Научная статья на тему 'Современные тенденции в обучении и развитии персонала малых торговых предприятий'

Современные тенденции в обучении и развитии персонала малых торговых предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1510
597
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЕ ТОРГОВЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / SMALL BUSINESS / ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА / PERSONNEL TRAINING AND DEVELOPMENT / ТЕНДЕНЦИИ НА РЫНКЕ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА / TRENDS IN THE MARKET OF PERSONNEL TRAINING AND DEVELOPMENT / SMALL TRADING ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вотрин Герман Дмитриевич

В статье рассматриваются общие особенности и специфика развития рынка обучения и развития персонала в России. Определены тенденции в сотрудничестве малых торговых предприятий с провайдерами услуг по обучению и развитию персонала, а также с консалтинговыми фирмами. Спрогнозированы перспективы их дальнейшего взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current Trends in Training and Development of Small Retail Business Personnel

This article discusses common characteristics and specificities of the market development as regards personnel training and development in Russia. The author determines the trends in cooperation of small trading enterprises with personnel training and development service providers, as well as with consulting firms. He predicts the prospects for their future cooperation.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции в обучении и развитии персонала малых торговых предприятий»

ИССЛЕДОВАНИЕ

1

Вотрин Г.Д.1

1 Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, г. Москва

Современные тенденции в обучении и развитии персонала малых торговых предприятий

АННОТАЦИЯ:

В статье рассматриваются общие особенности и специфика развития рынка обучения и развития персонала в России. Определены тенденции в сотрудничестве малых торговых предприятий с провайдерами услуг по обучению и развитию персонала, а также с консалтинговыми фирмами. Спрогнозированы перспективы их дальнейшего взаимодействия.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: малые торговые предприятия, малый бизнес, обучение и развитие персонала, тенденции на рынке обучения и развития персонала

JEL: М53, Р46, 129 ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Вотрин Г.Д. Современные тенденции в обучении и развитии персонала малых торговых предприятий // Креативная экономика. — 2015. — № 2 (98). — с. 161-170. — http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/ce/article/view/116/

Вотрин Герман Дмитриевич, аспирант кафедры менеджмента экономического факультета Института международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, г. Москва; начальник отдела кадров ООО «Марше» (gera-set@mail.ru)

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 24.11.2013 / ОПУБЛИКОВАНО: 27.02.2015 ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП:

http://www.creativeconomy.ru/iournals/index.php/ce/article/view/116/ (с) Вотрин Г.Д. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.Org/licenses/by-nc-nd/3.0/)

ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

Metadata in English is available.

For detailed information, please, visit

http://en.creativeconomy.ru/ioumals/index.php/ce/article/view/116/

В условиях рынка и жёсткой конкурентной среды для выживания и успеха экономического субъекта развитие и обучение сотрудников становятся ключевыми функциями в деятельности кадровых специалистов и руководителей. Интерес к этому инструменту возрастает по мере того, как всё большее число коммерческих предприятий на уровне международной практики приходят к выводу, что кадры и их компетентность обуславливают успешность деятельности фирм в условиях рыночной экономики. Это касается компаний любых отраслей, начиная от сферы торговли и заканчивая предприятиями тяжёлой промышленности, независимо от страны их базирования, будь то США или Россия, а также масштабов этих организаций.

Обучение и развитие сотрудников

Сегодня каждому более или менее успешному предпринимателю необходимо обладать знаниями в области эффективной кадровой работы и отслеживать тенденции в мировой практике ведения бизнеса. Однако достижение желаемых результатов становится реальным тогда, когда менеджмент располагает возможностью систематически корректировать свои структурно-технические, производственные и сбытовые планы в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры, маневрировать собственными материальными и интеллектуальными ресурсами, чтобы обеспечивать необходимую гибкость в решении стратегических и тактических задач, исходя из результатов реализуемой кадровой политики.

