телей французского языка к музыкально-фольклорной работе с фольклора) способствует обеспечению доступа к многообразию учащимися. Потребность и способность к межкультурному об- мировых культур, через сотрудничество, основанное на гумани-щению наших обучаемых (на базе французского музыкального стических принципах, на взаимоуважении и взаимообогащении.
Библиографический список
1. Каминская, Е.А. Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2004.
2. Вторушина, Ю.Л. Научно-методические рекомендации по использованию народного фольклора для формирования межкультурной компетенции у студентов - будущих учителей иностранного языка. - Магнитогорск, 200б.
3. Никольская, Е.В. Формирование готовности студентов педагогических вузов к музыкально-фольклорной работе с детьми дошкольного возраста: монография. - М, 2012.
Bibliography
1. Kaminskaya, E.A. Muzihkaljnihyj foljklor kak sredstvo razvitiya tvorcheskikh sposobnosteyj studentov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. -Chelyabinsk, 2004.
2. Vtorushina, Yu.L. Nauchno-metodicheskie rekomendacii po ispoljzovaniyu narodnogo foljklora dlya formirovaniya mezhkuljturnoyj kompetencii u studentov - buduthikh uchiteleyj inostrannogo yazihka. - Magnitogorsk, 2006.
3. Nikoljskaya, E.V. Formirovanie gotovnosti studentov pedagogicheskikh vuzov k muzihkaljno-foljklornoyj rabote s detjmi doshkoljnogo vozrasta: monografiya. - M, 2012.
Статья поступила в редакцию 07.07.14
УДК-378
Bykov N.N., Shumakova N.Yu, Trufanova S.N. MODERN TRENDS IN TRAINING SPECIALISTS IN THE FIELD
OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS. The work presents a system of modern tendencies in training specialists in the field of physical education and sports as a constituent of realization of the government's Strategy of the Development of Physical Education and Sports up to 2020. The paper shows some possible ways of mastering the profession in educational institutions.
Key words: physical education, professional education in the field of physical culture and sport, training in universities.
Н.Н. Быков, д-р пед. наук, проф., Ростовский институт физической культуры и спорта (филиал) ФГБОУ ВПО «Кубанский гос. университет физической культуры, спорта и туризма», г. Ростов-на-Дону; Н.Ю. Шумакова, д-р пед. наук, проф., Ростовский институт физической культуры и спорта (филиал) ФГБОУ ВПО «Кубанский гос. университет физической культуры, спорта и туризма», г. Ростов-на-Дону, E-mail: [email protected]; С.Н. Труфанова, канд. пед. наук, доц., Ростовский институт физической культуры и спорта (филиал) ФГБОУ ВПО «Кубанский гос. университет физической культуры, спорта и туризма», г. Ростов-на-Дону, E-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
В статье рассматривается система подготовки кадров для деятельности в области физической культуры и спорта как важнейшая составляющая в реализации принятой правительством «Стратегии развития физической культуры и спорта до 2020года». Представлены современные тенденции в системе подготовки кадров в области физической культуры и спорта, предложены возможные варианты овладения будущей профессией в учебных заведениях.
Ключевые слова: физическая культура, профессиональное образование в области физической культуры и спорта, подготовка кадров в вузах.
На современном этапе все более актуальной становится проблема подготовки квалифицированных кадров, имеющих высокий уровень развития профессиональных и общекультурных компетенций. Следовательно, качество подготовки к предстоящей профессиональной деятельности приобретает не только личное, но и социально-экономическое значение.
Система подготовки кадров для деятельности в области физической культуры и спорта является в настоящее время важнейшей составляющей в реализации принятой правительством «Стратегии развития физической культуры и спорта до 2020года» [1].
По мнению Гончаренко Н.Ю, «...формирование кадрового потенциала группы специалистов физической культуры и спорта происходит в сложном и многомерном социальном пространстве, которое является не просто "фоном" для этого процесса, но в значительной мере задает и определяет его характер и направленность, выполняет роль его значимой детерминанты. Одним из основных механизмов процесса формирования корпуса специалистов в обществе является образование и наука, которые в полной мере подпадают под обозначенную выше зависимость» [2].
Формирование образовательной системы в сфере физической культуры в последние два десятилетия в нашей стране не имеет концептуальной, методологической основы и носит, скорее всего, стихийный характер.
