Научная статья на тему 'Современные тенденции кинопродюсирования в России'

Современные тенденции кинопродюсирования в России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1041
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНОИНДУСТРИЯ / FILM INDUSTRY / ПРОДЮСЕР / PRODUCER / ТЕНДЕНЦИИ / TENDENCIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Маслова Мария Валерьевна

В статье рассматриваются особенности функционирования института кинопродюсирования в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRENDS IN THE RUSSIAN FILM PRODUCING

Features of functioning of institute of film producing in modern Russia are considered in article.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции кинопродюсирования в России»

ф

^ Теория и история культуры

Примечания

1. Саами [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.norge.ru/ journey/arktic/saami.html

2. An introduction to the Sami people [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. — Электрон. дан. — URL: http:// boreale.konto.itv.se/samieng.htm

3. Союз саамов [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. — Электрон. дан. — URL:http://www.saamicouncil.net/

4. Куропяшник, М. С. Саамы: современные тенденции этносоциального и правового развития / М. С. Куропятник, А. И. Куропятник // Журнал социологии и социальной антропологии. — 1999. — Выпуск 4. Том II. — С. 87.

5. The Formation of the World Council oflndigenous Peoples [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. — Электрон. дан. — URL: www.eric.ed.gov/ERICWebPortal/recordDetail

6. Act of 12 June 1987 No. 56 concerning the Sameting (the Sami parliament) and other Sami legal matters (the Sami Act) [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. — Электрон. дан. — URL: http:/www.regjeringen.no/en/doc/ laws/Acts/the-sami-act.html?id=449701.

7. Dixon, J. Social Welfare with Indigenous Peoples / J. Dixon, R. Scheurell (eds.). — L. ; N.-Y. : Routledge, 2005.

8. История саами и норвежская политика в их отношении [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. — Электрон. дан. — URL: http:/norse.ru/pub/92.htm

9. Samediggi — Sametinget [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. — Электрон. дан. — URL: http://www. samediggi.no/artikkel.aspx?MId1=33

Ф

С

ОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ КИНОПРОДЮСИРОВАНИЯ В РОССИИ

УДК 778.5:351.854 М.В. Маслова

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматриваются особенности функционирования института кинопродюсирования в современной России.

Ключевые слова: киноиндустрия, продюсер, тенденции.

M.V. Maslova

Moscow State University of Culture and Arts

MODERN TRENDS IN THE RUSSIAN FILM PRODUCING

Features of functioning of institute of film producing in modern Russia are considered in article. Keywords: film industry, producer, tendencies.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (54) июль-август 2013 55-59 55

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 4 (54) июль-август ^

В киноиндустрии современной России все более активно заявляет о себе институт про-дюсирования. Кино- и телепродюсеры бесповоротно становятся «ключевыми фигурами, определяющими и даже диктующими направленность и основные векторы развития этих сфер» [1, с. 3]. Во многом именно они формируют репертуарную политику кино- и телевизионных проектов.

Продюсер в современном мире киноискусства — это особая специализация. «Кинопродюсер — это предприниматель, выбравший полем деятельности производство фильмов. Хороший продюсер — это человек, способный понять перспективу и потребности рынка и сочетать это понимание со знаниями в области управления производством и использованием ресурсов в расчёте на получение дохода» [2, с. 10].

Однако в современном процессе кинопро-дюсирования существует ряд проблем, не решив которые, возможность перспективного развития данного института будет ограничена. К таким проблемам следует отнести: невостребованность отечественного кино, неизученность предпочтений зрительской аудитории, нерациональность управленческих решений современных продюсеров.

Индустрия развлечений постоянно расширяется, и российское кино уже давно не является «важнейшим из искусств». За свою нишу среди современных форм досуга отечественный кинематограф вынужден вести ожесточённую борьбу с телевидением, видео и театром, музыкой и литературой, футболом и цирком, казино и ночными клубами. Кино — самое дорогое в производстве из зрелищ, и чтобы его содержать, общество должно быть богатым. Не способствует зрительскому интересу нестабильная экономическая ситуация, нездоровая политическая обстановка в стране.

В девяностые годы ХХ века произошло разрушение финансовой системы, потеря экономических связей, резкое сокращение кинопроизводства. Все это, и особенно слабый художественный уровень снимаемых фильмов, привело к катастрофическому падению

зрительской посещаемости. Сегодня возрождение кинематографа многие связывают с появлением и деятельностью профессиональных продюсеров. С момента своего возникновения российский институт кинопродюси-рования был ориентирован на очень важную миссию, которую старался исполнять по мере возможности на протяжении своего развития. Миссия эта заключалась «в налаживании связей зарождающегося русского кинематографа с национальной культурой» [1, с. 3]. Полагаем, что без такого основания он был бы абсолютно неконкурентоспособен на мировом рынке киноиндустрии.

От многих продюсеров можно услышать мнение, что научить продюсерству невозможно. А продюсерскими в некоторых киношколах мира факультеты называют для краткости или в угоду моде. По поводу про-дюсерского образования иронизируют сами продюсеры: «если в этой киношколе научат доставать деньги, мы станем её первыми учениками». И все как один заявляют, что продюсером надо родиться. Такая же формула и у режиссеров, которые отвечают так: режиссура — это не профессия, это образ жизни.

