Научная статья на тему 'Современные тенденции и перспективы развития овощеводства в Брянской области'

Современные тенденции и перспективы развития овощеводства в Брянской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
625
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОВОЩЕВОДСТВО / МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / МАЛЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / ОПТОВО-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / АГРОБИЗНЕС / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / VEGETABLE GROWING / MECHANISM OF PRODUCERS-CONSUMERS INTERACTION / SMALL FARMS / WHOLESALE DISTRIBUTION CENTRE / AGRIBUSINESS / DEVELOPMENT STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьмицкая А.А., Бурлакова С.Н.

В статье представлены основные положения по перспективному развитию овощеводства Брянской области. В качестве основного направления рассматривается совершенствование организационно-экономического механизма взаимодействия производителей и потребителей овощной продукции. В современных условиях хозяйствования отрасль овощеводства и организационно-экономическое взаимодействие производителей и потребителей овощной продукции Брянской области претерпевают изменения. Следствием происходящих изменений является снижение конкурентоспособности отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, наблюдаются диспропорции в затратах и конечных результатах деятельности хозяйствующих субъектов не только в сфере производства, но и переработки и реализации продукции. В статье также обозначены проблемы в сфере сбыта продукции малых форм хозяйствования, предложены направления вовлечения малых форм хозяйствования в общую систему товарооборота. В условиях тяжелого финансового положения сельскохозяйственных организаций, занятых выращиванием овощей, наиболее быстрым и эффективным путём увеличения их производства, улучшения обеспечения населения продукцией отечественного производства, является совершенствование оптово-распределительных центров с целью создания паритетных условий участия в товародвижении для каждого производителя. Предложена схема оптово-распределительного центра, позволяющая осуществлять взаимодействие производителей и потребителей овощной продукции на паритетных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current Trends and Prospects of Vegetable Production Development in the Bryansk Region

The article presents the main aspects of the development of vegetable production in the Bryansk region. Improving the organizational and economic mechanism of producers-consumers interaction is considered as a primary aspect in vegetable production. In modern conditions of managing vegetable growing and organizational-economic interaction between producers and consumers of vegetable production in the Bryansk region are undergoing changes. The consequence of these changes is reduction in the competitiveness of domestic agricultural producers in domestic and foreign markets. There is an imbalance in the costs and outcomes of the activity of managing actors not only in production, but also processing and product sales. The article also identifies the problems in the marketing of small farming. The directions of small farms involving in the common system of goods turnover. In difficult financial situation of agricultural organizations engaged in growing vegetables, the improvement of wholesale distribution centers in order to create equal conditions for every producer to participate in product distribution is the fastest and the most effective way of increasing their production and improving the supply of domestic produce. The scheme of a wholesale distribution center enabling the interaction of producers and consumers of vegetable production on an equal basis is offered.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции и перспективы развития овощеводства в Брянской области»

Bryanskoy oblasti / A.E. Osherov, A.D. Fedorov, A.A. Molyavko, A.I. Kustarev, V.V. Prilepov. Bryansk, 1981. 24 s.

11. Kartamyishev N.I., Tarasov A.A. Optimizatsiya fizicheskih svoystv pochvyi // Zemle-delie. 1993. № 7. S.13-15.

12. Kuvshinov N.M. Snizhenie degradatsii pochvyi pri vozdelyivanii kartofelya // Zemledelie. 1995. № 4. S.17.

13. Kuvshinov N.M., Uvarov G.I. Degradatsiya agrofizicheskih svoystv seryih lesnyih pochv pod vozdeystviem selsкohozyaystvennoy tehniki // Dostizheniya nauki i peredovoy opyit v proizvodstve i uchebno-vospitatelnyiy protsess: sbornik nauch. rabot. Bryansk, 1995. S. 28-29.

14. Orlovskiy I.F. Problemyi uplotneniya pochvyi //Selskoe hozyaystvo Belorussii. 1985. № 4. S. 29.

15. Lebedev N.S., Efimenko M.D. Sevooborot - vazhneyshiy faktor oкulturivaniya dernovo-podzolistyih pochv // Zemledelie. № 7. 1993. S. 19-20.

