Научная статья на тему 'Современные тенденции развития промышленной архитектуры'

Современные тенденции развития промышленной архитектуры Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
3979
371
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ АРХИТЕКТУРА / ИСТОРИЯ / ЭВОЛЮЦИЯ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Морозова Е. Б.

Исследование исторической эволюции промышленной архитектуры как особого вида зодчества, проведенное на материале мировой практики и в течение всего времени существования, позволило выделить современные тенденции ее развития. Разработка тенденций основывалась на методологии научного предвидения как особой формы научного познания, что обеспечивает доказательность и верификацию выдвигаемых положений.Предлагаемые тенденции могут в дальнейшем управлять практикой промышленного строительства, конкретными формами, типами, моделями объектов, границами их применимости и способами реализации. В этом состоит важное практическое значение исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY TENDENCIES OF INDUSTRIAL ARCHITECTURE DEVELOPMENT

Investigations of historical industrial architecture evolution as a special type of architecture which were carried out on the material of world practical experience and within the whole temporal interval of existence has made it possible to specify contemporary tendencies of its development. The development of tendencies has been based on the theory of scientific forecast as a special form of scientific knowledge, that ensures proof and verification of the proposed statements. The suggested tendencies can be used in future to control industrial construction practice, concrete forms, types, models of the objects, boundaries of their application and methods of their realization. It is considered as the main practical significance of the investigation.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития промышленной архитектуры»

АРХИТЕКТУРА И СТРОИТЕЛЬСТВО

УДК 725.4

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Канд. арх., доц. МОРОЗОВА Е. Б.

Белорусский национальный технический университет

Сегодняшний этап развития промышленной архитектуры, начало которого можно датировать 1980-ми гг., некоторыми исследователями расценивается как кризисное явление [1-3]. Именно в это время наметились стагнация в формировании типов объектов, использование упрощенных объемно-планировочных схем, низкое качество художественной проработки объемов, сокращение специальных программ подготовки специалистов и научно-исследовательской деятельности в области промышленного проектирования и строительства. Однако кризис всегда сопровождает поступательное движение цивилизации и не является уникальным явлением. Это закономерный процесс динамики любой сложной эволюционизирующей системы [4], и применительно к промышленной архитектуре он представляет собой отображение ее нового качественного состояния.

В связи с этим необходимыми становятся выявление и разработка научно обоснованных тенденций развития промышленной архитектуры на ближайшую и отдаленную перспективу.

Определить современные тенденции как направления и подходы к организации производственного пространства представляется возможным исходя из методологии научного прогнозирования, которое представляет собой импликацию будущего состояния объекта на основании знаний законов его функционирования и условий их реализации [5].

Анализ исторического развития промышленной архитектуры позволил выделить общие закономерности этого процесса. Их действие в настоящем периоде будет определяться современными условиями, которые в результате

исследования также удалось формализовать. Таким образом, необходимые положения теории предвидения были соблюдены. Знание, с одной стороны, объективных закономерностей, с другой - условий их реализации дает основание предвидеть будущее развитие промышленной архитектуры с большой степенью верификации.

В то же время на этом пути возникает вопрос о степени формализации тенденций. Представляется, что тенденции развития промышленной архитектуры в ее новом, современном историческом периоде не должны предполагать материализацию конкретных форм или типов объектов, их объемно-планировочных и прочих параметров. Это обосновывается, во-первых, самой сутью определения тенденции как понятия. В соответствии с феноменологической трактовкой восприятия мира всякому предметному смыслу соответствует множество его физических проявлений [6]. Тенденции развития какого-либо объекта, в том числе промышленной архитектуры, и представляют собой определение этого смысла, а формы и типы объектов выступают как реализованные проявления. Во-вторых, любые конкретные прогнозируемые формы создают ограничения для развития архитектуры, и в частности промышленной архитектуры, которая, являясь творческим видом деятельности, включает в себя и художественную составляющую. «Не пытайтесь учить формообразованию. Учите принципам», - писал известный архитектор Ф. Л. Райт [7, с. 28]. И, в-третьих, в научном предвидении не столь важно, насколько точно предугадывается наступление явления или его форма, а то, насколько из множества путей выбраны опти-

мальная вариация и эффективные средства «достижения идеала» [5].

Поэтому тенденции должны представлять достаточно обобщенные, но в то же время однозначно определяемые направления развития промышленной архитектуры, которые могут служить необходимым руслом ее последующего существования. Создаваемые в дальнейшем конкретные формы, типы, модели промышленной архитектуры будут строиться из объективной реальности в рамках представляемых в настоящий момент искомых тенденций ее развития.

