Научная статья на тему 'Современные тенденции и развитие рынка молока и молочной продукции'

Современные тенденции и развитие рынка молока и молочной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6051
488
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК МОЛОКА И МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ / МОЛОЧНАЯ ОТРАСЛЬ / СПЕЦИФИКА / АССОРТИМЕНТ / СБЫТ / КАЧЕСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / MILK AND DAIRY PRODUCTS MARKET / DAIRY INDUSTRY / SPECIFICITY / RANGE / DISTRIBUTION / QUALITY / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефименко Александр Васильевич

Обеспечение населения Республики Беларусь молочными продуктами является главной задачей молочного подкомплекса. Имеющийся потенциал и опыт развития отрасли не только делают возможным обеспечение потребностей населения внутри республики, но и способствуют осуществлению экспортно ориентированного производства. Исследование сложившегося состояния и направлений развития молочной отрасли, промышленной переработки молока и сбыта конечной продукции способствует обоснованию и выработке рекомендаций по адаптации организаций молочной промышленности к рыночным условиям хозяйствования и насыщения внутреннего и внешнего рынков молочной продукцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Milk and dairy products market: current trends and development

To provide the population of the Republic of Belarus with dairy products is the main concern of dairy sub-complex. The present branch capacity and experience make it possible not only to meet the needs of the population within the country but also contribute to the implementation of export-oriented production. Investigation of dairy industry prevailing conditions and development trends, commercial milk processing and marketing of end products contributes to the substantiation and working out of recommendations for adaptation of the dairy industry to market-sufficient conditions of economic activity and supplying of home and foreign markets with dairy products.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции и развитие рынка молока и молочной продукции»

УДК 339:637.12

А.В. Ефименко

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И РАЗВИТИЕ РЫНКА МОЛОКА И МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ

Обеспечение населения Республики Беларусь молочными продуктами является главной задачей молочного подкомплекса. Имеющийся потенциал и опыт развития отрасли не только делают возможным обеспечение потребностей населения внутри республики, но и способствуют осуществлению экспортно ориентированного производства. Исследование сложившегося состояния и направлений развития молочной отрасли, промышленной переработки молока и сбыта конечной продукции способствует обоснованию и выработке рекомендаций по адаптации организаций молочной промышленности к рыночным условиям хозяйствования и насыщения внутреннего и внешнего рынков молочной продукцией.

Рынок молока и молочной продукции, молочная отрасль, специфика, ассортимент, сбыт, качество, эффективность.

Введение

Молочной отрасли Республики Беларусь как части продуктового подкомплекса пищевой промышленности необходимо решать многие задачи, основные из которых связаны с необходимостью: дальнейшего укрепления собственного производства продукции на основе динамичного развития агропромышленного комплекса в целях снабжения населения молочными продуктами, промышленности -сырьем в объемах, необходимых для экономического роста, увеличения экспорта при сокращении до рационального уровня импорта продовольственных товаров; оптимизации объемов производства и переработки молока; пропаганды в области здорового и безопасного питания; увеличения конкурентоспособности продукции, что позволит значительно расширить экспортные возможности предприятий республики, повысить доверие к ним на международном рынке; достижения устойчивого развития молочной отрасли в системе перерабатывающей промышленности АПК; создания безотходных производств с глубокой и комплексной переработкой молока; интеграции молочной промышленности Республики Беларусь в международное сообщество.

Республиканская программа развития молочной отрасли в Республике Беларусь на 2010-2015 годы предусматривает рост валового производства молока до 10 млн тонн (в 2009 году в Беларуси было произведено около 5,6 млн тонн молока). Большую часть дополнительных объемов молока, которые будут получены в ходе реализации программы, планируется в виде молочных продуктов поставлять на экспорт. Перед молочной отраслью Беларуси стоит задача увеличить численность поголовья коров в 2015 году до 1,6 млн голов (на 21 % больше по сравнению с 2010 годом). Поставки молочного сырья перерабатывающим организациям возрастут до 9 млн тонн (на 74,7 %). Планируется построить 875 молочнотоварных ферм. В 2015 году производственные мощности по переработке молока достигнут 9,2 млн тонн в год, в том числе по выпуску сыров - 203 тыс. тонн, масла - 180 тыс. тонн, сухих молочных продуктов (жирного и обезжиренного сухого молока, сухой сыворотки) - 300 тыс. тонн, цельномолочной продукции в пересчете на молоко - 2 млн тонн

