Научная статья на тему 'Современные тенденции и стратегии преподавания в системе повышения квалификации сотрудников ОВД'

Современные тенденции и стратегии преподавания в системе повышения квалификации сотрудников ОВД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
386
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАДИГМА / СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНАЯ ПЕДАГОГИКА / СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНАЯ ПЕДАГОГИКА / АНДРАГОГИКА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ДИАЛОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / АВТОРИТАРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / PARADIGM / SUBJECT-OBJECT PEDAGOGY / SUBJECT-SUBJECT PEDAGOGY / ANDRAGOGY / CAREER ENHANCEMENT TRAINING / TEACHING STRATEGIES / COGNITIVE INTEREST / DIALOGUE COMMUNICATION / AUTHORITATIVE COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баева Екатерина Владимировна

Рассматриваются тенденции и стратегии преподавания в системе повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел. Проанализированы действующие педагогические модели, определены эффективные стратегии преподавания в контексте обучения взрослых в интересах совершенствования системы повышения квалификации в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contemporary Tendencies and Strategies of Teaching in the System of Career Enhancement Training of Law Enforcement Officers

The modern tendencies and teaching strategies in the system of career enhancement training of law enforcement officers are in the focus. The article analyses modern pedagogical models, effective teaching strategies used for teaching adults, which aim at improving the system of advanced training in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции и стратегии преподавания в системе повышения квалификации сотрудников ОВД»

УДК 378

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ ОВД

Е. В. Баева

Рассматриваются тенденции и стратегии преподавания в системе повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел. Проанализированы действующие педагогические модели, определены эффективные стратегии преподавания в контексте обучения взрослых в интересах совершенствования системы повышения квалификации в современных условиях.

Ключевые слова: парадигма, субъект-объектная педагогика, субъект-субъектная педагогика, андрагогика, повышение квалификации, стратегии преподавания, познавательный интерес, диалогическая коммуникация, авторитарная коммуникация.

В ходе реформирования Министерства внутренних дел Российской Федерации актуальной проблемой является увеличение доли сотрудников с профильным образованием. В связи с этим одним из главных условий для поступления на службу в МВД России стало юридическое образование кандидата. Поэтому руководство МВД России уделяет особое внимание процессу обучения сотрудников полиции, требуя, чтобы подготовка современных квалифицированных кадров велась в форме непрерывных тренингов, деловых игр, анализов конкретной ситуации, обеспечивающих практическую направленность. Необходимо учитывать и динамику социальной жизни, что заставляет пересматривать методику обучения, адаптируя ее под современные условия и требования.

С учетом этих решений кардинально возрастает не только нагрузка на преподавательский состав образовательных учреждений системы МВД России, но и их личная ответственность за качество переподготовки сотрудников правоохранительных органов

В связи с этим становится актуальным вопрос о тенденциях и стратегиях преподавания в системе повышения квалификации в новых условиях. Целями данной статьи являются рассмотрение существующих стратегий преподавания как педагогической деятельности и обоснование наиболее подходящей для системы повышения квалификации стратегии. В настоящее время в сфере образования произошла смена парадигмы — системы представлений, основных концептуальных установок, характерных для определенного этапа развития науки, культуры, цивилизации в целом.

Анализу этих парадигм в интересах совершенствования системы повышения квалификации в современных условиях и посвящено настоящее исследование.

Ранее повсеместно была распространена субъект-объектная педагогика, основные черты которой:

— преподавание готовых истин;

— передача информации;

— ориентация на усредненного обучаемого;

— отсутствие постоянной, системной обратной связи;

— оценочная деятельность, закрепленная за педагогом.

Позиция педагога была «вне учебного процесса». Многие помнят обучение в вузе, когда преподаватель под диктовку начитывал материал, а студенты, даже не включая мышления, автоматически записывали готовые истины, при этом, возможно, думали о том, как успеть записать излагаемый материал. И вряд ли возможно в ходе трехдневной самоподготовки во время сессии даже путем интенсивного «мозгового штурма» воспроизвести незаписанные пояснения!

В современном преподавании на смену пришла парадигма субъект-субъектной педагогики. Суть ее заключается в том, что преподаватель может изменить свою позицию, в стимулировании обратной связи, постоянном мониторинге как освоения содержания, так и верности выбранных форм и методов обучения, в ориентации педагога на понимание, а не на передачу информации, в учете индивидуальных способностей обучающегося, в преобладании самооценки и оценки со стороны группы. Педагог здесь внутри процесса, он — одно из действующих лиц.

