Научная статья на тему 'Современные тенденции в сфере журналистики и их значение для системы связей с общественностью'

Современные тенденции в сфере журналистики и их значение для системы связей с общественностью Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2641
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / ТЕНДЕНЦИИ / КОММУНИКАЦИОННАЯ ИНДУСТРИЯ / ЦИФРОВЫЕ И МОБИЛЬНЫЕ КАНАЛЫ КОММУНИКАЦИИ / JOURNALISM / PUBLIC RELATIONS / TRENDS / COMMUNICATION INDUSTRY / DIGITAL AND MOBILE COMMUNICATION CHANNELS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зотова Дарья Валерьевна

В данной статье рассматриваются актуальные тенденции в области журналистики и тренды коммуникационного рынка в целом: их особенности и значение для системы связей с общественностью. Основные выводы. В последние годы в журналистике обозначилось 4 тренда, которые представляют особое значение для системы связей с общественностью. 1. Публикация должна вызывать у читателей желание поделиться ею с окружающими людьми. 2. Выстраивание взаимоотношений с журналистами следует осуществлять посредством удобных для них новых каналов коммуникации. 3. Информационные агентства нуждаются в помощи в вопросах подготовки оригинального и качественного видеоконтента. 4. Специфика информационного общества требует от журналистов постоянного профессионального роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current trends in journalism and their value for the system of public relations

This article examines the current trends in the field of journalism and communications industry: their features and value for the system of public relations. Main conclusions: There are four trends in journalism, which have the most important meaning for PR in recent years. 1. The publication must create the desire to share the information with other people. 2. To build successful relationships with journalists, its better to use new communication channels. 3. News agencies need assistance to prepare some original and high-quality video content. 4. The specifics of the information society requires continuous professional development of journalists.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции в сфере журналистики и их значение для системы связей с общественностью»

УДК 070.1

DOI 10.17150/2308-6203.2016.5(3).476-485

Зотова Дарья Валерьевна

аспирант, факультет медиакоммуникаций и аудиовизуальных искусств,

Московский государственный институт культуры, 141406, Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная, 7, e-mail: Dafiny@mail.ru

Zotova Daria Valerievna

PhD Student, Depertment of Media and Audiovisual Arts, Moscow State Institute of Culture,

7 Bibliotechnaya St., 141406, Khimki, Russian Federation, e-mail: Dafiny@mail.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СФЕРЕ ЖУРНАЛИСТИКИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СИСТЕМЫ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Аннотация. В данной статье рассматриваются актуальные тенденции в области журналистики и тренды коммуникационного рынка в целом: их особенности и значение для системы связей с общественностью. Основные выводы.

В последние годы в журналистике обозначилось 4 тренда, которые представляют особое значение для системы связей с общественностью.

1. Публикация должна вызывать у читателей желание поделиться ею с окружающими людьми.

2. Выстраивание взаимоотношений с журналистами следует осуществлять посредством удобных для них новых каналов коммуникации.

3. Информационные агентства нуждаются в помощи в вопросах подготовки оригинального и качественного видеоконтента.

4. Специфика информационного общества требует от журналистов постоянного профессионального роста.

Ключевые слова. Журналистика, связи с общественностью, тенденции, коммуникационная индустрия, цифровые и мобильные каналы коммуникации.

Информация о статье. Дата поступления 3 апреля 2016 г.; дата принятия к печати 26 апреля 2016 г.; дата онлайн-размещения 18 июля 2016 г.

CURRENT TRENDS IN JOURNALISM AND THEIR VALUE FOR THE SYSTEM OF PUBLIC RELATIONS

Abstract. This article examines the current trends in the field of journalism and communications industry: their features and value for the system of public relations. Main conclusions:

There are four trends in journalism, which have the most important meaning for PR in recent years.

1. The publication must create the desire to share the information with other people.

2. To build successful relationships with journalists, it's better to use new communication channels.

3. News agencies need assistance to prepare some original and high-quality video content.

4. The specifics of the information society requires continuous professional development of journalists.

Keywords. Journalism, public relations, trends, communication industry, digital and mobile communication channels.

Article info. Received April 3, 2016; accepted April 26, 2016; available online July 18, 2016.

