Научная статья на тему 'Современные тенденции развития розничной торговли'

Современные тенденции развития розничной торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
508
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ТОРГОВО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ФОРМАТ СТРИТ-РИТЕЙЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лучина Наталья Александровна, Климова Эльвира Николаевна

В статье представлен анализ развития розничной торговли г.Новосибирска. Приведены преимущества торгово-развлекательных комплексов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития розничной торговли»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№9/2015

ISSN 2410-700Х

Список использованной литературы:

1. Горбашко Е. А. Управление качеством : учеб. пособие / Е. А. Горбашко. - СПб. : Питер, 2008. - 384 с.

2. Белоусова А.А., Замиралова Е.В. Актуальность разработки и внедрения системы менеджмента качества в организациях строительной отрасли / Проблемы сертификации и управления качеством: материалы ежегодной региональной научно-практической конференции. Красноярск: СибГТУ, 2009. -280с.

3. .Барченко С.А. Методические рекомендации для работников проектных организаций [Электронный ресурс]/ Барченко С.А. - ГП «ЦЕНТРИНВЕСТпроект». - http://www.complexdoc.ru

© Т.А.Левина,2015

УДК 339.37

Лучина Наталья Александровна

канд.техн.наук, доцент НГУЭУ, г. Новосибирск, РФ E-mail: mokd@nsuem.ru Климова Эльвира Николаевна канд.экон.наук, доцент НГУЭУ г. Новосибирск, РФ E-mail: mokd@nsuem.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

Аннотация

В статье представлен анализ развития розничной торговли г.Новосибирска. Приведены преимущества торгово-развлекательных комплексов.

Ключевые слова

розничная торговля, торгово-развлекательный комплекс, формат стрит-ритейл.

В настоящее время потребительский рынок товаров и услуг Новосибирска, ранее преимущественно состоящий из разрозненных мелких сетей оптовых посредников и многочисленных мелких розничных торговцев, претерпевает значительные изменения: развиваются торговые сети, включая сети магазинов сниженных цен, магазинов шаговой доступности, объектов питания и бытового обслуживания населения.

Как следует из данных Новосибирскстата о социально-экономическом положении Новосибирской области за первое полугодие 2015 года в регионе произошло 17% падение оборота розничной торговли к аналогичному периоду прошлого года. Статистики указали, что структура формирования оборота розничной торговли в первом квартале 2015 года по сравнению с соответствующим периодом 2014 года существенно не изменилась. Основная доля оборота по-прежнему приходится на крупные и средние организации, их вклад увеличился с 51,6% до 53,2%. При этом в структуре оборота наблюдается незначительное снижение доли малых предприятий (с 32,3% до 31,9%), индивидуальных предпринимателей (с 12,6% до 12,2%) и розничных рынков (с 3,5% до 2,7%).

Как видно из данных статистики, появившиеся в последние годы торгово-развлекательные комплексов (ТРК) постепенно вытесняют малые предприятия розничной торговли.

В 2013 г. Россия стала лидером в Европе по строительству новых торговых центров. Тем не менее, по соотношению торговых площадей и числа жителей Россия находится только на 28 - м месте среди европейских стран. На 1000 человек в России приходится только 111,4 кв. м торговой площади. В Норвегии, которая занимает 1-е место по этому показателю, на 1000 человек приходится 632,2 кв.м [1]. Важно отметить, что развивающаяся торговля выполняет не только утилитарную функцию, но и оказывает

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

серьезное влияние на территорию в целом.

Торговый комплекс всегда рассматривается с нескольких точек зрения - покупателя, торгующей организации или арендатора, и девелопера, или владельца. Для каждой из этих категорий определение, назначение и функции ТК оказываются абсолютно разными, в то время как интересы этих групп тесно и причудливо переплетены в рамках одного проекта [7].

Так, с точки зрения девелопера, торговые комплексы - это наиболее сложный и многокомпонентный вид коммерческой недвижимости, требующий большого количества специальных знаний именно в области торговой недвижимости. Специфика ТК, помимо прочего, заключается в сильной зависимости доходности объекта от текущего маркетинга, от ежедневных усилий по раскрутке, поддержании на должном уровне популярности и посещаемости комплекса. Дело в том, что в российской практике позволено арендатору торговой площади расторгнуть договор аренды в одностороннем порядке. Это значит, что если ТК покажется арендатору плохим - в нем, к примеру, мало покупателей, слабое управление или низкий доход, то он может покинуть комплекс. И заключенные договора, строго говоря, ничего не гарантируют владельцу в случае, если арендатор начинает терпеть убытки.

