Научная статья на тему 'Современные тенденции развития гостиничного бизнеса'

Современные тенденции развития гостиничного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3509
395
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС / КРИЗИС / УПРАВЛЕНИЕ ГОСТИНИЦАМИ / HOTEL BUSINESS / CRISIS / MANAGEMENT OF HOTELS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Погодина Ольга Николаевна

В статье проведен анализ состояния и перспектив развития гостиничного бизнеса как в нашей стране, так и за рубежом. Обосновано, что рынок гостиничных услуг в Москве занимает первое место в России как по объемам предоставляемых услуг, так и по доходам, а потенциал гостиничного комплекса в столице по своей емкости несопоставим ни с одним другим региональным рынком. Выявлены основные тенденции развития этого бизнеса с учетом влияния финансового кризиса, в частности, стремление отдельных собственников трансформировать строящиеся офисные здания в отели. Обосновано, что негативные последствия действий по снижению цен за счет экономии на качестве услуг могут иметь долгосрочные последствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of a condition and prospects of development of hotel business in our country and abroad is carried out in this article. It is proved, that the market of hotel services in Moscow occupies the first place in Russia on volumes of rendered services, as well as income, and the potential of a hotel complex in the capital on its capacity is incomparable with any other of the regional market. The main trends of development of this business with the influence of the financial crisis, in particular, the desire of some owners to transform the construction of office buildings in hotels are detected. It is proved, that the negative impacts of actions on reduction of prices due to economy on the quality of services can have long term consequences.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития гостиничного бизнеса»

УДК 640.41

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА

Погодина Ольга Николаевна, аспирант, olgasemenovargsu@bk.ru, Российский государственный социальный университет, г. Москва

The analysis of a condition and prospects of development of hotel business in our country and abroad is carried out in this article. It is proved, that the market of hotel services in Moscow occupies the first place in Russia on volumes of rendered services, as well as income, and the potential of a hotel complex in the capital on its capacity is incomparable with any other of the regional market. The main trends of development of this business with the influence of the financial crisis, in particular, the desire of some owners to transform the construction of office buildings in hotels are detected. It is proved, that the negative impacts of actions on reduction of prices due to economy on the quality of services can have long term consequences.

В статье проведен анализ состояния и перспектив развития гостиничного бизнеса как в нашей стране, так и за рубежом. Обосновано, что рынок гостиничных услуг в Москве занимает первое место в России как по объемам предоставляемых услуг, так и по доходам, а потенциал гостиничного комплекса в столице по своей емкости несопоставим ни с одним другим региональным рынком. Выявлены основные тенденции развития этого бизнеса с учетом влияния финансового кризиса, в частности, стремление отдельных собственников трансформировать строящиеся офисные здания в отели. Обосновано, что негативные последствия действий по снижению цен за счет экономии на качестве услуг могут иметь долгосрочные последствия.

Keywords: hotel business, crisis, management of hotels

Ключевые слова: гостиничный бизнес, кризис, управление гостиницами

Сегодня мировое гостиничное хозяйство представлено в основном гостиничными операторами из развитых индустриальных стран. Появление европейских и американских гостиничных цепей в России свидетельствует о переходе отечественного рынка услуг гостеприимства в качественно новое состояние. В последние годы на российском рынке появились представители транснационального предпринимательства в сфере гостиничных услуг из тех стран, которые ранее не являлись участниками этого бизнеса. Сегодня в России есть гостиницы, которые управляются, принадлежат или имеют франчайзинговый договор с европейскими и американскими цепями [1].

Рынок гостиничных услуг в Москве занимает первое место в России как по объемам предоставляемых услуг, так и по доходам.

Потенциал гостиничного комплекса в столице по своей емкости несопоставим ни с одним другим региональным рынком: при доле Москвы в общероссийском номерном фонде около 4% прибыль от хозяйственной деятельности московских гостиниц составляет более 20% от общей доходности гостиничного хозяйства в РФ.

В соответствии с Генеральным планом развития города Москвы до 2020 года ожидается увеличение общего числа приезжающих в столицу гостей до 20 млн, многие из которых воспользуются услугами размещения в гостиничном комплексе города. Для этого потребуется построить дополнительно значительное количество новых гостиниц, обеспечив опережающие темпы роста суммарной вместимости гостиничного комплекса и снижение средней стоимости размещения в гостиницах, отвечающих современным требованиям к комфорту и уровню предоставляемых услуг.

