Научная статья на тему 'Современные СМИ для детей и юношества. Тенденции развития и типологические черты'

Современные СМИ для детей и юношества. Тенденции развития и типологические черты Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
4585
367
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / MASS-MEDIA / ИНТЕРНЕТ / INTERNET / ТЕНДЕНЦИИ / TRENDS / ДЕТИ / CHILDREN / ТИПОЛОГИЯ / TYPOLOGY / СПЕЦИФИКА / SPECIFICITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Грудинская Виктория Владимировна

В последние годы сложилась качественно новая информационная ситуация, заставившая детскую журналистику заново осознать свои возможности, сильные и слабые стороны, точнее определить специфику. В связи с изменившимися потребностями общества изменились и СМИ как в содержательной модели, так и в оформлении. Прогрессирующая компьютеризация населения России и появление Интернета спровоцировали бурный рост числа средств массовой информации, размещенных в русском сегменте всемирной паутины. Именно феномен детских Интернет-изданий и стал предметом изучения автора статьи. На примере онлайн-периодики для детей ясно прослеживаются основные тенденции современных СМИ вообще. В статье представлена авторская типология Интернет-журналов для детей и названы особенности каждого типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern mass-media for children and youth. Tendencies of development and typological features

Recent years absolutely new standard and grade of information situation took shape and made children's journalism realize its perspectives, strong and weak aspects, identify its specific character. In view of changed society needs mass-media underwent a great change as well, both in conceptual model and in design. The progressing computerization of Russian people and appearance of Internet have stimulated the heavy growth of numerous mass-media disposed in Russian segment of World Wide Web. Just the phenomenon of children's Internet periodicals is the object of analysis in this article. Analyzing online-periodicals for children one can easily observe the main trends of modern massmedia in general. The article contains author's typology of Internetmagazines for children and describes specific characters of each type.

Текст научной работы на тему «Современные СМИ для детей и юношества. Тенденции развития и типологические черты»

Проблемы теории электронных СМИ

В.В. Грудинская

СОВРЕМЕННЫЕ СМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ

В последние годы сложилась качественно новая информационная ситуация, заставившая детскую журналистику заново осознать свои возможности, сильные и слабые стороны, точнее определить специфику. В связи с изменившимися потребностями общества изменились и СМИ - как в содержательной модели, так и в оформлении. Прогрессирующая компьютеризация населения России и появление Интернета спровоцировали бурный рост числа средств массовой информации, размещенных в русском сегменте всемирной паутины. Именно феномен детских Интернет-изданий и стал предметом изучения автора статьи. На примере онлайн-пери-одики для детей ясно прослеживаются основные тенденции современных СМИ вообще. В статье представлена авторская типология Интернет-журналов для детей и названы особенности каждого типа.

Ключевые слова: СМИ, Интернет, тенденции, дети, типология, специфика.

Несмотря на наличие научных работ, посвященных СМИ для детей и юношества, системного исследования современных детских сетевых СМИ до настоящего времени не предпринималось. Молодежная печать изучена достаточно глубоко лишь в «комсомольский» период своего существования. Возникновение Интернета и бурное развитие новых информационно-коммуникационных технологий изменило конфигурацию медиа-ландшафтов всех стран мира1, образовались принципиально новые типы и формы распространения информации, в том числе и для юной аудитории. В данной работе проводится исследование детских онлайн-СМИ, которое способствует выведению значимых для практики обобщений и закономерностей.

© Грудинская В.В., 2010

Материал для анализа составили сетевые средства массовой информации, функционирующие на информационном рынке, с учетом их многообразия и динамики развития. Учитывая большой количественный объем детских СМИ, для конкретного рассмотрения были выбраны наиболее яркие представители различных типологических групп этих изданий. Первоочередным требованием к выборке для анализа является не формальное воспроизведение всех структурных соотношений различных типологических групп детских СМИ, а, прежде всего, сам факт присутствия в выборке всех существующих видов (типов) средств массовой информации для обозначенной аудитории.

