, эксперимента, получение и обработка результатов.

В связи с развитием этой функции в высшей школе необходима тесная интеграция вузовской и академической науки, причем под юрисдикцией вузов. Академические институты без непосредственного контакта с учащейся молодежью обречены на вымирание. Только объединение этих двух научных институтов может создать реальный механизм растущего научного содружества, обеспечивающего развитие науки и ее приложений в экономику, только такой подход может действительно способствовать созданию научных школ.

Профессиональная функция. Вуз является учебным центром профессиональной подготовки, которая носит универсальный характер. Высшее учебное заведение должно готовить:

- ученых-исследователей;

- специалистов узкой профессиональной сферы высшего уровня;

- организаторов производства, менеджеров;

- преподавателей высокого уровня для вузов и других учебных заведений.

Сервисная функция. Вузы должны так организовывать свою деятельность, и в первую очередь научную, чтобы было возможно выполнить комплекс следующих услуг: реализация научных разработок прикладного и теоретического характера; прогнозирование экономических, политических и социальных процессов; удовлетворение самых разнообразных сфер деятельности страны в квалифицированных кадрах; обеспечение внедрения новых технологий и оборудования путем подготовки экипажей сопровождения разработок и сдачу их «под ключ»; создание системы сервисных услуг по репетиторству; подготовка и «облагораживание» абитуриентов; создание при вузах спецшкол, колледжей и других профессиональных средних учебных заведений.

Гуманитарная функция. Эта функция, выполняемая вузами, предполагает подготовку высокоинтеллектуальных интеллигентных специалистов, имеющих широкий кругозор, понимающих общие культурные ценности и связи, несущих систему идей, касающихся мира человека и современности.

3. Существующая система инженерной подготовки. На рис. 1 представлены этапы развития высшего образования в России.

Рис. 1. Три поколения массового высшего образования в России

Общая картина соотношения начального, среднего и высшего образования в России с 1917 по 1990 гг. представлена на рис. 2.

Рис. 2. Картина подготовки инженеров: 1 -до 30-х гг.; 2 - в настоящее время;

3 - теоретическая картина в развитом обществе

Путь в будущее возможен только через образование. Этот путь остается магистральным в перспективе. Большинство прогнозистов сходятся в том, что уже в первой половине 21-го века произойдут кардинальные перемены в характере производства и политической организации, в социальной структуре. В моделях культуры и образования наиболее значимыми переменными станут знания и информация, а в основе будущих конфликтов окажется борьба за те места, где знания производятся и распространяются.

Идея о возрождении страны через образование стара как мир. На Руси это понимали издревле: если хотите прожить день - варите обед; год - сейте хлеб, но если хотите быть на земле вечно - обучайте детей! (Русские Веды).

Существующая система:

• основана на общих принципах классической теории обучения;

• на потребности народного хозяйства в большем количестве специалистов;

• в условиях бюрократического централизма преподаватель не может играть решающую роль: учебная программа, директивы, указания определяют учебный процесс;

• суть взаимодействия: преподаватель излагает обучаемым определенную порцию информации, обучаемые должны усвоить и воспроизвести ее в том же виде.

Негативные последствия командно-административной системы в образовании:

• высшая школа превращена в часть государственного механизма по выпуску специалистов;

• инженеры - личности подчинены интересам государства;

• содержание образования сведено к профессиональной подготовке;

• задачи воспитания и развития личности отодвинуты на второй план;

• низкий уровень общей культуры специалистов мешает оптимально решать производственные, экономические и социальные проблемы;

• наши специалисты оказались неконкурентоспособными на мировом рынке;

• существующий метод обучения ориентирован преимущественно на усвоение знаний, а не на развитие самостоятельности мышления, творчества, адекватности новым рыночным отношениям, запросам общества.

Новые цели высшего образования:

• формировать творческую личность;

• быть способным к принципиальным изменениям производства;

• формировать специалиста, готового постоянно обучаться и переучиваться;

• формировать специалиста, способного выживать в условиях рынка;

• повышать качество подготовки индивидуума в рамках группового обучения.

Индивидуализация обучения - генеральное направление новой технологии, включающее:

- творческое развитие личности с учетом индивидуальных способностей;

- самостоятельное овладение знаниями: акцент переносится с процесса преподавания на процесс самообучения;

- изменение роли преподавателя: организация индивидуального обучения, его планирование, консультативная помощь, контроль знаний;

- компьютеризацию как основу повышения производительности педагогического труда (электронные учебники, расширение информации, интернет, автоматизированный контроль, дистанционные методы).

Основные тенденции в инженерном образовании:

• Преодоление исторически сложившегося разобщения естественнонаучной и гуманитарной культуры.

• Преодоление противоречия между фундаментальным образованием и профессиональным обучением.

• Необходимость формирования потребности в непрерывном самостоятельном самообразовании в течение всей активной жизни человека.

• Широкое внедрение инноваций в содержание образования:

- компьютеризации процесса обучения и контроля знаний;

- автоматизированных обучающих систем;

- дистанционного образования.

Понятия инновационного подхода:

Инновационная инженерная деятельность - разработка и создание новой техники и технологий, доведенных до вида товарной продукции, обеспечивающих новый социальный и экономический эффект, а потому конкурентоспособных.