(в том числе продукции для детского питания -43 тыс. т). Эффективность производства молока на фермах будет достигнута за счет снижения трудовых затрат в 2,2 раза, увеличения производительности труда в 2,1 раза, сокращения расходов кормов на 8,7 %, а также улучшения качества молока.

По результатам реализации программы внутренний рынок потребления молочных продуктов будет полностью удовлетворяться за счет собственного производства. В 2015 году 41 % молочной продукции предусматривается реализовать на внутреннем рынке, 59 % - экспортировать. Экспортные объемы молочной продукции в финансовом выражении возрастут до $2,65 млрд (в 2009 году они составляли $1 млрд). Окупаемость вложений в строительство молочно-товарных ферм в среднем достигается за 18 лет. Расчетный срок окупаемости инвестиций, вложенных в перерабатывающую промышленность, составляет около 4-5 лет.

В соответствии с концепцией развития молочного скотоводства на 2015-2020 годы планируется довести годовой объем производства молока в сельскохозяйственных и иных организациях (их филиалах) до 12,5 млн тонн. Удой молока от коровы в среднем по республике составит 7 тыс. кг, что больше на 850 кг к планируемому уровню 2015 года. Численность коров дойного стада к концу 2020 года будет стабилизирована на уровне 1,6-1,7 млн голов.

Целью исследований является разработка научно-методологических основ формирования и эффективного развития рынка молока и молочной продукции Республики Беларусь и России, а также механизма его реализации.

Объекты и методы исследований

Объектом исследования являются организации молочной промышленности и их подразделения, молокоперерабатывающие организации различных форм собственности и хозяйствования. Основными методами исследования являются: метод средних величин, монографический, метод сравнительного анализа, детерминированный факторный анализ.

Результаты и их обсуждение

Рынок молока и молочных продуктов - один из важных сегментов продовольственного рынка страны. Это определяется значимостью молока и молочных продуктов в питании населения. Являясь источником полезных веществ широкого спектра действия в рационе человека, молочные продукты легко перевариваются и хорошо усваиваются организмом. Ввиду высокой питательной ценности молочных продуктов их потребление должно быть достаточным как относительно норм рационального питания, так и разнообразного выбора товара и ассортимента [1].

Удельный вес организаций молочной промышленности в составе пищевой промышленности Республики Беларусь составляет свыше 30 %, что обусловливает важность исследования ситуации в данной отрасли.

Рассматриваемый рынок представляет систему экономических отношений между всеми субъектами молочного подкомплекса - производителями сырья и конечной продукции, организациями инфраструктуры, потребителями. Относится к числу сегментов, в которых продовольственные ресурсы не только формируются за счет собственного производства, но и определяют специализацию АПК республики во внешнеторговой деятельности. Несмотря на кажущуюся обособленность и замкнутость, рассматриваемый рынок как одна из важнейших структурных составляющих находится во взаимосвязи и взаимозависимости со всем продовольственным комплексом, определяя как сбалансированное функционирование внутреннего рынка, так и степень решения продовольственной проблемы в целом, а соответственно и уровень продовольственной безопасности государства.

Рынок молока и молочной продукции является одним из важнейших элементов рынка продовольствия Республики Беларусь. Значимость данного рынка обусловлена важностью молока и молочных продуктов в рационе питания человека для его полноценного развития. Значение рынка молока для национальной экономики определяется удельным весом отрасли в валовом производстве сырья и продовольствия, количеством занятых в молочном подкомплексе, прибылью от экспорта на внешние рынки.