Вопросу обучения и развития сотрудников, раскрытию их кадрового потенциала и выявлению компетенций начинают уделять всё более пристальное внимание. На основе анализа состояния рынка услуг по обучению и развитию персонала, подготовленного компанией «Амплуа-Брокер», и по наблюдениям за существующими тенденциями в этой отрасли эксперты пришли к выводу, что мы становимся очевидцами набирающей силы новой волны активного приобщения к практике обучения и развития сотрудников.

Компании первой волны представляют высококонкурентные рынки - FMCG, ритейл[1]. В их числе, в первую очередь, значатся зарубежные фирмы, начинавшие свою экономическую активность в России с конца 90-ых. Нынешними потребителями услуг рынка Training & Development (обучения и развития) выступают, прежде всего, малые и

средние фирмы с разветвлёнными филиальными сетями из разных отраслевых направлений. Крупные фирмы представлены теми, кто только сейчас, переведя дыхание от многолетнего бурного роста, занялись обучением сотрудников[1].

Спрос на услуги обучения и развития имеет заметную диверсификацию, а разрыв между экономическими субъектами в степени вовлечённости и проникновения систем обучения становится всё более заметен. Те организации, которые встали на путь развития корпоративной системы обучения сравнительно недавно, вынуждены задаваться вопросами «изобретения велосипеда» и «с чего начинать?» [1]. Тем временем, некоторые фирмы уже давно осваивают передовые технологии и практики развития сотрудников, в чём-то перенимая зарубежный опыт, а где-то создавая собственные уникальные продукты и методики.

Своего рода «искателями» и инноваторами в области развития обучающих программ и применения современных персонал-технологий являются сравнительно небольшие организации, нацеленные на приращение своих конкурентных преимуществ путём внедрения передового опыта и освоения зарубежных практик кадровой работы. В частности, сфера торговли, будучи наиболее динамично развивающейся, оказывается наряду с высокотехнологичными отраслями в круге пристального внимания инвесторов.

Инструменты повышения эффективности фирм путём пересмотра кадровой политики позволяют интенсифицировать доходность и темпы роста торговых предприятий, которые выступают локомотивом для развития реального сектора экономики и малого бизнеса в целом. Торговые фирмы зачастую выходят на рынки с предложением принципиально новых товаров и услуг, предвосхищая их реализацию через сложные сети дистрибьюторов. На старте такого рода организации достигают высоких показателей по сбыту продукции за счёт квалифицированных продавцов и эффективной модели мотивации. Успех продвижения новых товаров на рынки за счёт небольших торговых предприятий выступает фактором, дополнительно подстёгивающим инновационную активность экономических субъектов страны.

Небольшие торговые организации чаще других представителей малого и среднего бизнеса прибегают к услугам фирм или же свободных

агентов по организации обучающего процесса для внутренних специалистов-«продажников». К обучению зачастую также привлекаются и другие категории работников, осуществляющие непосредственный контакт с потенциальными клиентами. К их числу можно отнести сотрудников call-центров, консультантов и администраторов. Следует отметить, что спектр предлагаемых услуг на современном рынке T&D является достаточном обширным.

Тренинги и обучающие программы становятся важным атрибутом успеха организации. Малые торговые предприятия, не скупясь на вложения в развитие собственных сотрудников, положительно оценивают потенциальные выгоды и перспективы от подобного инвестирования в человеческий капитал. Тем временем крупные фирмы, независимо от масштаба и их отраслевой направленности, уже сейчас наращивают темы во взаимодействии с рынком T&D. Так, компанией PwC был составлен отчёт Saratoga 2013. Он включает в себя данные по 67 компаниям, осуществляющим деятельность на российском рынке в рамках 10 отраслей экономики (финансовые услуги, производство, ТЭК, товары народного потребления, сектор телекоммуникаций и высоких технологий и пр.), по более чем 100 количественным показателям. Численность персонала компаний -участниц опроса составляет более 3000 сотрудников, 58% из которых женщины. Более половины опрошенных попадают в возрастную категорию от 26 до 40 лет [2].

На основе полученные данных эксперты PwC пришли к следующим выводам.