Итак, первую тенденцию современного развития промышленной архитектуры можно сформулировать как неуклонную и последовательную ее поляризацию, разделение объектов на две группы - объекты, полностью зависящие в своем формообразовании и структурнопространственной организации от технических составляющих производства, и объекты, ориентированные прежде всего на человека.

Взаимодействие двух систем - машины и человека - всегда лежало в основе формообразования промышленной архитектуры. Как писал итальянский исследователь промышленной архитектуры Дж. Алои, разрешение проблемы «человек - машина является... компасом в истории промышленной архитектуры» [8, т. 1, с. 8]. До сих пор промышленная архитектура пыталась объединить системы машины и человека, добиваясь их паритетности.

Технологическая группа факторов, представляющая систему машины, на всех временных этапах истории промышленной архитектуры являлась доминантной, остальные факторы в разной степени были связаны или подчинены ей, оставаясь «условно» самостоятельными. В то же время от этапа к этапу усиливалось влияние факторов, обусловливающих присутствие в промышленных объектах человека: от второстепенности их влияния к равенству и в настоящий период - к доминированию. Последнее обстоятельство особенно наглядно иллюстрируется предприятиями отраслей, развивающихся на основе информационных технологий, где доля инженерного труда составляет более 70 %. Наряду с такими предприятиями появились и объекты, не предусматривающие вовлечение в производственный процесс чело-

века, иначе говоря, полностью ориентированные на систему машины и зависящие в своем формообразовании только от технических составляющих производства.

Таким образом, достигнув определенного паритета, факторы, представляющие системы машины и человека, далее не будут действовать совместно в одном объекте, где возможно либо их равенство, либо периодическое доминирование той или иной группы. Действие факторов разделится по объектам, и можно предположить, что эти объекты будут предназначены для обеспечения либо системы машины, либо системы человека.

Наличие этих двух полюсов приведет к тому, что промышленная архитектура, особенно в ее объемных объектах, будет развиваться в двух расходящихся друг от друга направлениях. Первый полюс будет тяготеть к зданиям-машинам, зданиям-футлярам, оболочкам для машин, механизмов и производственных процессов. Второй полюс - это здания, все более приближающиеся к гражданской архитектуре, поскольку их не будет отличать ни особый масштаб, ни особые требования к построению пространства, диктуемые технологической группой факторов. Для таких объектов грань между промышленным и гражданским будет все более размываться и вполне вероятно, что эти объекты перестанут представлять промышленную архитектуру.

Второй тенденцией, связанной с первой и продолжающей ее, является еще одна поляризация объектов промышленной архитектуры по своей пространственно-планировочной структуре на простые и сверхсложные. В связи с нарастающей автоматизацией производства и вытеснением из него человека происходит очевидное разделение промышленной архитектуры на уникальные, совершенные во всех отношениях, в том числе и с художественной точки зрения, объекты и объекты рядовые, практически утилитарные.

Эта поляризация становится объективным процессом, который не предполагает однозначного и равного участия архитектора в проектировании всех промышленных объектов. Поэтому часть этих объектов может быть образцом архитектурной формы, стиля, детали. Здесь уместно понятие архитектурно-художествен-

ной композиции. Другая часть, напротив, будет представлять утилитарные, экономичные и, вполне вероятно, недолго живущие коробки, к созданию которых архитектор может не привлекаться.

Третья тенденция - тотальная унификация производственного пространства. Исторически промышленная архитектура формировалась по производственным процессам. Однако такое развитие не могло быть продуктивным. Растущее многообразие процессов и задействованных в них механизмов неминуемо требовало расширения числа форм их архитектурнопространственной интерпретации, и это завело бы промышленную архитектуру в тупик, поскольку все возрастающее многообразие форм не имело бы предела. Кроме того, практически сразу же обнаружилась потребность в изменении, приспособлении объектов к постоянно развивающимся технологическим и техническим системам.

В связи с этим в середине XIX в. началась унификация процессов, составляющих их операций и соответственно производственного пространства. Тем не менее, развивающаяся унификация замыкалась в рамках отраслевой принадлежности объектов.

Выдвигаемая тенденция тотальной, всеобщей унификации производственного пространства ломает эти отраслевые рамки, и можно предположить, что так долго существовавшее разделение промышленной архитектуры по отраслям, на основе которого развивалась теория и практика промышленного строительства, перестанет существовать. Объекты всех отраслей должны будут представлять собой унифицированное пространство, где смогут размещаться различные по содержанию процессы. Общая линия развития этой тенденции выглядит так: от объекта-укрытия для машин и механизмов в ХУШ-Х1Х вв. через объект, вмещающий конкретный технологический процесс в XX в., к объекту-оболочке, способной разместить разные процессы.