Руководство страны, руководители различного уровня отчетливо понимают, что без необходимого количества высококлассных специалистов в области физического воспитания и спортивной тренировки, квалифицированных ученых, а также необходимых условий для проведения фундаментальных и прикладных исследований, десятки миллиардов рублей выделяемых на физическую культуру и спорт, прогресса в этой области не обеспечат.
Особенно острая проблема это значительное отставание в развитии и внедрении инновационных спортивных технологий.
Мировые спортивные державы перешли к формированию новой технологической базы развития спорта, основанной на использовании новейших достижений в области теории спортивной тренировки, педагогики, психологии, биомеханики и биотехнологий, медицины, информатики, нано технологий и управления.
Таблица 1
Структура системы вузов осуществляющих подготовку по специальностям физкультурно-спортивного профиля
Спортивные вузы Университеты и пед.вузы Технические вузы Медицинские вузы Прочие
14 95 9 2 2
Недостаточный уровень компетентности специалистов спорта не позволяет оперативно и грамотно реагировать на появление новейших технологий. Существующие курсы повышения квалификации и переподготовки кадров в современных экономических условиях являются формальностью, как для ВУЗов, так и для методистов и тренеров. И, тем не менее, ни одного рационального решения на федеральном уровне по совершенствованию системы подготовки кадров в области физической культуры и спорта в последние десятилетия не принято.
В настоящее время в России подготовку кадров в области физической культуры осуществляют более 120 высших учебных заведений. Много это или мало? Никто специальных исследований по этому направлению не проводил, можно только строить гипотетические предположения. Если эти вузы ежегодно проводят наборы, значит, есть спрос. И с точки зрения рыночной экономики существование такого количества вузов готовящих кадры для отрасли вполне допустимо. Более того, в стране существует недостаток в специалистах, как отмечено в «Стратегии развития физической культуры и спорта до 2020 года», штатную численность работников со специальным образованием необходимо увеличить более, чем на 60 тысяч [1].
Но при существующей системе подготовки, только незначительная часть вузов способна обеспечить необходимое качество подготовки специалистов.
Анализ сборников материалов научно-практических конференций проводимых вузами, показывает, что и в научном обеспечении развития физической культуры и спорта, отсутствует какая-либо стратегия.
Большинство научных исследований проводится по инициативе самих исследователей или вузов, и носят поверхностный характер, но и такие исследования, по нашим оценкам, проводятся лишь в 20-30 организациях.
На проведение фундаментальных и прикладных исследований по формированию новой технологической базы развития спорта, основанной на использовании новейших достижений в области психологии, биологии биотехнологий, медицины, информатики, нано технологий и управления способны лишь отдельные институты и университеты. Попытка решить задачу значительного повышения качества подготовки выпускников и научных исследований в вузах спортивного профиля даже при достаточном для этого финансировании адекватного эффекта не даст, по причине недостаточной компетентности профессорско-преподавательского состава именно в областях биологии и биотехнологий, медицины, информатики, робототехники, нано технологий и управления. В таблице 1. приведено распределение вузов осуществляющих подготовку по специальностям физкуль-турно-спортивного профиля в зависимости от профиля вуза.
По мнению многих специалистов, в том числе и министра спорта РФ Мутко В.Л., подготовка по специальностям физкуль-турно-спортивного профиля должна осуществляться только в профильных вузах, к которым можно отнести и многие педагогические вузы, имеющие в своем составе соответствующие факультеты, что вполне логично. Возникает вопрос: имеют ли все профильные физкультурные вузы необходимую учебно-лабораторную и научно-исследовательскую базу по современным и перспективным научным и технологическим направлениям, способным обеспечить прорыв и в спортивных технологиях? По
Библиографический список
нашим оценкам, только федеральные университеты и 3-4 профильных вуза, способны на необходимом уровне решать учебные и научные задачи.
В настоящее время применяются жесткие требования к современным системам обучения и подготовки специалистов. В основе этих требований лежит нацеленность на подготовку специалистов, способных включаться в масштабную коллективную деятельность и решать не задачки мелкого управления, а комплексные проблемы в условиях коллективного взаимодействия профессионалов и в ситуациях «повышенной неопределенности» [3]. Мы считаем, что в этой ситуации вполне допустимым решением является создание или присоединение к передовым крупным техническим или медицинским университетам, факультетов физической культуры и спорта, особенно если эти вузы имеют еще и мощную учебно-спортивную базу.