Анализ инвестиционной деятельности в сфере гостиничного бизнеса столицы показывает, что в соответствии с генеральной схемой размещения гостиниц, утвержденной постановлением правительства Москвы в апреле 2007 года, к концу 2010 года число гостиниц в городе планировалось увеличить с 203 до 556, а число мест в них -с 68,5 тыс. до 186,5 тыс. Однако в 2008 году вместо 28 гостиниц на 3 тыс. мест в эксплуатацию было сдано всего 15 объектов, что означает снижение значения показателя ввода по сравнению с планом на 46,4%. В первом полугодии 2010 года значение показателей ввода снизились до 500 номеров (всего, как ожидается, в 2011 году номерной фонд столицы пополнится 1,3 тыс. номеров вместо ранее запланированных 7 тыс. номеров), что означает снижение по сравнению с планом уже на 81,4%. Столь плачевное состояние в инвестиционной сфере гостиничного бизнеса привело к тому, что Правительство Москвы рассматривает вопрос о том, чтобы отложить на 10 лет (до 2020 года) реализацию программы по строительству в столице новых отелей [2].

Исследование развития инвестиционной деятельности в регионах России позволило выявить интересную тенденцию - стремление отдельных собственников трансформировать строящиеся офисные здания в отели. Это объясняется тем, что в ближайшее время потребность в офисах класса А в российских городах-миллионниках будет наименьшей за последние десять лет. Поэтому многие собственники, у кого объекты находятся на ранней стадии строительства, задумываются об изменении назначения здания - с офиса на гостиницу. Конечно, такое решение потребует значительных дополнительных затрат. Но это позволит владельцу отеля получить после ввода здания в эксплуатацию не пустующий офис с неопределенной перспективой сдачи

стр. 105 из 326

его арендаторами, а бизнес, который начнет приносить деньги, при условии повышения спроса на внутренний туризм и активизации делового туризма в регионах.

Снижение спроса на услуги средств размещения, снижение значения важнейших финансовых показателей деятельности гостиниц (ADR (среднесуточная цена номера), revPAR (средний доход с номера за определенный отрезок времени) и других, а также факторы, связанные с влиянием глобального финансового кризиса привело к тому, что резко ухудшилось финансовое состояние предприятия.

Особенно показательна ситуация с компанией Heliopark Group, задолженность которой перед кредиторами на начало 2009 года достигла $80 млн. Основной долг у компании перед Москоммерцбанком - около $17 млн. Кроме Москоммерцбанка, основными кредиторами данной гостиничной сети являются Промсвязьбанк (около $25 млн), БТА-Банк ($10 млн) и Фонд имущества Ямала (около $250 млн). По имеющейся информации, в результате этой сложной ситуации Москоммерцбанку может отойти Heliopark Emmaus Club Hotel (79 номеров, Тверская область) и практически сданный в эксплуатацию Heliopark Carousel (144 номера, Тульская область). При этом если до кризиса два этих отеля оценивались в $8-10 млн и $15 млн соответственно, то сейчас цены на аналогичные объекты упали на 50-70% [3].

Таким образом, в целом, можно говорить о том, что принципиально изменились стратегии развития гостиничного бизнеса как в нашей стране, так и за рубежом. Если раньше происходило активное развитие и расширение бизнеса, то в условиях кризиса стратегия большинства компаний, особенно сетевых, связана с тем, чтобы сохранить завоеванные позиции и максимально защитить бизнес от негативных внешних воздействий.

Меры, которые принимает гостиничный бизнес в этом направлении, можно разделить на две группы: 1) меры по увеличению объема продаж за счет формирования новых гостиничных продуктов и изменения ценовых предложений, 2) меры по оптимизации затрат (большинство компаний начали прежде всего именно с этого).

Среди предложений по стимулированию сбыта можно привести предложение Азимут Сеть Отелей. С февраля 2009 года в отелях этой сети отменили доплату за ранний въезд и поздний выезд из номера. Стандартная схема суточного бронирования предполагает заезд гостя с 14 часов и освобождение номера до 12 часов дня выезда. В случае раннего заезда или выезда ранее отели сети взимали дополнительную плату. Теперь гости отелей Азимут могут въезжать в номер с 00:00 часов и освобождать его до 18:00 следующих суток без дополнительной оплаты, что, безусловно, повышает привлекательность отеля для существующих и потенциальных клиентов. В

стр. 106 из 326

перспективных планах этой гостиничной сети - введение тарифа не только с завтраком, включенным в стоимость проживания, но и с ужином «шведский стол».

