Научная статья на тему 'Современные технологии преддоговорных торгов и урегулирования конфликтов в международных спорах'

Современные технологии преддоговорных торгов и урегулирования конфликтов в международных спорах Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
285
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономикс
Ключевые слова
сделка / договор / соглашение / международный / онлайн / электронная подпись / арбитраж / медиация / Online Dispute Resolution (ODR) / правочин / договір / угода / міжнародний / онлайн / електронний підпис / арбітраж / медіація / settlement / contract / agreement / international / online / electronic signature / arbitration / mediation

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Авдыев Марат Александрович

Общепринято фиксировать достигнутое по результатам преддоговорных споров соглашение, сделку в виде текста с разумным количеством таблиц, рисунков / фото, а видео-контенту отводится лишь вспомогательная роль проиллюстрировать изложенное в письменном документе. Несмотря на наглядность видеоконтента как способа передачи информации, он используется в социальной сфере преимущественно в развлекательных, культурных и образовательных целях, но как правило не имеет персонализированного характера, не обладает силой юридического документа. Между тем в эпоху глобализации и массового доступных устройств для создания и передачи информации открывается благоприятная возможность создания персонализированного контента, отвечающего частным потребностям граждан и бизнеса. Развитию этого способа взаимодействия, более гуманистичного и наглядного, чем обмен письменными документами, по мнению автора, препятствуют не технические аспекты (пропускная способность каналов), а господствующие в обществе стереотипы относительно исключительной роли письменного документа в обществе. В статье анализируется, какие новые возможности дают уже широко распространенные средства массовой информации и коммуникаций и барьеры на пути их институциализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mordern technologies of preliminary contract disputes and settlements of conflicts in international disputes

Загальноприйнято фіксувати досягнуту за результатами переддоговірних спорів угоду, договір у вигляді тексту з розумною кількістю таблиць, малюнків / фото, а відеоконтенту відводиться лише допоміжна роль проілюструвати викладене в письмовому документі. Незважаючи на наочність відеоконтенту як способу передачі інформації, він використовується в соціальній сфері переважно в розважальних, культурних та освітніх цілях, але як правило не має персоналізованого характеру, не володіє силою юридичного документа. Між тим в епоху глобалізації та масоводоступних пристроїв для створення та передачі інформації відкривається сприятлива можливість створення персоналізованого контенту, що відповідає приватним потребам громадян і бізнесу. Розвитку цього способу взаємодії, більш гуманістичного і наочного, ніж обмін письмовими документами, на думку автора, перешкоджають не технічні аспекти (пропускна здатність каналів), а панівні в суспільстві стереотипи щодо виняткової ролі письмового документа в суспільстві. У статті аналізується які, нові можливості дають вже широко поширені засоби масової інформації та комунікацій і бар’єри на шляху їх інституціалізації.

Текст научной работы на тему «Современные технологии преддоговорных торгов и урегулирования конфликтов в международных спорах»

УДК 33 339

Авдыев М.А.*

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕДДОГОВОРНЫХ ТОРГОВ И УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ В МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРАХ

Авдыев М.А. Современные технологии преддоговорных торгов и урегулирования конфликтов в международных спорах. - Статья

Общепринято фиксировать достигнутое по результатам преддоговорных споров соглашение, сделку в виде текста с разумным количеством таблиц, рисунков / фото, а видео-контенту отводится лишь вспомогательная роль проиллюстрировать изложенное в письменном документе. Несмотря на наглядность видеоконтента как способа передачи информации, он используется в социальной сфере преимущественно в развлекательных, культурных и образовательных целях, но как правило не имеет персонализированного характера, не обладает силой юридического документа. Между тем в эпоху глобализации и массового доступных устройств для создания и передачи информации открывается благоприятная возможность создания персонализированного контента, отвечающего частным потребностям граждан и бизнеса Развитию этого способа взаимодействия, более гуманистичного и наглядного, чем обмен письменными документами, по мнению автора, препятствуют не технические аспекты (пропускная способность каналов), а господствующие в обществе стереотипы относительно исключительной роли письменного документа в обществе В статье анализируется, какие новые возможности дают уже широко распространенные средства массовой информации и коммуникаций и барьеры на пути их институциализации

Ключевые слова: сделка, договор, соглашение, международный, онлайн, электронная подпись, арбитраж, медиация

AvdyievM.A. Mordern technologies of preliminary contract disputes and settlements of conflicts in international disputes. - Article

By virtue the process of trial and errors author find interesting Social Technology. This technology give fruitful opportunity in social sphere and government relations Video dialog is more humanistic than script With the help of this Technology provide 'oral' transactions . Being authorized wirth digital signature video document has legal authority, has legal form . So we have got the simple tool for commercial legal operation and dispute resolution in "oral" form. It help to meet the understanding between parties more easily and faster than by scripts .