В этом плане положительный опыт отмечен при подготовке специалистов по адаптивной физической культуре у Ставропольского государственного медицинского университета; Донского государственного технического университета по направлению «Физическая культура»; Ростовского государственного экономического университета по специальности «Менеджмент в области физической культуры и спорта» и др.
Что это даст для повышения качества подготовки специалистов спорта и качества научных исследований?
1. Повышение фундаментальности общенаучной подготовки при условии, что занятия по естественнонаучным дисциплинам будут проводиться на профильных кафедрах.
2. Возможность проводить фундаментальные и прикладные исследования на основе современных технологий в лабораториях и центрах вуза с привлечением специалистов высокого класса в интересах спорта.
3. Возможность создания временных интегрированных межфакультетских и меж кафедральных центров для решения актуальных проблем спорта, требующих привлечения специалистов различного профиля в том числе: математиков, инженеров, биологов, экономистов, и др.
4. Возможность повысить уровень научно-методического сопровождения процесса физического воспитания всех студентов и сотрудников вуза, так как помимо кафедр физического воспитания, ориентированных в основном на проведение практических занятий со студентами, на процесс формирования физической культуры студентов и сотрудников вуза будут ориентированы и кафедры медико-биологического, теоретико-методического и спортивно-методического циклов.
В зависимости от специфики вуза органы государственного управления спортом могут заключать с вузом соглашения на проведение научно-исследовательских, проектных, конструкторских работ и проектов в области физической культуры и спорта.
Таким образом, мы считаем, что наличие в непрофильных вузах факультетов осуществляющих подготовку кадров для работы в области физической культуры и спорта может обеспечить не только повышение качества подготовки специалистов, но быть одним из условий технологического прорыва в области спорта, при наличии в вузе мощной учебно-лабораторной и научно-исследовательской базы. Таких вузов в России значительно больше, чем физкультурно-спортивных.
1. Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года [Э/р]. - Р/д: http://www.sportspravka.com/ main.mhtml?Part=356&PubID=4981
2. Гончаренко, Н.Ю. Система подготовки специалистов физической культуры и спорта [Э/р]. - Р/д: http://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/sistema-podgotovki-specialistov-fizicheskoy-kultury-i-sporta
3. Чесноков, Н.Н. Профессиональное образование в области физической культуры и спорта / Н.Н. Чесноков, В.Г. Никитушкин. -М., 2011.
Bibliography
1. Strategiya razvitiya fizicheskoyj kuljturih i sporta na period do 2020 goda [Eh/r]. - R/d: http://www.sportspravka.com/ main.mhtml?Part=356&PubID=4981
2. Goncharenko, N.Yu. Sistema podgotovki specialistov fizicheskoyj kuljturih i sporta [Eh/r]. - R/d: http://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/ library/sistema-podgotovki-specialistov-fizicheskoy-kultury-i-sporta
3. Chesnokov, N.N. Professionaljnoe obrazovanie v oblasti fizicheskoyj kuljturih i sporta / N.N. Chesnokov, V.G. Nikitushkin. - M., 2011.
Статья поступила в редакцию 03.06.14
УДК 37.01
Volodina L.O. DEVELOPING VALUES OF FAMILY UPBRINGING AS A PEDAGOGICAL RESEARCH CATEGORY.
In the context of a culturological paradigm the article justifies the method of conceptual streamlining of developing family upbringing values. Based on this method, the author structures and interprets the mechanisms of this process, formulates a pedagogical ideal of the family upbringing in modern Russia.
Key words: family upbringing values, development of family upbringing values, trajectory of developing family upbringing values, mechanism of developing family upbringing values, regularities of developing family upbringing values, pedagogical ideal of family upbringing in modern Russia.
Л.О. Володина, канд. пед. наук, доц., докторант ФГНУ «Институт теории и истории педагогики» РАО, г. Москва, E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ КАК НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
В статье рассматривается закономерный характер развития ценностей семейного воспитания. В контексте культурологической парадигмы обосновывается способ концептуального упорядочения процесса развития ценностей семейного воспитания, с опорой на который структурируются, интерпретируются закономерности данного процесса, формулируется педагогический идеал семейного воспитания в современной России.