В последние годы журналистская практика претерпела значительные изменения, явившиеся следствием глобальных перемен, происходящих в мировом сообществе. Изменились ориентиры при определении темы будущей публикации и ее содержания, формат взаимодействия с аудиторией и способы распространения материала.

Все чаще журналисты делают выбор в пользу емких Twitter-сообщений, оперативных публикаций в Facebook и разносторонних постов в блогах. Одной из главных причин данных метаморфоз стало активное развитие Интернета и социальных сетей. Согласно статистическим данным, на сегодняшний день огромное количество людей узнают о текущих мировых событиях и новостях не через специализированные новостные порталы или газеты, а посредством социальных каналов своих друзей. К примеру, порядка 30 % [1] американцев используют Facebook для потребления суточной дозы новостей. В России подобная переориентация аудитории происходит значительно медленнее, однако также наблюдается положительный вектор внедрения новых технологий в повседневную жизнь.

Разумеется, столь важные изменения не прошли незамеченными среди агентств по связям с общественностью и их заказчиков, которые оказались вынужденными начать

процесс пересмотра текущих меди-астратегий с целью их адаптации к текущим реалиям и тенденциям коммуникационного бизнеса. Это оказалось сопряжено с определенными трудностями: в условиях перманентного экономического кризиса на отечественном рынке, далеко не каждая компания готова к резкой смене курса и построению новой стратегии продвижения. Тем не менее, никто не хочет остаться «за бортом» и оказаться не в силах выполнить KPI1 по OTS2 только потому, что используемые тактические PR-приемы безнадежно устарели. Чтобы разобраться в новых веяниях и направлениях индустрии, ведущие международные PR-агентства Edelman, News Whip и Muck Rack подготовили отчет о ключевых тенденциях в сфере журналистики. Отчет призван улучшить взаимопонимание между журналистами и представителя PR-индустрии: поняв проблемы и ожидания журналистов, специалисты по связям с общественностью смогут подготовить гораздо более релевантный контент, который будет интересен не только авторам, но и журналистам с их читателями [6].

1 KPI — от англ. Key Performance Indicators, перевод с англ. «ключевые показатели эффективности».

2 OTS — от англ. Opportunity to see», перевод с англ. «возможность увидеть» — потенциальная аудитория рекламной поверхности.

В рамках отчета были озвучены четыре тренда в сфере журналистики, которые представляют особый интерес для системы связей с общественностью.

Публикация должна вызывать у читателей желание поделиться ей с окружающими.

Одной из наиболее важных функциональных опций социальных сетей является возможность пользователя опубликовать у себя на странице понравившийся информационный материал, который, таким образом, увидят все его друзья и подписчики. Иными словами, эта опция стала своеобразным переносом механики сарафанного радио1 в онлайн-среду, что всегда являлось эффективным способом распространения материала. Учитывая обозначенную возможность, журналисты стараются подготовить материал, которым люди захотят самостоятельно поделиться с окружающими. Как показывает отчет Edelman, News Whip и Muck Rack, для достижения данной цели требуется ориентация на 5 ключевых критериев при подготовке публикации.

1. Образность речи. Бессчетное количество блогов, сайтов, электронных журналов и прочих каналов коммуникации создает высокий уровень конкуренции среди журналистов. Чтобы найти «своих» читателей, журналисты должны предложить им нечто большее, чем просто оперативное и точное изложение фактов. Образность речи, то есть умение создавать наглядно-чувственные образы предметов и явлений окружающего мира [2, с. 130], стано-

1 Сарафанное радио (Маркетинг из уст в уста) — от англ. Word of Mouth — неформальные формы и способы передачи устной информации о товаре или услуге от потребителя к потребителю.

вится одним из важнейших профессиональных навыков журналиста.

2. Локализация. Современные возможности СМИ позволяют мгновенно узнать о происшествиях в любом уголке мира, однако вполне естественно, что среднестатистического человека гораздо больше волнуют события, произошедшие в территориальной доступности. Более того, чрезмерное количество ежедневных мировых событий, так или иначе, вынуждают читателей быть избирательными и сосредоточиваться только на тех новостях, которые могут оказать непосредственное влияние на их жизнь (новости района, города, страны).