Keywords: settlement, contract, agreement, international, online, electronic signature, Online Dispute Resolution (ODR), arbitration, mediation .

Авдиєв М.О. Сучасні технології переддоговірних торгів і врегулювання конфліктів у міжнародних спорах. - Стаття

Загальноприйнято фіксувати досягнуту за результатами переддоговірних спорів угоду, договір у вигляді тексту з розумною кількістю таблиць, малюнків / фото, а відеоконтенту відводиться лише допоміжна роль проілюструвати викладене в письмовому документі. Незважаючи на наочність відеоконтенту як способу передачі інформації, він використовується в соціальній сфері переважно в розважальних, культурних та освітніх цілях, але як правило не має персоналізованого характеру, не володіє силою юридичного документа. Між тим в епоху глобалізації та масоводоступних пристроїв для створення та передачі інформації відкривається сприятлива можливість створення персоналізованого контенту, що відповідає приватним потребам громадян і бізнесу. Розвитку цього

* Авдыев Марат Александрович - директор Сибирского Центра конфликтологии, аспирант Новосибирского государственного технического университета, кафедра социальной антропологии, г. Новосибирск, Россия .

способу взаємодії, більш гуманістичного і наочного, ніж обмін письмовими документами, на думку автора, перешкоджають не технічні аспекти (пропускна здатність каналів), а панівні в суспільстві стереотипи щодо виняткової ролі письмового документа в суспільстві. У статті аналізується які, нові можливості дають вже широко поширені засоби масової інформації та комунікацій і бар'єри на шляху їх інституціалізації .

Ключові слова: правочин, договір, угода, міжнародний, онлайн, електронний підпис, арбітраж, медіація

Потребность в документообороте с использования мультимедийного контента наравне с письменным текстом необычайно высока в обществе. В числе стимулирующих факторов можно отметить: стремительные социальные изменения, мобильность граждан, рост числа конфликтов, конкуренция правовых систем и др Важно отменить, что хотя видеоконтент проникает в деятельность судов [2], размещается на сайте новостных агентств, правительственных и неправительственных организаций, но ему отводится лишь вспомогательная роль в сравнении с письменными документами . Кроме того, видеоконтент не имеет персонализированного характера, не отвечает запросом конкретного заявителя. Традиционные институты предполагают обязательное участие профессиональных агентств в создании видеоконтента, обладающего потребительской ценностью, что сопряжено с немалыми расходами на аппаратуру, рендеринг и др , что сужает круг потенциальных авторов видеоконтента

Такое положение дел вызвано доминирующими в современном обществе стереотипами о необходимости использования студийного оборудования либо оборудования для организации телемостов, обязательного наличия технической квалификации у пользователей, доступностью высокоскоростных каналов связи (100 Мб и более) для свободной передачи видео контента и др . Но стремительное распространение сетей передачи данных, персональных и планшетных компьютеров, смартфонов, а также специализированных программ для организации видеоконференцсвязи создают благоприятные пред-

посылки для существенного изменения способов социальных коммуникаций .

Сейчас в Глобальной сети представлена в избытке информация отвлеченного содержания, безадресная, оглупляющая, манипулирующая - другими словами наносящая вред обществу Вместе с тем в современном обществе высока ценность видеоконтента, размещенного в глобальной сети Интернет, аунтифицированного и релевантного обсуждаемой проблемной ситуации, будь то заключение сделки, урегулирование конфликта, оказание деловых, социальных либо государственных услуг, мы предприняли эксперимент, направленный на удовлетворение данной потребности, творчески развивая общеизвестные образовательные технологии [3, 4] и технологии онлайн-разрешения споров [5-7] и расширяя сферу применения этих технологий

В двух словах, процесс создания персонализированного видеоконтента насчитывает следующие этапы:

1) автоматическая запись сессий диалога / медиации / судебного заседания непосредственно с помощью веб-камеры и акустической системы штатными программами операционной системы;

2) квантизация (автоматическая нарезка) видеопотока на смысловые фреймы (можно задать автоматический режим создания нового видеоклипа каждые 2-4 мин в зависимости от динамики сюжета и социальной ситуации (далее для простоты -фрейм). Автозагрузка фреймов на хостинг в сеть Интернет на выделенный канал в режиме защищенного доступа;

3) фильтрация «информационного шума» при необходимости конкатенация смежных фреймов Перерывы в работе, пе-

