Научная статья на тему 'Современные тенденции в осмыслении феномена евразийства'

Современные тенденции в осмыслении феномена евразийства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
84
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДНК-ГЕНЕАЛОГИЯ / ЕВРАЗИЙСТВО / ГАПЛОГРУППА / ГАПЛОТИП / DNA GENEALOGY / EURASIANISM / HAPLOGROUP / HAPLOTYPE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Носоченко М.А.

Статья посвящена теме исторической судьбы народов Евразии. Автор даёт характеристику новому научному направлению ДНК-генеалогии, оценивает гносеологическую состоятельность этой сферы научной мысли для формирования междисциплинарного подхода к изучению истории Евразии; рассматривает значение новых научных данных, полученных мето-дами ДНК-генеалогии, для исследований в области гуманитарных наук: этнологии, истории, философии, лингвистики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TODAY’S TRENDS IN COMPREHENSION OF THE EURASIANISM

The article is devoted to understanding of the Eurasian peoples’ historical destiny. The au-thor gives a review of the new scientific field DNA genealogy, evaluates prospective for the use of its potential for interdisciplinary approach in studying the Eurasian history, and determines the significance of data given by DNA genealogy for humanitarian sciences, such as ethnology, history, philosophy, and linguistics

Текст научной работы на тему «Современные тенденции в осмыслении феномена евразийства»

4. Чеснов, Л. В. Название народа: откуда оно? // Этнографы рассказывают. - Москва : Наука,1978. -С. 14-31.

5. Кочергина, В. Санскрит : учебник. - Москва : Изд-во ин-та общего среднего образования Рос. акад. образования, 2001. - 336 с.

6. Watson, F. India: a Concise History. - New-York : Thames and Hudson, 1979.

7. Лихачёв, Д. С. Исследование по древнерусской литературе. - Ленинград : Наука, 1986. - 405 с.

8. Гусева, Н. Р. Индуизм. - Москва : Наука, 1977. - 328 с.

9. Воропай ,О. Звича! нашого народу. - Киев : Обериг, 1993. - 592 с.

10. De Bary, W. T. Sources of Indian Tradition. - New-York : Columbia University Press, 1969. - No inf.

Vera М. Dicheskul, Ph D. in History, Associate Professor King Solomon International University (Kiev, Ukraine)

vmdicheskul@ukr.net

Mikhail V. Tyukalov, Ph D. in History Volunteers India Education Development and Help in Asia (Goa, India)

vtyukalov@ukr.net

INDO-ARYANS' INFLUENCE ON EASTERN SLAVIC CIVILIZATION IN THE FACE OF HISTORICAL LINGUISTICS AND ETHNOGRAPHY DATA

Abstract. The key results of the authors' research elaborate some ethnic and linguistic conditions of the first stages of globalization processes related with Indo-Aryans' ethnic and historical influences on genesis of the Eastern Slavic civilization are outlined. The authors analyze processes of the Eurasian area culture creative potential forming. The study subject is heritage of ethnic and cultural genesis which is a result of centuries-long social and cultural, and mythic and poetical assimilations. The authors of the paper use comparative scientific method based on the data given by historical linguistics, ethnography.

Keywords: Indo-Aryans, historical linguistics, "Rigveda", "Avesta", Sanskrit, Vedas, "Rus'", "Aryans ", the Eastern Slavic civilization, Indo-European Speaking Community.

УДК 579.254:929.51:130.2(4/5)

М. А. Носоченко, кандидат культурологии, доцент Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

caperucita. amarilla2016@gmail.com

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОСМЫСЛЕНИИ ФЕНОМЕНА ЕВРАЗИЙСТВА

Аннотация. Статья посвящена теме исторической судьбы народов Евразии. Автор даёт характеристику новому научному направлению - ДНК-генеалогии, оценивает гносеологическую состоятельность этой сферы научной мысли для формирования междисциплинарного подхода к изучению истории Евразии; рассматривает значение новых научных данных, полученных методами ДНК-генеалогии, для исследований в области гуманитарных наук: этнологии, истории, философии, лингвистики.