Стремительная компьютеризация и интернетизация России в последние годы, поддерживаемая различными государственными программами, привела к тому, что в 2008 г. число пользователей Интернета в России превысило отметку в 40 млн; за год рост Интернет-аудитории составил 10—15%2. Долю детей среди Интернет-пользователей определить очень трудно, но жизненные примеры раннего начала общения ребенка с компьютером позволяют делать вывод о немаленьком количестве пользователей виртуальной сетью - детей. Есть только отдельные исследования детской аудитории, ведь большинство организаций, замеряющих Интернет-аудиторию, не учитывают возрастную группу младше 18 лет. Возьму на себя ответственность на основе изученной информации предположить, что на сегодняшний день в России доля детей и подростков (до 18 лет) в сети составляет около 20% от общего числа пользователей Интернет, то есть речь идет о цифре 8 млн человек. Так или иначе, численность детей в Интернете оказалась не столь уж и маленькой.

Исследователи портала «Руметрика» всерьез заинтересовались проблемой подсчета детской аудитории в Интернете и провели опрос родителей о том, как и где пользуется их ребенок «всемирной паутиной». Результат: у 27% респондентов есть хотя бы один ребенок, использующий Интернет3. Принимая в расчет эти данные, стоит отметить, что мои прогнозы могут быть заниженными.

В 1990-е гг. появился самый перспективный сектор рынка периодических изданий - рынок электронной информации4, на котором представлены электронные версии ряда газет и журналов, а также самостоятельные сетевые издания. В России Интернет-СМИ для детей и юношества появились почти одновременно со «взрослыми» газетами и журналами - на рубеже веков. Так, например, журнал «Недоросль» (www.a-z.ru/public/nedorosl/) функционирует во всемирной паутине с 2001 г. (для сравнения - первый в России Интернет-журнал появился в 1996 г., «Огонек»). Руководи-

тели СМИ для детей почувствовали эту потребность подростков в получении информации непосредственно из сети. В связи с этим многие уже существующие в печатном виде детские газеты и журналы создали виртуальных дублеров, а то и вовсе «перебрались» в сеть.

Детские издания в условиях рынка, стремясь привлечь внимание аудитории, часто адресуют свою продукцию сразу нескольким возрастным группам: дошкольники и младшие школьники, младшие школьники и подростки, подростки и старшеклассники. Это объясняется тем, что возрастные границы подвижны и при переходе от одного возраста к другому отношение ребенка к действительности изменяется не сразу. Поэтому четкого разделения сетевых изданий для детей по классическому типоформирующему фактору всей детской прессы нет.

Проанализировав около 80 онлайн-изданий для детей, нетрудно заметить, что многие существенно отличаются друг от друга не только по возрасту аудитории, для которой предназначаются, но и по тематике, по уровню политизации и направленности - просветительской или развлекательной. Всю массу современных изданий для детей и юношества можно разделить на несколько типов - по различным критериям.

Анализируя контент и цели, преследуемые Интернет-СМИ, можно выделить пять основных групп:

1. Информационно-публицистические.

Онлайн-издания этого типа содержат отклики на происходящие в России и мире события, зачастую юниоры сами заполняют раздел новостей. Так, в газете «Школяр» (www.teen.spb.edu.ru) можно ознакомиться с материалами о жизни санкт-петербургских школьников, серьезными статьями о молодежных проблемах, культуре и репортажами со спортивных состязаний. Еще одна питерская газета «Пять углов» (www.5uglov.ru) обновляется еженедельно, кроме того, есть свой форум и чат, материалы о рынке образования и проблемах переходного возраста.

2. Издания, популяризующие науку, технику, искусство, религию (прообраз отраслевой прессы).

Разнообразие тем и интересов осталось еще с советских времен, но есть в виртуальных изданиях и феномены, на мой взгляд, отражающие реалии современной жизни.

В Карелии Юниорский союз «Дорога» (детская общественная организация) выпускает правозащитную газету «Школа - территория закона». Газета освещает злободневные проблемы прав человека в школе, вопросы корректных отношений между учителем и учеником. Ресурс можно найти по адресу www.doroga.karelia.ru/shkola/.

