Научная статья на тему 'Современные тенденции формирования культурного пространства города: проблемы и возможности?'

Современные тенденции формирования культурного пространства города: проблемы и возможности? Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2926
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ГОРОДА / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ / ДИЗАЙН ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ / CULTURAL SPACE OF THE CITY / URBAN ENVIRONMENT / TRENDS IN THE MODERN URBAN ENVIRONMENT / URBAN DESIGN

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Шилехина Марина Сергеевна

В статье выявляются и анализируются тенденции, которые влияют на формирование современного культурного пространства города. Данные тенденции выделяются автором на основе анализа исследований и публикаций современных ученых, мнений специалистов на тему состояния современной городской среды. В рамках анализа данных тенденций обозначаются некоторые проблемы, которые отрицательно влияют на процесс формирования культурного пространства современного города и возможности, которые могут оказать или уже оказывают положительное влияние на развитие современного города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TENDENCIES OF CULTURAL SPACE IN THE CITY: CHALLENGES AND OPPORTUNITIES

This article identifies and analyzes the trends that influence the formation of the contemporary cultural space of the city. These trends are distinguished by the author based on the analysis of research and publications of modern scientists, expert opinions on the state of modern urban environment. The analysis of data trends indicated by some of the problems that adversely affect the process of forming the cultural space of the modern city and the opportunities that may have or have already had a positive impact on the development of the modern city.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции формирования культурного пространства города: проблемы и возможности?»

УДК 008.2 ББК 71.4

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ГОРОДА: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ?

Шилехина Марина Сергеевна,

старший преподаватель кафедры «Дизайн и инженерная графика», Тольяттинский государственный университет (ТГУ), ул. ул. Белорусская, 14,

г. Тольятти, Россия, 445667

аспирант, Московский государственный институт культуры (МГИК), 141406, Московская область, город Химки, Библиотечная улица, дом 7 marinashilekhina@gmail.com

Аннотация

В статье выявляются и анализируются тенденции, которые влияют на формирование современного культурного пространства города. Данные тенденции выделяются автором на основе анализа исследований и публикаций современных ученых, мнений специалистов на тему состояния современной городской среды. В рамках анализа данных тенденций обозначаются некоторые проблемы, которые отрицательно влияют на процесс формирования культурного пространства современного города и возможности, которые могут оказать или уже оказывают положительное влияние на развитие современного города.

Ключевые слова

Культурное пространство города; городская среда; тенденции современной городской среды; дизайн городской среды.

Современное общество характеризуется активными социокультурными трансформациями, которые сконцентрированы в городах -центрах культурной, политической, административной, экономической жизни. Характерными чертами современного этапа общественного развития являются быстрый рост городов и увеличение числа проживающих в них людей. По прогнозам ООН, к 2050 г. более 85 % населения Земли, в том числе нашей страны, будет проживать и работать в городах 1. По итогам Всероссийской переписи населения 2010

1 Доклад ООН: Самые быстро исчезающие города — в СНГ и Европе, растущие — в Китае. [Электронный ресурс] URL: http://seosait.com/doklad-oon-samye-bystro-

года статус города имеют 1100 населённых пунктов. 2 В них на начало 2016 г. проживали 108 657 433 человек, или 69 % населения России. В городских поселениях формируется особая среда жизни человека - городская (урбанизированная) среда. Помимо природных городская среда содержит компоненты, искусственно созданные человеком, - техносферу, которая включает в себя производство и его результаты, городской

ischezayushhie-goroda-v-sng-ievrope-rastushhie-v-kitae/ (дата обращения 28.03.2016).

2 Сайт федеральной службы государственной ста-

тистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_

doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm (дата об-

ращения 28.03.2016).

архитектурный комплекс, транспорт. Наконец, последний, и, пожалуй, наиважнейший компонент городской урбосистемы - население - оно выступает как потребитель продуктов деятельности производства, но в то же время и как носитель разнообразных нематериальных потребностей. Социальные интересы людей включают широкий спектр потребностей культурного, экологического, этического, национального, экономического и политического характера. Как отмечает Елена Трубина, настоящий момент отмечен, однако, нарастающим пониманием того, что современная урбанистическая теория возможна только как междисциплинарная теория. 3 Города и прилегающие к ним территории давно стали предметом исследования российского академического сообщества, часто объединяя в себе объект и место проведения исследования. 4 В современных городах проходит процесс формирования нового социокультурного пространства, в рамках которого проявляется проблема в снижении влияния человека на городскую среду. Совокупность всех феноменов культуры и существующих культурных форм в культурологии получило название культурного пространства. «Рост городов приводит к уменьшению влияния горожанина на город, в связи с этим горожанин перестает чувствовать себя частью города, так как разрывается связь между ним и средой, в которой он живет.» 5 То есть увеличивается разрыв между масштабом человека, являющимся константой, и масштабом города, который постоянно растет. «Город - это особая жизненная и культурная среда, где создаются уникальные условия для личностной самоидентификации человека, который является носителем культурного наследия и инициатор коммуникационно-культурных взаимоотношений. На уровне мегаполиса социокультурные коммуникации выражены особенно интенсивно, поэтому современные жители находятся