релистывание страниц, паузы и т. п . сильно рассеивают внимание. Этот информационный шум должен быть удален . Здесь же возможна конкатенация смежных фреймов;

4) аннотирование, индексация и автоматическое распознавание речи (титры создаются автоматически, например, в YouTube на английском языке, с некоторыми потерями качества - на русском);

5) агрегирование. Группировка фреймов в списки с помощью ключевых слов, тэгов, ключевых полей, ассоциативных связей и др . Для последующего поиска иллюстраций, а также видео с помощью распознавания образов и «видеослов» [8];

6) определение режима доступа к полученным фреймам, для личного, ограниченного разделяемого, группового или открытого доступа;

7) при необходимости - аутентификация фрейма, т. е. сопровождение его электронно-цифровой подписью (ЭЦП), вставка фрейма в письменный документ либо документооборот видео фрейма наравне с письменным документом

В результате описанных этапов мы получаем мощный инструмент для создания информации нового качества, обладающей ценными потребительскими свойствами Устные сделки в социальной сфере и устные коммуникации граждан, организаций с органами власти приобретают юридическую силу и могут стать прочной основой для социального взаимодействия наравне с привычными юридическими документами Это и есть персонализированный контент, отвечающий нуждам участников конфликтной, или, говоря более широко, социальной, ситуации . С юридических позиций фрейм - это и есть документ, сделка, обращение либо запрос. Если фрейм релевантен обсуждаемой конфликтной ситуации, то он обладает потребительской ценностью - он может стать квантом социального взаимодействия, и напротив, основной поток информации в современном мире представляет собой информационный шум, т. е . про-

Мупьтимединныи способ листаннионного диалога □ бизнесе и разрешении конфликтов

Аудио

колонки

Рабочий стол

КОЧПЬЮТЧр с

ПВДкгаэчсншнн - 1

наушниками и микрофоном

Дисплей и веб кшдера

Ь

Ьг

Internet

Группа слушателей за овальным столом

Экран для проецирования Изображения с дисплея

Шлдеокаиера располагается на минимально возможном расстоянии от днсллея либо ранюранпвается иа аудиторию. Съемка также возможна с двух ракурсов ч/з вебкамеры Сессия диалога моюет проецироваться иа большой дкран проектор

дукт сомнительного качества и зачастую даже вредный. Когда смысловой фрейм видеоклипа соответствует обсуждаемому контексту (релевантный контент), обеспечиваются особенно эффективные условия для коммуникаций и рефлексии .

С технической точки зрения, гиперссылка компактна и не приводит к ощутимому увеличению объема документа, который может быть легко передан по электронной почте, приобщен - «подшит» к бухгалтерской программе, в архив заключенных сделок, в базу данных делопроизводства и в городской архив или государственный реестр для учета прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Отснятый контент, будучи прокомментированный и загруженный на видеохостинг [10, 11] в открытом или ограниченном доступе представляет собой ценный ресурс для последующего группового

Мультимедийный способ дистанционного диалога а бизнесе и разрешении конфликтов

МультисессиР

В фокусе диалога группа из цуднюрми

Слушатель 1 Спушатепь г

г руппа из аудитории

faun

Видео И flMVJHhrTbl

загружал! си ИЗ ОИЦМЛОСТМИГ И ф/ЛПфувТСЯ ПО

П№К№С1ДМ. ССЫЛКИ иа них раэшнцяютсп п Балл МИНЫ* л/1 Я рабоГь* СЛуШвТепеЙ

Псредавас-

МЖ НИДЙО

рисунок,

документ

Хостинг документов и рилм

/

анализа. Возможна индексация и ссылки и ставка видеоконтента в документы с помощью средств HTML и несложной базы данных по ключевым словам поиска и тематическим каналам Сообщество экспертов - это конкретное социальная группа, на которую ориентирован фрейм, производит селекцию удачных содержательных видеоклипов, отфильтровывая ненужное . Таким образом, создается информация, обладающая потребительской ценностью

Описанная технология опирается на общераспространенное оборудование, доступные сети коммуникаций и её новизна находится больше в социальной плоскости, чем в технической Сфера возможного применения описанной социальной технологии - деловые переговоры и разрешение конфликтов, путем переговоров, медиации, арбитража и др . альтернативных методов, а также для проведения имитационных сессий медиации (симуляционные сессии) для электронного обучения eLearning медиа-