16. Sharapa N.G., Kutsenko V.S. Pryamoe deystvie i posledeystvie gerbitsidov na urozhay kartofelya i semennyie kachestva klubney //Kartofelevodstvo: sbornik. nauch. rabot. Kiev: Dovira, 1998. № 28. S. 60-64.

17. Bazdyirev G.I., Safonov A.F. Borba s sornyimi rasteniyami v sisteme zemledeliya Nechernozemnoy zonyi. M.: Rosagropromizdat, 1990. 174 s.

18. Dospehov B.A. Metodika polevogo opyita (s osnovami statisticheskoy obrabotki rezultatov issledovaniy). 5-e izd., dop. i pererab. M. : Agropromizdat, 1985. 351 s.

19. Aleksahin R.M. Rekomendatsii po vedeniyu selskogo hozyaystva v usloviyah radioaktivnogo zagryazneniya territorii v rezultate avarii na Chernobyilskoy AES na period 1991-1995 gg. M., 1991. 57 s.

20. Markina Z.N., Kurganov A.A., Vorobev G.T. Radioaktivnoe zagryaznenie produktsii rastenievodstva Bryanskoy oblasti. Bryansk, 1997. 242 s.

21. Belous N.M. Vliyanie udobreniy na urozhaynost, kachestvo kartofelya i snizhenie perehoda radionuklidov i tyazhelyih metallov iz pochvyi v klubni kartofelya // Trudyi Novozyibkovskogo filiala VIUA. Bryansk, 1994. Vyip. 5. S. 58-84.

УДК 635.1/.8 (470.333)

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОВОЩЕВОДСТВА

В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Current Trends and Prospects of Vegetable Production Development in the Bryansk Region

Кузьмицкая А.А., к.э.н., доцент, Бурлакова С.Н., к.э.н., преподаватель факультета СПО Anna_Kuzm79@mail.ru, grischaeva-s@mail.ru

Kuzmitskaya A.A., Burlakova S.N.

ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет» Bryansk State Agrarian University

Реферат. В статье представлены основные положения по перспективному развитию овощеводства Брянской области. В качестве основного направления рассматривается совершенствование организационно-экономического механизма взаимодействия производителей и потребителей овощной продукции. В современных условиях хозяйствования отрасль овощеводства и организационно-экономическое взаимодействие производителей и потребителей овощной продукции Брянской области претерпевают изменения. Следствием происходящих изменений является снижение конкурентоспособности отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, наблюдаются диспропорции в затратах и конечных результатах деятельности хозяйствующих субъектов не только в сфере производства, но и переработки и реализации продукции. В статье также обозначены проблемы в сфере сбыта продукции малых форм хозяйствования, предложены направления вовлечения малых форм хозяйствования в общую систему товарооборота. В условиях тяжелого финансового положения сельскохозяйственных организаций, занятых выращиванием овощей, наиболее быстрым и эффективным путём увеличения их производства, улучшения обеспечения населения продукцией отечественного производства, является совершенствование оптово-распределительных центров с целью создания паритетных условий участия в товародвижении для каждого производителя. Предложена схема оптово-распределительного центра, позволяющая осуществлять взаимодействие производителей и потребителей овощной продукции на паритетных условиях.

Summary. The article presents the main aspects of the development of vegetable production in the Bryansk region. Improving the organizational and economic mechanism of producers-consumers interaction

is considered as a primary aspect in vegetable production. In modern conditions of managing vegetable growing and organizational-economic interaction between producers and consumers of vegetable production in the Bryansk region are undergoing changes. The consequence of these changes is reduction in the competitiveness of domestic agricultural producers in domestic and foreign markets. There is an imbalance in the costs and outcomes of the activity of managing actors not only in production, but also processing and product sales. The article also identifies the problems in the marketing of small farming. The directions of small farms involving in the common system of goods turnover. In difficult financial situation of agricultural organizations engaged in growing vegetables, the improvement of wholesale distribution centers in order to create equal conditions for every producer to participate in product distribution is the fastest and the most effective way of increasing their production and improving the supply of domestic produce. The scheme of a wholesale distribution center enabling the interaction of producers and consumers of vegetable production on an equal basis is offered.

Ключевые слова: овощеводство, механизм взаимодействия производителей и потребителей, малые формы хозяйствования, оптово-распределительный центр, агробизнес, стратегия развития.