3 Трубина Е. Г. Город в теории: опыты осмысливания пространства. - М.: Новое литературное обозрение, 2011. -9 с.

4 Там же. С.24-25

5 Проект «Культура повседневности». Настоящее и будущее города. Опрос экспертов [Электронный ресурс]. URL: https://snob.ru/selected/entry/104070 (дата обращения 10.05.2016).

в центре культурной жизни, но подвергаясь при этом наиболее деструктивным воздействиям коммуникационного пространства города.» 6 По мнению социолога, урбаниста Ольги Венди-ной, постижение города его обитателями становится все более трудным, людям приходится постоянно приспосабливаться к искусственной среде, меняющейся вне их понимания, «преодолевать» ее, вместо того чтобы получать удовольствие от городской жизни. 7 «Бесчувственное равнодушие» - особое культурное приспособление, которым индивиды защищают себя, - вытекает из их постулируемой Зиммелем неспособности взаимодействовать лицом к лицу с тем обилием людей, что они видят каждый день. Городское окружение состоит из «стимулов» -множества возможностей, впечатлений, наружностей, жестов, товаров, образов и звуков, которые сливаются в пестрый и непостижимый хаос. Средство самозащиты - тип личности, какой субъект становится, усвоив социальную логику, лежащую за этим хаосом: сосредоточенность на своих процессах и равнодушие к социальным процессам.» 8 Данный конфликт приводит к увеличению влияния городских сообществ, в которых люди могут отстаивать свои интересы и их мнения и потребности могут быть услышаны. Поэтому от современного горожанина город требуется высокий уровень ответственности и стремление к кооперации с другими людьми, только тогда горожанин сможет формировать то пространство, в котором живет. По мнению Василия Бабурова, архитектора-урбаниста, слабость общественных институтов, отсутствие городского сообщества, по сути, делают невозможным само существование города, превращая его в «урбанизированное поселение», т. е. симулякр, эрзац. 9 Одним из по-

6 Якишин С.В. К.ультурно-коммуникационное пространство современного города: идентификация личности: автореф. дис. канд. филос. наук. - Нижний Новгород: Нижегородский гос. арх. строит. ун-т, 2015. - 5 с.

7 Проект «Культура повседневности». Настоящее и будущее города. Опрос экспертов [Электронный ресурс]. URL: https://snob.ru/selected/entry/104070 (дата обращения 10.05.2016).

8 Трубина Е. Г. Город в теории: опыты осмысливания пространства. - М.: Новое литературное обозрение, 2011. -50-51 с.

9 Проект «Культура повседневности». Настоящее и будущее города. Опрос экспертов [Электронный ресурс].

следних экспериментов в формировании культурного пространства в современной городской среде стала реализация в Перми проектом «Пермь - культурная столица России». Данный эксперимент показал насколько многоплановый и не простой процесс формирования культурного пространства города, как важно учитывать специфику каждого конкретного города, его идентичности и мнений местных сообществ. Также на проблему формирования социокультурных взаимоотношений в современном городе влияет остро актуальная в настоящее время проблема маргинальных территорий. По мнению архитектора-урбаниста Василия Бабурова, проблема современного города в малочисленности собственно горожан (т. е. граждан города) - в отличие от аморфной массы населения, слабо укорененного в среде обитания, ментально отчужденного от нее и относящегося к ней потребительски.10 «Исторически чужаками были торговцы, отношение которых к местным жителям было прежде всего прагматично-инструментальным. Его близость всегда временна, без каких-либо гарантий на будущее. Никакой "органической солидарности"... Итог прост: посторонние - все». 11 Все вышеперечисленные проблемы доказывают, каким важным для развития современной городской среды является ресурс культурного потенциала города. В 2014 году Москва впервые приняла участие в Культурном форуме мировых городов (World Cities Culture Forum), который является местом встречи профессионалов городского управления культурой со всего мира, площадка, на которой практики культурного менеджмента могут обменяться опытом. По результатам работы форума появился проект «преобразований средствами культуры», который в значительной степени позволил установить прямую связь между развитием культуры и устойчивым развитием городской среды. Например, результаты проекта показывают, что маргинальные группы, участвуя в культурной деятельности, обретают

URL: https://snob.ru/selected/entry/104070 (дата обращения 10.05.2016).

