Научная статья на тему 'Современные тенденции развития франчайзинга как формы ведения малого бизнеса'

Современные тенденции развития франчайзинга как формы ведения малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1386
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЧАЙЗИНГ / РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА / ФРАНЧАЙЗИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФРАНЧАЙЗЕР / ФРАНЧАЙЗИ / FRANCHISING / RUSSIAN FRANCHISING ASSOCIATION / FRANCHISING ACTIVITY / FRANCHISER / FRANCHISEE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Астремский А. Д.

В статье анализируется современное состояние франчайзингового бизнеса в стране и мире, раскрываются основные проблемы его развития и обосновываются пути их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TENDENCIES OF FANCHISING DEVELOPMENT AS A MODEL FOR SMALL BUSINESS ENTERPRISES

The article analyses the modern condition of franchising business in the country and the world as well as explores the main problems of its development and proposes paths to their resolution.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития франчайзинга как формы ведения малого бизнеса»

Во-вторых, следует отметить, что результатами ускорения роста доли прямых и портфельных инвестиций в мировой экономике смогли воспользоваться лишь зрелые индустриальные и развивающиеся экономические системы.

В-третьих, интеграция глобальных рынков в целом породила рост благосостояния, на отдельных рынках, таких как финансовые, при этом вызвала к жизни ряд процессов, сводящих на нет все преимущества этого роста.

Вышеизложенное позволяет отметить, что с ускорением движения капитала как в национальных экономиках, так и в мировой, резко возросла частота финансовых кризисов. Кризисы в крупных латиноамериканских экономических системах в начале 1990-х гг., азиатский финансовый кризис 1997-1998 гг., приведший к развитию кризиса в экономиках России и Турции, стали лишь прологом американского кризиса 2007-2008 гг., приведшего к значительному падению роли доллара США, и среди прочего, продемонстрировавшего, что негативные экономические и социальные последствия таких кризисов оказались гораздо более радикальными, чем предполагалось ранее. Последний финансовый кризис привел к банкротству крупнейших финансовых и промышленных институтов США и Европы, росту безработицы, бедности и снижению качества социального обеспечения и коммунального обслуживания. В конечном итоге это стало причиной роста социального напряжения, а также резкого ухудшения качества жизни.

Литература:

1. Неклесса А.И. Проект «глобализация»: глобальные стратегии в преддверии новой эры // НАВИГУТ. -2009. - № 1. -С. 113;

2. Уткин А.И. Мировой порядок XXI века. - М., 2010.

3. Krugman, P. Trade and Inequality, Revisited.//The Wall Street

Journal. New York, June 15, 2010.

4. Rich Man, Poor Man.//The Economist. Washington DC. January 20, 2010.

5. Bhagwati, J.N. In Defense of Globalization. New York: Oxford University Press. 2004.

6. Thirlwell, M. P. Second Thoughts on Globalization. Sydney: Lowy Institute for International Policy. Lowy Institute Paper No. 18, 2007.

7. Wolf, M. Why Globalization Works? New Haven. CT: Yale University Press. 2005.

8. Milanovic, B. The Two Faces of Globalization: Against Globalization as We Know it//World Development. Vol. 31. No. 4, 2009.

9. Abdelal, R., Segal A. Has Globalization Passed its Peak?// Foreign Affairs. Vol. 86. No. 1, 2009.

10. Krugman, P. Trade and Wages, Reconsidered.//Brookings Paper on Economic Activity. No.1,2010.

11. Borjas, G.J., Freeman R.B., Katz L. F. How Much do Immigration and Trade Affect Labor Market Outcomes?// Brookings Papers on Economic Activity. No. 1,2010

12. Cline, W.R. Trade and Income Distribution: The Debate and New Evidence. Washington DC.: Institute for International Economics, 2009. Policy Brief 99-7.

13. Bernanke, B.S. The Level and Distribution of Economic Wellbeing. Address before the Greater Omaha Chamber of Commerce, Omaha, Nebraska, on February 6, 2009.

