Научная статья на тему 'Современные технологии организации и проведения тематических астрономических праздников в системе дополнительного школьного образования'

Современные технологии организации и проведения тематических астрономических праздников в системе дополнительного школьного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
851
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ / АСТРОНОМИЯ / ASTRONOMY / ЭКЗОПЛАНЕТЫ / EXOPLANETS / СОЛНЦЕСТОЯНИЕ / SOLSTICE / THEMATIC FESTIVALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чаругин Виктор Максимович, Марков Александр Сергеевич

Показано, что одним из способов привлечения школьников к изучению астрономии является организация и проведение тематических астрономических праздников, приуроченных к знаменательным датам в астрономии и важным астрономическим открытиям и событиям. При таком подходе представление строгой дозированной научной информации, перемежается с подвижными играми, викторинами, праздничными ритуалами и сценками в занимательной форме обыгрывающими и закрепляющими научный материал. Описано содержание и сценарий проведения праздника «Летящая звезда Барнарда и открытие экзопланет. День зимнего солнцестояния».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чаругин Виктор Максимович, Марков Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern technology for holding the thematic astronomical festivals in the system of the additional school education

The article presents that one of the methods to stimulate school students to study astronomy is the organization of the thematic astronomical festivals, devoted to anniversary of famous astronomers and discoveries. In such approach the introduction of new astronomical information alternates with active games, festive shows and performances which are connected with the scientific information. The article describes the contents and scenario of one of the festivals" The flying Barnard's star and discovery of exoplanets. The winter solstice".

Текст научной работы на тему «Современные технологии организации и проведения тематических астрономических праздников в системе дополнительного школьного образования»

1УДК 372.8 ББК 74.202.2

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКИХ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ПРАЗДНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В. М. Чаругин, А. С. Марков

Аннотация. Показано, что одним из способов привлечения школьников к изучению астрономии является организация и проведение тематических астрономических праздников, приуроченных к знаменательным датам в астрономии и важным астрономическим открытиям и событиям. При таком подходе представление строгой дозированной научной информации, перемежается с подвижными играми, викторинами, праздничными ритуалами и сценками в занимательной форме обыгрывающими и закрепляющими научный материал. Описано содержание и сценарий проведения праздника «Летящая звезда Барнарда и открытие экзопланет. День зимнего солнцестояния».

Ключевые слова: образование, тематические праздники, астрономия, экзопланеты, солнцестояние.

MODERN TECHNOLOGY FOR HOLDING THE THEMATIC ASTRONOMICAL FESTIVALS IN THE SYSTEM ОF THE ADDITIONAL SCHOOL EDUCATION

V. M. Charugin, A. S. Markov

Abstract. The article presents that one of the methods to stimulate school students to study astronomy is the organization of the thematic astronomical festivals, devoted to anniversary of famous astronomers and discoveries. In such approach the introduction of new astronomical information alternates with active games, festive shows and performances which are connected with the scientific information. The article describes the contents and scenario of one of the festivals" The flying Barnard's star and discovery of exoplanets. The winter solstice".

Keywords: education, thematic festivals, astronomy, exoplanets, solstice.

ирокий круг астрономических явлений, с которыми люди сталкиваются в повседневной жизни, требуют их изучения и осмысления. Но каким образом обратить внимание школьников на эти явления и стимулировать их изучение, если в программе обучения в школе отсутствует предмет астрономии. Отрывочные знания, получаемые ими по астрономии в курсах природоведения и в некоторых разделах физики и естествознания, явно недостаточны. Ситуация еще сильнее обостряется, когда в старших классах без достаточных астрономических знаний происходит осмысливание сложной картины мира и делаются попытки осознания места человека во Вселенной. Но астрономия тем и хороша,

что она самодостаточна с точки зрения формирования потребности ее изучения, и когда такая потребность возникает, нет необходимости затрачивать огромные усилия и средства для того, чтобы ученик приступил к изучению этого замечательного предмета. По-видимому, специалисты образования имели это в виду, когда обосновывали стандарт образования и не включили астрономию в этот стандарт. Конечно, жаль, что так произошло, ведь не зря великие энциклопедисты эпохи Просвещения включили астрономию в свод знаний, которыми должен обладать грамотный молодой человек, вступающий во взрослую жизнь. И опять хотелось бы обратиться к истории. Духовная потребность изучения астрономии сродни по-

требности человека к искусствам: поэзии, театральным действам и т. д. Неудивительно, что в античные времена единственная наука астрономия имела персональную музу Уранию, опекавшую ее и входившую в сонм девяти муз, покровительствовавших искусствам и наукам.