Следует отметить, что предположение об исчезновении отраслевых рамок в промышленной архитектуре выдвигалось и ранее некоторыми исследователями, однако оно не обосновывалось и не имело доказательств [9].

Тотальная унификация производственного пространства предполагает принцип его построения: минимальное старение формирующих пространство компонентов при максимальной подвижности их организационной системы в целом.

Унификация производственного пространства взаимосвязана со следующими тенденциями, определяющими развитие типов объектов. Попытки представить, какими будут эти типы в XXI в., делались в 1970-1980-е гг. Например, предполагалось, что к 2000 г. преобладающим станет тип здания с многоуровневым, ярусным построением внутреннего пространства (до 50 % числа всех промышленных зданий), в территориальных объектах основной формой группового размещения промышленных предприятий станет промышленный район. Кроме того, размеры промышленных объектов будут неуклонно наращиваться, появятся комплексы длиной до 18-20 км и высотой 30-40 м [10].

Эти предположения не оправдались. Прекращение физического роста промышленных объектов началось с 1950-х гг. Приоритетное распространение типа здания с многоуровневым, ярусным построением внутреннего пространства также не подтвердилось. К концу XX в. доля таких зданий среди всех строящихся даже уменьшилась и составила, по оценкам отечественных и зарубежных специалистов, от 14 до 20 % [11]. Практически полностью остановилось строительство промышленных районов в экономически развитых странах.

Несостоятельность предположений о будущем типов промышленной архитектуры можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, эти предположения исходили только из имеющихся тогда реалий промышленного строительства и, по сути, не опирались на содержательные механизмы самого процесса прогнозирования, которые, как уже отмечалось, включают знание закономерностей развития объекта и условий их реализации. Что же касается реалий строительства, то весь опыт истории зодчества свидетельствует о том, что решение проблем формообразования не определяется однозначно материально-техническими возможностями строительства [12]. Во-вторых, ошибочным было само желание дать прогноз по конкретным формам структурной организации

производственного пространства и соответственно по приоритетности распространения того или иного типа.

Исследование эволюции промышленной архитектуры показало, что до настоящего периода процесс ее развития шел в рамках отдельных типов, которые, возникнув в какой-либо отрасли, постепенно выходили за ее пределы. В настоящее время развитие типа в его же границах исчерпало себя так же, как ранее исчерпало себя развитие типа в пределах отдельной отрасли. Изменился механизм формирования типа. Если вначале он складывался для одного процесса конкретной технологии, далее - для многих процессов конкретной технологии, то сейчас механизмом формирования является выход и за конкретную технологию. Тенденцией развития типов становится не адекватность производственному процессу, а адекватность его будущим изменениям.

Эта тенденция определяет объемно-планировочное решение объекта как динамичную структуру. В таком русле будут развиваться существующие типы и их разновидности, а также возможные новые типы, число которых в соответствии с закономерностями развития промышленной архитектуры останется ограниченным. Поэтому разработка приемов повышения гибкости, универсальности пространства для всех типов объектов становится приоритетным направлением в проектно-строительной практике. Причем в соответствии с тенденцией тотальной, всеобщей унификации производственного пространства гибкость должна обеспечиваться за счет совершенствования и усложнения системы, а не ее составляющих.

Отсутствие приоритетности в распространении типов, допустимость всех форм можно определить как следующую, пятую, тенденцию в их развитии.

Все предыдущие исторические периоды промышленной архитектуры характеризовались наличием приоритетных типов, распространение которых простиралось на все отрасли промышленности, а применение обосновывалось экономическими, техническими и социальными преимуществами. Так, ХУШ-Х1Х вв. были временем распространения типа здания с многоуровневым, ярусным построением пространства, его использовали даже там, где это было

затруднительным - в металлургии и тяжелом машиностроении. Характерно, что экономические и технические показатели данного типа во второй половине XIX в. уже не могли оправдывать его широкое использование. Однако тип все равно оставался приоритетным, поскольку сохранялись его социальные преимущества -в общественном сознании тип был признан олицетворением престижа и финансовой состоятельности производителя. Технические достижения строительства и эксплуатации зданий «могли бы убить» этот тип, если бы он не представлялся как символ процветания [13, с. 29].