Политизированных СМИ для детей немного, но особого внимания заслуживает сайт www.uznai-prezidenta.ru. Фактически это раздел президентского сайта, приспособленный специально для детей. Посетителю предоставляется возможность выбрать версию сайта для просмотра - мультимедийную (flash) или облегченную (html). Создатели - Администрация Президента РФ - позаботились даже о создании короткометражных мультиков, развлекающих детей на страницах сайта. Более того, можно выбрать героя, который будет сопровождать ребенка в этом политическом путешествии. В зависимости от выбранного персонажа корректируется подаваемая информация. Разработчики представляют в качестве основной идеи сайта - желание рассказать подрастающему поколению о правах и обязанностях гражданина, но за этим скрывается, считают политологи5, самая настоящая официальная агитация. На ресурсе выложены и текст Конституции, и даже текст присяги президента. Профессиональные политики убеждены: смену себе надо растить с пеленок. Поэтому фактически целью данного сайта является не только обучение, но и политическая пропаганда.

Виртуальные православные СМИ для детей появились всего несколько лет назад, их инициаторами стали епархии и монастыри. В Санкт-Петербурге существует православный журнал для самых маленьких «Божья коровка» (www.bkorovka.ru), общероссийский детский христианский журнал для детей 4-11 лет «Зернышко» (www.zerno.agava.ru). Свято-Рождества-Христова-Сергиевский храм Харьковской Епархии Украинской Православной Церкви поддерживает специальный ресурс для детей www.vifleem.narod.ru. Примечательно, что главным редактором такой газеты является не специально обученный человек, поддерживающий политику епархии, а сам викарий Харьковской Епархии.

Основными темами православных СМИ для детей традиционно являются темы добра и зла, трактовки Библии и основных библейских сказаний, различные полезные знания из истории православия, поучения Святых отцов и другое. Подобные СМИ позволяют воспитывать детей в христианских традициях, а благодаря простому стилю изложения православные обычаи и обряды становятся доступными каждому ребенку.

Проблемы увеличивающегося антропогенного воздействия на окружающую среду тоже находят отражение в прессе для детей, в том числе и в Интернете. Существуют естественно-научные журналы (которые в последнее время чаще позиционируют себя как журналы для любопытных и любознательных, например, «Мир чудес», www.mir-chudes.narod.ru) и юношеские газеты, открыто заявляющие свою тематику как экологическую. Один из примечатель-

ных экземпляров такого типа - электронная версия юношеской экологической газеты Башкортостана «Подрост» (www.podrost.estc.ru). Здесь можно найти рассказы о заповедниках, сведения о программах экологической защиты, афоризмы в тему и даже экологический форму, где каждый посетитель может высказать свое мнение о проблеме и способах ее решения.

По адресу www.mdoo-fid.ru/sova.html можно найти детскую философскую газету «Сова», занимающуюся популяризацией философских проблем и знаний.

Внимания заслуживает и спортивная онлайн-газета «Внимание, на старт!» (www.na-start.ru). Эта виртуальная газета удивительным образом пытается сочетать пропаганду физической культуры и прогрессивных технологий.

3. Развлекательные, имеющие своей целью заполнить досуг читателя.

Электронная версия журнала о детском творчестве и досуге «Лучик» (www.luchik.narod.ru) публикует детские стихи и рассказы, головоломки, ведется постоянная рубрика «Умелые ручки». Есть и специализирующиеся на этом издания - например, «Самоделка» (www.samo-delka.ru). Здесь юные читатели могут обнаружить даже чертежи для распечатки и конструирования из бумаги.

Особое внимание хотелось бы уделить детской юмористической прессе в Интернете. «Веселая переменка», электронная версия юмористической газеты для школьников (www.v-peremenka.nar-od.ru), размещает на своем сайте смешные истории, рассказы, анекдоты и рисунки на школьную тему.

4. Литературно-художественные.