Рынок молока и молочной продукции имеет ряд специфических особенностей, присущих рынку продуктов питания в целом. Эти особенности заключаются в следующем:

- первостепенное значение молочной продукции в удовлетворении основных жизненных потребностей человека;

- зависимость от природно-климатических условий, переплетение производственно-экономических процессов с природно-биологическими;

- сезонность производства и реализации, которая обусловливает неравномерное использование рабочей силы и техники, многих материальных ресурсов, а также неравномерное поступление доходов;

- ограниченность предложения сырья для производства готовой молочной продукции;

- высокий удельный вес трудовых затрат в структуре цены;

- существование большого количества производителей однотипной молочной продукции;

- наличие большого количества посредников в продуктовой цепи между производителем и потребителем готовой продукции, а также зависимость качества конечного продукта от сроков и условий хранения, транспортирования и реализации.

Доля молока и молокопродуктов в структуре потребляемых населением продуктов (по калорийности) в последние годы существенно не изменилась и составляет 25-30 %. При стабильном росте покупательной способности населения, снижении общей калорийности рациона питания, недостаточном потреблении мяса в республике (69 кг, или 86 % нормативного уровня) эту тенденцию нельзя считать позитивной. В то же время, несмотря на устойчивую отрицательную динамику, Республика Беларусь отличается среди стран СНГ более высоким уровнем потребления молока в расчете на душу населения.

Ассортимент вырабатываемой в Республике Беларусь молочной продукции включает более 1000 наименований, в том числе масла - 30, сыров - более 160, цельномолочной продукции - более 500 наименований. Молочная промышленность Беларуси включает 16 молочных комбинатов (не считая 16 филиалов), 18 молочных заводов (включая 2 филиала), 16 маслосырзаводов (включая 1 маслосырбазу и 2 филиала), 7 молочно-консервных заводов (включая 2 филиала), 9 сырзаводов (включая 1 сыркомбинат и 2 филиала), 4 маслодельных комбината (включая 1 маслодельный завод и 1 филиал), 3 завода по производству сухого обезжиренного молока, 3 фабрики мороженого и 37 других организаций по производству молока и молочных продуктов. Производственные мощности по переработке молока в среднем на одну организацию составляют 210 тонн в смену, суммарная мощность - 5 млн тонн в год.

Уровень использования среднегодовой мощности промышленных организаций по выпуску цельномолочной продукции в Республике Беларусь и России представлен на рис. 1.

100 90 80 70

§50

Ц40

§30 20 10 0

1991 1995 2000 20р<4д2005 2006 2007 2008 2009

Рис. 1. Уровень использования производственных мощностей по выпуску цельномолочной продукции организациями Республики Беларусь и России [3]

Проведенные исследования показали, что наблюдается постепенный рост уровня использования производственных мощностей по выпуску цельномолочной продукции (в пересчете на молоко) как в Республике Беларусь, так и в России. Однако уровень использования производственных мощностей по выпуску цельномолочной продукции органи-зациями Республики Беларусь выше, чем в России, что обусловлено

поддержкой государства перерабатывающих отраслей АПК, их техническим перевооружением, созданием наилучших условий для более эффективного функционирования молочных организаций. Наращивание производственных мощностей приводит к росту объема выпуска молочной продукции, а соответственно и к наиболее полному удовлетворению потребностей населения в молочных продуктах питания.

Производство отдельных

По данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, производство молочной продукции в республике составляет

4,6 млн тонн в год, потребление - 2,245 млн тонн в год. Производство отдельных видов молочной продукции представлено в табл. 1.

Таблица 1

видов молочной продукции*

Наименование 2000 год 2001 год 2002 год 2003 год 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год Темп роста, %

Масло из коровьего молока, тыс. т 65,1 66,7 65,1 64,3 81,6 85 87,6 82,3 98,8 116,1 178,3

Цельномолочная продукция в пересчете на молоко, тыс. т 954 963 906 927 992 1122 1282 1326 1370 1353,5 141,9

Жирные сыры (включая брынзу), тыс. т 41 47,8 45,4 52,6 65,1 82,3 101 110 127,9 133,9 326,6

*Данные Минсельхозпрода Республики Беларусь, расчеты автора

Проведенные исследования показали, что в 2009 году по сравнению с 2000 годом производство цельномолочной продукции увеличилось на 41,9 %, масла - на 78,3 %, жирных сыров - на 226,6 %.