- Один из ключевых приоритетов компаний в России -повышение эффективности работы сотрудников. Так, по оценкам журнала Forbes, в опубликованном рейтинге эффективности отраслей производительность труда в России в 3-4 раза ниже, чем в развитых странах (за основу расчёта бралась годовая выработка одного работника по отраслям и крупнейшим предприятиям) [3]. Стоит отметить, что по этим же оценкам ситуация приобретает положительную динамику и данный разрыв сокращается, в том числе, и за счёт переориентации бизнеса в пользу комплексной работы с трудовыми ресурсами.

- Существующие тенденции возникают на фоне роста расходов на обучение персонала примерно на треть в расчете на одного сотрудника, если сравнивать их с показателям прошлого года.

- Количество вовлеченных в процесс обучения сотрудников возросло более чем на 36%. Так, из 100 человек, трудоустроенных в крупных компаниях, задействовано в программах обучения не менее 60 человек, тогда как по результатам исследований за аналогичный период 2012 года таких было только 47 человек.

- Привлечение внешних провайдеров в целях обучения по количественному показателю превосходит использование внутренних специалистов и становится всё более популярным.

Наметившиеся тенденции во взаимодействии российского рынка T&D

Суммируя выше сказанное, остановимся подробнее на наметившихся тенденциях во взаимодействии российского рынка Т&Б в качестве поставщика услуг для субъектов торговой деятельности.

1) Наблюдается тенденция к объединению функций разнонаправленных фирм в пользу совмещения на базе единой структуры таких видов деятельности, как консалтинг, кадровый подбор, тренинги, обучение, оценка и т.д. Гарантом стабильности становится универсализм в работе той или иной структуры, действующей в рамках рынка Т&Б.

Предприятия с большим доверием относятся к игрокам, давно существующим на рынке, современным и универсальным в предложении своих услуг, имеющих наработанную репутацию и предоставляющих гарантии качества. Обращение к подобным кадровым холдингам сопряжено с более существенными финансовыми издержками, но данное обстоятельство компенсируется высоким качеством оказания услуг и возможностью перспективного участия в партнёрских программах.

Партнёрские программы кадровых холдингов становятся наиболее эффективным инструментом завоевания лояльности, так как позволяют использовать дисконт в максимально обширном перечне услуг. Предлагая услуги по кадровому подбору, такие фирмы могут также, например, предложить льготные условия по стоимости кадрового документооборота или обучающего курса. Очевидно, что в арсенале узкоспециализированных фирм меньшее возможностей для манёвра.

2) Среди фирм, работающих на рынке Т&Б, наблюдается наибольший рост числа организаций, осуществляющих консультации в

области построения систем мотиваций, разработки моделей компетенций, а также развития и формирования кадрового резерва [4].

3) На современном этапе в числе наиболее перспективных направлений деятельности рынка T&D можно считать освоение зарубежного опыта в формировании сетевых структур под названием «трубопровод талантов» (talent pipeline). В задачи данных структур входят поиск и выявление талантов, командообразование, разработка обучающих программ по дистанционному обучению, тренингов профессионального развития и личностного роста.

Заказчиками выступают, прежде всего, высокотехнологичные и инновационные предприятия, в том числе и с государственным участием. Малые торговые фирмы предвосхищают широкую дистрибуцию нового продукта. Зачастую разработчики нового продукта прощупывают почву, прибегая к помощи небольших, но профессиональных агентов, тем самым оценивая перспективы выхода на массовые рынки. Не исключено, что такого рода агенты в ближайшей перспективе смогут стать системообразующим элементом формирования сетевых структур.

4) Современными экспертами в области рынка T&D наблюдается тенденция к невысокой динамике развития такого направления, как «Коучинг». Бизнес-коучинг имеет ключевой задачей поиск эффективных путей достижения целей заказчика путём вовлечения в процесс поиска решения не только его руководителей, но и внутренних специалистов.