Сейчас эта группа представлена значительно беднее, чем ранее. Многие журналы такого типа сохранились с советских времен и просто «перебрались» в виртуальное пространство (например, журнал «Мурзилка», доступный теперь по адресу www.murzilka.km.ru, детская «Роман-газета» - www.chg.ru/Fairy/HELPERS/ROMAN/ index.html, журнал «Костер», в первоначальном виде хорошо знакомый старшему поколению, - www.kostyor.ru). Появились и новые литературно-художественные журналы, которые, по своей сути, не изменили основной концепции и по-прежнему делают упор на детское творчество - будь то проза или поэзия. Стоит отметить, что многие журналы нового времени акцентируют внимание на сказках для детей, различных легендах - исторических и народных (самарский сказочный журнал «Почитай-ка», www.cofe.ru/red-ka/, и иркутский детский журнал «Сибирячок», www.sibok.ru).

5. С отказом от социалистической идеологии в сознание людей стала активно внедряться идеология потребительства. Реклама

становится механизмом организации спроса и «производства» потребностей, поэтому появляется огромное количество рекламно-справочных изданий, которые можно выделить в отдельный тип СМИ.

Главная цель этого типа - информировать пользователей о товарах или услугах в определенном сегменте рынка, в данном случае - товары для детей и подростков. По сути это электронные аналоги рекламных газет, распространяемых бесплатно. К такого рода ресурсам можно отнести сайт газеты для детей и родителей «Аист»(шшш.шо7а1ка.ги), которая с 1996 г. бесплатно распространяется в Москве. Свои сайты для детского пользования имеют и учреждения, связанные с обслуживанием детского досуга и отдыха. Например, детский оздоровительный лагерь «Маяк» выпускает Интернет-версию газеты «Моторчик» (www.katok.h1.ru), привлекая внимание потенциальных клиентов к своим услугам. На питерском ресурсе www.kindermoda.ru маленькие модницы могут просмотреть каталоги известных марок, выбрать себе подходящий наряд, почитать о последних тенденциях детской и подростковой фэшн-индустрии.

Важнейшая функция детской прессы - обучение. Зачастую кроме новостей школьной жизни на ресурсах для детей можно найти и подборки школьных сочинений, вполне конкретные справочные материалы по теме, которую озвучил читатель. Так, электронный журнал «Школьный калейдоскоп» (www.scholar.urc.ac.ru) публикует на своих страницах статьи и упражнения по многим академическим предметам.

Для школьников актуальна проблема профессионального самоопределения. На сайте www.mediashkola.ru ребята из творческого объединения «ЮНПРЕСС» в доступной форме делятся профессиональными советами, проводят мастер-классы онлайн, в общем, различными способами популяризуют журналистику как вид деятельности и, возможно, будущую специальность. Другое безграничное поле деятельности юных журналистов с опытом - нижегородский ресурс «УТЯ» (www.utya.nnov.ru), расшифровывается как «Улица творческих «Я». В этой газете юнкоры высказываются на темы, волнующие детей и подростков, проводят собственные исследования и дают возможность творить каждому.

В настоящее время возрастная граница вовлеченности в рабочий процесс намного сдвинулась в сторону уменьшения. Многие школьники сами стараются зарабатывать карманные деньги. Чтобы обслужить и эту сферу жизни подростков, во всемирной сети появился сайт rabota.ynpress.ru. Здесь размещена актуальная ин-

формация о вакансиях для учащихся и рейтинг высших учебных заведений страны.

Уникальное явление представляет собой психолого-педагогическое Интернет-издание www.detisite.ru. Здесь есть раздел и для детей, и для родителей. Вообще сам сайт представляет собой увлекательную анимационную игру, действие которой разворачивается в Детском городке. Фактически это модель реального города: ребенку предоставляется возможность отрепетировать какие-то действия, ранее вызывавшие у него страх, получить первоначальный опыт социального общения.

Все Интернет-издания можно разделить на три группы по статусу организации, которая их выпускает и контролирует:

1. Государственные (муниципальные).

Онлайн-издания данного типа - в основном сайты для детей, представляющие газеты и журналы субъектов федерации (например, Сахалинская областная газета «Остров сокровищ», osy.svtc.ru).

2. Детские общественные организации - будь то школа или городское объединение старшеклассников - тоже часто выступают в роли учредителей газет и журналов.