Keywords: vegetable growing, mechanism of producers-consumers interaction, small farms, wholesale distribution centre, agribusiness, development strategy.

Введение. Овощеводство является одним из приоритетных направлений развития аграрного производства. Развитие овощеводства нацелено на решение не только экономических, но и социальных вопросов. Овощи занимают в структуре потребительской корзины населения Брянской области третье место после хлебобулочных изделий и картофеля (рис. 1). Овощная продукция - источник витаминов, обеспечивающих полнорационное питание человека, способствующий повышению продолжительности жизни, профилактике различных заболеваний. Повышение экономической эффективности функционирования отрасли способствует развитию сельских территорий, созданию дополнительных рабочих мест.

Недостаточная обеспеченность внутреннего потребительского рынка в овощах компенсируется за счёт импорта. Причинами дефицита отечественной продукции является целый комплекс проблем: технологическое отставание большинства сельхозпредприятий от современного уровня европейских стран; чрезмерное использование ручного труда; недостаточный уровень субсидирования отрасли со стороны государства. Все это приводит к тому, что промышленное овощеводство имеет слишком высокую себестоимость [1, с.172].

Учитывая постоянно растущую урожайность овощей открытого грунта и постоянное использование посевных земель на уровне 98-99%, стоит ожидать резкое увеличение темпов роста данного направления. Сегмент в достаточной степени освоен и эффективен.

2017 2016 2015 2014 2013 2010 2005

0 50 100 150

Потребление на душу населения в год, кг.

200

□ Потребление картофеля, кг. □ Потребление овощей, кг.

Рисунок 1 - Потребление овощей и картофеля в Брянской области, кг

о 100 3

о) 80 3 о ш о

о ш

I-

о

5 40 т

м

О

а 20

С

60

78,3

"Т5Т5

95,8

13,1

1097 I07,8 105,1 101,4 102,2

29,3

41,2

42,3

2005 2010 2013 2014 2015 2016 2017

Годы

8

6

7

5

9

2

7

0

□ Произведено в сельскооозяйственныо организациях, тыс ■ Произведено в КФХ и ПП, тыс. т.

□ Произведено в ЛПХ, ^^ыс, т.

Рисунок 2 - Производство овощей в Брянской области, тыс. т

Методология и методы исследования. Методологической основой исследования послужили разработки научно-исследовательских учреждений, отечественных учёных, изучающих проблемы и перспективы развития овощеводства. В процессе исследования использовались специальные научные методы: монографический, абстрактно-логический, аналитический, а также общие методы научного познания: наблюдение, анализ, сравнение, обобщение.

Результаты исследования. В настоящее время в Брянской области производится узкий ассортимент овощной продукции. В большинстве случаев возделывается капуста, свекла, морковь, томаты, огурцы и лук. Поэтому необходимым является актуализация селекционных и технологических аспектов при производстве овощей, включая нетрадиционные и малораспространённые овощные культуры в целях расширения ассортимента возделываемых овощных культур. Особенностью современного овощеводства Брянщины стало увеличение производства овощей в личных хозяйствах населения (рис. 2), быстрое расширение посевов овощных культур на приусадебных и дачных участках с одновременным сокращением производства в сельскохозяйственных организациях [2, с.34].

Более перспективным является овощеводство закрытого грунта. Данное направление испытывает серьёзный дефицит отечественной продукции и имеет очень высокий потенциал роста. Современные технологии возделывания овощных культур в защищённом грунте - это нелёгкий процесс, требующий большого количества финансовых, трудовых и энергоресурсов. Брянские аграрии не только научились выращивать большое количество овощей, но и оптимизировали производство. За счёт применения последних исследований ведущих учёных и аграриев-новаторов брянские сельхозтоваропроизводители добились отменного качества продукции, а главное - снижения её себестоимости.

Одним из передовиков овощеводства в Брянской области можно назвать СПК Агрофирму «Культура», расположенную в п. Добрунь Брянского района. На сегодняшний день Агрофирма «Культура» - это многоотраслевое предприятие. Основное звено - тепличный комбинат, который размещён на площади 18 га. За год здесь производится до 7000 тонн томатов и огурцов. На капельном поливе в два оборота выращивают овощи: в первом длинном зимнем обороте - среднеплодные пчелоопыляемые огурцы со средней урожайностью 28 кг. с метра квадратного; во втором коротком (летнем) обороте - томаты со средней урожайностью 14 кг. с метра квадратного. Управление многими процессами жизнеобеспечения теплиц осуществляют операторы с помощью компьютеров.