Основам и той, и другой профессии (как и любой другой, в принципе) нужно и можно учиться. Именно в киношколах и специализированных университетах будущие продюсеры должны получить те знания, которые, при определённой одарённости учащихся и постоянной занятности в профессии, разовьют в них продюсерский талант. Для становления в профессии необходимо пройти три стадии:

1) изучение зарубежного и отечественного опыта;

2) формирование собственных методов и приёмов;

3) практика продюсирования.

Только тогда можно ожидать подъёма российского кино на новый качественный уровень.

Продюсер — производитель, постановщик фильмов и владелец киностудии. Советских кинематографистов целые десятилетия уверяли, что продюсер — это делец. На заре кинематографа предприниматель занимал

^ Теория и история культуры

деньги и покупал киноаппарат с пленкой. Он был и оператором — сам стоял за камерой и руководил съемкой, и художником по костюмам, и директором картины, и бухгалтером. Получив из лаборатории копию готового фильма, он превращался в продюсера (производителя и владельца фильма), хотя этим его обязанности не исчерпывались. Он сам ездил по стране (как прокатчик), сам демонстрировал картину (как механик) и сам продавал билеты (как кассир). Двух главных профессий — драматурга и режиссера — еще не существовало. Драматург востребован не был, потому что снимались короткие документальные «сценки из жизни». Камера просто фиксировала происходящее, не пытаясь его как-то организовать. Вся работа режиссера-оператора заключалась только в выборе точки съемки для неподвижной камеры. Первой в мире игровой картиной стала комическая лента «Политый поливальщик» (1895). Зрителю понравилась лента, и скоро продюсер уже не мог «объять необъятное» и был вынужден нанимать помощников. Так появились прокатчики, показчики и кассиры.

Сюжеты постановочно усложнялись, увеличивались по времени и дорожали. Однако дело оказалось прибыльным, и в кинематограф стали приходить бизнесмены. Поскольку они пришли только с целью разбогатеть, а ручку аппарата крутить не хотели и не умели, то их главной задачей становилось продюсирование — рождение идеи, обеспечение финансирования, наем съемочной группы и аренда технической базы. Чем больше прибыли хотел продюсер, тем ответственней он подходил к решению задач, что и как снимать. Постепенно стало возрастать значение темы, жанра и режиссуры.

После распада Советского Союза наш кинематограф вынужден был выбрать новый путь, и этот путь, как видно из короткого постперестроечного отрезка новейшей российской киноистории, — продюсерский. Потянулись в продюсеры российские кинематографисты. С одной стороны, представители творческих профессий, с другой — киноорга-

низаторы и бизнесмены. Сегодня продюсер

— это профессия, которую опасаются, но и именно с ней многие связывают возрождение нашего кино.

Сейчас в учебниках и энциклопедиях можно найти точное определение профессии продюсера. Продюсер (англ. producer, от produce

— производить) в кинематографе — это доверенное лицо кинокомпании, осуществляющее идейно-художественный и организационно-финансовый контроль над постановкой фильма. Он также принимает активное участие в подборе актёров, технического персонала. Продюсерами бывают также режиссёры, актеры, сценаристы. Система продюсеров зародилась в конце 1910-х годов в Голливуде и стала естественным шагом к введению персональной ответственности за комплекс творческих, организационных и финансовых вопросов, без решения которых невозможны производство и прокат кинофильма.

Кроме того, сейчас существует разграничение деятельности между продюсерами кино, вследствие чего каждый из них получил своё наименование профессии и круг обязанностей.

Генеральный продюсер — создает условия для создания фильма. Инициирует, координирует и управляет вопросами увеличения бюджета, найма ключевого персонала и соглашений с дистрибьюторами. Генеральный продюсер участвует во всех стадиях создания фильма, от начала разработки до начала проката.

Исполнительный продюсер — в крупных проектах это обычно представитель или один из руководителей студии, хотя звание могут присвоить и просто крупному инвестору. Наблюдает за финансовыми, административными и творческими аспектами производства, но не участвует в технических. В небольших компаниях или независимых проектах исполнительным продюсером может называться создатель/сценарист.

Линейный продюсер — следит за бюджетом фильма и ежедневным производством.

Креативный продюсер — отвечает за творческую составляющую проекта: подбор твор-

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 4 (54) июль-август ^

ческой группы (режиссёр-постановщик, художник, сценарист, оператор, композитор и т.д.), осуществляет художественное руководство проектом.

В обязанности продюсера входит не только обеспечение финансирования, контроль за ходом работы по воплощению замысла и т.д., но и поиск идеи и личное творческое участие в создании фильма. Коммерческое будущее проекта во многом зависит от того, насколько оптимально продюсер выбрал его идею, а это очень непростая задача в условиях постоянно меняющего кинорынка. Наравне с режиссером продюсер должен определять идеологию фильма, его творческие и производственные параметры, поскольку именно он несет ответственность за обеспечение проекта необходимыми финансовыми и иными ресурсами.