14. Krugman, P. Trade and Wages, Reconsidered.//Brookings Paper on Economic Activity. No.1,2010.

15. Nissanke, M., Thorbecke E. The Impact of Globalization on the World’s Poor. New York: Palgrave Macmillan Ltd., 2009.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА КАК ФОРМЫ ВЕДЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

Астремский А.Д., соискатель ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»

В статье анализируется современное состояние франчайзингового бизнеса в стране и мире, раскрываются основные проблемы его развития и обосновываются пути их преодоления.

Ключевые слова: франчайзинг, Российская ассоциация франчайзинга, франчайзинговая деятельность, франчайзер, франчайзи.

MODERN TENDENCIES OF FANCHISING DEVELOPMENT AS A MODEL FOR SMALL BUSINESS ENTERPRISES

Astremskiy A., The applicant, FGUP «STANDARTINFORM»

The article analyses the modern condition of franchising business in the country and the world as well as explores the main problems of its development and proposes paths to their resolution.

Keywords: franchising, Russian Franchising Association, franchising activity, franchiser, franchisee.

Развитие российской экономики непосредственно связано с формированием малого бизнеса. Данный сектор экономики, претерпев существенные изменения, рассматривается, прежде всего, как необходимое условие саморазвития и стабильности всей экономической системы государства.

Как свидетельствует практика промышленно-развитых стран, основным направлением развития малого бизнеса на современном этапе является образование различного рода сетевых структур. Благодаря таким структурам малые предприятия могут успешно сотрудничать между собой, создавая условия для взаимопомощи и поддержки. Ярким примером таких структур является работа по системе франчайзинга.

Франчайзинг в настоящее время является одной из наиболее эффективных форм развития малого бизнеса. Это относится как к фирмам, уже добившимся определенного успеха и желающим его развивать в дальнейшем, так и к тем, кто начинает свою предпринимательскую деятельность, желает и способен ею заниматься под руководством крупной известной фирмы, освоить новый опыт, современные технологии и методы ведения бизнеса. Это интегрированная форма крупного и мелкого предпринимательства, учитывающая необходимый баланс экономических интересов обеих сторон.

В отечественной практике фирму-франчайзер называют голов-

ной, а фирму-франчайзи - компанией-оператором. В соответствии с франчайзинговым соглашением франчайзер - это обычно крупная родительская компания - обязуется снабжать мелкую фирму, действующую на заранее оговоренной территории, своим товаром (или его компонентами), рекламными услугами и отработанными технологиями бизнеса. Со своей стороны фирма-франчайзи обязуется предоставить франчайзеру услуги в области менеджмента и маркетинга с учетом местных условий, а также инвестировать в эту компанию определенную часть своего капитала [1].

Постоянная поддержка и контроль со стороны франчайзера дает возможность предпринимателям-франчайзи научиться эффективным методам управления бизнесом, организации торговой сети, проведению рекламной кампании, подготовке квалифицированных кадров, в целом повысить свой профессионализм и компетентность. Кроме того, франчайзер обеспечивает консультирование по вопросам организации управления и проведения торговых операций. Таким образом, франчайзинг помогает избежать многочисленных сложностей, связанных с функционированием малого бизнеса. Успешность франчайзинговых предприятий заключается, прежде всего, в том, что они являются частью отлаженной системы, с уникальным механизмом построения бизнеса, а в условиях финансово-экономического кризиса надежным средством не только сохранения, но и приумножения капитала.

Таблица 1. Развитие франчайзингового бизнеса в США (2GG7-2G1G гг.) [З]

2007 2008 2009 2010 2008/2009 2009/2010

Франчайзинговые компании (ед.) 847244 883984 883292 901093 -0,1% 2,0%

Занятость населения 9859 9931 9522 9558 -4,1% 0,4%

Выпуск продукции ($ млн.) 802,9 850,4 844,7 868,3 -0,7% 2,8%

Франчайзинг как форма ведения бизнеса прочно закрепился в развитых странах под воздействием объективных потребностей экономического развития. Более того, за рубежом эту форму деятельности считают не только полезной, но и престижной. Благодаря развитию системы франчайзинга крупные фирмы с минимальным для себя риском осуществляют экспансию на мировых рынках. Одним из ярких примеров служит компания «McDonald’s». Она являет собой самую известную и популярную сеть быстрого питания «fast food», которая рассчитана на любые слои населения, минимальное время на приготовление и прием пищи, небольшие затраты и довольно высокую функциональность.