10 Там же

11 Трубина Е. Г. Город в теории: опыты осмысливания пространства. - М.: Новое литературное обозрение, 2011. -

57-58 с.

право голоса и могут вписаться в городскую историю: они становятся полноправными членами общества, и культура выступает агентом изменений; культура может рассматриваться как популярный инструмент регенерации городского пространства и в результате появляется тенденция к пониманию важности процесса развития и формирования культурного пространства городской среды для современных городов. В рамках данной темы можно выделить важность процесса аккультурации в городской среде, как процесса взаимовлияния культур, восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа. При этом оригинальные культурные модели одной или обеих групп могут быть изменены, но и группы по-прежнему различны. Важно учитывать факторы, снижающие эффект процесса аккультурации городской среды такие, как недостаточный уровень общего культурного развития тех или иных слоев населения городского района, неприятие ими новых элементов городской среды; низкий уровень художественно-эстетического развития, низкая эстетическая грамотность, художественная образованность, пренебрежение санитарно-гигиеническими условиями организации городской среды. В современной городской среде активно проявляется тенденция унификации, стандартизации современных городов, что не благоприятно влияет на многообразие культурного пространства городов. «К началу XXI века в мировом научном сообществе утвердилась «концепция глобального общества», с точки зрения которой все люди Земли являются гражданами единого глобального общества, состоящего из великого множества локальных сообществ, функционирующих в различных странах мира.»12 Процесс глобализации поглотил современные города, обострив проблему идентификации современного города, нарушив процесс формирования индивидуального образа города. Город должен давать сконцентрированное представление о культуре, традициях, истории, но современный

12 Монастырская М. Е. Современные тенденции философского осмысления феномена глобализации в урбанистическом контексте // Социология города. - 2016. - № 2. -С. 8-9.

город постепенно утрачивает своё историческое предназначение, свою родовую память - прекращается преемственность опыта. А именно через город, через его динамику, формы, знаки и символы происходит приобщение общества к цивилизации к целом. «Города исторически создавались с учетом территориальных особенностей, транспортно-географического положения и наличия/отсутствия природных ресурсов. Сейчас все границы стираются, и города унифицируются, теряя свою индивидуальность, и вместе с ней теряется преемственность опыта эффективной в социальном, экологическом и экономическом аспектах жизнедеятельности населения в его пределах и вне их».13 По статистике, в районах типовой застройки наблюдается самый высокий процент самоубийств, несчастных случаев и криминальных происшествий. Неблагоприятная визуальная среда, когда человек вынужден постоянно пребывать среди зданий с искажёнными формами, приводит к возникновению и развитию психических заболеваний, падению нравственности и процветанию низменных качеств человеческой природы. Проблема архитектурной глобализации в современной городской среде стирает культурные различия между городами, рождая глобальный мегаполис. Мегаполис выступает как машина воспроизводства, которая относительно быстро воспроизводит все локальное, что возникает в определенном городе, во всех других городах мира. Так, различные города становятся все больше и больше похожими друг на друга, хотя при этом ни один город не служит моделью для всех остальных городов. Данная тенденция распространяет антинациональную и антикультурную парадигму в современных городах, обезличивая людей, их жилища, уничтожая патриотические чувства людей к месту, где они родились, где они живут - в результате лишают человека родины. Тенденция в создании новых морфотипов архитектурного пространства современных городов выявляет проблему случайности формообразования современного города. На первый план выходит функциональность использования территории горо-

13 Там же.