Возникает естественный вопрос, каким образом привлечь школьников к изучению астрономии в ситуации, когда ее нет в стандарте образования. Естественный выход здесь видится в системе дополнительного образования, в системе факультативных курсов и курсов по выбору. Но чтобы обратить внимание на такую возможность, необходимо привлечь дополнительные образовательные ресурсы и методы. И здесь на помощь астрономии приходит искусство в виде тематических астрономических праздников, которые отмечаются в рамках дополнительного школьного образования.

Не раз подчеркивалось, что у дополнительного школьного образования есть ряд преимуществ над основным. Они выражаются в таких аспектах, как:

• целенаправленное, а главное, добровольное использование ребенком свободного от уроков времени;

• особые отношения, складывающиеся в процессе обучения между ребенком и педагогом;

• свобода выбора ребенком программы, по которой хочет заниматься, и педагога, у которого хочет учиться, в любой момент;

• индивидуальный подход к каждому ребенку;

• творческий характер всего образовательного процесса;

• возможность дать ребенку более глубокие знания по данному предмету, выйти за рамки школьной программы.

Одним из видов дополнительного школьного образования, который прекрасно использует все его преимущества, в особенности творческий характер обучения, является тематический праздник.

Трудно представить себе ребенка, который не любит праздники. Одно только это слово вызывает у любого человека в душе только положительные эмоции, предвкушение чего-то доброго, радостного. Применение праздников в образовании во многом позволяет облегчить

выполнение главных педагогических задач, таких как умственное, нравственное, эстетическое и духовное развитие ребенка. Праздник позволяет задействовать в процессе обучения не только детей, для которых он проводится, но и школьников старшего возраста, которые могут участвовать в организации всего процесса или даже полностью самостоятельно организовать все торжество.

Праздник - это всегда радость общения его участников, творчество, самовыражение, возможность побыть «в роли». Вовлекая детей во всевозможные ситуации, любой праздник не только развлекает участников, но и помогает в развитии их речи, мышления, координации [1]. Праздник помогает реализовать юному человеку все лучшее, что в нем есть, так как для него имеет значение сам процесс празднования, который вызывает эмоции и переживания, окрашенные исключительно в положительные краски. Праздник создает уникальную систему взаимодействия детей и взрослых [2].

Существует большое разнообразие форм проведения праздников, количество которых постоянно растет. Из них чаще всего встречаются: фестивали, театрализованные представления, тематические дни и недели, праздничные обряды и ритуалы, спектакли, презентации, балы, карнавалы, шествия, смотры, конкурсы, олимпиады, юбилеи, КВНы, утренники, линейки, вечера, концерты и др.

Мы подробнее остановимся именно на тематических праздниках, так как их можно легко подстроить под любую ситуацию, будь то День Победы, национальный праздник или день рождения того или иного ученого. Это позволяет педагогам в атмосфере творчества обучить учеников любому выбранному материалу в игровой форме, донести до них любую мысль. Подготовка и проведение праздника для детей - задача не из легких. Весь процесс требует сложной совместной деятельности учителей, детей и их родителей. Для того чтобы хорошо подготовить и провести тематический праздник, нужно заранее определиться с его темой, составить план проведения праздника и четко ему следовать. Очень важно уделить внимание обстановке, в которой будет проходить праздник, декорациям и музыкальному сопровождению. Очень полезно сделать так, чтобы дети

унесли с собой что-то с этого праздника. Это могут быть или призы за победу в конкурсах, или поделки, которые дети делают в процессе всего действия, или просто сувениры, которые дети получают в конце на память об участии в представлении. Все это позволит усилить положительные эмоции, которые дети получают во время участия в празднике, и создать хорошую мотивацию для участия в нем.