3. Актуальность темы. Аудитория информационных СМИ — это, по большей части, люди технически подготовленные, энергичные, любопытные. Они стремятся быть в курсе последних новостей, желательно в максимально сжатые сроки. Разумеется, для удовлетворения потребностей данных читателей актуальность темы становится одной из важнейших характеристик материала.

4. «Человеческий голос». «Человеческий голос», то есть повествование сквозь призму личного восприятия автора — еще один важный тренд XXI в. Он тесно связан с проблемами конкуренции в журналистике и поиска «своего» читателя, актуализировавших значение образности речи. Ознакомившись с материалами различных журналистов, читатель выбирает из общего числа тех, чьи взгляды он разделяет или, по крайней мере, находит интересными. Поэтому, подписываясь на канал журналиста в социальных сетях, читатель рассчитывает получать качественный контент, проанализированный и оцененный самим автором.

5. Краткость. Важность данного критерия обусловлена двумя при-

чинами: во-первых, формат публикаций в Twitter, Facebook и прочих аналогичных порталах априори не предполагает длинных сообщений и статей; во-вторых, в большинстве случаев, современные читатели не готовы тратить значительное количество времени на полноценные обзоры.

Для практики PR-агентств актуализация обозначенных выше критериев означает следующее: планирование медиастратегии должно осуществляться после проработки социального потенциала транслируемой коммуникации, то есть после проверки соответствия подготовленной агентством истории важным для журналистов критериям и оценки вероятностей распространения материала самими пользователями.

Выстраивание взаимоотношений с журналистами следует осуществлять посредством удобных для них каналов коммуникации и с учетом текущих проблем и возможностей индустрии.

Налаживание тесной коммуникации с представителями СМИ всегда являлось одной из важнейших задач агентств по связям с общественностью. Это справедливо и для современного коммуникационного пространства. Агентство Edelman провело опрос среди журналистов, чтобы определить, что именно волнует сегодняшних специалистов и выявить наиболее плодотворные ниши для сотрудничества.

Среди результатов опроса, особый интерес представляет следующая статистика [3]:

— 76 % журналистов ощущают психологическое давление, размышляя о коммуникационном потенциале собственных публикаций и о том, будут ли читатели делиться ими с друзьями и подписчиками, публикуя материалы на своих страницах;

— 75 % опрошенных журналистов сообщили, что начали активно использовать Twitter с целью создания успешного публичного образа, формирования лояльной базы читателей и повышения степени узнаваемости собственного имени;

— 64 % журналистов предпочитают получать информацию о грядущих новостях и событиях от агентств по связям с общественностью посредством электронной почты, а не телефонного разговора.

Приведенная статистика наглядно демонстрирует общую тенденцию, действительную для всего коммуникационного пространства: ориентирование на Интернет и электронные средства связи. Специалистам по связям с общественностью необходимо обратить особое внимание на данные цифры и скорректировать стратегию выстраивания взаимоотношений со СМИ, сместив акцент на цифровые и мобильные каналы коммуникации.

Информационные агентства нуждаются в помощи в вопросах подготовки оригинального и качественного видеоконтента.

В другой части опроса, проведенного агентством Edelman, большой блок вопросов был посвящен использованию видеоконтента в публикациях журналистов. Для PR-агентств размещение сюжетов, снятых и смонтированных по брифу заказчика или, по крайней мере, с учетом пожеланий клиента, традиционно является одним из наиболее сжатых и наглядных способов донесения важной информации до аудитории. Речь идет не столько о телевизионных сюжетах, выходящих в эфир федеральных или региональных телеканалов, сколько о видеороликах, которыми журналисты дополняют свои публикации в социальных сетях, на сайтах журналов или газет, на личных страницах. Учитывая значимость данно-

го аспекта, специалисты по связям с общественностью прикладывают максимум усилий, чтобы убедить журналистов использовать в публикациях подготовленные агентством видеоматериалы. В то же время, как показали результаты исследования, представители СМИ имеют совершенно другой взгляд на этот вопрос1:

- 74 % журналистов предпочитают использовать видео, подготовленное их собственными информационными агентствами;

- 13 % опрошенных журналистов готовы разместить в своих публикациях видео, созданное потребителями или другими третьими лицами;

- 3 % журналистов делают выбор в пользу корпоративных роликов и видео, созданных брендами или агентствами по связям с общественностью по заказу клиентов.