Как правило, их отличает разнообразие затронутых тем, также много материалов, посвященных социальным акциям и гуманистическому воспитанию молодежи. Редакторами таких газет обычно являются взрослые, но основными корреспондентами, авторами и генераторами идей - дети (например, газета старшеклассников «Окно» - www.okno.ural.ru, электронная версия журнала юношеского творчества лицея №1560 Москвы «Полет в неизвестность» -www.neizvestnoe.narod.ru ).

3. Любительские - созданные пользователями сети для друзей и сверстников.

К примеру, семейная пара журналистов создала сайт для детей «Детская газета» (www.detgazeta.ru). Здесь детям и подросткам дается полная свобода: собраны гигантские архивы головоломок, анекдотов, шарад, более того - здесь есть даже виртуальные «раскраски», рецепты простых и вкусных блюд, которыми малыши могут порадовать своих родителей.

Нередко подобные издания создаются детскими и подростковыми коллективами, они полностью независимы от взрослой цензуры. На всех уровнях производства информационного продукта - от репортера до главного редактора - работают сами дети и подростки (в барнаульской детско-юношеской газете «Сами» секрет успеха заложен в название, www.a-z.ru/public/sami). В этом же сегменте стоит отметить уникальный посыл детской газеты «Интерландия»:

Детская газета «Интерландия» - проект электронного издания, основной идеей которого является то, что в нем принимают участие только дети. Во всем: сбор материала, верстка, дизайн, редактура. Если Ваш ребенок не желает ограничивать поле своего действия только листком альбома или тетрадной страничкой, значит ему самое место у нас. Специалисты центра научат его грамотно работать в программах по верстке, анимации, дизайну6.

Деление детских СМИ по географическому признаку хоть и весьма условно, но приложимо к Интернету7. В сегменте Рунета можно выделить СМИ для детей как локального характера (так, например, самарский центр творчества детей запустил в сети проект детского сказочного журнала «Почитай-ка», www.cofe.ru/red-ka/), так и федерального масштаба (общероссийская юношеская газета тоже «поселилась» в сети - теперь она называется «Виртуальный ЮГ» и доступна по адресу www.ynpress.ru/yg-online/).

В связи с изменившимися потребностями общества появляются новые формы средств массовой информации: дайджесты, журналы-ревю, семейные журналы, журналы на дискетах, дисках, электронные версии газет и журналов, издания, продолжающие тематику популярных телевизионных программ, русские версии западных журналов. Отметим то, что касается онлайн-изданий для детей и юношества.

1. Семейные журналы.

В аудиторию журналов для так называемого семейного чтения, то есть совместного времяпровождения детей и родителей, входят, как правило, дети дошкольного и младшего школьного возраста. Например, в «Детской газете» (www.detgazeta.ru) есть отдельные разделы для взрослых и детей, а также руководство сайта проводит совместные форумы, обсуждения актуальных проблем. Многие издания даже исключительно детских газет обращаются к родителям с просьбой поучаствовать в жизни ребенка, обсудить тот или иной материал или помочь решить очередную головоломку («Ставро-ша», www.stavrosha.mhost.ru).

Интернет-журнал «Дошколенок» (www.kindereducation.ru) содержит отдельные разделы для детей, их мам и пап. Родителям предлагается обсудить возникающие в процессе воспитания проблемы на специальном форуме, изучить детскую психологию, а детям - научиться считать, рисовать и узнать много интересного.

2. Альманахи детского творчества.

Один из наиболее популярных ресурсов Рунета подобного рода - альманах «Клёпа» (www.klepa.ru), электронное представительство детского познавательно-развлекательного альманаха. Редак-

ция осуществляет подбор материалов по самым разнообразным тематическим разделам, рубрикам.

Все сетевые издания можно разделить на несколько групп по степени онлайн-самостоятельности8:

1. Электронные версии печатных изданий (дублеры).

Многие печатные СМИ в начале XXI в. стали «перебираться»

в сеть, но это не означает прекращения печатания основного тиража. Две версии - онлайновая и оффлайновая (привычная печатная) существовали, а во многих случаях и до сих пор существуют параллельно. При этом печатное издание часто отсылает к Интернет-версии, а сайт предлагает подписаться на журнал.

2. Собственно электронные издания.