По франшизе «McDonald’s», в США работает более 80% ресторанов всей сети, в Европе - около 50%. В России на сегодняшний день открыто 115 собственных ресторанов в более чем тридцати городах, среди которых Москва, Санкт-Петербург, Мытищи, Реутов, Ярославль, Коломна, Нижний Новгород, Казань, Самара, Нижнекамск, Новочеркасск, Воронеж, Оренбург, Сочи и др. Только в Москве функционирует около 56 ресторанов [2].

Показатели франчайзингового бизнеса в США, свидетельствуют о том, что здесь франчайзинг является одной из самых развитых и успешных форм организации и развития предпринимательской деятельности (см. таблицу 1). К сожалению, мировой финансовый экономический кризис сказался и на данной форме ведения бизнеса.

Возможности для развития франчайзинга в нашей стране достаточно велики. Эта форма ведения бизнеса доказала на практике свою высокую эффективность, поэтому в России с относительно молодой рыночной экономикой у франчайзинга имеется потенциал, сравнимый с объемом франшизного рынка США.

Принято считать, что в современной России франчайзинг развивается с начала 90-х гг. XX в. Родоначальником данной формы партнерских отношений в отечественной практике считается толь-яттинская научно-производственная фирма В. Довганя - «Дока». Покупатели комплексов оборудования для пиццерий и мини хлебопекарен функционировали под товарным знаком «Дока», проходили специальное обучение, в ходе которого знакомились с секретами производства (ноу-хау) - рецептами и технологиями приго-

товления пиццы, хлебопечения и др. [4]. К сожалению, данная система просуществовала недолго. Основной причиной, повлиявшей на прекращение ее деятельности, стала невозможность поддерживать контроль качества продуктов, производимых франшизополучателями, при одновременном расширении сети. В этот же период компания «Баскин Робинс» (Baskin Robins) продала первую франшизу в России. Первое совместное предприятие «Баскин Робинс» было зарегистрировано в 1990 г. В 1996 г компания открыла в Москве крупнейшую в Европе фабрику международного уровня по производству мороженого, ее мощность составляла около 16,5 тыс. т. в год.

В 1994 г. впервые в России в центре Санкт-Петербурга на Невском проспекте открылся первый франчайзинговый ресторан быстрого обслуживания европейского гастрономического стандарта немецкой системы «Grillmaster». Но уже через несколько месяцев появились франчайзинговые точки таких известных марок как «Золотой цыпленок», «Carrols», «Subway». Компанией «Xerox» была организована разветвленная сеть центров по копированию любых рукописных, рисованных и печатных документов. В период с 19951999 гг. на российском рынке появились 22 отечественных и иностранных франчайзинговых предприятия [5].

Самыми известными в России франчайзинговыми компаниями в настоящее время являются Subway, Ростик’с / KFC, Росинтер (бренды «IL Патио» и «Планета Суши»), Мастерфайбр, SELA, Savage, крупные нефтяные компании (джобберские сети). Многие российские франчайзеры уже имеют собственные и франчайзинговые объекты в других странах.

Отрадно заметить, что активное развитие франчайзинга в 90-е гг. XX века способствовало созданию в 1997 г. российского франчайзингового сообщества - Российской ассоциации франчайзинга (РАФ) - для поддержки и защиты интересов своих членов и в целях создания более благоприятной правовой и экономической среды по распространению франчайзинга в России. Для достижения этой цели РАФ возложила на себя функции по: продвижению франчайзинга; сбору, обработке данных по франчайзинговым системам в России; координации выставочной и образовательной деятельнос-

Другие В2В

Недвижимость и жилье Торговля Рестораны Раь1Рооё ЖКХ

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30%

Рис. 1. Распределение объектов франчайзинга по отраслям в США (по данным посольства США, 2009 г.)

Рис. 2. Распределение объектов франчайзинга по отраслям в Российской Федерации (по данным Российской ассоциации франчайзинга, 2010 г.)

Таблица 2. Статистические данные по состоянию франчайзинга в странах мира (по данным Европейской ассоциации франчайзинга (EFA) - 2010 г.)