Таким образом, можно говорить о том, что ролики брендов зачастую остаются невостребованными, либо оказываются опубликованными только на коммерческой основе. Агентство Edelman предлагает обоюдовыгодное решение для данной проблемы: подготовка видеоматериалов совместно с информационными агентствами.

Дело в том, что многие из информационных агентств обладают дефицитом бюджета для создания качественного видеоконтента, однако неизменно стремятся к улучшениям в данном направлении своей работы. Поэтому они готовы пожертвовать некоторыми внутренними целями и взять в кросс-партнеры бренды, чтобы обеспечить высокий уровень роликов. Бренды, тем временем,

1 2015 Edelman media forecast: storytelling in the age of social news consumption. URL : http://www.edelman.com/assets/ uploads/201 5/01/Media-Trends-Infograph-ic-2014-XIV-5.pdf.

получают возможность имплементи-ровать в видео важные для себя сообщения. Подобные кросс-проекты являются разумным решением для обеих сторон и могут осуществляться на различных условиях.

Также возможен вариант сотрудничества, при котором PR-агентство заблаговременно узнает у журналиста или информационного агентства о том, какие видеоматериалы им необходимы для будущего ролика и целенаправленно готовит только этот контент. В любом случае, совместная работа по данному направлению снизит издержки и позволит наладить более тесное сотрудничество.

Специфика информационного общества требует от журналистов постоянного расширения горизонтов профессии.

Постиндустриальное общество стремительно в своем развитии и находится в непрерывном процессе эволюции. С одной стороны, данный факт имеет положительное значение для журналистов, так как обилие новых технологий и возможностей обусловливает возникновение более эффективных способов коммуникации с аудиторией, модернизацию существующих подходов к работе с текстом и прочие позитивные нововведения. С другой стороны, быстрые темпы развития общества предъявляют к специалистам в области журналистики все новые и новые требования. Им приходится активно изучать новые тренды и веяния, постоянно повышать уровень квалификации, всегда быть на «информационной и технологической передовой». Более того, журналисты обязаны не просто разбираться в собственной области знаний, но и активно следить за общими изменениями, происходящими в сознании общественности.

Среди таких изменений можно выделить 5 направлений, которые от-

метили сами журналисты в качестве трендов, оказавших серьезное влияние на их профессиональную деятельность в 2014-2015 гг.1:

1. Ориентация аудитории на цифровые и мобильные каналы коммуникации. Еще совсем недавно, буквально 20-30 лет назад, мобильную связь и Интернет могли себе позволить представители далеко не всех групп населения. Как правило, это были люди в достаточной степени обеспеченные, прогрессивные, живущие в крупных городах, где наличествовала техническая возможность подключения к сети. В наши дни данные средства связи доступны практически каждому: пенсионеры, дети, жители удаленных городов и поселков — все они в той или иной степени соприкасаются с новыми технологиями.

Однако в последние несколько лет наблюдается эволюционный скачок данных средств связи по причине стремительного развития смартфонов и других портативных гаджетов. Общеизвестно, что в недавнем прошлом качественное использование Интернета (с достаточной скоростью и удобством) было возможно только посредством компьютера, следовательно, в домашних или рабочих условиях. Благодаря появлению смартфонов, планшетов и аналогичных устройств, Интернет стал присутствовать в жизни человека 24 часа в сутки. Люди читают новости в Интернете за завтраком, сверяются с пробками в дороге, мгновенно получают уведомления о новых электронных письмах и поддерживают связь с друзьями и коллегами через социальные сети. Столь активное внедрение цифровых и мобильных

1 URL : http://www.edelman.com/as-sets/uploads/2015/01/Media-Trends-Info-graphic-2014-XIV-5.pdf.

технологий в жизнь человека далеко не у всех вызывает положительную реакцию, однако игнорирование данных каналов коммуникации де-факто невозможно. В своей практике журналисты разумно учитывают данные тенденции, вследствие чего стараются подготовить максимально «дружелюбный» к мобильным устройствам материал. Более того, эти изменения активно подталкивают возникновение и развитие различных специализированных мобильных приложений. Только за период 2012—2013 гг. доля респондентов, сообщивших о наличии мобильного приложения у своего информагентства, увеличилась почти вдвое [4]. Кроме того, с 2012 г. на треть выросло использование премиум-прило-жений для этих целей, что позволяет информагентствам получать дополнительных доход.