Ключевые слова: ценности семейного воспитания, развитие ценностей семейного воспитания, траектория развития ценностей семейного воспитания, механизм развития ценностей семейного воспитания, закономерности развития ценностей семейного воспитания, педагогический идеал семейного воспитания в современной России.
Обращение к ценностям семейного воспитания продиктовано признанием общественностью значимости роли семьи в современной жизни, так как при ее участии формируется иерархия общественных ценностей. Это подтверждается актуализацией аксиологической образовательной парадигмы, в рамках которой осуществляется поиск идеала национального воспитания. В такой ситуации особо значимым становится изучение данного вопроса в свете прозвучавшей в послании Президента РФ В.В. Путина к Федеральному собранию защиты традиционных ценностей, акцентирующей проблематику их устойчивости и изменчивости.
Институт семьи не остается неизменным. Ее динамику определяют два явления действительности - традиция и новация. Тема взаимосвязи накопленного опыта и социального творчества, усматриваемая в термине «развитие», становится востребованной в кризисные периоды развития общества, характеризующиеся сложностью и глубиной происходящих политических и социально-экономических потрясений, их масштабностью. В соответствии с научным тезисом В.И. Невской о процессуальном характере содержания обучения, единицами измерения которого является процесс, сопрягающийся с деятельностью [1, с. 12], ценности семейного воспитания, отражающие его цель и содержание в конкретное историческое время, следует рассматривать как процессуальный феномен, соответствующий пониманию необходимости актуализации таких ценностей как педагогической реальности.
Проблема развития изучаемых объектов в современных науках сопряжена с методом их теоретической стратегии - диалектикой, концентрирующей внимание на внутренней связи явлений. Диалектический метод как метод рационального познания бытия признанием универсальной законосообразности вещей позволяет раскрыть устойчивые зависимости процесса развития ценностей семейного воспитания, выявления на их основе закономерностей данного процесса.
Закономерный характер развития ценностей семейного воспитания определяется сущностью самой диалектической категории «развитие», ставящей перед исследователем вопросы: как происходит развитие (количественные и качественные изменения), почему оно совершается (действие противоположностей, требующее пространственно-временных границ его изучения), что получается в итоге. Философская интерпретация закономер-
ности как необходимой, существенной, постоянно повторяющейся взаимосвязи явлений реального мира, определяющей этапы и формы процесса становления и развития явлений действительности [2, с. 38], позволяет в педагогической науке подойти к качественной определенности педагогических явлений, пониманию их существенных свойств.
В данной ситуации научное осмысление проблемы развития ценностей семейного воспитания порождается необходимостью ее концептуального упорядочения, что видится возможным в рамках понятия «научно-педагогическая категория». С опорой на представленные в энциклопедических изданиях дефиниции «категория» и «научный» под научной категорией будем понимать основанное на принципе систематизации знание, приведенное в систему посредством теории, получившее обоснование в данной науке на конкретном историческом этапе ее развития, отражающее наиболее существенные связи явлений действительности.
Применение понятия научной категории к обозначенному вопросу ориентирует на изучение взаимосвязей данного педагогического явления с четким теоретическим обоснованием, позволяющим интерпретировать динамику и ею определяемые траекторию и механизм траектории развития ценностей семейного воспитания. Это представляется необходимым для постановки и решения прогностических образовательных целей в рамках управления процессом семейного воспитания, ставящим задачу оптимального учета закономерностей в практике регулирования таких педагогических процессов.
В системе научного управления главным звеном выступает планирование. Важная роль в этой системе принадлежит проектированию и составляет условие выработки концептуальных положений, способных улавливать наиболее общие тенденции развития, прогнозировать наступление тех или иных качественных изменений в отдельных сферах социальной жизни, в то же время являющихся общим результатом жизнедеятельности общества. Прогнозирование наряду со знанием закономерностей развития того или иного явления действительности предполагает знание тенденций их развития. Если закономерности (в педагогике) выражают существенные связи явлений действительности (педагогической), то тенденции их развития - предшествующие звенья этих связей. Изучение тенденций, определяющих действие закономерностей, в таком случае позволяет спрогно-