УДК 364.446
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Марина Игоревна ДОЛЖЕНКОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой социально-культурной деятельности, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются современные тенденции развития информационно-просветительных технологий социально-культурной деятельности. Выявлена специфика технологий интертейнмента, инфотейнмента и эдьютейнмента в просветительной деятельности досуговых учреждений.
Ключевые слова: информационные технологии; информатизация сферы досуга; досуговая среда Интернета; виртуальные клубные сообщества.
Вхождение человеческой цивилизации в информационное общество и общество знаний предъявляет принципиально новые требования к системе социально-культурной деятельности. Коренная перестройка информационно-просветительных технологий социально-культурной деятельности обусловлена тем, что в современных условиях существенно меняются социально-философские и культурологические подходы к информации.
Информация превращается в важнейший ресурс развития современной цивилизации, общество осознает информацию как товар, как средство управления личностью и обществом, как инструмент власти, как оружие в экономической и политической борьбе. Происходит непрерывное возрастание объемов информации на фоне стремительного развития информационной техники и технологии.
Указанные тенденции приводят к последовательному переходу к новой парадигме педагогики досуга. От традиционного приоритета донесения информации технологические подходы смещаются в сторону обмена, производства, переработки и сохранения новой информации. Поэтому обязательными компонентами механизма информационнопросветительных технологий социальнокультурной деятельности являются: 1) привлечение внимания к коммуникации; 2) достижение восприятия и адекватного усвоения информационного сообщения; 3) интерпретация полученного сообщения в заранее предусмотренном виде; 4) сохранение информации в банке данных для дальнейшего неоднократного использования; 5) использование
информации для стимулирования активного обучения и практических действий; 6) убеждение получателя в необходимости готовности к действию в соответствии с желанием отправителя информации [1, с. 506].
При проектировании и разработке информационно-просветительных программ
социально-культурной деятельности широкое распространение получила тенденция использовать и реализовывать потребности современной аудитории в развлекательности. Еще одним «трендом», характеризующим развитие информационных программ является эскейпизм - «ментальный или физический побег от реальности», оказывающий влияние на стиль жизни и мировоззрение потребителей информации. Одним из проявлений эс-кейпизма является уход потребителей в виртуальные миры: быстро развивается блоггер-ство, многочисленные социальные и нишевые профессиональные сети. Полагают, что данные тенденции впервые появились в западном социуме, а затем распространились и на российскую социально-культурную действительность. И этому социальному тренду как нельзя лучше соответствует понятие «инфотейнмент».
Сам термин инфотейнмент произошел от американского выражения entertainment information (развлекающая информация, развлекающее информирование). «Инфотейн-мент» делает восприятие легче и интереснее, привлекает внимание, выделяет сообщение, разряжает обстановку.
Инфотейнмент воспринял лучшее из таких форм информационно-просветительной
деятельности, как «круглый стол», «устный журнал», в которых обязательно в достаточно длительном обсуждении той или иной проблемы принимают участие несколько уважаемых, известных, авторитетных людей.
Успех информационно-просветительных программ инфотейнмента зависит от качества их ведения. Следовательно, категорически меняется стиль и образ ведущего, от него требуется не просто завладеть вниманием аудитории, но удерживать его, постоянно поддерживая интерес и эмоциональное напряжение. Телевизионные технологии стали в авангарде информационных программ подобного типа, предопределив последующие репродукцию и развитие данной манеры ведения программы в творчестве специалистов социально-культурной сферы.
В числе главных принципов инфотейн-мента - организация разговора со зрителем как со своим хорошим приятелем, добрым знакомым, при этом ведущий просто более осведомлен в данной новости. Его речь не должна быть перегружена специальными научными терминами. Успех программ ин-фотейнмента напрямую зависит от внешних качеств и таланта ведущего: он обязан ярко, сочно, эмоционально и интригующе передавать информацию. При этом априори он должен хорошо выглядеть, обладать харизмой, обаянием, умом, а также комплексом иных качеств, способствующих тому, чтобы заинтересовать, удивить, поразить зрителя, в т. ч. даже навыками жонглирования или дирижирования. Очень часто программы инфо-тейнмента предполагают их парное ведение. Причем состав таких пар может быть исключительно мужским, женским или смешанным. Интригуют публику попытки разбивать в неустановленном порядке наиболее успешные пары ведущих.