Бизнес-коучинг существенно отличается от услуг внешнего консультирования тем, что не направлен на определение жестких регламентов и последовательных рекомендаций, а нацелен на поиск решения путём совместных усилий. Замедленный темп в развитии данного направления объясняется причинами, связанными с недостатком высококлассных специалистов в области коучинга, а также с проблемой профессиональной подготовки таких специалистов.

На данный момент лишь начинают появляться конкретные образовательные учреждения, подтверждающие качество предлагаемых обучающих программ соответствующими государственными сертификатами. В остальном мы наблюдаем множество коммерческих ассоциаций, предлагающих услуги по подготовке коучев, бизнес-тренеров и консультантов, профессиональный уровень которых зачастую

вызывает сомнения. Другой особенностью является специфика деловой культуры и менталитета ряда руководителей, пополняющих результатами работы нанятого специалиста копилку собственных достижений и вкладов.

5) Существенным барьером, тормозящим развитие безнес-коучинга в России, профессиональные консультанты называют высокий уровень теневой экономики. Избегая риска раскрытия части финансовой информации и реального положения дел в организации, руководители утаивают экономически значимую информацию, в результате чего коучи оказываются не в состоянии вырабатывать эффективные управленческие решения. По оценкам международной исследовательской организации Global Financial Integrity (GFI), общий объем теневой экономики России составляет 46% ВВП [5].

В свою очередь, министр финансов Антон Силуанов в июле 2013 года во время интервью редакции радио «Эхо Москвы» оценивал теневой сектор в пределах 15-20% от ВВП [6]. В теневых схемах работы и взаимодействия между отделами часто фигурируют фиктивные договоры на оказание услуг со стороны бизнес-консультантов.

Такого рода сговоры являются способам выведения финансовых активов из-под оперативного ведения финансовых служб и могут служить инструментом обогащения конкретных лиц за счёт компании. Иногда подобные схемы используются в целях сокрытия реальных доходов фирмы от ряда фискальных органов. Так, в действительности дефицит информации сказывается на качестве предлагаемых услуг со стороны внешних специалистов, а теневые схемы порой ставить под сомнение добросовестность и их профессионализм.

6) Экспертами отмечаются недостаточные темпы роста и развития системы электронного корпоративного обучения в рамках корпоративных университетов, а также услуг по предоставлению дистанционного или смешанного образовательного курса для партнёров и подрядчиков из числа небольших фирм. Мировой тенденцией становится кооперация между крупными компаниями и небольшими коммерческими структурами в вопросах организации работы корпоративных университетов. Основой для такого сотрудничества может служить взаимовыгодное заключение договоров по обучению сотрудников агента в интересах крупных фирм.

В качестве примера можно привести корпоративные университеты при крупных алкогольных компаниях, осуществляющих подготовку сомелье в целях стимулирования продаж дистрибьюторов. Они же, со своей стороны, поощряют инициативы сотрудников, желающих принять участие в подобных обучающих программах. Впрочем, уже в данный момент существуют успешно реализуемые проекты подобных университетов и сотрудничества с малыми организациями в крупных нефтяных, газо-промышленных и других фирмах.

При всех издержках и сложности воплощения данной системы, большая часть экспертов едина во мнении, что такой подход позволяет уменьшить избыточность персонала, сократить непродуктивные затраты и сосредоточить усилия на продвижении общекорпоративных программ, нацеленных на достижение стратегических целей бизнеса [7].

7) В качестве тенденции наблюдается растущая популярность коротких тренингов, семинаров и выступлений спикеров по вопросам личностного роста и профессионального развития. Слушателями открытых мероприятий чаще всего выступают молодежь и начинающие предприниматели или же люди без специального образования. Среди наиболее популярных тем тренингов и семинаров можно назвать: «Продажи», «Деловые переговоры» и «Навыки презентации».

Небольшие торговые предприятия поощряют личные инициативы сотрудников и мотивируют их на саморазвитие. Часть небольших торговых фирм и вовсе «подписывается» на анонсы мероприятий в социальных сетях, дополнительно подогревая интерес собственных сотрудников к тем или иным событиям. Практика не является повсеместной, но приобретает характер тенденции для организаций, активно действующих в виртуальном пространстве. В этом направлении особенно преуспевают представители сетевого маркетинга и денежных пирамид, организовывающие различные on-line курсы для своих агентов по методикам привлечения новых адептов.