Динамика производства цельномолочной продукции (в пересчете на молоко) и масла животного по Республике Беларусь и России представлена на рис. 2 и 3.

Эффективность работы организаций молочной промышленности определяется уровнем использования сырьевых ресурсов, затратами на выпуск про-

дукции и выручкой от ее реализации. Важнейшими показателями, характеризующими эффективность использования производственных ресурсов данных организаций, являются выпуск товарной продукции из тонны перерабатываемого сырья, полученная прибыль и рентабельность.

Реализация молока и молочной продукции в Республике Беларусь по рынкам сбыта приведена в табл. 2.

Н 1991 1995 2000 2004 2005 2006 2007 2008 2009

О

2 год

н

8 Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко), тыс. т. Беларусь I Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко), тыс. т. Россия

800

600

400

200

О

ГРРГГГГГГ

И 1991 1995 2000 2004 2005 2006 2007 2008 2009

0

3 год

н

1 Масло животное, тыс. т. Беларусь I Масло животное, тыс. т. Беларусь

Рис. 2. Производство цельномолочной продукции, тыс. т [4]

Рис. 3. Производство масла животного, тыс. т. [4]

Таблица 2

Объемы продаж молока и молочной продукции по рынкам сбыта, 2009 год*

Наименование продукции Объем продаж, тыс. тонн Удельный вес, %

всего внутренний рынок внешний рынок внутренний рынок внешний рынок

Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко), тыс. тонн 1353,5 1143,4 210,1 84,5 15,5

Масло животное, тыс. тонн 116,8 30,8 86 26,4 73,6

Сыры жирные (включая брынзу), тыс. тонн 133,8 32,2 101,6 24,06 75,94

Данные Минсельхозпрода Республики Беларусь, расчеты автора.

Из данных, приведенных в табл. 2, видно, что наибольший удельный вес на внутреннем рынке занимает реализация цельномолочной продукции (в пересчете на молоко) - 84,5 %. Наибольший удельный вес экспорта молока и молочной продукции приходится на российский рынок: масло животное -

73,6 %, сыры жирные - 75,94 %.

Необходимо отметить, что данную продукцию в Россию поставляют более 60 организаций молочной отрасли Беларуси. Существующий технический и технологический уровень организаций молочной промышленности позволяет полностью обеспечить эффективную переработку сырья, расширить ассортимент, повысить качество и конкурентоспособность производимой молочной продукции [2].

Биржевая торговля является фактором, значительно влияющим на выявление реальных рыночных цен, страхование торговых операций, укрепление связей между производителями и потребителями молочной продукции, увеличение финансовых средств, инвестируемых в сельское хозяйство. На постоянной основе проводятся биржевые торги сухим обезжиренным молоком (СОМ), сливочным маслом, сыром, техническим казеином для промышленных целей, сухим цельным молоком, сухой молочной сывороткой, молочными консервами, творогом. Всего в 2009 году на биржевых торгах было продано 10,8 тыс. т СОМ на 30,6 млн USD, что в натуральном выражении меньше, чем в 2008 году, в 3,8 раза (в стоимостном выражении меньше в 3,4 раза).

Объем сухого обезжиренного молока, реализованного на биржевых торгах, в динамике за 20072009 годы отражен на рис. 4.