Инновационное инженерное образование - процесс и результат целенаправленного формирования определенных знаний, умений и методологической культуры для инновационной инженерной деятельности за счет соответствующего содержания и методов обучения.

4. Размышления об образовательных стандартах нового поколения. Новое поколение государственных образовательных стандартов весьма мало отличается от предыдущего. Несколько расширена возможность введения национально-региональной компоненты, которую надо чем-то заполнять и которую фактически закрывают забытыми по каким-либо причинам дисциплинами, а также небольшим увеличением количества часов на дисциплины по выбору студентов. В целом новое поколение стандартов не решает никаких проблем совершенствования образования и перехода к действительно свободной демократической форме организации учебного процесса в вузах. Нас все время вынуждают оставаться в рамках старой административно-командной системы управления образовательным процессом и метафизического подхода к содержанию учебного плана. Все под одну гребенку по срокам, по перечню предметов и по содержанию дисциплин. Предлагаемый перечень дисциплин мало согласован с требованиями к знаниям выпускников. Предполагается, что, изучив по отдельности все предлагаемые дисциплины, от которых ни в коем случае нельзя уклониться ни по их объему (до 5 %), ни по их названию по принципу «прошел, сдал, забыл, пошли дальше», студент накопит необходимый объем знаний для реализации требований стандарта к выпускаемому специалисту.

Новые стандарты опять не предусматривают свободы в выборе учебных планов каждым студентом, отсутствует гибкость в определении перечня дисциплин студентами на каждый год в зависимости от их индивидуальных возможностей.

Спорным остается вопрос об обязательности производственных практик, проведение которых никто не обеспечивает.

Создается впечатление, что при создании нового поколения образовательных стандартов никто серьезно и глубоко не задумывался об их совершенствовании, о поисках новых форм и технологий современного высшего образования.

Классификация инженерного образования по отношению к создаваемому объекту:

I класс - создание объектов с заданными техническими и эксплуатационными свойствами;

II класс - то же, но с условием легкой его продажи на рынке, т. е. необходимо учесть требования спроса, привлекательности, конкурентоспособности;

III класс - то же, с условием экологической чистоты в эксплуатации и впоследствии;

IV класс - то же, но продукт должен удовлетворять этике, должен быть этичным (этика - учение о морали и ее роли в общественной жизни).

Старая парадигма:

мастер - подмастерье - ученик - «делай, как я»;

принудительное обучение (Ян Коменский);

монологическая дидактика;

обучение на всю жизнь.

Современная парадигма:

- дидактика диалога;

- учение в течение всей жизни.

Пути перехода на эту парадигму:

• Фундаментализация образования (это всегда было достоинством российской инженерной школы).

• Переход от информационного к методологическому методу образования.

• Сокращение периода перехода к реализации полученных знаний:

- студенческая наука, старшие студенты - репетиторы младших;

- групповая форма решения крупных задач под руководством тьюторов, даже из разных вузов (обучение командной работе).

• Использование методов активного развивающего обучения (независимо от желания студента система должна способствовать его активности). Сейчас студенты в основном являются приемниками - впитывают информацию, а должны стать генераторами. Мы не участвовали в технологической революции XX века, мы ее пропустили, отсюда нет своих компьютеров, языков программирования и даже бытовой техники, одежды и т. п. Наша задача - подготовить инженеров к технологической революции.

5. Требования, предъявляемые к современному инженеру:

• Высокая профессиональная квалификация.

• Умение организовать производство.

• Конкурентоспособность продукции.

• Умение нестандартно мыслить.

• Работать в команде, имеющей инновационную культуру.

Главные направления трансформации в инновационный университет:

• Развитие инновационного образования с применением междисциплинарных проблемно ориентированных технологий обучения.

• Подготовка элитных специалистов на основе интеграции академического образования и научных исследований.

• Стимулирование фундаментальных исследований и инновационной деятельности.

• Формирование инновационной корпоративной культуры и внутренней конкурентной среды.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Совершенствование структуры управления университетом.

• Диверсификация источников финансирования и активный «фандрайзинг» (поиск и привлечение денежных средств).

• Развитие взаимодействия университета с внешней средой, включая международные связи.

6. Выводы

1. Действующая система образования в высшей школе, основанная на традиционной классической модели обучения, не соответствует современным потребностям общества. Единственным инициатором и регулято-

ром развития высшего образования выступало государство, которое установило авторитарный режим по отношению к высшей школе и подчинило ее решению своих практических задач.

2. Поточный метод обучения принудительно утверждает одинаковый для всех студентов темп изучения учебных дисциплин. Идет «подтяжка» слабых до среднего уровня, для сильных - снижение эффективности и интереса к обучению. Поточный метод не может решить проблему коренного улучшения качества подготовки.

3. Социально-экономическое развитие современного общества, рыночная система в экономике устанавливают новый социальный заказ:

- сформировать полноценную творческую личность;

- удовлетворить потребности личности в получении фундаментальных, универсальных знаний;

- научить постоянно учиться и быть способным адаптироваться к изменениям производства и сферы деятельности.

4. Нужна новая образовательная среда, новые технологии обучения, основанные на системе индивидуальной подготовки специалистов.

5. Таким образом, перед университетом стоит задача разработать теорию и практику технологии индивидуального обучения в соответствии с потребностями современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.