2. Оперативная реакция. Как уже было сказано выше, «динамичность» — одно из ключевых понятий для современного общества. Люди новой формации стремительны во всех сегментах жизни: в карьере, личных взаимоотношениях, в решении бытовых проблем. Они не готовы ждать и впустую тратить время. В отношении журналистики это проявляется в том, что скорость получения той или иной информации не уступает по важности таким критериям, как «острота» и «актуальность». Блогеры и «народные журналисты» [5] имеют возможность размещать свои статьи, заметки и посты сразу в сети, что делает их более оперативными, а значит более интересными для аудитории. Традиционные СМИ все чаще берут данный тренд на вооружение. В 2013 г. международная сеть независимых PR-агентств Oriella PR Network совместно с Buman Media провели исследование «5 главных трендов в журналистике», согласно

результатам которого редакции во всем мире все больше используют цифровые инструменты для публикации новостей [4]. Участниками исследования стали 550 журналистов из 15 стран Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона и Америки. Основная задача: проанализировать влияние цифровых технологий на способы сбора и публикации новостей. Одними из наиболее интересных результатов исследования стали следующие цифры: 33 % медийных агентств предпочитает публиковать новости в Интернете сразу, как только они появляются, вместо того, чтобы собирать их для печатного издания; будущее журналистики — «интерактивная графика»; 51 % журналистов признались, что могут сделать сюжет на основе информации в микроблоге, таком как Twitter или Weibo1, но только в случае, если первоначальный источник им знаком; 39 % опрошенных журналистов по всему миру согласились с тем, что их работа теперь напрямую связана с первичной онлайн-публикацией, и эта тенденция особенно выражена в Канаде, Индии, России, Италии и Швеции. Важную роль здесь играет использование упомянутых выше мобильных приложений.

Интересный факт: в процессе исследования выяснилось, что четверть опрошенных журналистов нередко заранее готовит несколько версий репортажа о предстоящем событии, чтобы иметь возможность оперативно разместить новость в Интернете, независимо от его фактического исхода.

Таким образом первичная онлайн-публикация становится ключевым катализатором новых стандартов подачи новостей. В Великобритании такие

1 Weibo — китайский сервис микро-блогов.

издательские дома, как The Guardian и The Financial Times, уже объявили о переходе на эту модель. Alex Springer в Германии также активно инвестирует в эту сферу. Следует отметить, что данные перемены обусловлены не только изменением читательских предпочтений, но и необходимостью в экономии бюджета в условиях кризиса. Электронные публикации обходятся значительно дешевле печатных. К тому же, по прогнозам экспертов, в будущем доходы от традиционной рекламы сильно снизятся в пользу электронной [4].

3. Высокая значимость видеоконтента. Еще одним важным результатом исследования Oriella PR Network и Buman Media стало выявление следующего факта: основным видом информации, попадающей в Интернет, являются видеоролики от собственных корреспондентов (49 %), которые моментально публикуются в социальных сетях.

Преимущество видеоконтента над печатными материалами очевидно еще со времен создания телевидения — за счет использования картинки, музыки и фонового окружения данный формат позволяет авторам воздействовать сразу на два канала восприятия: аудиальный и визуальный. Он дает возможность воочию проследить за ходом того или иного события и инициирует больший эмоциональный отклик у аудитории благодаря возникающему чувству сопричастности.

Однако ни для кого не секрет, что многие годы в телевизионных эфир попадала только тщательно отобранная информация, прошедшая неоднократную цензуру. Гораздо более объективную оценку ситуации можно было получить посредством печатных СМИ или сарафанного радио.

Однако в наши дни автором и режиссером видеоролика может стать любой желающий. Видеоматериалы, публикуемые в Интернете, значительно реже проходят какую-либо модерацию и потому нередко оказываются злободневными, критичными и вызывающими доверие у аудитории. Данный фактор существенно повысил значимость видеоконтента для общества, а значит и для современной журналистики.