Издания для детей, намеренно создаваемые в Интернет-пространстве, не имеющие аналогов среди печатных СМИ. Большинство сайтов в этом сегменте представлены полулюбительскими изданиями.

Интернет вобрал в себя все важные свойства информационных систем. Отметим основные черты онлайн-СМИ в отличие от других видов массовой коммуникации.

1. Интерактивность.

«Продвинутые» сайты для детей и юношества проводят интерактивные конкурсы, развивающие игры и даже уроки английского в режиме онлайн (www.detki-74.ru). На многих сайтах детских СМИ имеется свободный доступ к архивам номеров - это позволяет без проблем найти нужный материал или собственную заметку.

2. Вседозволенность.

Интернет-среда, в отличие от физической, в которой мы все живем, характеризуется гораздо меньшей жесткостью барьеров9 и ограничений и допускает гораздо большую степень свободы для своих «обитателей». Можно повлиять если не на концепцию издания в целом, то хотя бы на формирование тем следующего номера, например посредством голосования. Идея сводится к тому, что человек, не участвующий в непосредственном создании издания, может повлиять на ход обсуждения того или иного вопроса, по своему усмотрению репрезентировать себя для других любым образом10. Создатели сайта газеты «Рост» (www.rost.websib.ru) в стихах обозначили это свойство Интернета:

Здесь читать разрешено Все, что не запрещено11

3. Мультикультурность.

Возможность одновременного общения большого числа людей, находящихся в разных частях света и, следовательно, живущих в

разных культурах. Такое интернациональное общение вполне вписывается в тенденции глобализации. Многие детские сайты «обзавелись» англоязычными версиями собственных сайтов.

4. Мифологичность.

По свидетельствам медиков, детское сознание только после 12 лет учится разделять виртуальную и действительную реальность. Интернет как нельзя более соответствует мифологическому мышлению маленького ребенка12.

Мифологическое мышление характеризуется «магичностью». Например, психолого-педагогическое издание www.detisite.ru полностью оформлено как анимационная игра, участником которой может стать любой пользователь ресурса. На страницах этого сайта расположен целый детский городок, управлять которым можно при помощи кнопок-картинок.

Сервер онлайн-газеты «Сделай сам» предоставляет полную свободу посетителям сайта в оформлении интерфейса «под себя». Все необходимые для этого инструменты размещены на главной странице сайта: ребенок может разместить свой рисунок там, где ему заблагорассудится, переместить некоторые элементы и разделы издания так, как ему удобно.

Другая особенность мифологического мышления - анимизм. Почти все детские издания имеют одного или нескольких персонажей, которые постоянно «живут» на страницах газет и журналов. Эти герои помогают ребенку ориентироваться в содержании издания, кроме того, редакции, как правило, проецируют на них жизнь среднестатистического читателя - персонажи ходят в школу, получают оценки, играют в футбол.

Наконец, мифологическое мышление синкретично. Интернет-технологии позволяют на ограниченном пространстве вeб-сайта разместить большое число объектов, во многих случаях абсолютно между собой не связанных, имеющих самую различную природу и логику функционирования, а также различную тематику и цели13.

5. Универсальность.

Сеть представляет собой уникальную коммуникационную систему, которая может использоваться не только для какой-то одной цели. Ее привлекательность как раз и состоит в многообразии возможностей и в том новом, что она несет для различных видов деятельности. Интернет относится к категории информационных систем, работающих по принципу «не только, но и ...», тогда как другие системы функционируют по принципу «или - или».

6. Интегрированность.

Большинство детских изданий носят некоммерческий характер, поэтому и масштабные рекламные кампании таким СМИ не до-

ступны. Им трудно выжить, не сотрудничая с коллегами, в связи с этим появляются различные способы ссылок на сайты партнеров, в том числе широко распространенные среди детских изданий веб-кольца. Это системы автономных сайтов, как правило, имеющих сходную специфику или аудиторию. Все ресурсы, входящие в одно веб-кольцо, имеют перекрестные ссылки друг на друга, часто осуществляют баннерообмен. Одно из наиболее известных российских объединений - кольцо «Наши дети», оно объединяет несколько десятков Интернет-изданий для детей по всей России.