Ключевые слова: ДНК-генеалогия, евразийство, гаплогруппа, гаплотип.

В настоящее время тема исторической судьбы и будущего народов Евразии снова выходит на первый план. Это связано с несколькими факторами. Во-первых, современный мир переходит от эпохи глобализации к эре глокализации, в связи с чем для народов, населяющих евразийское пространство, возникает насущная потребность выстроить единую социокультурную идентичность в целях создания цивилизационного кластера, в рамках которого будет происходить экономическое, социальное и политическое развитие региона в ближайшие десятилетия.

Во-вторых, различными науками накоплен богатый материал, свидетельствующий, что общепринятые научные представления об истории Евразии нуждаются в пересмотре. Возникает большое количество альтернативных исторических гипотез и теорий. Не все из них соответствуют сложившимся на данный момент критериям научности, однако всё чаще вполне респектабельные учёные говорят о необходимости скорректировать наши представления об истории человечества в целом и истории Евразии, в частности, в свете накопившихся фактов.

Большую роль в решении этой задачи может сыграть междисциплинарный подход. Речь идёт не только об объединении усилий гуманитариев: философов, лингвистов, историков, культурологов и этнографов. Существенный вклад в исследование прошлого евразийского континента могут внести представители естественнонаучных дисциплин.

Одной из таких наук является ДНК-генеалогия - популярное в настоящее время направление научных исследований. Эта наука стремительно развивается как в России, так и за рубежом. Она предоставляет грандиозные возможности исследования для учёных гуманитарных специальностей.

Кратко осветим основные положения этой новой научной дисциплины. Создатель ДНК-генеалогии - советский (позднее - американский) учёный А. А. Клёсов - биохимик, доктор химических наук, лауреат премии Ленинского комсомола (1978 г.) и Государственной премии СССР (1984 г.) В настоящее время профессор проживает в США.

Некоторые представители официальной науки считают Клёсова лжеучёным, но с нашей точки зрения, все обвинения в его адрес сводятся к одному знаменателю: «Теория Клёсова противоречит общепринятым представлениям». Встречаются даже обвинения в расизме в его адрес. Иногда складывается впечатление, что некоторые критики не читали работы учёного. Критике подвергается не столько его теория, сколько его личность и его политические взгляды.

ДНК-генеалогия на основе анализа биологического материала позволяет проследить родословную человека, историю его семьи. Сейчас этот метод успешно применяется в отношении мужской половины человечества. Метод построен на исследовании У-хромосомы, которая передаётся от отца к сыну, и далее в течение тысячелетий от предков к потомкам. Время от времени в момент передачи в хромосоме происходят мутации, т. е. изменение числа блоков (последовательности) нуклеотидов на определённых участках ДНК, называемых маркерами, или локусами. Эти мутации закрепляются, в дальнейшем тоже передаваясь по наследству. Совокупность фрагментов ДНК, выбранных для анализа, называется гаплотипом. Сейчас чаще всего используются 25-маркерные или 67-маркерные гап-лотипы, хотя максимально точный - 111-маркерный. Различие в количестве мутаций у разных людей позволяет определить время жизни их общего предка, если таковой имелся.

На сегодняшний день среди представителей человеческого рода выделена двадцать одна гапло-группа. Гаплогруппа - это род человека. Все представители одной гаплогруппы имеют общего предка. Каждой гаплогруппе присвоен индекс, выраженный латинскими буквами. От патриарха -основателя рода - его потомки расходятся подобно тому, как ветви дерева расходятся от единого ствола. По количеству накопившихся мутаций можно определить, как давно жил общий предок людей, входящих в одну гаплогруппу.

Необходимо подчеркнуть, что принадлежность к определённому роду не задаёт внешние признаки, умственные или физические характеристики человека. Фенотип быстро меняется. Иногда достаточно двух-трёх поколений, и правнуки будут радикально отличаться внешне от своего прадеда, говорить на другом языке, считать себя людьми иной культуры. Но гаплогруппа у них останется та же. Гаплогруппа указывает на происхождение, а не на этническую или культурную принадлежность.