Как уже отмечалось ранее, для того чтобы праздник прошел хорошо, нужно потратить очень много времени на его планирование и подготовку. Чем лучше праздник будет спланирован, отрепетирован и отработан, тем лучше он пройдет. Изучая опыт работы по организации праздников, можно выделить несколько основных этапов. В данной статье мы приведем эти этапы, примененные к подготовке тематических праздников [3; 4].

I этап - предварительное планирование. На этапе происходит выбор темы, которой будет посвящен праздник. Это может быть любое знаменательное событие или просто интересная тема.

II этап - работа над сценарием. На нем начинается непосредственная подготовка к празднику. На данном этапе подготовки создается сценарий праздника, включающий в себя отобранный уже речевой и музыкальный материал. Хороший детский праздник должен включать в себя как можно больше зрелищ и игр, но так как мы в первую очередь проводим тематический обучающий праздник, все развлечения должны перемежаться с обучающим материалом, который может подаваться в любой удобной форме - в виде презентаций, стихов, загадок. Еще лучше, если игры будут построены так, чтобы дети, участвуя в них, закрепляли или отрабатывали материал, полученный перед этим.

III этап - предварительное знакомство детей с праздником. Когда сценарий готов, детей вводят в курс дела, объясняют, что это за праздник и чему он посвящен. Детям, которые будут участвовать в празднике, можно рассказать лишь то, чему будет посвящен данный праздник, сохранив интригу до самого представления. А тех школьников, которые будут помогать проводить праздник, нужно посвятить подробнее. Они должны четко уяс-

нить и выучить свои роли. Включение детей в проведение праздника позволяет задействовать в представлении учащихся разных возрастов. К сожалению, в современном обществе праздники остаются интересными только для детей младшего и среднего школьного возраста, поэтому включение в проведение праздника учащихся старшей школы позволяет задействовать учеников всех возрастов.

IV этап - репетиции. На данном этапе происходит работа по разучиванию текстов, оформление зала, изготовление реквизита, костюмов. Чем лучше будет создана необходимая атмосфера, тем легче детям будет погрузиться в предстоящее действие и тем лучше будут достигнуты цели данного праздника.

V этап - проведение праздника. На этом этапе, наконец, происходит то, к чему все так долго готовились, - начинается праздник! Но даже по окончании представления работа над праздником не заканчивается.

VI этап - подведение итогов. Подведение итогов - один из самых важных этапов в проведении праздника. Детская память очень долго хранит радостные и яркие воспоминания, которыми так богат праздник. И главная задача педагогов состоит в том, чтобы «привязать» к этим воспоминаниям те умения и знания, которые ученики получили в процессе праздника. Для этого проводится беседы, на которых дети вспоминают самые яркие моменты прошедшего праздника, дарятся подарки, которые так или иначе связаны с темой праздника и материалом, изучаемым на нем.

VII этап - последствие праздника. На этом этапе закрепляются наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой праздника, они запечатлеваются в рисунках, фотографиях, видеозаписях и т. д.

Соблюдение данного плана помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания и, что очень важно для детей, максимально использовать эту ситуацию для обучения и развития.

Тематические праздники активно используются в Московском городском доме детского (и юношеского) творчества (МГДД(Ю)Т) в качестве пропедевтики астрономии.

В МГДД(Ю)Т убедились, что пропедевтика астрономических знаний в форме тематиче-

ских астрономических праздников, использующих в своем арсенале элементы строгой научности, занимательной игры и физической активности, вызывают взрыв эмоций и активность познания. Использование подвижных игровых форм закрепления материала не только усиливает усвоение сложных астрономических понятий и фактов, но и доставляет эстетическое и физическое удовольствие от обучения. Этот вывод был подтвержден тем, что ученики ряда школ стали многократными участниками данных праздников [5].

В виде примера мы приводим краткое содержание астрономического праздника «Летящая звезда Барнарда и открытие экзопланет. День зимнего солнцестояния», приуроченного ко дню зимнего солнцестояния и посвященного открытию экзопланет.

1. Участники праздника разбиваются на команды по 5-7 человек. Каждой команде предоставляется отдельный стол со стульями. После размещения всех участников проводится знакомство с темой праздника.