Уже на стадии подготовки постановочного проекта продюсер должен «увидеть» готовый фильм. Конечно, результат не всегда может в точности соответствовать ожиданиям, но в этом и заключается одна из основных задач продюсера — сделать зазор между желаемым и готовым фильмом минимальным. Поэтому на плечи продюсера также ложатся оценка сценария, экспертная оценка зрительских, художественных достоинств и экономических параметров на стадии разработки проекта, затем формирование команды, выбор тактики производства фильма, его проката, рекламы, контроль съемочного процесса, а в случае необходимости и окончательный монтаж.

Безошибочно выбрав идею, сценарий, режиссера, актеров, продюсер превращается в дирижера созданного им коллектива, каждый участник которого ведет свою партию. Большое значение при этом имеет такое качество продюсера, как коммуникабельность, умение находить общий язык с людьми. Продюсер должен быть хорошим психологом и искусным дипломатом. Современные представители этой профессии в один голос говорят, что перед началом съемок они подробно обсуждают с режиссером будущий фильм, чтобы понять, насколько одинаково они

видят картину, общая ли у них цель.

«Если есть взаимное понимание, — утверждает известный продюсер В. Тодоровский, — единое восприятие материала, если нам нравится в этом проекте одно и то же, тогда все нормально. В мелочах мы можем идти на компромиссы по отношению друг к другу ... Больше ничего не надо. Не надо давить, учить, переделывать, назначать кого-то другого. Продюсеры, которые пытаются это делать, обречены. Они идут на конфликт, ни к чему хорошему не приводящий, не помогающий делу, а только ему вредящий» [3].

Основные усилия в работе продюсера должны приходиться на начало работы, когда выбирается проект, и ближе к финалу, когда появляется первая монтажная сборка, а фильм стремительно приобретает свою окончательную форму. Продюсер не должен активно вмешиваться в рутинный процесс самого производства — это задача съемочной группы.

Основная цель продюсера — эффективное продвижение фильма любыми способами, обеспечение его экранной жизни. Продюсер должен отслеживать выход на экран подобных по жанру и качеству конкурентных кинопроизведений, иначе трудно будет избежать потерь в первые, самые показательные и доходные дни проката.

Функциональный круг задач продюсера достаточно широк. В хорошем продюсере необходимо сочетание природного таланта, широкого круга знаний, интуиции, универсальных коммуникативных возможностей и большого опыта.

Именно продюсер берет на себя главную ответственность за кинопроизводство, выполняя большое количество различных функций. В настоящее время существующий Общероссийский классификатор должностей не отражает в полной мере специфику продюсерской деятельности. В связи с этим очевидна необходимость четкого определения профессиональных характеристик, должностных обязанностей и стандартизации различных видов продюсерской деятельности.

ф

^ Теория и история культуры

Примечания

1. Косинова, М. И. Институт кинопродюсирования в России как феномен отечественной культуры : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 24.00.01 / Косинова Марина Ивановна. — Москва, 2005. — 26 с.

2. Криштул, Б. Кинопродюсер / Б. Криштул. — Москва : Российский фонд культуры, Русская панорама, 2000. — 336 с.

3. Тодоровский, В. Любое кино хорошо, кроме скучного / В. Тодоровский // СК-новости. — № 17—18 (180—181). — 26.11.2003.

С

ОВРЕМЕННАЯ ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ АРТ-ПРАКТИКА В КОНТЕКСТЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ АКСИОЛОГИИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

УДК 008:1-027.21 А. А. Медведев

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматриваются предпосылки к исследованию проблемы эстетической ценности постмодер-нистких арт-практик. Такой подход к этой проблеме вызван особенностями этого феномена и противоречивым отношением к нему: считается, что большинство арт-объектов постмодернизма не имеет эстетической ценности, однако арт-практики предполагают их эстетическое восприятие, которое носит оценочный характер.

Ключевые слова: эстетическая ценность, средство коммуникации, конвенция, эстетическая точка зрения, коммерческая стоимость, система искусства, эстетический вкус.

A. A. Medvedev

Moscow State University of Culture and Arts

MODERN POSTMODERN ART PRACTICE IN THE CONTEXT OF AESTHETIC AXIOLOGY: STATEMENT OF A PROBLEM

The assumption to the research of the problem of aesthetic value in post-modern art is reviewed in this article. Such approach to the problem is caused by the features of this phenomenon and contradictory attitudes to it: most of the post modern art pieces haven't aesthetic value, but this art means it aesthetic perception, which is an evaluation.

Keywords: aesthetic value, communications medium, convention, aesthetic point of view, commercial value, art system, aesthetic taste.

Сегодня достаточно распространенным яв- ется? Так ли это? В чем тогда заключается ляется мнение, что большинство произве- ценность арт-объекта? Попытаемся обозна-дений современного искусства не обладает чить несколько аспектов этой проблемы. эстетической ценностью. Почему так счита- Прежде всего, такая точка зрения сфор-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (54) июль-август 2013 59-62 59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.