Важно, чтобы ведущий «пропускал» информацию через сердце, чтобы это не было равнодушным прочтением рассказа о чем-либо, чтобы в информации обязательно присутствовало творческое начало. Для этого могут применяться компьютерное 3Б-моде-лирование, мультипликационное оформление и другие спецэффекты. В телевизионном инфотейнменте используется более агрессивный монтаж, в тексте и видеоряде применяются разнообразные украшения.
Данные подходы к режиссуре и постановке информационных программ не могут не оказывать влияние на аналогичные технологии социально-культурной деятельности. Для того чтобы сохранить внимание и интерес публики, технологии инфотейнмента должны активно реализовываться и модернизироваться в информационно-просветительных программах социально-культурной деятельности.
В современном европейском досуге широко развивается обновленная технология лекционного просвещения, позволяющая повысить социальный статус, расширить границы сознания слушателя. Публичные лекции превратились в престижный вариант досуга, подчас позиционируемый как активная антиэйдж-технология, стимулирующая работу клеток головного мозга представителей третьего поколения.
Посетители современных публичных лекций хотят узнать что-то новое, пообщаться, разобраться в непонятных вопросах, посмотреть и обсудить новые фильмы, проекты. Публичные лекции - это доступный способ для множества людей «расширить сознание», почувствовать себя значительной частью российского и даже мирового социума. Интерес современной публики к лекциям подстегивается новыми формами их проведения. Многие современные публичные лекции проходят в новом формате эдьютейн-мента (от англ. education - «образование» и entertainment - «развлечение»), т. е. обучения через развлечение. Данная технология получила развитие в западных университетах, где профессора вместо занятий начали устраивать для студентов настоящие шоу.
В России лекция также становится очень популярной формой информационно-просветительной деятельности. В настоящее время лектории получили широкое распространение в работе музеев. Модернизировали и интенсифицировали свою работу знаменитые лектории Государственного политехнического музея, Центрального Дома архитектора, крайне популярными стали выступления известных дизайнеров в центре современного искусства «Винзавод». Публичные лекции становятся основой современных научнопопулярных и образовательных программ телевидения. Возрастает и посещаемость интернет-сайтов, где размещены видеолекции
специалистов ведущих университетов мира по самым разным темам. В России на лекции в основном ходят активные люди в возрасте от 25 до 40 лет. Самые популярные дисциплины - гуманитарные.
Стиль чтения публичных лекций существенно изменился. Традиционная лекция с заранее подготовленным текстом и соответствующая ей дисциплинарная эстетика уходит в прошлое. В лекции большое значение уделяется свободным рассуждениям, импровизации лектора. В результате видеозаписи научно-популярной информации лекция напоминает презентацию или шоу.
Эдьютейнмент предполагает, что встречи проходят в неформальной обстановке и напоминают неформальное общение друзей. Подобные просветительные мероприятия могут проходить в барах и кафе, парках и спортзалах. Лекции становятся более популярными, поскольку объединяют людей с общими интересами к тому или иному научному предмету или духовно близких людей. Лекции позволяют человеку самореализоваться и удовлетворить свои интеллектуальные потребности.
Лекторская, преподавательская коммуникация с аудиторией превращается в своеобразный перфоманс (от англ. performance -представление). Этот перфоманс - не просто импровизация автора, но игра со слушателем по законам жанра. Перфоманс создает эффект сотворчества, устраняя границы между автором и аудиторией. Помимо этого на общение лектора с аудиторией оказывает влияние и стиль общения в социальных сетях. В лекцию «прорываются» специфические нормы и регулятивы, сложившиеся во взаимоотношениях онлайн и офф-лайн культур.
Развитие массмедийных технологий открыло новое магистральное направление просветительной деятельности, что привело к распространению новых форм социальнокультурной деятельности и новых видов досуговых услуг, к которым, например, можно отнести интернет-конференции, виртуальные выставки и музейные экспозиции, удаленный доступ к информации о культурных ценностях.
Современные информационно-просветительные технологии социально-культурной деятельности должны максимально обеспечивать продвижение процессов социализа-
ции личности с учетом индивидуальных мотиваций, склонностей, черт характера, темперамента, системы знаний, уровня развития, интеллектуальных и творческих способностей и т. д., причем в комфортных для личности условиях. Система информационнопросветительной деятельности изначально должна строиться на преобладающей компоненте творчества в сфере досуга.