С точки зрения торгующей организации ТК - это некое спланированное торговое пространство, где концентрация потенциальных покупателей многократно выше, чем в уличном пешеходном или транспортном потоке. То есть готовность совершить покупку у посетителя ТК значительно больше, чем у человека, проходящего либо проезжающего мимо отдельно стоящего магазина. Поэтому в большинстве случаев в торговых центрах более эффективно работают витрины, выше уровень продаж, и, следовательно, выше ставки аренды. Говоря о преимуществах торговых комплексов, необходимо добавить, что здесь минимальна потребность в аренде подсобных площадей: зачастую все арендуемое пространство является торговым. А это вновь приводит к повышению дохода с «квадрата» арендуемой площади. Важнейшим преимуществом ТК является также и то обстоятельство, что большое количество магазинов, компактно расположенных в одном месте, притягивают значительный потребительский поток, что опять же способствует увеличению количества посетителей каждого магазина в составе торгового комплекса [3].

И, наконец, для покупателя современный торговый центр - это искусственно созданная среда для отдыха, шоппинга, разнообразных развлечений, досуга, общения, вообще времяпрепровождения. Очевидно, что и на Западе, и в России торговые центры эволюционируют именно в этом направлении - все более значимыми становятся комфортность объекта, разнообразие развлекательной части, креативный стиль управления - все это позволяет человеку получить как можно больше положительных эмоций в результате посещения торгового центра.

Преимущества ТРК очевидны:

1. во-первых, местоположение. Большое количество жилых домов, находящихся в шаговой доступности, и высокий автомобильный трафик с отсутствием «пробок», обеспечат центру высокий поток посетителей;

2. во-вторых, транспортная доступность. Большинство центров располагаются на пересечении нескольких улиц, благодаря чему к ним обеспечен легкий доступ на личном транспорте. А непосредственно возле ТРК находятся остановки наземного общественного транспорта: автобусов и маршрутных такси;

3. в-третьих, наличие паркинга на значительное количество автомобилей;

4. в-четвертых, функциональное зонирование. Зонирование разделяет торговый центр на визуальные блоки и позволяет направить поток покупателей так, чтобы они прошли через всю торговую галерею. При этом необходимо направлять потоки таким образом, чтобы полностью исключить наличие «мертвых зон».

При рассмотрении преимуществ ТРК, нельзя не сказать про проблемы малых и средних предприятий. В основном, это магазины, занимающие места на первых этажах зданий имеющие формат стрит-ритейл, а у предприятий данного формата, особенно расположенных в центральной части города имеется основной недостаток - отсутствие парковок. Кроме этого одной из основных проблем развития малого и среднего предпринимательства потребительского рынка г. Новосибирска по-прежнему остается отсутствие

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

стартового капитала на открытие бизнеса. Процесс кредитования малого и среднего бизнеса в торговле развит недостаточно и характеризуется высокими процентными ставками по кредитам, большим количеством документов, необходимых для доступа к кредитным ресурсам, короткими сроками возврата кредита и т.д.

Список использованной литературы:

1. «Ведомости» от 11.11.2013 со ссылкой на исследование консалтинговой компании Cushman & Wakefield.

2. Архипов А.Е. Современные подходы к формированию системы маркетинговых коммуникаций предприятия // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2011. - № 3. С. 295301.

3. Архипов А.Е, Нюренбергер Л.Б., Климова Э.Н. Сервисная составляющая в стратегическом развитии компании // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. - 2015. - №7-7. С. 22-26.

4. Леушина О.В. Маркетинговые факторы развития розничной торговли мегаполиса // Директор по маркетингу и сбыту. - 2011. - № 12. С. 9-17.

5. Лучина Н.А. Товароведно-технологическая оценка плодов малины и возможности их комплексной переработки: диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Новосибирск, 2003.

6. Лучина Н.А. Товароведная характеристика плодово-ягодных консервов // Техника и технология пищевых производств. - 2009. - №3. С. 66-70.

7. Нюренбергер Л.Б., Вайнер А.С. Современные подходы к формированию факторов конкурентоспособности малых предприятий // В мире научных открытий. - 2013. - № 8.2 (44). С. 265-282.

© Н.А. Лучина, Э.Н. Климова, 2015

УДК 336

Макаренко А.А. г. Москва, РФ

РОЛЬ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

РЕГИОНА

Анннотация

Нынешний этап становления экономики России характеризуется усилением роли регионов и повышением их самостоятельности. В связи с этим в новом контексте рассматриваются всевозможные условия регионального экономического роста.

Ключевые слова

Инвестиции, инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность, социально-экономическое

положение, регион

В современных условиях обостряется проблема активизации инвестиционного процесса в российских регионах. Периодически повторяются тенденции 90-х годов XX столетия, характеризующиеся ухудшением внешнеэкономических условий, сжатием банковского кредитования, падением промышленного производства и экспорта, сокращением работ в строительстве, снижением налоговых поступлений, оттоком капитала и очевидными признаками кризиса инвестиционной активности.

Поэтому возрастающая роль регионов в устойчивом развитии страны предопределяет приоритетное внимание к управлению, аккумулированию и эффективному использованию в региональной экономике инвестиционных ресурсов. В условиях же усиливающихся потребностей в модернизации экономики инвестиции превращаются в важнейший фактор, во многом определяющий вектор инновационных процессов общественного производства.

Подобные факторы усиливают актуальность исследования вопросов функционирования и проти-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.