Страна Кол-во объ- Кол-во занятых Кол-во Прирост за

ектов и сетей в сетях (чел.) франчайзеров 3 года

Россия 20731 277480 485 98%

Дания 8000 27200 200 11%

Финляндия 6800 42000 265 20%

Франция 53002 693164 1375 20%

Г ермания 58000 452000 960 5%

Греция 18089 - 563 3%

Венгрия 18000 95000 341 6%

Польша 41263 350000 565 47,5%

Хорватия 1000 15680 170 13%

Словения 1527 6910 107 4,8%

Испания 57139 235075 919 -

Швеция 18000 102000 550 83%

Турция 44225 252000 1640 18,8%

Великобритания 34800 453000 842 4%

Украина 18499 145174 247 -18%

США 854511 9578000 - -2,1%

ти в области франчайзинга; обеспечению взаимодействия с государственными органами по вопросам франчайзинга и его применения и др. В настоящее время она является действительным членом Всемирного Совета по франчайзингу (World Franchise Council -WFC), объединяющего многочисленные ассоциации различных стран мира. Среди них: Французская федерация франчайзинга (Federation Francaise de la Franchise); Швейцарская федерация франчайзинга (Schweizer Franchise Verband); Европейская ассоциация франчайзинга (European Franchise Federation); Австралийская ассоциация франчайзинга (Franchise Council of Australia LTD); Ассоциация франчайзинга Великобритании (Britich Franchise Association); Бельгийская федерация франчайзинга (Federation Belge de la franchise); Гонконгская ассоциация франчайзинга (Hong-Kong Franchise Association); Греческая ассоциация франчайзинга (The Franchise Association of Greece) и многие др.

На территории Российской Федерации в настоящее время функционируют такие франчайзинговые центры как: Российская ассоциация развития франчайзинга (РАРФ); Российская ассоциация развития малого предпринимательства (РАРМП); Московский фонд поддержки малого предпринимательства (МФПМП); Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП); Фонд развития науки, техники и франчайзинга (ФРНТФ).

За период 2007-2010 гг. российский франчайзинг рос быстрыми темпами, опережая по этому показателю другие страны с более высоким уровнем развития. Член совета директоров РАФ А.З. Майлер подчеркивал, что на начало 2009 г. в России работало около 450 франчайзеров, из них членами РАФ являлось более 40 компаний [6]. О росте франчайзинга свидетельствуют показатели, представленные на прошедшей в октябре 2010 г. II конференции по ритейл-франчайзингу членом совета директоров РАФ Е.Сойак: «Прирост российского рынка за 2010 г. составил около 98%. Больше половины франчайзинговых систем в стране работают уже более 5 лет, 43,5% - это более молодые франшизы. 62% рынка занимают отечественные бренды. Наибольшее развитие получили системы с минимальными вложениями на открытие точки (от 1 до 5 млн. руб.). По данным РАФ, в России франчайзинг развивается в основном в ритейле и общепите (57% и 16% соответственно). Для сравнения: в США больше распространены франшизы в В2В-сфере (28%) и fastfood (24%), а ритейл-франшизы занимают лишь 9%» (см. рис. 1, 2) [7].

На сегодняшний день Россия входит в число лидеров по темпам развития франчайзинга, однако по-прежнему отстает от развитых стран по общему количеству компаний. По данным компании EMTG за 2010 г. в стране насчитывалось 485 франчайзеров, более 8,6 тыс. корпоративных предприятий - франчайзеров и более 20 тыс. франчайзинговых точек (см. табл.2).

По мере своего развития франчайзинг распространялся, прежде всего, в торговле, сфере услуг и общественного питания, в меньшей степени - в сфере производства. Именно отсюда он условно подразделяется на: франчайзинг товара, производственный, сервисный франчайзинг и франчайзинг бизнес-формата. Условность заключается в том, что в системе отношений франчайзера и франчайзи могут присутствовать элементы различных видов.

Развитие данной формы ведения бизнеса имеет ряд преимуществ, появляющихся у сторон, организующих свою деятельность

на основе франчайзинга. Для франчайзера основными из них являются: значительное расширение рынка сбыта товаров и услуг; проведение единой ценовой политики без опасения нарушения антимонопольного законодательства; получение дополнительного дохода при отсутствии высокой степени риска потерять свой капитал, так как франчайзи имеет свои источники финансирования, а также от уступки прав на использование товарного знака, фирменного стиля, объектов интеллектуальной собственности, коммерческой информации и др.