Метод ДНК-генеалогии предоставляет великолепную возможность проследить происхождение и миграции как больших человеческих сообществ, так и конкретных кланов и семей по территории земного шара; ответить на вопрос, как происходило заселение евразийского пространства, откуда родом наши предки.

В результате исследования как живущих ныне людей, так и ископаемых останков, были сделаны следующие выводы.

Среди этнических русских (т. е. людей, считающих себя русскими, родной язык которых -русский, предки которых в нескольких поколениях жили на территории исторической России) примерно 45 % - представители гаплогруппы Я1а. Концентрация представителей данной гапло-

группы достигает максимальных величин (около 70 %) в центре и на юге европейской части России, в некоторых регионах Украины и Белоруссии. В отдельных старинных городах и селениях численность носителей Я1а приближается к 85 %. Также среди этнических русских очень широко распространены гаплогруппы II и 12 (1/5 часть от общей численности); N101 (1/7 часть); встречаются также представители групп О, Я1Ь, Q, Т.

Нынешние этнические русские и другие коренные народы России, конечно, являют собой смесь представителей различных гаплогрупп, что отражает сложности исторического пути нынешней России. Однако ведущее место занимает группа Я1а. Кроме территории бывшего СССР, Я1а широко распространена в Индии среди представителей высших каст (72 % и 100 млн жителей современной Индии в целом), на Аравийском полуострове (её имеют 9 % арабов-мужчин), а также в Восточной и Центральной Европе (до 20 % жителей нынешней Германии). А вот в Британии представителей данной гаплогруппы всего 2-4 %. Очевидно, эти данные отражают миграционные процессы, происходившие на территории Евразии в прошлом.

Предположительно, предки рода R1a появились на Балканах 10 тыс. лет назад. Путь их предшествующей миграции прослеживается до территории южной Сибири, откуда они пришли по южному миграционному пути через Среднюю Азию и Анатолию на Балканы. Затем приблизительно 5 тыс. лет назад они прибыли на русскую равнину и южный Урал. Позднее (примерно через 400-500 лет) часть потомков данного рода мигрировала на территорию нынешнего Ирана и Аравийского полуострова, часть - ушла в Индию. Оставшиеся расселились по территории русской равнины.

Другая распространённая среди этнических русских группа - N101, так называемая южнобалтийская гаплогруппа. На северо-западе РФ представители этой группы составляют до 40 % населения, но к югу и востоку их численность резко снижается. Большой процент потомков данного рода живет в северной Европе и в странах Балтии. Считается, что эта группа также возникла на территории южной Сибири (скорее всего, Алтая), затем пришла в Европу по северному пути через Уральские горы. Интересно, что эта группа преобладает как среди якутов, так и среди прибалтов. Совершенно разные культуры, но происхождение - из одного корня.

Другая гаплогруппа - I - очень древняя, возникла более 40 тыс. лет назад, место образования -предположительно Европа или Малая Азия. 27 тыс. лет назад она разделилась на субклады 11 и 12. 11 практически исчезла с карты нынешней Европы, лишь в Скандинавии её представители насчитывают до 30 %. 12 наиболее представлена среди южных славян: черногорцы - до 30 %, боснийцы - до 56 %. Большое количество представителей данной гаплогруппы проживает в Британии.

Конечно, все представленные факты являются самыми первыми и приблизительными данными, полученными благодаря методу ДНК-генеалогии. Но мы можем констатировать, что появилось новое направление в науке, которое способно помочь историкам, археологам, лингвистам в их научных изысканиях. Как и любой метод, ДНК-генеалогия имеет свои границы. Сам её создатель, впрочем, хорошо это осознаёт, чем отличается от некоторых неофитов, открывших для себя это научное направление не так давно. ДНК-генеалогия - прекрасный научный инструмент. Но этот инструмент - детище естественнонаучного знания, поэтому он не может брать на себя решение задач, посильных только для гуманитарных наук.