Что касается привычных видов коммерции, создаются корпоративные социальные сети, в которых накапливается информация о проводимых мероприятиях, тренингах, вебинарах и просто обучающих роликах. Примером одной из наиболее известных и динамично развивающихся корпоративных социальных сетей можно назвать проект Yammer от компании Microsoft.

8) Наблюдается смещение акцентов в пользу повышения эффективности управления системой обучения и развития сотрудников не только с помощью внешнего

HR-консалтинга, но и путём привлечения внутренних специалистов. Для малых фирм данное направление не ограничивается системой привычного инструктажа на рабочем месте, а приобретает формы эффективной системы наставничества и менторства (менторская поддержка заключается в образовательных программах, мастер-классах и коучинге со стороны экспертов, предостерегающих начинающих предпринимателей от ошибок на начальных этапах).

Данная тенденция идёт в разрез с другой практикой, связанной с занижением бюджета компаний на выполнение обучающих проектов. В посткризисный период наблюдается устойчивый рост оборотов торговых компаний, что объясняется восстановлением спроса и увеличением покупательской способности населения. При этом обучение и развитие персонала всё ещё не так часто встречается в перечне затратных статей, а в периоды нестабильности и вовсе чаще остальных подпадают под дополнительное сокращение.

Результаты

Проанализировав наметившиеся тенденции и оценив перспективы во взаимодействии между малыми торговыми предприятиями и провайдерами услуг по обучению и развитию сотрудников, можно сделать следующие выводы.

1) Главной среди прочих проблем развития рынка Т&Б выделяют проблему кадрового обеспечения.

2) В условиях российской действительности ещё не успели сформироваться единые представления об эффективных способах вложений в развитие человеческого капитала.

3) Активные вложения в развитие собственных сотрудников путём привлечения внешних агентов, равно как и силами внутренних специалистов, оцениваются в качестве одного из наиболее перспективных способов эффективной конкуренции и процветания торгового предприятия.

Необходимо для построения эффективного бизнеса со спецификой торговой деятельности и развития экономики:

1) использование системного подхода при организации работ по обучению и развитию сотрудников;

2) постоянство и непрерывность совершенствования процесса обучения и развития сотрудников;

3) комплексное решение задач развития кадровых и основных фондов в целях сокращения разрыва в производительности труда между Россией и развитыми странами.

ИСТОЧНИКИ:

1. Тенденции в обучении и развитии персонала. Изменения потребностей заказчиков T&D

услуг. 2008 год / Компания «Ампулуа-Брокер» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.trainings.ru/library/reviews/?id=10948.

2. Компании перестают перекупать новых сотрудников, предпочитая развивать и учить

своих (по отчету PwC Saratoga 2013) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.trainings.ru/library/reviews/?id=15760.

3. Нефтянка в России сильнее всего отстает в производительности труда

http://www.bfm.ru/news/232038?doctype=article.

4. Коновалова В. Мировые тенденции обучения и развития персонала и ситуация в

России // Кадровик. Кадровый менеджмент. — 2008. — № 9. — http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PBI;n=114108.

5. Теневую экономику России оценили в 46% ВВП [Электронный ресурс]. — Режим

доступа: http://www.forbes.ru/news/234247-tenevuyu-ekonomiku-rossii-otsenili-v-46-vvp.

6. Глава Минфина оценил теневой сектор экономики РФ в 15-20% от ВВП [Электронный

ресурс]. — Режим доступа:http://top.rbc.ru/economics/20/06/2013/862716.shtml.

7. Ковальчук Д.В. Корпоративное электронное обучение: тенденции и перспективы //

Открытые системы. СУБД. — 2009. — №7. — С. 47-49. — http://elibrary.ru/item.asp?id=13016968.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.