Элементы сообществ в детских СМИ проявляются чаще как клубы по интересам. Так, существует «Клёп-клуб» (www.klepa.ru), клуб «ДДД» (электронная версия общероссийской газеты «Добрая дорога детства» www.ddd-gazeta.ru). У этих специфических объединений есть свое руководство, определенные цели и реализуемые проекты и акции.

7. Схематичность.

Издания для детей чаще, чем какие-либо другие, имеют технические проблемы из-за недостаточного финансирования, редко обновляются. В качестве исключительного примера я бы отметила ресурс www.malchishki.ru (журнал «Мальчишки нашего двора», поражающий отличным дизайном и качественным содержанием) и любительский, но от этого не проигрывающий сайт www.detgazeta.ru (отличный дизайн, обилие интересных материалов, мультимедиа, делает семейная пара, занимающаяся журналистикой более 10 лет).

8. Наглядность и непосредственность.

Большинство изданий оформляются ярко, красочно, с использованием большого количества иллюстраций и фотографий - есть, что посмотреть, даже маленькому ребенку, не познавшему язык чтения. Так, рассматривая комиксы, он по сути изучает жизнь (примером популярного развлекательного издания для детей может служить любительский журнал комиксов «Мирчек», www.mirchek. 8k.com).

Кроме того, издания для детей отличает особый язык этих СМИ, они близки к своим читателям и, соблюдая заветы К.И. Чуковского, общаются с ними «на равных»14.

Современная пресса для детей широко использует наработанный столетиями опыт детской журналистики. Сформировавшаяся типология изданий для детей и юношества только уточняется, конкретизируется и дополняется в соответствии с требованиями времени. Но неизменной остается роль детских изданий в социализации ребенка. От того, что читают сегодняшние дети, зависит не только последующее развитие общественных институтов, но и судьба страны в целом.

Примечания

1 Лукина М.М. СМИ Рунета: штрихи к типологическому портрету (по результатам мониторинга интернет-СМИ) [Электронный ресурс] // Портал научных исследований СМИ и методик журналистского образования «Медиаскоп». [М.,

2003]. URL: http: // www.mediascope.ru (дата обращения: 20.09.2006).

2 Цит. по: Количество интернет-пользователей России перевалило за 40 млн [Электронный ресурс] // Сайт «Компьюлента». [М., 1997]. URL: http:// net.compulenta.ru/421673/ (дата обращения: 23.04.2009).

3 Опрос «Принимаемся за учебу» [Электронный ресурс] // Портал <^иметри-ка». [М., 1996]. URL: http://rumetrika.rambler.ra/publ/article_show.html?arti-cle=2998 (дата обращения: 29.11.2006).

4 Гуревич CМ. Экономика отечественных СМИ: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2004. С. 14.

5 Официальный сайт телекомпании «Четвертый канал» [Электронный ресурс]. [Екатеринбург, 1999]. URL: http://www.channel4.ru/content/200708/31/ 113.polit.html (дата обращения: 20.09.2007).

6 Официальный сайт газеты «Интерландия» [Электронный ресурс]. [М., 2003]. URL: http://www.inter-line.ru (дата обращения: 26.06.2008).

7 Малышев Е. Что считать Интернет-СМИ // Медиа-альманах. 2003. № 3.

8 Лукина М.М. Указ. соч.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 Levin K. A Dynamical Theory of Personality. N.Y.; London, 1935.

10 Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью [Электронный ресурс] // Сайт «Флогистон: Психология из первых рук». [М., 1998]. URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/strat-egy (дата обращения: 14.06.2007).

11 Официальный сайт газеты «РОСТ» [Электронный ресурс]. [Новосибирск,

2004]. URL: http://www.rost.websib.ru (дата обращения: 26.06.2008).

12 Пиаже Ж. Психология интеллекта // Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.

13 Минаков А.В. Социально-психологические аспекты взаимодействия человека с глобальными компьютерными сетями (Интернет) // Тезисы докладов международной конференции ИОЛ-99. СПб., 1999. С. 333.

14 Чуковский К.И. Собр. соч. в 6 томах. М.: Худ. лит-ра, 1965. Т. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.