да, а эстетика восприятия городского пространства не является ценностью. Также при проектировании объектов городской среды авторы в первую очередь ориентируются на модные тенденции, демонстрацию возможностей современных строительных технологий, а не на влияние объекта на целостное пространство города. Архитектурное пространство города - зеркало отражающее приоритетные ценности, историю, национальную культуру, политику -объективное содержание того, что важно в социальном, экономическом и политическом плане. Также можно выделить тенденцию использования потенциала дизайна в формировании культурного пространства современного города. Современная социокультурная ситуация выявляет потенциал дизайна, как инструмент способный сформировать единое целостное культурное пространство в городе и гармонизировать жизнедеятельность человека в рамках урбанистической среды. Дизайн является носителем социальных изменений в современном обществе. Такое понимание влияния дизайна на общество характерно особенностям складывающейся культурной, социально-экономической, политической ситуации в социумах, которые обладают высоким уровнем развития. Современный дизайн становится одним из ярчайших явлений в культуре, переместившись из роли эстетизации предметного мира в роль проектировщика образа жизни людей, напрямую влияя на формирование культуры, активно занимаясь проектированием культурных пространств городской среды и дизайном человеческого опыта - дизайном социального контекста, проектировщиком потенциальных возможностей человека. Например, в решении проблемы индентифика-ции современных городов все чаще используют инструменты территориального брендинга. Процессы глобализации в современных городах формируют потребность территорий «выбираться» из одинаковости, искать, культивировать и предъявлять миру свою уникальность. Глокализация изменяет саму стратегию брен-динга, требуя максимального учета культурных особенностей потребителя. В результате глока-лизации растет культурное и архитектурное

разнообразие мест. «Конструируемый образ города не может быть надуманным или изобретенным, привнесенном извне. За последние 1015 лет брендинг мест стал очень популярен, но результативные примеры направленного брен-динга начинают появляться только сейчас.14 За последние годы больше сотни российских населённых пунктов провели брендирование места, но разработчики чаще всего преследуют сиюминутные утилитарные цели: создание бренда исключительно для привлечения инвесторов и туристов. В итоге город получает визуальную идентификацию, далёкую от реальности и непонятную местным жителям, которая, конечно же, быстро уходит в никуда без их поддержки.15 За последние годы получили были разработаны бренды российских городов и регионов, таких как Краснокамск, Пермь, Ярославль, Добрянка, Тихвин, Урюпинск, Новосибирск, Саратов, Астрахань, Ижевск, Костомукша, Великий Новгород, Клин, Екатеринбург, Мурманск, Стерли-тамак, туристические бренды Санкт-Петербурга и Москвы, бренд республики Татарстан, бренд Калининградской области, бренд Пермского края, туристический бренд Крыма. Но большинство из этих брендов не выполняет своих задач и часто не используется главный инструмент разработки бренда - вовлечение горожан в процесс разработки и продвижении бренда, так как именно они являются одновременно и носителями идентичности города, и будущими потребителями бренда. Также потенциал дизайна активно используется в выращивании «креативных городов». В современной урбанистической теории понятие о «креативном городе» связано с представлением о распространенной и даже популярной градостроительной стратегии планирования и переустройства городов, которая не зависит ни от характеристик самого города, ни от его размера или известности. Ведущий британский специалист по развитию городов Чарльз Лэндри предлагается новый метод стратегического городского планирования, который основывается на наиболее важном ре-

14 Визгалов, Д.В. В42 Брендинг города / Денис Визга-лов. [Предисл. Л.В. Смирнягина]. - Москва : Фонд «Институт экономики города», 2011. - 160 с.

15 Там же.

сурсе города (стратегический резерв города) -людях, как источника креативности. Также автор использует характерную особенность творческих людей, собираясь вместе на одной территории они формируют творческую среду города. Впервые работа Чарльз Лэндри опубликована в Великобритании и США в 2000 году, на русский язык переведена в 2006-м. В настоящее время концепцию креативного города активно внедряют в множестве современных городов и часто используют этот инструмент для решения конкретных проблем в городской среде. Например, одно из направлений проектов в рамках Культурного форума мировых городов, стало направление расширение вовлечения городского населения в культурную жизнь города - культурная экспрессия, которая дает возможность самовыражения индивидам и социальным группам и подпитывает их энергией. Например, Лос-анджелесская кампания «Искусство для всех» предлагает высококачественное и последовательное образование в области искусства для 1,6 млн учеников и студентов из всего округа Лос-Анджелес, а токийский проект «Ночь искусств в квартале Роппонги» снимает препятствия для участия в культурной жизни широких масс.16 Также в рамках задачи создания культурного пространства в современном городе активно проявлена проблема осмысленного и ответственного городского дизайна, одним из первых ее поднял в своей революционной работе «Дизайн для реального мира» Виктора Папанек, известного практик архитектуры и дизайна XX века. Ее появление на рубеже 1960-1970 годов было воспринято как взрыв, потрясший основы тогдашних теорий функционализма с его идеями унифицированной элегантности форм. «Выражая свою неудовлетворенность современным дизайном, Папанек выступал за новую философию дизайна, убеждал в необходимости целостного пониманию его задач и связей с реальной жизнью большинства людей. Известная фраза автора: «все люди -

16 Transformational Cultural Projects Report Translated by the MISCP «World Cities Culture Forum», 2015 «Доклад о проектах преобразования города средствами культуры» перевод с англ./Московский институт социально-культурных программ (МИСКП) - 2015г.