Основными преимуществами для франчайзи являются: вступление в готовый бизнес; право на изучение опыта и использование знаний франчайзера; функционирование под товарным знаком хорошо зарекомендовавшей себя компании; гарантированная возможность получения товаров и других материалов для работы; экономия ресурсов на рекламе, обучении персонала, проведении маркетинговых исследований и др.

Однако, как показала практика, система франчайзинга не лишена и недостатков, как со стороны франчайзера, так и франчайзи. К некоторым из них относятся: возникновение трудностей у франчайзера при контроле сделок, осуществляемых франчайзи; недоплата или внесение взносов с опозданием (франчайзи может скрыть объем продаж и занизить взнос своему франчайзеру). Особенно важными являются вероятность расторжения договора (обученный технике ведения бизнеса франчайзи может стать прямым конкурентом) и негативное влияние неэффективно работающих предприятий на репутацию франчайзера.

Франчайзи же, прежде всего, имеет ограничения в свободном принятии бизнес-решений. Он обязан следовать специальным правилам, касающихся ежедневных операций в бизнесе и использования товарного знака франшизы (такие ограничения могут касаться рабочих часов, границ территории, ассортимента продукта и услуг, предлагаемых потребителю и др.).

К числу основных рисков, препятствующих эффективному внедрению и развитию системы франчайзинга в нашей стране, относят: неразвитость нормативной и законодательной базы по франчайзингу; недостаточное количество специалистов, занимающихся этой системой; недостаточный учет региональной специфики хозяйственной деятельности; достаточно высокая степень недоверия к системе в связи с отсутствием разъяснительной работы; невнимание к специфике психологии и поведения потребителей и др.

Тем не менее, не смотря, на все трудности и проблемные ситуации, франчайзинг в Российской Федерации развивается, а компании, работающие по этой системе, успешно функционируют на рынке товаров и услуг. Таким образом, практика хозяйственной деятельности свидетельствует о том, что для его развития в России имеются достаточно широкие возможности. Однако их реализация требует создания определенных условий. Важнейшими из них, по нашему мнению, являются: разработка нормативной и законодательной базы по франчайзингу; необходимость внесения системы франчайзинга в правительственную программу поддержки и развития малого предпринимательства России; формирование сети учебно-методических и консультационных центров по франчайзингу во всех федеральных административных округах Российской Федерации.

Литература:

1. Царев В.В. Оценка экономической эффективности инвестиций. - СПб.: Питер, 2004.

2. Франчайзинг. Лучшие российские и зарубежные бренды ищут партнеров // www.franchisees.ru.

3. Franchise Business Economic Outlook, 2010. Prepared for National Economics & Statistics. The International Franchise Association Educational Foundation. December 21, 2009.

4. Орлова О. Бизнес под чужим именем: франчайзинг как форма организации бизнеса // Российское предпринимательство, 2002. -№ 3.

5. Цамалашвили З.А. Управление системой франчайзинга в условиях формирования собственных сбытовых сетей предприятия: Дисс. канд. экон. наук. - М., 2007.

6. Стойкая ассоциация // www.franch.bi

7. Россия выбилась в лидеры по темпам роста франчайзинга // Московский комсомолец, 2010. - № 252.

8. Евпланов А. Российские предприниматели все больше интересуются франчайзингом // Российская бизнес газета, 2009. - № 729.

9. Франчайзинг. Предприятия, работающие по франчайзингу, устойчивее к экономическим потрясениям, чем независимые компании // - www.shopandmall.ru

ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА

Кузнецов Д.В., к.э.н., доц., профессор кафедры менеджмента и маркетинга Государственной академии повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и жилищно-коммунального комплекса России

Статья посвящена раскрытию основных особенностей участия региона в инновационном процессе. Рассмотрены особенности регионализации инновационного процесса в области взаимодействия научно-технической и инновационной сфере.

Ключевые слова: инновации, инновационный процесс, регион, регионализация, инновационная

FEATURES OF A REGIONALIZATION OF INNOVATIVE PROCESS

Kuznetsov D., Ph.D., Assoc., professor of management and marketing of the State Academy of Training and retraining of personnel for the

construction of housing and communal complex of Russia

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Article is devoted disclosing of the basic features of participation of region in innovative process. Features of a regionalization of innovative process in the field of interaction to scientific and technical and innovative sphere are considered.