В XX в. преимущественное развитие получил тип здания с организацией пространства в одной плоскости. Социальные преимущества уже не принимались в расчет, только техникоэкономические показатели. По этим показателям данный тип опережал все остальные и распространился на 70-80 % всех возводимых производственных зданий в мире [11].

Похожие процессы отмечались и в области территориальных объектов. Особенно наглядно это проявилось с промышленным районом. Его продвижение было настолько стремительным и массовым, что не оставляло возможности разработки и использования других форм пространственной организации. В странах с плановой экономической системой (СССР, страны Восточной Европы) использование этого типа как практически единственно возможного было зафиксировано проектно-нормативными документами.

Приоритетность в применении типов при их общем ограниченном количестве до определенного периода была прогрессивным, способствующим развитию явлением. Она представляла материализацию универсальности подходов и принципов пространственного построения всех форм промышленной архитектуры как закономерности ее развития. В этом реализовывался эволюционный процесс выхода архитектурных форм за рамки отраслевой принадлежности, процесс развития унификации - от унификации элементов на начальном этапе, далее через унификацию отдельных частей производственного пространства и, в конечном итоге, к полной унификации. Приоритетность в распространении отдельных типов, в опреде-

ленной степени сужавшая многообразие промышленной архитектуры, формировалась как ответная реакция на противоположное явление - постоянно расширявшееся число производственных процессов и технологий.

Однако уже во второй половине ХХ в. приоритетность в использовании типов стала тормозить развитие промышленной архитектуры. Установка только на несколько вариантов решения упрощала и обедняла создаваемую среду, в том числе среду в широком смысле - среду районов, городов, населенных мест, где располагались объекты промышленной архитектуры. Кроме того, свойственная промышленным технологиям динамичность обусловливала тот факт, что рациональные, с точки зрения технико-экономических показателей, типы и их разновидности в условиях постоянных перестроек теряли свою эффективность. Все это выразилось в имеющей сегодня место стагнации в разработке существующих и новых типов, а также их модификаций.

В качестве последней, шестой, тенденции развития промышленной архитектуры следует выделить интегративность и полифункциональность ее объектов.

Анализ развития всех типов промышленной архитектуры показывает, что стремление к планировочной и пространственной «изоляции», дистанцированию от объектов гражданской архитектуры было качеством, изначально присущим этим объектам. Так, на протяжении XVIII - первой половины XX в. пространственная организация промышленного предприятия строилась на принципе закрытости и изоляции. Этот принцип был присущ и организации промышленного района. Закрытость предприятия соответственно отражалась на всех типах производственных зданий, поскольку они входили в его состав.

В то же время во второй половине ХХ в. многофункциональные объекты стали развиваться в различных областях архитектуры. Появились научно обоснованные теории об изначальной полифункциональности архитектурной формы, очевидном несоответствии узкоспециализированных объектов жизненным потребностям человека[14, 15].

В промышленной архитектуре открытость и интеграция ее объектов с другими составляю-

щими города начали развиваться с 1970-х гг. Наиболее наглядно это демонстрировали территориальные объекты. Возникли предприятия, пространственная организация которых позволила снизить изоляцию от внешнего окружения, в том числе техническими средствами -путем замены ограждения на площадке системами наблюдения, слежения и контроля.

Сближение и взаимопроникновение разных функциональных процессов начало проявляться в расширении общественных функций промышленного предприятия, во включении в него различных служб, открытых для свободного посещения. Такого рода помещения, выделенные в отдельно стоящие или пристроенные к производственным объемы, встречались и раньше, обычно они размещались на предза-водской площади либо недалеко от входа на предприятие. Принципиальное отличие тенденции интегративности и полифункциональности состоит в том, что эти службы должны не просто сосуществовать, а тесно связываться с производственными и быть достаточно открытыми друг для друга.

Свидетельством развития рассматриваемой тенденции стало создание в конце 1970-х -начале 1980-х гг. новой модели промышленного района - интегрированной. Реализация этой модели уже привела к появлению нового подтипа промышленного района - технопарка.

В Ы В О Д

Выделенные в результате исследования эволюции промышленной архитектуры тенденции ее развития на современном этапе имеют важное практическое значение. Эти тенденции определены с использованием научного предвидения как особой формы научного познания. В свою очередь, научное предвидение выступает составной частью социального управления жизнедеятельностью общества. К его функциям относятся теоретико-познавательная и регулирующая. Именно последняя, регулирующая, функция отражается на практике [5]. Поэтому приведенные выше тенденции будут определять практику промышленного строительства на современном историческом этапе развития промышленной архитектуры.