Реализация долгосрочных государственных программ поддержки облегчает вход на рынок новым фермерам и развитие уже существующим предприятиям.

Государственная программа развития сельского хозяйства на период 2013 -2020 годы предусматривает поддержку развития тепличного овощеводства. Теперь тем, кто вкладывают в тепличное производство овощей, субсидируют две трети процентной ставки по кредиту. В рамках поддержки экономически значимых программ регионов возможны также субсидии и компенса-

ции затрат на строительство тепличных комплексов до 50%. Кроме того, предполагаются компенсации затрат на оборудование для теплиц в размере до 50% и, что самое важное, это компенсация в размере до 30% на газ и электроэнергию для теплиц в период работы уже готового комплекса до 2020 г. [3, с.36].

По данным Минсельхоза, собственные местные овощи, культивируемые в закрытом грунте, в России составляют 25% от потребления, в зимние месяцы это примерно 15%.

Тепличное овощеводство является перспективным направлением развития растениеводства в России и в Брянской области в частности. В настоящее время идет интенсивное обновление и модернизация защищенного грунта в России. В 2016 году на эти цели было вложено 33 млрд. руб., ведется строительство 170 тепличных комбинатов площадью 350 га, а к 2020 году площадь защищенного грунта в России должна составить 4700 га.

Инновацией в овощеводстве Брянской области является строительство в селе Журиничи Брянского района тепличного комбината площадью 7,2 гектара, на котором будут круглогодично производить овощные культуры. Стоимость проекта - 1,87 млрд. рублей. В рамках реализации проекта планируется создать более 100 новых рабочих мест. Инвестором выступило ООО ТК «Журиничи». По информации департамента сельского хозяйства, предполагаемая мощность комбината - 4816 тонн овощей в год, что позволит круглогодично снабжать овощной продукцией не только Брянскую область, но и другие регионы Центрального федерального округа [4, с.223].

В современных условиях хозяйствования заслуживает внимания тот факт, что отрасль овощеводства и организационно-экономическое взаимодействие производителей и потребителей овощной продукции Брянской области претерпевают изменения. Следствием происходящих изменений является снижение конкурентоспособности отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, наблюдаются диспропорции в затратах и конечных результатах деятельности хозяйствующих субъектов не только в сфере производства, но и переработки и реализации продукции [5, с.61].

Развитие взаимодействия производителей и потребителей овощной продукции предполагает повышение уровня вовлеченности малых форм хозяйствования в товарооборот овощной продукции. В связи с этим считаем актуальным создание оптово-распределительного центра (ОРЦ) в регионе для реализации сельскохозяйственной продукции, как элемента организационно-экономического механизма, направленного на вовлечение малых форм хозяйствования в товарооборот овощной продукции на паритетных условиях [6, с.154]. Существующая структура товародвижения овощной продукции не в полной мере способствует развитию отечественного сельского хозяйства и решению вопросов по обеспечению населения качественной овощной продукцией. Крупные розничные сети не заинтересованы в сотрудничестве с представителями малого и среднего бизнеса, поскольку для обеспечения круглогодичных продаж свежих овощей производители должны следовать условиям договора, который обычно заключается на 11 месяцев и предусматривает стабильный ежемесячный объём поставок в магазины. Поскольку малый и средний бизнес не в состоянии обеспечить стабильность объёмов поставок, розничные сети делают выбор в пользу крупных товаропроизводителей, импортёров [7, а 45].

Для производителей малых форм хозяйствования приоритетными являются следующие направления совершенствования организационно-экономического механизма яйствования, обеспечивающие его адаптацию к современным условиям и, как следствие, повышение устойчивости и эффективности функционирования:

- кооперирование с передачей отдельных производственных и сервисных функций потребительским кооперативам различного типа (рис. 3) [8, с. 58];

- создание агротехнопарков развития овощеводства открытого грунта в личных подсобных хозяйствах в виде коммерческих организаций (либо в формате государственно-частного партнёрства) комплексного обслуживания, обеспечивающих вертикальную концентрацию производства;

- сотрудничество с многофункциональными распределительными центрами через Единые пункты работы с производителями, которые помимо коммерческой деятельности выполняют частично задачи по управлению объёмами производства, управлению логистикой (рис. 4).