В Московской области средства размещения для привлечения клиентов довольно часто стали проводить различные акции, например, проживание в выходные по цене будних дней или увеличили скидки детям. Кроме того, большинство санаториев, отелей и других средств размещения Московской области увеличили скидки для турфирм до 2025% [4].

С интересным предложением выступили операторы отелей высшей категории за рубежом с целью привлечения клиентов, которые переориентировались на гостиницы более низкой категории. Во-первых, практические все отели этой категории резко сократили стоимость услуг размещения. Во-вторых, такие лидеры гостиничной индустрии, как Starwood, Hilton и Inter-Cjntinental, решили на период кризиса понизить уровень сервиса и, соответственно, категорию некоторых гостиниц до тех пор, пока отрасль не начнет восстанавливаться. Hilton Hotels Corp. и Intercontinental Hotels Group Plc уже предприняли аналогичные действия, которые заключаются в отказе от обеспечения пятизвездочных удобств в виде приветственных подарков, цветов в номере и бесплатных газет. Руководство российских гостиниц указанной категории негативно отреагировало на такие предложения, считая их неприемлемыми для себя: по их мнению, негативные последствия подобных действий могут иметь долгосрочные последствия.

Можно выделить также интересное предложение российского пансионата «Олимпийский - Дагомыс», который с 1 августа 2009 года предлагает новую для туристического рынка Сочи услугу «Отдыхаешь сейчас, платишь потом» - реализацию путевок с рассрочкой платежа. Причем такую рассрочку можно получить, не прибегая к помощи банка или турфирмы. При этом пансионат гарантирует отсутствие процентов и переплат - путевки в рассрочку реализуются только по опубликованным на сайте тарифам пансионата.

Переходя ко второму направлению, актуальному для современного гостиничного менеджмента, связанного с оптимизацией затрат, можно выделить несколько направлений такой оптимизации [1]:

• сокращение затрат на эксплуатацию всего гостиничного комплекса за счет закрытия продажи части номерного фонда или всей гостиницы;

• сокращение затрат на оплату труда сотрудников за счет сокращения окладов, тем, кто работает на условиях окладной системы оплаты труда, или сокращение количества рабочих часов тем, кто работает на условиях повременной оплаты труда;

• сокращение расходов на маркетинг и рекламу.

При этом подавляющее большинство гостиниц провели сокращение персонала, что привело к расширению функциональных обязанностей оставшихся сотрудников, следовательно, их нагрузка существенно увеличилась. В результате нормой стали ситуации увеличения продолжительности рабочего дня, работа в выходные дни.

Анализируя современный рынок труда, можно привести результаты работы исследовательского центра портала SuperJob, который изучил предпочтения молодежи. Выяснилось, что наибольшее число соискателей моложе 30 лет приходится сейчас на профессии менеджеров по туризму, инженеров-экологов и event-менеджеров (по организации корпоративных мероприятий, праздников и пр.). Доля специалистов в возрасте 19-29 лет в общей совокупности соискателей этих должностей составляет более 80%. Эта категория персонала характеризуется завышенными требованиями к размеру заработной платы. Согласно опросу HeadHunter, снизить их согласились менее четверти соискателей (23,1%). Категорически не согласны снижать требования к окладу 29% специалистов, 47,9% еще «думают» [2].

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что гостиничный бизнес в нашей стране и за рубежом переживает последствия глобального финансового кризиса, используя различные меры для стабилизации своего положения. При этом наиболее конкурентоспособными, а, следовательно, более эффективными будут те компании, которые смогут предложить более привлекательный гостиничный продукт, чем конкуренты. Ведь у клиента всегда есть выбор, а во время кризиса клиент очень внимателен к альтернативам, рассматривая каждую из них. Поэтому клиент в условиях кризиса готов уйти к конкуренту из-за разницы в цене всего 2-5% , что не так часто случалось ранее. Следовательно, успех гостиничного менеджмента, прежде всего, в использовании маркетинговых подходов, ведь общеизвестно, что повышение потребительской лояльности на 5% ведет к увеличению прибыли на 25-30%

Литература

1. Зайцева Н.А. Современные проблемы функционирования гостиничного сектора г. Москвы. Сборник статей круглого стола «Общество, туризм, сервис: опыт, проблемы и перспективы развития», М. РГУТиС, 2009

2. www.rb.ru (дата обращения: 19.01.2011).

3. www.russiatourism.ru (дата обращения: 19.01.2011).

4. www.travel.ru (дата обращения: 19.01.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.