Беларусь как индустриально развитая страна в переживаемый транзитивный, непростой

период трансформации социально-экономических отношений должна сохранить свой высокий промышленный потенциал, обеспечив его дальнейшее развитие на новом этапе.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Блохин, В. В. Тризну по промышленной архитектуре править рано / В. В. Блохин // Промышленное и гражданское строительство. - 1997. - № 9. - С. 60-62.

2. Adam, J. Design and construction of industrial buildings: a positioning statement / J. Adam, K. Hausmann, F. Juttner; transl. F. Greenwood; edit. by Ch. Rochow // Industrial buildings: a design manual. - Basel: Birkhauser, 2004. -P. 21-25.

3. Frampton, K. Labour, work and architecture: collected essays on architecture and design / K. Frampton. - New York: Rhaidon Press, 2002. - 352 p.

4. Литвиненко, В. А. Философские проблемы оптимизации технологического прогресса: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.08 / В. А. Литвиненко. - Минск, 1994. - 132 с.

5. Тогусаков, О. А. Понятие предвидения и его методологическое значение для научного познания: автореф. дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.08 / О. А. Тогусаков; АН Респ. Казахстан, Ин-т философии. - Алма-Ата, 1992. -36 с.

6. Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология / Э. Гуссерль; пер. Д. В. Скляд-нева. - СПб.: Владимир Даль: Фонд «Университет», 2004. - 398 с.

7. Малинина, Т. Г. Стиль Арт Деко: истоки, региональные варианты, особенности эволюции: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения: 17.00.04 / Т. Г. Малинина;

Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобр. искусств Рос. акад. художеств. - М., 2002. - 50 с.

8. АЫ, G. Architetture Industriali Contemporanee: in 2 vol. / G. АЫ. - Milano: Ulrico Hoepli Editore, 1966. -Vol. 1. - 1966. - 306 p.; Vol. 2. - 1966. - 314 p.

9. Бархин, М. Г. Динамизм архитектуры / М. Г. Бар-хин. - М.: Наука, 1991. - 192 с.

10. Илгунас, А. Ю. Промышленные сооружения в композиции исторически сложившихся городов / А. Ю. Илгунас, М. А. Илгунас, А. М. Рудницкий. - М.: Стройиздат, 1984. - 63 с.

11. Хромец, Ю. Н. Совершенствование объемнопланировочных и конструктивных решений промышленных зданий / Ю. Н. Хромец. - М.: Стройиздат, 1986. -315 с.

12. Иконников, А. В. Архитектура будущего - тенденции и прогнозы / А. В. Иконников // Архитектура и материалы будущего: материалы совещ. СА СССР, ноябрь 1982 г. / СА СССР; науч. ред. Д. П. Айрапетов. - М., 1983. - С. 44-52.

13. Banham, R. A. Concrete Atlantis: U.S. industrial building and European modern architecture, 1900-1925 / R. А. Banham - Cambridge, Mass.: MIT Press, 1986. - 266 p.

14. Лежава, И. Г. Функция и структура формы в архитектуре: дис. ... д-ра арх.: 18.00.01 / И. Г. Лежава. - М., 1987. - 235 с.

15. Репин, Ю. Г. Интегрированные архитектурные комплексы: типологические основы интеграции объектов среды обитания в условиях крупнейшего города: автореф. дис. ... д-ра архитектуры: 18.00.02 / Ю. Г. Репин; Центр. науч.-исслед. и проект. ин-т типового и эксперим. проектирования жилища. - М., 1992. - 47 с.

Поступила 29.09.2006

УДК 721.011.75 (476)

ПРИКВАРТИРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ФАСАДА В АРХИТЕКТУРЕ СОВРЕМЕННОГО ГОРОДСКОГО ДОМА

Арх. БЕЛОУСОВ А. И.

Белорусское общественное объединение архитекторов и деятелей строительной науки

К числу наиболее острых проблем белорусской архитектуры относится состояние балконов, лоджий и террас многоквартирных домов. Вместе с верандой они объединены нами в отдельную типологическую группу - приквар-тирные элементы фасада (ПЭФ). Статус «мелочи», незаслуженно закрепившийся за ПЭФ, служит оправданием поверхностно-пренебре-

жительного отношения и последующего спонтанного проектирования. Вместе с тем непродуманная архитектура ПЭФ снижает функциональные качества квартиры, приводит к самовольному вмешательству в композицию фасада, способствует преждевременному разрушению конструкций и наносит непоправимый урон экосистеме жилища. Соответственно проблема

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.