180

140

120

80

60

40

20 1

0- Н гт^

2007 год 2008 год 2009 год

□ млн ШБ ■ тыс. т

Рис. 4. Объем сухого обезжиренного молока, реализованного на биржевых торгах [5]

Экспорт сливочного масла за 2008 году составил 44,8 тыс. т, из них в Россию - 42,3 тыс. т, или 94,4 %, в Казахстан - 1,4 тыс. т, или 3 %. За 2009 год произошло снижение реализации сливочного масла в 4,8 раза по сравнению с 2008 годом и составило 7,1 тыс. т, что привело к снижению выручки от реализации в 4,3 раза, которая составила 57,2 млрд руб. Объем сливочного масла, реализованного на биржевых торгах, отражен на рис. 5.

150

100

50

О ^ш---------------.------™—

2008 год 2009 год

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ млнШВ Итыст

Рис. 5. Объем сливочного масла, реализованного на биржевых торгах [5]

Необходимо отметить, что средневзвешенные цены на сыр на биржевых торгах изменялись в зависимости от марки производителя. Например, продукция фирм «Бабушкина крынка» и «Молочный мир» пользовалась повышенным спросом и сбывалась на биржевых торгах по ценам выше, чем аналогичный товар других производителей. Экспорт сыров за 2008 год составил 63,5 тыс. т, причем почти весь объем (99,8 %) был экспортирован в Россию. За 2008 год в масштабе экспорта сыра доля биржевых объемов составила 47 % (в I полугодии 2008 года - 48 %). В 2009 году в биржевых торгах сыром отмечается та же тенденция, что и при реализации других молочных продуктов. Снижение продаж сыра произошло в 7,6 раза по сравнению с аналогичным периодом и составило 3,9 тыс. т. Объем сыра, реализованного на биржевых торгах за 20082009 годы, отражен на рис. 6.

20 08 год 2 009 год

ПмлниББ ■ ты с т

Рис. 6. Объем сыра, реализованного на биржевых торгах [5]

Всего в 2008 году на биржевых торгах было продано 10,02 тыс. т казеина на 77,09 млн USD. Значительные объемы были направлены в Польшу (48 %) и Германию (38 %). В 2009 году снизился объем продаж в 2,8 раза в натуральном выражении и составил 3,6 тыс. т (рис. 7).

200”год 2008 год 2009 год

ГОД

ВмлнТТЯТ) Итыс т

Рис. 7. Объем казеина, реализованного на биржевых торгах [5]

Основная причина снижения объемов биржевых сделок - предоставление юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям права реализации на экспорт СОМ, технического казеина, сливочного масла, сыров без участия в биржевых торгах.

Новый порядок ввоза в Российскую Федерацию молочной продукции из Беларуси предусматривает, что поставки продукции будут разрешены только тем компаниям, которые были аттестованы российскими и белорусскими специалистами и по итогам этой аттестации получили право на экспорт. По данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Россельхознадзор аттестовал 47 молочных организаций Беларуси.

Незначительное количество белорусской продукции на рынках российских регионов объясняется отсутствием эффективной товаропроводящей сети. При создании торговых домов в регионах России следует предусматривать обязательное участие в составе учредителей товаропроизводителей с обеих сторон, а также банков и других кредитнофинансовых структур, страховых компаний. Целесообразно отработать новые подходы в сфере торговли с Россией, одним из которых может быть создание оптовых рынков по продаже белорусской продукции в регионах России.

В 2010 году Беларусь планирует увеличить поставки молочной продукции в страны Европейского союза. В целях наращивания экспорта, сохранения и расширения рынков сбыта определены приоритетные направления развития экспортной стратегии организаций молочной промышленности. Одним из таких направлений является увеличение поставок молочной продукции в страны Средней Азии, Украину.

В современных условиях рынок молока и молочной продукции разбалансирован, ему присущи недостаточное качество и ассортимент продуктов, высокие цены. Маркетинг получает свое развитие в основном на внутреннем рынке. Одной из слабых сторон маркетинговой деятельности организаций является отсутствие пропаганды молока как одного из важнейших продуктов для здорового питания. В принципе маркетинговая деятельность должна быть направлена на эффективность производства и сбыта, расширение ассорти-

мента молочной продукции, учитывающего потребительский спрос, специфику инфраструктуры региона и территориальные особенности.