Рисунок 3 - Схема создания потребительского кооперативав Стародубском районе Брянской области

Поскольку выход малых форм хозяйствования на оптовых покупателей затруднён ввиду промежуточного звена - перекупщиков, тем не менее у малого агробизнеса есть возможность открыть несколько собственных точек на региональных оптовых рынках. Однако, этот способ реализации требует вложения денежных средств, либо создания сбытового кооператива [9, с.62].

Рисунок 4 - Взаимодействие производителей и потребителей овощной продукции

Некоторыми из возможных путей реализации овощей, произведёнными малыми формами хозяйствования может быть также участие в крупных выставках и других тематических мероприятиях городов Брянской области. День Брянского поля на площадке Брянского ГАУ является своеобразным двигателем в развитии аграрной отрасли региона, в том числе и овощеводства, служит инструментом продвижения современных агротехнологий ведения сельскохозяйственного производства. Ежегодное мероприятие в таком формате - это удобный инструмент живого общения со специалистами, наилучший способ представить преимущества овощеводства и увеличить клиентскую базу.

Опыт развитых стран показывает, что наиболее эффективной организационной структурой по формированию системы сбыта сельхозпродукции, произведенной, в том числе малыми формами хозяйствования, является создание оптовых распределительных центров по заготовке, переработке (первичной и глубокой), хранению и предпродажной подготовке сельхозпродукции [10, с.49].

В условиях тяжелого финансового положения сельскохозяйственных организаций, занятых выращиванием овощей, наиболее быстрым и эффективным путём увеличения их производства, улучшения обеспечения населения продукцией отечественного производства, является совершенствование оптово-распределительных центров с целью создания паритетных условий участия в товародвижении для каждого производителя.

В рамках работы с непосредственными производителями овощей целесообразным является возложить на Единые пункты, как структурную единицу распределительного центра, частично функции, свойственные кооперативам. Предполагается тем самым, что производитель может осуществить запрос у распределительного центра на использование специализированной техники в период сбора урожая, оказание услуг в выборе проверенного и надёжного поставщика семян, получение информации о прогнозах изменения рыночной конъюнктуры для планирования своей хозяйственной деятельности.

Единые пункты играют роль «одного окна» для производителей, осуществляют взаимодействие по вопросам не только сотрудничества в рамках сбыта продукции, но и оказывают консультационные услуги.

Основные функции многофункционального ОРЦ:

- покупка сельскохозяйственной продукции у производителей через Единые пункты работы с производителями;

- принимает заявки от перерабатывающих предприятий с указанием вида, объёма продукции, срока доставки. На основании заявки составляется договор, определяющий соответствующую оплату за продукцию;

- заключает договор на временное хранение с указанием срока, продукции и соответствующей оплаты;

- поставка продукции для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

- реализация продукции оптовым посредникам;

- реализация сельхозпродукции в розничные магазины (заключает договора с указанием необходимого объёма ежемесячных поставок и соответствующей оплаты);

- сезонная реализация продукции частным лицам посредством организации ярмарок, продажи на территории комплекса через собственный розничный магазин;

- оказание консультационных услуг.

Заключение. Дальнейшая стратегия развития распределительно центра связана с увеличением объёма продукции, задействованного в обороте распределительного центра, охватом максимального количества районов Брянской области, вовлечением большего числа отечественных товаропроизводителей в товарооборот, расширением партнёрских отношений с перерабатывающими предприятиями, активная PR компания.

Библиографический список

1. Кузьмицкая А.А., Бабьяк М.А. Реализация стратегии импортозамещения посредством инновационного развития картофелеводства // Социально-экономические и гуманитарные исследования: проблемы, тенденции и перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции. Брянск, 2016. С. 172-177.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Становление фермерского картофелеводства в Брянской области: позитивные и негативные тенденции / Н.А. Соколов, А.В. Кубышкин, А.В. Кубышкина, М.А. Бабьяк, А.А. Кузьмицкая // Вестник Брянской ГСХА. 2018. № 2 (66). С. 34-40.

3. Ториков В.Е., Сычев С.М. Овощеводство: учебное пособие. СПб., 2017. 124 с.