4. Глубокая специализация сотрудников, развитие узкопрофильных компаний. Известно, что система образования в Западных странах нацелена на подготовку узконаправленных кадров. Это удобно для системы, для рынка труда, однако, по большей части, невыгодно для самих специалистов. Европейцы с ранних лет делают выбор в пользу той или иной профессии, после чего занимаются развитием навыков и углублением знаний исключительно в избранной области. Идея данной модели образования заключается в том, чтобы под каждую задачу существовал специально обученный человек. С одной стороны, это разумное решение, так как подобный специалист обладает уникальной экспертизой в определенных вопросах. С другой стороны, узкоспециализированные сотрудники оказываются неспособными решать сложные многопрофильные задачи. Более того, смена профессии оказывается для них настоящим испытанием.

Еще одним немаловажным фактом является то, что в Европе находится сравнительно малое количество заводов и производств. Большая часть из них была вывезена в страны третьего мира. Следовательно, западные компании оказались заинтересованы в большом количестве управленцев различных специализа-

ций, а не в конечных исполнителях, работающих «руками» [6].

В некотором смысле, это хорошая новость для журналистики, так как подобная аудитория является читающей, активной и думающей, и, следовательно, нуждается в большом объеме деловой литературы. К тому же ориентация на подготовку узконаправленных специалистов повлекла за собой возникновение огромного количества узкопрофильных компаний, каждая из которых заинтересована в поиске «своего» издания.

Все это стало причиной того, что в Европе сформировалось огромное количество узкопрофильных журналов, газет, сайтов, форумов и телепередач. По сути, сами журналисты оказались вынужденными разбираться во многих профессиональных тонкостях и нюансах работы своих читателей. Аудитория ждет от них глубокого знания отрасли и релевантного материала. Это весьма непростая задача, учитывая динамичность развития общества, о которой было сказано ранее. В то же время, большой проблемой стала утрата понятия «универсального специалиста» в сфере журналистики: учитывая объемы информации и ожидания аудитории, журналисты могут писать либо о многих аспектах жизни общества, но весьма поверхностно, либо глубоко и подробно, но в рамках одного-двух направлений.

В последние годы данная модель образования и профессионального развития стала актуальна и для России. Российское общество стремится перенять западный опыт, что влечет за собой внедрение как объективно полезных структур, так и появление связанных с ними проблем.

5. Рост социального влияния. Понятие «социальное влияние» имеет довольно широкий объем. В ста-

тье «Психологической энциклопедии» под редакцией Р. Корсини и А. Ауэрбаха, посвященной данному вопросу, встречается следующее определение:

«Любое человеческое взаимодействие предполагает власть и влияние. Умение влиять на других и принимать ответственность за такое влияние составляет важную сторону жизни человека... Эффективность попыток человека реализовать власть над другими возрастает, если он оказывается привлекательным и вызывает доверие; если он формулирует свои сообщения так, чтобы в них выражались позиции двух сторон, чтобы они были ориентированы на действия и отличались от существующих убеждений членов аудитории...» [7, с. 726].

Данное понятие, в свою очередь, тесно связано с понятием «лидеры мнений»:

«Лидеры мнений — это люди, способные оказывать влияние на мнение собеседников. Это не обязательно кто-то мудрый и старший. Отличительными признаками лидеров мнений являются активная жизненная позиция, большой круг общения, желание постоянно узнавать новое, умение и желание давать советы и решать чужие проблемы, заинтересованность и вовлеченность» [8].

Лидеры мнений недавнего прошлого — это звезды кино, телевизионные ведущие, спортсмены, известные журналисты, эксперты в соответствующих областях знаний и другие яркие представители общества. Это те люди, которые были известны в той или иной области знаний благодаря СМИ.