В информационно-просветительных технологиях социально-культурной деятельности все большую роль начинает играть Интернет. Он представляет собой удобный и доступный источник разнообразной информации, принципиально преобразующий всю систему накопления, хранения, распространения и использования культурных ценностей. Возникает новая информационная среда, предполагающая специфические средства взаимодействия, расширяющая его границы и предоставляющая обширные социальные возможности. Интернет превратился не только во всемирное хранилище информации, но и в средство горизонтальной (неиерархической) социальной коммуникации [2].
Интерактивность и горизонтальность связей - это главные особенности социального взаимодействия в Интернете, что способствует возникновению новых видов досуговых общностей и организационных структур - сетевых организаций, т. н. «онлайновых сообществ». Последние представляют собой группу лиц, которые, находясь в состоянии взаимозависимости, координируют и согласовывают свою совместную деятельность при помощи интернет-технологий. Различные виды онлайновых сообществ уже начали формироваться с середины 90-х гг. XX в. [3-4]. Они активно развиваются и эволюционируют от простейших форм, использующих элементарные сетевые технологии и копирующих традиционные модели взаимодействий, к более сложным формам, основанным на интернет-технологиях последнего поколения.
Фактически любая просветительная деятельность с применением средств новых информационных технологий теперь может не просто считаться, но и реально быть сетевой. Эта новая ситуация (значительно упрощающая работу и, вместе с тем, усложняющая задачу работника социально-культурной
сферы) заставляет еще более тщательно проводить анализ свойств и функций СКД.
Перспективы развития услуг Интернета в ближайшей перспективе предполагают совершенствование средств передачи информации, повышение скорости передачи, делающее реальным применение мультимедийной сети в широкой практике просветительной работы в учреждениях досуга.
При использовании телекоммуникаций хорошо себя зарекомендовали:
- интерактивные обучающие деловые игры между двумя и более объединениями студентов;
- научно-методические журналы, газеты и пр.;
- совместные проекты, предусматривающие сбор разнообразных фактов, данных, их изучение и анализ;
- проведение совместных досуговых мероприятий;
- разработка управленческо-предпринимательских, коммерческих, общественнополитических проектов и т. п.
А.В. Петрущенков подчеркивает, что в мотивационной сфере пользователей Интернета как ядре информационной культуры преобладают рекреационный мотив, коммуникативная мотивация и мотивация самоутверждения. Основная сфера их интересов -телеконференции по темам «хобби» и «юмор», а также внетематические телеконференции. Наряду с рекреацией отмечаются мотивы самореализации, аффилиации
(стремление пользователей найти в Интернете референтную группу и свое место в ней), самоутверждения, познавательный и коммуникативный мотивы [5].
Наибольшее распространение в Интернете получили такие средства распространения культурной и образовательной информации, как виртуальные музеи и клубы (кафе). Виртуальный музей - это собрание web-страниц, необязательно расположенных на одном web-сервере, содержащих каталоги и фотографии экспонатов из различных художественных собраний. «Посетитель» такого музея может выбирать то, что его интересует (напомним, что за пользование Интернетом, как правило, идет повременная оплата). Виртуальный музей бывает как плоским (напоминающим скорее свой каталог), так и трех-
мерным, позволяющим пройти по залам, посмотреть на экспонаты под разными углами.
Виртуальное кафе - это диалоговая страница, на которой клиенты могут высказаться по интересующим их проблемам культуры, или виртуальная комната, в которой идет живой обмен мнениями.
Интернет несет в себе громадный потенциал оказания информационно-просветительных услуг в сфере социально-культурной деятельности. В рамках информационнопросветительной деятельности могут реализовываться телекоммуникационные проекты, представляющие собой совместную учебнопознавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность потребителей социально-культурных услуг, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленную на достижение совместного результата.
Электронные библиотеки - современные сложные информационные системы - рассматриваются как распределенные хранилища знаний. Они предоставляют пользователям особый вид вещательных услуг, обеспечивая возможность работы с электронными каталогами библиотек и бесплатный доступ ко многим классическим произведениям литературы и искусства.
Распространение получают методики создания электронных информационных коллекций, которые стали технической основой библиотек будущего.
В технологиях социально-культурной коммуникации утверждается блоггинг - специфический жанр общения, чрезвычайно демократичный и откровенный. Существенное влияние на разработку современных информационно-просветительных программ оказывает и возрождение эпистолярного жанра, который превращается в непосредственную самоактуализацию человеческой личности; письмо становится особой формой самома-нифестации.
Обычно авторство по отношению к тексту приравнивается к авторству по отношению к собственной жизни, к собственной судьбе, и текст в этом случае считается наиболее полноценным выражением человеческой личности. Блоггинг же уходит от авторства, он принципиально анонимен.