Удерживать свои позиции в условиях нарастающей конкуренции становится все труднее. В силу высокой ресурсоемкости отечественного производства, несоответствия системы качественной оценки в стране мировому уровню, а также по причине постоянства структуры и устойчивости сегментации европейского рынка молока Республика Беларусь не может в полном объеме конкурировать с западными производителями. Кроме того, производители молочной продукции должны уделить больше внимания повышению ее качества, поскольку мировой рынок функционирует в новой, жесткой относительно экологической безопасности продукта системе международных стандартов качества ИСО 9000. Поэтому необходимо создавать условия для динамичного развития отрасли, активизации производственной, инвестиционной деятельности, повышения уровня конкурентоспособности производимой продукции и экспортного потенциала субъектов молочной отрасли, внедрять новые технологии переработки сырья, применять современные виды упаковки, увеличивать удельный вес производства сыров, расширять ассортимент продукции.

Проведенные исследования свидетельствуют о том, что приоритетное направление эффективного устойчивого развития молочного скотоводства и хозяйствующих субъектов этой специализации - производство продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках, доступной для всех групп населения. Конкурентоспособная молочная продукция повышает доверие потребителей к национальным производителям, в результате чего создаются предпосылки устойчивости отрасли и сельского хозяйства Республики Беларусь в целом, а также сбалансированного функционирования рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия.

Основными направлениями развития молочной отрасли перерабатывающей промышленности должны стать расширение ассортимента и повышение качества продукции путем внедрения достижений научно-технического прогресса, модернизации и технического переоснащения действующих предприятий, перехода на новые ресурсосберегающие технологии, способные обеспечить глубокую переработку сельскохозяйственного сырья.

В области активизации экспортной политики перерабатывающие предприятия молочной отрасли должны способствовать повышению ее эффективности за счет роста объемов реализации, оптимизации ассортимента выпускаемой продукции, освоения новых, перспективных для себя рынков, активного участия в деятельности Мясомолочной компании и создания Национального молочного комитета, что позволит ограничить деятельность предприятий от воздействия ряда неопределенностей и рисков.

Список литературы

1. Рынок продовольствия и сырья: 8. Молоко / З.М. Ильина и др.; под ред. чл.-кор. НАН Беларуси, д-ра экон. наук, проф. З.М. Ильиной. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: Ин-т системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2009. - 250 с.

2. Совершенствование системы сбыта в агропродовольственной сфере. Теория, методология, практика / В.Г. Гусаков и др. - Минск: Ин-т системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2010. - 252 с.

3. http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_37/IssWWW.exe/Stg/11-08.htm. Дата доступа: 20.10.2010 г.

4. http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_37/IssWWW.exe/Stg/11-01.htm. Дата доступа: 26.10.2010 г.

5. http://www.export.by/eng/up?act=s_docs&mode=view&id=1641. Дата доступа: 09.11.2010 г.

Могилевский государственный университет продовольствия, 212027, Республика Беларусь, г. Могилев, пр-т Шмидта, 3.

Тел./факс: (0222) 48-00-11 е-mail: mgup@mogilev.by

SUMMARY A.V. Efimenko

Milk and dairy products market: current trends and development

To provide the population of the Republic of Belarus with dairy products is the main concern of dairy subcomplex. The present branch capacity and experience make it possible not only to meet the needs of the population within the country but also contribute to the implementation of export-oriented production. Investigation of dairy industry prevailing conditions and development trends, commercial milk processing and marketing of end products contributes to the substantiation and working out of recommendations for adaptation of the dairy industry to market-sufficient conditions of economic activity and supplying of home and foreign markets with dairy products.

Milk and dairy products market, dairy industry, specificity, range, distribution, quality, efficiency.

Mogilev State University of Food Technologies 3, Prospekt Shmidta, Mogilev, 212027, Republic of Belarus

Phone/Fax: +375(222) 48-00-11 е-mail: mgup@mogilev.by

_ C^D _

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.