2. Презентация. Первая половина научной программы праздника посвящена исследованию проблемы поиска планет около других звезд и связанной с ней проблемой поиска жизни во Вселенной. На 19 слайдах отражена история открытия первой экзопланеты астро-

номом Э. Э. Барнардом, иллюстрируются основные методы поиска экзопланет, обсуждаются свойства нескольких наиболее известных экзопланет. Особый акцент сделан на поиск экзопланет, находящихся в поясе жизни вблизи своей звезды.

3. Командам присваиваются названия известных экзопланет: МАФУСАИЛ, ОСИРИС, 70 ДЕВЫ, GLISE 876, OGLE 2005, 51 ПЕГАСА, 16 ЛЕБЕДЯ.

4. Конкурсное задание 1 «Найди пару». На

экран выводится 2 столбца слов, между которыми надо найти соответствие (табл. 1). Например, «экзопланета - внесолнечная планета», «Юпитер - газовая планета» и др.

5. Конкурсное задание 2. Командам дается задание - подготовить первую экспедицию на свою планету. Они получают данные о планете (масса, сила тяжести, плотность, поверхность, наличие атмосферы и другое) и список возможного снаряжения (20 пунктов), из которого они выбирают необходимое им. (Выбранное снаряжение выдается командам.) Инсценировка высадки на планету с пояснениями (будет 6 типов планет - планета-океан, планета-болото, планета твердая и гладкая, планета гористая, планета твердая с алмазной крошкой и алмазной пылью в атмосфере и планета - газовый пузырь с твердым ядром). Условия жизни на планетах.

Таблица 1

Иллюстрация к заданию «Найди пару»

Звезда а. химический состав звезды

Жизнь б. движение планет вокруг звезд

Явление всемирного тяготения в. по имени Солнце

Цвет звезды г. прохождение экзопланеты по диску звезды

Спектр звезды д. планета

Периодическое ослабление блеска звезды е. температура звезды

Таблица 2

Судейский протокол

Название команды 1. Соответствия 2. Высадка на планету 3. Кукольный театр 4. Кроссворд 5. Круговорот планет ИТОГ

1

2

3

4

5

6

э

1 с п е к т р

2 з в е з д а

а н д р о м е д а

4 ю п и т е р

5 т е л е ц

6 п л а н е т а

7 с о л н ц е

8 а с т е р о и д

к о м е т а 8

10 в о д а д

1. Разложение света на составные части

2. Самосветящееся небесное тело

3. Созвездие, в котором находится одна из ближайших галактик

4. Самая большая планета Солнечной системы

5. Созвездие,

в котором находятся рассеянные звездные скопления Плеяды и Гиады, а также Крабовидная туманность

6. «Спутница» звезды

7. Ближайшая к Земле звезда

9. «Хвостатая звезда»

10. Вещество, встречающееся на Земле и в твердом, и в жидком, и в газообразном состоянии

3

9

Рис. Астрономический кроссворд

Планета Ледяная: температура от -100 °С до -20 °С; атмосфера есть; тяготение в 2 раза больше, чем на Земле.

Планета Пустынная: температура от 10 °С до 100 °С; атмосфера есть; тяготение в 2 раза больше, чем на Земле.

Планета Гористая: температура от -50 °С до +20 °С; атмосфера есть; тяготение в 3 раза меньше, чем на Земле.

Планета Болото: температура от +5 °С до +25 °С; атмосфера есть; тяготение в 2 раза меньше, чем на Земле.

Планета Океан: температура от 10 °С до 50 °С; атмосфера есть; тяготение такое же, как на Земле.

Планета Туман: температура 0 °С; атмосфера есть; тяготение в 2 раза больше, чем на Земле.

6. Конкурсное задание 3. Вторая экспедиция на планету: «Встреча с местной флорой и фауной». Командам выдается заранее заготовленный театральный задник (лист ватмана) с пейзажем их планеты. Разыграть сцену встречи экспедиции с местными жителями с помощью кукольного театра. Персонажи и сюжет придумывает команда.

Вторая половина праздника посвящена Дню зимнего солнцестояния.