Следует учитывать, что категория обучающихся слушателей — нередко взрослые люди, сформировавшиеся личности. Подход к обучению этой категории имеет свои отличия. В педагогической психологии есть такое направление, как андрагогика (теория обучения взрослых).

Различия педагогической и андрагогической моделей обучения представлены на схеме Б. Б. Айсмон-таса ', где авторитарная коммуникация выражает суть педагогической модели, а диалогическая коммуникация — андрагогической (рис.).

Обучать — значит прививать навыки, знания, отношения и ценности, т. е. преподаватель что-то меняет в обучаемом, говорит, показывает и направляет слушателей. Он пользуется не только своими навыками и знанием, но и вспомогательными материалами (презентации, компьютерные программы), людскими ресурсами, а также талантом самих учеников.

Обучение на курсах повышения квалификации дает возможность слушателям в кратчайший срок приобрести навыки, основанные на обобщении практического опыта значительного количества подразделений и отдельных сотрудников (опора на практическое применение в профессиональной деятельности). Когда мы даем слушателям возможность активно участвовать

в процессе их обучения, эффект предоставления возможностей способен весьма положительно сказаться на их достижениях, поведении и ценностях.

Одной из важнейших особенностей системы повышения квалификации является предоставление учащимся информации, обучение стратегии обучения и помощь в развитии чувства собственных возможностей, которые сопровождают осознание того, что ты компетентен.

Стратегии современного преподавания способствуют самопознанию учащихся, эти стратегии должны быть основаны на том, что учащийся — активный исследователь, а не пассивный получатель информации 2.

Еще одной проблемой является обучение неординарных слушателей (с разным уровнем подготовленности), которые требуют индивидуального подхода; при этом работать с ними надо не индивидуально, а на общих занятиях (включенное обучение).

Такая ситуация нередка в учебных группах образовательных учреждений системы МВД, поэтому к каждому учебному занятию следует подходить тщательно, учитывая специальные технологии преподавания:

— ориентацию на четко и детально определенные цели обучения;

— целесообразный отбор воспитательно-дидактических средств;

— наличие однозначных правил их использования, исключающих педагогическую неудачу.

Первейшая задача преподавателя в системе повышения квалификации — формирование познавательного интереса как основного мотива учебной деятельности. Познавательный интерес — это эмоционально окрашенное интеллектуальное отношение субъекта познавательной деятельности к объекту познания, проявляющееся как его мыслительная активность в части теоретического проникновения в сущность познаваемого в целях достижения полноты ориентирования в нем. Этот интерес прослеживается в отношении личности (субъекта) к объекту своей деятельности, а в учебной деятельности — к учебному предмету. Данное отношение интеллектуальное, оно содержится в мыслительных действиях. При наличии интереса эти действия имеют эмоциональную окраску, которая выражена тем ярче и положи-тельнее, чем успешнее идет познавательная деятельность. При наличии интереса все мыслительные действия активные 3. Таким образом, наличие или отсутствие познавательного интереса у слушателей как мотива учебной деятельности может указывать преподавателю на необходимость в корректировании методики и содержания учебного занятия. Интерес может вызывать и личность преподавателя. Нередки случаи, когда преподаватель, умело пользуясь этим, переносит интерес к своей личности на учебный предмет.

Безличный характер

Сокрытие чувств

Аксиоматическое

содержание

Монофония

Без уче та индивидуальных особенностей учащихся

Характеристика текста

Коммуникативное

пространство

Способы организации коммуникативного пространства

Открытое предъявление собственного мнения

Дискуссионный характер содержания

Открытая жестикуляция,

Невербальное один пространственный

поведение уровень

Рис. Сравнительная характеристика авторитарной и диалогической коммуникации

В любом случае стратегия педагогического воздействия на слушателей у каждого преподавателя разная. Н. А. Аминов 4 на основе результатов многочисленных эмпирических наблюдений в России и за рубежом выделяет существование различий в стратегиях и тактиках преподавателей, ориентированных «на развитие» и «на результативность» обучающихся.