ции [12], конфликтологии и др . альтернативным методам разрешения конфликтов

ODR - Online Dispute Resolution, арбитраж и медиация онлайн описаны в литературе [6, 7], однако без возможности передачи невербальной информации за счет мимики, жестов и без систематической работы с архивом отснятого видеоконтента, размещенного в Глобальной сети, и его активным использованием в ряде социальных сфер, что представляет наибольший интерес и отвечает вызовам современного общества

Автор испытал изложенную социальную технологию на практике в сферах:

1. медиация - примирительные процедуры и разрешение международных конфликтов онлайн;

2 заключение сделок;

3. в сфере деловых услуг;

4. в сфере дистанционного образования и проведения групповых тренингов;

5 . в сфере международных научных конференций;

6 для организации телемостов с др городами и странами;

потенциально возможные сферы применения:

7 в сфере социальных услуг;

8 в сфере оказания государственных услуг и др

Представим себе, какие социальные сферы получат толчок для развития благодаря рассматриваемой социальной технологии? Данная технология позволяет легко запротоколировать в наглядной для восприятия форме достигнутые договоренности, результаты совещания, трудовое соглашение или результаты аттестации, распоряжения и др В случае использования электронно-цифровой подписи или её аналога, произнесенные перед вебкамерой или смартфоном условия соглашения будут иметь силу письменной сделки в силу п. 2. ст. 160 ГК РФ (аналогичные нормы есть в гражданских кодексах др стран) и станут основанием для возникновения, изменения, прекращения юридических прав

и обязанностей, что обеспечивает требуемую временем динамику хозяйственной деятельности, способствует быстрому и неформальному разрешению споров в ряде деловых и социальных сфер

Интересно отметить, что описанные выше видеофреймы идеально подходят для уплотнения положительной истории взаимодействия конфликтующих сторон (Монк и Уинслейд [1]), являясь практическим инструментом для воплощения концепции фрейминга и рефрейминга Грегори Бейтсона [14].

Выводы. Данная социальная технология позволяет организовать групповую работу в бизнесе, в сфере государственных и социальных услуг на качественно новом уровне, способствует деловой активности и созданию рабочих мест в малых городах и отдаленных районах Описанная социальная технология позволяет в наглядной форме выделить квант социального взаимодействия и произвести объективный анализ ценности информации, а следовательно, принятого управленческого решения для конкретной социальной группы

Список литературы

1. Монк Дж . , Унинслейд Дж . Нарративная медиация. / Дж . Монк, Дж. Унинслейд. -М . , 2010 .

2. См . сайт Высшего арбитражного суда РФ. - Режим доступа: http://www. arbitr. ru/

3. Golann, “Using Video to Teach Negotiation and Mediation”, Dispute Resolution Magazine, Winter 2007, p . 8-11.

4 . Benjamin & Adler, “Reel Negotiation: The Good, The Bad, And The Ugly: Reflections Of Negotiation And Mediation In Film”, (October 2006)

5. Rabin, “Making and Using Films to Teach Negotiation”, (June, 2010) Program on Negotiation at Harvard Law School .

6 . O'Neil, “How I Learned to Stop Worrying and Love the Camera: Video in Negotiation Pedagogy”, (May, 2011) Program on Negotiation at Harvard Law School .

7 . Virtual Mediation Lab см . проект Джузеппе Лионе. Перевод на русский язык см . пост «Виртуальная лаборатория медиации» в twitter, com на странице автора @edogovor.

8. См. эксперимент «Остров» по революционному изменению поиска видео информации . Александр Месаркишвили «Яндекс» значительно расширяет возможности своего поиска // Газета «Коммерсант» 26 Июля 2013 г

9. Vimeo . com - популярный сервис, объединяющий в себе видео хостинг и средства для управления продвижения видео контентом, со штаб квартирой в Нью-Йорке . Все права защищены LLC VIMEO’s Copyright Agent

10. YouTube, com - Веб-сайт YouTube, основанный в феврале 2005 года, позволяет миллиардам пользователей находить, просматривать и делиться ранее созданными видеороликами Права принадлежат YouTube, LLC, США.

11. Google Docs позволяет хранить файлы в Интернете и на жестком диске, а также получать к ним доступ откуда угодно, даже если вы находитесь в дороге © 2012 Google.

12 Robert Smith Teaching Videos in Mediation Training: Why Use Them and How To Do it Well (9/21/12).

13. Примеры имитационных сессий медиации в режиме онлайн см. на www^APQ РФ, www.youtube . com/eMediator1, www, youtube com/eDogovor

14 Бейтсон Г Экология разума: Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии / Пер. Д.Я. Федотова, М . П. Папуша; вступ . ст. А. М . Эткинда. - 1-е изд. - М . : Смысл, 2000 - 476 с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.