7. Презентация (часть 2) «Зимнее солнцестояние». Во время этой короткой презентации

сообщаем, что в 2013 г. 21 декабря в 21 ч 12 мин по московскому времени Солнце при своем движении по эклиптике через зодиакальные созвездия пересечет Небесный экватор в точке зимнего солнцестояния в созвездии Стрельца. В Северном полушарии Земли будет самый короткий день. В Москве он длится 6 ч 57 мин, а продолжительность ночи 17 ч 03 мин. Объясняются причины видимого движения Солнца по эклиптике, влияние постоянства наклона оси вращения Земли на периодичность смены сезонов года и высоту Солнца в различных местах на поверхности Земли.

8. Конкурсное задание 4. Разгадывание кроссворда с новыми словами из презентации и уже известными терминами (Персей, Орион, Андромеда, планета, комета, Солнце, экзопланета, Юпитер, Земля, звезда, астероид, телескоп). Разбор отгаданного кроссворда на экране (рис.).

9. Подвижный конкурс 5. «Круговорот планет в природе». В конкурсе участвует вся команда. Команда должна изобразить планетную систему, вращающуюся вокруг своей звезды. Среди планет одна двойная; планета с кольцом; планета, на которой сутки равны году; планета с наклоненной осью вращения. (Здесь есть еще один момент - планеты, которые находятся ближе к звезде, движутся быстрее.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Результаты всех конкурсов заносятся в судейский протокол (табл. 2).

11. Исполняется Гимн астрономов (текст на экране) всеми участниками праздника (подпевают Гребенщиков и Сплин).

12. Награждение победителей грамотами и призами, раздача сладких призов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Паклина, Т. Н. Речевые праздники в школе [Текст] / Т. Н. Паклина // Коррекционная направленность обучения и воспитания / под ред. Л. А. Аслановой, О. А. Красильниковой. - СПб., 2007.

2. Лебедева, О. А. Общешкольные праздники и их роль в развитии детей [Текст] / О. А. Лебедева // Реабилитация. Образование. Развитие. - СПб., 2008.

3. Детский праздник в школе, лагере, дома: Подсказки организаторам досуговой деятельности: приложение к журналу «Проблемы школьного воспитания» / сост. Л. Г. Не-щерет. - Н. Новгород, 1998.

4. Генкин, Д. М. Массовые праздники [Текст] / Д. М. Генкин, А. А. Конович. - М.: Просвещение, 1975. - 140 с.

5. Марков, А. С., Чаругин В. М. Тематические астрономические праздники как система пропедевтики астрономических знаний учащихся [Текст] / А. С. Марков, В. М. Чаругин // Физика в школе. - 2013. - № 5. - С. 61-64.

REFERENCES

1. Paklina T. N. Rechevye prazdniki v shkole. In: Aslanova L. A., Krasilnikova O. A. (Ed.) Kor-rektsionnaya napravlennost obucheniya i vospi-taniya. St. Petersburg, 2007.

2. Lebedeva O. A. Obshcheshkolnye prazdniki i ikh rol v razvitii detey. In: Reabilitatsiya. Obra-zovanie. Razvitie. St. Petersburg, 2008.

3. Neshcheret L. G. (Comp.) Detskiy prazdnik v shkole, lagere, doma: Podskazki organizatoram dosugovoy deyatelnosti. Prilozhenie k zhurnalu "Problemy shkolnogo vospitaniya". N. Novgorod, 1998.

4. Genkin D. M., Konovich A. A. Massovye prazdniki. Moscow: Prosveshchenie, 1975. 140 p.

5. Markov A. S., Charugin V. M. Tematicheskie astronomicheskie prazdniki kak sistema prope-devtiki astronomicheskikh znaniy uchashchikh-sya. Fizika v shkole. 2013, No. 5, pp. 61-64.

Чаругин Виктор Максимович, доктор физико-математических наук, профессор Московского педагогического государственного университета e-mail: charugin2010@mail.ru

Charugin Viktor M., ScD in Physics and Mathematics, Professor, Moscow State Pedagogical University e-mail: charugin2010@mail.ru

Марков Александр Сергеевич, аспирант Московского педагогического государственного университета e-mail: lastexile12@gmail.com

Markov Alexandr S., Post-Graduate Student, Moscow State Pedagogical University e-mail: lastexile12@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.