Keywords: innovations, innovative process, region, a regionalization, innovative

В начале XXI века становится общепризнанным фактом, что в условиях глобализации для любой страны важным условием устойчивости и экономической независимости становится ее внутренняя организация, включая способность, как отдельных регионов, так и страны в целом быстро реагировать на изменения внутренней и внешней конъюнктуры за счет огромного арсенала средств инновационной политики. Иными словами, соотношение между глобальным (global) и локальным (local) в национальной политике принимает важное значение и многократно усиливает требования к высокой организации локальных систем1. Это не столько касается их способности создавать новые технологические решения, сколько управлять экономикой, гибко изменяя ее параметры в направлении поддержания инновационной среды.

Именно региональная среда во многом определяет конкурентоспособность национального бизнеса на современном мировом рынке. В противоположность модным понятиям «техноглобализма» и «безграничного мира» национальная среда остается в высокой степени важной средой для формирования бизнеса, даже для так называемых транснациональных фирм. Простой пример: ведущие страны ОЭСР около 90% продукции производят для своего внутреннего рынка2. Национальные инвестиции, осуществляемые национальными компаниями, намного превышают прямые зарубежные инвестиции плюс инвестиции, осуществляемые национальными компаниями за рубежом (если говорить правильно, то транснациональные компании - это те же национальные компании, которые осуществляют свои операции по всему миру). Кроме того, рынки рабочей силы и промышленные связи регулируются особенными национальными механизмами, а национальные границы остаются важным условием сохранения ^льтурной, политической, линг-винистической и познавательной близости.

Важность «регионализации» инновационной политики связана с характером инновационного развития мировой экономики. Постепенно уходит эпоха крупного стандартизированного производства, в котором доминируют крупные, в том числе транснацио-

нальные, компании, которые ориентированы на объемные капиталовложения и крупномасштабный сбыт3. Особенностями технологической и инновационной политики в этом случае было стремление к осуществлению «процессных технологий» - process technologies в целях снижения затрат, а также формирование соответствующего международного разделения труда, при котором вывоз капитала в страны с более низкими издержками (в том числе по стоимости рабочей силы) давал дополнительные преимущества.

Приходит новая эпоха - эпоха наукоемкого производства, в котором не масштабы производства и сбыта, а способность к постоянному обновлению продукции за счет внедрения «продуктовых технологий» - product technologies (создание и продвижение на рынок принципиально новых товаров) играет решающее значение в усилении конкурентных позиций нации на мировом рынке.

«Регионализация» инновационной политики связана с особенностями самих «инновационно-технологических ресурсов», их создания и использования. Создание принципиально новых технологий становится все более затратными ввиду больших расходов (как правило, общественных) на осуществление научных исследований и подготовку высококвалифицированных кадров. В то же время существует огромный риск того, что новые идеи и технологии могут быть быстро усвоены странами и компаниями, не имевшими к их финансированию никакого значения4).

Несмотря на высокую актуальность и относительную новизну темы региональной инновационной политики, модель взаимодействия локального и национального уже формируется в рамках амбициозных планов Европейского Союза по созданию европейской инновационной экономики. Признавая высокую внутреннюю ди-версифицированность экономического пространства, а значит, многообразие вариантов региональной инновационной политики, Европейский Союз большие усилия направляет на данном этапе на создание сети между регионами для обмена информацией, опытом, для взаимодействия и координации усилий5.

1 Бекетов Н. В. Региональные проблемы формирования инновационной системы // Регион: экономика и социология. - 2005. - №1. - С. 10-14.

2 Управление инновационным развитием региона: Монография / Под ред. Егоршина А.П. - М.: Нимб, 2008. - С. 75.

3 Состояние и эволюционные тенденции национальных научно-технических и производственных систем в промышленно развитых странах. - М.: ЦИСН, 2004. - 24 с.

4 Бекетов Н. В. Научно-инновационная система региона: теория, методология и практика организации. - М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН. - 2001. - 265 с.

5 Состояние и эволюционные тенденции национальных научно-технических и производственных систем в промышленно развитых странах. - М.: ЦИСН, 2004. - С. 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.