Наряду с этим возникает процесс уединенного и ответственного общения в livejournаl («живой журнал»), развиваются социальные сети - «фейсбуки» (facebook), «твиги» (twitter), в которых для обеспечения идентичности используются собственные странички и собственный «ник».
Так как внутри сети возникают специфические отношения с реальностью, психологи фиксируют беспомощность блоггеров в обычной жизни, поскольку те оказываются неспособными реализовывать механизмы импровизации в коммуникации, а также иные коды, входящие в понятие «личный контакт». Интернет-культура создает для тех, кто в нее погружен, совершенно другое отношение к миру, к природе, и из-за этого увеличивается количество апатичных личностей офф-лайн.
Принятый в мире Интернета принцип опций, согласно которому для того, чтобы получить какую-либо информацию, нужна определенная маркировка, опция, клик, приводит к маршрутизации сознания, приобретающего характеристики «кликового». С одной стороны, это открывает абсолютно безграничные возможности для удовлетворения информационных потребностей, а с другой -делает абсолютно плоским кругозор пользователя (его можно представить в виде постоянно расширяющейся плоскости, за пределы которой невозможно выйти). Этот тип кругозора совершенно неадекватен объективному объемному, трехмерному восприятию реального мира. Отчасти это усугубляется развивающимся туристическим бумом цифрового любительского фото, который акцентирует именно двухмерное восприятие мира, хотя и во многом демократизирует это видение. Туристический объект превращается в ресурс спрессованных видовых качеств. И чем больше в нем этих слоев-видов, тем больше он заслуживает отображения в любительской фотографии.
Еще один фактор, определяющий развитие современной информационно-просветительной деятельности связан с тем, что идентичность современного человека приобретает фундаментальную несерьезность (стремление быть несколько инфантильным, несолидным, неуспокоенным). Общепринятым становится ироническое отношение к жизни, комизм в рамках иронических стратегий вы-
ступает маскировкой серьезности, и все поведение человека как бы подчиняется стратегии, адекватной символу смайлика. Однако в этой иронии содержится колоссальная романтическая амбиция эгоцентризма, т. к. все поведенческие реакции ограничены мотивационной сферой личности.
Таким образом, в условиях информационного общества информационно-просветительные функции и технологии социальнокультурной деятельности модернизируются за счет широкого применения образовательно-воспитательного и коммуникативного потенциала компьютерных технологий и информационных сетей. Вместе с тем, остаются доминирующими важнейшие признаки информационно-просветительных технологий -диалогичность, интерактивность, плюрализм. Компьютерные и телекоммуникационные технологии расширяют информационную базу просветительной деятельности, открывают широкий простор для создания и взаимодействия досуговых общностей не только на локальном, но и на межрегиональном и международном уровнях. Современные информационно-просветительные технологии ориентированы на проявление инициативы, творчества, инновационных подходов, что в целом способствует формированию специфических организационных навыков, связанных со сбором, обработкой и распределением информации.
Указанные тенденции требуют существенной перестройки информационнопросветительной деятельности учреждений социально-культурной сферы, которая должна быть ориентирована не только на приведение ее в соответствие с известными «трендами», возникшими в телевизионной среде и интернет-сообществе, но также на обогащение и модернизацию технологий, создание уникальных методик и приемов организации взаимодействия с аудиторией.
1. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. М., 2004.
2. Бергельсон М. Языковые аспекты виртуальной коммуникации. иКЬ: http://www.rik.ru. Загл. с экрана.
3. Паринов С. Онлайновые сообщества: методы исследования и практическое конструирование: автореф. дис. ... д-ра тех. наук. Новосибирск, 2000.
4. Патюрель Р. Создание сетевых организационных структур. иКЬ: http://www.ptpu.ru.
Загл. с экрана.
5. Петрущенков А.В. Центр информационной культуры в системе университетского интер-
нет-центра: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 2QQQ.
Поступила в редакцию 17.11.2Q11 г.
UDC 364.446
MODERN DEVELOPMENT TENDENCIES OF INFORMATION ENLIGHTENMENT TECHNOLOGIES OF SO-CIO-CULTURAL ACTIVITY
Marina Igorevna DOLZHENKOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Education, Professor, Head of Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]
The article reviews current trends in information and educational technology and socio-cultural activity. Specifics of entertainment technologies, infotainment and edutainment in educational activity of leisure centers are identified.
Key words: information technology; informatization sphere of leisure; recreational environment of the Internet; virtual club community.