Преподаватели, ориентированные «на развитие», сравнительно чаще обращают внимание на изменчивые факторы учебных достижений; преподаватели, ориентированные «на результативность», больше внимания уделяют устойчивым факторам достижений в обучении. Многочисленные исследования доказывают влияние ориентации педагога на развитие мотивов учения слушателей. Лонгитюдное исследование в училищах на протяжении последнего (пятого) года обучения показало, что группы преподавателей, ориентированных «на развитие», характеризуются меньшей выраженностью мотива неудачи и экзаменационной тревожно-

сти, а также большим интересом к учебным предметам. Кроме того, обучающиеся этих групп в среднем считали себя более прилежными и одаренными, чем это наблюдалось у слушателей, чьи преподаватели были ориентированы на «результативность».

В последнем случае построение занятий было направлено на оценку одаренности обучаемых, которая совпадала с фактическими показателями выполнения тестов на интеллект. Сами обучающиеся также объясняли достижения в учебе своих коллег по группе, главным образом, уровнем их способностей.

Результаты изучения влияния ориентации педагога на характер дидактической коммуникации хорошо иллюстрируют выбор содержания, форм и методов обучения, зависимость отношения педагога к учащимся от того, какую норму — индивидуальную (ориентация «на развитие») или социальную (ориентация «на результат») — принимает педагог при оценке своих или чужих достижений.

Существование двух крайних типов преподавателей было подтверждено данными эмпирических исследований Д. Райнса, который обозначил эти типы как «тип Х» и «тип Y» соответственно. Преподаватель, ориентированный «на развитие» («тип Х»), стремится прежде всего развивать личность, опираясь на эмоциональные и социальные факторы, придерживается гибкой программы, не замыкается на содержании изучаемого предмета. Ему свойственны непринужденная манера преподавания, индивидуальный подход, искренний, дружеский тон общения. Этот «тип Х» преподавателей как нельзя лучше психологически совместим с андрагогической моделью обучения, с диалогической коммуникацией.

Его антипод отчужден, эгоцентричен, сдержан. Преподаватель, ориентирова нный «на результат» («тип Y»), заинтересован только в умственном развитии учащихся, придерживается содержания изучаемой программы. Он действует по детально разработанной программе, предъявляет высокие требования к учащимся и строго проверяет усвоенный материал. Держится такой педагог отчужденно, подход к обучаемым у него сугубо профессиональный. «Тип Y» отождествляется с педагогической моделью обучения, или авторитарной коммуникацией.

В ходе анализа результатов рассмотрения существующих стратегий преподавания мы пришли к выводу, что существуют два крайних типа преподавателей, сходных в определении предмета (обучения и воспитания), но резко отличающихся по целям и функциям («развитие» и «результативность»). Различия в целях и функциях педагогической деятельности служат основанием для выбора педагогами дидактических техник и стратегий обучения, а также формы и содержания дидактической коммуникации (авторитарной или диалогической). Таким образом, мы выделили две модели стиля преподавателя, которые отражают направленность его личности. Можно сказать, что ярко выраженный тот или иной педагогический стиль является показателем высокого уровня педагогического мастерства, поскольку свидетельствует о том, что педагог смог выработать собственную систему педагогических средств и способов воздействия на учащихся, дающую высокие результаты в процессе их обучения и воспитания в соответствии со своей установкой.

Таким образом, анализ смены парадигм показал, что в настоящее время оптимальным стилем преподавания в системе повышения квалификации является ориентация «на процесс», «на развитие».

За короткий срок пребывания на курсах повышения квалификации сложно требовать сиюминутных результатов и стопроцентную успеваемость, так как цель такого обучения имеет практическую направленность и подразумевает наличие сформированных на-

выков и умений сотрудников в их профессиональной деятельности. Сотрудникам, приезжающим на повышение квалификации, важно узнать новое для их деятельности, что способствовало бы их профессиональному развитию. В этой ситуации ориентация «на развитие» может зародить познавательный интерес к учебному предмету, который невозможно представить слушателям в полной мере за короткий срок. Данная стратегия призвана пробудить в учащихся активный интеллектуальный интерес, который в дальнейшем найдет свое продолжение в самообразовании.

1 Айсмонтас Б. Б. Педагогическая психология: схемы и тесты : учеб. пособие. М., 2006. 182 с.

2 Лефрансуа Г. Прикладная педагогическая психология. 10-е изд. СПб., 2003. 24 с.

3 Бадмаев Б. Ц. Психология в работе учителя : в 2 кн. М., 2000. Кн. 1 : Практическое пособие по теории развития, обучения и воспитания. 177 с.

4 Аминов Н. А. Диагностика педагогических способностей : учеб. пособие. Москва-Воронеж, 1997. 34 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.