Сегодня лидером мнений может стать каждый. Социальные сети, форумы и Интернет в целом предоставили человеку неограниченные

возможности для поиска единомышленников, расширения круга общения, публикации собственных мыслей и суждений, формирования имиджа эксперта. Редкий современный человек отправится в путешествие или примет решение о покупке чего-либо, не проконсультировавшись предварительно в Интернете с людьми, мнению которых он доверяет и к которым прислушивается. Любая интересная новость подвергается личной оценке и в таком виде транслируется среди друзей в социальных сетях. Каждый человек ежедневно оказывает влияние на своих друзей и знакомых в Интернете, причем круг этих знакомых также растет день ото дня. По сути, представителями «четвертой власти» в современном обществе стали обычные люди и их влияние с каждым днем возрастает.

Данные общественные и коммуникационные метаморфозы имеют как позитивные, так и негативные последствия для журналистов, а значит и для агентств по связям с общественностью. С одной стороны, СМИ получили возможность постоянного и тесного взаимодействия со своими читателями, оперативную обратную связь и лучшее понимание потребностей собственной аудитории. С другой стороны, они обрели конкурентов за общественное внимание в лице новоявленных лидеров мнений и утратили возможность транслировать новости «сверху вниз» — отныне любая публикация СМИ может быть подвергнута рассмотрению, комментированию и, зачастую, критике. Тем не менее, все эти изменения говорят о непрерывном процессе развития журналистики, ее адаптации к текущим реалиям и возможности выхода на новый качественный уровень в ближайшем будущем.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Anderson M. How social media is reshaping news / M. Anderson., A. Caumont // Pew Research Center. — 2014. — September 24.

2. Голуб И. Б. Стилистика русского языка / И. Б. Голуб. — 3-е изд., испр. — М. : Рольф, 2001. — 448 с.

3. Piombino K. What journalist expect from public relations in 2015 / K. Piombino // Ra-gan's PR Daily. — 2015. — January 23.

4. Мамонова Е. Днем в Интернете — вечером в газете / Е. Мамонова // Российская газета. — 2013. — 2 июля (№ 903). — С. 15—16.

5. Gillmor D. We are the Media: Grassroots Journalism by the People, for the People. — O'Reilly Media, Inc, 2004. — 320 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Рычкова Е. Глубокая специализация [Электронный ресурс] / Е. Рычкова // Познавательное TV. — Режим доступа : http://poznavatelnoe.tv/richkova_specializaciya.

7. Корсини Р. Психологическая энциклопедия / Р. Корсини, А. Ауэрбах. — 2-е изд. — СПб. : Питер, 2003. — 1096 с.

8. Асланов Т. Лидеры мнений [Электронный ресурс] / Т. Асланов // Пресс-служба. — Режим доступа : http://www.press-service.ru/terms/140/.

REFERENCES

1. Anderson M., Caumont A. How social media is reshaping news. Pew Research Center, 2014, September 24.

2. Golub I. B. Stilistika russkogo yazyka [Russian stylistics]. Third ed. Moscow, Rol'f Publ., 2001. 448 p.

3. Piombino K. What journalist expect from public relations in 2015. Ragan's PR Daily, 2015, January 23.

4. Mamonova E. In the afternoon on the Internet — in the evening in the newspaper. Rossiiskaya Gazeta, 2013, July 2 (no. 903). (In Russian).

5. Gillmor D. We are the Media: Grassroots Journalism by the People, for the People. O'Reilly Media, Inc, 2004. 320 p.

6. Rychkova E. Deep specialization. Poznavatel'noe TV [Informative TV]. Available at: http://poznavatelnoe.tv/richkova_specializaciya. (In Russian).

7. Korsini R., Auerbakh A. Psikhologicheskaya entsiklopediya [Psychological encyclopedia]. 2nd ed. Saint Petersburg, Piter Publ., 2003. 1096 p.

8. Aslanov T. Leaders of opinions. Press-sluzhba [Press service]. Available at: http:// www.press-service.ru/terms/140/. (In Russian).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Зотова Д. В. Современные тенденции в сфере журналистики и их значение для системы связей с общественностью / Д. В. Зотова // Вопросы теории и практики журналистики. — 2016. — Т. 5, № 3. — С. 476—485. — DOI : 10.17150/2308-6203.2016.5(3).476-485.

REFERENCE TO ARTICLE

Zotova D. V. Current trends in journalism and their value for the system of public relations. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2016, vol. 5, no. 3, pp. 476—485. DOI: 10.17150/2308-6203.2016.5(3).476-485. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.