Например, существует чёткая грань между понятиями «род», «культура», «этнос», «общество». «Этнос» - понятие из области культурологии, философии, этнологии, но не из области биологии или химии. Этническая общность базируется на единстве языка, быта, традиций, жизненного уклада. Более того, по современным представлениям этническая принадлежность человека построена на ментальных, психических основаниях - чувстве принадлежности к определённому этносу. Ощущаемая субъективно собственная идентичность - вот что является исходным фактором, когда мы говорим об этнических характеристиках человека. Именно этот фактор (а не происхождение или место рождения) играет решающую роль в процессе этнической идентификации. Особенно наглядно об этом свидетельствуют примеры детей от смешанных браков и детей, усыновлённых приёмными родителями из других стран. Этническая идентичность не есть константа, она формируется прижизненно. Эта тема хорошо раскрыта в работе нашего известного обществоведа С. Г. Кара-Мурзы «Демонтаж народа».

Гаплогруппа, в отличие от этноса, даётся человеку от рождения и не может измениться. Можно ли выстроить евразийскую, славянскую, русскую идентичность на основе общности

происхождения, принадлежности к одному роду? Конечно, нет. Тем более, это чревато неприятными социальными и политическими последствиями, например, попытками поиска «чистокровных» русских. Немцы это уже проходили. Закончилось это трагически и для них самих, и для Европы в целом. Любое биологизаторство в вопросах, касающихся этнической тематики, достаточно неприятно и опасно. Тем более, в вопросах построения современного общества и национального государства тема происхождения и исторических корней отходит на второй план, так как для решения этой задачи важно сформировать даже не культурную или религиозную, а единую гражданскую идентичность у жителей данной территории.

В чём же состоит значимость ДНК-генеалогии? С нашей точки зрения, эта наука позволит осветить многие тёмные места, связанные с происхождением и миграцией евразийских народов, их языков, культуры и быта. Она даст возможность заглянуть в прошлое Евразии, разгадав некоторые из его загадок. Конечно, каждому отдельному человеку ДНК-генеалогия предоставляет шанс проследить историю его собственного рода, найти фамильные корни. Мы полагаем, что вскоре ДНК-генеалогию ждёт большое будущее.

Список литературы

1. Кара-Мурза, С. Г. Демонтаж народа. - Москва : Алгоритм, 2007. - 704 с.

2. Клёсов, А. А. ДНК-генеалогия от А до Т. - Москва : Книжный мир, 2016. - 244 с.

3. Клёсов, А. А. Занимательная ДНК-генеалогия. Новая наука даёт ответы. - Москва : Вече, 2013. -168 с.

4. Клёсов, А. А. Происхождение славян. ДНК-генеалогия против «норманнской теории». - Москва : Алгоритм, 2013. - 512 с.

Marina A. Nosochenko, Ph. D. in Cultural Studies, Associate Professor Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia) caperucita. amarilla2016@gmail.com

TODAY'S TRENDS IN COMPREHENSION OF THE EURASIANISM

Abstract. The article is devoted to understanding of the Eurasian peoples' historical destiny. The author gives a review of the new scientific field - DNA genealogy, evaluates prospective for the use of its potential for interdisciplinary approach in studying the Eurasian history, and determines the significance of data given by DNA genealogy for humanitarian sciences, such as ethnology, history, philosophy, and linguistics.

Key words: DNA genealogy, Eurasianism, a haplogroup, a haplotype. УДК 174:608.1

Е. И. Тарасова, кандидат философских наук Барнаульский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации (Барнаул, Россия)

tarasova3011@yandex.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БИОЭТИКИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. Статья посвящена теоретическим и практическим проблемам биоэтики - учению о нравственной стороне профессиональной деятельности в медицине и биологии. Рассматривается перспектива использования системно-оптимологического подхода для решения ключевых вопросов биоэтики. Исследователь акцентирует внимание на фундаментальных отличиях западной и российской версий биоэтики.

Ключевые слова: биоэтика, гуманизм, оптимальность, системно-оптимологический подход.

Прошедший XX в. и наступивший XXI в. вызвали к жизни огромное количество проблем. Многие из них порождены возрастающей численностью населения планеты, исчерпанием запасов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.