Жуйкова Наталья Андреевна,
Северо-Осетинский государственный университет, главный специалист Министерства культуры Республики Южная Осетия, аспирант межфакультетной кафедры педагогики и психологии
УДК 37.012.8
Современные тенденции развития педагогики детской хореографии
Реформы 90-х годов привели к социально-экономическому кризису в России, тяжело отразились на развитии детского хореографического творчества. Смена ценностей в обществе, сокращение финансовых возможностей привели к сокращению численности хореографических коллективов, к развитию коммерческих детских организаций. Основное финансирование детского творчества проходило за счет родителей. Духовный кризис, привел к ликвидации многих традиций русской культуры. Это отражалось и в профессиональном хореографическом искусстве, которое основывалось на постмодернистской модели восприятия мира, для которой характерна «радикальная реконструкция сознания и культуры в целом» (В.И. Самохвалова) [3]. Главной установкой постмодернизма является не только свобода самовыражения, но разрушение стереотипов мышления и реконструкция новых смысловых связей.
В педагогике детской хореографии духовный кризис в первую очередь сказался на ее оторванности от традиций. Наибольшее распространение получают танцы и стили западных стран: «рэп», «макарена», уже сложившиеся системы джаз-танца, модерн-танца и др. Однако современная хореография в основном представляла собой смешение стилей, что было вызвано отсутствием педагогов, хорошо знающих новые танцевальные направления.
В это время педагоги в постановочной работе используют композиции - подтанцов-ки, поставленные на музыку очередного шлягера (этот вид танцевального творчества наиболее талантливо развивался в деятельности детского шоу-балета «Тодес» под руководством А. Духовой). Однако, такие композиции не имели ни содержательной, ни смысловой нагрузки, часто просто изображая танец вокруг отсутствующего певца-солиста.
Из детских танцев постепенно исчезает игра, непосредственность, искренность, возрастная особенность. Все чаще преподаватели, составляя репертуар, используют стиль «шоу», в котором детей привлекает внешняя красивость, импульсивность движений и современная музыка, яркие костюмы, оригинальное световое оформление. Важно отметить, что педагоги были очень заинтересованы многожанровостью танцевального репертуара. Это связанно с тем, что работа была направлена на обучение детей танцу независимо от наличия у них специальных физических данных, индивидуальных особенностей ребенка, его внутреннего мира, стремления раскрыть его творческие способности. Что, соответственно, требует новых подходов при создании разнообразного репертуара.
В связи со сложившейся ситуацией, опытные педагоги-хореографы, пытаются противостоять разрушительным тенденциям, борясь за сохранение лучших традиций детского хореографического творчества.
В середине 90-х годов начинается процесс возрождения. Формируется многоуровневая система конкурсов, цель которой - способствовать качественному развитию детского хореографического творчества. Такие популярные фестивали-конкурсы, как Всероссийский детский конкурс русского танца на приз имени Т. Устиновой (г. Владимир), Международный фестиваль танца «Славянский кубок» (г. Санкт-Петербург) и др., показали необходимость требовать поддержки традиционных направлений танца: народного и классического. Растущая популярность таких конкурсов, говорит об устойчивой тенденции возрождения лучших традиций детского хореографического творчества. Лучшие детские коллективы выезжают на международные конкурсы за рубеж и соревнуются не только с российскими коллективами, но и с коллективами из других стран. Творческое общение руководителей в ходе таких встреч способствовало взаимодействию культур,
их взаимовлиянию и взаимообогащению. Этому способствовал и современный уровень развития информационно-компьютерных технологий. Записывающая видеоаппаратура позволяла снять проблему записи танцев, в какой-то мере и проблему репертуара, его качества в детском хореографическом творчестве, когда наиболее интересные и значимые в художественном отношении танцевальные композиции, теряя подчас свое авторство, свою самостоятельность и неприкосновенность, становятся достоянием самого широкого круга руководителей. Для детского танцевального творчества актуальным становится интерпретация образцов профессионального искусства [2].
Активный поиск образности, выразительности музыкальных средств хореографической драматургии позволяет развивать выразительные средства самого танца.
Наиболее показательным в этом плане, является репертуар для младших школьников, где танец, его образно-выразительные характеристики являются главными средствами при создании художественной образности. Важным достижением детского хореографического творчества на современном этапе - поиск лейтдвижений и лейтмотивов в хореографической композиции, подобно лейтмотиву в музыке. Движения комбинируются не спонтанно, а создается картина, по аналогии с картиной звуков в музыке. Продуманный, образно оправданный отбор движений и рисунков, «слов и выражений» танца складывается «в осмысленную танцевальную речь» (М. Тараканов). Данный подход к построению танцевальных композиций, когда пластика танца зависит от содержания музыки, приводит к органичному синтезу танцевальных направлений и форм.
Многожанровость в детской хореографии была обусловлена соответствующей учебной программой, которая позволяла овладеть особенностями различных танцевальных направлений и течений.
Закономерность и актуальность многожанровости заключается не только в стремлении найти формы отражения быстро меняющегося мира, но в живом влечении «современности к непрестанной смене переживаний, к нервной концентрации возможно многоликих и многообразных ощущений на протяжении наименьшего извива времени...» (Б.В. Асафьев) [1].
Литература
1. Асафьев Б.В. Избранные труды, тт. 1-5. М., 1952-1957 гг.
2. Илюшина-Андрусенко Л. Проблемы формирования исполнительской культуры в детском хореографическом творчестве.
3. Самохвалова В.И. Эстетическая культура как комплексный феномен утверждения и реализации человека в мире. М.:ИФРАН, 1996 г.