4. Кузьмицкая А.А. Инновационно-ориентированная производственная деятельность в АПК Брянской области // Актуальные вопросы экономики и агробизнеса: сборник статей IX Международ-

ной научно-практической конференции. Брянск, 2018. С. 222-225.

5. Ульянова Н.Д., Гришаева С.Н. Проблемы и перспективы развития производства и реализации овощей в Брянской области // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2012. № 1. С. 57-63.

6. Романенко Ю.Д. Совершенствование организационно-экономического механизма взаимодействия субъектов рынка овощной продукции (на материалах Московской области). М.: ООО «Мегаполис», 2017. 208 с.

7. Сычев С.М. Научное обоснование методов реализации продуктивного потенциала овощных культур с высокой адаптивностью к условиям Центрального региона России: дис. ... д-ра с.-х. наук / Всероссийский научно-исследовательский институт селекции и семеноводства овощных культур. Брянск, 2010.

8. Гришаева С.Н. Приоритетные направления развития овощепродуктового рынка // Аграрная Россия. 2011. № 5. С. 57-59.

9. Гришаева С.Н. Объективная необходимость и предпосылки развития кооперации в овоще-продуктовом подкомплексе // Аграрная Россия. 2011. № 5. С. 61-64.

10. Кислова Е.Н., Кузьмицкая А.А., Кислов Н.А. Методологические подходы к проблеме верификации прогнозов развития АПК // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. 2008. № 2. С. 47-51.

References

1. Kuzmitskaya A.A., Babyak M.A. Realizatsiya strategii importozamescheniya posredstvom innovatsionnogo razvitiya kartofelevodstva // Sotsialno-ekonomicheskie i gumanitarnyie issledovaniya: problemyi, tendentsii i perspektivyi razvitiya: materialyi Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Bryansk, 2016. S. 172-177.

2. Stanovlenie fermerskogo kartofelevodstva v Bryanskoy oblasti: pozitivnyie i negativnyie tendentsii / N.A. Sokolov, A.V. Kubyishkin, A.V. Kubyishkina, M.A. Babyak, A.A. Kuzmitskaya // Vestnik Bryanskoy GSHA. 2018. № 2 (66). S. 34-40.

3. Torikov V.E., Syichev S.M. Ovoschevodstvo: uchebnoe posobie. SPb., 2017.

4. Kuzmitskaya A.A. Innovatsionno-orientirovannaya proizvodstvennaya deyatelnost v APK Bryanskoy oblasti // Aktualnyie voprosyi ekonomiki i agrobiznesa: sbornik statey IX Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Bryansk, 2018. S. 222-225.

5. Ulyanova N.D., Grishaeva S.N. Problemyi i perspektivyi razvitiya proizvodstva i realizatsii ovoschey v Bryanskoy oblasti // Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhbyi narodov. Seriya: Ekonomika. 2012. № 1 S.57-63

6. Romanenko Yu.D. Sovershenstvovanie organizatsionno-ekonomicheskogo mehanizma vzaimodeystviya sub'ektov ryinka ovoschnoy produktsii (na materialah Moskovskoy oblasti). M.: OOO «Megapolis», 2017. 208 s.

7. Syichev S.M. Nauchnoe obosnovanie metodov realizatsii produktivnogo potentsiala ovoschnyih kultur s vyisokoy adaptivnostyu k usloviyam Tsentralnogo regiona Rossii: dis. ... d-ra s.-h. nauk / Vserossiyskiy nauchno-issledovatelskiy institut selektsii i semenovodstva ovoschnyih kultur. Bryansk, 2010.

8. Grishaeva S.N. Prioritetnyie napravleniya razvitiya ovoscheproduktovogo ryinka // Agrarnaya Rossiya. 2011. № 5. S. 57-59.

9. Grishaeva S.N. Ob'ektivnaya neobhodimost i predposyilki razvitiya kooperatsii v ovoscheproduktovom podkomplekse // Agrarnaya Rossiya. 2011. № 5 S. 61-64

10. Kislova E.N., Kuzmitskaya A.A., Kislov N.A. Metodologicheskie podhodyi k probleme verifikatsii prognozov razvitiya APK // Vestnik Bryanskoy gosudarstvennoy selskohozyaystvennoy akademii. 2008. № 2. S. 47-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.