дизайнеры», воспринимается вехой-символом в развитии теории дизайна, превратившись в манифест переосмысления одномерности глобального дизайна».17 Можно выделить основную проблему, которую автор поднимает в своей работе - это то, что отсутствие каких-либо моральных, социальных и культурных ограничений провоцирует дизайн и искусство на постоянную гонку за новизной и желанием дизайнера удивить аудиторию, что становится главной целью, подменяя социальную миссию дизайна и снижая ответственность дизайнера перед обществом.18 «Поэтому дизайн-образование должно воспитывать в будущем специалисте социальную ответственность перед обществом и мотивировать на формирование желания у студентов дизайнеров выявить истинные

17 Папенек В. Дизайн для реального мира/ Пер. с английского. -М.: Издатель Д.Аронов, 2012. - С. 20-75

18 Там же. С.75

подлинные потребности человека и использование своих профессиональных навыков и знаний на удовлетворение подлинных общественных и человеческих нужд».19 В результате проведенного анализа в данной статье были выделены тенденции формирования культурного пространства современного города такие, как: унификация, стандартизация современных городов; создание новых морфотипов архитектурного пространства современных городов; формирование нового социокультурного пространства в современном городе; использование потенциала дизайна в формировании культурного пространства городской среды.

19 Шилехина М.С. Осмысление роли дизайнера в развитии производственной практики современного общества // Культурное наследие России. 2015. № 1. С. 30-36

Список литературы

1. Монастырская М. Е. Современные тенденции философского осмысления феномена глобализации в урбанистическом контексте // Социология города. - 2016. - № 2.

2. Визгалов, Д.В. В42 Брендинг города / Денис Визгалов. [Предисл. Л.В. Смирнягина]. - Москва : Фонд «Институт экономики города», 2011. - 160 с.

3. Шилехина М.С. Осмысление роли дизайнера в развитии производственной практики современного общества // Культурное наследие России. 2015. № 1. С. 30-36

4. Якишин С.В. К.ультурно-коммуникационное пространство современного города: идентификация личности: автореф. дис . канд. филос. наук. - Нижний Новгород: Нижегородский гос. арх.строит. ун-т, 2015. - 5 с.

5. Папенек В. Дизайн для реального мира/ Пер. с английского. -М.: Издатель Д.Аронов, 2012.

- С. 20-75

6. Проект «Культура повседневности». Настоящее и будущее города. Опрос экспертов [Электронный ресурс]. URL: https://snob.ru/selected/entry/104070 (дата обращения 10.05.2016).

7. Трубина, Елена Германовна : Город в теории : опыты осмысливания пространства: М.: Новое литературное обозрение, 2011:520 с.: ил.

8. Лэндри Ч. Креативный город / пер. с англ. - М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2014.

- 400 с.

9. Transformational Cultural Projects Report Translated by the MISCP «World Cities Culture Forum», 2015 «Доклад о проектах преобразования города средствами культуры» перевод с англ./ Московский институт социально-культурных программ (МИСКП) - 2015г.

MODERN TENDENCIES OF CULTURAL SPACE IN THE CITY: CHALLENGES AND OPPORTUNITIES

Shilekhina Marina Sergeevna,

Assistant professor in «Design and Engineering Graphics»

Togliatti State University (TSU), st. Belarus , 14, Togliatti, Russia, 445667 Graduate student, Moscow State Institute of Culture (MGIK),

141406, Moscow region, Khimki, Library Street 7, marinashilekhina@gmail.com

Abstract

This article identifies and analyzes the trends that influence the formation of the contemporary cultural space of the city. These trends are distinguished by the author based on the analysis of research and publications of modern scientists, expert opinions on the state of modern urban environment. The analysis of data trends indicated by some of the problems that adversely affect the process of forming the cultural space of the modern city and the opportunities that may have or have already had a positive impact on the development of the modern city.

Keywords

Cultural space of the city; urban environment; trends in the modern urban environment; urban design.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.